Старшим друзьям детей посвящается!
Сайт предназначен ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО...
СТАРШЕ 18 ЛЕТ...
ПОИСК ПО САЙТУ: НАБРАТЬ слово, НАЖАТЬ кнопку, СМОТРЕТЬ НАЙДЕННОЕ (внизу)
ИЗВИНЕНИЕ АВТОРА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ.
Многое на нём временно
НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ

Прошу извинить.
НО к Дню учителя
(3.10.13г.)
ОТКРЫТ НАШ
НОВЫЙ САЙТ!

Добро пожаловать!
Нажать на ссылку

http://makarenko-sokolovy.ru

Туда уже многое
"переселилось".

http://www.edu.cap.ru/home/3691/image/anim%20buratino.gif
Этому Сайтику
http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif

исполнилось зимой
уже 3 года,
а создателю сайта -
только... 71!

Сайт для тех,
кто с грустью
вспоминает

о своём детстве...

 Для тех, кто хотел бы
вернуться в детство.
И ДАРИТЬ ДЕТЯМ
РАДОСТЬ...


А куда спешит
Буратино?

Смотреть по ТВЦ
в программе
"Народ хочет знать"
как победить
НАРКОМАНИЮ
и зовёт Вас с собой
Вход ЗДЕСЬ
Буратино стал уже что-то
понимать. Но возник
вопрос " КАК ? "
http://animashky.ru/disk/camera.gif



А если нажать ниже?
откроется клип
с другим моим
выступлением

клип О ДЕТОВОДЦАХ






Это самый
популярный
клип на этом сайте
___Важный раздел сайта http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg

О начале
моей научной
деятельности

Рубрика
открывается ЗДЕСЬ
Избранные
тексты
научных
работ и
видеозаписи
выступлений
на научных
форумах
Научные
  • подходы...
  • Р.В.Соколов
    Введение
    в философию
    социального

    воспитания
    ++
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL
    Р.В.Соколов
    В защиту
    "философствования"
    по поводу
    социализации
    и самореализации


    Р.В.Соколов
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов
    КОНЦЕПЦИЯ
    ОСВОЕНИЯ
    КУЛЬТУРЫ


    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы
    советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    -------------------

    Р.В.Соколов
    Перемена видов
    деятельности
    школьников как
    средство освоения
    ими духовной
    культуры

    (моя статья в издании
    АПН СССР "Новые
    исследования в
    педагогических науках
    1986, №1

    Текст открывается
    ЗДЕСЬ

    ----------------------
    Р.В.Соколов
    Общинность

    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    в менталитете
    русского народа

    http://www.slavfond.ru/images/banners/ro1.jpg
    ---------------------------------

    Кинозал
    Из ИСТОРИИ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ

    Р.В.Соков
    студентам УРГУ
    пр. Серги
    Радонежском и др.
    =====================
    "ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ
    ====================

    ===================
    В ИЗДАНИИ
    НИИ КУЛЬТУРЫ АН
    И МК СССР
    .

    Р.В. Соколов
    Организация
    работы с детьми
    иподростками
    в условиях
    городского
    микрорайона

    Сборник “Культурно-
    спортивный комплекс:
    состояние, проблемы,
    возможности”:Москва,
    НИИ культуры, 1986 г.)

    ОткрываетсяЗДЕСЬ

    ====================
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ В
    СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)


    Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    ОПД
    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Р.В.Соколов
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif

    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере (преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Р.В.Соколов
    Социальное участие
    в ОПД
    Текст открывается ЗДЕСЬ
  • -------------------------------------------
  • Р.В. СОКОЛОВ

    ДЕЯТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

    (КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО
    ОБЩЕСТВЕННО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    ДВИЖЕНИЯ
    ХХ ВЕКА)

    1998г.Научный архив РИК

    Текст открывается ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

  • -------------------------------------------
    Р.В.Соколов
    Коммунарство
    в контексте

    ОПД. Ретроспектива
    и перспектива.

    Открывается текст
    ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

    ДВИЖЕНИЕ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

    Опубликовано: Соколов Р.В.

    Движение
    педагоги
    ческих
    отрядов.
    // Детское
    движение.
    словарь-справочник.
    Изд.2-е.
    -М, 2005, с. 43-45.

     

    -----------------------------------------------

    Р.В.Соколов
    О некоторых путях
    совершенствования
    образования

    //
    Новое в психолого-
    педагогических науках:
    теоретические и практические
    проблемы психологии и
    педагогики. №2 –М.: Издательство
    НОУ ВПО Московского психолого-
    педагогического института, 2009,
    с. 178-194.

    Статья открывается
    ЗДЕСЬ
    ----------------------------------------------
    МОИ
    НАУЧНЫЕ
    РАБОТЫ

    (тексты и
    выступления)
    ___Важный раздел сайта
     http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg
    воспитания
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL  В защиту
    "философствования"
     по поводу
     социализации
    и самореализации
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов  КОНЦЕПЦИЯ
    освоения культуры
    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    ----------------
    Общинность
    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    (О пр. Сергии
    Радонежском и др)
    ИДЕЯ
    " ВОСПИТАНИЯ
    БУДУЩЕГО”
    В ИГРОВОЙ
    КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ

    ХХ ВЕКА

    ==============
    -
    социология
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)

    2.4.2. Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    2.4.3.
    ОПД

    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере(преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Социальное участие
    в ОПД
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Большой раздел
    ПРАВДА
    О
    МАКАРЕНКО
    Зсубмодуль (меню)
    открывается ЗДЕСЬ
    !

    НАШЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ
    -
    результаты
    многолетнего
    культурологического

    расследования!
    ----------------------------------

    http://1.sokolovrv.z8.ru

    Горький и
    Макаренко
    (
    моё выступление
    в Литературном музее
    на юбилее корифеев
    можно смотреть
    здесь)
    =======================

    МОЙ особый ПОДАРОК
    __К ДНЮ ВЫБОРОВ

    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRJZHP6JW76GgUopUQWXOZpm_fUP70dCPkXyuGLamJDTis_CTORSw
    http://gifzona.com/i/small/gift/gifzona_002.gif

    . Моя новая статья
    А.С.МАКАРЕНКО:
    "Я СОВЕТСКАЯ

    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/x_159e51ea.jpg
    _ВЛАСТЬ"
    Текст кликнуть

    здесь
     
    !  
    <============
    Кинозал
    Фрагменты
    для нового
    фильма
    об
    А.С.Макаренко

    Вход ЗДЕСЬ
    !

    И уже свыше
    20.000 кликов!

    ====================
    Наша новая книга
    ! об А.С.Макаренко,
    над  которой мы
    продолжаем
    работать.




    Открывается ЗДЕСЬ
    !

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/cap0134.bmp

    НОВОЕ!
    ЮБИЛЕЙНЫЕ
    СОБЫТИЯ,
    ПОСВЯЩЁННЫЕ
    125-летию
    А.С.МАКАРЕНКО
    ЗДЕСЬ вход
    к проводнику
    !
    -----------
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    социально-
    педагогические
    чтения
    "ВОСПИТАНИЕ
    ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО
    СЧАСТЛИВОЕ"
    ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
    открывается
    ЗДЕСЬ!
    Чтения
    кафедрой социальной

    педагогики РГСУ, д.п.н.,
    профессором).


    НОВО




    НОВЕЙШЕЕ!

    Доклад Соколова Р.В.
    "ПОДНИМАТЬСЯ НАД
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ"

    на открытии 11-го конкурса
    им. А.С.Макаренко 01.04.13.
    ЗДЕСЬ ВХОД В КИНОЗАЛ
    !



    Р.В.СОКОЛОВ.
    ВИДЕОЗАПИСЬ
    выступления в МОПИ
    (ныне МГОУ) по теме:

    "С.Т.ШАЦКИЙ
    - А.С.МАКАРЕНКО
    - И.П.ИВАНОВ
    - Р.В.СОКОЛОВ:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
    ИДЕЙ И ПОДХОДОВ
    К СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ"



    ----------------------------------------------------
    фрейм
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • И.П.ИВАНОВ И КОММУНАРСКОЕ-МАКАРЕНКОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

    Оценка пользователей: / 0
    ПлохоОтлично 

    --------------

    Р.В.Соколов, Москва, Российский институт культурологии

     

    И.П.ИВАНОВ И КОММУНАРСКОЕ-МАКАРЕНКОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

    (статья к Форуму в Санкт-Петербурге,

    посвящённому 85-летию И.П.Иванова)

     

    Сейчас среди тех, кто интересуется коммунарским движением 60-х и последующих годов, мало кто сомневается в том, что его основатель И.П.Иванов. И он действительно был основателем известной в своё время ленинградской Коммуны юных фрунзенцев (сводной пионерской дружины при Доме пионеров Фрунзенского района, имевшей официальный статус районной школы пионерского актива). Однако, в силу ряда неблагоприятных обстоятельств (о которых подробно пишет в своей докторской диссертации И.П.Иванов) ему пришлось покинуть КЮФ.

