Старшим друзьям детей посвящается!
Сайт предназначен ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО...
СТАРШЕ 18 ЛЕТ...
ПОИСК ПО САЙТУ: НАБРАТЬ слово, НАЖАТЬ кнопку, СМОТРЕТЬ НАЙДЕННОЕ (внизу)
ИЗВИНЕНИЕ АВТОРА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ.
Многое на нём временно
НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ

Прошу извинить.
НО к Дню учителя
(3.10.13г.)
ОТКРЫТ НАШ
НОВЫЙ САЙТ!

Добро пожаловать!
Нажать на ссылку

http://makarenko-sokolovy.ru

Туда уже многое
"переселилось".

http://www.edu.cap.ru/home/3691/image/anim%20buratino.gif
Этому Сайтику
http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif

исполнилось зимой
уже 3 года,
а создателю сайта -
только... 71!

Сайт для тех,
кто с грустью
вспоминает

о своём детстве...

 Для тех, кто хотел бы
вернуться в детство.
И ДАРИТЬ ДЕТЯМ
РАДОСТЬ...


А куда спешит
Буратино?

Смотреть по ТВЦ
в программе
"Народ хочет знать"
как победить
НАРКОМАНИЮ
и зовёт Вас с собой
Вход ЗДЕСЬ
Буратино стал уже что-то
понимать. Но возник
вопрос " КАК ? "
http://animashky.ru/disk/camera.gif



А если нажать ниже?
откроется клип
с другим моим
выступлением

клип О ДЕТОВОДЦАХ






Это самый
популярный
клип на этом сайте
___Важный раздел сайта http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg

О начале
моей научной
деятельности

Рубрика
открывается ЗДЕСЬ
Избранные
тексты
научных
работ и
видеозаписи
выступлений
на научных
форумах
Научные
  • подходы...
  • Р.В.Соколов
    Введение
    в философию
    социального

    воспитания
    ++
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL
    Р.В.Соколов
    В защиту
    "философствования"
    по поводу
    социализации
    и самореализации


    Р.В.Соколов
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов
    КОНЦЕПЦИЯ
    ОСВОЕНИЯ
    КУЛЬТУРЫ


    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы
    советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    -------------------

    Р.В.Соколов
    Перемена видов
    деятельности
    школьников как
    средство освоения
    ими духовной
    культуры

    (моя статья в издании
    АПН СССР "Новые
    исследования в
    педагогических науках
    1986, №1

    Текст открывается
    ЗДЕСЬ

    ----------------------
    Р.В.Соколов
    Общинность

    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    в менталитете
    русского народа

    http://www.slavfond.ru/images/banners/ro1.jpg
    ---------------------------------

    Кинозал
    Из ИСТОРИИ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ

    Р.В.Соков
    студентам УРГУ
    пр. Серги
    Радонежском и др.
    =====================
    "ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ
    ====================

    ===================
    В ИЗДАНИИ
    НИИ КУЛЬТУРЫ АН
    И МК СССР
    .

    Р.В. Соколов
    Организация
    работы с детьми
    иподростками
    в условиях
    городского
    микрорайона

    Сборник “Культурно-
    спортивный комплекс:
    состояние, проблемы,
    возможности”:Москва,
    НИИ культуры, 1986 г.)

    ОткрываетсяЗДЕСЬ

    ====================
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ В
    СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)


    Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    ОПД
    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Р.В.Соколов
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif

    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере (преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Р.В.Соколов
    Социальное участие
    в ОПД
    Текст открывается ЗДЕСЬ
  • -------------------------------------------
  • Р.В. СОКОЛОВ

    ДЕЯТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

    (КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО
    ОБЩЕСТВЕННО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    ДВИЖЕНИЯ
    ХХ ВЕКА)

    1998г.Научный архив РИК

    Текст открывается ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

  • -------------------------------------------
    Р.В.Соколов
    Коммунарство
    в контексте

    ОПД. Ретроспектива
    и перспектива.

    Открывается текст
    ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

    ДВИЖЕНИЕ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

    Опубликовано: Соколов Р.В.

    Движение
    педагоги
    ческих
    отрядов.
    // Детское
    движение.
    словарь-справочник.
    Изд.2-е.
    -М, 2005, с. 43-45.

     

    -----------------------------------------------

    Р.В.Соколов
    О некоторых путях
    совершенствования
    образования

    //
    Новое в психолого-
    педагогических науках:
    теоретические и практические
    проблемы психологии и
    педагогики. №2 –М.: Издательство
    НОУ ВПО Московского психолого-
    педагогического института, 2009,
    с. 178-194.

    Статья открывается
    ЗДЕСЬ
    ----------------------------------------------
    МОИ
    НАУЧНЫЕ
    РАБОТЫ

    (тексты и
    выступления)
    ___Важный раздел сайта
     http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg
    воспитания
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL  В защиту
    "философствования"
     по поводу
     социализации
    и самореализации
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов  КОНЦЕПЦИЯ
    освоения культуры
    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    ----------------
    Общинность
    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    (О пр. Сергии
    Радонежском и др)
    ИДЕЯ
    " ВОСПИТАНИЯ
    БУДУЩЕГО”
    В ИГРОВОЙ
    КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ

    ХХ ВЕКА

    ==============
    -
    социология
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)

    2.4.2. Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    2.4.3.
    ОПД

    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере(преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Социальное участие
    в ОПД
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Большой раздел
    ПРАВДА
    О
    МАКАРЕНКО
    Зсубмодуль (меню)
    открывается ЗДЕСЬ
    !

    НАШЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ
    -
    результаты
    многолетнего
    культурологического

    расследования!
    ----------------------------------

    http://1.sokolovrv.z8.ru

    Горький и
    Макаренко
    (
    моё выступление
    в Литературном музее
    на юбилее корифеев
    можно смотреть
    здесь)
    =======================

    МОЙ особый ПОДАРОК
    __К ДНЮ ВЫБОРОВ

    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRJZHP6JW76GgUopUQWXOZpm_fUP70dCPkXyuGLamJDTis_CTORSw
    http://gifzona.com/i/small/gift/gifzona_002.gif

    . Моя новая статья
    А.С.МАКАРЕНКО:
    "Я СОВЕТСКАЯ

    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/x_159e51ea.jpg
    _ВЛАСТЬ"
    Текст кликнуть

    здесь
     
    !  
    <============
    Кинозал
    Фрагменты
    для нового
    фильма
    об
    А.С.Макаренко

    Вход ЗДЕСЬ
    !

    И уже свыше
    20.000 кликов!

    ====================
    Наша новая книга
    ! об А.С.Макаренко,
    над  которой мы
    продолжаем
    работать.




    Открывается ЗДЕСЬ
    !

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/cap0134.bmp

    НОВОЕ!
    ЮБИЛЕЙНЫЕ
    СОБЫТИЯ,
    ПОСВЯЩЁННЫЕ
    125-летию
    А.С.МАКАРЕНКО
    ЗДЕСЬ вход
    к проводнику
    !
    -----------
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    социально-
    педагогические
    чтения
    "ВОСПИТАНИЕ
    ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО
    СЧАСТЛИВОЕ"
    ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
    открывается
    ЗДЕСЬ!
    Чтения
    кафедрой социальной

    педагогики РГСУ, д.п.н.,
    профессором).


    НОВО




    НОВЕЙШЕЕ!

    Доклад Соколова Р.В.
    "ПОДНИМАТЬСЯ НАД
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ"

    на открытии 11-го конкурса
    им. А.С.Макаренко 01.04.13.
    ЗДЕСЬ ВХОД В КИНОЗАЛ
    !



