Старшим друзьям детей посвящается!
Сайт предназначен ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО...
СТАРШЕ 18 ЛЕТ...
ПОИСК ПО САЙТУ: НАБРАТЬ слово, НАЖАТЬ кнопку, СМОТРЕТЬ НАЙДЕННОЕ (внизу)
ИЗВИНЕНИЕ АВТОРА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ.
Многое на нём временно
НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ

Прошу извинить.
НО к Дню учителя
(3.10.13г.)
ОТКРЫТ НАШ
НОВЫЙ САЙТ!

Добро пожаловать!
Нажать на ссылку

http://makarenko-sokolovy.ru

Туда уже многое
"переселилось".

http://www.edu.cap.ru/home/3691/image/anim%20buratino.gif
Этому Сайтику
http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif

исполнилось зимой
уже 3 года,
а создателю сайта -
только... 71!

Сайт для тех,
кто с грустью
вспоминает

о своём детстве...

 Для тех, кто хотел бы
вернуться в детство.
И ДАРИТЬ ДЕТЯМ
РАДОСТЬ...


А куда спешит
Буратино?

Смотреть по ТВЦ
в программе
"Народ хочет знать"
как победить
НАРКОМАНИЮ
и зовёт Вас с собой
Вход ЗДЕСЬ
Буратино стал уже что-то
понимать. Но возник
вопрос " КАК ? "
http://animashky.ru/disk/camera.gif



А если нажать ниже?
откроется клип
с другим моим
выступлением

клип О ДЕТОВОДЦАХ






Это самый
популярный
клип на этом сайте
___Важный раздел сайта http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg

О начале
моей научной
деятельности

Рубрика
открывается ЗДЕСЬ
Избранные
тексты
научных
работ и
видеозаписи
выступлений
на научных
форумах
Научные
  • подходы...
  • Р.В.Соколов
    Введение
    в философию
    социального

    воспитания
    ++
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL
    Р.В.Соколов
    В защиту
    "философствования"
    по поводу
    социализации
    и самореализации


    Р.В.Соколов
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов
    КОНЦЕПЦИЯ
    ОСВОЕНИЯ
    КУЛЬТУРЫ


    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы
    советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    -------------------

    Р.В.Соколов
    Перемена видов
    деятельности
    школьников как
    средство освоения
    ими духовной
    культуры

    (моя статья в издании
    АПН СССР "Новые
    исследования в
    педагогических науках
    1986, №1

    Текст открывается
    ЗДЕСЬ

    ----------------------
    Р.В.Соколов
    Общинность

    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    в менталитете
    русского народа

    http://www.slavfond.ru/images/banners/ro1.jpg
    ---------------------------------

    Кинозал
    Из ИСТОРИИ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ

    Р.В.Соков
    студентам УРГУ
    пр. Серги
    Радонежском и др.
    =====================
    "ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ
    ====================

    ===================
    В ИЗДАНИИ
    НИИ КУЛЬТУРЫ АН
    И МК СССР
    .

    Р.В. Соколов
    Организация
    работы с детьми
    иподростками
    в условиях
    городского
    микрорайона

    Сборник “Культурно-
    спортивный комплекс:
    состояние, проблемы,
    возможности”:Москва,
    НИИ культуры, 1986 г.)

    ОткрываетсяЗДЕСЬ

    ====================
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ В
    СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)


    Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    ОПД
    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Р.В.Соколов
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif

    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере (преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Р.В.Соколов
    Социальное участие
    в ОПД
    Текст открывается ЗДЕСЬ
  • -------------------------------------------
  • Р.В. СОКОЛОВ

    ДЕЯТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

    (КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО
    ОБЩЕСТВЕННО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    ДВИЖЕНИЯ
    ХХ ВЕКА)

    1998г.Научный архив РИК

    Текст открывается ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

  • -------------------------------------------
    Р.В.Соколов
    Коммунарство
    в контексте

    ОПД. Ретроспектива
    и перспектива.

    Открывается текст
    ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

    ДВИЖЕНИЕ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

    Опубликовано: Соколов Р.В.

    Движение
    педагоги
    ческих
    отрядов.
    // Детское
    движение.
    словарь-справочник.
    Изд.2-е.
    -М, 2005, с. 43-45.

     

    -----------------------------------------------

    Р.В.Соколов
    О некоторых путях
    совершенствования
    образования

    //
    Новое в психолого-
    педагогических науках:
    теоретические и практические
    проблемы психологии и
    педагогики. №2 –М.: Издательство
    НОУ ВПО Московского психолого-
    педагогического института, 2009,
    с. 178-194.

    Статья открывается
    ЗДЕСЬ
    ----------------------------------------------
    МОИ
    НАУЧНЫЕ
    РАБОТЫ

    (тексты и
    выступления)
    ___Важный раздел сайта
     http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg
    воспитания
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL  В защиту
    "философствования"
     по поводу
     социализации
    и самореализации
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов  КОНЦЕПЦИЯ
    освоения культуры
    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    ----------------
    Общинность
    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    (О пр. Сергии
    Радонежском и др)
    ИДЕЯ
    " ВОСПИТАНИЯ
    БУДУЩЕГО”
    В ИГРОВОЙ
    КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ

    ХХ ВЕКА

    ==============
    -
    социология
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)

    2.4.2. Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    2.4.3.
    ОПД

    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере(преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Социальное участие
    в ОПД
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Большой раздел
    ПРАВДА
    О
    МАКАРЕНКО
    Зсубмодуль (меню)
    открывается ЗДЕСЬ
    !

    НАШЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ
    -
    результаты
    многолетнего
    культурологического

    расследования!
    ----------------------------------

    http://1.sokolovrv.z8.ru

    Горький и
    Макаренко
    (
    моё выступление
    в Литературном музее
    на юбилее корифеев
    можно смотреть
    здесь)
    =======================

    МОЙ особый ПОДАРОК
    __К ДНЮ ВЫБОРОВ

    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRJZHP6JW76GgUopUQWXOZpm_fUP70dCPkXyuGLamJDTis_CTORSw
    http://gifzona.com/i/small/gift/gifzona_002.gif

    . Моя новая статья
    А.С.МАКАРЕНКО:
    "Я СОВЕТСКАЯ

    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/x_159e51ea.jpg
    _ВЛАСТЬ"
    Текст кликнуть

    здесь
     
    !  
    <============
    Кинозал
    Фрагменты
    для нового
    фильма
    об
    А.С.Макаренко

    Вход ЗДЕСЬ
    !

    И уже свыше
    20.000 кликов!

    ====================
    Наша новая книга
    ! об А.С.Макаренко,
    над  которой мы
    продолжаем
    работать.




    Открывается ЗДЕСЬ
    !

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/cap0134.bmp

    НОВОЕ!
    ЮБИЛЕЙНЫЕ
    СОБЫТИЯ,
    ПОСВЯЩЁННЫЕ
    125-летию
    А.С.МАКАРЕНКО
    ЗДЕСЬ вход
    к проводнику
    !
    -----------
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    социально-
    педагогические
    чтения
    "ВОСПИТАНИЕ
    ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО
    СЧАСТЛИВОЕ"
    ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
    открывается
    ЗДЕСЬ!
    Чтения
    кафедрой социальной

    педагогики РГСУ, д.п.н.,
    профессором).


    НОВО




    НОВЕЙШЕЕ!

    Доклад Соколова Р.В.
    "ПОДНИМАТЬСЯ НАД
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ"

    на открытии 11-го конкурса
    им. А.С.Макаренко 01.04.13.
    ЗДЕСЬ ВХОД В КИНОЗАЛ
    !



    Р.В.СОКОЛОВ.
    ВИДЕОЗАПИСЬ
    выступления в МОПИ
    (ныне МГОУ) по теме:

    "С.Т.ШАЦКИЙ
    - А.С.МАКАРЕНКО
    - И.П.ИВАНОВ
    - Р.В.СОКОЛОВ:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
    ИДЕЙ И ПОДХОДОВ
    К СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ"



    ----------------------------------------------------
    фрейм
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • РАЗДУМЬЯ В ЮБИЛЕЙНЫИ ГОД ДВУХ КОРИФЕЕВ РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Оценка пользователей: / 0
    ПлохоОтлично 

    18.12.12.

    Ричард Соколов, кандидат социологических наук

    ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

    РАЗДУМЬЯ В ЮБИЛЕЙНЫИ ГОД
    ДВУХ КОРИФЕЕВ РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    С.Т. Шацкий (1878- 1934)

    А.С. Макаренко (1888-1939)

    КАЖДЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ГОД СЛУЧАЮТСЯ
    “КРУГЛЫЕ” ЮБИЛЕИ ДВУХ КОРИФЕЕВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
    В ЭТОМ ГОДУ 13 МАРТА ОТМЕЧАЛОСЬ 115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
    АНТОНА СЕМЁНОВИЧА МАКАРЕНКО,
    А 13 июня - 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СТАНИСЛАВА ТЕОФИЛОВИЧА ШАЦКОГО

     

    Казалось бы, это очень разные люди.