    И это случилось ещё до того, как несколько ребят и их старших друзей из КЮФ совершили своего рода агитационно-методические десанты (летом 1962-го и 1963гг.) во Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», где «коммунарский дух» и «коммунарская методика» пришлись по вкусу старшеклассникам-комсомольцам, что и положило начало созданию по примеру КЮФ различных «коммунарских секций», которые стали как-бы коллективными членами специально созданного при газете «Комсомольская правда» всесоюзного «Клуба юных коммунаров»  (КЮК).

    С создания многочисленных секций КЮКа в десятках городов страны и началось, собственно в среде старшеклассников коммунарское движение  (как движение массовое). Да, зародилось оно ещё в КЮФе как движение «пионерское» (в нем преобладали дети «пионерского возраста»), но именно как массовое движение и движение юношеское оно стало известным именно после летней «коммунарской смены» 1963 г. в «Орлёнке».

    К сожалению, И.П.Иванова там не было и, вообще, он оказался вне этого коммунарского движения. Почти на 10 лет. Созданная И.П.Ивановым студенческая (молодёжная) «Коммуна имени Макаренко» (КиМ) впервые «вышла на арену коммунарского движения» лишь в ноябре 1970 года (но об этом ниже).

    Здесь необходимо остановиться и показать (хотя бы чрезвычайно  сжато), что же происходило в коммунарском движении и чем была обусловлена встреча в Москве осенью 1970г. лидеров коммунарских объединений нескольких городов страны с участием группы студентов-кимовцев, после которой, подобные встречи стали ежегодными и послужили основой для создания «Коммунарского-макаренковского содружества» (КМС), которое И.П.Иванов позже назвал «второй (молодёжной) фазой коммунарского движения» и в котором он играл весьма и весьма значительную роль.

    К 1970-му году в стране многое изменилось, и «движение юных коммунаров» не только повзрослело вместе со своими активистами, но и лидеры его уже остро чувствовали разницу между «хрущёвской оттепелью» и «брежневским застоем». У многих энтузиазм поостыл, а некоторые коммунарские объединения даже самоликвидировались (как, например, одна из крупнейших организации юных коммунаров в шахтёрском г. Горловка (Украина).

    В январе 1968 г. в Свердловске, лидеры коммунарских клубов, обеспокоенные положением в своём движении, собрались на «всесоюзный коммунарский сбор» и провели своеобразную деловую игру по выработке новой концепции коммунарского объединения и движения в целом. Был разработан так называемый проект «Вернер».

    Позже некоторые учёные станут утверждать в своих публикациях, что именно этот проект оказался «виновником» нового взлёта в движении юных коммунаров и зарождения нового движения - движения комсомольских педагогических отрядов. Не того, что ездило в детдом к С.А. Калабалину и не того, что направляло по разнарядке студентов-шефов к стоящим на учёте в милиции подросткам, а того, что десятками и сотнями отрядов пошло во дворы и создало там ребячьи «Форпосты культуры», разновозрастные клубы,

    «ребячьи республики»… Оно же «засветилось» и проведением 17-ти всероссийских слётов «коммунарского-макаренковского содружества» (КМС), на которых бойцы макаренковских педагогических отрядов обменивались опытом минимум по десять дней…

    А тогда, в 1968 году «новый импульс» получил не только клуб ЮК при Городском Дворце пионеров Свердловска «Алый парус», который тоже был на грани самороспуска, но и появились новые подростковые «посткоммунарские» объединения, как, например, созданный мною сразу же по возвращении из Свердловска многопрофильный клуб «Орион», который мы назвали уже не коммунарским, а культармейским.

    Это было удобно и с внешней формальной стороны - клуб действовал при Дворце  культуры подмосковного города Щёлково. А история комсомола ещё помнила о довоенном «культармейском движении». А главное, термин «культармейское движение», насыщенный новым смыслом позволял нам иметь в виду то, что мы называли «освоением культуры», подразумевая профилактику отчуждения и активные формы борьбы с проявлением отчуждения (философский термин «отчуждение» мы часто заменяли словом «равнодушие»).

    Когда «орионовцы» достигли студенческого возраста (но я не хотел их «выпускать» по окончании школы, как это делали в КЮФе и во многих других клубах юных коммунаров), у меня появилась настоятельная потребность узнать, чем «удерживает» студентов И.П.Иванов в своём КиМе.

    Я написал письмо И.П.Иванову. И удивительно скоро получил ответ. Потом он прислал к нам «на разведку» студентку 3-го курса Г.Слепцову. Вскоре я приехал в КиМ на празднование Дня рождения А.С.Макаренко, а буквально через несколько дней наступили весенние каникулы, и я привёз в Ким уже 20 своих орионовцев-старшеклассников. И.П.Иванов организовал для нас замечательную программу посещений КиМа и знакомства с городом.

    И.П.Иванов чрезвычайно заинтересовался тем, что наш «Орион» организовал для школ г. Щёлкова «Курсы общественных профессий» (КОП) и «Дружину юных культармейцев» (ДЮК) с многопрофильными отрядами для работы во дворах. Четыре базы работы таких культармейских отрядов мы назвали Форпостами. Это было что-то вроде предлагавшихся И.П.Ивановым в КЮФе «спутников» коммуны.

    Кимовцы меня объявили «почётным другом КиМа» и вручили нагрудный знак, чем я горжусь и до сих пор.

    После этого наши поездки в КиМ стали регулярными, и мы старались брать с собой знакомых коммунаров из других объединений. Так в КиМе оказались В. и Е. Хилтунены, ребята из архангельского АГШШ…

    Но решающим событием, положившим начало будущему КМС (когда было принято решение о сотрудничестве с КиМом нескольких коммунарских объединений страны), была встреча делегаций объединений, состоявшаяся в ноябре 1970-го года в Москве (в детском кинотеатре «Баррикады», куда я тогда перешёл  работать педагогом). Важно отметить, что это сотрудничество стало развиваться под эгидой секции по изучению, пропаганде и применению наследия А.С.Макаренко. На этой «тайной вечери», с участием представителей клубов юных коммунаров ряда городов и (впервые) ленинградской студенческой, созданной И.П.Ивановым коммуны им. Макаренко (КиМ), присутствовала Э.С.Кузнецова - создатель и бессменный председатель (до самой её кончины) «Секции по изучению, пропаганде и применению наследия  А.С.Макаренко» при Центральном совете Педагогического общества РСФСР.

    Присмотревшись внимательно к юным и уже не совсем юным коммунарам, Э.С.Кузнецова круто переориентирует свою секцию с ветеранов - «макаренкоедов» на «племя младое». Если «первая фаза» (юношеская) в 60-е годы развивалась под эгидой школьного отдела редакции газеты «Комсомольской правда», новая (молодёжная) фаза движения успешно развивалась под эгидой Педагогического общества (его Макаренковской секции). В этом несомненная роль и заслуга Э.С.Кузнецовой.

    Сразу следует сказать, что некоторые «старшие друзья» коммунарских коллективов позже стали руководителями местных отделений Макаренковской секции Педагогического общества РСФСР. Стал таким руководителем и И.П.Иванов, а его КиМ стал коллективным членом Макаренковской секции Ленинграда.

    Ещё в осенью 1970г. Э.С.Кузнецова пригласила меня и старших «орионовцев» к участию в еженедельных «Макаренковских средах» (которые проходили у неё на квартире). Заметим, что позже мы переняли у КиМа традицию чередовать «рабочие среды» (посвящённые педагогической практике) и «упекушные» (от словосочетания «университет педагогической культуры»). Кроме того, мы стали выпускать по примеру КиМа машинописный альманах. У Кима был альманах «Родник», а у нас альманах «Макаренковские среды». Учились у Кима обобщать в курсовых и дипломных работах свой опыт. Так, например, член педотряда одного из наших форпостов (им. А.С. Макаренко) Н.В.Харламова описала опыт работы в дипломной работе, которая была отмечена первым местом и медалью на Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ по педагогике.

    А тогда, в 1970г. Э.С.Кузнецова начинала «переманивать» наш клуб «Орион», соблазняя «завоевать, как когда-то Макаренко Куряж», «московские дворы и подворотни», и больше того - «завоевать» МГПИ им. В.И.Ленина, обещая поддержку в этом и кафедры педагогики, и комитета комсомола института, и даже его парткома. Предложила создавать новую науку – «дворовую педагогику» и через неё «как в троянском коне» (Э.С.Кузнецова часто вспоминала о троянском коне…) утвердить педагогику макаренковскую.

    В том, что мы согласились на это, известную роль сыграло и знакомство с КиМом. Мы увидели перспективу приобщения к педагогической науке и перспективу серьёзного приобщения к наследию А.С.Макаренко.

