Мaкaренко и Кaлaбaлин: кто же они для нас?
Эта рубрика добавлена___________
=====================================================================
Опубликовано в книге: Школа жизни – школа воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой
115-летию со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А.Калабалина 24-25 сентября 2003 года г. Егорьевск
/ Под общей редакцией И.П.Башкатова, - Коломна:
Коломенский государственный педагогический институт, 2005. – 270 с.
с. 24 – 30.
МАКАРЕНКО И КАЛАБАЛИН: КТО ЖЕ ОНИ ДЛЯ НАС?
(о важном, но слабо изученном феномене мировой культуры)
Соколов Р.В., кандидат социолдогических наук,руководитель «Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики» Российского института культурологии и директор «Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, Москва.
Трудно представить, чтобы А.С.Макаренко и С.А.Калабалин говорили или писали «птичьим» научным языком. Они изъяснялись на разговорном русском языке. Позволим себе и о них говорить и писать обычным языком.
Юбилейные события, посвящённые 115-летию А.С.Макаренко и 100-летию его воспитанника и известного педагога С.А.Калабалина должны бы иметь значение не только для отечественной педагогики, но и для всей мировой культуры. Но для этого они должны своим содержанием и формой соответствовать «виновникам» торжеств.
Когда-то в журнале «Юнеско» было опубликовано письмо пермского учителя А.И.Новикова, в котором имя Макаренко шло через запятую с именем Р.Оуэна.
Кого-то тогда такое соседство позабавило.
У нас давно установилась традиция – «числить» А.С.Макаренко «по педагогическому и литературному ведомствам».
А, между тем, не были ли для Макаренко педагогическая и литературная деятельность лишь средствами, лишь «родом оружия»? И Оуэн не был лишь метателем и глашатаем счастливого преобразования общества.
За что же бился А.С.Макаренко? За судьбы конкретных детей? Да. Но была у него и другая миссия.
Понять её нам помогает С.А.Калабалин. И не только делами, но и словами тоже.
Глубоко врезалась в память самая первая встреча с Калабалиным. Уже тогда я понял, что он не только воспитанник А.С.Макаренко. Не только стал его сотрудником, сподвижником, но и соратником-продолжателем.
Было это на юбилейном мероприятии в марте 1968 г. в большом зале Московского Дворца пионеров на Ленинских горах.
Калабалин вышел на трибуну и спокойно включился в обсуждение вопроса о ом, каким должен быть памятник Макаренко. Тема, вроде бы, обыкновенная… Он скептически отнёсся к предложениям ваять монумент Макаренко и сказал, что сам готов создать такой памятник. Для настоящего памятника Макаренко ему надо совсем не много. Тысячи три самых отъявленных малолетних преступников, место для трудовой коммуны где-нибудь на острове в Северном ледовитом океане и три года. И он сказал, что через три года построить там… коммунизм!
Весь зал в едином порыве встал и ответил громкими продолжительными аплодисментами.
Те же, кто сидели за длинным столом президиума, продолжали сидеть как в ступоре и только растерянно переглядывались между собой, не зная, как в таком случае следует правильно среагировать. Прошло ведь уже достаточно времени после того, как Хрущёв пообещал «нынешнему поколению», что оно будет жить при коммунизме.
Но к 1968г. эта тема как-то уже «не звучала». И «политкорректные» педагоги старались на этой теме внимание не заострять. А тут кто-то обещает, что сам построит коммунизм! Всего за три года! За Северным полярным кругом! Да ещё с преступниками… Было от чего прийти в смущение почётному президиуму официального мероприятия в главном столичном воспитательно-идеологическом учреждении.
Я бегом за кулисы. Калабалин весь багряно красный, Утирает платком с лица крупные капли пота. Рядом никого. Я его прошу взять меня с собой на север строить коммунизм. Согласен хоть дворником, хоть кочегаром… «Да разве ж дадут!» - сказал Калабалин, и безнадёжно махнул рукой.
Увы, Калабалин сразу охладил мой пыл.
Внутри у меня что-то оборвалось. Стало тоскливо. Как? Самому Калабалину и не дадут?
Тогда я вдруг даже не понял, а всем нутром почувствовал всю трагичность положения этого «подвижника соцвоса» - преданного воспитанника и продолжателя Макаренко. Трагичность макаренковского наследия и трагичность нашей советской страны в Эру Макаренко».
