Незаконченный эксперимент. «Социокинетика»: стратегия и тактика детского движения нового века
30.01.13.
Соколов Р.В.
Незаконченный эксперимент. «Социокинетика»: стратегия и тактика детского
движения нового века. – М., 2003, с. 168-180.
------------------------------------------------------------------
АВТОР ВЫРАЖАЕТ БЛАГОДАРНОСТЬ СТАЖЁРУ
ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА АЛЁНЕ ЗЕЛЕНСКОЙ
ЗА БЕСКОРЫСТНУЮ И ОПЕРАТИВНУЮ ПОМОЩЬ
В СКАНИРОВАНИИ С КНИГИ ЭТОЙ СТАТЬИ ДЛЯ САЙТА,
Т.К.АВТОРОМ БЫЛ УТЕРЯН ФАЙЛ С КОМПЬЮТЕРНЫМ НАБОРОМ ТЕКСТА.
==================================================================
Соколов Р.В.
НЕЗАКОНЧЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
До сих пор об этом движении появлялись публикации преимущественно педагогов, реже - социологов и культурологов. Но вот теперь появилась монография политического историка - доктора исторических наук А.В. Шубина «От застоя к реформам», в которой автор связывает «коммунарское движение» с такими социальными явлениями, как «коммунализм» и «гражданское общество». В специальной главе едва ли не впервые исследуются социально-политические аспекты «коммунарского движения», эволюция его взаимодействия с «руководством» Пионерии и комсомола. И в приведенных ниже размышлениях автор счел целесообразным использовать ряд положений названного историка и прокомментировать их.
Чем было «комммунарское движение» до сих пор в «массовом» сознании педагогической общественности? Проявлением, частью детского движения. Подчеркнём слово «детского». А.В.Шубин приводит интересное суждение активного участника коммунарского движения известного журналиста В.Р. Хилтунена: «коммунарство стало инвалидной формой коммун двадцатых годов. У них сохранилась игровая форма, но был отрезан материальный базис. Они прорвались в будущее, но оказались кроной, зависшей без самого ствола». И добавляет от себя: «Это была игровая модель бессеребреннического коммунизма, альтруистического общества будущего».
Читая статью историка А.В.Шубина, видно, что это социальное движение имело и некоторые «политические аспекты», связанные с периодом «оттепели» после XX съезда КПСС. «Коммунарское движение» трактуется историком ещё и как реакция на идеологию тех лет вообще, а не только как реакция на некоторые педагогические технологии в сфере воспитания, в детском движении.
Коммунарское движение прочно связано с именем Игоря Петровича Иванова. Что это был за человек?
И.П. Иванов был, прежде всего, философом. И не только по образованию. Он всегда был и оставался мыслителем. А.В.Шубин пишет, что Иванов «был инакомыслящим, но смотрел на власть «слева».он был марксистом и коммунистом больше, чем руководство страны». « Он мечтал, что когда в созданной им педагогической коммуне вырастут коммунары, они изменят общество». Был у Иванова и другой «университет». Его отец был репрессирован, но «вовремя» реабилитирован. И И.П.Иванов на всю жизнь сохранил веру в возможность торжества справедливости в стране Советов. Если за неё бороться.
Известно, что некоторое время И.П.Иванов работал в аппарате Ленинградского обкома комсомола, а затем - аппарате ЦК ВЛКСМ, но ушёл оттуда по собственному желанию. А это в ЦК ВЛКСМ случалось нечасто. Ушёл, как многое не принимавший.
Недаром в сводной районной пионерской дружине «Фрунзенской коммуне», созданной И.П. Ивановым, были такие (сформулированные Ивановым) законы: «Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!», «Дряни любой - давай бой!». А позже в студенческой «Коммуне им. А.С.Макаренко» был и такой закон: «Огнём Макаренко пылать, штурмуя небо не пищать!»
Созданием этих коммун и выросшим из них массовым движением И.П. Иванов дал бой формализму и бюрократизму, бытовавшим тогда в пионерии и в комсомоле.
Уходя из ЦК ВЛКСМ, он, наверное, ещё не мечтал ни о «коммунарском движении», ни о «коммунарской методике». Даже слова такие появились лишь через 8-10 лет.