    Шацкий по происхождению дворянин, сын военно­служащего, а Макаренко – сын железнодорожного маляра.

    Детство одного из них прошло в Москве, а другого — в далёкой украинской провинции.

    У Шацкого была атлетическая фигура и пышная вьющаяся шевелюра. Макаренко был небольшого роста и всю вторую половину жизни волосы стриг наголо.

    Шацкий обычно ходил в костюме при галстуке или белом костюме, с воспитанниками был “на ты”.

    Любил с ними бегать босиком, купаться,
    устраивал шумную “кучу-малу”.

    Макаренко предпочитал ходить в военной (или подобной ей) одежде. Никогда воспитанники не видели его босиком.

    И называли только “на вы”, по имени и отчеству.

    В судьбе двух корифеев отечественной педагогики первой половины XX века С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко оказалось удивительно много общего.


    Оба крайне отрицательно относились к педагогике прошлого.

    Оба в молодости хоте­ли посвятить себя искусству.

    Шацкий в молодости мечтал стать певцом, а Макаренко — писателем. Оба не имели собственных детей, а лучшие годы и основные силы отдали де­тям — чужим, тем, кого называли “безнадзорными”, “социальными сиротами”, “полными сиротами”, “беспризорными”.

    Воспитательная деятельность их интересовала с ранней юности, но всецело увлек­ла, когда Шацкому было около тридцати лет,
    а Макаренко уже за тридцать.

    Педагогика для них была не средством заработка н не хобби.

    Это, скорее, форма социального служе­ния. Не “труд-работа”, а “труд-забота” (по терминологии А.С. Макаренко).

    Педагогика для них — не столько “воспитание школьников”, сколько воспитание “работника будущего” (С.Т. Шацкий), воспитание “нового человека” (А.С. Макаренко).

    Но не только. И вообще, воспитание для них не   самоцель.

    Им хотелось “улучшать окру-

    135

    жающую жизнь”.

    Но в этом они были уто­пистами.

    Веря, что общество может быть устроено разумно,
    а жизнь людей — сча­стливее, они полагали, что путь к такой жизни лежит прежде всего через создание разумно организованных н счастливых дет­ских “сообществ” (“клубов”, “ко­лоний”, коммун”).

    Более того, они пытались до­казывать, что детское сообщество можетбыть устроено лучше взрос­лого и может стать для взрослых культурным образцом, моделью настоящего   общежития.

    По моим наблюдениям, — писал С.Т.Шацкий, — социальная жизнь
    детей способна достигнуть чрезвычайно высоких форм обще­жития, быть может, и малодоступ­ных для взрослых людей”.

    В письме А.М.Горькому от 16.06.1926 г. А.С. Макаренко признаётся:
    “Я потому и отдался '' колонии, что захотелось потонуть в здоровом человеческом коллекти­ве, дисциплинированном, культурном, идущем вперёд, а в то же время и с русским раз­махом, и страстью
    ...Я теперь убедился, что такой коллектив в России создать можно,
    во всяком случае, из детей”.

    А.С. Макаренко в этом убедился, проработав с детьми двад­цать лет.

    С.Т. Шацкий убедился намного рань­ше.

    В 1918 году на страницах журнала “Свободное воспитание”
    он признался, что его работа с детьми  “тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общест­венных взаимоотношений, которые далеко опередили условия нашей жизни сейчас,
    и благодаря этом   можем заглянуть в буду­щий общественный строй”.

    Но С.Т. Шагкий и А.С.Макаренко во­все не прорицатели.

    То, чем они занима­лись, теперь социологи назвали бы “про­гнозным социальным проектированием”.

    То, чем занимался А.С. Макаренко, А.М. Горький называл “экспериментом”.

    А что за окном мы видим другой общест­венный строй,
    вовсе не их вина.

    Их “опыты  по конструированию ра­зумных и счастливых детских производственных коллективов и созданные каждым на основе
    его “цельного опыта” стройные-системы взглядов на жизнь детей,
    на смысл, значение и средства воспитания будоражили умы, находили много поклонников.

    Но ещё больше — противников.

    Когда им удавалось находить под­держку “в верхах”,
    окрылённые надеждой реализовать “небывалые возможности”,
    они высоко воспаряли в мечтах, стремлениях и грандиозных социальных проектах"; желая помочь не горстке обездоленны детей,
    а детям и подросткам городского или сельского района, целого города, республики, всей страны.

    И созданные ими детские учреждения получали порой особый статус экспериментальных.

    Когда отношение “Олимпа” к ним менялось, их социальные творения подвергались безжалостной “реорганизации”, философско-педагогический “бисер” затаптывали в грязь, а самих подвергали травле.

    Оба “подвижника соцвоса” (термин Макаренко) достигли невиданных дотоле грандиозных результатов.

    Их опыт изумлял не только коллег-соотечественников,
    но и таких мыслителей, как Джон Дьюи н Рабиндранат Тагор,
    не говоря уже о тысячаах обычных педагогов, побывавших в коллективах С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

    Оба успели кое-что опубликовать.
    Но только малую часть. С.Т. Шацкому очень не повезло:
    в 1930 г. кто-то поджёг его дом и в нём сгорела рукопись главной его книги — второй ча­сти “Бодрой жизни”.

    Мака­ренко повезло больше — от его “Педагоги­ческой поэмы”
    цензура откуси­ла только часть.

    Оба всю жизнь натыкались на сопро­тивление раз­ного рода
    бюрократов, долгие годы
    были вынуждены защищать

    136

    137

    свои взгляды и своё дело в почти не прекращающейся, неравной  и изнурительной борьбе.

    Оба несколько раз были на грани крушения, оба как птица Феникс  возрождались, казалось бы, из пепла.

    Клуб Шацкого закрыли (в 1908 г.), но на следующий год его вновь открыли.

    Из колонии им, Горького Макаренко “ушли” (в 1927г.),
    назвав систему “несоветской”, но он с большой группой колонистов-горьковцев “вдруг” оказался в коммуне им, Дзержинского.

    Но, в конце концов, они оба оказались в чрезвычайно трагической ситуации.

    Они стали свидетелями того, как чиновники всё-таки разрушили
    главное дело их жизни.

    Разрушили по-иезуитски — под видом “реорганизации” в соответствии с постановлениями властей.

    И поделать в этой ситуации Шацкий и А,С. Макаренко уже ничего не могли.

    Кто-то теперь считает, что они в конце жизни  устали, сдались, отступили.

    И что если бы не так, то их ждал бы удел врагов народа
    (ведь это были середина и конец тридцатых годов).

    А кто бы стал использовать педагогический опыт “врагов народа”?

    Но есть и другое мнение: они про­должали бороться,
    сменив оружие.

    Они уходили в искусство.

    Это не только спас­ло их от прямых репрессий.

    Каждый про­должал борьбу, где мог. Шацкий стал директором консерватории и, как мог, проводил в жизнь свои идеи.

    Там он ввёл преподава­ние педагогики.

    Организовал при консерватории школу д.ля одарённых детей.

    При этом продолжал руководить Цент­ральной педагогической лабо­раторией, выступать и печа­таться.

    Макаренко осуществил мечту своей молодости — стал известным писателем.

    Он тоже много печатался и много выступал.

    Они пытались бороться не на смерть, а “на жизнь”.

    Но на долгую борьбу сил уже хватило.

    Оба ушли из жизни как бы своей смер­тью...

    И оба скоропостижно.

    Шацкому бы­ло 56 лет.

    Макаренко — 51 год.

    У обоих не выдержало сердце.

    Про них писали: “сердце, отданное детям”.

    Но жизнь их сократили, видимо, все-таки не “трудные дети”,
    а “трудные взрослые”...

    Они умели перевоспитать даже отъявлен­ных бандитов,
    но перевоспитать власть придержащих даже их таланту
    оказалось не под силу. Макаренко сокрушался: “опыт никому
    ничего не доказывает”.

    Еще одно совпадение.
    После смерти этих подвижников их жёны взяли на себя
    нелёгкий крест пропаганды их наследия и несли его многие годы. Валентина Нико­лаевна Шацкая прожила долгую жизнь,
    была награждена всеми педагогическими медалями — К.Д. Ушинского, Н.К. Круп­ской, А.С. Макаренко.

    Галина Стахиевна Макаренко полу­чила возможность руководить лабораторией по изучению и пропаганде наследия её мужа.

    И в этом ей удалось кое-чего до­стичь.

    Издавались произведения А.С. Ма­каренко.

    По его произведениям были сня­ты два художественных кинофильма.

    И последние два совпадения.

    137

    нач 138

    Воспитанники С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко до самой старости,

    до самого своего ухода из жизни собирались вместе, они публиковал

    воспоминания о своих педагогах в газетах, жур­налах и даже монографиях.

    Некоторые из них стали известными педагогами.

    Например, у С.Т.Шацкого  - М.Н. Скаткин, у А.С. Макаренко — С.А. Калабалин,которому, кстати, в этом году исполнилось бы 100 лет.

