С.Т.Шацкий, А.С. Макаренко, И.П.Иванов
Эта РУБРИКА создана 18 мая 2010г.
Она дополнена 27 апреля (добавлен видеоклип "Слово при вручении...)
А.С.МАКАРЕНКО,
ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИК С.Т.ШАЦКИЙ
И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ И.П.ИВАНОВ
(сравнительный анализ жизни и
деятельности)
В октябре 2009г. Р.В.Соколову в Доме учёных наукограда Обнинск была вручена медаль С.Т.Шацкого. .
Наградила Общероссийская Малая Академия наук "ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО".
В своём слове при получении медали Р.В.Соколов сказал о том, что считает очень важным: С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и И.П.Иванов - звенья одной цепи.
ДЛЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОКЛИПА
НАЖАТЬ ЗДЕСЬ: Слово при вручении медали С.Т.Шацкого
___________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ СТРАНИЦЫ (ТЕКСТЫ):
- МЫСЛИ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЕВ С.Т.ШАЦКОГО (130лет), А.С.МАКАРЕНКО (120 лет) И И.П.ИВАНОВА (85 лет)
- ИНФОРМАЦИЯ ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
"ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ"



ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ТЕКСТЫ
Статья Р.В.
- МЫСЛИ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЕВ С.Т.ШАЦКОГО (130лет), А.С.МАКАРЕНКО (120 лет) И И.П.ИВАНОВА (85 лет)
ОПУБЛИКОВАНО: 84. Мысли по итогам юбилея С.Т.Шацкого и его последователей: А.С.Макаренко (120 лет) и И.П.Иванова (85 лет) // Социально-педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого (к 130-летию со дня рождения): Материалы научно-практической конференции, г. Москва, 23 октября 2008 г.\ под ред. Л.В.Мардахаева и А.К.Быкова. –М. Изд-во РГСУ, 2008г., с.31 - 39.
Чем дольше и дальше иду по пути изучения (около 40 лет), тем больше убеждаюсь, что деятельность С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, И.П.Иванова – проявление одного феномена,
И в том, что глубже понять значение каждого из них (для их времени и для времени нашего) можно лишь в сравнительном анализе их опыта, их мыслей и их неосуществлённых устремлений.
Что же это за феномен? И что общего у этих людей, имевших разное происхождение и разное образование?
Казалось бы - то, что они педагоги? Но, как раз это-то (через призму открывшихся фактов) вызывает самые серьёзные сомнения. Быть педагогом по должности и быть автором педагогических произведений можно и во-вторую, и в-третью очередь. К.Э.Циалковский тоже был учителем в женской гимназии…
История знает множество таких примеров и мой собственный пример (почти всегда «при педагогической должности», хотя по диплому культпросветработник, а по диссертации социолог и педагогическую свою «ипостась» никогда не считал в себе главной) всего-навсего лишнее тому подтверждение.
Кто же они в глубине собственной души, что они делали, как теперь принято говорить, «на самом деле»?
Уже давно (как я понимаю) - это их прогнозное социально-педагогическое проектирование (и моделирование).
Почему прогнозное? Им была присуще убеждение, что воспитание должно опережать жизнь в ее “наличном бытии”.
Для С. Т. Шацкого, который еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике мысль о том, что “новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа”' и что настоящее “воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности” (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, с. 148.). Мысль, привезенная А. У. Зеленко из Америки о том, что “дети являются работниками будущего” воспринималась, по его словам, как “учебно-воспитательное знамя” (Там же, с. 272).
И можно сказать, что это “знамя” С. Т.Шацкий со своими коллегами пронес через всю жизнь.
Моделированием чего занимались «подвижники соцвоса»? Многие годы считалось, что они занимались решением проблем коммунистического воспитания.
От этого они не отрекались, но их поиски оказывались так или иначе альтернативными тому, что называлось «коммунистическим воспитанием» официальными идеологами. Во всяком случае, у всех троих было очень много критиков среди тех, кого Макаренко называл «Олимпом». Взгляды Макаренко украинский НИИ педагогики назвал несоветскими. Н.К.Крупская жёстко выступила против него на съезде комсомола. А С.Т.Шацкого ей приходилось защищать в прессе от тех, кто считал вредными его взгляды. И.П.Иванов с огромным трудом защищал (в прямом смысле) свои кандидатскую и докторскую диссертации. Последнюю удалось опубликовать лишь малюсенькой брошюркой стоимостью 19 копеек… Правда, воспитанники их коллективов до глубокой старости утверждали, что в этих сообществах (колониях и коммунах) они «жили при коммунизме».
Может быть, их объединяло то, что они создавали то, что теперь называют «Педагогикой общей заботы»? Разумеется. Кто из них был против воспитания заботы о ближних, альтруизма, против того, что Макаренко называл «добрым поступком по секрету»?
Созидание «Педагогики радостной перспективы»? Конечно же! Вызвать к жизни у детей радость, а потом строить перспективы её развития умели все трое. И учили этому.
Отстаивание «Воспитательной педагогики»? И это тоже. Кто, как не эти «подвижники соцвоса» (термин А.С.Макаренко) боролись со сведением педагогики к дидактике, к «урокодательству»?
Созидание коллективных (организационных и других) средств приобщения к культуре подрастающего поколения? Разумеется.
Но вот что интересно. После 13 лет практической педагогической (и в то же время опытно-экспериментальной) работы (по созданию детских воспитательных коллективов), т.е. ещё в 1918 году С. Т. Шацкий не без основания писал, что “эта работа тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общественных взаимоотношений, которые далеко опередили условия нашей жизни...” (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 2, с. 54).
А позже “Общественные взаимоотношения”, которые имели место в воспитательных коллективах С. Т. Шацкого, оказались как бы прототипом тех, что позже проявились в воспитательных коллективах А. С. Макаренко, И. П.Иванова и многих других.
Моделированием каких именно общественных отношений, какого образа жизни они занимались?
Какой-нибудь образ жизни всегда есть в любом детском сообществе. «Подвижники соцвоса» создавали образ жизни общинножития. Ведь не случайно они называли свои коллективы коммунами. Но слово «коммуна» в наше время многих пугает и отпугивает от Шацкого, Макаренко, Иванова и их последователей. И с этим термином надо серьёзно разобраться.
Известный отечественный учёный начала ХХ века, член комиссии по плану ГОЭЛРО (электрификации России) и одновременно известный православный священнослужитель о. Павел Флоренский писал: «Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве - назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, - была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной» (3, с. 381).
В своих публикациях мы уже обращались к общинножитию наших предков (4, 132-136). Чуть-чут повторюсь.
