КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЕ
Эта рубрика создана в августе 2010г.
Она в стадии комплектования содержания.
КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЕ
Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства
Р.В.СОКОЛОВ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Методические рекомендации
(Материал из научного архива РИК - научный отчёт Р.В.Соколова за 1994 год)
(В наше время проблема педагогической самодеятельности это не только проблема СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ. Хотя заметим, что помощь населения государству в воспитании каждого подрастающего человека не только как семьянина, но и как труженика и гражданина становится все более актуальной.
В нашем понимании задача педагогической самодеятельности не только и не столько в том, чтобы обеспечить социализацию детей и подростков со стороны их адаптации к жизни в условиях "наличного бытия", но и в том, чтобы создать условия более полноценной социализации, включающей условия для самореализации детей и подростков в самых разных видах творческой деятельности.
Для того, чтобы были понятнее эти концептуальные подходы поясним, что мы имеем в виду под ВОСПИТАНИЕМ,СОЦИАЛЬНЫМ ВОСПИТАНИЕМ И СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - понятие собирательное.
Оно отражает сложное явление социальной действительности, включающее и существующее "наличное бытие" (сложившиеся исторически и бытующие в современном опыте формы внешкольной социализации подрастающего поколения) и "бытие идеальное" (представленное пока лишь в формах "идеальных моделей") т.е. существующее пока лишь потенциально.
Система социального воспитания (далее в тексте - ССВ) может быть рассмотрена как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ воспитателей и воспитанников, как ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, как ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.
Рассмотрим ССВ во всех перечисленных аспектах. ССВ как социальный институт. ССВ как институт социализации подрастающего поколения исторически возник значительно раньше школы. Своими корнями он уходит в народную педагогику, в семейное воспитание, в воспитание общинное.
Человек существо социальное и его социализация осуществляется в общении с родителями, соседями и другими взрослыми, со сверстниками, старшими и даже младшими.
Возникновение школы и постепенное вовлечение детей во всеобщее обязательное образование не ликвидировало перечисленных выше сфер социализации, а лишь несколько "потеснило" их. Все попытки сделать школу единственной сферой социализации не увенчались успехом. Школы не удалось сделать даже центрами воспитательной работы в "своих микрорайонах". И это не потому, что исполнители оказались плохими.
Школа создавалась (и складывалась как особого, типа социальный институт) в средневековье и она в принципе создавалась как ИНСТИТУТ АДАПТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ОБЩЕСТВЕННОМУ НАЛИЧНОМУ БЫТИЮ. Именно так понималось ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Но это выло весьма одностороннее образование. Это было ОБУЧЕНИЕ, а школа была местом, где человек получал ОБУЧЕННОСТЬ, т.е. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
Но человеку для жизни в обществе этого мало. Чтобы стать нормальным тружеником, семьянином и гражданином нужна еще и ВОСПИТАННОСТЬ (жизненный опыт, ценностные ориентации, интересы, культурные запросы, положительные черты характера, идеалы и убеждения, жизненные цели и планы).
Все это не появляется в УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ школы. И не может в ней появиться. Для этого нужна ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА. А для нее нужны совершенно другие социальные институты, нежели традиционная школа, другие педагоги, другие отношения между педагогами и воспитанниками.
Жизненная практика невозможна без САМО Р Е А Л И 3 А Ц И И детей и подростков в самых разных видах ТВОРЧЕСТВА.
И для такой самореализации необходимы ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ. Эти условия коренным образом отличаются от условий, которые применяются в практике школьного обучения. Это объективная закономерность и именно она обусловила появление во всех цивилизованных странах ВНЕШКОЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ. Это могут быть самые разные формирования "самих детей" ("детские самодеятельные организации") или "для детей" (внешкольные учреждения "дополнительного образования", организованные различными ведомствами, общественными организациями, частные, различные профильные и многопрофильные клубы, сетлементы, форпосты коллективного освоения культуры, детские железные дороги, детские пароходства, детские хозяйства, разного рода станции ...
В них дети участвуют всегда добровольно. В них взрослые не "менторы", не начальники над детьми и, тем более, не государственные надзиратели", а, скорее, "наставники", "инструкторы", "тренеры", "старшие друзья" и даже "старшие товарищи".
В них дети не пассивные "учащиеся",не рабы и крепостные, обязанные отбыть повинность, выполнить оброк, а свободные "сотрудники". Они активно (самодеятельно и под руководством старших) осваивают культуру (культуру как культурное наследие и культуру как культурную среду), "улучшая окружающий мир" своим творчеством и, тем самым, улучшая самих себя. Здесь они "учатся" жить "на пользу и радость окружающим людям".