    «Десант» «орионовских» «юных культармейцев» высадился почти незаметно (без парашютов) в одном из дворов близ стадиона им. Ленина в Лужниках (ул. Доватора, д.14) и держит эту высоту вот уже 37 лет. Другое дело, что за 30 лет после моего перехода в другие места (для создания «Форпоста культуры им. А.С.Макаренко» (1975-78 гг.) и других «форпостов») там многое изменилось…

    С конца 1970 г. (лет семь)  я был комиссаром первого Форпоста, а он носил (по моей инициативе и с согласия комитета комсомола МГПИ) с 1972 г. имя С.Т.Шацкого.

    В комитете комсомола МГПИ, райкоме и даже в ЦК ВЛКСМ (разумеется, и в многочисленных СМИ), я значился как рабочий – комиссар Форпоста. Тогда я перешёл работать оператором газовой котельной (чтобы днём работать в Форпосте в качестве волонтёра). Рабочих тогда ещё не совсем «опустили», хотя процесс уничтожения величия  недавнего «гегемона» уже шёл полным ходом. То, что мне на работе присвоили звание «Ударник коммунистического труда» весьма помогло. Комиссар отряда хоть уже и не комсомолец, но рабочий, ударник коммунистического труда…

    Интересно, что моё социальное положение как рабочего нисколько не смущало И.П.Иванова. Более того, оказалось, что и в КиМе был свой рабочий – С.Нагавкин, который, окончив институт культуры, стал замечательным педагогом. Возможно, в том, что и я через несколько лет поступил в институт культуры, сыграл роль пример кимовца С.Нагавкина…

    Признание И.П.Ивановым моей педагогической деятельности, вероятно, повлияло и на Э.С.Кузнецову, которая принялась меня «продвигать»  в педагогическое пространство.

    С 1972 г. я (уже как заместитель Председателя Макаренковской секции - Э.С.Кузнецовой) выступал на Первом Всесоюзном Макаренковском симпозиуме (март 1972г.), был составителем машинописного альманаха «Макаренковские среды» (1971-1976гг.), редактором тематической страницы (органа нашего педотряда) «Ребячий комиссар» в многотиражной газете МГПИ им. В.И.Ленина  «Ленинец». (Всего вышло 29 выпусков «РК»).

    Вот тогда-то (в начале 70-х гг) на одной (из уже ставших традиционными встреч в КиМе) возник вопрос о том, как назвать наше содружество. Мы с Леной Хилтунен предложили название «Кимовское содружество». Но И.П.Иванов настоял на другом названии – «Коммунарское-макаренковское содруджество» (КМС). Так на несколько лет это название и закрепилось. Встречи стали называть «слётами КМС». (Напомним, что у юных коммунаров подобные встречи назвались сборами.)

    Слёты стали проводить по два раза в год. Августовские слёты проходили по десять дней. Перед некоторыми такими слётами в мае проводили заседание оргкомитета из представителей разных делегаций.  Очень трудным было всегда определить количество участников слёта от каждого объединения, т.к. было очень много желающих участвовать в слётах. Устраивали даже что-то вроде соревнований между объединениями за право представить больше участников. Самыми большими делегациями всегда были делегации Москвы и Ленинграда.

    Обычно в первой половине дня на слётах устраивались лекции или выступления представителей делегаций (лидеров объединений) или специально приглашённых учёных по теоретическим вопросам. И.П.Иванов был почти на всех слётах и обязательно делал обширные доклады, которые неизменно выслушивались всеми с большим вниманием. Большие доклады делала и Э.С.Кузнецова. Можно сказать, что на слётах были представлены московская и ленинградская макаренковедческие школы.

    Были и острые дискуссии. Например, о том, что считать праздником. Как у Макаренко победу в достижениях (как, например, «Праздник первого снопа») или событие в честь календарной памятной даты. Обязательно ли для макаренковцев создавать своё хозяйство с производительным трудом или достаточно организации общественно-полезной деятельности в форме коллективных творческих дел с эпизодическими «трудовыми десантами»…

    Что касается праздников, то мы со временем «поддались» увлечению кимовцев в их разработке и проведении. И позже (с 1986 г. по 2007) провели 117 праздников подвижных игр на открытых площадках. Думаю, что И.П.Иванов порадовался бы за нас…

    Главная совместная жизнь участников КМС проходила на слётах. Мне довелось быть председателем оргкомитетов двух слётов КМС (1973г и 1975 гг.) Слёт 1973 г. проходил в Москве 10 дней, а слёт 11-й слёт КМС 1975 г. проходил 20 (!) дней на борту теплохода  (!!) «Евгений Преображенский». Плавали по Волге под алыми парусами. На борту висел огромный транспарант «Ударим агитпроплывом по педагогическому бездорожью и разгильдяйству!».

    Не постесняюсь заявить, что это был лучший из всех слётов КМС и самый продуктивный.

    Во-первых, там «сообща и целеустремлённо» (И.П.Иванов любил это словосочетание) в «творческом содружестве поколений» (студентами и преподавателями ВУЗов Москвы, Тюмени, Казани…) был создан макаренковский музей для школьного завода «Чайка». Это было настоящее дело. Музей был торжественно открыт в тот же день, как теплоход вернулся в Москву (!). Если говорить строго, то это была скорее фотовыставка на нескольких тематических стендах.

    Там же на слёте был впервые принят Устав КМС. Удивительнейший документ эпохи (объёмом в 18 страниц) был принят не «большинством голосов», а «единогласно» (!).

    Это был едва ли не самый интересный документ подобного жанра после знаменитой макаренковской «Конституции страны ФЭД».

    Надо признать, что И.П.Иванов, много лет терпевший обвинения (от комсомольских чиновников) в том, что он якобы создаёт альтернативные пионерии и комсомолу детскую и молодёжную организации, был теперь и сам не на шутку напуган. Ведь это он в 1956г. на пьянящей волне «хрущёвской оттепели» «выпустил из бутылки» этого «джина». Но мог ли он тогда предположить, что его «Буратино» так оживёт, так вырастет и так  заявит о себе?…   Конечно, в 1975-ом году можно уже было и не очень бояться… Увы, но в стремлении «загнать джина обратно в бутылку» функционерам комсомола тогда помог и И.П.Иванов. Кто без греха, пусть бросит в него камень…

    К сожалению, осенью 1975г. Устав КМС так и не был «ратифицирован» (как о том договорились участники слёта). Сперва КИМом. Потом заколебались аспиранты И.П.Иванова, а за ними и некоторые другие «подписанты» Устава КМС.

    А пока они колебались и колебались, Центральный комитет комсомола, напуганный всплеском самоорганизации в среде педагогических отрядов, спешно принял специальное Постановление «О движении педагогических отрядов» и «Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде». После чего Устав КМС оказывался уже документом как бы и «супротив»…

    Опомнившись, «КМСята» на слёте 1976-го года в Перми создают некий палеатив предыдущего Устава КМС (по принципу «и вашим и нашим») «Положение о Творческом содружестве Макаренковских комсомольских педагогических отрядов» (ТС МКПО).

    Время было упущено, инициативу перехватил ЦК ВЛКСМ и, если следующий слёт 1977г. в Калуге прошёл ещё  как бы самодеятельно (ещё под эгидой ЦС ПО РСФСР), то после скоропостижной смерти Э.С.Кузнецовой (осенью 1977г.) Педагогическое общество РСФСР радостно «отдаёт», надоевшее ему и слишком шустрое движение педагогических отрядов комсомолу, а в 1981 году и вообще закрывает «Макаренковскую секцию» при Центральном Совете ПО. Было заявлено, что для Макаренко это «слишком много чести»  (персональная секция), что наследие его будет изучаться, как и наследие других педагогов, в некоем Институте истории педагогики этого общества.

    Впрочем, секцию по изучению Н.К.Крупской ни тогда, ни потом никто так и не тронул… Ещё бы! Ею руководил не кто-нибудь, а Л.К.Балясная (зам. Министра просвещения!).

    За те годы прошло ещё несколько горьких для макаренколюбов страны событий. У завода «Чайка» отобрали одно из двух зданий, и завод вынужден был закрыть свой «Дом юных техников» (и Макаренковский музей, который находился в этом здании).

    Кстати, И.П.Иванов как-то выступал с докладом на Макаренковском семинаре, проходившем на базе завода «Чайка.

    Я попытался сохранить музей и забрал стенды музея в наш Форпост культуры, где в марте 1976г. (в самом большом из восьми помещений) мы  его торжественно открыли. Но назвали то, что открыли «Макаренковский методический центр» (ММЦ).

    Заметим, что и в создании такого центра мы учились у КиМа. Формы работы нашего ММЦ во многом повторяли ЛММЦ. В нашем ММЦ  проводились экскурсии и ежемесячные «Пленарные Макаренковские среды». Мне (как общественному директору ММЦ) даже как-то довелось прочитать «для целого автобуса» секретарей (по учащейся молодёжи) ЦК, ОК и ГК ВЛКСМ лекцию о Макаренко, коммунарском движении и движении педагогических отрядов.