«Союз энтузиастов» появился в 1956 г., а первое употребление термина «коммунарское движение» мы находим только в 1964 г. (в статье Виктора Малова и Любы Балашковой «Мы живём не помаленьку», опубликованной журналом «Комсомольская жизнь»).
А термин «коммунарская методика» появился ещё позже. Сам И.П.Иванов очень редко употреблял этот термин, предпочитая называть своё детище «методикой коммунистического воспитания». Он ведь занимался проблемами коммунистического воспитания, а не какого-то иного. Термин «коммунарская методика» был «придуман» высокими комсомольскими чиновниками, когда им понадобилось как-то отделить разонравившееся «коммунарское движение» (его стали называть «организацией в организации», вкладывая в это выражение смысл аналогичный термину «злокачественная опухоль»). В 1965 г., работая вожатым в «Орлёнке», я не слышал термина «коммунарское движение» и сам опасался его произносить. При этом о «коммунарской методике» слышать приходилось, но все предпочитали его заменять на термин «орлятская методика» или «методика организации коллективных творческих дел». Вот как это объясняет Шубин: «Официальным структурам удалось взять на вооружение «технологию», аккумулировав часть движения в систему «школ комсомольского актива и пионерского», придавив на местах неконтролируемые группы, отказавшиеся от унификации под эгидой ЦК ВЛКСМ». Но это было потом (во второй половине 60-х гг.).
А чего хотели добиться за десять лет до того И.П. Иванов и его сподвижники(«на первых порах»)? С чего начинались созданные И.П.Ивановым «Союз энтузиастов (1956 г.), «Коммуна юных фрунзенцев» (1959 г.)?
Начинали со стремления «оживить» пионерскую и комсомольскую работу в школе.
Оживление детского движения (поначалу внутри этой самой пионерской организации) было для И.П.Иванова едва ли не главным делом его жизни в те годы. Реализация такой миссии не просто научно-методическая деятельность и даже не просто серия социальных инноваций по созданию «Союза энтузиастов», пионерской «Фрунзенской коммуны», студенческой «Коммуны имени Макаренко», «движения юных коммунаров», педагогического «Коммунарского-макаренковского содружества». Это, безусловно ещё и инициативная «политическая самодеятельность», нацеленная на борьбу за возрождение настоящего детского движения, за «настоящую коммунистическую педагогику». Более того, - за «улучшение окружающей жизни» силами детей и их старших друзей.
И вообще у И.П.Иванова, как ни у какого другого педагога, встречаются часто такие слова как «борьба!», разведка боем», «атака», «бой», «штурм», «победа».
К сожалению, эта сторона его жизни, деятельности, учения ещё как следует не изучена и не описана. А «бороться» приходилось не только с формалистами и бюрократами.
Как отмечает А.В.Шубин, «в коммуне столкнулись две тенденции - неортодоксальный коммунизм и западнический либерализм. Часть вожатых сблизилась с журналистом С.Соловейчиком. По мнению В. Хилтунена: «Сима Соловейчик узнал об этом опыте в 1960-м, приехал и начал популяризировать. И участвовать. И.П. Иванов очень болезненно относился к попыткам разрушения важных для него идеалов.
А у Симы была близость к либеральной среде. В коммуне усилились либерально-западнические настроения. И постепенно Сима сделал из этого всесоюзную диссидентскую организацию. Хотя и умеренную, ориентированную в первую очередь на творчество, а не на коммунализм. С мощным лабораторно-учебным центром в виде «Орлёнка». Он перехитрил всех, кого мог. До какой-то поры И.П. Иванову всё это было понятно и интересно, потому что он думал, что это идёт в развитие его основной идеи. К потом произошла аннигиляция». «В конечном итоге коллектив вытеснил основателя». А.В.Шубин привёл образное выражение этой драматической ситуации: «Буратино прогнал Папу Карло, но, прогнав его, коммуна потеряла стратегическую цель». Действительно, просуществовав 12 лет, «Коммуна юных фрунзенцев» «не смогла воспроизвести социальную стратегию» и прекратила своё существование.
Однако это не помешало в 60-х гг. начаться движению по распространению «коммунарской модели» организации детских и подростковых сообществ и реорганизации «обычных» коллективов по «коммунарским» принципам и обычаям.
