Концепция системы социального воспитания
Эта рубрика создана 10 декабря 2011 года
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для обсуждения на Консультативном совете 11.11.94г.
Р.В. и Н.В. Соколовы
К О Н Ц Е П Ц И Я
СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЯ
В Г.МОСКВЕ НА 1994 - 2000 годы
Введение
Данная концепция состоит из 2 частей.
В первой части дается КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о том, чем по своей сути является, может и должно быть общественное воспитание (далее мы его будем называть социальным воспитанием), в чем его специфическое отличие от обучения в системе образовательных учреждений, в чем отличие системы социального воспитания от системы народного просвещения (называемой теперь в России системой образования"),почему общество (государство) не может ограничиться системой образованияи объективно нуждается в системе социального воспитания.
Во второй части даются ПРЕДЛОЖЕНИЯ, вытекающие из концептуальных представлений о "сущем" и "должном" относительно возможных путей решения проблем, изложенных в первой части.
Эти предложения прежде всего касаются проблем систематизации совершенствования в качестве целостной системы) реально существующих разнообразных социальных институтов социального воспитания.
При этом имеется в виду не "унификация"
специфических особенностей и отличительных признаков различных формирований, а их объединение с полным сохранением качественных особенностей и "суверенитета" в вопросах содержания деятельности, методики работы, организационного строе-
ния, форм жизнедеятельности, способов внутреннего самоуправления и т.д.
Предложения нацелены прежде всего на решение проблемы обеспечения государственной поддержки и финансовой помощи всем субъектам социального воспитания.
Эти предложения являются лишь "первой очередью" возможного "пакета предложений", которые могут быть нами изложены дополнительно в форме специальной программы, если данная концепция найдет соответствующую поддержку.
Система социального воспитания должна представлять собой некоторую целостность, в которой "основное место", "ведущая роль" отводится различным формированиям населения по месту жительства (детским, подростковым, молодежным, родительским, разновозрастным) которые, как нам представляется, могут стать организационной основой более широкой по своему составу системы социального воспитания.
- 2 -
1 ЧАСТЬ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ
И СПЕЦИФИКЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Для начала определим основные понятия:
"Социальное воспитание" и "Система социального воспитания".
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Любая педагогика, в том числе воспитание как ее компонент, социальна ( в широком смысле), поскольку осуществляется в обществе.
Но появилась потребность в том, чтобы назвать определенную область педагогики социальной (в узком смысле).
Прежде всего, потому, что она реализуется в социуме", т.е. "по месту жительства" детей и подростков, а не в школе. Но кроме того, и это самое главное, - именно здесь осуществляется социальное воспитание как действительно общественное.
Оно здесь осуществляется обществом и как государством, и как "общественностью" (т.е. - самим населением) в порядке "самопомощи", волонтерства" (как говорят на Западе), в порядке инициативы и " педагогической самодеятельности" населения (как это понимается с позиций прикладной культурологии).
Важной целью социальной педагогики является включение детей в общественные отношения.
Для социализации детей и их нравственного воспитания требуется личный опыт.
Место и жительства - "полигон" деятельности молодежи.
На этом полигоне формируется гражданственность.
Для общества всегда было важно воспитать каждого подрастающего человека хорошим семьянином, тружеником и гражданином.
Социальное воспитание возникло значительно раньше школьного, своими корнями оно уходит в народную педагогику, в семейное воспитание, в воспитание общинное.
Оно осуществляется в общении и совместной деятельности с родителями, соседями и
другими взрослыми , со сверстниками, старшими и даже младшими.
Возникновение церковных, а затем и государственных школ и постепенное вовлечение детей во всеобщее обязательное образование не ликвидировало социального воспитания, а лишь дополнило его еще одной "сферой социализации".
Все попытки заменить школой социальное воспитание и сделать ее единственной сферой социализации не увенчались успехом.
Школы не удалось сделать даже центрами воспитательной работы "своих микрорайонов".
И это не потому, что исполнители оказались плохими.
Школа как социальный институт создавалась и складывалась в средневековье и она в принципе создавалась как институт адаптирования подрастающего человека к наличному общественному бытию.
Именно так понималось образование человека.
Но это было весьма одностороннее образование.
Это было ОБУЧЕНИЕ, а школа была местом, где человек получал ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, т.е. - ОБУЧЕННОСТЬ.