Если попытаться найти страну и века, в которых общинные поселения (коммуны) были наиболее ярко выражены качественно, продолжительно и в сравнительно большом количестве, то это Россия, конец 14-го и начало 15-го веков. Имеется в виду «общежитие» (или «общинножитие»), возрождённое самым почитаемым (и до сих пор) в России святым Сергием Радонежским, «общинножие», продолженное двумя поколениями его учеников. Жизнедеятельность и пример около сотни общежительных («общинножитных») монастырских поселений на тогда ещё маленькой территории Древней Руси привели к серьёзному изменению менталитета целого народа - к появлению общинности в менталитете русского народа (2, 132-136).
В начале ХХ века было не мало попыток создания трудовых коммун (преимущественно сельскохозяйственных) монахами, просто православными мирянами и даже питерскими рабочими, переселявшимися в деревни.
Но в 20-30х гг. монастырские коммуны раскулачивали, прочие пытались превращать в светские артели и колхозы. Коммуны, созданные рабочими семьями, «нагружали» повинностью создавать колхозы, вовлекая насильственно коллективизируемых селян. Такие коммуны, конечно же, растворялись в среде саботажников и исчезали…
Созданные С.Т.Шацким и А.С.Макаренко коммуны были помимо их воли «реорганизованы» ещё при жизни создателей. А коммуны, созданные И.П.Ивановым рассыпались как бы сами собой, ибо их участникам стало непосильным ощущать неприятие любезного им образа жизни «окружающей действительностью». И тоже – при жизни их создателя…

В наше время мы наблюдаем удивительное явление возрождения интереса к наследию всех трёх наших «подвижников соцвоса». И что интересно, интерес этот не только со стороны историков и теоретиков воспитания, но и со стороны «рядовых школьных педагогов-практиков».
В Москве действует «Форпост культуры им. С.Т.Шацкого» (с 1971г.), «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого» (с 1986г.), в Санкт-Петербурге несколько лет работает «Школа им. С.Т.Шацкого» (НОУ). «Общероссийская малая академия наук» (детская) провела в октябре Форум, посвящённый С.Т.Шацкому, А РГСУ – научную конференцию…
Макаренковские конференции прошли в этом году в Полтаве, Белополье, Москве (на базе РГСУ ицелого ряда других ВУЗов), Егорьевске, Волгограде и многих других городах. Действует Международная макаренковская ассоциация (ММА), имеющая отделения в России, Украине, Италии, Америке… Ежегодно проводится Международный конкурс им. А.С.Макаренко (по организации производительного труда учащихся образовательными учреждениями)
Последователи И.П.Иванова, объединившиеся в ассоциацию «Педагогика социального творчества» каждые пять лет проводят в Санкт-Петербурге крупные многодневные Форумы (в последнем в ноябре этого года приняло участие около полутора тысяч человек из десятков населённых пунктов станы). Ежегодно проводятся слёты студенческих педагогических отрядов и школьных объединений, стремящихся «работать по Иванову». Так что в «коммунарском движении» в узком смысле (последователей И.П.Иванова) и в «коммунарском смысле» в широком смысле (последователей Шацкого, Макаренко и Иванова) можно констатировать некоторое возрождение.
Однако, все эти «ветви коммунарства» существуют почти независимо одна от другой и даже очень мало знают друг о друге. И совсем не знают о том, что существуют попытки создания трудовых коммун взрослыми (за рубежами нашей страны значительно более многочисленные), что в стране есть православные гимназии и кадетские корпуса, серьёзно заинтерсовавшиеся опытом А.С.Макаренко.
В этой связи представляется важным обозначить в данной статье то, что открыли Шацкие, и что следовало бы, на наш взгляд, назвать «Законом развития общинножития в детском сообществе С.Т. и В.Н.Шацких».
“…виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений — все к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей” (Шацкий С. Т.. Пед. соч, Т. 1, с. 298).
Но это происходит не в обычной школе, а в “детской трудовой колонии-общине” или, как ее еще называли “школе-колонии”, построенной как своего рода натуральное детское хозяйство, в котором “первобытные формы труда сменяются кустарными и затем технически высокими” (Там же) в последовательности, напоминающей смену форм труда в истории материальной культуры человечества. При этом “первичные детские организации случайного типа, быстро создающиеся и распадающиеся, приобретают все более длительные формы и обусловливают в дальнейшем параллельный рост социальных навыков. Грубые формы детского искусства сменяются более совершенными, вызывая к жизни творческие силы детей.
Развитие художественных запросов детей отражается на возникновении новых, интересных для них видов труда: дети строят планы и наполняются радостной тревогой осуществления. В конце концов выявляется идейная сторона детского общества, которая даст сильный толчок умственным, самостоятельным запросам” (Шацкий С. Т.. Пед. соч, Т. 1, , с. 298).
Прервем эту чрезвычайно важную цитату, чтобы обратить внимание: умственные запросы детей не предшествуют труду детей в его эволюции, описанной Шацкими, а являются следствием труда.
Не объясняет ли это факт удручающего отсутствия познавательных запросов у современных учащихся “нормальных” (нетрудовых) школ? Не потому ли А. С. Макаренко утверждал, что “только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической” (Макаренко А. С. Соч., т. 7, с. 402).
Может быть, надо соединять не обучение с трудом, как это пытались делать в “нормальных советских школах”, а труд с обучением, как это было у С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко?
Эта же самая повторяемость гораздо более отчётливо и полно просматривается в опыте А.С.Макаренко.
Думаю, что не случайно, знакомясь с рукописью моей работы 1983 года на эту тему, известный психолог, директор Института психологии В.В.Давыдов подчеркнул следующие формулировки, выделенные курсивом: «А.С.Макаренко нашёл способ организовать в педагогическом процессе ту самую повторяемость, о которой долгое время мечтали многие поборники генетической психологиии и которую никак не могли осуществить. Этим способом оказалось воспитание личности в коллективе и через коллектив, точнее воспитание (развитие) личности в развивающемся коллективе. Строго говоря, повторяемость филогенетического развития человечества повторяется не в онтогенетическом развитии индивида, а в онтогенетическом развитии коллектива… Стадии развития производительных сил и производственных отношений, пройденные человечеством…, повторял в своём развитии коллектив, а каждый воспитанник проходил эти стадии в своём развитии параллельно развитию коллектива».
Интересно, что и Макаренко утверждал, что школа — хозяйство “это не просто дорога к средствам существования” (Там же, т. 4, с. 520). и Шацкий, что “детский труд не является... средством научиться обслуживать себя, делать все самому для себя, поделать некоторые полезные предметы обихода, нужные для дома, для хозяйства, и не был материалом для умственной работы, ... а имел прежде роль, организующую нормальное детское сообщество” (С.Т.Шацкий, там же).