Шубин пишет, что «коммунарские инициативы получили поддержку со стороны газеты «Комсомольская правда», в которой С.Соловейчик организовал приложение «Алый парус», посвящённое энтузиастам-педагогам». Это было не приложение, а тематическая страница, но не в этом дело. «Коммунарское движение» в 60-е годы «разлетелось» по всей стране. В сотнях населённых пунктов действовали тысячи «секций» клуба юных коммунаров. Все они так или иначе «противопоставляли» себя Пионерии и школьному комсомолу (особенно активно после того, как из коммуны ушёл И.П.Иванов, а главным идеологом стал С.Соловейчик).
Если в школе ребят в пионерский отряд объединяли классами, то коммунары - «по дружбе» (кто с кем хочет). Если в школьные пионерские отряды вожатые назначались, то у коммунаров «микроколлективы» выбирали себе «старших друзей». Иногда их даже искали «на стороне».
Если в школьных пионерских отрядах планы работы «спускались сверху», то коммунары устраивали «разведки дел» и «коллективное планирование». Если в школьных пионерских отрядах стенгазеты и всякие концерты подвергались цензуре педагогов, то у коммунаров в стенгазету «Ветерок» мог каждый писать, что хотел, подвешенным на верёвочке карандашом, а «концерт-молния» в принципе исключал даже репетиции. И так можно перечислять очень долго.
Коммунарам не нравилось, что Пионерия когда-то снизила «возрастную планку» своего членства до 14 лет и они пытались создавать разновозрастные коллективы. Может быть, именно в этом секрет долгожительства «Архангельского городского штаба школьников», отметившего 40-летие. В нём изначально были объединены городские «пионерский штаб» и «штаб комсомольцев-старшеклассников». А его ровесница (тоже работающая более сорока лет) свердловская «Каравелла», живёт столь долго, думается, прежде всего, по той причине, что не стала отвергать «длительную игру», предложенную на заре Пионерии И.Н.Жуковым. Если Пионерия в последние годы игру и не отвергала, то «длительную игру» в полной мере так и не освоила. А «Каравелла» и «Шхуна ровесников» Новороссийска (чуть моложе «Каравеллы») показали, что у «длительной игры» огромный потенциал. О результатах применения «длительной игры» написаны целые повести лидеров этих объединений. (В. Крапивин. Чем крепче ветер, -Свердловск, «Средне-Уральское книжное издательство», {1972, К. Подыма. Шхуна ровесников, М., «Детская литература», 1975). Кстати, новороссийская «Шхуна ровесников» К. Подымы была прекрасной лабораторией патриотического воспитания.
И всё-таки, несмотря на то, что коммунаров обрекали на «негативизм» «чудачество», перекрывая им доступ на официальные трибуны, коммунары переходили от «негативизма» к «социальному творчеству». Так называемым «коллективным творческим делам», придуманным коммунарами разных городов, как говорится, «несть числа». «Энциклопедия коллективных творческих дел» (под редакцией И.П. Иванова) выдержала четыре издания (это не считая «самиздата»). Издавались и переиздавались брошюры по «коллективным творческим праздникам».
Но коммунары создавали и нечто более удивительное.
Например, «Ликфилбез» (Семинар по ликвидации философской безграмотности) в Горловке, «Коммунарский университет юных марксистов» (в Москве и Свердловске), АГШШ (городской штаб пионеров и старшеклассников) в Архангельске, «Курсы общественных профессий» и «Дружину юных культармейцев» в подмосковном Щёлково. Там же был создан «Университет культуры» с отделениями по семи «направлениям коллективного освоения культуры»: «Фантастика и научное прогнозирование» (ФиНП), «История и теория искусств» (ИТИ), «Институт риторики и исполнительского мастерства» (ИРиИМ), «Легион энтузиастов трудового отдыха» (ЛЭТО)» «Группа разведчиков интересного» (ГРИН), «Проблемы подростковых клубов» (ППК), «Коммунарский университет юных марксистов»(КУЮК).
Не даром, созданная в Питере ассоциация последователей И.П.Иванова получила название «Ассоциация педагогики социального творчества».
Интересно свидетельство Шубина о Соловейчике: «самые большие проблемы у него были после положительных статей, а не после критики. Альтернатива страшнее критики». На фоне удавшейся «альтернативы» «стальные корабли Пионерии» выглядели далеко не так преуспевающе. Невольно вспоминаются слова ироничной песенки «Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо.». Как-то польские харцеры заметили советским пионервожатым: «Многое нам у вас понравилось, только мы не поняли, почему ваши пионеры, выходя из школы снимают галстуки, а наши харцеры - одевают?». И коммунары, кстати, выходя из школы, галстуки одевали.