    Но комсомолу (да и вообще нашему родненькому государству) Макаренковские педагогические отряды были нужны не как «форпосты культуры», которые борются с отчуждением (или пусть даже просто занимаются лишь профилактикой отчуждения).  Это, мол, не их ума дело. Пусть, мол, как бесплатная рабочая сила занимаются надзором за безнадзорной дворовой шпаной, а ещё лучше - перевоспитывают «трудных подростков», попавших на учёт в милиции.

    А, по-существу, проблемы увеличивающейся детской безнадзорщины и детской преступности государство пыталось латать («социальные дыры, «протёртые» его же безалаберностью, тупым нежеланием понять  пророчества А.С.Макаренко). Нежеланием принять  конструктивные предложения А.С.Макаренко о школах-хозяйствах. Решать сложнейшие социальные проблемы комсомол пытался «голыми руками» энтузиастов, работающих «на голом энтузиазме».

    Секретарь ЦК ВЛКСМ с восторгом говорила на съезде Педагогического общества о том, что Соколов ночью работает в котельной, чтобы заработать на хлеб, а днём работает с детьми, руководит педагогическим отрядом. «Ленинский комсомол стремится, как можно больше иметь таких энтузиастов в своих рядах». Очень лестно… А найти деньги, чтобы повысить зарплату педагогам-организаторам, как-то поддержать волонтёров, работающих с безнадзорными детьми у государства не нашлось возможности…

    Замечу, что пока была жива Э.С.Кузнецова, проводились не только слёты, но и макаренковские семинары, конференции, издавались сборники. Я и некоторые бойцы моего отряда печатались в этих сборниках. Даже после кончины Э.С.Кузнецовой был выпущен сборник, в котором мне довелось быть не только автором, но и составителем.

    …После кончины Э.С.Кузнецовой московский комсомол, будучи неспособным повторить наш опыт, расколол наш форпост на несколько частей и, отчитавшись перед «верхами» (РК КПСС), «за успешное распространение опыта» быстро кинул на произвол судьбы все свои (им же изуродованные, четвертованные в самом прямом смысле слова» детища… Социальное сиротство - это не только про отдельных «ребёнков», это и про «социальные организмы», про коллективы… И даже про те коллективы, по поводу которых центральные советские СМИ чуть ли не каждые 10 дней пускали слюни идеологических восторгов…

    Замечу, что в это время обсуждался проект новой Конституции, и к письмам макаренковцев с просьбой разрешить детский труд к тем, кто сочинял Конституцию, присоединилось и моё письмо…

    В 1977г. после кончины Э.С.Кузнецовой мне пришлось перевести ММЦ  в созданный мною в соседнем микрорайоне «Форпост культуры им. А.С.Макаренко». Но вскоре подвальное помещение чуть ли на половину метра от пола залили фекальные воды испорченной канализации, и от ММЦ остались жалкие останки. Практически все стенды отсырели и покрылись зелёной плесенью… Спасать их было поздно… Сохранилось лишь то, что хранилось в книжных шкафах…

    Целый год о нашей работе творческое объединение «Экран» снимало  полнометражный телевизионный документальный фильм «Экзамен на зрелость». Фильм вышел на телеэкраны под назвванием «У нас во дворе» (сценарист И.И.Зюзюкин, режиссёр С.М.Зеликин, консультант зам. министра просвещения Л.К.Балясная), и его премьера увенчалась своеобразным триумфом (волной восторженных рецензий прокатившейся по газетам и журналам). А после чествования меня как главного героя фильма на расширенном заседании кафедры педагогики МГПИ у меня… первый раз в жизни ночью случился… сердечный приступ…

    Стало ясно, что наши намерения (ни новая модель воспитательного учреждения «Форпост культуры», ни, тем более «Опытная станция» с производительным трудом детей) кафедру педагогики совершенно не интересуют.

    Я понял, в каком действительно болоте и «змеюшнике» (как называла эту кафедру Э.С.Кузнецова) ей приходилось работать в качестве доцента. Что там мифический Штирлиц с его работой на Фюрера! Взвесив наши шансы на дальнейшую работу «под крышей» МГПИ, я не стал спорить с «педагогическим Олимпом» (с кафедрой «ведущего» педагогического ВУЗа страны)…

    Зачем мне было дожидаться того же, что случилось с Макаренко, когда его систему педагогические олимпийцы признали «несоветской»? А ведь чем лучше бы мы работали по программе, озвученной на том «расширенном заседании кафедры педагогики» МГПИ, тем быстрее оказались бы, если не «врагами народа», то уж диссидентами, пропагандирующими педологию или ещё что-нибудь буржуазное, как минимум… Хотелось уйти куда-нибудь подальше. Может быть, вернуться в искусство (и лучше в самое абстрактное)… И.П. Иванову тоже не раз приходилось уходить… Например, из ЦК ВЛКСМ… Пример его стойкости вдохновлял на новые попытки начать всё сначала…

    А тут 1978 год. Новый юбилей Макаренко. И мы решили сделать передвижной музей «Макаренко и современность». Разумеется, целый раздел этой выставки был посвящён последователю А.С.Макаренко И.П.Иванову и КМС. Стенды были сделаны по принципу детской книжки-раскладушки. Их можно было ставить на сдвинутые канцелярские столы.

    Наш ММЦ, переехавший в Бабушкинский район (кон. 79 – нач. 80гг.) в созданный мною (теперь уже с Н.В.Соколовой) «Дом педагогической культуры» (ДПК), прожил «под крылом» Института общей педагогики АПН СССР не долго. Но успели провести серию тематических вечеров и совместных (детей с родителями) коллективных творческих дел, которые мы назвали «утренниками труда и отдыха». Об этих праздниках писали и «Московский комсомолец», и «Комсомольская правда». Тем не менее пришлось переселять ММЦ ещё раз. Теперь - на улицу Макаренко.

    Там наш НМЦ (при моральной поддержке расположенного поблизости Министерства просвещения РСФСР) продолжил эстафету, принятую от Э.С.Кузнецовой, – стали еженедельно проводить «Макаренковские среды», почти еженедельно – трёхчасовые учебные семинары для актива педагогических отрядов Московской области. Теперь, казалось бы, можно было бы  спокойно нести свой макаренковский крест, но помещение наше приглянулось активистам местного товарищеского суда… А разве помещение, в котором И.П.Иванов создал ЛМММЦ не было кем-то отобрано? И в этом всё очень похоже…

    Однако письма, подписанные двумя-тремя десятками воспитанников Макаренко в МГК КПСС и другие «компетентные органы» о необходимости создания в Москве музея А.С.Макаренко, в конце-концов приводят к тому, что Педагогическое общество Москвы получает указание «свыше» создать в Доме пионеров Киевского района Москвы Музей А.С.Макаренко.

    В последние годы я получил возможность проводить экскурсии по экспозиции этого музея. Некоторые экспонаты перекочевали из создававшегося нами когда-то музея Макаренко на заводе «Чайка». Это и бюст Макаренко, и кое-что другое. Есть специальный застеклённый стенд КМС. Здесь переданное нами знамя КМС. Здесь же книги И.П.Иванова, книги по коммунарскому движению и по коммунарской методике… Во время экскурсий я всегда останавливаю экскурсантов у этого стенда.

    Среди сделанных мною (благодаря музею) двух десятков учебников на компакт-дисках (в том числе, «Макаренко и современность», «Международный конкурс имени А.С.Макаренко», «С.А. Калабалин и современность») есть и диск «И.П.Иванов и современность». В разные годы было сделано несколько версий этого диска.

    20 ноября 2001 г. «Учительская газета» сообщила, что на Всероссийской конференции в Архангельске я был объявлен «официальным «летописцем» коммунарства», создаю «Коммунарскую энциклопедию» - виртуальный музей коммунарства», а вскоре газета «Первое сентября» сообщила, что у меня на квартире создан «главный музей коммунарского движения». Что касается сообщения в «Учительской газете», то так оно и было, а вот на квартире у меня лишь только личный архив и личная коллекция материалов по общественно-педагогическому движению, а не только по коммунарскому».

    На всех конференциях «по Макаренко» вспоминаю о его последователе И.П.Иванове. На Макаренковской конференции 2003г., где я был удостоен чести один день вести пленарные заседания. На Международном конкурсе им. А.С.Макаренко 2004г., где был членом жюри.  На конкурсе 2005г., где выступал с докладом на пленарном заседании. В 2007г. вёл один из «мастер-классов» на 5-ом конкурсе им А.С.Макаренко. Вести один из «мастер-классов» было доверено и на макаренковской конференции 2008г. в Егорьевске. И везде об И.П.Иванове, о КМС.