Позже появилась теория ведущих видов деятельности. Известный психолог Б.Г.Ананьев пишет, что «в 30-е годы «в советской психологии стало обшепринятым делить человеческую деятельность на три основные формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С.Л.Рубинштейна 1946. (Ананьев Б.Г. Психологические труды в 2-х т. Т. 2-й, М., 1980).
Книга была отмечена Сталинской премией. И из школы были изгнаны игра и труд. Заметим, что в те же годы из детского сада были изгнаны сказки и даже куклы. Игра исключалась из школы как ведущий вид деятельности, предшествующего «детсадовского возраста». «Что касается труда, - пишет Б.Г.Ананьев, - то он фактически исключался из факторов становления индивидуального сознания и формирования личности» (Там же, с. 19).
Считалось (и до сих пор эта парадигма господствует в отечественной психологии и педагогике!), что игра в детском саду готовит к учению в школе, а школьное учение готовит к труду после окончания школы. Но что такое учебная деятельность, если из неё изъяты «повторяемость» в труде и в игре?
Об этом хорошо сказано у Э.В.Ильенкова: «Не будучи в силах действительно усвоить определённые знания, т.е. индивидуально воспроизвести их, индивидуально повторить в кратком очерке историю их рождения, ребёнок вынужден их «зазубривать», «задалбливать» – бессмысленно заучивать. При такой педагогике и получается, что у него в ходе «усвоения знаний» формируется так называемая «произвольная память», но не формируется ум, мышление, способность суждения…та самая способность, которая когда-то все эти знания на свет произвела» (Ильенков Э.В.Учитесь мыслить смолоду –М., 1977.3, 47).
Учебная деятельность без «повторяемости» в труде и игре не просто очень тягостная и мучительная многолетняя пытка для детей. Это ещё и то, что тормозит развитие детей, приводит к тому, что педагог-новатор Б.П.Никитин назвал «необратимым угасанием способностей детей».
И как должны мы быть признательны мужеству Б.Г.Ананьева, который уже давно осмелился написать то, что развенчивает и до сих пор существующую парадигму: «оказалось, что не только учение должно быть более ранним…но и труд, в виде самообслуживания и простейших операций общественно-полезной деятельности должен иметь место в детском саду» (Там же, с. 20). Более того, Б.Г.Ананьев утверждал такое, что может привести в испуг многих современных педагогов: «только в процессе трудового обучения и выполнения посильного общественно полезного труда можно сформировать у детей готовность к труду» (там же). Заметим, что И.П.Иванов учился у Б.Г.Ананьева в Ленинградском университете. Мог ли он не знать об этих убеждениях Б.Г.Ананьева?
К каким «педагогическим плодам» и к какой «готовности трудиться» привели усердия педагогов, учившихся по «Основам общей психологии», и учившим по ним несколько поколений школьников страна увидела через полвека. Оказалось, что, чем успешнее учебная деятельность учащихся нашей современной школы, тем больше выпускники готовы… к продолжению учебной деятельности (в институте, аспирантуре, докторантуре…), а вовсе не к труду, тем более в «производственной сфере». Нужны ли для иллюстрации примеры?
А ведь в опыте С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко именено труд был главным системообразующим фактором развития и коллектива детей и их способностей, запросов. И вот в этом развитии “производительных сил”, производственных (и прочих) отношений в детском сообществе “наступают, наконец, моменты, когда замкнутый период детского общежития выходит за свои рамки, когда ему становится тесно и весь смысл своей дальнейшей жизни оно видит в общении с окружающим миром” (Шацкий С. Т.. Пед. соч, Т. 1, с. 298).
Вывод С. Т. Шацкого и его коллег о том, что в эволюции развивающегося детского сообщества (не обычной традиционной школы, а школы настоящей, в основе которой лежит детский труд) есть два периода, («замкнутый» и «открытый») имеет огромное значение.
Этот закон ярко проявился и в опыте А.С.Макаренко.
Доктор педагогических наук С.А.Невская (специализирующаяся в РАО на издании трудов Макаренко) на вечере, посвящённом С.Т.Шацкому в музее А.С.Макаренко согласилась, что этот текст мог бы быть эпиграфом к «Педагогической поэме» А.С.Макаренко. Его община (Колония им. А.М.Горького, превратившаяся в Коммуну им. Ф.Э.Дзержинскго) за 16 лет своей эволюции прошла путь от собирания желудей, огородничества, через животноводство и кустарные мастерские, до промкомбината с тремя заводами (электроинструмента, фотоаппаратуры, инструментального), с собственными школой, техникумом, рабфаком и пятью десятками кружков художественного и технического творчества. Включая зверинец диких зверей, планерную и конную секции, лучший в Харькове духовой оркестр.
А если мы внимательно посмотрим на полувековую эволюцию монастырской общины, созданной в 14-ом веке Сергием Радонежским, то мы без особого труда увидим, что закон, описанный Шацкими, применим и для понимания того, как нашему великому предку удалось превратить нищенствовавшее сообщество чуть ли не маргиналов в процветающую трудовую коммуну. Коммуну, сумевшую не только воспитать будущих основателей крупнейших монастырей (превратившихся в неприступные крепости на стратегически важных водных и сухопутных путях), но и повлиять на геополитику государства, на превращение его из бедной провинции Золотой Орды в независимое государство, а затем и в могущественную империю.
Таким образом, если опыт С.Т.Шацкого и других «подвижников соцвоса» рассматривать в историческом контексте столетия, то это явление лишь социально-педагогическое.
А если рассматривать в контексте тысячелетия (а общинножитие начинали вводить ещё в Древней Руси Антоний и Феодосий Киево-Печерские, то «подвижники соцвоса» 20-го века с их древними предшественниками могут рассматриваться современной культурологией не только как феномен прикладной культурологии, но и в аспекте культурной политики, коим рассмотрением мы и начали заниматься в Российском институте культурологии.
Итак, какова же роль «подвижников соцвоса» 20-го века в свете сказанного выше.
Во-первых они поставили задачу воспитания «будущих граждан». Во вступительной статье “Новая общественная работа” в книге “Дети — работники будущего”, изданной в 1908 г. с подзаголовком “Первая книга московского общества “Сетлемент”, соратник С.Т.Шацкого А. У. Зеленко пишет: “...работая с детьми, приготовляешь будущих граждан, работников и людей, которые, постепенно эволюционируя и превращаясь во взрослого человека, сумеют и воспользоваться реформами, введенными для них, и разумно изменить и проконтролировать их в случае необходимости” (Дети — работники будущего. – М., с. 17). А что дальше? А дальше “возбуждение среди населения инициативы в работе улучшения условий своей жизни” (Там же). Другими словами, социальное воспитание подрастающего поколения как путь к гражданскому обществу.