При этом Шубин отмечает, что «у миссионеров», видимо, не было разработанной социальной программы, они стремились приблизить коммунизм. Но само понимание коммунизма у коммунаров этой волны было очень «широким» . В этом Шубин прав. В качестве иллюстрации он приводит высказывание В. Хилтунена: «мы проживаем ненаписанную практику коммунизма. И это может вылиться в то, что может быть описано. Мы герои, потому что по ненаписанным нотам пытаемся воспроизвести симфонию».
Что касается общей социальной программы, то ее у коммунаров действительно не было. Но у определённой части были намерения объединиться в производственных коммунах. Однако, они понимали, что в обозримом будущем «наличного бытия» таким планам сбыться не суждено. И это толкало некоторых на тропу «политического неформалитета».
Как пишет Шубин, «после ухода С.Соловейчика из «Комсомолки» «Алый парус» стал меньше заниматься педагогикой, и сторонники коммунарства организовали группу «Комбриг», вокруг которой сложился круг подростков и педагогов-журналистов (В.Хилтунен, О.Мариничева, Б.Минаев (в будущем заместитель главного редактора журнала «Огонёк»), В.Юмашев (в будущем биограф Б.Ельцина и руководитель администрации президента) и др., для которых социальный аспект неформальной педагогики был важнее технологии. «Комбриг» организовывал коммунарские сборы, на которых журналисты тесно общались с подростками. Творческая среда рождала новых авторов и помогала журналистам мыслить свободней».
По мнению историка Шубина «коммунарское движение сохранилось в качестве несколько сократившейся в объёме субкультуры, проводя свои слёты, продуцируя активное меньшинство, которое даже уходя из групп, «заражало» коммунарскими коллективистскими традициями другие общественные течения: экологическое, песенное, более поздние формы педагогического, а позднее - и политический неформалитет. Должен сказать, что это наблюдение подтверждается и нашими данными.
При всех своих минусах это был великий преобразовательный эксперимент. И, как видим, не только (и не столько) педагогический. Скорее - социокультурный.
В этом эксперименте участвовали тысячи школьников и педагогов. Это уникальное очно-заочное «творческое содружество» «далёких и близких друзей». Если раньше он интересовал больше подростков (учителя побаивались экспериментировать в жанре воспитания), то теперь он больше интересует педагогов.
Многие и сейчас продолжают в нём участвовать как, например, директор 825 московской школы В.А. Караковский, директор 51 рязанской школы О.Н.Маслюк, как педагоги 6-й гимназии города Остров Псковской области, Архангельский городской штаб школьников, коллектив частной московской школы «Перспектива», московский разновозрастный отряд «Дорога» и многие другие.
Комммунарское движение в своём развитии имело несколько фаз. И.П.Иванов говорил о двух фазах, участником которых он был. Нам довелось наблюдать и другие.
Первая фаза. Начало и середина 60-х годов. Создание (по всему СССР) секций «Клуба юных коммунаров» при «Комсомольской правде», при Домах пионеров, Дворцах культуры, редакциях радио и телевидения, при детских кинотеатрах и детских больницах. Попытки «окоммунарить» любую «сферу», где есть дети. Даже пионерские лагеря, школы и промышленно-технические училища.
Как отмечает историк Шубин «коммунарские группы покрыли всю страну, и даже без учёта откровенно «дутых» организаций в них были вовлечены тысячи подростков. Лучше всего коммунарство прививалось в самых закрытых (связанных с ВПК, а потому элитарных), портовых городах страны. Но уже во второй половине 60-х гг. его кризис начал прогрессировать». Справедливости ради надо отметить, что коммунарские объединения слабо «приживались» в закавказских республиках и совсем плохо в Прибалтике.
У «коммунарского движения» во второй половине 60-х гг. были не только внешние трудности. Были и свои (внутренние) «трудности роста». Были и свои проблемы, о которых говорили О.С.Газман и другие лидеры движения. Вторая фаза.
