Хроники.НАЧАЛО
Последнее обновление этой страницы состоялось 14 апреля 2010г..
Дополнил фото.
МОИ ХРОНИКИ И МЕМУАРЫ ХХ ВЕК.
1940-1950
«Хроники – историческое повествование, где достопримечательные события записаны по годам». Популярный энциклопедический словарь, - М, 1999, с. 866.
Хотелось бы написать на странице, которую назвал очень громко "Мемуары", что-то похожее на "ЭПОХА, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ".
Но пока для такого "проекта" "под рукой" мало "заготовок".
Надо искать в своих архивах или писать заново.
Уж и не знаю, с чего начать...
В старину часто начинали с эпиграфа.
Но хороший эпиграф найти очень трудно.
Буду искать. А пока
ВМЕСТО ЭПИГРАФА:
Многие мои знакомые считают, что человек формируется приспосабливаясь к действительности,.
А я в юности где-то читал (или слышал) будто бы писатель Максим Горький утверждал, что

человек формируется сопротивляясь действительности.
Так это или нет, но мне кажется, что в моём личном формировании наибольшее значение имело второе...
Возможно, это и станет одной из тем моих "мемуаров"...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПРЕДИСЛОВИЕ (оно же введение)
Признаюсь: пишу я эти "мемуары для... самого себя". Ну, может быть, - для кого-то из родных и близких, кого-то из друзей юности, из учеников и воспитанников...
Но если, дорогой случайный посетитель (а я не очень-то верю, что в моей жизни может произойти что-то "случайное"), Вы, так или иначе, попали на эту страницу, то чувствуйте себя моим гостем!
И если Вы совсем-совсем меня ещё не знаете, то без моей помощи Вы вряд ли захотите прочитать всё, что позволяет «прокрутка» справа.
Поэтому "для предварительного" и почти "очного" знакомства предлагаю Вам, уважаемый гость, видеоклип с Презентацией моей "околопедагогической" деятельности (который сделан с включением в него:
фрагментов из телевизионного фильма "Дополнительное образование",
из телефильма "У нас во дворе",
из видеофильма о московских клубах (снятого по заказу Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы),
телевизионного видеорепортажа с одного из праздников нашего клуба "Ровесник"
и фрагментов собственной видеотеки.
Так что у всех фрагментов этого клипа совсем разные авторы и это, как бы, взгляд с разных точек зрения...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
(продолжительность - 10 минут 49 сек.)
Dim lights Download Embed Embed this video on your site
Но если клип Вас всё-же "не вдохновил", то не спешите покидать сайт.
Было бы, наверное, для Вас лучше не спешить, а заглянуть на страницу, которая в этом разделе ниже – «кем перед вами слыву».
Вероятно, что там Вы найдёте интересные высказывания на мой счёт, как теперь говорят, «референтной» для нас группы. (Близкой по возрасту, полу, социальному положению, интересам «социальной группы»).
И если близкие чем-то люди заинтересуют своими суждениями и оценками «на мой счёт», то, возможно, появится интерес узнать «откуда такие люди берутся».
И этого интереса, очень надеюсь, Вам хватит на знакомство с этой действительно длинной-предлинной «страницей».
Должен заметить, я сам с детства предпочитаю читать «толстые книги». К газетам испытываю (и чем дальше, тем больше), если не брезгливость, то всё большую неприязнь.
Может быть, по этой причине у меня научных публикаций больше чем «газетных и журнальных».
Хотя, каюсь, и сам в молодости (а иногда и в зрелые годы) писал в газеты и в журналы.
И даже (это было четырежды) создавал в газетах свои рубрики , например, "Истоки". И даже - «тематические страницы»: (Их ещё называли: «газетные полосы»): "ЮНЫЙ КОММУНАР», (в конце 60-х) «РЕБЯЧИЙ КОМИССАР» (в 70-е годы), «СТАРШИЙ ДРУГ» (в начале 90-х годов).
В них я был и составителем, и редактором, и одним из главных авторов. И в общей сложности – десятки «полос». Даже только по ним можно было бы написать большую книгу…
Потомки-литераторы, наматывайте на ус!
А после знакомства с этой страницей, дорогой посетитель, возможно (я на это очень надеюсь!) Вы захотите «побывать» и на других «страницах» этого моего «очень личного» сайта.
В самый канун того, что называется «уже 67 лет», "ваяю" сей «мультимедийный продукт».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
А ТЕПЕРЬ КАК БЫ "ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ", НО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО...
...Когда похоронили моего младшего брата Феликса (а он был на 6 лет младше меня, и все родные были в шоке – такой богатырь был!), мне позвонила младшая дочка и спросила:
- Папа, а ты написал свою биографию?
- Конечно, много раз писал для отделов кадров, куда устраивался работать»
- Я не о этом...
- Я подумаю, позвони вечером.
- Ну, как, написал биографию?
- Посчитал.
- Что посчитал? Я про твою биографию.
- Посчитал свои биографии.
В трубке молчание.
- Ну и сколько же ты их насчитал?
- Пока тридцать три.
В трубке опять молчание…
Так уж случилось в моей судьбе, что однажды один министр (он, правда тогда ещё не был министром) заметил про меня на одном совещании; " Ричард Валентинович Соколов – многостаночник."
Это он сказал не в укор, а рекомендуя своим подчинённым взять меня работать в свои научные подразделения.
Двое его подчинённых начали меня «отфутболивать» друг к другу…
Посмотрел я на этих "учёных-футболистов" и махнул рукой…
А в науку меня вскоре всё-таки затянули. Но совсем в другой «отрасли общественных наук»…