    Наибольшая слава и известность застала Шацкого и Мака­ренко спустя

    полвека после их ухода из жизни.

    К столетним юби­леям было издано кое-что из их сочинений.

    В Москве Академия педагогических наук и Педагогическое общество провели юби­лейные мероприятия на самом высоком уровне. Юбилейные тор­жества прокатились тогда по многим городам.

    Автор первой солидной монографии о Шацком Д.С. Бершадская считала,  что Шацкий с Макаренко не были знакомы.

    Если это так, то тем более  удивительна похожесть этих двух фе­номенов.

    Удивительно, что два разносторонне одарённых интеллиген­та, имевших явное призвание к занятиям большим искусством,
    наступили на горло собственной песне и на долгие годы “пошли в дети”.

    И самое удивительное то, что при этом главным инстру­ментом
    в работе с детьми оказалось вовсе не искусство.

    Хотя ис­кусство занимало немалое место в их работе с детьми.

    У того и другого были прекрасные самодеятельные оркестры (народных инструментов, духовой), были замечательные самодеятельные те­атральные коллективы...

    И всё же главным было другое — физический труд.

    Не труд-учёба, не труд-игра, не труд-искусство, а труд производительный.

    При этом организованный не как “труд-работа”, а как “труд-забо­та”. Здесь было, есть и будет, о чём призадуматься педагогам...

    По поводу юбилейных событий этого года

    115-летний юбилей Макаренко в апреле этого года был отмечен
    в Москве весьма прилично — пять дней проходила Международ­ная Макаренковская конференция, организованная Международ­ной Макаренковской ассоциацией.

    Параллельно проходил первый Международный конкурс образовательных учреждений по органи­зации детского производительного труда, учреждённый журналом “Народное образование”.

    И Российская академия образования не забыла о Макаренко — провела “круглый стол”.

    А главное, её ста­ранием был подготовлен к изданию в полном
    объёме (как говорит­ся, не прошло и века) знаменитый роман “Педагогическая поэма”.

    Заметьте — впервые!

    В годы Советской власти многие стремились к этому, но, увы,
    даже при поддержке А.М. Горького не удалось.

    А вот теперь, наконец, можно купить “Педагогическую поэму”
    в полном объёме (без купюр). Спасибо издательству ИТРК.

    А вот юбилей 125-летия С.Т. Шацкого оказался в Москве вообще незамеченным.

    В самом доле, можно ли всерьёз считать городским юбилейным мероприятием скромный вечер в помещении Центра внешкольной работы им. А.С. Макаренко, проведённый совместно с общественной организацией «Первая опытная станции по внешкольному воспитанию им. С.Т. Шацкого», и “круглый стол” на станции в рамках двухдневной конференции, организованной по инициативе педагогов?

    Впрочем, если читатели захотят и пригласят, то можно что-то успеть. Ведь такие “круглые юбилеи” можно отмечать весь год.

    О “ценах” на наследие Шацкого и Макаренко

    Неужели наследие Макаренко действи­тельно поднялось в цене,
    а наследие Шацкого обесценилось?

    Сейчас стало модно говорить о беспризорниках, о безнадзорных
    детях, а в общественном сознании успешная деятельность
    в этой сфере ассоциируется прежде всего с именем А.С. Макаренко.

    А Шацкий работал вроде бы с детьми благополучными.

    “Бодрая жизнь” была, как и у Макаренко, интернатным учреждением,
    но у воспитанников колонии С.Т. Шацкого были родственники
    и  их ни кто не лишал родительских прав.

    Да и дети были обыкновенные.

    Так что вроде бы опыт Шацкого не так и актуален...

    То, что этим опытом в первой поло­вине XX века восхищались
    и Запад, и Восток, уже основательно призабылось.

    Да и такие восторги представителей стран капитала Шацкому
    в те годы не су­лили ничего хорошего.

    Если бы не личная многократная защита Н.К. Крупской и А.В. Луначарского, то вообще неизвестно, сколь долго этот опыт просуществовал бы после 1917  года.

    А так колония, осно­ванная в 1911 г., смогла сохраниться
    и развиваться до 1932 г. (до постановле­ний правительства, по которым и в школе” Опытной станции, организованной Шацкими,
    была проведена реорганизация с реставрацией многого от старой школы, про-

    Кон стр 138

    139 начало

    тив чего долгие годы боролись Шацкие). С.Т. Шацкий в 1918 г.
    как в воду глядел: “Пошлость перерабатывает свежие мысли
    и дела по-своему. Поэтому уместно и те­перь бояться слишком ранней оформлен­ности, программности и декретизации”.

    Эти опасения были причиной того, что Шацкий не сразу стал сотрудничать с Со­ветской властью.

    Но он боялся потерять школу-коло­нию “Бодрая жизнь” и предложил Наркомпросу проект Опытной станции, кото­рый, к счастью
    для Шацкого, тогда был утверждён.

    Но через 14 лет его школу-колонию (и всю Опытную станцию)
    по­стигла та же участь, что и всю живую пе­дагогику.

    Реформы в образовании 30-х гг., наверное, правильнее было бы
    назвать контрреформами.
    Тогда это мало кто понял.

    Однако два десятка лет для детского экспериментального
    учреждения — не так уж и мало.

    Это даже больше, нежели вре­мя жизни макаренковских колонии
    им. А.М. Горького и коммуны им. Дзер­жинского вместе взятых.

    Я не собираюсь противопоставлять Шацкого и Макаренко,
    они оба — нацио­нальное достояние.

    Я хотел бы, напротив, сопоставить эти два замечательных явле­ния в нашей отечественной  культуре.

    И показать то общее, что  может может быть поучительным
    и для нас.

    критика педагогической практики и теории

    “...Когда я учился, — вспоминал Шац­кий, — то постоянно
    чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить.

    И моя педагогическая вера вы­росла из отрицательной оценки
    педагоги­ки, применённой к себе”.

    А.С. Макаренко писал, что он “в учи­тельском институте золотую
    медаль полу­чил за большое сочинение “Кризис совре­менной педагогики”, над которым работал 6 месяцев”.

    Много позже в “Педагогичес­кой поэме” он с горечью констатировал, что “главным результатом этого чтения была ... основательная уве­ренность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет...”.

    Можно сказать, что в критике старой школы они были еди­номышленниками.

    О колонии “Бодрая жизнь”

    Шацкому и его коллегам удалось получить для развития своего опыта участок земли в Калужской губернии, в 100 километрах от Москвы.

    Это было крупным везением. В книге о городе Обнинске чи­таем:
    “В самом  начале этого века дом Обнинских на берегу Протвы купил московский  фабрикант М.А. Морозов.

    Когда он умер, его жена, молодая красивая вдова, поселилась
    в этих краях.

    Ещё в Москве она была знакома с семьёй  Шацких, благодаря которым эти места вошли в историю  русской и советской педагогики.

    Мо­розова отдала им свою  землю, и Шацкие, наконец, смогли

    взяться за осуществление давнишней мечты — организации
    системы вос­питания детей
    трудового люда...

    29 апреля 1911 г. первая группа детей рабочих окраин

    Моск­вы уезжала за 100 километров, чтобы начать новую

    жизнь... С то­го апрельского дня начинается богатая событиями история первой трудовой колонии, которой ребята  сами дали название — “Бодрая жизнь”.

    По имени этой колонии долгое время называлась мест­ность,
    где сейчас вырос город науки”.

    Как вспоминала В.Н. Шацкая, “мы поехали в колонию с

    час­тью детей.

    Прямо в лес. Посреди леса, заросшего ольхой, стоял

    двухэтажный барак”.

    Выезжали туда на пять самых тёплых месяцев в году.

    А  за­нимались там не столько организацией отдыха, сколько

    организа­цией труда.

    Общество недаром называлось

    “Детский труд и от­дых”.

    Труд стоял на первом месте, а не   наоборот.

    Позже Мака­ренко, говоря о труде воспитанников,
    будет утверждать, что такой труд — не просто способ

    решения материальных проблем, а ещё и “философия”.

    Объясняя детям, что такое их колония, Шацкий писал в

    ру­кописном журнале, что “это место, где мы все устраиваем

    кругом себя хорошую жизнь, и чем дальше, тем лучше ...

    Это место, где все мы работаем, один на всех и все на одно

    го, где дети могут стать хозяевами, с достоинством отвечая

    за всё, что ими сделано”.

    Можно сказать, что это был принцип активного освое ния
    среды обитания, принцип коллективной самореализа
    ции.
    Взрос­лые и юные колонисты стремились преобразовы вать
    окружаю­щую жизнь.

    Начиналось с простого — корчевали пни, прокладывали

    до­рожки, возводили постройки. “Главными работами, —

    писал С.Т. Шацкий, — являются огородные, затем сенокос,

    кухня, хле­бопечение, стирка белья, земляные работы и

    строительные, уход за скотом: коровами и лошадьми и ма

    ленькое птицеводство”.