ни трудовой коммуны подобной макаренковской, ни коммунизма моему поколению, увы, не увидеть!
В тот год, когда я ринулся к Калабалину мне исполнилось 25 лет, я работал во Дворце культуры подмосковного города Щёлково заведующим детским сектором и приступил к созданию своего четвёртого уже экспериментального «досуговогог центра социализации» (как потом выяснилось – лучшего из 12-ти созданных мною за 43 года социально-педагогической деятельности). Его я создавал в форме городского подросткового многопрофильного клуба «Орион»).
Услышав призыв Калабалина, я готов был бросить реализацию своего нового проекта и мчаться за ним хоть на Север, хоть на край света. Чтобы по-настоящему строить памятник Макаренко. Строить настоящий коммунизм.
Когда я пришёл в себя от шока, то понял, что «продолжать Макаренко в эту эпоху нужно, имея «скрытую макаренковскую позицию». Решил, что делать это надо через формы и методы «коммунарского движения», инициированного ленинградским философом и педагогом И.П.Ивановым. Кстати, следующая встреча с Калабалиным (в 1971 году) состоялась именно у И.П.Иванова в созданной им студенческой «Коммуне имени А.С.Макаренко. И, между прочим, кинокадры той встречи включены в видеоклип «Дорогие друзья», помещённый в ряде наших учебно-методических пособий на лазерных компакт-дисках.
Но тогда, в 1968 году, в период кризиса в «движении юных коммунаров», мне было ясно, что «коммунарскую методику», формы и методы «коммунарской жизнедеятельности» необходимо трансформировать в более наступальные формы «культармейского движения». (В 1971 г. к моменту второй встречи с Калабалиным, всё это вылилось в массовое «движение педагогических отрядов» и им было о чём рапортовать Калабалину. Это имело большое значение, ведь один изпервых «прототипов» педагогических отрядов работал у Калабалина в Клемёновском детском доме.
А в год первой встречи с Калабалиным летом 1968 года. наш клуб «Орион» провёл в одном из совхозов свой трудовой лагерь «Коммунар – 68». На иподготовку и проведение лагеря никто не дал ни копейки. Ребята с весны зарабатывали деньги (на заводе и на стройке) для покупки материала, чтобы сшить палатки на 60 человек. Сами их проектировали, кроили ткань, шили.
Лагерь жил на полном хозрасчёте. Когда рассчитались с совхозом за продукты, то оказалась даже прибыль, на которую командировали восемь «орионовцев» работать лесорубами в трудовом лагере юных коммунаров Свердловска на строительстве Рефтинской ГРЭС.
Потом в клубе появился оригинальный университет культуры, курсы общественных профессий.
На заработанные своим трудом деньги летом 1969 г. 20 «орионовц» совершили агитпоход, побывали в Саратове, Волгограде, Баку, Тбилиси, Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок».
Выпускники курсов общественных профессий в «Дружине юных акультармейцев» летом 1970г. работали «культармейскими отрядами» с безнадзорными детьми в четырёх микрорайонах г. Щёлково. Эту территорию назвали «Зоной орионовского действия».
В конце года председатель секции по изучению наследия А.С.макаренко при Центральном совете Педагогического общества РСФСР Э.С.Кузнецова очень высоко оценила наш опыт и предложила нам «завоевать свой Куряж», перебравшись в московский микрорайон Лужники и создав при МГПИ первый «Экспериментальный студенческий педагогический отряд» (ЭСПО) для работы во дворах с безнадзорными детьми.
Так старшеклассники-орионовцы «взяли шефство» одновременно над московскими студентами и дворовой ребятнёй. Щедро делились со всеми опытом своей работы.
В 1972г. провели в совхозе трудовой лагерь «Коммунар-72». и опять «на полном хозрасчёте». И опять после работы на полях шефская работа с сельской ребятнёй. Очень всем понравились съёмки «вестерна» про индейцев и фантастического фильма по роману «Башня мозга».
Опять многопрофильный «Университет культуры», опять «Курсы общественных профессий», опять «Дружина юных культармейцев».
Через четыре года трудовой лагерь «Коммунар-76»…
Опыт «Ориона» и его методика прекрасно реализовались и в «условиях большого города», о чём многократно писали центральные газеты, журналы, сообщалось по радио и телевидению.