    13 марта 2008 г. я выступил на пленарном заседании в Полтавском педагогическом университете, где вспомнил и о последователе Макаренко И.П.Иванове, коммунарском движении и коммунарско-макаренковском содружестве.

    К макаренковской конференции в бывшем МГПИ (на психолого-педагогическом факультете) Международной академией наук педагогического образования (МАНПО) была опубликована моя статья о трёх «подвижниках соцвоса» (С.Т.Шацком, А.С.Макаренко и И.П.Иванове). По этой теме выступил на одном из «круглых столов» той конференции в МПГУ.

    Через несколько дней на пленарном заседании макаренковской конференции в РГСУ состоялось моё выступление «Феномен Макаренко в культурологической ретроспективе». Вспоминал об И.П.Иванове и в занятиях своего мастер-класса на 6-ом Международном конкурсе им. А.С.Макаренко. Мастер класс проходил в три занятия  (всего 6 часов) и там была возможность подробно рассказать об И.П.Иванове и его деятельности.

    На закрытии конкурса меня наградили медалью А.С.Макаренко, и я без всякого кокетства утверждаю, что если бы не И.П.Иванов и не его влияние, то я вряд ли бы вообще остался на  «педагогической стезе».

    А в начале мая, будучи в Питере на слёте студенческих педагогических отрядов, проходившем на базе Института им. И.П.Иванова ЛГУ им. А.С.Пушкина (эти слёты успешно проводит воспитанница КиМа С.М.Платонова – преподаватель психологии ЛГУ), я в своих лекциях уделял внимание и И.П.Иванову, и КМС.

    То же следует сказать и о лекциях, прочитанных мною 5 мая для студентов факультета психологии и педагогики бывшего ЛГПИ им. А.И.Герцена (где работал И.П.Иванов и где он защищал свою докторскую диссертацию) и лекции в Академии последипломного образования. Интерес к И.П.Иванову и его самобытному воплощению идей А.С.Макаренко не ослабевает.

     

    О слётах педагогических отрядов, которые вот уже несколько лет проводит преподаватель психологии ЛГУ им. А.С.Пушкина С.М.Платонова со студентами институтами института им. И.П.Иванова (действующего в структуре ЛГУ), следует сказать особо.

    Из всех, кого я знал в КИМе, у Светланы Михайловны Платоновой, как мне кажется, самый тихий голос. Она и перед своими студентами выступает как-то тихо-тихо. Признаюсь, я сам в аудитории говорю всегда очень громко и к преподавателям, говорящим тихо, всегда относился как-то настороженно. Но, что для меня оказалось удивительным, именно С.М.Платонова создала студенческое объединение «Перемена», которое всё больше и больше напоминает мне о КИМе.

    Итак, как я понял «Перемену» и то, что она делает.

    Во-первых, это эстафета, идущая от Коммуны им. А.С.Макаренко, созданной И.П.Ивановым в 20-ом веке к студенческому педагогическому отряду «Перемена», действующему в 21-ом веке... Это говорит о том, что И.П.Иванов и его учение перешагнуло в новое тысячелетие. Оно живо и здравствует.

    В этой эстафете многое: и «творческое содружество поколений», и «забота об окружающих людях», и «педагогическая практика», и «университет педагогической культуры»…

    Во-вторых, это не только жизнь студенческого коллектива одного ВУЗа. Это ещё и жизнь в течение нескольких лет на слётах студенческих педагогических отрядов нескольких городов. А это значит, что живёт общность, которую можно было бы тоже назвать Содружеством. Это сопоставимо с КМС прошлого века.

    Интересно, что на слётах все дни «тематические», но на всех слётах тематика дней разная. И получается, что участники слётов (если слёты сравнить с сессиями студентов-заочников) имели 15-20 разных «тематических дней». Это что-то вроде 15-20 «учебных дисциплин» с «практическими занятиями». Интересно как вариант «дополнительного образования» для студентов. Впрочем, имя ему придумал ещё И.П.Иванов: «Университет педагогической культуры».

    В-третьих, на каждом следующем слёте появляются всё новые и новые отряды (расширяется география участников содружества), а это является явным признаком движения. Можно говорить о существовании движения педагогических отрядов, уходящем своими корнями к И.П.Иванову и ещё глубже – к А.С.Макаренко. Кстати, слёт в мае этого года был посвящён 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко. И отрадно, что это посвящение не осталось лишь на бумаге. Участники слёта с интересом выслушали доклад о жизни и деятельности А.С.Макаренко.

    В-четвёртых, среди «лозунгов», озвученных студентами, 1 мая были и такие: «Защищать детей!», «Работать без оплаты!»… Если некоторые и приняли второй призыв как шутку, то кто-то и вполне серьёзно. Вспомним один из девизов пионерской «Фрунзенской коммуны"», созданной И.П.Ивановым, «Мы живём не для парада, обойдутся коммунары без почёта, без награды!». Что это? Не является ли это тем самым, что на западе с гордостью называют «волонтёрством», «социальным служением», а у нас в прошлом веке называли «общественными началами» («работа на общественных началах»), а ещё раньше на Руси называлось «социальным служением»…

    Конечно, многие едут летом в детские оздоровительные лагеря, чтобы заработать деньги. Но, как представляется, среди ценностных мотиваций участников слётов этого содружества педагогических отрядов начинает складываться  представление о самоценности человеческого общения, о самоценности общения студентов с детьми.

    Интересно, что некоторые объединения, участвующие в слётах межрегионального содружества педагогических отрядов (например, питерский отряд «Перемена» и отряд «Профи» Нижнего Новгорода), активно действуют не только в период подготовки и проведения лагерей и слётов.  Другими словами, из 12 месяцев в году участники отрядов если и получают «денежное вознаграждение», то лишь 3 летних месяца… Да и заработанных «вожатских» денег едва ли хватает, чтобы оплатить поездки на слёты педотрядов.

    А ещё хочется отметить, что в отряде «Перемена» есть энтузиасты, которые уже окончили учебные заведения, работают, но продолжают оставаться неформальными лидерами в студенческом объединении.

    Они самые активные на слётах и берутся за самую «чёрную работу», показывая пример другим. Значит, для них участие в жизни отряда больше, нежели получить знания и опыт перед отъездом на работу в лагерь на «учебно-инструктивном сборе» для вожатых. Для новичков, может быть, такое и нормально. И пример «ветеранов отряда» их явно заинтересовывает.

    Если вспомнить, что педотрядовцы в «Перемене» будущие психологи, то подготовка ими слётов «Дорогу весне» весьма существенная прибавка практических занятий к предусмотренным учебным курсом ВУЗа. И участникам «Перемены» явно повезло.

    На весеннем слёте этого года организаторы предприняли интересный организационный ход. Они предложили гостям очень широкие возможности в создании плана предстоящего слёта. Некоторых новичков это сильно удивило. Они привыкли, что хозяева приглашают под готовую программу.

    Но, во-первых, оказалось, что ожидаемых хозяевами предложений по программе слёта многие так и не прислали.

    Во-вторых, тех, кто на слётах участвует не в первый раз, такая свобода даже обрадовала – у них появилась возможность шире заявить о делах, которые они готовы организовать с участниками слёта.

    Довольны ли сами хозяева тем, как удался этот эксперимент по самоорганизации содержательной жизни на слёте, я пока не знаю. Но думаю, что, если на слётах «новичков» не больше половины, то такой вариант возможен. Не секрет, что лидеры многих объединений стремятся взять с собой как можно больше «зелёных новобранцев», которых они надеются «зажечь»  в «общем котле» слёта.

    Но здесь есть опасность, что «пассивных» новичков окажется больше половины и тогда качество слёта окажется сильно пониженным. Нечто подобное происходило на последних слётах КМС в конце 70-х годов…  Мои наблюдения показывают, что интерес к участию в слётах можно повышать лишь всё время «подымая планку». Это касается и соотношения «новичков» и «бывалых», и соотношения «лёгкого» и «трудного», и соотношения «развлекательного» и «проблемного»…

    И последнее. На слётах КМС вряд ли кто-то из девушек хором выкрикнули бы: «Мы хотим от вас детей!». Хотя, не будем ханжами и признаем, что многие педотрядовцы создали настоящие семьи и нарожали потом детей! И на упомянутом мною слёте 1975 г., проходившего на борту теплохода, в последний день слёта состоялась замечательная свадьба двух бойцов московского педагогического отряда.