    Р.В.СОКОЛОВ.
    ВИДЕОЗАПИСЬ
    выступления в МОПИ
    (ныне МГОУ) по теме:

    "С.Т.ШАЦКИЙ
    - А.С.МАКАРЕНКО
    - И.П.ИВАНОВ
    - Р.В.СОКОЛОВ:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
    ИДЕЙ И ПОДХОДОВ
    К СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ"



    ----------------------------------------------------
    фрейм
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Э.В.Ильенков о повторяемости логического в историческом

    Оценка пользователей: / 0
    ПлохоОтлично 

    Эта рубрика добавлена 12 октября 2012 года.

    Статья для сборника по итогам конференции "Ильенковские чтения"
    (опубликована)

    =====================================================

     

    СОКОЛОВ Р.В.

    Москва

    ФИЛОСОФ Э.В.ИЛЬЕНКОВ О ПОВТОРЯЕМОСТИ
    ИСТОРИЧЕСКОГО В ЛОГИЧЕСКОМ
    И ПЕДАГОГИКА

     

    В книге известного психолога В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения» имя Э.В.Ильенкова встречается неоднократно.

    В.В.Давыдов отмечает роль Э.В.Ильенкова в том, что, благодаря его работам, стал возможен новый подход к ряду психолого-педагогических проблем, связанным с проявлением диалектического закона отрицания отрицания и таких его проявлений как повторение исторического в логическом, повторение филогенеза в онтогенезе.

    Вот как об этом писал сам В.В.Давыдов: «…присвоение индивидом форм культуры выступает как сокращёненое воспроизведение в его развитии истории сознания в её необходимых моментах. Поэтому проблема истории сознания и его онтогенеза внутренне связана с проблемой исторического формирования культуры и её присвоения индивидом. Связь этих проблем проступает лишь тогда, когда культура и идеальное понимаются как логическое  и всеобщее выражение истории сознательной деятельности людей. Такой подход к рассмотрению указанных проблем стал возможен благодаря работам Э.В.Ильенкова, в которых было сформулировано диалектико-материалистическое понимание идеального, его связи с сознательной деятельностью людей, с их культурой. Именно это позволяет соотносить понятие идеального и культуры с понятием логического и всеобщего» (1, с.52).

    После краткого обзора взглядов по этой проблеме (будем для краткости её называть «проблемой повторяемости») философов (от Г.В.Ф.Гегеля до Б.М.Кедрова) и взглядов  психологов (С.Холл, Дж.Болдуин, Э.Клапаред, П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев) В.В.Давыдов утверждает: «На наш взгляд, наиболее перспективный в научном отношении подход к ней содержится в работах Э.В.Ильенкова» (1, с.32).

    Можно было ожидать, что в педагогической литературе подход Э.В.Ильенкова, оценённый столь высоко, найдёт соответствующий «резонанс».

    И вот, в 1991г. вышла книга педагога-исследователя В.С.Шубинского, в которой он обращается к «проблеме повторяемости». В книге  «Философское образование в средней школе» читаем: «Будем исходить из марксистского положения, что «онтогенез и филогенез знания в общем и целом совпадают, что в снятом виде философское сознание отражает существенные исторически пройденные этапы философского познания мира» (2, с.6). Далее им отмечалось, что  «педагогике важно учесть именно те противоречия в историческом развитии философии, которые в развитии философско-мировоззренческого уровня сознания школьников могут проявляться особыми психолого-гносеологическими барьерами» (2, с.66).

    Так АПН СССР в книге одного из её сотрудников обратилась к проблеме, которая ранее рассматривалась Э.В.Ильенковым.

    Напомним, что писал  Э.В.Ильенков (ещё в 1977г.): «в своём духовном развитии каждый человек как бы повторяет, «воспроизводит» процесс духовного развития человечества», точно так же, как как в своём физическом развитии он успевает за девять месяцев своего утробного существования пробежать весь путь эволюции органической жизни на земле – от одноклеточного организма до младенца-человека…

    И тут он проходит все действительно необходимые этапы пути. В своём духовном развитии он, однако, часто застревает на какой-то одной стадии, давно человечеством пройденной, так и не добирается до финиша. Почему?

    Да только потому, что педагогический процесс ещё не отлажен так же хорошо, ещё не установлена та «естественная» последовательность формирования «духовных органов», которая обеспечивает педагогический успех» ( 3,с 47).

    В результате «значительная часть» учащихся,  наталкиваясь на эти «барьеры» (как их называет В.С.Шубинский), «застревает» (выражение Э.В.Ильенкова) в своём развитии на мифологическом уровне и «не добираются до финиша», т.е. до научного уровня, тем более - диалектического.   А ведь вчерашние учащиеся с их мировоззрением и мышлением (часто надолго, если не навсегда «застрявшие» в развитии своего мышления на уровне далёком от научного) - это сегодняшние труженики и граждане, родители, учёные и политики…

    «Сейчас многие недостатки в формировании мировоззрения и мышления, с ним связанного,- писал В.С.Шубинский, как бы соглашаясь с Э.В.Ильенковым, - идут от недооценки в педагогике и психологии этого положения» (2, с. 65).

    Удивительно, что В.С.Шубинский не ссылается на Э.В.Ильенкова. Более того, среди 155 источников, указанных в списке литературы, никаких указаний на Ильенкова нет. Тем более удивительно, что в подзаголовке книги Шубинского написано: «диалектико-материалистический подход» и он утверждает, что «выступает как убеждённый сторонник диалектико-материалистической философии» (2, с.6).

    Трудно представить, что исследователь, защитивший докторскую диссертацию по проблеме, которой до него долгое время  занимался Э.В.Ильенков (и по оценке академика В.В.Давыдова занимался лучше других), не знал бы о его работах. Тем более, что диалектико-материалистический  подход Э.В.Ильенков осуществил не только в своих теоретических работах, но и в практической педагогической работе со слепоглухонемыми детьми.

    Думается, что дело совсем не в плагиате и не в незнании, а в разном понимании того, что такое диалектико-материалистический подход.

    Почему Э.В.Ильенков и А.И.Мещеряков, занимаясь воспитанием слепоглухонемых детей, для формирования их мышления создавали условия для «повторяемости» не только в умственной, но и (в первую очередь) в трудовой деятельности воспитанников?

    На этот вопрос хорошо ответил другой философ - академик Б.М.Кедров. С позиций диалектического закона отрицания отрицания., повторяемости филогенеза в онтогенезе (как повторения исторического в логическом) им объясняется сущность выдающегося успеха советских педагогов по воспитанию слепоглухонемых детей. «Решение этой задачи было как бы в миниатюре повторением истории всего человечества, которое от своего предшествующего… животного состояния поднялось до человеческого образа жизни именно через трудовую деятельность (выделено мною, -Р.С.)… этот путь, который прошёл наш далёкий предок, становясь человеком, и был – как бы в зародыше, в виде повторения в индивидуальном развитии человека – осуществлён замечательными психологами-педагогами» (6, с.12-13). По Кедрову и в филогенезе и в онтогенезе человек «происходит» прежде всего благодаря труду.

    А как у Э.В.Ильенкова? «Личность не только существует, но и впервые рождается  именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом» (4, с.329).

    Автору этой статьи довелось неоднократно бывать в Загорске в том самом детском доме и лично наблюдать  коллективную трудовую деятельность слепоглухонемых детей на огороде, в саду, на ферме,  в столярной мастерской…

    То, что предлагает В.С.Шубинский (историко-философские лекции, беседы и диспуты с учениками и т.п. «вербальные методы») тоже было бы полезно, если бы «дошло» до общеобразовательной школы и, вероятно, могло бы получить высокую оценку Гегеля, который писал: «Отдельный индивид и по содержанию должен пройти ступени образования всеобщего духа» (5, с.15) и о критериях педагогических  успехов: «в педагогических успехах мы узнаём набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (5, с. 15).