Один из вредных моих «супротивников» и сейчас рассылает пачками электронные письма, в которых пишет, что у таких, как Соколов «склонности: сидеть одновременно на двух и более стульях…».
Что правда, то правда. В отличие от некоторых «ударников коммунистического труда», которые всю жизнь до пенсии проработали сантехниками и, преданные своему предназначению, никогда «не работали по совместительству» (и даже не пытались получить того, что назвалось «высшим образованием»), мне доводилось не только «учиться, учиться и ещё раз учиться», но и одновременно (особенно последние лет 35 «работать, работать и ещё раз работать».
И не только там, где платят «зряплату», но и (часто опять же одновременно) на всяких «общественных работах» (в «самостийных» движениях, обществах, организациях, в том числе, - и в самим созданных)…
А если учесть ещё и разные мои «увлечения» (я имею в виду не «романы», а то что именуют словом «хобби»), в то и получилось 33 биографии. Они, конечно, не все 33 богатыря…
Вот и получается пока, что на этой странице лишь некоторые сведения из моего "послужного списка", некоторые факты из личной жизни, факты из моей «макаренковской биографии», хронологический перечень нескольких десятков моих научных публикаций (который без нужных комментариев трудно считать «научной биографией») и лишь "клочки» от остальных трёх десятков биографий... В лучшем случае, «блоки, охватывающие тот или иной период жизни».
Вот и приходится, то и дело, «напрягать память: «а в каком году это было?»
Поэтому начну с простейшего. Пока назову эту "заготовку для мемуаров" "рабочим названием":
"ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ"
(мои педагогические и "околопедагогические" мемуары)
Не слишком ли громкое слово "ЭПОПЕЯ"?
Поскольку осенью 2009 года мои коллеги-педагоги в Санкт-Петербурге уже начали отмечать 50-летие моей педагогической деятельности, то, таким образом, слово "эпопея", полагаю, для "очень личного сайта" вполне допустимо.
А какая она (эта самая деятельность) - педагогическая, околопедагогическая или антипедагогическая - вопрос совсем неоднозначный... Это с какой стороны смотреть.
В разные годы принимал
ся писать что-то автобиографическое. И в разных жанрах.
В 18 лет (в конце 1960г.) написал пьесу "Последние месяцы в комсомоле". Рукопись давным-давно куда-то затерялась.
В 20 лет (в начале 1963 г.) написал другую пьеску "Не ко Дворцу" (тетрадочку ту с каракулями недавно где-то в своём архиве встретил...)
В середине 60-х гг. было что-то автобиографическое в стихах (это есть и надо сюда что-выбрать).
В 1963 г. дерзнул написать сценарий кинокомедии "Лектор из Москвы" (текст куда-то запропастился).
В 1980-м году написал целую книжку мемуаров (и тоже не могу найти рукопись) .
К 65-летию начал делать автобиографический фильм.
Первую часть успел сделать к юбилейному вечеру, который состоялся в Московском городском Дворце творчества на Воробьёвых горах.
Но фильм охватывает лишь... первые 19 лет жизни. Возможно, что я его продолжу. А то, что уже есть постараюсь "ужать" и поместить здесь в качестве видеоклипа.
И так, вместо задуманных "мемуаров" - "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ" или, если хотите, "АНТИПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ"
За основы были взяты два текста :"КРАТКАЯ" МАКАРЕНКОВСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ Р.В.СОКОЛОВА" и "СУДЬБОНОСНЫЕ СОБЫТИЯ".
Первый был написан в апреле 2008 года как "Приложение к визитной карточке Р.В.Соколова и сборнику его публикаций об А.С.Макаренко". Второй - недавно.
Их я "взял за основу" и стал "начинять" дополнительно текстами, фото и рисунками.