С.Т.Шацкий, следуя к этим целям, открыто провозглашённым в книге 1908 года, начал упорно исследовать пути создания детского сообщества, положив в основу созидание общинножития. И не как-нибудь, а прежде всего через «развие форм и видов труда».
А.С.Макаренко повторил, продолжил, продлил исследование в этом же направлении и подтвердил догадку Шацкого о возможности достижения в детско-юношеском трудовом коллективе «промышленно-развитых форм труда» (напомним, что С.Т.Шацкому так и не дали создать завод в колонии «Бодрая жизнь»). Макаренко удалось создание не только промышленно развитых для своего времени форм производства, а самых развитых форм, с организацией труда, по мнению многих исследователей, далеко опередившей сворё время. Соответственно, и остальных форм жизнедеятельности детского сообщества, которые Шацкие назвали «социальными инстинктами», «детским искусством», «познавательными запросами».
И.П.Иванов показал, что термин «забота» (у Макаренко «труд-забота») осмысленное как философская категория и «инструментованное» как педагогическая система, может быть использована для создания общинножития в условиях, когда определение трудовых (производственных) форм являются государственной монополией, а детский труд запрещён законом. Оказалось, что даже в узком прокрустовом ложе «общественно-полезной деятельности» учащихся возможно появление форм социальной жизни (с признаками жизнедеятельности), их развития в направлении общинножития и получения некоторых результатов, которые достигались при общинножитии наших предков.
Другими словами, «подвижники соцвоса» доказали что коммунистическое воспитание возможно и при начинающемся социализме и даже, в какой-то степени, при «развитом социализме».
Конечно, в сравнении с общинножитием макаренковских общностей 20-х – 30-х гг. общинножитие «коммунарских» объединений второй половины 20-го века и начала 21-го выглядит, зачастую, как пародия на общинножитие в опыте С.Т.Шацкого эпохи капитализма (1905-1917гг.) и, тем более как пародия на общинножитие сообществ Сергия Радонежского и его учеников эпохи феодализма. Но тем не менее, полагаем, следует признать, что это всё-же «звенья одной цепи» (термин И.П.Иванова).
Понимаем, что данное суждение может вызвать участников современного «коммунарского движения» чрезвычайно отрицательную реакцию. И чем меньше эти люди перешли от детского мифологического мышлению к научному, тем сильнее может быть накал эмоций.
В этой связи интересно отметить, что психологическое ощущение радости общинников явно прогрессирует (при переходе от феодализма к капитализму и далее). Как сказал бы поэт: «Радость прёт!». При том, что социальная значимость деятельности общин от эпохи к эпохе становится всё меньше и меньше… Что-то вроде обратно-пропорциональной зависимости. Всё это, конечно же, пока ещё не очевидно (особенно для педагогов).
Возможно ли возвращение к «настоящим» трудовым коммунам? По некоторым сведениям в мире тысячи попыток их создать. Есть такие и в России.
Но это всё требует чрезвычайно внимательного социологического изучения и серьзнейшего философского осмысления.
Литература
1. Шацкий С. Т. Там же, с. 298.
2. Макаренко А. С. Соч., т. 7, с. 402.
3. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский: Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.
4. Соколов Р.В. Этнокультурные истоки общинности в менталитете русского народа// Известия Академии педагогических и социальных наук, выпуск УШ, Москва-Воронеж, 2004, с. 132 - 136.
5. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду –М., 1977.
6. Соколов Р.В. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии// «Наследие А.С.Макаренко и современность» – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. - практ. конф. (10-12 марта 1993г.) / Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им.А.С.Макаренко.
6. Соколов Р.В. Интерес к наследию А.С.Макаренко в общественно-педагогическом движении // Народное образование, 2003, №5.
7. Соколов Р.В. Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского воспитания С.Т. Шацкий (1878-1934)А.С. Макаренко (1888-1939) //Народное образование, 2003, № 9, с. 135 – 143.
8. Соколов Р.В. К юбилею трёх «подвижников соцвоса» прошедшего века\\ Педагогическое образование и наука. Издание Международной академии наук педагогического образования. 2008, с. 22-25.
9. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные корни педагогического опыта А.С.Макаренко// Истоки педагогического мастерства. Сборник научных работ Полтавского государственного педагогического университета имени В.Г.Короленко. – Выпуск 4. – Полтава, 2008. – Серия «Педагогические науки». С. 64-71.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПО ЭТОЙ ЖЕ ТЕМЕ В ТОТ ЖЕ ГОД
Соколов Р.В. К юбилею трёх «подвижников соцвоса» прошедшего века (К 130-летию С.Т.Шацкого, 120-летию А.С.Макаренко и 85-летию И.П.Иванова). // Педагогическое образование и наука. –М, изд. Международной академии наук высшего образования, 2008, №4. С. 22 - 25.






ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ОБ ОБЩЕРОССИЙСКОМ ФОРУМЕ, НА КОТОРОМ Р.В.СОКОЛОВ
БЫЛ НАГРАЖДЁН МЕДАЛЬЮ С.Т.ШАЦКОГО
О




ИНФОРМАЦИЯ ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
"ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ"
![]()
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
"ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ"
С 19 по 22 октября 2009 года на базе отдыха "Бекасово" и в городе Обнинске состоялся очередной Всероссийский Форум "ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ".
В рамках Форума проходила VII Российская научно-практическая конференция "Образование: взгляд в будущее", посвященная С.Т. Шацкому,
Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных "Наука, инновации, молодёжь", а также были организованы семинары, мастер-классы, круглые столы, деловые игры.
Участниками форума были представители научных обществ учащихся и малых академий наук России; представители отделений Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего"; директора и заместители директоров общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средних специальных учебных заведений; представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; ученые Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО).
Основной инициатор и организатор Форума - Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего".
Организаторами Форума и поддерживающими организациями выступили также:
- Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука);
- Российская академия наук "Российская академия образования" (РАО);
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО);
- Федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи";
- Российский гуманитарный научный фонд и Правительство Калужской области (грант №08-06-59681 г/Ц);
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (химический факультет);
- Калужский научный Центр;
- Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь";
- Научно-педагогическое объединение "Воспитательная система";
- ФГУП ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я.Карпова";
- Некоммерческое партнерство – Центр развития образования, науки и культуры – "Обнинский полис";
- Научно-образовательный Центр "Росинтал".
В работе Форума приняли участие более 150 человек из 46 городов России.