    Почему предлагаемые В.С.Шубинским педагогические средства для обеспечения «повторяемости» сугубо дидактические, «вербальные»? Самый простой ответ: потомучто он работает как дидакт в «русле» школьных предметов гуманитарного цикла, связанных с «философским образованием школьников». Так, мол, ограничены рамки исследования. Но можно ли так «ограничиваться», говоря о разитии мышления ?

    Средствами педагогического обеспечения «повторяемости», предлагаемыми Гегелем и Шубинским, вероятно, можно достичь успехов в образовании зрячеслышащих детей, но как быть со слепоглухонемыми? Смогли бы Гегель и Шубинский помочь слепоглухонемым детям преодолеть самый первый «барьер», перейти от «животного состояния» и «потенциальной личности» к «человеческому состоянию» и «реальной личности»?

    Э.В.Ильенков с А.И.Мещеряковым с их средствами обеспечения «повторяемости» смогли помочь «очеловечиться» и обрести личность слепоглухонемым детям, а, как известно, один из этих воспитанников – А.В.Суворов - позже стал доктором психологических наук.

    Не потому ли им это удалось, что стояли они именно на диалектико-материалистических позициях, а не на диалектико-идеалистических.

    Не правы ли те философы и психологи, которые считают, что «изучение процесса образования у слепоглухонемого человеческой психики открывает большие возможности для фундаментальных исследований развития психики человека вообще» (8)?

    В обзоре выступлений участников расширенного Учёного совета психологического факультета МГУ приведено выступление психолога А.Н.Леонтьева, который отмечал, что «решение проблемы слепоглухонемоты заключает в себе изумительные факты… и для педагога, ищущего пути соединения интеллектуального и нравственного развития с трудовым воспитанием человека, и для исследователя психологии малых групп» (7, с. 68).

    Последнее имеет особое значение, поскольку «выводит» при исследовании обеспечения «повторяемости» на исследование роли коллектива.

    Заметим, что и в истории человечества люди развивались в сообществе, а не порознь, и не должно ли педагогическое обеспечение «повторяемости» предполагать в качестве непременного условия коллектив (группу)? И не просто группу соседей (как, например, школьный класс), а развивающийся трудовой коллектив-хозяйство, в котором, как убедился после нескольких лет опытной работы С.Т.Шацкий, «первобытные формы труда сменяются кустарными и затем технически высокими» (10,с.298). Т.е. осуществляется повторяемость развития производительных сил и производственных отношений. И на этом «базисе» «виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений – всё к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, - влекут за собой соответственные изменения социальной, эстетической и умственной жизни детей» (там же).

    Эту же самую провторяемость видно гораздо более отчётливо в опыте А.С.Макаренко.

    Думаю, что не случайно, знакомясь с рукописью  моей работы 1983 года на эту тему, В.В.Давыдов подчеркнул следующие формулировки, выделенные курсивом: «А.С.Макаренко нашёл способ организовать в педагогическом процессе ту самую повторяемость, о которой долгое время мечтали многие поборники генетической психологиии и которую никак не могли осуществить. Этим способом оказалось воспитание личности в коллективе и через коллектив, точнее воспитание (развитие) личности в развивающемся коллективе. Строго говоря, повторяемость филогенетического развития человечества повторяется не в онтогенетическом развитии индивида, а в онтогенетическом развитии коллектива… Стадии развития производительных сил и производственных отношений, пройденные человечеством в той последовательности, в которой они описаны историческим материализмом, повторял в своём развитии коллектив, а каждый воспитанник проходил эти стадии в своём развитии параллельно развитию коллектива».

    Получается, что и через полвека после А.С.Макаренко АПН СССР в своём «последнем слове» по проблеме повторяемости (судя по книге научного сотрудника Института общей педагогики В.С.Шубинского, изданной в 1991 г) поднялась  до идеалистической диалектики Гегеля, но так и не  преодолела «барьера», отделяющего её от материалистической диалектики К.Маркса и Э.Ильенкова.

    Надеяться на то, что этот «барьер» будет преодолён наследниками АПН СССР в «постсоветский период» трудно. Помнится, ещё в «те годы» на вопрос, обращённый к учёным из Института дефектологии о том, как продолжаются исследования, начатые А.И. Мещеряковым, был получен весьма красноречивый ответ: «Мещеряков напрасно связался с философами, с Ильенковым, лучше бы он сотрудничал с генетиками».

    И всё-таки, тем, кто размышляет о педагогическом обеспечении повторяемости (или когда-нибудь станет размышлять) посоветуем подумать о том как объединить воедино условия для повторяемости в труде, в игре, в художественной и «умственной» деятельности воспитанников. Для этого не помешает изучение имеющихся в литературе взглядов (философов, психологов и педагогов) на повторяемость и опытов по организации повторяемости в педагогических целях.

    Но, прежде, чем заниматься этой проблемой, важно знать о её драматической судьбе в нашем отечестве.

    Если верить В.С.Шубинскому, то никакой драмы и не было, а просто «задача обеспечить такое философское образование школьников должным образом советской педагогикой не ставилась» (2,  с.6)

    Справедливости ради напомним, что в начале века идея повторяемости была в нашей стране более чем  «популярной». И её педагогическое обеспечение неоднократно рекомендовалось педагогам и ставилось как задача.

    Нарком просвещения А.В.Луначарский предлагал строить на её основе преподавание истории.  В его работе «О преподавании истории в коммунистической школе» читаем: «Положим, мы проходим дикарский период в истории культуры. Поживём же летом неделю, как дикари, пойдём в лес, будем выбивать кремнем огонь, будем приготовлять пищу сами и т.д. Поживём таким образом и при изучении патриархального быта…» (с. 55).

    Известный деятель детского движения (русского дореволюционного «скаутизма» и зарождавшегося после революции «пионердвижения») И.Н.Жуков настаивал на том, что вся жизнедеятельность детской организации должна быть «длительной игрой», в которой дети «проигрывают» важнейшие события мировой истории от древности до наших дней.

    С.Т.Шацкий активно организовывал повторяемость в организации детского труда.

    П.П.Блонский назвал «основным законом развития ребёнка» в учебнике «Педология» (1934) известную формулировку Ф.Энгельса из работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», вошедшей в «Диалектику природы» (1931г.,с.70): «Подобно тому, как история развития человеческого зародыша в чреве матери представляет собой только сокращённое повторение развёртывающуюся на протяжении миллионов лет историю физического развития наших животных предков, точно так же, и духовное развитие ребёнка продолжает собой только ещё более сокращённое повторение умственного развития тех же предков – по край    ней мере, более поздних».

    Цитата из весьма авторитетной в те времена работы Ф.Энгельса, названная П.П.Блонским «основным законом развития ребёнка», не спасла педологию от разгрома, а «проблему повторяемости» от многолетнего «забвения».

    Нужно иметь в виду, что когда В.В.Давыдов писал, что «в дальнейшем проблему соответствия развития человеческого сознания в истории общества и в процессе онтогенеза ребёнка просто перестали «замечать» (1, с.20), было время, когда оставалось ещё «в силе» постановление ЦК ВКП (б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». «Меры» по его реализации привели к тому, что «идею повторяемости» в её научном и прикладном педагогическом аспектах не «просто перестали замечать», а она  (вместе с педологией) была признана «лженаучной», стала своего рода знаком, по которому выявляли «педологов». Многие десятилетия на эту тему говорить было опасно. И сейчас осторожные психологи и педагоги предпочитают «обходить» эту тему…

    И здесь надо отдать должное гражданской смелости В.С.Шубинского, который одним из первых среди педагогов-исследователей констатировал, что «в психолого-педагогической литературе сложилось такое представление о принципе историзма, согласно которому при организации обучения и воспитания учащиеся не повторяют все ступени развития общественной культуры в порядке их хронологии» (2, с.109). И не только констатировал, но и предпринял попытку (можно сказать весьма дерзкую) вновь ввести в педагогический научный оборот «проблему повторяемости».

