Факторы социализации, влияющие на развитие детской личности
28.01.13.
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Контрольная работа по учебной дисциплине:
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
«Факторы социализации,
влияющие на развитие детской личности»
Студентки 3 курса
Социально-педагогического факультета
Группы №04/341з
Треховой А. Р.
Преподаватель: Глухова М. Ф.
МОСКВА
2005
ПЛАН:
- Введение
- Основная часть:
1)Основные источники негативного влияния факторов социализации на детскую личность
- Мегафакторы
- Макрофакторы
- Мезофакторы
- Микрофакторы
2)Примеры положительного влияния микрофакторов на социализацию детей, подростков и старших школьников
- Заключение
- Список литературы
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Статья «С ориентиром на духовные ценности» И.В. Бестужева-Лады из журнала «Вожатый века»
- Статья «Коммунарский опыт между тремя реальностями» В. А. Караковского из журнала «На стороне подростка»
Введение
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве, юности, является объектом социализации.
Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).
Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектна» (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвуете процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули \\ Джорджа Герберта Мида.
В основе механизма социализации — активно-преобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие сознания, самосознания, систем социальной ориентации и т. п. Социализация по своему существу является самореализацией индивида в процессе его активно-трудовой деятельности. Поэтому социализация осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-преобразовательной общественной деятельности.
Социализация происходит:
а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;
б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей;
в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания;
г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.
Социализация детской личности протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - маловато, о третьих - совсем чуть-чуть.
Более или менее изученные условия или факторы социализации А.В. Мудрик предложил условно объединить в четыре группы.
Первая -мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников (воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум).
Основная часть
Основные источники негативного влияния факторов социализации на детскую личность
Объём данной работы не позволяет подробно рассмотреть все возможные негативные факторы, влияющие на социализацию детской личности, но в нашей работе постараюсь описать наиболее значимые.
Из мегофакторов особую значимость на современном этапе развития общества приобретает процесс глобализации.
В последнее время с самых разных трибун все чаще звучат слова “глобализм” и “глобализация”. И можно сколько угодно говорить, что глобализация — создание “единого экономического и информационного пространства”, “открытого общества”, “мирового рынка”, — все это лишь дымовая завеса. На самом деле речь идет о построении всемирного государства с единым правительством и единой армией, общими для всех финансами, законами и культурой. Разворачиваться этот проект начал еще в 60-70-е гг., когда международные организации типа ООН стали приобретать все больший авторитет и власть, а национальный суверенитет стран, их валюта и традиционный уклад жизни, напротив, стали целенаправленно ослабляться. Причем с уничтожением СССР Америке, главной носительнице глобалистского проекта, опасаться стало некого.
И только в аспекте построения всемирного государства понятно, зачем какой-то американской фирме “Оракул” вкладывать такие деньжищи в “Карту москвича”, а Всемирному банку — в систему ИНН. Глобализация делает прозрачными не только границы, финансовые потоки, но и людей. А чем больше о человеке знаешь, тем легче им управлять. И никаких денег не жалко ради установления контроля над целой огромной страной.
Участники секции “Жизненные ценности и глобализм”, прошедшей в рамках XIII Образовательных Рождественских чтений 26 января 2005 г., в Итоговом документе заявили, «что идеология глобализма направлена на то, чтобы «установить на земном шаре наднациональную, надконфессиональную диктатуру», что «наиболее пагубными последствиями глобализационного процесса, по словам участников секции, является «примитивизация личности, а следовательно, - потребностей людей». Утверждается также, что «процесс глобализации ведет к упразднению суверенитета, обороноспособности и культурной идентичности России».
Из макрофакторов выделим следующие.
Вот уже 15 лет Россия живёт в условиях беспрерывных реформ. Не утихают споры о путях дальнейшего развития страны. Политики учёные и публицисты отстаивают и сопоставляют различные модели общественного устройства, всевозможные проекты реорганизации экономики, финансов, государственной системы. Но удручающе мало при этом говорится о самом главном – с какими душами войдём в будущее мы, войдут наши дети, наши внуки.
Современное состояние проблемы воспитания неоднозначно, так как нет единой концепции образования в России — кто в лес, кто по дрова...
Небезынтересно посмотреть с точки зрения глобализации и на реформу российского образования. Сокращаются часы, отведенные на русский язык, и одновременно умножаются уроки английского. В ущерб изучению отечественной истории делается упор на зарубежную. Выводится за рамки обязательной программы “Евгений Онегин”, но зато проходят Толкиена. Или внедряются в школы странные учебники граждановедения, в которых создается образ какого-то не соответствующего нашей культуре общества — такого, где главной добродетелью является исправная уплата налогов, а служба в армии, напротив, устаревший предрассудок.