    Конец стр.139

    Нач. стр. 140

    Со временем стали обрабатывать поля, выращивать на них рожь и 

    пшеницу.

    Позже появилась своя электростанция.

    Наступило время, когда Шацкий констатировал: «Всё боль­ше и больше

    наша дикая, испорченная и заброшенная людьми земля получает вид места,  по которому прошлись заботливые ру­ки человека».

    В колонии много играли в подвижные игры, устраивали ин­сценировки

    сказок, пели, музицировали, устраивали прогулки.

    В 1912г. С.Т. Шацким был создан «проект опытной станции по детскому

    воспитанию», которая включала в себя все возрастные группы детей и

    главные виды работы с ними, начиная от детского сада и кончая школой II  ступени, вместе с работой клубов, мастер­ских, детской библиотеки и детской  трудовой колонии».

    В 1915 г. к проекту добавилась идея создания постоянных

    «опытных курсов».

    В 1916 г. удалось получить под этот проект субсидию от Ми­нистерства

    народного просвещения в 16 700 рублей. Шацкий ор­ганизует при Калужском  губернском земстве белкинский меж­уездный участок «повышенного  земского хозяйства с рядом меро­приятий и учреждений просветительного характера».

    В культур­но-просветительной работе с населением окрестных

    деревень при­няли участие сотрудники колонии, старшие воспитанники,

    курси­стки-практикантки.

    В народном доме, выстроенном в Белкине,  колонисты проводили лекции, беседы, выступали с концертами и спектаклями.

    В 1916 и 1917 гг. в деревнях Самсоново и Пяткино были по­строены и 

    открыты детские сады и школы.

    «Революционная эпоха,— писал Шацкий, — застала нас в значительной

    степени вышедшими из рамок узкого педагогичес­кого дела».

    Шацкий  приветствовал февральскую революцию, а вот события октября его  насторожили.

    Он, как и многие тогда, рас­сматривал большевиков как

    разрушителей.

    Он боялся за судьбу своего главного детища — колонии «Бо­драя

    жизнь».

    А там логика событий приводила к очень интерес­ным

    результатам.

    В статье, опубликованной в 1918 г., С.Т. Шацкий писал, что, «постепен

    но сживаясь с колонией, дети привыкают считать всё её имущество общим.

    Будущее колонии рисуется в виде фермы-ком­муны, живущей на свои

    средства самостоятельно и производящей известную культурную работу  среди соседей.
    Есть и переходная группа подростков, пробующая свои силы

    на самостоятельном ве­дении маленького хозяйства, оплачивая работой своей  колонии своё содержание.
    Эта группа имеет название коммунистов».

    Логика развития колонии в коммуну в опыте Шацкого — яв­ление объек

    тивное.

    Этот опыт опережал процессы, происходящие в стране.

    И было бы 

    странным, если бы после опубликования в 1918 г. «Декларации о единой 

    трудовой школе» С.Т. Шацкий вместе с А.А.Фортунатовым не разработали  бы проект Опытной станции и не подали бы его в Наркомпрос. 12 мая проект был ут­верждён коллегией Наркомпроса в качестве положения об Опыт­ной  станции при Наркомпросе.

    О Первой опытной станции по народному образованию при Наркомпросе В.Н. Шацкая вспоминала о том, что С.Т. Шацкий
    после этого обратился к
    А.В. Луначарскому с просьбой дать ему план-задание. Луначарский напомнил Шацкому о его статье,
    где тот назвал нар­кома просвещения
    д илетантом и сказал,
    что коль это так, то Шацкому самому сле­дует
    планировать свою
    работу на Опытно* станции и не морочить ему голову.

    Такой свободы действий от новой власти Шацки* даже и не ожидал.

    Темболее что ещё сов­сем недавно Шацкий отказался сотрудни­чать с Луначарским и вообще с Советской властью.

    Такое начало сотрудничества, ко­нечно,вдохновляло.

    (Заметим в скобках, что и Макаренко, систему которого в 1927

    г. «педагогический Олимп» признал «несоветской», приглашение чекистов воз­главить коммуну им. Дзержинского тоже окрылило.) Поддержка со стороны «власть предержащих» для таких людей не рос­кошь, а элементарное условие нормально­го продолжения работы.

    Теперь работа Шацкого стала разво­рачиваться на территории свыше 150

    квад­ратных километров в 35 деревнях. Кроме Калужского отделения было и  Московское отделение станции.

    В него вошли: школа; детский дом;  центральный детский сад; по­стоянная педагогическая выставка; информаци  онное бюро...

    К осени 1919г. случилось удивитель­ное — из летней колонии «Бодрая 

    жизнь» дети домой в Москву не вернулись.
    Но ни­кто из родителей не думал 

    протестовать.
    Они были рады, что дети на весь год оста­ются на природе,

    вдали от городских под­воротен с их соблазнами.

    Много позже, став уже весьма взрослыми и даже пожи­лыми людьми, воспитанники колонии ут­верждали, что в их колонии было лучше, нежели в Царскосельском лицее.

    И  одним из аргументов было указание именно на то, что в колонии

    был  настоящий труд.

    Превращение в «закрытое» воспита­тельное учреждение произошло через

    Конец стр 140

    нач стр 141

    14 лет после создания “временного коллектива” щёлковской летней

    “колонии”.

    Интересно, что и А.С.Макаренко, проработав 15 лет в

    различных “открытых” учебных заведениях, пришёл, однако, в 1920

    г. к созданию “закрытого” учреждения.

    Что кроется за таким  совпадением?

    Усталость от бесконечной изнуряющей борьбы с “вредными

    влияниями”, идущими г “улицы” и от “семьи”?

    Возможно.

    Но, думается, в большей степени здесь было желание получить

    возможность для более “интенсивного воспитания” детей.

    “Проектирование личности”, и не просто личности, а личности

    “нового человека”, требовало для воплощения совершен­но иных

    условий.

    А если учесть, что для Шацкого и Макаренко было

    важным не только создание “нового человека”, но и “нового

    общежития”, новых форм человеческого сообщества, то становится

    по­нятным желание создания некоего “фалан­стера”.

    При этом  Шацкий отмечал, что “за­крытый период” со временем,
    по мере становления коллектива, заканчивается и коллектив

    “распахивается” навстречу окружающей жизни.

    Но уже не для чуждых влияний, а для влияния колонистов на

    окружающую жизнь.
    Для иллюстрации два очень показа­тельных

    факта. Воспитанники Шацкого выращивали и продавали продук

    тивные сорта огородных культур, а воспитанники Макаренко —

    породистых свиней.

    В.Н. Шацкая вспоминала: “Своими силами колонисты вместе с

    преподавате­лем собрали и установили насос для пода­чи воды в

    баню и прачечную, поставили в колонии репродуктор

    собственной конст­рукции для радиостудии, сделали целый ряд

    аккумуляторных батарей для радиоус­тановок на фабрике, в клубе и

    в деревнях, где не было электричества. Позднее был  проведён водопровод в колонии и установ­лен движок на электростанции. Колониста­ми были созданы ряд приборов для физиче­ского

    кабинета, осветительная аппаратура для спектаклей и

    многое другое.

    В столярной мастерской изготовля­лись спортивные лыжи. Всё, 

    начиная с выбора подходящих берёз на отведённой делянке, распаривания и за­гиба лыж до их полировки, делалось самими ребятами,  которые чрезвычайно гордились результатами своего труда”.

    Шацкая  отме­чала, что “эти работы... оказали весьма ощутимое влияние на на­  правленность интересов колонистов, а в иных случаях и на
    выбор ими специальности”.

    Мне довелось на протяжении трёх с половиной десятков лет иметь

    счастье постоянно общаться со многими воспитанни­ками Шацкого и

    Макаренко. И все они оказались наделены ка­чеством, которое

    Макаренко называл “иммунитетом к порче”.
    Все они оказались 

    людьми состоявшимися. Не все стали извест­ными художниками, артистами, учёными, крупными военачаль­никами.

    Шацкий и Макаренко таких целей не ставили, но среди них  много настоящих героев  труда и войны, все, оставшиеся в живых после  Победы в Великой Отечественной  войне, смогли построить семью и  воспитать детей.

    Они до самой смерти (даже страдая в старости тяжёлыми бо­лезнями)

    регулярно собирались вместе.

    Они называли себя “сол­нечными людьми”.

    Они чтили память своих  педагогов.

    Редко кому из родителей удавалось добиться такой сыновней

    любви и преданности.

    “Было ли в этой жизни что-либо сильное, особенно влиявшее на детей?”

    Ставил вопрос С.Т. Шацкий и отвечал: “Да, было, и это был труд.

    Труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь”.

    Часто ли разговоры о роли труда в воспитании детей углуб­ляются до

    понимания специфики этого  труда, которая в опыте С.Т. Шацкого и А.С.

    Макаренко была определяющей, как сказа­ли бы учёные, системообразующей?

    Специфика этого труда была в том, что труд был не только

    “самообслуживающим”, но и производительным.