    Какие последствия для теории и практики воспитания имел этот запрет в 30-е и последующие годы? Если воспитание осуществляется не через обеспечение повторяемости (в труде, как у С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко или в  игре, как у А.В.Луначарского и И.Н.Жукова), то как же предлагалось готовить подрастающее поколение к жизни?

    Известный психолог Б.Г.Ананьев пишет, что «в 30-е годы «в советской психологии стало обшепринятым делить человеческую деятельность на три основные формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С.Л.Рубинштейна 1946» (9, с. 19).

    Книга была отмечена Сталинской премией. И из школы были изгнаны игра и труд. Заметим, что в те  же годы из детского сада были изгнаны сказки и даже куклы.

    Игра исключалась из школы как ведущий вид деятельности, предшествующего «детсадовского возраста». «Что касается труда,-пишет Б.Г.Ананьев,- то он фактически исключался из факторов становления индивидуального сознания и формирования личности» (Там же, с 19).

    Считалось (и до сих пор эта парадигма господствует в отечественной психологии и педагогике!), что игра в детском саду готовит к учению в школе, а школьное учение готовит к труду после окончания школы.  Но что такое учебная деятельность, если из неё изъяты «повторяемость» в труде и в игре?

    Об этом хорошо сказано у Э.В.Ильенкова: «Не будучи в силах действительно усвоить определённые знания, т.е. индивидуально воспроизвести их, индивидуально повторить в кратком   очерке историю их рождения, ребёнок вынужден их «зазубривать», «задалбливать» – бессмысленно заучивать. При такой педагогике и получается, что у него в ходе «усвоения знаний» формируется так называемая «произвольная память», но не формируется ум, мышление, способность суждения…та самая способность, которая когда-то все эти знания на свет произвела» (3, 47.)

    Учебная деятельность без «повторяемости» в труде и игре не просто очень тягостная и мучительная  многолетняя пытка для детей. Это ещё и то, что тормозит развитие детей, приводит к тому, что педагог-новатор Б.П.Никитин назвал «необратимым угасанием способностей детей».

    И как должны мы быть признательны мужеству Б.Г.Ананьева, который осмелился написать то, что развенчивает существовавшую и до сих пор существующую парадигму: «оказалось, что не только учение должно быть более ранним…но и труд, в виде самообслуживания и простейших операций общественно-полезной деятельности должен иметь место в детском саду» (Там же, с. 20).   Более того, Б.Г.Ананьев утверждал такое, что может привести в испуг многих современных педагогов: «только в процессе трудового обучения  и выполнения посильного общественно полезного труда можно  сформировать у детей  готовность к труду» (там же).

    К каким «педагогическим плодам» и к какой «готовности трудиться» привели усердия педагогов, учившихся по «Основам общей психологии»,  страна увидела через полвека. Оказалось, что, чем успешнее учебная деятельность учащихся нашей современной школы, тем больше выпускники готовы… к продолжению учебной деятельности (в институте, аспирантуре, докторантуре…), а вовсе не к труду, тем более в «производственной сфере». Не случайно учителя, когда говорят о своих успехах, предпочитают называть не тех, кто пошёл на производство, в сферу обслуживания, а тех, кто поступил в институт, университет. А ВУЗы, соответственно, гордятся защитившими диссертации.  Делает ли современное образование выпускника «изготовленным» к жизни?

    В этом отношении очень интересна реакция Гёте на идеи Гегеля об образовании. Изображённому в Фаусте искусственному человеку Гомункулу, страдающему от, скажем так, «неприкаянности» в этом мире (несмотря на его сверхэрудированность), Гёте устами древнегреческого философа Фалеса рекомендует в качестве средства для излечения «произойти в человека» и вовсе не через изучение истории философии (как посоветовал бы Гегель), а через полное повторение филогенеза в онтогенезе, включая всю биологическую и культурную  эволюцию предков.

    Конечно, это фантастическая ситуация и фантастическая рекомендация. Родившийся и, тем более, взрослый человек, не может подобно Гомункулу заново вступить на путь эволюции и в качестве «элементарной клеточки», пройдя всю биологическую и социальную эволюцию, вновь «произойти» в человека.

    Но как помочь детям (в том числе с «ограниченными возможностями») «произойти» в человека и стать личностью блестяше показали  на практике А.И.Мещеряков, Э.В.Ильенков, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко.

    Кстати, сам А.С.Макаренко, будучи уже взрослым человеком и опытным школьным педагогом с пятнадцатилетним стажем, почувствовав себя очень недовольным свой жизнью и педагогической работой (испытав своего рода «комплекс Гомункула»), к удивлению всех знакомых, друзей и коллег, «вдруг» уехал из крупного города в «деревенскую глушь», собрал малолетних преступников и «великовозрастных» беспризорников. Начал с этими «безнадёжными отбросами общества» (социологи их называют аутсайдерами) как «первобытный» человек собирать жёлуди, копать землю в огороде, разводить скот… Зачем? Вспоминается прочитанное у  Э.В.Ильенкова: «Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства – в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью» (4, с.358).

    А.С.Макаренко поставил детей в такие условия.  А потом, когда он уже делал с детьми суперсовременные электроинструменты и фотоаппараты, когда его бывшие «безнадёжные» стали поступать в высшие учебные заведения, он признался, что и сам прожил с ними новую жизнь и эта жизнь сделала из него совершенно другого человека и другого педагога…

    Конечно, А.С.Макаренко не читал Э.В.Ильенкова, который писал, что «где однажды найденные, однажды завоёванные, однажды достигнутые способы жизнедеятельности начинают превращаться в очередные штампы-стереотипы , в мёртвые каноны, личность умирает заживо» (с.357). Но и уходя из школы в колонию в 1920г, и увозя весь коллектив колонистов через несколько лет из Ковалёвки в Харьков, он избежал «умирания заживо» и для себя лично и для всего своего коллектива. По этому поводу он писал, что движение – форма жизни коллектива, а остановка - форма его смерти

    Следует ли из этого вывод, что стать на путь «происхождения в человека», на путь «повторного рождения личности» может любой современный «гомункул» и в любом возрасте?.. Положительного ответа пока найти не удалось, но то, что мы читаем у Макаренко и Ильенкова вдохновляет на поиск такого ответа.

    У В.В.Давыдова мы нашли осторожный прогноз относительно дальнейшего исследования психологией проблемы повторяемости: «эта проблема в последующие годы может стать, на наш взгляд, одной из основных в детской психологии» (с.21). Может стать…

    На вопрос о том, кто в отечественной психологии и педагогике занимается этой проблематикой, обращённый через 15 лет к директору Института педагогических инноваций РАО психологу В.И.Слободчикову, последовал ответ: «В.В.Давыдов недостаточно раскрыл  это положение содержательно»…

    Пока этой проблеме не грозит стать «одной из основных»…Впрочем,  понятие  «последующие годы» весьма растяжимое…

    Что можно сказать в заключение? То, что советская наука и практическая (экспериментальная) педагогика, приняв эстафету с факелом знаний по «проблеме повторяемости», в лице некоторых подвижников от философии, психологии и педагогики достойно занималась ею и развивала её. Мы можем назвать соотечественников, которые «разожгли» этот факел, как никто в мире, что свет этого знания помог блестяще решать проблемы слепоглухонемоты, социальной реабилитации крайне «педагогически запущенных» детей и подростков.