Но человеку для того, чтобы стать полноценным тружеником, семьянином и гражданином нужна еще и ВОСПИТАННОСТЬ (жизненный опыт, ценностные ориентации, интересы, культурные запросы, положительные черты характера, идеалы и убеждения, жизненные цели и планы).
Кроме того у человека есть потребность реализовать себя в объективном мире, потребность что-то в нем улучшить,т.е. - ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Учебная практика не может дать всего этого.
Нужна еще ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА.
А для того, чтобы обеспечить жизненную практику нужны совершенно другие, нежели традиционная школа, социальные институты.
Нужны другие отношения между педагогами и воспитанниками, а значит - другие педагоги и другая система их подготовки.
Жизненная практика невозможна без САМОРЕАЛИЗАЦИИ детей и подростков в самых разных ВИДАХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (художественной, технической, прикладной и социальной).
Для такой самореализации необходимы ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ.
Эти условия коренным образом отличаются от условий которые применяются в практике школьного обучения.
Это объективная закономерность, обусловившая появление во всех цивилизованных странах организуемых взрослыми внешкольных формирований детей и подростков.
Это самые разные формирования как "самих детей" (например, организации скаутов, пионеров)и учреждения "для детей" (внешкольные учреждения "дополнительного образования", организованные как "по линии" системы образования и им финансируемые, так и различными "ведомствами", общественными организациями, церковью, частными лицами.
Это различные "сетлементы", детские и подростковые профильные и многопрофильные клубы, Детские Дома культуры, детские железные дороги, пароходства, хозяйства, разного рода "станции"(юных техников, натуралистов, туристов и т.д.), детские театры, кинотеатры, многопрофильные форпосты коллективного освоения культуры, детские лагеря и т.п.
В них взрослые не учителя-менторы, не начальники над детьми, и, тем более, не государственные "надзиратели" или "инспектора по делам несовершеннолетних", а, скорее, НАСТАВНИКИ, ИНСТРУКТОРЫ, ТРЕНЕРЫ, СТАРШИЕ ДРУЗЬЯ (как в клубах юных коммунаров) и даже СТАРШИЕ ТОВАРИЩИ (как это было в клубе С.Т.Шацкого).
В них дети приходят, как правило, добровольно.
Здесь они не пассивные учащиеся", обязанные как рабы беспрекословно выполнять задания учителя или как крепостные выполнять учебную "повинность" по закону о "всеобуче".
Здесь они младшие друзья взрослых.
Они вместе со старшими занимаются общим делом - ОСВОЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ (культуры как КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ и культуры как КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ).
Осваивают культуру АКТИВНО (в различных видах творчества).
Пытаясь УЛУЧШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, они улучшают и самих себя.
Здесь, в жизненной практике они учатся "жить на пользу и радость людям" (И.П.Иванов).
Здесь социальная педагогика становится "ПЕДАГОГИКОЙ ЖИЗНИ" (Л.Г.Борисова, Т.Ф.Акбашев).
В этой педагогику дети не только друзья взрослых, но и СОТРУДНИКИ, СОТВОРЦЫ, СОГРАЖДАНЕ, СОРАТНИКИ.
Поэтому педагогику эту часто называют ПЕДАГОГИКОЙ СОТРУДНИЧЕСТВА, а отношения взрослых и детей в ней - ОТНОШЕНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ПОКОЛЕНИЙ (И.П.Иванов).
Здесь воспитание осуществляется в ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Не "воспитательные мероприятия" (как принятие мер)взрослых по отношению к детям, а коллективные творческие дела младших и старших (игровые, познавательные, трудовые, спортивные и т.д.).
Именно ДЕЛА, ведь через них реализуется
ЗАБОТА об улучшении жизни.
Эти дела планируются, выполняются и оцениваются коллективом, т.е. и младшими и старшими.
Настоящий клуб по месту жительства это не здание с директором и исполнителями (взрослыми и детьми), а самоорганизующийся и самоуправляющийся разновозрастный и многопрофильный коллектив. Конечно, не сразу он становится таким (иногда
для этого требуется несколько лет), но без такого развития воспитательного коллектива невозможно воспитать у воспитанников потребность в саморегуляции и самоорганизации.
А в таком коллективе легко культивируются традиционные для отечественной педагогики коллективизм, патриотизм, интернационализм, личная инициатива, прагматизм и вместе с тем высокая духовность.