В 1977г. по Центральному телевидению неоднократно демонстрировался полнометражный документальный фильм «У нас во дворе». Целый ряд учебников для студентов пединститутов и университетов рекомендовал наш опыт.
Но и как в своё время в «Орлёнке», опыт ЭСПО и созданных им Форпостов культуры имени С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко в своём росте «уткнулись в потолок».
«Намерения выйти в развитии коллектива на создание «детхоза» и трудовой хозрасчётной коммуны , несмотря на активную моральную и материальную поддержку директора школьного завода «Чайка» В.Ф,Карманова, натыкались на жёсткое сопротивление тех, кто в «курирующих» нас МГПИ и райкоме комсомола «держали руку» не только «на пульсе», но и «на игорле» нашего дела.
Следует заметить, что к моменту принятия Секретариатом ЦК ВЛКСМ Постановления о движении педагогических отрядов и «Примерного» положения о педагогическом отряде 1976 г., инициированное нами движение, стало весьма массовым. на 13 республиканских слётах собирались делегаты из десятков отрядов огромной территории от Бреста и Минска до Иркутска и Владивостока. Эти отряды называли себя «Коммунарским-макаренковским содружеством» (КМС), а после принятия вышеназванного «Положения» - «Творческим содружеством макаренковских комсомольских педагогических отрядов» (ТС МКПО).
«Власть придержащим» наша работа (московских форпостов культуры и вцелом движения педагогических отрядов) была интересна как бесплатная деятельность сотен и сотен бесплатных «бойцов» с тысячами безнадзорных детей и подростков. А вовсе не как сообщество, стремящееся претворять наследие А.С.Макаренко в его главной устремлённости на «полную коммуну», на создание трудовых коммун, которые стали бы реальным средством построения коммунизма. Они всячески тормозили качественное развитие движения, стимулируя развитие вширь.
Эта ситуация привела к тому, что ЦК ВЛКСМ «возглавил и организовал» движение.
В конце концов, «спустив его на тормозах» и оно оказалось в кризисе на долгие годы, подобно предшествовавшему ему «движению юных коммунаров».
Имея уже несколько почётных грамот от ЦК ВЛКСМ и Министерства просвещения, за «коммунистическое воспитание», не раз пришлось вспомнить слова Калабалина «Да разве ж дадут!». Увы, и через десять лет после того, как я увидел в глазах Калабалина безысходное отчаяние (которое он до конца жизни тщательно прятал от коллег и воспитанников), оказалось воспитанием заниматься можно, но именно коммунистическим воспитанием воспитанием заниматься нельзя. Если в песне когда-то пели «В коммуне остановка», то и в опыте Калабалина и в нашем опыте оказалось, что «остановка недоезжая коммуны»…
Тогда, во второй половине 70-х, не желая вообще «опускать рук», как это случилось со многими, я стал переключаться на «сверхдальнюю перспективу», на «мемориально-методическую деятельность», создав в 1976 г. на общественных началах «Макаренковский методический центр» (ММЦ). В 1979 – «Дом педагогической культуры» (ДПК). В 1980г. – «Мемориальную комнату А.С.Макаренко» (МКМ) в детском клубе на ул. Макаренко.
Но и эти «форпосты» памяти Макаренко скашивались по мере того, как пресса их хвалебно «засвечивала» и сонные чиновники обнаруживали что-то «неформально-макаренковское», что-то живое.
Форпосты в Лужниках пытались «мимикрировать», заменяя всё «макаренковское» и «коммунарское» педагогическим «ширпотребом». Но вскоре был «скошен» Форпост культуры им. А.С.Макаренко. (В его помещении несколько лет была обычная театральная студия, а в последние годы обреталось что-то вроде вальдорфского детского сада). Форпост культуры им. С.Т.Шацкого вроде бы и выжил, но давным-давно утратил не только всё макаренковское, но и имя С.Т.Шацкого исчезло. И не только из названия, но и из самой жизни формирования исчезло всё, что некогда связывало это объединение с Шацким и Макаренко. Оно всё более и более походило на мафиозную корпорацию, «гребущую под себя». Его нынешнего руководителя «обласкали сильные мира сего», вплоть до президента Б.М.Ельцина, который наградил его медалью…за заслуги перед Отечеством. Чем дальше от Шацкого и Макаренко, тем ближе к высокому начальству…
Мы же в годы «перестройки» попробовали ещё раз создать общественное формирование, чтобы вернуться к «живой педагогической практике», а затем, и к «живой науке».