    И то, что девушки, будучи восхищёнными парнями-вожатыми, самозабвенно преданными воспитанию детей, кричат: «Мы  хотим от вас детей!»,  должно только радовать. Заметим, что восхищает в парнях именно то, в чём просматриваются положительные качества будущих отцов – их повышенный интерес к  воспитанию подрастающего поколения. Разве нашей стране не нужна рождаемость и увлечённые воспитанием детей родители? Ещё как! Вспомним, что в конце 70-х гг. многие участники движения педагогических отрядов, став родителями, стали организаторами и участниками семейно-педагогических клубов. И если движение педагогических отрядов поможет стимулировать не только  интерес к рождению детей, но и к их воспитанию, то разве ж это плохо? Разве здесь не применим девиз И.П.Иванова  «Всякое дело творчески!».у

     

     

     

    Список публикаций Р.В.Соколова об И.П.Иванове

    и коммунарском движении

    1. Самый желанный гость (о руководителе студенческой коммуны им. А.С.Макаренко и председателе секции по изучению наследия А.С.Макаренко г. Ленинграда И.П.Иванове) //г-та МГПИ «Ленинец», май 1972г. (к юбилею Всесоюзной пионерской организации).

    2. В книге «Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства» -М., 1993 г. (второе издание).

    3. Тексты их указанной книге приведены и в публициях под рубрикой «Истоки» в бюллетене «Ребёнок и социум» Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.

    4. Исповедь Водолея в преддверии 75-летия И.П.Иванова// Педагогический калейдоскоп (еженедельная газета) 28 октября – 3 ноября 1998 г. №41 и 42 и продолжение в следующем номере.

    5. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена. // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. И ред.:  Т.В. Трухачёва, А..Г.Кирпичник. – М., 2000. – Часть 2., с. 69 – 108.

    6.  Судьба коммунарства // Журнал «На путях к новой школе», 2002 г., № 5

    7. Интерес к наследию А.С.Макаренко в общественно-педагогическом движении // Народное образование, 2003, №5.

    8. Как воспитывать человека, чтобы он был счастливым // Народное образование, 2004, №6.

    9. Размышления о феномене И.П.Иванова  // И.П.Иванов. Созидание: теория и методика воспитания. - СПб, 2003. – с.466-499.

    10. К юбилею трёх «подвижников соцвоса» (130-летию С.Т.Шацкого, 120-летию А.С.Макаренко и 85-летию И.П.Иванова) //Педагогическое образование. – М., 2008, с. 22-25.

     

    СТАТИСТИКА САЙТА

    Просмотрено статей : 4488022

    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
    САЙТ
    А
    ВОЗВРАЩАТЬСЯ
    В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
    МОЖНО
    ЗДЕСЬ !!!

    ШОССЕ__
    ЭНТУЗИАСТОВ
    НАСТОЯЩЕГО
    ВОСПИТАНИЯ


    А Вдоль шоссе Вас ждёт

    ВЫСТАВКА
    ПЕДАГОГИЧЕСК
    ИХ
    ДОСТИЖЕНИЙ

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/%20.jpg

    __Дарим   Вам__
    _безвозмездно_

    СВОИ РЕШЕНИЯ,
    ПРОВЕРЕННЫЕ
    В  Н А Ш Е Й
    МНОГОЛЕТНЕЙ

    о п ы т н о-
    экспериметальной

    Р А Б О Т Е

    Социальный
    педагог
    и ДЕТОВОДЕЦ

    Ричард Соколов

    ОООООООООООООО

    http://animashky.ru/disk/camera.gifЕсли нажать
    ЗДЕСЬ
    !!! ,
    то Вы попадёте
    в "кинозал",
    где сможете увидеть
    мой уникальный видеоклип

    О ДЕТОВОДЦАХ

    Клип был снят в день,
    когда впервые был открыт
    для посетителей этот
    мой сайт (16.12.09) На него
    уже более 17.900 Ваших кликов

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    .И на этом фото тоже я

    ==========================
    _ДЕТСКИЙ
    БОГАТЫРСКИЙ
    ЛАГЕРЬ "РУСЬ"
    _ Лето 2012г.___
    Уже более 1000 кликов
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!

    ПРИЕЗД в лагерь
    ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ
    Текст, фото и ролик
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!
    -------------------------------------
    ВСПОМИНАЯ
    1612
    год

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ !!!
    НАШЕГО ДЕТСКОГО
    ИГРОВОГО ФИЛЬМА

    В Московском Театре
    русской драмы

    "1612 год.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ
    СМУТЫ"

    (состоялась в рамках
    ХХI Рождественских
    международных
    образовательных
    чтений 2013г.)
    !!!
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ!

    ------------------------------------------
    И ещё разные фильмы
    про 1612 год
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    Так мы отметили
    окончание
    ГОДА ИСТОРИИ
    !!!

    ------------------------------------------

      Раздел
    МАКАРЕНКО-
    ВЕДЕНИЕ

    (ИССЛЕДОВАНИЕ
    НАСЛЕЛИЯ
    А.С.Макаренко)
    Открыть ЗДЕСЬ
     

     ----------------

    КОЕ_ЧТО из этого
    раздела

     МЕЖДУНАРОДНАЯ
    Макаренковская
    ассоциация (ММА)

    - видеозаписи
    эпизодов из жизни
    "Макаренковского
    содружества")
    .

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/multimedia/100_3545.jpg

    Президенты Международной
    и Российской
    Макакренковских
    ассоциаций Т.Т.Кораблёва
    и В.И.Слободчиков.

    __________________________

    Р.В.Соколов
    и В.И.Слободчиков

    Я всегда рад гостям !!!
     http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/a9/fd/130473_prev_98.gif
    к Главному въезду
    http://internetanketa.ru/sites/all/themes/ianketa/img/step-ico-install.jpg      
     если не хотите заблудиться
    на этом сайте.
    (а так часто случается)

    "По дороге"
    Вы можете
    посетить:
    - Павильон
    с отзывами на
    этот сайт
    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ruka/ruka106.gif

    http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif 
    НАЖАТЬ ЗДЕСЬ
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    СПАСИБО 
    ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail14.gif


    ЖДУ НОВЫЕ
    ОТЗЫВЫ ЗАМЕЧАНИЯ
    и предложения)


    http://dweb.ru/gif/new/05.gif
    МОЙ АДРЕСАhttp://img1.imgsmail.ru/r/my/gifts/payed/ee2_ee2_1292948264_mailball02_200_new2_200.gif



    http://www.bogatyrstvo.ru/images/feedback.png
    dik-rvs@mail.ru

    Есть я и ВКОНТАКТЕ
    (Ричард Соколов)
    и в ФЕЙСБУКЕ


    =====================
    Перед Вами

    Я всегда рад Вам!

    ГЛАВНЫЙ ВЪЕЗД
    В МОЮ
    СТРАНУ
    БЕСПЛАТНО И
    БЕЗ "ПРОБОК"


    http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/tunnel.gif
    http://www.livegif.ru/Gallery/TECHNIKS/CARS/42R3.GIF


    http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gifНажать здесь http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gif
    ========================

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    К своему

    70 -летию
    я открыл эту рубрику
    ЗДЕСЬ с 3 февраля 2013г.

    А ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    я поместил
    ЗДЕСЬ АЛЬБОМ С
    ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ
    ДРУЗЕЙ
    и http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif



    ЗДЕСЬ НОВЫЙ
    КИНОЗАЛ




    проСАМЫЙ
    НЕОБЫЧНЫЙ
    ЮБИЛЕЙ В ХХ веке

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/%20%20%20.jpg



    МОИ ПОДАРКИ ВАМ
    к моему 70-летию



    СПИСОК МОИХ
    194 научных
    работ

    (опубликованных в
    печатных изданиях

    и переданных в
    научный архив РИКа)

    Среди них несколько
    учебников и учебных
    пособий
    , в том числе

    и на компакт-дисках.

    Список уже позволяет
    открыть, прочитать
    (и скачать!!!
    более
    90 работ
    И было уже свыше
    1500
    Ваших кликов

    Список открывается

    З
    ДЕСЬ
    ---------------------------
    Мои подарки РАО



    (Российской академии
    образования) и Вам
    (апрель 2013) можно
    получить
    ЗДЕСЬ
    ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАНЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУБРИКИ САЙТА.
    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОВОЙ СТРОКОЙ. ОНА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗИТИВ

    Чтобы открыть
    раздел
    О МОИХ
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
    УЧИТЕЛЯХ
    Кликнуть
    здесь
    ===============

    ПРЕДЛАГАЕМ
    ПОЗИТИВ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    О ПРОБЛЕМАХ
    СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
    ДЕТЕЙ И
    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg
    МОЛОДЁЖИ
    И ПУТЯХ ИХ
    РЕШЕНИЯ
    http://l-userpic.livejournal.com/113184805/39766252

    МОЯ КНИГА,
    ОТМЕЧЕННАЯ
    ДИПЛОМОМ

    -------
    ___на конкурсе
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    в Санкт-Петербурге

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    (текст 2-го издания книги
    дан здесь в формате WORD,

    а ниже - в формате PDF)

    ----------
    Пройти по ссылкеhttp://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Sokolov_R_U_nas_vo_dvore.pdf