Отечественное общественно-педагогическое движение 20 века имеет много ценного опыта в области социальной педагогики по месту жительства. Каждое десятилетие внесло в "копилку" социальной педагогики много ценных подходов, идей, приемов
организации воспитательной работы, форм и методов освоения культуры.
Социальные педагоги, наиболее озабоченные проблемой становления общественного сознания индивида пришли к выводу, что это его сознание проходит несколько стадий формирования, которые условно можно назвать: "кустарной", "артельной", ин-
- 5 -
дустриальной" и "постиндустриальной".
Они убеждены, что по месту жительства должны быть созданы условия, чтобы подрастающий человек последовательно и без принуждения) мог восходить по этим стадиям как по ступенькам (К.Ф.Леонтович).
За последние 20 с лишним лет появилась целая "сеть" различных формирований детей и подростков по месту жительства.
Их организаторами стали педагоги-организаторы учреждений жилищного хозяйства, руководители профсоюзных и ведомственных клубных учреждений. Многие из этих клубов, существующие по15, 20 и более лет стали настоящими очагами культуры, с
большими и высоразвитыми воспитательными коллективами, большими помещениями, спортивными и игровыми площадками, хорошим оборудованием.
На их базе созданы экспериментальные площадки и консультационно-методические центры.
Социальные педагоги США, Англии, Германии и многих других стран дают этим воспитательным формированиям очень высокую оценку.
Многие другие формирования имеют потенциальную возможность стать такими же.
Отечественная социальная педагогика разработала и апробировала в воспитательной работе по месту жительства целую шкалу специалистов: кружковод, клубовод, педагог-организатор, социальный организатор. Разработаны уникальные пособия по
привлечению населения к воспитательной работе по месту жительства (Р.В.Соколов и др.), созданы экспериментальные площадки и консультационно-методические центры.
Но события последнего времени, связанные с новой экономической реформой, привели к ликвидации прежних условий поддержки и финансирования этих формирований.
Многие педагоги-организаторы вынуждены были уйти, помещения многих клубов заняли коммерческие структуры.
Принимаемые Распоряжения и Постановления по защите этих клубов носят бессистемный характер, они либо опаздывают, либо вовсе не выполняются, либо выполняются частично.
Их анализ показывает, что новая администрация не имеет четких кон-
цептуальных представлений о нужности социального воспитания, о его специфике, о том, как его обеспечить в современных условиях.
То, что представляют собой сохранившиеся В Москве клубы и другие формирования детей, молодежи и родителей по местужительства в настоящее время назвать системой можно лишь с большими оговорками. Кроме того, что это система ЧАСТИЧНАЯ
(Ю.П.Сокольников), т.е. она охватывает сферы социализации детей лишь частично (воспитание семейное и школьное вне этой системы), ее структурные единицы меду собой плохо организованы.
\ъОтсутствует межклубная кооперация, взаимопомощь.
- 6 -
В Москве только начинает действовать ассоциация детских и молодежных клубов, которая только начинает организовывать сотрудничество клубных формирований и продумывать вопросы их координации с другими социальными институтами государства и общества.
Создание этой ассоциации - безусловно системообразующий фактор, но процесс создания системы социального воспитания в Москве еще в зачаточном состоянии и ее дальнейшая судьба не может не вызывать серьезных опасений.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - понятие собирательное.
Оно отражает сложное явление социальной действительности, включающее не только сложившиеся исторически и бытующие в современном опыте формы внешкольной социализации подрастающего поколения и прежде всего СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, но и "бытие идеальное" (представленное пока лишь в формах "идеаль-
ных моделей") т.е. существующее пока лишь потенциально как возможность.
Система социального воспитания (далее в тексте - ССВ) может быть рассмотрена и спроектирована:
а) как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ;
б) как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ воспитателей и воспитанников;
в) как ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА;
г) как ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.
Выше мы рассмотрели ССВ в первых двух аспектах. Рассмотрим и в остальных.
Система ССВ как ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Прежде всего это структура, объединяющая два РАЗНОРОДНЫХ ПО СВОЕМУ СТАТУСУ КОМПОНЕНТА.
Это ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ и ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, осуществляющие педагогическую самодеятельность населения.
Аналог такой службы в России имеется.