    То, что было  подсобное хозяйство, позволяющее подкармливать воспитанни­  ков, — это, конечно, тоже важно.

    Разве не имело значения, что у Шацкого дети сами сеяли рожь и пшеницу и каждое утро дежур­ные  пекари (дети) пекли свой свежий белый и чёрный хлеб?

    Разве не  имело значения, что пили “своё молоко”, что мальчишки умели доить  коров не хуже, чем девочки?

    Впрочем, и на швейных ма­шинках мальчишки работали тоже неплохо.

    И всё-таки, видимо, не это главное. А что же тогда?

    Обратимся к самим Шацким.

    В 1922 г. они писали, что с 1905 г. “смотрели на свою рабо­ту... как на

    попытку выяснить некоторые закономерности в раз­витии детского

    общества ... была поставлена задача установить влияние организаци

    физического труда на жизнь детского кол­лектива”.

    И вот к каким интересным выводам они пришли через 17 лет: “между

    основными сторонами детской жизни — физическим тру-

    Конец стр 141

    дом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием

    сушествует определённая связь... виды и формы детского

    труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд

    нормальных изменений, — всё к большему разнообразию в

    формах и большей стройности в организации, — влекут за

    собой соответственные изменения в социальной,

    эстетической и умственной жизни детей”.

    А что имелось в виду под “нормальными изменениями

    видов форм детского труда”?

    То, что “первобытные формы

    труда сменяются кустарными и затем технически высокими”.

    Вот эта динамика имеет принципиальное значение.

    Именно 

    благодаря этой эволюции форм труда “первичные детские

    организации слу­чайного типа, быстро создающиеся и

    распадающиеся, приоб­ретают всё более длительные формы

    и обусловливают в даль­нейшем параллельный рост социаль

    ных навыков.

    Грубые формы детского искусства сменяются

    более совершенными, вызывая к жизни творческие силы

    детей.

    Развитие художест­венных запросов детей отражается на

    возникновении новых, интересных для них видов труда: дети

    строят планы и напол­няются радостной тревогой

    осуществления.
    В конце концов, выявляется идейная

    сторона детского общества, которая даст сильный толчок

    умственным, самостоятельным запросам”.

    Шацкие пишут о переходе детского коллектива-хозяйства

    к технически высоким “формам труда”, но промышленного

    произ­водства в судьбе колонии “Бодрая жизнь” не было.

    Не  все знают, чем объясняется, что С.Т. Шацкий “остановился”

    на сельскохо­зяйственном труде. Он пытался создать на базе

    своей колонии кирпичный завод, но ему этого не позволили.

    Помощи от покровителей-образованцев ему не хватило.

    Вот  почему, перейдя из “Бод­рой жизни” на работу директором

    консерватории, он писал, что его “с кровью, с мясом оторвали

    от любимого дела”.

    А.С. Макаренко повезло больше.

    После того как его систему воспитания в колонии Горького (в 1928 г.) деятели образования, называемые им “педагогическим Олимпом”, признали “несовет­ской” и уже казалось, что “песенка его спета”,

    Макаренко удалось найти поддержку.

    У “чекистов”, которые  сочли возможным в со­зданной ими коммуне им. Дзержинского появление таких “форм труда”, как два самых настоящих

    завода (по изготовлению фото­аппаратуры и по производству

    электроинструмента).

    Благодаря этому опыт Макаренко оказался продолжительнее.

    Не в смысле хронологии, а в смысле “зоны развития” производительных сил и производственных  отношений.

    Современным учителям трудно понять, как Шацкому удава­лось вызывать у детей огромную тягу к учебной деятельности без выставления оценок.

    Тяга к знаниям воспитанников  Макаренко тоже многих поражала. Известно, что для воспитанников Шацко­го и Макаренко не составляло труда поступать учиться в те инсти­туты, куда их влекло.

    Благодаря чему возможны были такие замечательные 

    “мета­морфозы” бывших беспризорников и их коллектива?

    Благодаря педагогическому мастерству?

    Знанию детской психологии?

    Самоотверженности коллектива воспитателей? Разумеется, не без этого, но достаточно ли всего этого?

    Можно ли было бы Шацкому и Мака­ренко достичь таких

    результатов без реа­лизации того, что сказано в вышеприведён

    ной формуле Шацких?

    Сам Макаренко в конце жизни так говорит о своей удаче:

    “Если охарактери­зовать мою удачу, то она была очень боль­

    шой”.

    И далее некоторые её штрихи: “По­следние годы жизни

    коммуна... жила на полном хозрасчёте”.

    Коллектив “полно­стью  окупал расходы не только по школе, на жалованье учителям,  на содержание кабинетов и прочие, но и все расходы на со­держание ребят.

    Кроме того, коммуна да­вала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству.
    Это удача огром

    ная, потому что хозрасчёт — замечательный педагог”.
    Макаренко не скрывал, что на заработанные коммунарами деньги

    покупа­лись автомобили для коммуны.

    На “дет­ские деньги” (в  фонд “Совета командиров” отчислялось по 10% от заработков  комму­наров) покупались добротные костюмы всем коммуна  рам, покупалось “приданое” коммунарам-молодожёнам, вы

    плачивались безвозмездные стипендии выпускникам

    коммуны, поступившим в институты.
    Оп­лачивались массовые ежегодные путешествия коммунаров по стране...

    Думается, что организаторам, а глав­ное, участникам конкурсов по организации детского производительного труда все  эти факты интересны.

    “Русская трудовая школа должна со­вершенно перестроить

    ся, так как в настоя­щее время она по идее буржуазна. Основа­нием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-

    забота.

    Только органи­зация школы как хозяйства сделает её 

    социалистической”, — писал А.С. Макаренко.

    Он напрасно, наверное, сказал, что только школа-

    хозяйство сделает её социа­листической. Дело не в 

    “социализме”.
    На верное, надо было бы сказать иначе: толь­ко

    школа-хозяйство сделает школу нор­мальной школой.
    Школа-хозяйство, в которой не обучение “соединяют” с тру-

    142

    нач. 143

    дом (и труд обязательно развивающийся) является стимулом и

    условием обучения, нужна не для того, чтобы “распахивать окно в

    коммунизм” (А.М. Горький), а для того, чтобы “открыть дверь”

    ученикам в трудовую жизнь.

    Выпускник школы должен быть, прежде всего, готов к роли

    труженика.
    И даже если  выпускнику школы  доведётся трудиться в

    сфере обслуживания или “в сфере умственного труда”, “трудовая

    биография”, подобная тем, что имели воспитанники Шацкого и

    Макаренко, весьма пригодится.

    Ещё в 1918 г. С.Т. Шацкий предостерегал1: “Отнимая физический
    труд от ребёнка, мы лишаем его могучего жизненного

    приспособления”.

    Спустя много лет Макаренко продолжил: “это не просто дорога

    к средствам существования, это ещё и этика, это философия нового

    мира.
    Как мы можем воспитать о будущего гражданина, если с

    малых не дадим ему возможность пережить,  этой трудовой

    заботы”.

    Таким образом, это не просто “трудовые навыки” и даже не

    “трудолюбие” как качество личности.

    Это нечто большее, жизненная практика.

    Это опыт труда-заботы, самореализации в производственном и социальном  творчестве.

    В обществе отчуждённого и отчужда­ющего труда это очень

    важный и дефицитный компонент образованности человека.

    “Для взрослых, — писал С.Т. Шацкий в 1918 г., — в особенно

    сти для так называемых образованных людей, физический труд

    утратил свою ценность, и остались две оценки его — или как

    низшей мы работы человека для людей образованных, или как

    проклятие жизни для оз­лобленных масс трудового народа”.

    Такоеотношение было сто лет назад.

    А теперь, разве оно изменилось?

    Шацкому и Макаренко всё это было понятно в начале прошло

    го века.

    Это было понятно всем их выросшим воспитанникам.

    Похоже, что это уже понятно некоторым участникам прошедшей

    Международной Макаренковской конференции.

    А как насчёт  остальных?

    КТО АВТОР СОЧЕТАНИЯ СЛОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

    Трудно сказать, кому пришло в голову первому назвать книгу о

    жизни в детской колонии педагогической поэмой.

    Я всю жизнь ду­мал, что приоритет этой идеи за А.С. Макаренко. Сомнения возник­ ли, когда прочитал предисловие С.Т. Шацкого
    к книге Л. Сосниной “История одной школьной общины” (М.: Кооперативное изд-во “Посредник”, 1927).

    В книге описывалась жизнь Пушкинской дет­

    ской колонии “с сельскохозяйственным уклоном”.

    Оценивая книгу.

    Шацкий писал: “Скорее это поэтическое произведение — своего

    рода педагогическая поэма”.

    Он отмечает искренний интерес к де­тям, любовь к ним, которыми сквозит каждая строка педагогичес­кой поэмы.

    И очень прозорливо прогнозирует: “Можно лишь боять­ся,

    что за поэтической формой читатель пройдёт мимо того ценного,

    что имеется в этой незаурядной работе”.