География участников форума:
Азнакаево (Республика Татарстан), Великие Луки (Псковская область), Владивосток, Владикавказ, Дзержинск (Нижегородская область), Зеленогорск (Красноярский край), Златоуст (Челябинская область), Йошкар-Ола, Калуга, Кемерово, Кондопога (Республика Карелия), Копейск (Челябинская область), Кохма (Ивановская область), Краснодар, Краснотурьинск (Свердловская область), Кушнаренково (Республика Башкортостан), Майкоп (Республика Адыгея), Москва, Мурманск, Набережные Челны (Республика Татарстан), Надым (Ямало-ненецкий автономный округ), Нижневартовск (Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра), Новокузнецк (Кемеровская область), Новосибирск, Норильск (Красноярский край), Обнинск, Озерецкий (Московская область), Омск, Пермь, Псков, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саров (Нижегородская область), Соловьи (Псковская область), Старый Оскол (Белгородская область), Тарко-Сале (Ямало-ненецкий автономный округ), Удомля (Тверская область), Урай (Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра), Урмары (Республика Чувашия), Уфа, Ухта (Республика Коми), Частые (Пермский край), Челябинск, Черноголовка (Московская область), Ярославль.
Открыл Форум Ляшко Лев Юрьевич, кандидат педагогических наук, председатель Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего". Тема его выступления Образование: взгляд в будущее - основные задачи Форума и механизмы реализации пилотного проекта по привлечению школьников и молодёжи в науку".
Пленарное заседание Форума состоялось в Доме учёных г. Обнинска. Вели заседание Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна и Ляшко Лев Юрьевич.
С приветственным словом к участникам Форума выступили:
Шубин Николай Евгеньевич, глава Администрации города Обнинска;
Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;
Тарасова Наталья Владимировна, заместитель руководителя центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования, заведующая отделом технологизации общего среднего образования, кандидат педагогических наук, доцент;
Райфшнайдер Татьяна Юрьевна, заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи", кандидат психологических наук и научный сотрудник Центра - Барышева Александра Николаевна;
Воронин Олег Геннадьевич, председатель Совета молодых учёных химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
Сидоров Евгений Борисович, заместитель председателя Совета молодых учёных Калужской области.
На форум были приглашены ведущие учёные, которые на пленарных заседаниях выступили с обзором современных тенденций и проблем образования.
Тематика пленарных докладов
Сущность и особенности духовно-интеллектуального развития детей и молодежи в контексте реализации пилотного проекта по привлечению молодежи в науку (Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор).
Дидактическая модель работы учителей с одаренными детьми детьми (Пащенко Михаил Георгиевич, заместитель директора: Института педагогических исследований одаренности детей РАО, к. .ф.-м.н., г. Новосибирск).
Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Состояние системы образования и науки в стране. . (Устынюк Юрий Александрович, доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ).
Перспективы создания Всероссийской инфокоммуникационной образовательной среды одаренной молодежи ((Пиявский Семён Авраамович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики и вычислительной техники Самарской государственной архитектурно-строительной академии).
Программирование будущего (Лукша Павел Олегович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник института экономики РАН, исследователь Нордфордширдского университета Великобритании).
Познавательная компетентность юного исследователя и её развитие (Маленкова Людмила Ивановна, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук).
Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы и основа образовательных технологий (Федоровская Елена Олеговна, кандидат биологических наук, зав. кафедрой Среднерусского университета – гуманитарно-технологического института).
Воспитание как фактор социализации
личности ((Зарецкая Инесса Исааковна, доктор
педагогических
наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
Духовно-нравственные ценности и развитие учителя (Панченко Ольга Григорьевна, профессор АПКиППРО, кандидат философских наук).
Современные критерии ценности таланта (таланта (Романов Анатолий Семёнович, главный редактор журнала "Интеллект будущего", сопредседатель экспертного совета Всероссийской конференции "Юность, наука, культура").
Социоинженерный подход в развитии
педагогических
сообществ (Сергеев Дмитрий Викторович, руководитель Авторского агентства "Новые
социальные ![]()
педагогические
технологии"). и
Кино в школе (Смолко Ирина Аркадьевна, кинопродюсер, директор "Данаис Фильм").
С.Т. Шацкий, его коллеги и их последователи (
Соколов
Ричард Валентинович, директор Первой опытной станции им. С.Т. Шацкого, кандидат социологических наук, действительный член Академии
социальных
и
педагогических
наук).
На Форуме был дан старт Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых учёных "Наука, инновации, молодёжь", организованной химическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Некоммерческим партнёрством "Обнинский полис" при поддержке Роснауки в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.
В рамках этой конференции состоялась пленарная лекция Дебабова Владимира Георгиевича, члена-корреспондента РАН, академика РАСХН по теме "Современные тенденции развития исследований в бионанотехнологиях", выступления молодых учёных, работа круглых столов, проектных групп.
Не смогли активно принять участие в работе Форума ряд учёных, но их доклады были опубликованы в материалах Форума:
Духовные ценности и воспитание в современной России
Никандров Николай Дмитриевич, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;
Современные вызовы качеству образования в России
Левицкий Михаил Львович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО;
Творческое развитие как фактор социализации юных граждан
Евтушенко Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Федерального института развития образования, президент Научно-педагогического объединения "Воспитательная система";
Реализация деятельностного содержания образования средствами исследовательской, проектной деятельности и научно-технического творчества учащихся.
Леонтович Александр Владимирович, кандидат психологических наук, директор Московского Дома НТТМ, председатель Общероссийского движения творческих педагогов "Исследователь".
Содержательная работа продолжилась на пяти секциях:
СЕКЦИЯ № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ.
Руководители секции:
Пиявский Семён Авраамович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики и вычислительной техники Самарской государственной архитектурно-строительной академии.
Панченко Ольга Григорьевна, профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, кандидат философских наук.
Литвиненко Наталья Станиславовна, Обнинск, Государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ), к.п.н, доцент.
Смолянский Александр Сергеевич, к.хим.наук, зав. сектором ФГУП ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", доцент РХТУ им. Д.И.Менделеева.
СЕКЦИЯ № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Руководители секции:
Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.
Федоровская Елена Олеговна, к.б.н., зав. кафедрой Среднерусского гуманитарного университета, эксперт Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего".
СЕКЦИЯ № 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИДЕИ С.Т. ШАЦКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Руководители секции:
Зарецкая Инесса Исааковна, доктор
педагогических
наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
Шебуняев Анатолий Григорьевич, кандидат
педагогических
наук, доцент РГСУ.
Маленкова Людмила Ивановна, профессор МПГУ, кандидат
педагогических ![]()
Сергеев Дмитрий Викторович, руководитель Авторского агентства "Новые
социальные
и
педагогические
технологии". наук
Соколов
Ричард Валентинович, директор Первой опытной станции им. С.Т. Шацкого, кандидат социологических наук, действительный член Академии
социальных
и
педагогических
наук.