В 1976 гю. нам удалось создать в Марьиной роще многопрофильное детско-подростковое клубное объединение «Ровесник» и микрорайонный социально-педагогический комплекс «Содруджество».
В 1990г. зарегистрировали всё это как общественную организацию «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».
Тогда же в структуре НИИ культуры нам удалось создать «Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики».
Появившиеся впервые серьёзный статус, «юридическое лицо», спонсоры, договора с Исполкомом райсовета, разными государственными учреждениями и общественными организациями обнадёживали…
Но в августе 1991 г. всё стало рушиться.
Первым рухнул СПК «Содружество». Прекратилось финансирование от Исполкома райсовета и от жилхозяйства. Исчезли учреждения-шефы.
Началась многолетняя изнурительная борьба за сохранение помещений Опытной станции и её детского клуба.
В новых условий пришлось не только отказаться от намерений создать полную коммуну…
Все силы энтузиастов были брошены на оказание поддержки безнадзорным детям, число которых вокруг клуба стало стремительно расти.
Программа «Радость детям Марьиной рощи» с массовыми праздниками игры (по 5-6 в год. Недавно состоялся 100-й праздник!), с бесплатными «свободными» игротеками, несколькими кружками и студиями (фото, радио, изо, компьютерной мультипликации), отрядом скаутов и детской организацией «Алые паруса» это не роскошь, а тот минимум «детской радости», который позволяет выживать детям. Кроме того, это ещё и некоторое «дополнительное образование».
Но в 2003 году прекратилось всякое финансирование. А борьбу по защите помещений правильнее называть уже жестокой войной…
Каждый день, который удаётся продержаться на этом рубеже, становится всё более и более значимым. И здесь нас вдохновляет жизненный подвиг С.А.Калабалина, который, понимая безнадёжность ситуации ещё в 1968 г. показывал пример несгибаемой стойкости и мужества.
Несмотря на неимоверные трудности и занятьсть на «практическом фронте», удалось в 1995 г. защитить диссертацию по специальности «социология культуры, образования, науки». НМЦ социальной педагогики выпустило учебные пособия по участию населения во внешкольном воспитании детей. Два издания состоялись в 1992 и 1993 годах.
Было опубликовано несколько десятков научных статей и выпущен ряд мультимедийных пособий на лазерных компакт-дисках. Среди них «Общественное внешкольное воспитание в России», С.Т.Шацкий и современность» (выпущен к 125-летию С.Т.Шацкого), «Макаренко и современность» (к международной конференции в Полтаве 2002г.), новая версия этого диска – к Международной Макаренковской конференции 2003 года. И вот теперь подготовлен диск «А.С.Макаренко, С.А.Калабалин и современность». К конференции, посвящённой 100-летию С.А.Калабалина. На этих дисках кроме полного (восстановленного в 2003 г.) текста «Педагогической поэмы», целого ряда других текстов А.С.Макаренко и калабалина несколько сот фотоснимков и видеоклипы, в которых можно «живьём» увидеть и А.С.Макаренко и С.А.Калабалина и И.П.Иванова и многих других последователей А.С.Макаренко.
В своё время после разгрома Парижской Коммуны поэт Беранже писал: «Если к правде святой мир дороги найти не умеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой». Наследие А.С.Макаренко, С.А.Калабалина и других «подвижников соцвоса» это не «сон». Это опыт. Можно сказать, «золотой опыт». Он не менее ценен, чем опыт Р.Оуэна…
И если до сих пор (и, увы, в наши дни тоже) мир идёт вовсе не «к правде святой», то долг настоящих макаренковцев и калабалинцев снова и снова без устали и без отчаяния показывать дорогу.
И если это станет удаваться, то и юбилейные события займут достойное место в мировой культуре. В эру Макаренко, которая «припозднилась», но которая будет. Если мы не окажемся Иванами, непомнящими родства…
——————————————-
Опубликовано в книге: Школа жизни – школа воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А.Калабалина 24-25 сентября 2003 года г. Егорьевск / Под общей редакцией И.п.Башкатова, - Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2005. – 270 с. с. 24 – 30.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (17.01.13 02:40)




























































