Это учреждения культуры, которые через организационные формы Домов и Дворцов культуры, госклубы оказывает поддержку и финансирование художественной и технической самодеятельности населения.
Опыт лучших Домов культуры и госклубов показывает, что "симбиоз" государственного учреждения и клубного объединения возможен (хотя это и до сих пор во многом не решенная проблема прикладной культурологии).
К тому же педагогическая самодеятельность в отличие от художественной имеет свою специфику, т.к. это ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Но, как бы то ни было, педагогическая самодеятельность населения ИМЕЕТ ПРАВО НА ТАКУЮ ЖЕ МЕТОДИЧЕСКУЮ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА КАК И ДРУГИЕ ФОРМЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Эта форма творчества населения не менее важна, чем другие, т.к. ее "произведение" - воспитанность детей и подростков.
И от государственной СЛУЖБЫ СОЦВОСА зависит не меньше, чем от Министерства культуры.
Следовательно, в интересах государства создать такое министерство с его департаментами в больших городах.
Вторая и основная часть системы социального воспитания это сами ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ПОЛ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" (педагогические коллективы как "коллективы педагогической самодеятельности" населения и созданные ими "коллективы воспитанников").
Их объединение может быть оформлено организационно в форме организации со статусом юридического лица.
Но Это скорее не организация (в привычном понимании), а СОДРУЖЕСТВО. Некоторая общность, ассоциация добровольно объединившихся суверенных формирований.
Они добровольно вступают в СОДРУЖЕСТВО, взаимодействуют на основе добровольно принимаемых СОГЛАШЕНИЙ, ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ и СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ.
К счастью, Россия имеет опыт целого ряда самодеятельных движений (от движения первых скаутских формирований начала века до движения семейно-педагогических клубов 80-х гг.) и этот опыт при его грамотном освоении может дать и сегодня
многое при решении организационных вопросов.
Система социального воспитания как ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ является НЕ ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ (НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ), а МЕХАНИЗМОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ) И СРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ИНИЦИАТИВ.
Опыт такой государственной поддержки имеется не только в странах дальнего зарубежья, но и в России (например в Башкортостане, Екатеринбурге, Рязани, Туле и др. городах).
2 ЧАСТЬ
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В НАПРАВЛЕНИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕСТИВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННУЮ
СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
На основе концептуальных положений, изложенных выше, предлагаем следующее:
1. В Москве, а затем и по всей России должна быть создана Система социального воспитания (далее для краткости - ССВ), представляющая собой ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ внешкольного воспитания подрастающего поколения по месту жительства.
2. СОЦВОС представляет собой систему, состоящую из ДВУХ СТРУКТУР: ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ.
Первую из них (государственную) назовем условно СЛУЖБОЙ СОЦВОСА. Это подразделения государственных Комитетов по делам молодежи, которые КУРИРУЮТ деятельность второй (общественной) части системы.
Ее мы назовем условно ДЕТСКИМ ДВИЖЕНИЕМ.
Задача СЛУЖБЫ СОЦВОСА обеспечивать реализацию государственной политики по поддержке и финансированию системы соцвоса. ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (со всеми его формированиями) осуществляет создание всех остальных условий непосредственно обеспечивающих внешкольное воспитание детей и подростков (т.е. создает условия для их социализации и самореализации).
Детское движение в системе соцвоса выступает как ОРГАНИЗАЦИЯ, имеющая юридическое лицо и наделенная ее членами полномочиями ЗАЩИЩАТЬ ИХ ИНТЕРЕСЫ ПЕРЕД ЛИЦОМ ГОСУДАРСТВА.
Отношения Службы соцвоса и Детского движения строятся на ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией России и Уставом (Положением) организации Детского движения как самодеятельной общественной организации.
Предполагается, что Правительство Москвы, а позже и России примет в качестве Закона "Правила о поддержке и финансировании Детского движения" (аналогичные подобным Правилам уже принятым в Башкортостане).
3. Организация, представляющая социальное воспитание (это может быть Федерация, добровольно ассоциированных коллективных членов) включает в себя:
а) детские, подростковые, молодежные и разновозрастные внешкольные досуговые формирования любого профиля и любой гражданско-правовой формы (общественные, частные, муниципальные и др.), зарегистрированные в установленном порядке, добровольно изъявившие желание быть объединенными в ССВ и взаимодействовать на основах СОГЛАШЕНИЙ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ (КАК МЕЖДУ СОБОЙ ТАК И С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ СОЦВОСА).