С целью повышения квалификации участников Форума были организованы специализированные семинары и мастер-классы:
- Школьное образование в постинформационном обществе
Ведущие мастер-класса:
П.О. Лукша, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник института экономики РАН, исследователь Хартфордширского университета Великобритании.
А.Б. Никитин, исследователь, специалист по Интернет-технологиям и новым медиа. - Методики и техники развития познавательной компетентности юного исследователя
Ведущая мастер-класса Л.И. Маленкова, профессор Московского педагогического государственного университета. - Как стать гением, или технология развития творческой личности
Ведущая мастер-класса С.Г. Коновалова, ст. преподаватель кафедры информатики и математики СУГТИ. - Коммуникативно-ориентированная среда как средство развития учащихся.
Ведущая семинара Е.О. Федоровская, к.б.н., зав. кафедрой СУГТИ. - Образное программирование будущего для школьного образования
Ведущие мастер-класса П.О.Лукша, И.А.Смолко. - Методы развития креативного мышления
Ведущая семинара Т.В. Ляшко, заместитель председателя Малой академии наук "Интеллект будущего". - . Проблемы инновационного менеджмента в современных нанотехнологиях.
Ведущий А.С. Смолянский зав. сектором НИФХИ им. Л.Я. Карпова. - С.Т. Шацкий, его коллеги и их последователи.
Ведущий
Соколов
Р
.В., канд. социологических наук, действит. член Академии
социальных
и
педагогических наук. - . Семинар-тренинг "Перспективы развития идентификации педагога в контексте ноэтических наук".
Ведущий П.Евдокимов, автор программы "Формирование таланта". - С.Т. Шацкий, его коллеги и их последователи.
Ведущий Д.В. Сергеев, руководитель Авторского агентства "Новые социальные и педагогические технологии".
Кроме этого в рамках Форума состоялось открытое заседание Центрального совета МАН "Интеллект будущего", встреча с главным редактором журнала "Интеллект будущего" Анатолием Семёновичем Романовым, деловая игра "Стратегия развития научных обществ учащихся, малых академий наук".
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ФОРУМА
Участники поддержали предложения по совершенствованию содержания образования, которые были высказаны на этом и предыдущем форуме.
При разработке концепций, программ необходимо учитывать современные тенденции в образовании: "модульное" обучение; непрерывное обучение в течение жизни; он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: (виртуальная среда обучения - виртуальные доски, классы, экспонаты; виртуальные группы учеников, "распределенные" школы).
Формировать динамические компетенции (способность создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы реагировать на быстрые изменения среды).
При разработке содержания образования современной школы учитывать необходимость развития базовых навыков ("навыков будущего"): умений работать с большими объемами информации, коммуникативных навыков, креативности, способности переобучаться.
Основные базовые навыки человека 2025 года, которые необходимо развивать уже сегодня:
- Умение работать с большими объемами информации (система "человек – пул знаний"): навык формирования запроса поисковым системам (‘googling’); навык построения "ментальных карт" (mindmapping); навык распознавания паттернов.
- Коммуникативные навыки (95% работы будут связаны с коммуникацией с другими людьми): структурированная "экологическая" коммуникация, ведущая к позитивным изменениям (Г.Бейтсон); навыки использования невербальной коммуникации (70-80% информации в повседневном общении).
- Креативность - управляемая индивидуальная креативность (методы Disney’s, ТРИЗ); методы творческих групп: "фабрики мысли", "знаньевые реакторы".
- Способность к переобучению: развитие способностей "учиться учиться" - предпосылка непрерывного обучения в течение жизни в логике образовательного процесса (вместо "завершения образования").
Учитывать при проектировании процесса обучения, что выпускник XXI века должен уметь: работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, критически мыслить, искать пути решения проблем, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Внести следующие изменения в школьных программах: "Сквозное" развитие "навыков будущего" в процессе школьного образования (с 1 по 11 классы); изменение акцентов обучения, методик подачи материала, форматов вовлечения учеников, методов оценки успеваемости; изменение баланса с "предметных" на "навыковые" курсы (математика, литература, логика, программирование …); увеличение доли заданий, требующих самостоятельной работы с материалом и креативности; раннее обучение компьютерной грамотности, активное использование Интернета и программирования в школьном обучении.
Ближайшие возможные действия по изменению содержания образования: изучение и внедрение методик развития "навыков будущего" педагогами-новаторами; формирование сети единомышленников, обсуждающих пилотные проекты (с учётом активного использования среды Интернет); формирование предпосылок для создания образовательного стандарта.
Участники Форума отмечают, что предложения, высказанные на предыдущем форуме, нашли отражение в решениях и рекомендациях выездного заседания комитетов Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям и образованию (см. Совершенствование законодательной базы кадрового обеспечения российской науки и наукоёмкого производства с учетом опыта наукограда Обнинска. Материалы выездного заседания комитетов Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям и образованию в городе Обнинске 8 декабря 2008 года. – М.: Издание Государственной Думы, 2009. – 96 с.).
Например, участники выездного заседания комитетов Госдумы отметили наличие прогрессивных подходов к решению кадровой проблемы на предприятиях и в вузах Российской Федерации, накопленных в течение последних лет в результате совместной деятельности ОДОО "МАН "Интеллект будущего"" и МГУ им. М.В. Ломоносова, ГОУ ВПО "РХТУ им. Д.И. Менделеева", ФГУП "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", а также ИМСЭН – ИФХ ГОУ ВПО "РХТУ им. Д.И. Менделеева" и ФГУП "ПО "Радон"", ФГУП "ПО "Маяк"", ГОУ ВПО "МАТИ" - РГТУ им. К.Э. Циолковского и предприятиями космической отрасли наукограда Королев, ОИАТЭ и предприятиями Научно-производственного комплекса наукограда Обнинск (ГНЦ РФ-ФЭИ, ОНПП "Технология", НПО "Тайфун" и др.).
Участники выездного заседания комитетов Госдумы отметили также следующие проблемы в сфере подготовки и формирования кадрового потенциала науки, образования и высоких технологий:
- отток из научных организаций и вузов молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов, сопровождаемый старением и выбытием по возрасту из сферы науки и высоких технологий опытных научных кадров, обусловливающий значительное снижение эффективности научных исследований, угрожающий потерей преемственности между поколениями российских ученых, утратой интеллектуальной и технологической независимости страны, падением ее обороноспособности и статуса;
- пассивная позиция российского бизнес-сообщества, кадровая политика которого до сих пор носит экстенсивный характер и не направлена на вложения в сферу образования для подготовки нового поколения высококвалифицированных специалистов;
- отсутствие эффективно действующей федеральной системы поиска, отбора, подготовки молодых научных кадров в научных организациях и вузах;
- отсутствие действенных мер в области закрепления молодых научных кадров в научных организациях и вузах.