Рубеж 60-х и 70-х гг. Уже выросшие и «выжившие» в борьбе с внешними и внутренними проблемами коммунары задумываются о том, как заниматься «оживлением» «детского движения», в период «застоя». Забегая вперёд, отметим, что фаза эта увенчалась созданием «Коммунарского-макаренковского содружества» и массового «движения педагогических отрядов».
Шубин в «коммунарском движении» выделяет «Миссионерское коммунарство». «Миссионерское» коммунарство вылилось далее в движение педагогических отрядов. Под влиянием идей Макаренко (их активно пропагандировала Э.С.Кузнецова) социально-активные коммунары, обрастая «новичками» из студенческой среды, в 1971 г. занялись созданием педотрядов - групп педагогов, приступивших к работе с социально-«трудными» группами детей».
К примеру, один из бывших коммунаров, а ныне - декан уникального факультета имени И.П. Иванова, В.Л. Ситников, будучи студентом, участвовал в Коммуне имени Макаренко, а будучи школьником - коммунарском сборе «Вернер», который проходил в январе 1968 г. в его родном Свердловске. (Он тогда был членом городского клуба юных коммунаров «Алый парус»).
На том коммунарском сборе студентами и школьниками, закалёнными в многолетней борьбе за выживание и «улучшение окружающей жизни», был поставлен вопрос, как преодолеть не просто застой, формализм и бюрократизм в Пионерии и школьном комсомоле, а как преодолеть ни много, ни мало, отчуждение (в философском смысле этого слова), прогрессировавшее у нас в стране.
Школьники и студенты, собравшиеся тогда в нынешнем Екатеринбурге, обсуждали, в частности, вопрос: «решают ли коммунарские объединения проблему отчуждения?». И уже тогда решили, что в полной мере не решают и решить не могут. «Коммунарская методика» оказалась для этого не очень приспособленной, для этого нужны были более радикальные организационно-методические средства. Началась «переоценка коммунарских ценностей» и «пересмотр коммунарских методов».
Так родился проект «Вернер» и в недрах «коммунарского движения» зародилось уже новое движение - «движение юных культармейцев». Выросшее через три года в «движение педагогических отрядов», ядром которого стало «коммунарское-макаренковское содружество» (переименованное в 1986 г. в «Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов»).
Именно это И.П.Иванов и назвал «второй фазой» движения.
А когда это (во многом новое) «посткоммунарское движение» обозначилось как «движение педагогических отрядов», организовалось в Москве, Челябинске и в других городах, когда «разлетелось по стране» тысячами педагогических отрядов, когда было проведено одиннадцать Всероссийских слётов, комсомол его «заметил» и решил, что «в его рядах» появилась нижнего, ни мало, а, как пишет А. Шубин, «всесоюзная молодежная диссидентская организация, хотя и умеренная».
Но эта «всесоюзная диссидентская организация» была не либерально-буржуазной, а коммунарской. В стране, где некоторые руководители уже готовили переход к капитализму, «наивная молодёжь» (школьники и студенты) вслед за Ивановым всё ещё упорно пытались приближать коммунизм (во всяком случае - заниматься разработкой теории и методики коммунистического воспитания).
Отряды были разные. Работавшие круглый год «по месту жительства» детей, работавшие «сезонно» в «летних пионерских лагерях». А.В. Шубин отмечает такую разновидность педотрядов, как летние профильные лагеря при научных учреждениях.
Как пишет А.В.Шубин, «в 1975 г. на слёте двух десятков педотрядов на Волге был даже создан устав Содружества как самостоятельной организации, но под давлением умеренного крыла движения от его принятия отказались. Ко второй половине 70-х гг. движение педотрядов «заметил» ЦК ВЛКСМ, который признал эту форму работы полезной и решил возглавить движение, проводя попутно его реорганизацию».
Третья фаза. Конец 70-х и начало 80-х годов. Движение (теперь уже явно «посткоммунарское») проявилось в том, что было названо «движением семейно-педагогических клубов».
Как отмечает Шубин, «большая часть посткоммунарского движения в конце 70-х гг. эволюционировала в семейно-педагогические клубы - ведь организаторы общественно-педагогического движения уже обзавелись семьями. Активное участие в в их создании принимали семьи Хилтуненов, Соколовых, Никитиных и других неформальных педагогов». Если смотреть поверхностно, то эта фаза к Пионерии отношения не имела, как и вообще к «детскому движению». Но это как понимать «детское движение». Если понимать «социокинетически» (как движение взрослых в детской среде), то, конечно же, отношение имеет. Скорее Пионерия в эти годы не имела отношения ни к «детскому движению», ни к «общественно-педагогическому движению».