    Но в то же время мы должны констатировать, что советские психология и педагогика (в «подавляющей массе» своих научных работников, управленцев педагогического ведомства и рядовых педагогов) не смогли (да и не очень пытались) преодолеть «барьеров» между мифологическим уровнём мышления и диалектическим уровнем, не смогли понять и освоить достижения названных выше мыслителей и подвижников.

    Как складывается судьба «проблемы повторяемости» в педагогике  «постсоветского»  периода? Пока сказать трудно.  И кое-что тревожит.

    Какие выводы можно сделать, если сравнить тексты из двух двух книг, изданных почти одновременно (1998 и 1999гг.), авторы которых имеют докторские степени, были более чем просто знакомы с Мещеряковым и Ильенковым и которые хвалят их.

    Первый текст (1998г.) из книги воспитанника Э.В.Ильенкова и убеждённого марксиста - доктора психологических наук А.В.Суворова, изданной Университетом Российской академии образования «Экспериментальная философия».

    «Если мы отдадим себе полный отчёт в приоритетах теоретического творчества Ильенкова, в том, что главным для него всегда было производство производителей родовой сущености человека, производство людей, нам уже не покажется необъяснимой блажью, сентиментальным капризом или чудачеством не просто интерес к работе Александра Ивановича Мещерякова со слепоглухонемыми детьми, а самое деятельное участие Ильенкова в обучении четырёх слепоглухонемых, и меня в том числе, на факультете психологии МГУ. Более убедительного аргумента в пользу психолого-педагогического оптимизма, против идолопоклонства перед Господом Богом или генами папы с мамой Эвальд Васильевич не мог и желать. Вместо того, чтобы заклинать: «Людьми не рождаются, а становятся», - Эвальд Васильевич имел возможность прямо сослаться на опыт такого становления, на опыт «делания дюдей» из такого «материала», из которого, как долгое время казалось, могут получаться лишь клинические идиоты» ( 11, с.50).

    Второй текст (1999г.) из книги убеждённого противника марксизма - доктора педагогических наук В.В.Кумарина, изданной Ассоциацией независимых педагогов «Педагогика в пучине схоластики (методологический диагноз)».

    «Я имел счастливую возможность наблюдать лично, как искустнейшие экспериментаторы – прежде всего, Александр Иванович Мещеряков и Эвальд Васильевич Ильенков - перекачивали через этот канал в мозг…полноценную человеческую информацию: вначале языком жестов, затем дактильным языком и, наконец, словесным, выстукивая по раскрытой ладони буквы и слова» (12,  с.36).  В.В.Кумарин пишет, что «результаты известного эксперимента со слепоглухонемыми (И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Э.В.Ильенков)» «являются убедительным подтверждением» вывода «не того, который десятки лет делают марксистские схоласты» (12, 36), а другого: «Этот эксперимент показал, что, если если слепоглухонемые, т.е. те же «маугли» не изолируются от человеческой среды, то они СОХРАНЯЮТ ВРОЖДЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ усваивать человеческую речь» (там же). Ещё одну формулировку, не оставляющую сомнений в позиции В.В.Кумарина, находим на следующей странице «Человек, как и всякое живое, вне всякого сомнения является существом целиком БИОЛОГИЧЕСКИМ» (Там же, с.37). Как говорится, несовпадение оценок двух поклонников Ильенкова (и обе положительные!) «с точностью до наоборот». Непримиримые идейные противники, воюя на поле педагогической философии со схоластикой (только взгляды на схоластику диаметрально разные), пытаются использовать успех Э.В.Ильенкова как оружие (фактически) в борьбе друг против друга.

    Судя по приведённым текстам двух докторов наук из двух недавних педагогических изданий, дающих «толкование» деятельности Э.В.Ильенкова,  дальнейшая судьба освое ния педагогической наукой и практикой его наследия будет не легче, чем до сих пор, даже, если о нём не забудут…

    Можно ли закончить «на оптимистической ноте» эту статью? Попробуем. Вот отрывок из статьи в «российской педагогической энциклопедии» о «вальдорфской педагогике», имеющей некоторое распространение, в том числе и в России и мечты А.В.Суворова относительно ожидаемых им изменений в педагогике. Разве не «просматривается» в следующих  двух текстах «психолого-педагогический оптимизм»?

    «Дидактико-методические подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной  мере под влиянием биогенетического закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития» (13, с.127).

    А вот психолого-педагогическая мечта глобального стратегического масштаба полного тёзки великого русского полководца Александра Сергеевича Суворова: «Нужен не просто пересмотр учебных программ в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, выявления логического в историческом…Суть же дела в перестройке всего психолого-педагогического процесса в соответствии с конечной целью – формированием гармонической личности» (11.с.79).

     

    1. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения –М., 1986.

    2. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе: диалектико-материалистический подход. –М., 1991.

    3. Ильенков Э.В.Учитесь мыслить смолоду –М., 1977.

    4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. –М.,1984.

    5. Гегель Г.В.Ф. Соч. –М., 1959, т.4.

    6. Кедров Б.М. Подвиг гуманизма // Знание–сила ,№3, 1982 .

    7. Гургенидзе Г.С., Ильенков Э.В. Выдающееся достижение советской науки. Вопросы философии, 1975, №6.

    8. Михайлов Ф., Кондратов В. См. ж. Знание-сила №3, 1982.

    9. Ананьев Б.Г. Психологические труды в 2-х т. Т. 2-й, М., 1980.

    10. Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. –М., 1963. Т.1.

    11. Суворов В.В. Экспериментальная философия. –М. 1998.

    12. Кумарин В.В. Педагогика в пучине схоластики. –М., 1999г.

    13. Бондарев Г.А. Вальдорфская педагогика Российская педагогическая энциклопедия –М., 1993.

     

    Сведения об авторе:

    Соколов ричард Валентинович, действительный член Академии педагогических и социальных наук (АПСН), кандидат социологических наук

     

     

    СТАТИСТИКА САЙТА

    Просмотрено статей : 4462016

    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
    САЙТ
    А
    ВОЗВРАЩАТЬСЯ
    В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
    МОЖНО
    ЗДЕСЬ !!!

    ШОССЕ__
    ЭНТУЗИАСТОВ
    НАСТОЯЩЕГО
    ВОСПИТАНИЯ


    А Вдоль шоссе Вас ждёт

    ВЫСТАВКА
    ПЕДАГОГИЧЕСК
    ИХ
    ДОСТИЖЕНИЙ

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/%20.jpg

    __Дарим   Вам__
    _безвозмездно_

    СВОИ РЕШЕНИЯ,
    ПРОВЕРЕННЫЕ
    В  Н А Ш Е Й
    МНОГОЛЕТНЕЙ

    о п ы т н о-
    экспериметальной

    Р А Б О Т Е

    Социальный
    педагог
    и ДЕТОВОДЕЦ

    Ричард Соколов

    ОООООООООООООО

    http://animashky.ru/disk/camera.gifЕсли нажать
    ЗДЕСЬ
    !!! ,
    то Вы попадёте
    в "кинозал",
    где сможете увидеть
    мой уникальный видеоклип

    О ДЕТОВОДЦАХ

    Клип был снят в день,
    когда впервые был открыт
    для посетителей этот
    мой сайт (16.12.09) На него
    уже более 17.900 Ваших кликов

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    .И на этом фото тоже я

    ==========================
    _ДЕТСКИЙ
    БОГАТЫРСКИЙ
    ЛАГЕРЬ "РУСЬ"
    _ Лето 2012г.___
    Уже более 1000 кликов
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!