Участники выездного заседания комитетов Госдумы отметили, что подготовка и формирование кадрового потенциала науки, образования и наукоемкого производства, закрепление молодых научных кадров в этих сферах – относятся к числу наиболее важных задач, поэтому со стороны депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации требуют поддержки следующие меры:
- создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение обучения в школе, ВУЗе, их трудоустройство в высокотехнологические предприятия, научные организации и образовательные учреждения;
- развитие и поддержка системы дополнительного образования;
- поддержка деятельности общественных объединений в науке и образовании (прежде всего, молодежных общественных академий наук и научных обществ учащихся);
- создание нормативной базы для поступления юных исследователей, уже проявивших себя в научной деятельности, в высшие учебные заведения вне конкурса;
- привлечение талантливой российской молодежи к исследованиям;
- грантовая поддержка молодых исследователей;
- формирование научно-образовательных комплексов (кластеров) для решения кадрово-возрастной проблемы в сфере науки, образования и высоких технологий.
Участники выездного заседания комитетов Государственной Думы рекомендовали, в частности:
Министерству образования и науки Российской Федерации и иным заинтересованным ведомствам:
- совершенствовать систему приема в вузы, обеспечивающую поступление талантливых детей на обучение по программам высшего профессионального образования и приток молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку;
- поставить вопрос о создании общенационального канала "Образование" на государственном телевидении с полным запрещением на нем коммерческой рекламы;
- совершенствовать систему олимпиад, конкурсов исследовательских работ, конференций, специализированных школ и т.д. для выявления талантливых школьников; оказать дополнительную поддержку системе предметных олимпиад и конкурсов исследовательских работ всех уровней в стране, выделить дополнительные средства для более широкого вовлечения школьников в такие конкурсы, развернуть их пропаганду через СМИ;
- создать общедоступный через Интернет Федеральный реестр творческих успехов молодых исследователей с рубрикацией по отраслям науки и техники, субъектам Федерации, возрастам и учебным заведениям, с включением в Федеральный реестр научно-исследовательских и инженерных работ, выполненных старшими школьниками, студентами и молодыми специалистами и представленных ими на всероссийские конференции, и открытые конкурсы исследовательских работ студентов вузов или на сертифицированную региональную конференцию-конкурс;
- развернуть новые и дополнительно профинансировать существующие программы по бесплатному дистанционному обучению, созданию необходимой материальной базы в образовательных учреждениях всех уровней, видеоматериалов и других средств.
Участники выездного заседания комитетов Государственной Думы рекомендовали Министерству образованию и науки Российской Федерации, Федеральному институту развития образования, Российской академии образования на основе опыта деятельности Общероссийской детской общественной организации "Общественной Малой академии наук "Интеллект будущего" совместно с заинтересованными организациями реализовать пилотный проект по системе привлечения молодёжи в науку начиная со школьных лет.
По итогам предыдущего Форума и решений выездного заседания комитетов Госдумы по науке и наукоёмким технологиям и образованию Государственная академия наук "Российская академия образования" и Общероссийская детская общественная организация "Общественная Малая академия наук "Интеллект будущего" заключили Договор о совместной деятельности по реализации Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России".
Стороны договорились о сотрудничестве в реализации Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" (далее Программы).
В частности, стороны обязались на основе опыта деятельности ОДОО "МАН "Интеллект будущего" и с участием заинтересованных учреждений РАО разработать и реализовать Пилотный проект по формированию системы привлечения молодёжи в науку, начиная со школьных лет; разработать систему привлечения школьников к исследовательской деятельности, которая предполагает школьные курсы "Введение в науку", организацию научных обществ учащихся и Малых академий наук в регионах России.
МАН "Интеллект будущего" возложила на себя обеспечение опытно-экспериментальной базы исследований учреждений РАО на основе региональных отделений МАН России; проведение всероссийских конкурсов по выявлению и поддержке талантливой молодежи в рамках Программы; проведение научно-методических семинаров, курсов повышения квалификации для организаторов научной и творческой работы обучающихся, специалистов системы образования, в т.ч. ежегодных Всероссийских педагогических Форумов: "Развитие системы привлечения молодёжи и школьников в науку", "Образование: взгляд в будущее"; проведение ежегодного общероссийского конкурса педагогов "Образование: взгляд в будущее".
Российская академия образования приняла на себя обязательства осуществлять теоретико-методологическое сопровождение Программы в рамках тематического плана фундаментальных исследований РАО; создать рабочую научно-исследовательскую группу ученых РАО для сопровождения Программы и включить членов группы в состав Президиума Научно-экспертного Совета МАН "Интеллект будущего"; содействовать разработке концептуальных положений Пилотного проекта по формированию системы привлечения молодёжи в науку; предоставить разработанную дидактическую модель работы учителей с одаренными детьми; предоставить разработку теоретических оснований психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения одаренных детей; предоставить психологический инструментарий исследования творческих способностей и одаренности детей; обеспечить теоретико-методологический базис изучения детской общности как объекта и субъекта воспитания; оказывать информационную поддержку деятельности Малой академии наук "Интеллект будущего"; учредить ежегодное поощрение - награждение грамотами и дипломами РАО учащихся и молодых ученых из числа победителей всероссийских конкурсов Программы, а также педагогов, научных работников и специалистов системы образования, внесших значительный вклад в развитие педагогической науки и практики в области развития исследовательской деятельности детей и молодежи.
В настоящее время идёт активная работа по реализации договора.
На форуме предложено образовательным учреждениям России включится в Пилотный проект, выбрав один из вариантов участия.
- Участник пилотного проекта.
Учреждение является участником конкурсов Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России". - Базовое учреждение – учреждение, которое по заданию дирекции пилотного проекта проводит анкетирование участников, занимающихся исследовательской деятельностью, получает рекомендации, высказывает своё мнение по содержанию пилотного проекта, выдвигает свои предложения.
- Опорное учреждение.
Участвует в пилотном проекте как учреждение-модель по привлечению учащихся к исследовательской деятельности, участвует в проверке эффективности данной модели, вырабатывает наиболее эффективный вариант данной модели, разрабатывает рекомендации.
(варианты моделей: привлечение учащихся к исследовательской деятельности в условиях городской школы; сельской школы; учреждения дополнительного образования в городе/селе, в условиях интеграции общего и дополнительного образования, в условиях города с высоким научно-техническим потенциалом, в научном обществе учащихся, Малой академии наук и т.д.).