б) такие же объединения, но не зарегистрированные (при желании войти в ССВ либо зарегистрироваться, либо стать структурными подразделениями уже зарегистрированных формирований);
в) педагогические объединения родителей, педагогические клубы и отряды, объединения педагогов-организаторов и отдельных педагогов (в качестве индивидуальных членов с правом совещательного голоса).
4. Источники финансирования системы социального воспитания.
а) Целевое бюджетное финансирование от правительства Москвы (через Комитет по делам семьи и молодежи).
Эта часть финансирования должна быть основной и гарантированной. Ее объем исчисляется по нормативам, исходя из численности реаль-
но обслуживаемого формированием населения;
б) Финансирование из отчислений по квартплате и арендной плате ( в соответствии с действующим законодательством России и Москвы). Из этих средств осуществляется погашение расходов по арендной плате и плате за коммунальные услуги;
г) Финансирование из внебюджетных Фондов финансовых ресурсов (ФФР) административных округов (финансирование управлениями округов программ "социального заказа");
д) Финансирование через средства учредителей, попечителей и спонсоров;
е) Финансирование из средств собственной хозяйственной деятельности формирований или их хозрасчетных структур.
5. Система социального воспитания в качестве основной имеет структуру формирований по территориальному признаку.
Первичными "ячейками" ССВ являются формирования, действующие непосредственно на территории муниципальных округов.
Эти формирования могут объединяться в Центры организации досуга (ЦОДы) и быть первичными организациями ССВ.
На уровне муниципальных (территориальных) округов могут создаваться и другие объединения из первичных формирований ССВ (методические объединения, профсоюзные организации и др.)
Эти объединения имеют право оценивать работу своих коллег и выступать с вопросами о поощрениях или порицаниях перед кураторами и администрацией округов.
На уровне административных округов создаются Ассоциации или Советы директоров (всех формирований, имеющих юридическое лицо).
Этот совет директоров представляет собой КОНФЕРЕНЦИЮ РАВНОПРАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧЛЕНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДАННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА.
Совет директоров решает следующие вопросы:
- утверждение программ развития и перспективных планов (требующих дополнительного финансирования из бюджета или внебюджетных фондов финансовых ресурсов);
- утверждение смет и отчетов по их выполнению (по бюджетным и внебюджетным средствам, выделенным городом или административным округом по целевым программам);
- организация проверки выполнения планов и смет;
- рассмотрение представлений методических советов по поощрениям (премированию) и порицанию коллег;
- рассмотрение вопросов, связанных с капитальным ремонтом помещений, строительством новых спортивных или игровых площадок.
На этом уровне могут создаваться различные ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ (комиссии, отделы и т.д.), например, для централизованной закупки инвентаря и материалов для кружковой работы, для решения транспортных проблем, для организации обмена опытом и т.д.
На уровне мэрии (Комитета по делам семьи и молодежи) действуют общественный Консультативный совет и Совет Кураторов. Эти два Совета объединяются в Большой совет ССВ.
На этом уровне решаются вопросы создания и финансирования городских "опытных площадок", финансируемых непосредственно через Комитет пол делам семьи и молодежи, вопросы аттестации руководителей формирований, спорные вопросы, возникающие в административных округах.
В качестве дополнительных структур могут быть структуры автономных детских и подростковых организаций, которые размещаются на базе клубов по месту жительства и финансируются (основное финансирование) на равных условиях с другими формированиями, действующими в клубах по месту жительства и (вспомогательное финансирование), а так же (дополнительное финансирование) собственными средствами, полученными целевым назначением от спонсоров и средствами, самостоятельно заработанными этими формированиями.
Авторы концепции могут представить предложения и рекомендации по целому ряду аспектов обеспечения ССВ (научно-методическому, организационно-педагогическому, кадровому, юридическому, материально-техническому и др.). Но это представляется целесообразным уже после того, как будет в принципе принята и одобрена эта концепция.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|




























































