Эта сфера не случайно во всем мире называется "социальной", а деятельность в этой сфере взрослых "социальной педагогикой". Любая педагогика - педагогика социальная (в широком смысле), но именно эту назвали социальной. И не только из-за того, что она осуществляется не в школе , а в "социуме", а потому, что именно здесь осуществляется действительно ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Именно здесь взрослый выступает как "старший друг" детей и их "товарищ по общей заботе об улучшении окружающей жизни", а дети - как свободные труженики, творцы и граждане. А вместе со взрослыми они СОТРУДНИКИ, СОТВОРЦЫ и СОГРАЖДАНЕ. Поэтому и педагогику эту часто еще называют ПЕДАГОГИКОЙ СОТРУДНИЧЕСТВА, а отношения в системе социального воспитания - ОТНОШЕНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ПОКОЛЕНИЙ.
Система социального воспитания - это конкретно-историческое проявление ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Это движение возникло давно и оно проявляется не только в Москве. Московская система социального воспитания при всей ее специфичности - ФРАГМЕНТ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Без учета "исторических корней" ("истоков") и без учета сегодняшней "географии" ОПД московская ССВ может развиваться лишь стихийно и в этом случае не исключена опасность повторения ошибок и трудностей когда-либо или кем-либо уже сделанных и преодоленных.
Система ССВ как организационная структура это скорее не организация, а СОДРУЖЕСТВО. Некоторая общность, ассоциация добровольно объединившихся суверенных формирований. Они добровольно вступают в СОДРУЖЕСТВО, взаимодействуют на основе добровольно принимаемых СОГЛАШЕНИЙ, ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ и СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ.
К счастью, Россия имеет опыт целого ряда самодеятельных движений (от движения первых скаутских формирований начала века до движения семейно-педа-гогических клубов 80-х гг.) и этот опыт при его грамотном освоении может дать и для сегодняшнего дня многое при решении организационных вопросов.
Система социального воспитания как ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ является НЕ ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ (НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ), а МЕХАНИЗМОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ) И СРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ИНИЦИАТИВ.
Опыт такой государственной поддержки имеется не только в странах дальнего зарубежья, но и в России (например, в Башкортостане).
РЕКОМЕНДАЦИИ
по реорганизации существующей системы деятельности педагогов-организаторов и руководителей детских, подростковых и молодежных клубов, осуществляющих внешкольную воспитательную работу по месту жительства в специализированную СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. В г. Москве под непосредственным руководством Комитета по делам семьи и молодежи правительства города должна быть учреждена СЛУЖБА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (далее в тексте для краткости СОЦВОС). Основная обязанность этой службы - оказание поддержки и финансовой помощи Системе социального воспитания ССВ города.
2. СОЦВОС должен быть структурным подразделением Комитета по делам семьи и молодежи. Он состоит из штатных сот-рудников(по числу административных округов города), являющихся КУРАТОРАМИ, расположенных на территории округов формирований, входящих в Систему социального воспитания, и из группы бухгалтеров, обеспечивающих финансирование формирований системы социального воспитания.
Целесообразно создать окружные отделы Комитета по делам семьи и молодежи по примеру Башкортостана, Екатеринбурга и других регионов и городов России.
3. Система социального воспитания включает в себя: а) детские, подростковые, молодежные и разновозрастные внешкольные досуговые формирования любого профиля и любой гражданско-правовой формы (общественные, частные, муниципальные и др.), зарегистрированные в установленном порядке, добровольно изъявившие желание быть объединенными в ССВ и взаимодействовать на основах СОГЛАШЕНИЙ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ (КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С СОЦВОСОМ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ);
6) такие же объединения, но не зарегистрированные (при желании войти в ССВ либо зарегистрироваться, либо стать структурными подразделениями уже зарегистрированных формирований);
в) педагоги-организаторы.
4. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СЛУЖБЫ СОЦВОСА И КУРИРУЕМОЙ ЕЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМО1РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСТВА (художественного, технического, социального, в физкультуре и спорте).-
5. Источники финансирования системы социального воспитания а) Целевое бюджетное финансирование от правительства Москвы (через Комитет по делам семьи и молодежи). Эта часть финансирования должна быть основной и гарантированной. Ее объем исчисляется по нормативам, исходя из численности реально обслуживаемого формированием населения;
6) Финансирование из отчислений по квартплате и арендной плате (в соответствии с действующим законодательством России и Москвы). Из этих средств осуществляется погашение расходов по арендной плате и плате за коммунальные услуги;
г) Финансирование из внебюджетных Фондов финансовых ресурсов (ФФР) административных округов (финансирование управлениями округов программ "социального заказа");
д)Финансирование через средства учредителей, попечителей и спонсоров;
е) Финансирование из средств собственной хозяйственной деятельности формирований или их хозрасчетных структур.