Возможны варианты моделей технологий привлечения к исследовательской деятельности учащихся по различным предметам и т.д. - Инновационное учреждение.
Обобщает свой уникальный инновационный опыт работы по привлечению молодёжи в науку, который рекомендуется и распространяется среди образовательных учреждений всех регионов России. - Экспериментальная площадка.
Образовательное учреждение на своей базе проводит научно-педагогический эксперимент (должна быть сформулирована тема эксперимента, определены методы исследования, составлен план научно-экспериментальной работы и т.д.).
Участники Форума на пленарных и секционных заседаниях, по итогам работы проектных творческих групп предложили следующие меры для развития образования и науки в России:
- Необходимо принять государственные программы разработки методов обучения в постинформационном обществе, создания прототипов новой обучающей среды; государственно-частные программы разработки он-лайн курсов, сертификационных систем и пр.
- Объявить гранты на создание и распространение инновационных программ обучения в частном и дополнительном образовании.
- Реализовать программы международного обмена опытом, особенно – обучения иностранных учителей передовому российскому опыту.
- В течение ближайших двух лет необходимо удвоить расходы госбюджета на науку и образование, и принять особую программу антикоррупционных мер, которые обеспечили бы доведение средств до получателей – образовательных учреждений всех уровней всех 100% адресуемых им средств.
- Целесообразно сохранить и развивать ЕГЭ лишь как способ мониторинга качества школьного образования в стране, учитывать при зачислении в студенты его результаты с равным весом с результатами двух - трех экзаменов абитуриента по профилирующим дисциплинам вузов, а также учитывать портфолио школьника (достижения на конкурсах, конференциях, олимпиадах).
- Поднять статус победителей конкурсов исследовательских работ до уровня не ниже победителей предметных олимпиад, уровнять их в праве льготного поступления в вузы. Опыт вузовского образования свидетельствует о том, что эта категория учащихся более перспективна, чем олимпиадники. Необходимо внести поправки в Законодательство о науке и образовании РФ в части поддержки талантливых детей и молодежи – победителей всероссийских и международных конкурсов исследовательских работ.
- В школах и органах управлении образования ввести статью расходов "Для развития талантливых учителей и учащихся", по которой будут направляться для участия детей и учителей в конкурсах, конференциях, форумах, на повышение квалификации.
- Включить в национальный приоритетный проект "Образование" учреждения дополнительного образования: конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений должен предусматривать и участие учреждений дополнительного образования, а денежное поощрение необходимо выплачивать не только лучшим учителям общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, но и педагогам дополнительного образования.
- Оказать материальную поддержку Малым академиям наук и научным обществам учащихся на местах, учитывая, что эти формы дополнительного образования эффективны при решении задач привлечения школьников и молодёжи в науку.
- В 2009 – 2010 г.г. нужно ввести в государственных вузах страны должности профессоров-консультантов и преподавателей-консультантов для всех профессоров и преподавателей, достигших 65 лет, с правами и содержанием обычных профессоров и преподавателей. Освободившиеся штатные должности разрешить занимать по конкурсу квалифицированным специалистам не старше 35 лет (для преподавателей) и 40 лет (для профессоров).
- Следует разработать общенациональную программу дошкольного воспитания и образования, направленную на обеспечение в течение ближайших лет всех детей дошкольного возраста (по желанию родителей) высококачественным бесплатным обслуживанием в яслях и детских садах.
- 12. Необходимо организовать в средних школах силами школьных психологов программу тестирования с целью выявления способностей каждого учащегося в возрасте 10 – 11 лет и выдачи рекомендаций родителям по оптимальным направлениям профессиональной ориентации ребенка.
Форум рекомендует:
- Считать целесообразным проведение ежегодных Всероссийских форумов учёных и педагогов "Образование: взгляд в будущее".
- Для расширения сообщества учащихся, педагогов и ученых с целью сохранения и развития научного потенциала страны активно привлекать учащихся и педагогов образовательных учреждений России к вступлению в научные общества и малые академии наук. Делегировать МАН "Интеллект будущего" полномочия для составления Общероссийского реестра научных обществ учащихся и малых академий наук.
- Победителей Всероссийский конференций (конкурсов) "Юность, наука, культура", "Научный потенциал-XXI" по статусу и возможностям поступлению в вузы приравнять к победителям предметных олимпиад.
- Организовать семинар для руководителей региональных отделений МАН "Интеллект будущего" по вопросам деятельности некоммерческих организаций.
- Организовать в 2009/2010 учебном году школу актива МАН "Интеллект будущего".
- МАН "Интеллект будущего", организациям-участникам Форума постоянно осуществлять научно-методическое, научно-организационное и техническое обеспечение мероприятий по привлечению и отбору лучших представителей учащихся России и стран-членов СНГ к научной деятельности, активно привлекать школьников и студентов к участию в Национальной образовательной программе "Интеллектуально-творческий потенциал России".
- Рекомендовать образовательным учреждениям России организовать подписку на журналы "Интеллект будущего", "Исследовательская работа школьников", "Исследователь", "Дополнительное образование и воспитание" для создания единого методического и образовательного пространства для всех, кто занимается научными исследованиями, творчеством. Постоянно публиковать в нём материалы о деятельности НОУ в регионах России.
- Опубликовать информацию об итогах Форума в средствах массовой информации. Отразить результаты Форума в специальном разделе сайта МАН "Интеллект будущего".
По вопросу создания единой инфокоммуникационной образовательной среды одаренной молодежи в сфере науки и техники участники Форума приняли специальное решение и обращение (прилагается).
Свои предложения, заявки на участие в пилотном проекте по привлечению школьников и молодёжи в науку направляйте в Оргкомитет Форума:
Почтовый адрес: 249035, г. Обнинск, а/я 5103. Ляшко Льву Юрьевичу.
Телефоны/факсы: (48439) 6-64-07; 9-72-94; 9-72-95
E-mail:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Сайт в Интернете: http://www.future4you.ru;
Адреса офисов организации:
Президиум МАН "Интеллект будущего": г. Обнинск, проспект Ленина, 129. Дом Учёных. Офис 311.
Секретариат: г. Обнинск, ул. Калужская, д. 4.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Соколов Р.В.
Народное образование, 2003г.
|
|
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (15.06.10 21:36)
























С.Т. Шацкий (1878–1934)






































