Четвёртая фаза «Посткоммунарское движение».
Историк Шубин отмечает, что «в результате увлечение педагогикой тесно переплелось с коммуналистским движением - восстановления общественной традиции самоуправления и взаимопомощи по месту жительства», что «педагогические инициативы становились катализатором коммунитарной самоорганизации». Он упоминает ряд объединенй, среди которых, созданный в 1986 г. и действующий по настоящее время детский клуб «Ровесник», на базе которого были созданы микрорайонный социально-педагогический комплекс «Содружество» и (в 1990 г.) общественная некоммерческая организация «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».
«Клубы в общественную борьбу не вмешивались, они составляли глубокий, но необходимый тыл формирующегося гражданского общества». Так считает историк Шубин.
В Ленинграде была попытка образовать семейную коммуну с общим жительством и воспитанием детей. Предпринимались попытки создать педагогическую общину в сельской местности. Устойчивая педагогическая община («Китеж») возникает только в 1993 г. на иной основе».
Интересно, что Шубин (в отличие от историков-педагогов) не ограничивается исследованием «детской», «молодёжной» и «родительской» фаз движения. Он пишет, что «в начале 80-х гг. лидеры движения вернулись к идее обновления
школы..Здесь у неформалов была своя «пятая колонна» - педагоги-инноваторы».
Круг замкнулся: в конце 19-го века Лев Толстой и его последователи совершали «десант» в школьную педагогику. В конце XX века опять подобный «десант». Но на этот раз «десантников» на порядок больше.
К названным выше примерам «коммунарства» в школах Москвы, Рязани, Острова хочется добавить интересную школу «Росток», которую довелось посетить в апреле этого года в Полтаве. Эта школа не имеет номера, поскольку она считается частной. На самом деле это общественная школа, но «скрывающаяся» в организационно-правовой форме частной, ибо законом почему-то не предусмотрены общественные образовательные учреждения. Создали её несколько лет назад бывшие «бойцы» одноимённого студенческого педотряда при Полтавском университете. Здесь ученики и педагоги поют песни в «коммунарском кругу», вместе мечтают, планируют, осуществляют, оценивают. Это действительно школа «педагогики сотрудничества», «школа радости». В ней витает «коммунарский дух». Такие «Ростки» и «Перспективы» радуют и обнадёживают. Думается это именно то, о чём мечтал на рубеже 50-х и 60-х И.П.Иванов.
Теперь в современном «посткоммунарском движении» лидируют не школьники, ни студенты, ни родители, а руководители школ, внешкольных учреждений и общественных организаций (Государственных, общественных, частных), работающих с детьми. Они используют «коммунарскую методику» для оживления (в смысле «взбадривания», увы!) работы с подростками в своих учреждениях и организациях. И то, что это «не организация самих детей, а организация для детей» участников этих организаций ни сколько не смущает. В них дети постепенно взрослеют и (не редко) сами становятся лидерами, педагогами.
Впрочем, социальный эксперимент «отечественное коммунарство» не закончен. Он продолжается. Не исключено, что в далёком будущем о «коммунарском движении» будут вспоминать не только историки «детского движения», а историки христианства. А вот как они будут вспоминать? Покажет время.
Таким образом, и в прошлом веке, и в нынешнем «коммунарское движение»» и «посткоммунарское», начав «борьбу за улучшение окружающей жизни» с «оживления» пионерии и школьного комсомола («детского движения»), породили не только новую «коммунарскую методику» (заметный компонент «педагогики сотрудничества»), но и способствовали таким общественным движениям как «движение за новую школу», «движение за коммунализм» и «движение за гражданское общество».
Не всё удалось в прошлом веке, не всё удаётся и теперь. Но процесс не кончился. Как говорится, ещё не вечер.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (30.01.13 21:40)




























































