    Пушкинскую колонию “преобразовали” в 1924 г., а автор книги была репрессирована.
    Ко­лонию им. Горького “преобразовали” четыре года спустя, а педаго­

    гическую систему её автора признали “несоветской”.

    Полагаю, что Макаренко ничего не знал о предисловии Шац­кого
    к книге о Пушкинской колонии.

    Видимо, педагогическая по­эма — это не такое уж уникальное для

    тех лет состояние души “подвижников соцвоса”, занимавшихся

    организацией детских тру­довых колоний.

    ПИСАТЬ О ШКОЛЕ? ТЕМА ШКОЛЫ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

    По поручению Н.К. Крупской С.Т. Шацкий в 1929 г. подгото

    вил но­вые программы для школ.

    Времени было выделено крайне мало — всего месяц. Крупская

    работу одобрила.

    Но программы были кем-то отданы на рецензию

    бригаде рабочих завода Листа. Рабочие камня на камне не

    оставили от программ, обвинив Шацкого в пол­ном непонимании

    задач “смычки города и деревни”, “руководящей роли рабочего

    класса, который даёт крестьянам орудия производ­ства”.

    В программах, по мнению этих экспертов, была “плохо отра­жена

    политика партии в деревне, недостаточно внимания уделено

    вовлечению в колхоз крестьян”.

    Их назвали “чудовищными” за то, что они не отвечали задачам

    переходного времени.

    Стоит ли удивляться, что Макаренко через десять лет после

    этого вообще избегал говорить, а тем более писать о школе.

    Когда  ему оставалось до ухода из жизни меньше месяца, он, выступая 

    перед студентами, сказал: “Моя литературная работа — только

    форма пе­дагогической работы”.

    Он мечтал написать книгу “натакую тему: как нужно воспитывать человека, чтобы он, хочешь —не хочешь, был счастливым человеком...
    А о школе я не будуписать... в наших шко­лах организации детского опыта, жизненного опыта, коммунистичес­кого опыта не уделяется достаточно внимания.

    Я написал книжку, и мне возражают: “Это сказка, это мечта”. А я утверждаю, что это... та действительность, которая должна быть
    на
    каждом шагу”.

    конец стр. 143 и статьи

    ПРИМЕЧАНИЕ: На данном сайте есть и другие статьи, в которых
    сравниваются С.Т.Шацкий, А.С.макаренко и их последователь И.П.Иванов.

     

    СТАТИСТИКА САЙТА

    Просмотрено статей : 4465453

    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
    САЙТ
    А
    ВОЗВРАЩАТЬСЯ
    В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
    МОЖНО
    ЗДЕСЬ !!!

    ШОССЕ__
    ЭНТУЗИАСТОВ
    НАСТОЯЩЕГО
    ВОСПИТАНИЯ


    А Вдоль шоссе Вас ждёт

    ВЫСТАВКА
    ПЕДАГОГИЧЕСК
    ИХ
    ДОСТИЖЕНИЙ

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/%20.jpg

    __Дарим   Вам__
    _безвозмездно_

    СВОИ РЕШЕНИЯ,
    ПРОВЕРЕННЫЕ
    В  Н А Ш Е Й
    МНОГОЛЕТНЕЙ

    о п ы т н о-
    экспериметальной

    Р А Б О Т Е

    Социальный
    педагог
    и ДЕТОВОДЕЦ

    Ричард Соколов

    ОООООООООООООО

    http://animashky.ru/disk/camera.gifЕсли нажать
    ЗДЕСЬ
    !!! ,
    то Вы попадёте
    в "кинозал",
    где сможете увидеть
    мой уникальный видеоклип

    О ДЕТОВОДЦАХ

    Клип был снят в день,
    когда впервые был открыт
    для посетителей этот
    мой сайт (16.12.09) На него
    уже более 17.900 Ваших кликов

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    .И на этом фото тоже я

    ==========================
    _ДЕТСКИЙ
    БОГАТЫРСКИЙ
    ЛАГЕРЬ "РУСЬ"
    _ Лето 2012г.___
    Уже более 1000 кликов
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!

    ПРИЕЗД в лагерь
    ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ
    Текст, фото и ролик
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!
    -------------------------------------
    ВСПОМИНАЯ
    1612
    год

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ !!!
    НАШЕГО ДЕТСКОГО
    ИГРОВОГО ФИЛЬМА

    В Московском Театре
    русской драмы

    "1612 год.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ
    СМУТЫ"

    (состоялась в рамках
    ХХI Рождественских
    международных
    образовательных
    чтений 2013г.)
    !!!
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ!

    ------------------------------------------
    И ещё разные фильмы
    про 1612 год
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    Так мы отметили
    окончание
    ГОДА ИСТОРИИ
    !!!

    ------------------------------------------

      Раздел
    МАКАРЕНКО-
    ВЕДЕНИЕ

    (ИССЛЕДОВАНИЕ
    НАСЛЕЛИЯ
    А.С.Макаренко)
    Открыть ЗДЕСЬ
     

     ----------------

    КОЕ_ЧТО из этого
    раздела

     МЕЖДУНАРОДНАЯ
    Макаренковская
    ассоциация (ММА)

    - видеозаписи
    эпизодов из жизни
    "Макаренковского
    содружества")
    .

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/multimedia/100_3545.jpg

    Президенты Международной
    и Российской
    Макакренковских
    ассоциаций Т.Т.Кораблёва
    и В.И.Слободчиков.

    __________________________

    Р.В.Соколов
    и В.И.Слободчиков

    Я всегда рад гостям !!!
     http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/a9/fd/130473_prev_98.gif
    к Главному въезду
    http://internetanketa.ru/sites/all/themes/ianketa/img/step-ico-install.jpg      
     если не хотите заблудиться
    на этом сайте.
    (а так часто случается)

    "По дороге"
    Вы можете
    посетить:
    - Павильон
    с отзывами на
    этот сайт
    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ruka/ruka106.gif

    http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif 
    НАЖАТЬ ЗДЕСЬ
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    СПАСИБО 
    ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail14.gif


    ЖДУ НОВЫЕ
    ОТЗЫВЫ ЗАМЕЧАНИЯ
    и предложения)


    http://dweb.ru/gif/new/05.gif
    МОЙ АДРЕСАhttp://img1.imgsmail.ru/r/my/gifts/payed/ee2_ee2_1292948264_mailball02_200_new2_200.gif



    http://www.bogatyrstvo.ru/images/feedback.png
    dik-rvs@mail.ru

    Есть я и ВКОНТАКТЕ
    (Ричард Соколов)
    и в ФЕЙСБУКЕ


    =====================
    Перед Вами

    Я всегда рад Вам!

    ГЛАВНЫЙ ВЪЕЗД
    В МОЮ
    СТРАНУ
    БЕСПЛАТНО И
    БЕЗ "ПРОБОК"


    http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/tunnel.gif
    http://www.livegif.ru/Gallery/TECHNIKS/CARS/42R3.GIF


    http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gifНажать здесь http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gif
    ========================

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    К своему

    70 -летию
    я открыл эту рубрику
    ЗДЕСЬ с 3 февраля 2013г.

    А ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    я поместил
    ЗДЕСЬ АЛЬБОМ С
    ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ
    ДРУЗЕЙ
    и http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif



    ЗДЕСЬ НОВЫЙ
    КИНОЗАЛ




    проСАМЫЙ
    НЕОБЫЧНЫЙ
    ЮБИЛЕЙ В ХХ веке

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/%20%20%20.jpg



    МОИ ПОДАРКИ ВАМ
    к моему 70-летию



    СПИСОК МОИХ
    194 научных
    работ

    (опубликованных в
    печатных изданиях

    и переданных в
    научный архив РИКа)

    Среди них несколько
    учебников и учебных
    пособий
    , в том числе

    и на компакт-дисках.