6. СТУПЕНЧАТОСТЬ СТРУКТУРЫ ССВ
Первичными "ячейками" ССВ являются формирования, действующие непосредственно на территории муниципальных округов.
Эти формирования могут объединяться в Центры организации досуга (ЦОДы) и быть первичными организациями ССВ.
На уровне муниципальных (территориальных) округов могут создаваться и другие объединения из первичных формирований ССВ (методические объединения, профсоюзные организации и др.) Эти объединения имеют право оценивать работу своих коллег и выступать с вопросами о поощрениях или порицаниях перед кураторами и администрацией округов.
На уровне административных округов создаются Ассоциации или Советы директоров (всех формирований, имеющих юридическое лицо). Этот совет директоров представляет собой КОНФЕРЕНЦИЮ РАВНОПРАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧЛЕНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДАННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА. Совет директоров решает следующие вопросы:
- утверждение программ развития и перспективных планов (требующих дополнительного финансирования из бюджета или внебюджетных фондов финансовых ресурсов);
- утверждение смет и отчетов по их выполнению (по бюджетным и внебюджетным средствам, выделенным городом или административным округом по целевым программам);
- организация проверки выполнения планов и смет;
- рассмотрение представлений методических совет- рассмотрение вопросов, связанных с капитальным ремонтом помещений, строительством новых спортивных или игровых площадок.
На этом уровне могут создаваться различные ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ (комиссии, отделы и т.д.), например, для централизованной закупки инвентаря и материалов для кружковой работы, для решения транспортных проблем, для организации обмена опытом и т.д.
На уровне мэрии (Комитета по делам семьи и молодежи) действуют общественный Консультативный совет и Совет Кураторов. Эти два Совета объединяются в Большой совет ССВ.
На этом уровне решаются вопросы создания и финансирования городских "опытных площадок", финансируемых непосредственно через Комитет по делам семьи и молодежи, вопросы аттестации руководителей формирований, спорные вопросы, возникающие в административных округах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Программа реализуется кадрами работников социальной сферы (педагогами-организаторами воспитательной работы, социальными педагогами, педагогическими коллективами Центров организации досуга, клубов, других учреждений и организаций, занимающихся организацией досуга и внешкольным воспитанием детей и подростков по месту жительства).
В реализации программы участвует население (старшеклассники, студенты, родители, пенсионеры). Участие населения в организации досуга подрастающего поколения и внешкольном воспитании проявляется в различных формах. Это участие в подготовке и проведении различных мероприятий, участие в материально-техническом обеспечении деятельности досуговых формирований, участие в различных общественных органах содействия воспитательной работе (родительских комитетах, попечительских советах, советах матерей, советах отцов, педагогических секциях и комиссиях советов ветеранов, советов микрорайона и др.), личное участие на общественных началах в воспитательной работе досуговых формирований (в качестве наставника, консультанта, тренера, инструктора, старшего друга и др.), ведение в качестве руководителя кружков детского творчества, спортивных секций, клубных объединений.
В работе сферы социального воспитания участвуют не только профессиональные педагоги, получившие специальное образование, но и воспитатели-любители, если они любят общаться с детьми и имеют любовь к тому виду деятельности, к которому хотят приобщить детей. При оформлении таких волонтеров на оплачиваемую через государственный бюджет работу осуществляется их аттестация по ЕТС в установленном порядке. В сложных и спорных ситуациях при определении разряда вопрос разрешается через Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы.
Методическое обеспечение работы кадров по выполнению программы осуществляется Комитетом через проведение совещаний, семинаров и консультационную работу городских опытно-методических площадок.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОГРАММЕ «ГОРОД И КУЛЬТУРА»
РОССИЙСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАММА "РОСТ"
"РОСТ" в названии программы имеет два смысла. Во-первых, это символ целевой сверхзадачи программы, ее направленности на помощь детям и подросткам. Во-вторых это указание на задачу превращения Первой опытной станции по внешкольному воспитанию в Российскую, на расширение сферы деятельности этой (пока только московской общественной организации) на межрегиональный уровень.
Основные проблемы, которые решает Опытная станция: привлечение населения к организованной социализации детей по месту жительства и создание всей совокупности необходимых условий для участия населения в социально-педагогической культурно-воспитательной работе с детьми и подростками.
I
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ "РОСТ".