Надеюсь, что постепенно прибавятся и другие мои "частные биографии,"
Фотоснимки и рисунки соответствуют тому или иному периоду и постепенно "обрастут" соответствующими текстами.
То, что пока получилось вместо мемуаров мне самому напоминает
некоторый скелет. В качестве «позвоночного столба» «вереница лет» (годы). Это пока основные «заголовки». А можно сравнить и с новогодней ёлкой, которую я только поставил и начал "навешивать игрушки".
В качестве ориентиров на важное содержание повторяющаяся (десятки раз) рубрика СУДОБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ.
А для "сугубого привлечения внимания" на веточке окажется живая

Эти события уже как-то (но пока очень кратко «раскрываются»).
По наименованиям публикаций, которые приводятся по мере их «выхода в свет», можно догадаться, что меня в предыдущий период заботило и вызывало непременное желание «поведать городу и миру».
Остальное содержание того, чем жил в тот или иной год пока отражено очень слабо. Лишь иногда встретятся собственная информация, цитаты из публикаций или документов, кое-что «по поводу», найденное в Интернете.
Иллюстрации, в основном, - фотоснимки (на них я сам в тот или ной период, те, с кем работал или общался, отражение некоторых значимых событий или документов).
Предполагаю снабдить страницу «вебссылками» на материалы своего сайта (и на другие сайты), где содержится дополнительная информация, которую поместить на странице не позволяет её объём)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
ПЕРВЫЕ СУДЬБОНОСНЫЕ СОБЫТИЯ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ
Хотел назвать 10 событий. Но написал (что называется – на одном дыхании) около пятидесяти.
Не слишком ли много "судьбоносных"?
А помните, в песне: "У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина..."
Но очень даже может быть, что я что-то важное пропустил.
Но не беда – позже дополню ЕБЖ (это, как говорил Лев Тостой, «Если буду жив»).
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1943
1-е СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Родился. И не каким-нибудь, а совсем «синеньким»,
Но выжил. Это случилось в г. Фрунзе 9 февраля 1943г.) и имело, как оказалось, многолетние последствия…
Кто-то обратил внимание, что 9 февраля – день рождения В.И.Чапаева и день памяти св. Иоанна Златоуста…
Фрунзе – не только столица Киргизии, «город-сад», но и «город глубокого тыла. Привлекательное место для беженцев…
Работу найти крайне трудно.
Когда-то мать мечтала стать певицей, но, окончив с отличием школу, уехала в Москву поступать в… медицинский.
Потом его бросила, работала продавцом верхней одежды в ЦУМе.
К когда фашисты приблизились к Москве уехала обратно к матери во Фрунзе.
Там она вышла замуж за моего отца, который работал художником в городской художественно-оформительской мастерской.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1944
Отец ушел добровольцем на фронт. Нищета крайняя. Мать не может найти работу и едет в Баку – учиться (преподавать бухгалтерский учёт).
Говорят, что тот, кто умеет что-то делать, тот делает, а тот, кто ничего не умеет делать – тот учит. Когда я недавно увидел в газете заголовок «Единственное, что я умею делать – петь», я сразу вспомнил свою мать. Она, ещё, будучи школьницей, пела, как теперь горят, «в прямом эфире».
Тогда, во Фрунзе это была городская радиотрансляция.
Вот и получилось, что мать, то уезжала надолго учиться, то пропадала на своих работах (в городе было много военных госпиталей и там для раненых устраивали курсы бухгалтеров). Теперь мать была весьма востребована.
Воспитывали меня тогда бабушки Софья Родионовна (мать моей матери и её сестра Мария Родионовна).
Они обе работали тогда уборщицами в аэроклубе. Могли работать по очереди и так же по очереди ухаживать за внуком. И баловать внука. У них на двоих был только один свой ребёнок – моя мать.
Весь свой запас ласки они подарили мне. Они по очереди жевали чёрный хлеб (а чем они меня могли меня угощать во время войны зимой?) и ложечкой клали мне его в рот. У меня во рту были какие-то болячки… А ещё я был «малярик». Тяжело болел малярией и пил горькую хину…
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1945
Баловать меня какими-то игрушками – средства не позволяли. Бабушки приносили мне с работы какие-то детали от самолётов. И я пытался как-то ими играть…
«… и пылинки ловил я в лучике…». Дом был из «саманного кирпича» (глина, смешанная с соломой), пол «земляной», а крыша была покрыта соломой.
На окнах были ставни и утром через них пробивался лучик света…
На стене из «тарелки» репродуктора лилась восточная музыка, к которой я сохранил «слабость» и до сих пор…