    Список уже позволяет
    открыть, прочитать
    (и скачать!!!
    более
    90 работ
    И было уже свыше
    1500
    Ваших кликов

    Список открывается

    З
    ДЕСЬ
    ---------------------------
    Мои подарки РАО



    (Российской академии
    образования) и Вам
    (апрель 2013) можно
    получить
    ЗДЕСЬ
    ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАНЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУБРИКИ САЙТА.
    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОВОЙ СТРОКОЙ. ОНА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗИТИВ

    Чтобы открыть
    раздел
    О МОИХ
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
    УЧИТЕЛЯХ
    Кликнуть
    здесь
    ===============

    ПРЕДЛАГАЕМ
    ПОЗИТИВ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    О ПРОБЛЕМАХ
    СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
    ДЕТЕЙ И
    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg
    МОЛОДЁЖИ
    И ПУТЯХ ИХ
    РЕШЕНИЯ
    http://l-userpic.livejournal.com/113184805/39766252

    МОЯ КНИГА,
    ОТМЕЧЕННАЯ
    ДИПЛОМОМ

    -------
    ___на конкурсе
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    в Санкт-Петербурге

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    (текст 2-го издания книги
    дан здесь в формате WORD,

    а ниже - в формате PDF)

    ----------
    Пройти по ссылкеhttp://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Sokolov_R_U_nas_vo_dvore.pdf

    ===================

    Мои статьи,
    В которых
    Я УТВЕРЖДАЮ,

    ЧТО ПРИ ВСЕЙ
    ИЗУВЕЧЕННОСТИ
    С О Д Е Р Ж А Н И Я
    О Б Р А З О В А Н И Я
    И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПУТИ
    для
    совершенствования
    БРАЗОВАНИЯ


    ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬhttp://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    -----------------------------------

    МОЁ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    (25 апреля
    2011г.)
    )
    В РАО (
    (Российской

    академии
    образования


    ---------------------------------------------
    Моя статья специально
    к Году учителя

    "О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
    И РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    ПО ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ"


    ----------------------------------------
    Как усовершенствовать
    В О С П И Т А Н И Е
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg

    О ДВУХ СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ И...
    м
    ой полувековой
    опыт и его
    уроки
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    ПЕРЕМЕНЫ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gif

    =====================
    НАШ МНОГОЛЕТНИЙ
    ОПЫТ И УНИКАЛЬНЫЕ
    МАТЕРИАЛЫ НАШЕЙ
    ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ
    СТАНЦИИ
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ

    имени С.Т.Шацкого
    (как уникального комплекса)


    http://r27.imgfast.net/users/2713/69/94/30/avatars/3314-63.gif














    Теперь можно УВИДЕТЬ,
    если войти в
    очень
    большой раздел
    сайта
    ЗДЕСЬ
    !!!
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    Многопрофильный
    __ КЛУБ
    "РОВЕСНИК" ...
    (С 1986г)
    Киноролик о начале
    нашей работы
    в Марьиной Роще
    (Из моей лекции в Питере
    преподавателям ПГУПС )

    Кликнуть
    здесь)

    О клубе "прогудели"
    г-ты "ГУДОК" и "МЖ"

    (статьи 1987г.)
    Кликнуть здесь

    --------------------------------

    "ЧАЙНИЧЕК
    В МАРЬИНОЙ РОЩЕ"

    (статья о клубе 1992г.)
    Кликнуть здесь
    ________________________

    ...и ПЕРВАЯ__
    _ОПЫТНАЯ__
    _СТАНЦИЯ___


     

     

    _ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ОСПИТАНИЮ____

    _ИМЕНИ___________
    ___С.Т.ШАЦКОГО
    ___
    (с 1991г.)

    ЭТО: нажать здесь
    http://cs10653.vkontakte.ru/u5886709/136772509/m_ff1dd0fc.jpg

    КОМПЛЕКС

    http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470

    из 4-х "блоков"


     

     

    1) НАУЧНО-
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
    ЦЕНТР   (НМЦ) _________
    2) СОЦИАЛЬНО-__
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_

    МАСТЕРСКАЯ___

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    Моя книга (издана в1992г.
    второе издание - 1993г.)

    ======================
    http://s61.radikal.ru/i174/0910/68/296180c2428d.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gifАЛЫЕ ПАРУСА
    НАД МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ
    =======================
    17 наших
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

    ПОСОБИЙ


    http://www.sokolovr.ru/images/stories/dsc02903.jpg



    Разновозрастной

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

    клуб
    по месту жительства

    "РОВЕСНИК"___________
    _
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    117 праздников
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    подвижных игр

    **Кинозал 
    *http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_613d3438.jpg
    НОВОГОДНИЕ
    *******ДЕТСКИЕ*******
    ПРАЗДНИКИ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
     
     
    *******  **
     
     
    пока 5 фильмов)*****

    =======================
     
    >Наши ИГРОТЕКИ
    
    http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif =====================
     http://yoursmileys.ru/hsmile/lordoftherings/h14020.gif
    
    ____
    ===================
    Кинозал
    ""НАШИ
    САМОДЕЛЬНЫЕ
    МУЛЬТИКИ""

    (Пока 2 мультика)

    _________________

    21 января 2011г.
    - 21 год со дня
    учреждения
    станции

    _ОТЗЫВЫ О СТАНЦИИ_
    
    
    _ПРЕССА О НАС__ 
    

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0301.gif

    http://s20.rimg.info/c7e58de5e9188e58bcd0f23097c9c167.gif
    
    • Р.В.Соколова

    • СОЦИАЛЬНАЯ

      ПЕДАГОГИКА

      ДЕТСКО-
      ПОДРОСТКОВОГО

      КЛУБА ПО МЕСТУ
      ЖИТЕЛЬСТВА
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gifhttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif
    ==================
    КОНЦЕПЦИЯ
    СОЦИАЛЬНОГО
    ВОСПИТАНИЯ

    (на далёкое
    будущее. Увы!)
    Кликнуть здесь
    -----------------------------
    РУБРИКИ (активные)
    этого раздела
    Переменна деятельности
    2 Наши игротеки
    3 О 2-х социальных педагогиках
    4 Уроки полувекового опыта
    5 Студенческие практики
    6 дизайн интерьера, площадок,
    костюмов
    7 Дипломные работы
    8 "Богатырские поляны"
    9 Разновозрастный клуб
    "РОВЕСНИК" по месту жительства
    10 17 наших учебных пособиий
    11 Социально-педагог. мастерская
     
     
     
     
     
     
      -----------------------------------
    И продолжаю играть

    http://cs1691.userapi.com/u12351190/54415858/x_e6517d8a.jpg
    И РАБОТЕ (статья)
    Кликнуть здесь

    -----------------------
    Кинозал
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/m_eec7224c.jpg
    И НЫНЕ ПРОДОЛЖАЮ
    ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ_ !!!

    ОСЕННЯЯ ПОЛЯНА____
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/x_c8388276.jpg
    23 октября 2011г. _____
    6 роликов____________
    кликнуть здесь
    -----------------------------------------------

    МОЙ ОПЫТ
    ПЕРИОДА 1968 - 2007гг.
    Большущий раздел!
    Кликнуть здесь
    http://animashky.ru/disk/camera.gif
    ----------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifМОЙ
    БОЛЬШОЙ

    многозальный
    кинотеатр

    многозальный

    http://reklamastatic.vkdrt.ru/mailer/app/serialy.jpg

    КИНОТЕАТР
    Вход здесь

    ----------------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifДетский
    многозальный

    кино

    КИНОтеатр
    Вход здесь

    Кинозал http://animashky.ru/disk/camera.gif
    И продолжаю
    играть
    с детьми
    Вход здесь

    ---------------------------------

    МОИ
    выступления

    Это большой
    многозальный
    http://sticker.yadro.ru/ban/0056/56390.200x200.gif
    http://animashky.ru/disk/camera.gif

     

     

    кинотеатр


    с видеозаписями
    многих моих
    выступлений
    Вход  здесь

    -----------------------------------------------
    ГОРОДИЩЕ
    пока ещё
    сохранившейся
    моей виртуальной
    памяти
    (историкам и
    архелогам XII века)

    Между прочим,
    ЖИЛ-БЫЛ И Я


    И вход свободный и
    ВОРОТА ЗДЕСЬ
    А-у! Люди! А-у!!!

    http://yoursmileys.ru/tsmile/christmas/t07186.gif
    И, наверное,
    я ещё пока жив...
    С чем пришёл
    к 70-летию

    КЕМ пред Вами
    СЛЫВУ?
    Здесь

    свыше 460
    Ваших суждений
    за 70 лет

    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSI50JAAqJMIe2iM_bpMhm7qinIOeCAM3CX_Xf9XYeIWQyjFTIX1w

    КИНОЗАЛЫ К МОИМ
    ------- ХРОНИКАМ------

    КИНОЗАЛ
    ФРАГМЕНТЫ 
    МОЕЙ

    БИОГРАФИИ
    (около 40 роликов)

    =====================
    Мои подарки(календарь)
    НИЖЕ МОМЕЩЕНЫ МОИ
    ПОДАРКИ ВАМ (за три
    с половиной года).
    Теперь я решил их
    разместить по временам
    года (зима, весна, лето,
    осень).
    Надеюсь, что и прежние -
    не устарели для новых
    гостей и друзей.
    Летние подарки
     К Дню защиты
    http://yabs.yandex.ru/resource/v1hB2Sala%5ESkoWkYvzwCrg.pngдетей

    МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В МОСГОРДУМЕ

    В ЗАЩИТУ ДЕТСКИХ
    КЛУБОВ МОСКВЫ
    http://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif http://www.novostroim.ru/images/articles/big/144.gif

    АКТУАЛЬНО
    И СЕГОДНЯ

    ЗДЕСЬ
    ============
    
    Как родители
    защищали детей...
    играя

    Весенние подарки
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    -----------------
    в кинозал
    Х конкурс
    им. А.С.Макаренко

    (апрель 2012 г.)
    ВХОД ЗДЕСЬ

    ===================
    К Дню
    славянской
    письменности
    и культуры

    Вход ЗДЕСЬ
    ================
    Кликнуть здесь
    К  Дню Победы
    __
    http://animashky.ru/disk/camera.gif