    ПРИЕЗД в лагерь
    ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ
    Текст, фото и ролик
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!
    -------------------------------------
    ВСПОМИНАЯ
    1612
    год

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ !!!
    НАШЕГО ДЕТСКОГО
    ИГРОВОГО ФИЛЬМА

    В Московском Театре
    русской драмы

    "1612 год.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ
    СМУТЫ"

    (состоялась в рамках
    ХХI Рождественских
    международных
    образовательных
    чтений 2013г.)
    !!!
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ!

    ------------------------------------------
    И ещё разные фильмы
    про 1612 год
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    Так мы отметили
    окончание
    ГОДА ИСТОРИИ
    !!!

    ------------------------------------------

      Раздел
    МАКАРЕНКО-
    ВЕДЕНИЕ

    (ИССЛЕДОВАНИЕ
    НАСЛЕЛИЯ
    А.С.Макаренко)
    Открыть ЗДЕСЬ
     

     ----------------

    КОЕ_ЧТО из этого
    раздела

     МЕЖДУНАРОДНАЯ
    Макаренковская
    ассоциация (ММА)

    - видеозаписи
    эпизодов из жизни
    "Макаренковского
    содружества")
    .

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/multimedia/100_3545.jpg

    Президенты Международной
    и Российской
    Макакренковских
    ассоциаций Т.Т.Кораблёва
    и В.И.Слободчиков.

    __________________________

    Р.В.Соколов
    и В.И.Слободчиков

    Я всегда рад гостям !!!
     http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/a9/fd/130473_prev_98.gif
    к Главному въезду
    http://internetanketa.ru/sites/all/themes/ianketa/img/step-ico-install.jpg      
     если не хотите заблудиться
    на этом сайте.
    (а так часто случается)

    "По дороге"
    Вы можете
    посетить:
    - Павильон
    с отзывами на
    этот сайт
    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ruka/ruka106.gif

    http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif 
    НАЖАТЬ ЗДЕСЬ
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    СПАСИБО 
    ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail14.gif


    ЖДУ НОВЫЕ
    ОТЗЫВЫ ЗАМЕЧАНИЯ
    и предложения)


    http://dweb.ru/gif/new/05.gif
    МОЙ АДРЕСАhttp://img1.imgsmail.ru/r/my/gifts/payed/ee2_ee2_1292948264_mailball02_200_new2_200.gif



    http://www.bogatyrstvo.ru/images/feedback.png
    dik-rvs@mail.ru

    Есть я и ВКОНТАКТЕ
    (Ричард Соколов)
    и в ФЕЙСБУКЕ


    =====================
    Перед Вами

    Я всегда рад Вам!

    ГЛАВНЫЙ ВЪЕЗД
    В МОЮ
    СТРАНУ
    БЕСПЛАТНО И
    БЕЗ "ПРОБОК"


    http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/tunnel.gif
    http://www.livegif.ru/Gallery/TECHNIKS/CARS/42R3.GIF


    http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gifНажать здесь http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gif
    ========================

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    К своему

    70 -летию
    я открыл эту рубрику
    ЗДЕСЬ с 3 февраля 2013г.

    А ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    я поместил
    ЗДЕСЬ АЛЬБОМ С
    ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ
    ДРУЗЕЙ
    и http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif



    ЗДЕСЬ НОВЫЙ
    КИНОЗАЛ




    проСАМЫЙ
    НЕОБЫЧНЫЙ
    ЮБИЛЕЙ В ХХ веке

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/%20%20%20.jpg



    МОИ ПОДАРКИ ВАМ
    к моему 70-летию



    СПИСОК МОИХ
    194 научных
    работ

    (опубликованных в
    печатных изданиях

    и переданных в
    научный архив РИКа)

    Среди них несколько
    учебников и учебных
    пособий
    , в том числе

    и на компакт-дисках.

    Список уже позволяет
    открыть, прочитать
    (и скачать!!!
    более
    90 работ
    И было уже свыше
    1500
    Ваших кликов

    Список открывается

    З
    ДЕСЬ
    ---------------------------
    Мои подарки РАО



    (Российской академии
    образования) и Вам
    (апрель 2013) можно
    получить
    ЗДЕСЬ
    ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАНЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУБРИКИ САЙТА.
    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОВОЙ СТРОКОЙ. ОНА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗИТИВ

    Чтобы открыть
    раздел
    О МОИХ
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
    УЧИТЕЛЯХ
    Кликнуть
    здесь
    ===============

    ПРЕДЛАГАЕМ
    ПОЗИТИВ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    О ПРОБЛЕМАХ
    СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
    ДЕТЕЙ И
    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg
    МОЛОДЁЖИ
    И ПУТЯХ ИХ
    РЕШЕНИЯ
    http://l-userpic.livejournal.com/113184805/39766252

    МОЯ КНИГА,
    ОТМЕЧЕННАЯ
    ДИПЛОМОМ

    -------
    ___на конкурсе
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    в Санкт-Петербурге

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    (текст 2-го издания книги
    дан здесь в формате WORD,

    а ниже - в формате PDF)

    ----------
    Пройти по ссылкеhttp://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Sokolov_R_U_nas_vo_dvore.pdf

    ===================

    Мои статьи,
    В которых
    Я УТВЕРЖДАЮ,

    ЧТО ПРИ ВСЕЙ
    ИЗУВЕЧЕННОСТИ
    С О Д Е Р Ж А Н И Я
    О Б Р А З О В А Н И Я
    И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПУТИ
    для
    совершенствования
    БРАЗОВАНИЯ


    ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬhttp://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    -----------------------------------

    МОЁ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    (25 апреля
    2011г.)
    )
    В РАО (
    (Российской

    академии
    образования


    ---------------------------------------------
    Моя статья специально
    к Году учителя

    "О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
    И РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    ПО ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ"


    ----------------------------------------
    Как усовершенствовать
    В О С П И Т А Н И Е
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg

    О ДВУХ СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ И...
    м
    ой полувековой
    опыт и его
    уроки
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    ПЕРЕМЕНЫ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gif

    =====================
    НАШ МНОГОЛЕТНИЙ
    ОПЫТ И УНИКАЛЬНЫЕ
    МАТЕРИАЛЫ НАШЕЙ
    ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ
    СТАНЦИИ
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ

    имени С.Т.Шацкого
    (как уникального комплекса)


    http://r27.imgfast.net/users/2713/69/94/30/avatars/3314-63.gif














    Теперь можно УВИДЕТЬ,
    если войти в
    очень
    большой раздел
    сайта
    ЗДЕСЬ
    !!!
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    Многопрофильный
    __ КЛУБ
    "РОВЕСНИК" ...
    (С 1986г)
    Киноролик о начале
    нашей работы
    в Марьиной Роще
    (Из моей лекции в Питере
    преподавателям ПГУПС )

    Кликнуть
    здесь)

    О клубе "прогудели"
    г-ты "ГУДОК" и "МЖ"

    (статьи 1987г.)
    Кликнуть здесь

    --------------------------------

    "ЧАЙНИЧЕК
    В МАРЬИНОЙ РОЩЕ"

    (статья о клубе 1992г.)
    Кликнуть здесь
    ________________________

    ...и ПЕРВАЯ__
    _ОПЫТНАЯ__
    _СТАНЦИЯ___


     

     

    _ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ОСПИТАНИЮ____

    _ИМЕНИ___________
    ___С.Т.ШАЦКОГО
    ___
    (с 1991г.)