Мать из Баку привезла мне розового плюшевого поросёнка, чёрного негра и грецкие орехи. Других игрушек не помню.
Из радостных событий мне запомнилось, как меня везут на коляске, а мать поёт.
Впрочем, может быть, это приснилось. Какая у нас тогда могла быть коляска?
Бабушки вспоминали, что я быстро уставал идти и говорил: «Ап!». Это означало, что прошу взять меня «на ручки». Из-за постоянных болезней я был очень слабеньким.
Странно, но помню первое посещение кино. Мультфильм «Бэмби» произвёл на меня огромное впечатление…
Чуть-чуть помню собаку Рекса и очень старенького дедушку, который сидит на табуретке, на ногах у него чоботы (валенки), а в руках цепок (палка). В нём ещё чувствовалось что-то украинское. А его дочери (мои бабушки) к тому времени уже давно «обрусели».
Помню его похороны с отпеванием. Помню солнечный жаркий день, священника у могилы с кадилом… Пение, запах ладана, а моего дедушку опускают в землю…
А ещё помню, как мы ходили на огород.
Кукуруза была для меня как лес. Через неё проглядывало голубое небо, а на его фоне - белеют заснеженные вершины гор.
Наверное, это называется «воспоминания о Родине»… Мало их. Очень мало…
Про мать на Родине помню только, как она меня выпорола линейкой. Долгое время я не знал, что линейка – измерительный инструмент. Думал, что это инструмент для порки маленьких детей…
Шлёпали ли меня когда-нибудь бабушки? Вот этого не помню.
А вот землетрясение, при котором в городе многие дома рассыпались в пыль, а забыл...
Бабушки рассказывали, что в это время они обе были на работе, а я остался дома совсем один. (Такое случалось часто).
Прибежали и видят: у дома одна стена рухнула и провалилась в погреб, который был у стены. Покосившаяся крыша держится "на честном слове", я стою в своей кроватке и удивлённо показываю пальцем на сад, открывшийся моему взору...
"...И под стенами рухнувшей мазанки
Жив остался-
Родился в рубашке!?.."
Можно сказать, что и обычный климат, и «педагогический климат», в котором протекало моё младенчество, был не только «резко континентальным»(то жарко, то холодно), но и подверженным потрясениям...
То ласки, то порки…
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1946
3-е СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
К нам во Фрунзе приезжает знакомый матери по учёбе до войны в Москве и забирает нас с ней к себе в Казань, где он после окончания милицеййской школы становится сотрудником НКВД и получает отдельную квартиру.
Вскоре вернулся с фронта родной отец , который ушёл на фронт добровольцем, был танкистом, дошёл до Берлина....И без единого ранения...
Обнаруживает, что от нас с матерью и след простыл... В глубоком тылу, где, казалось ему, с нами " ничего не случится"... Вот уж (что тут скажешь?) супер судьбоносное событие... Кому такое пожелаешь?
Первое время я помнил, что у меня был "папа Володя", но родные очень постарались... Вот печатал и получилось нечаянно слово "поставрались".
Не случайно, видно, такая опечатка случилась...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1949
4-е СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Летом 1949г. (мы жили тогда в Казани) я нечаянно свалился в «туалетную яму», но без посторонней помощи выплыл и выбрался, что дало полезный опыт на всю оставшуюся жизнь…

Один мой знакомый позже (когда коллеги отмечали моё 65-летие) сказал: «И я давно уже понял, что каждый человек должен уметь сам выбираться из дерьма».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1950
5-е СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Зимой 1950г. в Казани за отказ просить прощение (я считал себя невиновным) мать вынесла меня нагишом на мороз, но я так и не попросил прощения.
Я мог умереть, но зато у меня появилось привыкание не «ломаться» перед лицом насилия.
С двухсторонним воспалением лёгких я попал в санаторий «Москва» (в крымском городе Симеизе), где с помощью сорока ампул канадского стрептомицина меня «оклемали».
Врачи меня прозвали "философом"...

Там же приняли в октябрята (более чем за год до поступления в школу).

Когда через четыре с половиной месяца приехала мать забирать меня из санатория, я долго прятался в зарослях кипарисов...
В школу из-за крайне хилого здоровья врачи разрешили меня отдать только на следующий год.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
МОИ ХРОНИКИ. ПРОДОЛЖАЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ ЭТОГО РАЗДЕЛА (1951 - 2000гг.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АККОМПАНИМЕНТ
Edith Piaf — Milord
Слушайте 60-е на Яндексе
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (25.06.10 20:10)





























































