Проблема социального участия применительно к процессам социализации детей приобретает особую актуальность в периоды быстрых структурных изменений социально-экономических отношений, разрушения старых и создания новых общественных структур. Именно такие процессы характерны для сложившейся в России социо-культурной ситуации. В период, когда государственная монополия в сфере образования и воспитания ослабевает, во многих регионах страны происходит резкое сокращение числа государственных внешкольных институтов социализации, сокращение их финансирования. Из-за возрастающего имущественного расслоения общества значительнон число семей оказывается за чертой бедности и не имеет возможности пользоваться платными услугами коммерциалиэирующихся внешкольных учреждений.
Соответственно значительное число детей оказывается за пределами школы вне сферы социального контроля. В этой ситуации особую значимость приобретает целенаправленная организация социального участия в отношении процессов социализации и внешкольного времяпрепровождения детей по месту жительства, в организации бесплатных клубов, кружков и секций. Создание институциальных единиц такого рода позволяет создать соответствующие современной ситуации условия не только для организации досуга детей, но, прежде всего для их элементарной социализации, подготовки к жизни в современном обществе, для предупреждения их вовлечения в асоциальные группировки и преступную деятельность.
Одной из первых таких организаций стал, созданный в 1986 году совместными усилиями Ассоциации "ВОСПИТАНИЕ" и Центрального дома культуры железнодорожников в микрорайоне муниципального округа "Марьина роща" СВАО г. Москвы, детский клуб "РОВЕСНИК на базе которого с помощью Российского института культурологии 1990 г. была создана (со статусом общественной организации и экспериментальной площадки Ассоциации и РИК "Первая опытная станция по внешкольному воспитанию» (см. Приложение 1 а,1 б,1 в. )...."
НИЖЕ ПРЕДПОЛАГАЕТС ПОМЕСТИТЬ
ПОЛНЫЙ
ТЕКСТ СТАТЬИ Р.В.СОКОЛОВА,
ОПУБЛИКОВАННОЙ В "ИЗВЕСТИЯХ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АПСН)
Соколов Ричард Валентинович
ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторская программа
по дополнительному образованию
Межрегиональная исследовательская Ассоциация “Воспитание”
Научно-методический центр социальной педагогики Российского института культурологии Российской академии наук
Консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи
Правительства Москвы
Центр творчества детей и подростков “Останкино” Северо-Восточного округа г.Москвы
Первая опытная станция по внешкольному воспитанию
__________________________________________________________________________________
Соколов Ричард Валентинович
ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторская программа
по дополнительному образованию
Программа создана на основе
Первой пятилетней программы (1990-1995),
Второй пятилетней программы (1995-2000),
утвержденных
Межрегиональной исследовательской Ассоциацией “Воспитание”
в январе 1990 г. и в январе 1995 г.
Москва, 1995
Авторская программа
Соколов Ричард Валентинович
Основные сведения об авторе проекта.
По основной работе - старший научный сотрудник, руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики и организации внешкольной социализации детей по месту жительства Российского института культурологии Министерства культуры РФ и Российской Академии наук.
Кроме того - руководитель детской общественной организации “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию”, действую-щей в микрорайоне “Марьина роща” Северо-восточного административно-го округа Москвы и являющейся одновременно 1-й экспериментальной площадкой межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание", и опытно-методической площадкой Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы - Московским городским консультационно-методическим центром (МГКМЦ). Р.В.Соколов - научный руководитель экспериментальной и опытно-методической площадок.
Член Президиума Межрегиональной исследовательской Ассоциации “Воспитание”.
Член бюро московского отделения международной Ассоциации исследователей детского движения.
Член Консультативного совета Комитета по делам семьи и моло-дежи Правительства Москвы.
Кандидат социологических наук (по специальности социология культуры, образования, науки). Защитил диссертацию по теме “Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жи-тельства”.
Является автором 25 научных публикаций (в том числе нескольких учебно-методических пособий по социальной педагогике, изданных в виде 2-х учебников и 2-х брошюр) и многих публикаций в газетах и журналах.
В периодическом издании Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы “Ребенок и социум” ведет рубрику “Истоки” по истории отечественного общественно-педагогического движения.
Отмечен почетным дипломом “Социальный инноватор СССР”.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА - В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПОЗЖЕ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО
Соколов Р.В. О некоторых путях совершенствования образования // Новое в психолого-педагогических науках: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. №2 –М.: Издательство НОУ ВПО Московского психолого-педагогического института, 2009, с. 178-194.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (22.12.10 20:58)




























































