    ===================

    Мои статьи,
    В которых
    Я УТВЕРЖДАЮ,

    ЧТО ПРИ ВСЕЙ
    ИЗУВЕЧЕННОСТИ
    С О Д Е Р Ж А Н И Я
    О Б Р А З О В А Н И Я
    И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПУТИ
    для
    совершенствования
    БРАЗОВАНИЯ


    ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬhttp://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    -----------------------------------

    МОЁ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    (25 апреля
    2011г.)
    )
    В РАО (
    (Российской

    академии
    образования


    ---------------------------------------------
    Моя статья специально
    к Году учителя

    "О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
    И РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    ПО ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ"


    ----------------------------------------
    Как усовершенствовать
    В О С П И Т А Н И Е
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg

    О ДВУХ СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ И...
    м
    ой полувековой
    опыт и его
    уроки
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    ПЕРЕМЕНЫ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gif

    =====================
    НАШ МНОГОЛЕТНИЙ
    ОПЫТ И УНИКАЛЬНЫЕ
    МАТЕРИАЛЫ НАШЕЙ
    ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ
    СТАНЦИИ
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ

    имени С.Т.Шацкого
    (как уникального комплекса)


    http://r27.imgfast.net/users/2713/69/94/30/avatars/3314-63.gif














    Теперь можно УВИДЕТЬ,
    если войти в
    очень
    большой раздел
    сайта
    ЗДЕСЬ
    !!!
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    Многопрофильный
    __ КЛУБ
    "РОВЕСНИК" ...
    (С 1986г)
    Киноролик о начале
    нашей работы
    в Марьиной Роще
    (Из моей лекции в Питере
    преподавателям ПГУПС )

    Кликнуть
    здесь)

    О клубе "прогудели"
    г-ты "ГУДОК" и "МЖ"

    (статьи 1987г.)
    Кликнуть здесь

    --------------------------------

    "ЧАЙНИЧЕК
    В МАРЬИНОЙ РОЩЕ"

    (статья о клубе 1992г.)
    Кликнуть здесь
    ________________________

    ...и ПЕРВАЯ__
    _ОПЫТНАЯ__
    _СТАНЦИЯ___


     

     

    _ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ОСПИТАНИЮ____

    _ИМЕНИ___________
    ___С.Т.ШАЦКОГО
    ___
    (с 1991г.)

    ЭТО: нажать здесь
    http://cs10653.vkontakte.ru/u5886709/136772509/m_ff1dd0fc.jpg

    КОМПЛЕКС

    http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470

    из 4-х "блоков"


     

     

    1) НАУЧНО-
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
    ЦЕНТР   (НМЦ) _________
    2) СОЦИАЛЬНО-__
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_

    МАСТЕРСКАЯ___

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    Моя книга (издана в1992г.
    второе издание - 1993г.)

    ======================
    http://s61.radikal.ru/i174/0910/68/296180c2428d.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gifАЛЫЕ ПАРУСА
    НАД МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ
    =======================
    17 наших
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

    ПОСОБИЙ


    http://www.sokolovr.ru/images/stories/dsc02903.jpg



    Разновозрастной

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

    клуб
    по месту жительства

    "РОВЕСНИК"___________
    _
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    117 праздников
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    подвижных игр

    **Кинозал 
    *http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_613d3438.jpg
    НОВОГОДНИЕ
    *******ДЕТСКИЕ*******
    ПРАЗДНИКИ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
     
     
    *******  **
     
     
    пока 5 фильмов)*****

    =======================
     
    >Наши ИГРОТЕКИ
    
    http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif =====================
     http://yoursmileys.ru/hsmile/lordoftherings/h14020.gif
    
    ____
    ===================
    Кинозал
    ""НАШИ
    САМОДЕЛЬНЫЕ
    МУЛЬТИКИ""

    (Пока 2 мультика)

    _________________

    21 января 2011г.
    - 21 год со дня
    учреждения
    станции

    _ОТЗЫВЫ О СТАНЦИИ_
    
    
    _ПРЕССА О НАС__ 
    

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0301.gif

    http://s20.rimg.info/c7e58de5e9188e58bcd0f23097c9c167.gif
    
    • Р.В.Соколова

    • СОЦИАЛЬНАЯ

      ПЕДАГОГИКА

      ДЕТСКО-
      ПОДРОСТКОВОГО

      КЛУБА ПО МЕСТУ
      ЖИТЕЛЬСТВА
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gifhttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif
    ==================
    КОНЦЕПЦИЯ
    СОЦИАЛЬНОГО
    ВОСПИТАНИЯ

    (на далёкое
    будущее. Увы!)
    Кликнуть здесь
    -----------------------------
    РУБРИКИ (активные)
    этого раздела
    Переменна деятельности
    2 Наши игротеки
    3 О 2-х социальных педагогиках
    4 Уроки полувекового опыта
    5 Студенческие практики
    6 дизайн интерьера, площадок,
    костюмов
    7 Дипломные работы
    8 "Богатырские поляны"
    9 Разновозрастный клуб
    "РОВЕСНИК" по месту жительства
    10 17 наших учебных пособиий
    11 Социально-педагог. мастерская
     
     
     
     
     
     
      -----------------------------------
    И продолжаю играть

    http://cs1691.userapi.com/u12351190/54415858/x_e6517d8a.jpg
    И РАБОТЕ (статья)
    Кликнуть здесь

    -----------------------
    Кинозал
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/m_eec7224c.jpg
    И НЫНЕ ПРОДОЛЖАЮ
    ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ_ !!!

    ОСЕННЯЯ ПОЛЯНА____
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/x_c8388276.jpg
    23 октября 2011г. _____
    6 роликов____________
    кликнуть здесь
    -----------------------------------------------

    МОЙ ОПЫТ
    ПЕРИОДА 1968 - 2007гг.
    Большущий раздел!
    Кликнуть здесь
    http://animashky.ru/disk/camera.gif
    ----------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifМОЙ
    БОЛЬШОЙ

    многозальный
    кинотеатр

    многозальный

    http://reklamastatic.vkdrt.ru/mailer/app/serialy.jpg

    КИНОТЕАТР
    Вход здесь

    ----------------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifДетский
    многозальный

    кино

    КИНОтеатр
    Вход здесь

    Кинозал http://animashky.ru/disk/camera.gif
    И продолжаю
    играть
    с детьми
    Вход здесь

    ---------------------------------

    МОИ
    выступления

    Это большой
    многозальный
    http://sticker.yadro.ru/ban/0056/56390.200x200.gif
    http://animashky.ru/disk/camera.gif

     

     

    кинотеатр


    с видеозаписями
    многих моих
    выступлений
    Вход  здесь

    -----------------------------------------------
    ГОРОДИЩЕ
    пока ещё
    сохранившейся
    моей виртуальной
    памяти
    (историкам и
    архелогам XII века)

    Между прочим,
    ЖИЛ-БЫЛ И Я


    И вход свободный и
    ВОРОТА ЗДЕСЬ
    А-у! Люди! А-у!!!

    http://yoursmileys.ru/tsmile/christmas/t07186.gif
    И, наверное,
    я ещё пока жив...
    С чем пришёл
    к 70-летию

    КЕМ пред Вами
    СЛЫВУ?
    Здесь

    свыше 460
    Ваших суждений
    за 70 лет

    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSI50JAAqJMIe2iM_bpMhm7qinIOeCAM3CX_Xf9XYeIWQyjFTIX1w

    КИНОЗАЛЫ К МОИМ
    ------- ХРОНИКАМ------

    КИНОЗАЛ
    ФРАГМЕНТЫ 
    МОЕЙ

    БИОГРАФИИ
    (около 40 роликов)

    =====================
    Мои подарки(календарь)
    НИЖЕ МОМЕЩЕНЫ МОИ
    ПОДАРКИ ВАМ (за три
    с половиной года).
    Теперь я решил их
    разместить по временам
    года (зима, весна, лето,
    осень).
    Надеюсь, что и прежние -
    не устарели для новых
    гостей и друзей.
    Летние подарки
     К Дню защиты
    http://yabs.yandex.ru/resource/v1hB2Sala%5ESkoWkYvzwCrg.pngдетей

    МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В МОСГОРДУМЕ

    В ЗАЩИТУ ДЕТСКИХ
    КЛУБОВ МОСКВЫ
    http://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif http://www.novostroim.ru/images/articles/big/144.gif

    АКТУАЛЬНО
    И СЕГОДНЯ

    ЗДЕСЬ
    ============
    
    Как родители
    защищали детей...
    играя

    Весенние подарки
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    -----------------
    в кинозал
    Х конкурс
    им. А.С.Макаренко

    (апрель 2012 г.)
    ВХОД ЗДЕСЬ

    ===================
    К Дню
    славянской
    письменности
    и культуры

    Вход ЗДЕСЬ
    ================
    Кликнуть здесь
    К  Дню Победы
    __
    http://animashky.ru/disk/camera.gif