    ЭТО: нажать здесь
    http://cs10653.vkontakte.ru/u5886709/136772509/m_ff1dd0fc.jpg

    КОМПЛЕКС

    http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470

    из 4-х "блоков"


     

     

    1) НАУЧНО-
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
    ЦЕНТР   (НМЦ) _________
    2) СОЦИАЛЬНО-__
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_

    МАСТЕРСКАЯ___

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    Моя книга (издана в1992г.
    второе издание - 1993г.)

    ======================
    http://s61.radikal.ru/i174/0910/68/296180c2428d.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gifАЛЫЕ ПАРУСА
    НАД МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ
    =======================
    17 наших
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

    ПОСОБИЙ


    http://www.sokolovr.ru/images/stories/dsc02903.jpg



    Разновозрастной

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

    клуб
    по месту жительства

    "РОВЕСНИК"___________
    _
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    117 праздников
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    подвижных игр

    **Кинозал 
    *http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_613d3438.jpg
    НОВОГОДНИЕ
    *******ДЕТСКИЕ*******
    ПРАЗДНИКИ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
     
     
    *******  **
     
     
    пока 5 фильмов)*****

    =======================
     
    >Наши ИГРОТЕКИ
    
    http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif =====================
     http://yoursmileys.ru/hsmile/lordoftherings/h14020.gif
    
    ____
    ===================
    Кинозал
    ""НАШИ
    САМОДЕЛЬНЫЕ
    МУЛЬТИКИ""

    (Пока 2 мультика)

    _________________

    21 января 2011г.
    - 21 год со дня
    учреждения
    станции

    _ОТЗЫВЫ О СТАНЦИИ_
    
    
    _ПРЕССА О НАС__ 
    

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0301.gif

    http://s20.rimg.info/c7e58de5e9188e58bcd0f23097c9c167.gif
    
    • Р.В.Соколова

    • СОЦИАЛЬНАЯ

      ПЕДАГОГИКА

      ДЕТСКО-
      ПОДРОСТКОВОГО

      КЛУБА ПО МЕСТУ
      ЖИТЕЛЬСТВА
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gifhttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif
    ==================
    КОНЦЕПЦИЯ
    СОЦИАЛЬНОГО
    ВОСПИТАНИЯ

    (на далёкое
    будущее. Увы!)
    Кликнуть здесь
    -----------------------------
    РУБРИКИ (активные)
    этого раздела
    Переменна деятельности
    2 Наши игротеки
    3 О 2-х социальных педагогиках
    4 Уроки полувекового опыта
    5 Студенческие практики
    6 дизайн интерьера, площадок,
    костюмов
    7 Дипломные работы
    8 "Богатырские поляны"
    9 Разновозрастный клуб
    "РОВЕСНИК" по месту жительства
    10 17 наших учебных пособиий
    11 Социально-педагог. мастерская
     
     
     
     
     
     
      -----------------------------------
    И продолжаю играть

    http://cs1691.userapi.com/u12351190/54415858/x_e6517d8a.jpg
    И РАБОТЕ (статья)
    Кликнуть здесь

    -----------------------
    Кинозал
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/m_eec7224c.jpg
    И НЫНЕ ПРОДОЛЖАЮ
    ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ_ !!!

    ОСЕННЯЯ ПОЛЯНА____
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/x_c8388276.jpg
    23 октября 2011г. _____
    6 роликов____________
    кликнуть здесь
    -----------------------------------------------

    МОЙ ОПЫТ
    ПЕРИОДА 1968 - 2007гг.
    Большущий раздел!
    Кликнуть здесь
    http://animashky.ru/disk/camera.gif
    ----------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifМОЙ
    БОЛЬШОЙ

    многозальный
    кинотеатр

    многозальный

    http://reklamastatic.vkdrt.ru/mailer/app/serialy.jpg

    КИНОТЕАТР
    Вход здесь

    ----------------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifДетский
    многозальный

    кино

    КИНОтеатр
    Вход здесь

    Кинозал http://animashky.ru/disk/camera.gif
    И продолжаю
    играть
    с детьми
    Вход здесь

    ---------------------------------

    МОИ
    выступления

    Это большой
    многозальный
    http://sticker.yadro.ru/ban/0056/56390.200x200.gif
    http://animashky.ru/disk/camera.gif

     

     

    кинотеатр


    с видеозаписями
    многих моих
    выступлений
    Вход  здесь

    -----------------------------------------------
    ГОРОДИЩЕ
    пока ещё
    сохранившейся
    моей виртуальной
    памяти
    (историкам и
    архелогам XII века)

    Между прочим,
    ЖИЛ-БЫЛ И Я


    И вход свободный и
    ВОРОТА ЗДЕСЬ
    А-у! Люди! А-у!!!

    http://yoursmileys.ru/tsmile/christmas/t07186.gif
    И, наверное,
    я ещё пока жив...
    С чем пришёл
    к 70-летию

    КЕМ пред Вами
    СЛЫВУ?
    Здесь

    свыше 460
    Ваших суждений
    за 70 лет

    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSI50JAAqJMIe2iM_bpMhm7qinIOeCAM3CX_Xf9XYeIWQyjFTIX1w

    КИНОЗАЛЫ К МОИМ
    ------- ХРОНИКАМ------

    КИНОЗАЛ
    ФРАГМЕНТЫ 
    МОЕЙ

    БИОГРАФИИ
    (около 40 роликов)

    =====================
    Мои подарки(календарь)
    НИЖЕ МОМЕЩЕНЫ МОИ
    ПОДАРКИ ВАМ (за три
    с половиной года).
    Теперь я решил их
    разместить по временам
    года (зима, весна, лето,
    осень).
    Надеюсь, что и прежние -
    не устарели для новых
    гостей и друзей.
    Летние подарки
     К Дню защиты
    http://yabs.yandex.ru/resource/v1hB2Sala%5ESkoWkYvzwCrg.pngдетей

    МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В МОСГОРДУМЕ

    В ЗАЩИТУ ДЕТСКИХ
    КЛУБОВ МОСКВЫ
    http://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif http://www.novostroim.ru/images/articles/big/144.gif

    АКТУАЛЬНО
    И СЕГОДНЯ

    ЗДЕСЬ
    ============
    
    Как родители
    защищали детей...
    играя

    Весенние подарки
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    -----------------
    в кинозал
    Х конкурс
    им. А.С.Макаренко

    (апрель 2012 г.)
    ВХОД ЗДЕСЬ

    ===================
    К Дню
    славянской
    письменности
    и культуры

    Вход ЗДЕСЬ
    ================
    Кликнуть здесь
    К  Дню Победы
    __
    http://animashky.ru/disk/camera.gif


    К Дню Победы
    и Дню Защиты Детей


    ---------------------------

    В мае 2012г.
    Россия отметила
    90-летие Пионерии
    И я отметил
    льшим подарком.
    Им стал мой
    новый

    КИНОЗАЛ
    ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ
    (без прикрас)
    НА ВАШЕМ МОНИТОРЕ

    (уже 34 ролика
    из художественных,
    докуменетальных,
    телевизионных и
    моих любильских
    фильмов)

    ВХОД в кинозал
    здесь


    ================
    А ПОДАРОК

    к Дню Пионерии
    2013г. ЗДЕСЬ
    =================

    http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/bestgifanimation.24/0_6051d_803f9288_orig


    http://cs762.userapi.com/u5886709/114348951/x_12eb8b6a.jpghttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif



    ----------------------------

    А теперь и
    ещё подарки -

    4. МОЙ
    СЕРЬЁЗНЫЙ
    ДИАЛОГ

    с к.п.н. Ларисой
    Крапивиной
    http://cs5852.userapi.com/u7194717/a_e21ac47a.jpg
    о скаутинге,
    пионеринге и др.
    в контексте Дня
    защиты детей

    Открыть ЗДЕСЬ


    и 5.
    ШОК - МОЯ

    вожатская
    ИСПОВЕДЬ

    НА 85-летии
    ПИОНЕРИИ"
    в зале Академии
    при Президенте РФ

    (видеозапись моего
    выступления на
    конференции,
    про которое
    кто-то отозвался

    ВКонтакте:
    "Круто!")