    К Дню Победы
    и Дню Защиты Детей


    ---------------------------

    В мае 2012г.
    Россия отметила
    90-летие Пионерии
    И я отметил
    льшим подарком.
    Им стал мой
    новый

    КИНОЗАЛ
    ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ
    (без прикрас)
    НА ВАШЕМ МОНИТОРЕ

    (уже 34 ролика
    из художественных,
    докуменетальных,
    телевизионных и
    моих любильских
    фильмов)

    ВХОД в кинозал
    здесь


    ================
    А ПОДАРОК

    к Дню Пионерии
    2013г. ЗДЕСЬ
    =================

    http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/bestgifanimation.24/0_6051d_803f9288_orig


    http://cs762.userapi.com/u5886709/114348951/x_12eb8b6a.jpghttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif



    ----------------------------

    А теперь и
    ещё подарки -

    4. МОЙ
    СЕРЬЁЗНЫЙ
    ДИАЛОГ

    с к.п.н. Ларисой
    Крапивиной
    http://cs5852.userapi.com/u7194717/a_e21ac47a.jpg
    о скаутинге,
    пионеринге и др.
    в контексте Дня
    защиты детей

    Открыть ЗДЕСЬ


    и 5.
    ШОК - МОЯ

    вожатская
    ИСПОВЕДЬ

    НА 85-летии
    ПИОНЕРИИ"
    в зале Академии
    при Президенте РФ

    (видеозапись моего
    выступления на
    конференции,
    про которое
    кто-то отозвался

    ВКонтакте:
    "Круто!")

    Моё жёсткое
    выступление ЗДЕСЬ
    ================

    Моё выступление
    на конференции
    по внешкольному
    воспитанию
    15 декабря 2012г.
    Видеозапись
    ЗДЕСЬ

     

    ================
    и зимние подарки

    кликнуть
    здесь

    =================

    ВСПОМИНАЯ
    1612 год
    Вход в кинозал ЗДЕСЬ

    ==================


    http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/c4/fc/130244_prev_98.gif


    Выезд к разделу
    о других
    новостях года

    МОИ ОСЕННИЕ
    ПОДАРКИ

    --------------------------------

    К ДНЮ
    ЗНАНИЙ

    открыть ЗДЕСЬ

    ------------------------------------

    К другим праздникам
    открыть ЗДЕСЬ

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Кинозал
    НА ЭКРАНЕ


    ФРАГМЕНТЫ МОЕЙ
    БИОГРАФИИ

    (киноиллюстрациии
    к "хроникам")



    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/m_95c5b8e7.jpg


  • Фоторепортажи
    о путешествиях,
    командировках
    и т.п. информация












































































































































    НОВЫЙ РАЗДЕЛ

    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    ВЫДАЮЩИЕСЯ
    СТАРШИЕ
    ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif

    (Предшественники
    и последователи
    А.С.Макаренко)

    105 лет
    детскому клубу
    С.Т.ШАЦКОГО


    Кинозаhttp://animashky.ru/disk/camera.gifл
    Общество
    СЕТЛЕМЕНТ
    и детская колония
    БОДРАЯ ЖИЗНЬ

    Кликнутьhttp://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    и 100 ЛЕТ _
    "БОДРОЙ
    ЖИЗНИ"http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

    ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

    К 100-летию
    Элеоноры Самсоновны
    КУЗНЕЦОВОЙ

     

     

    Вход к рубрике ЗДЕСЬ

    И.П.ИВАНОВ -
    выдающийся
    последователь
    А.С.Макаренко

    http://www.kommunarstvo.ru/ivanov.jpg











    И.П.Иванов

    и его понимание
    наследия
    А.С.Макарен
    .Иванова
    Рубрика Открывается 
    ЗДЕСЬ

    ---------- http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    И.П.ИВАНОВ
    и его команда

    Кинозал ЗДЕСЬhttp://animashky.ru/disk/camera.gif


    ===========
    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif 


    Молодые
    последователи
    И.П.Иванова
    в Питере
    объединены
    в студенческий
    педагогический
    отряд


    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    "ПЕРЕМЕНА"
    (он при институте
    имени И.П.Иванова
    ЛГУ им.А.С.Пушкина)
    Вход в кинозал
    УРОКИ
    "ПЕРЕМЕНЫ"

    http://animashky.ru/disk/camera.gif(ролики со
    слётов


    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    старшеклассников
    "Звёзды дарят
    надежду")
    ЗДЕСЬ

    Уже 24 ролика!
    Кинозал посетило
    за 1-й месяц свыше 800
    зрителей

    ====================== http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif




       
    
    ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ
    И.П.ИВАНОВУ

    в московском

    музее А.С.Макаренко
    http://animashky.ru/disk/camera.gif




    14ноября 2011г.
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    За 1-й месяц показа
    687 кликов

    -----------------

    Эмблема АГШШhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg http://animashky.ru/disk/camera.gif
    
    
    
    
    
    
    
    



     

    Продолжатели
    И.П.Иванова
    (Из Архангельского
    городского
    штаба школьников)
    встретили уже
    своё 50-летие.

    Кинорепортаж
    с 50-летия АГШШhttp://animashky.ru/disk/camera.gif

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2011 года

    КликнутьЗДЕСЬ



    =============
    Константин
    Подыма и его
    "ШХУНА
    РОВЕСНИКОВ"
    Открыть ЗДЕСЬ

    =============
    "КАРАВЕЛЛЕ "
    50лет! _


    (Екатеринбург)

    http://www.ekburg.ru/UserFiles/image/news/0/2/17/21770Big.jpg



    И я побывал
    в "Каравелле"
    (в апреле 2012 г.)


    --------------------------

    ещё http://animashky.ru/disk/camera.gif


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ===================

    ===================




    20 ЛЕТ
    ПОД СОЛНЦЕМ
    _ ПУСТЫНИ


    http://static.tvkultura.ru/p/q_409234.jpg
    http://hudozhka2.ru/img/events.pustyn/062.jpg
    +++++++++++++++++++++
    ========http://www.moscowbookfest.ru/assets/images/kino.jpg

    http://animashky.ru/disk/camera.gif_   (http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifновый кинозал        

    )http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg


    http://animashky.ru/disk/camera.gif

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif
    --- ----http://andreui1.narod.ru/photo.gif

    
    В

     
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifБОГАТЫРСКАЯ
     http://content.foto.mail.ru/mail/dik-rvs/_myphoto/i-54.jpg
    СЛОБОДА -
    уникальный
    ПРОЕКТ ВЕКА
    кликнуть
    здесь

    НА 8-ом ПРАЗДНИКЕ
    БОГАТЫРСКАЯ СИЛУШКА
    кликнуть здесь
    июль 2012      





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0305.gif АРХИВ,
    но
    всем доступный!

    Архив сайта

    http://mdata.yandex.ru/i?path=b1228173944_img_id3699829861353547486.jpg&size=2
    Из моего архива
    в Ваш рюкзак

    http://img.yandex.net/i/narod/disk/fo-promo.png

    МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

    ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ


    О ДВУХ 
    СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ
    ...
    ... О ДОШКОЛЬНЫХ И 
    ШКОЛЬНЫХ
    "ПРИКОЛЬНЫХ"?
    Могучая сила перемены 
    деятельности

    ========================

    УРОКИ МОЕГО
    ПОЛУВЕКОВОГО
    ОПЫТА
    ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ 
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ ЭТО:

    1) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
    ЦЕНТР
    2) СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ
    17 наших учебных пособий 
    на компакт-дисках

    Учебные курсы и лекции
    Студенческие практики
    Дипломные работы
    
    3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
     ПЛОЩАДКА  
    Разновозрастной клуб
    "по месту жительства"
    117 праздников
    на открытых площадках
    Наши
    "Богатырские поляны"
    Наши игротеки
    -------------------
    Отзывы о нашей Станции
  • Пресса о нас
  • Педагогическая эпопея
  • Книга (скачать)
  • 4) КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
    ПУНКТ
  • ======================
  • Об общинности
    в менталитете
    русского народа
    =======================

    К Дню матери
    Кинозал
    ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ
    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
    Надо ли брать пример
    с таких матерей?
    два ролика
    Вход ЗДЕСЬ
    ======================
    - общественные 
    ====================== 
    Что мне 
    понравилось
    В КОНТАКТЕ
    Кликнуть
    ЗДЕСЬ
    или ЗДЕСЬ
    и увидеть

    >
    http://cs4582.vkontakte.ru/u67726496/114523956/s_e53d4dd1.jpg
    http://www.clker.com/cliparts/3/0/b/6/12401701921581394466boobaloo_Archive_Icon_2.svg.hi.png
    ВИДЕОРОЛИКИ,
    КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ

    "В КОНТАКТЕ"
    Кликнуть ЗДЕСЬ
    ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!
    ВАШИ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ ПРИСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: dik-rvs@mail.ru
    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    http://sokolovr.ru/administrator/index.php#