    К Дню Победы
    и Дню Защиты Детей


    ---------------------------

    В мае 2012г.
    Россия отметила
    90-летие Пионерии
    И я отметил
    льшим подарком.
    Им стал мой
    новый

    КИНОЗАЛ
    ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ
    (без прикрас)
    НА ВАШЕМ МОНИТОРЕ

    (уже 34 ролика
    из художественных,
    докуменетальных,
    телевизионных и
    моих любильских
    фильмов)

    ВХОД в кинозал
    здесь


    ================
    А ПОДАРОК

    к Дню Пионерии
    2013г. ЗДЕСЬ
    =================

    http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/bestgifanimation.24/0_6051d_803f9288_orig


    http://cs762.userapi.com/u5886709/114348951/x_12eb8b6a.jpghttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif



    ----------------------------

    А теперь и
    ещё подарки -

    4. МОЙ
    СЕРЬЁЗНЫЙ
    ДИАЛОГ

    с к.п.н. Ларисой
    Крапивиной
    http://cs5852.userapi.com/u7194717/a_e21ac47a.jpg
    о скаутинге,
    пионеринге и др.
    в контексте Дня
    защиты детей

    Открыть ЗДЕСЬ


    и 5.
    ШОК - МОЯ

    вожатская
    ИСПОВЕДЬ

    НА 85-летии
    ПИОНЕРИИ"
    в зале Академии
    при Президенте РФ

    (видеозапись моего
    выступления на
    конференции,
    про которое
    кто-то отозвался

    ВКонтакте:
    "Круто!")

    Моё жёсткое
    выступление ЗДЕСЬ
    ================

    Моё выступление
    на конференции
    по внешкольному
    воспитанию
    15 декабря 2012г.
    Видеозапись
    ЗДЕСЬ

     

    ================
    и зимние подарки

    кликнуть
    здесь

    =================

    ВСПОМИНАЯ
    1612 год
    Вход в кинозал ЗДЕСЬ

    ==================


    http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/c4/fc/130244_prev_98.gif


    Выезд к разделу
    о других
    новостях года

    МОИ ОСЕННИЕ
    ПОДАРКИ

    --------------------------------

    К ДНЮ
    ЗНАНИЙ

    открыть ЗДЕСЬ

    ------------------------------------

    К другим праздникам
    открыть ЗДЕСЬ

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Кинозал
    НА ЭКРАНЕ


    ФРАГМЕНТЫ МОЕЙ
    БИОГРАФИИ

    (киноиллюстрациии
    к "хроникам")



    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/m_95c5b8e7.jpg


  • Фоторепортажи
    о путешествиях,
    командировках
    и т.п. информация












































































































































    НОВЫЙ РАЗДЕЛ

    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    ВЫДАЮЩИЕСЯ
    СТАРШИЕ
    ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif

    (Предшественники
    и последователи
    А.С.Макаренко)

    105 лет
    детскому клубу
    С.Т.ШАЦКОГО


    Кинозаhttp://animashky.ru/disk/camera.gifл
    Общество
    СЕТЛЕМЕНТ
    и детская колония
    БОДРАЯ ЖИЗНЬ

    Кликнутьhttp://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    и 100 ЛЕТ _
    "БОДРОЙ
    ЖИЗНИ"http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

    ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

    К 100-летию
    Элеоноры Самсоновны
    КУЗНЕЦОВОЙ

     

     

    Вход к рубрике ЗДЕСЬ

    И.П.ИВАНОВ -
    выдающийся
    последователь
    А.С.Макаренко

    http://www.kommunarstvo.ru/ivanov.jpg











    И.П.Иванов

    и его понимание
    наследия
    А.С.Макарен
    .Иванова
    Рубрика Открывается 
    ЗДЕСЬ

    ---------- http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    И.П.ИВАНОВ
    и его команда

    Кинозал ЗДЕСЬhttp://animashky.ru/disk/camera.gif


    ===========
    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif 


    Молодые
    последователи
    И.П.Иванова
    в Питере
    объединены
    в студенческий
    педагогический
    отряд


    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    "ПЕРЕМЕНА"
    (он при институте
    имени И.П.Иванова
    ЛГУ им.А.С.Пушкина)
    Вход в кинозал
    УРОКИ
    "ПЕРЕМЕНЫ"

    http://animashky.ru/disk/camera.gif(ролики со
    слётов


    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    старшеклассников
    "Звёзды дарят
    надежду")
    ЗДЕСЬ

    Уже 24 ролика!
    Кинозал посетило
    за 1-й месяц свыше 800
    зрителей

    ====================== http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif




       
    
    ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ
    И.П.ИВАНОВУ

    в московском

    музее А.С.Макаренко
    http://animashky.ru/disk/camera.gif




    14ноября 2011г.
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    За 1-й месяц показа
    687 кликов

    -----------------

    Эмблема АГШШhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg http://animashky.ru/disk/camera.gif
    
    
    
    
    
    
    
    



     

    Продолжатели
    И.П.Иванова
    (Из Архангельского
    городского
    штаба школьников)
    встретили уже
    своё 50-летие.

    Кинорепортаж
    с 50-летия АГШШhttp://animashky.ru/disk/camera.gif

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2011 года

    КликнутьЗДЕСЬ



    =============
    Константин
    Подыма и его
    "ШХУНА
    РОВЕСНИКОВ"
    Открыть ЗДЕСЬ

    =============
    "КАРАВЕЛЛЕ "
    50лет! _


    (Екатеринбург)

    http://www.ekburg.ru/UserFiles/image/news/0/2/17/21770Big.jpg



    И я побывал
    в "Каравелле"
    (в апреле 2012 г.)


    --------------------------

    ещё http://animashky.ru/disk/camera.gif


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ===================

    ===================




    20 ЛЕТ
    ПОД СОЛНЦЕМ
    _ ПУСТЫНИ


    http://static.tvkultura.ru/p/q_409234.jpg
    http://hudozhka2.ru/img/events.pustyn/062.jpg
    +++++++++++++++++++++
    ========http://www.moscowbookfest.ru/assets/images/kino.jpg

    http://animashky.ru/disk/camera.gif_   (http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifновый кинозал        

    )http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg


    http://animashky.ru/disk/camera.gif

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif
    --- ----http://andreui1.narod.ru/photo.gif

    
    В

     
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifБОГАТЫРСКАЯ
     http://content.foto.mail.ru/mail/dik-rvs/_myphoto/i-54.jpg
    СЛОБОДА -
    уникальный
    ПРОЕКТ ВЕКА
    кликнуть
    здесь

    НА 8-ом ПРАЗДНИКЕ
    БОГАТЫРСКАЯ СИЛУШКА
    кликнуть здесь
    июль 2012      





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0305.gif АРХИВ,
    но
    всем доступный!

    Архив сайта

    http://mdata.yandex.ru/i?path=b1228173944_img_id3699829861353547486.jpg&size=2
    Из моего архива
    в Ваш рюкзак

    http://img.yandex.net/i/narod/disk/fo-promo.png

    МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

    ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ


    О ДВУХ 
    СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ
    ...
    ... О ДОШКОЛЬНЫХ И 
    ШКОЛЬНЫХ
    "ПРИКОЛЬНЫХ"?
    Могучая сила перемены 
    деятельности

    ========================

    УРОКИ МОЕГО
    ПОЛУВЕКОВОГО
    ОПЫТА
    ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ 
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ ЭТО:

    1) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
    ЦЕНТР
    2) СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ
    17 наших учебных пособий 
    на компакт-дисках

    Учебные курсы и лекции
    Студенческие практики
    Дипломные работы
    
    3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
     ПЛОЩАДКА  
    Разновозрастной клуб
    "по месту жительства"
    117 праздников
    на открытых площадках
    Наши
    "Богатырские поляны"
    Наши игротеки
    -------------------
    Отзывы о нашей Станции
  • Пресса о нас
  • Педагогическая эпопея
  • Книга (скачать)
  • 4) КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
    ПУНКТ
  • ======================
  • Об общинности
    в менталитете
    русского народа
    =======================

    К Дню матери
    Кинозал
    ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ
    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
    Надо ли брать пример
    с таких матерей?
    два ролика
    Вход ЗДЕСЬ
    ======================
    - общественные 
    ====================== 
    Что мне 
    понравилось
    В КОНТАКТЕ
    Кликнуть
    ЗДЕСЬ
    или ЗДЕСЬ
    и увидеть

    >
    http://cs4582.vkontakte.ru/u67726496/114523956/s_e53d4dd1.jpg
    http://www.clker.com/cliparts/3/0/b/6/12401701921581394466boobaloo_Archive_Icon_2.svg.hi.png
    ВИДЕОРОЛИКИ,
    КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ

    "В КОНТАКТЕ"
    Кликнуть ЗДЕСЬ
    ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!
    ВАШИ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ ПРИСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: dik-rvs@mail.ru
    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    http://sokolovr.ru/administrator/index.php#