    Моё жёсткое
    выступление ЗДЕСЬ
    ================

    Моё выступление
    на конференции
    по внешкольному
    воспитанию
    15 декабря 2012г.
    Видеозапись
    ЗДЕСЬ

     

    ================
    и зимние подарки

    кликнуть
    здесь

    =================

    ВСПОМИНАЯ
    1612 год
    Вход в кинозал ЗДЕСЬ

    ==================


    http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/c4/fc/130244_prev_98.gif


    Выезд к разделу
    о других
    новостях года

    МОИ ОСЕННИЕ
    ПОДАРКИ

    --------------------------------

    К ДНЮ
    ЗНАНИЙ

    открыть ЗДЕСЬ

    ------------------------------------

    К другим праздникам
    открыть ЗДЕСЬ

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Кинозал
    НА ЭКРАНЕ


    ФРАГМЕНТЫ МОЕЙ
    БИОГРАФИИ

    (киноиллюстрациии
    к "хроникам")



    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/m_95c5b8e7.jpg


  • Фоторепортажи
    о путешествиях,
    командировках
    и т.п. информация












































































































































    НОВЫЙ РАЗДЕЛ

    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    ВЫДАЮЩИЕСЯ
    СТАРШИЕ
    ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif

    (Предшественники
    и последователи
    А.С.Макаренко)

    105 лет
    детскому клубу
    С.Т.ШАЦКОГО


    Кинозаhttp://animashky.ru/disk/camera.gifл
    Общество
    СЕТЛЕМЕНТ
    и детская колония
    БОДРАЯ ЖИЗНЬ

    Кликнутьhttp://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    и 100 ЛЕТ _
    "БОДРОЙ
    ЖИЗНИ"http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

    ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

    К 100-летию
    Элеоноры Самсоновны
    КУЗНЕЦОВОЙ

     

     

    Вход к рубрике ЗДЕСЬ

    И.П.ИВАНОВ -
    выдающийся
    последователь
    А.С.Макаренко

    http://www.kommunarstvo.ru/ivanov.jpg











    И.П.Иванов

    и его понимание
    наследия
    А.С.Макарен
    .Иванова
    Рубрика Открывается 
    ЗДЕСЬ

    ---------- http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    И.П.ИВАНОВ
    и его команда

    Кинозал ЗДЕСЬhttp://animashky.ru/disk/camera.gif


    ===========
    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif 


    Молодые
    последователи
    И.П.Иванова
    в Питере
    объединены
    в студенческий
    педагогический
    отряд


    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    "ПЕРЕМЕНА"
    (он при институте
    имени И.П.Иванова
    ЛГУ им.А.С.Пушкина)
    Вход в кинозал
    УРОКИ
    "ПЕРЕМЕНЫ"

    http://animashky.ru/disk/camera.gif(ролики со
    слётов


    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    старшеклассников
    "Звёзды дарят
    надежду")
    ЗДЕСЬ

    Уже 24 ролика!
    Кинозал посетило
    за 1-й месяц свыше 800
    зрителей

    ====================== http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif




       
    
    ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ
    И.П.ИВАНОВУ

    в московском

    музее А.С.Макаренко
    http://animashky.ru/disk/camera.gif




    14ноября 2011г.
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    За 1-й месяц показа
    687 кликов

    -----------------

    Эмблема АГШШhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg http://animashky.ru/disk/camera.gif
    
    
    
    
    
    
    
    



     

    Продолжатели
    И.П.Иванова
    (Из Архангельского
    городского
    штаба школьников)
    встретили уже
    своё 50-летие.

    Кинорепортаж
    с 50-летия АГШШhttp://animashky.ru/disk/camera.gif

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2011 года

    КликнутьЗДЕСЬ



    =============
    Константин
    Подыма и его
    "ШХУНА
    РОВЕСНИКОВ"
    Открыть ЗДЕСЬ

    =============
    "КАРАВЕЛЛЕ "
    50лет! _


    (Екатеринбург)

    http://www.ekburg.ru/UserFiles/image/news/0/2/17/21770Big.jpg



    И я побывал
    в "Каравелле"
    (в апреле 2012 г.)


    --------------------------

    ещё http://animashky.ru/disk/camera.gif


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ===================

    ===================




    20 ЛЕТ
    ПОД СОЛНЦЕМ
    _ ПУСТЫНИ


    http://static.tvkultura.ru/p/q_409234.jpg
    http://hudozhka2.ru/img/events.pustyn/062.jpg
    +++++++++++++++++++++
    ========http://www.moscowbookfest.ru/assets/images/kino.jpg

    http://animashky.ru/disk/camera.gif_   (http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifновый кинозал        

    )http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg


    http://animashky.ru/disk/camera.gif

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif
    --- ----http://andreui1.narod.ru/photo.gif

    
    В

     
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifБОГАТЫРСКАЯ
     http://content.foto.mail.ru/mail/dik-rvs/_myphoto/i-54.jpg
    СЛОБОДА -
    уникальный
    ПРОЕКТ ВЕКА
    кликнуть
    здесь

    НА 8-ом ПРАЗДНИКЕ
    БОГАТЫРСКАЯ СИЛУШКА
    кликнуть здесь
    июль 2012      





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0305.gif АРХИВ,
    но
    всем доступный!

    Архив сайта

    http://mdata.yandex.ru/i?path=b1228173944_img_id3699829861353547486.jpg&size=2
    Из моего архива
    в Ваш рюкзак

    http://img.yandex.net/i/narod/disk/fo-promo.png

    МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

    ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ


    О ДВУХ 
    СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ
    ...
    ... О ДОШКОЛЬНЫХ И 
    ШКОЛЬНЫХ
    "ПРИКОЛЬНЫХ"?
    Могучая сила перемены 
    деятельности

    ========================

    УРОКИ МОЕГО
    ПОЛУВЕКОВОГО
    ОПЫТА
    ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ 
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ ЭТО:

    1) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
    ЦЕНТР
    2) СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ
    17 наших учебных пособий 
    на компакт-дисках

    Учебные курсы и лекции
    Студенческие практики
    Дипломные работы
    
    3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
     ПЛОЩАДКА  
    Разновозрастной клуб
    "по месту жительства"
    117 праздников
    на открытых площадках
    Наши
    "Богатырские поляны"
    Наши игротеки
    -------------------
    Отзывы о нашей Станции
  • Пресса о нас
  • Педагогическая эпопея
  • Книга (скачать)
  • 4) КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
    ПУНКТ
  • ======================
  • Об общинности
    в менталитете
    русского народа
    =======================

    К Дню матери
    Кинозал
    ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ
    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
    Надо ли брать пример
    с таких матерей?
    два ролика
    Вход ЗДЕСЬ
    ======================
    - общественные 
    ====================== 
    Что мне 
    понравилось
    В КОНТАКТЕ
    Кликнуть
    ЗДЕСЬ
    или ЗДЕСЬ
    и увидеть

    >
    http://cs4582.vkontakte.ru/u67726496/114523956/s_e53d4dd1.jpg
    http://www.clker.com/cliparts/3/0/b/6/12401701921581394466boobaloo_Archive_Icon_2.svg.hi.png
    ВИДЕОРОЛИКИ,
    КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ

    "В КОНТАКТЕ"
    Кликнуть ЗДЕСЬ
    ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!
    ВАШИ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ ПРИСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: dik-rvs@mail.ru
    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    http://sokolovr.ru/administrator/index.php#