“Зачем вводить двенадцатилетнее обучение в сегодняшней России, где многие ребята и до десятого класса доучиться не могут, потому что должны материально помогать семье?” — спросили министра образования В.М.Филиппова на пресс-клубе в присутствии множества журналистов.
И министр, не произнеся слова “глобализация”, тем не менее, ответил на вопрос честно: “Мы вынуждены вводить двенадцатилетку, потому что все остальные страны уже на неё перешли».
Своим ответом он дал понять, что смысл такого перехода лежит за пределами России — это унификация образования в интересах создающегося всемирного государства. И английский вводится с первого класса, потому что именно этому языку предназначено стать во всемирном государстве главным языком общения. А знание собственной культуры “гражданам мира” (так, кстати, называется одна из образовательных программ, которую ЮНЕСКО активно продвигает в разные страны) только мешает. Равно как и высокий уровень образования. Ведь системе тотального контроля чересчур образованные, с развитым интеллектом люди противопоказаны.
В русле глобальной унификации лежит и идея единого выпускного экзамена — наши чиновники даже не скрывают, что делается это для подгонки под общемировой стандарт. Чтобы школьники и в Калифорнии, и в Воронеже тестировались по одним и тем же убогим матрицам типа “Выбери правильный ответ: Москва — столица чего? а) Гвинеи; б) США; в) России; г) Китая; д) Австралии”.
Смешны все разговоры о том, что тестирование — это якобы более точная и объективная проверка знаний, чем традиционный экзамен. Да, тестирование более технологично и облегчает работу проверяющему. Но то, что более технологично, вовсе не обязательно более качественно. Разве пирожки, которые пекутся фабричным способом, вкуснее испеченных дома в духовке?
Отсутствие четкой государственной идеологии, провозглашение «демократических принципов» привели к тому, что, с одной стороны, образование стало следовать западным системам воспитания, с формированием потребителя, ограниченного в рамках закона, заменяющего совесть: с другой стороны, предпринимается попытка к возвращению дореформенных стереотипов в образовании и воспитании.
Вглядываясь в современную российскую действительность, мы замечаем, как шаг за шагом осуществляется эта стратегия духовного уничтожения молодежи, уничтожения будущего России.
Еще в 1945 г. Аллен Даллес, отмечая основные принципы политики по уничтожению России, писал: “Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков и космополитов”.
Молодежная политика глобалистов особенно отчетливо проявляется в социально-политическом аспекте. Основные их цели здесь следующие:
1. Деполитизация молодежи. Благодаря этому у современных молодых людей пропадает понимание политической обстановки в России. Никакое сопротивление со стороны этой категории правящему режиму невозможно. Одновременно внимание молодежи переключается на низменные темы.
2. Глобализм создает централизованную и подчиненную властям организацию молодых сателлитов. Это движение “Идущие вместе”. Но молодежь вступает туда отнюдь не из приверженности принципам либерализма. Как показывают исследования Галины Щербининой (газета “Правда” за 2001 г. №128), это движение отлично финансируется, благодаря чему обеспечивает своих сторонников бесплатными экскурсиями, спортивными залами, интернет-клубами, автобусами, электричками. Человек, который привел в эту организацию 5 членов, получает в подарок пейджер, за 50 новых людей дается оклад 1,5 тыс. в месяц, а за 100 человек - 3 тыс. рублей. в месяц.
3. Глобалисты, используя манипуляцию сознанием, пытаются расколоть молодежь на враждебные группы. В результате этого создаются группировки футбольных фанатиков и поклонников звезд массовой культуры. Они натравливаются друг на друга. Этим глобалисты раскалывают молодежь. Одновременно отрицательная энергия молодых направляется не на социальный протест, а на бессмысленные избиения друг друга из-за различий вкуса.
4. Молодежь пытаются противопоставить старшему поколению. Между поколениями искусственно создается конфликт.Это делается для того, чтобы пожилые люди не смогли помочь молодым разобраться с тем, что происходит с нашей страной.
Еще более явно цели глобалистов проявляются в социальо-культурном аспекте. Здесь молодежи стараются привить массовую культуру западного образца. Этим преследуются следующие цели:
1. Уничтожение русской национальной культуры и замена ее жалким суррогатом западной псевдокультуры. Так глобалисты хотят искоренить патриотизм и приверженность национальным традициям.
2. Внимание молодежи переносится от понимания обстановки в России, от осознания катастрофы русского народа, от возможной борьбы с правящим режимом к низменным темам, касающимся жизни поп-звезд, дискотек, секса, низкопробных развлечений.
3. Под распространением массовой культуры скрыто стремление глобализма дебилизировать молодежь, лишить ее всякого понимания гибели России. Оболваненных людей будет легче после окончательного покорения страны заставить работать на хозяев “нового мирового порядка”.
4. Массовая культура является важной частью идеологического аппарата глобалистов. Систематически, изо дня в день идет вдалбливание в умы молодых людей определенных принципов. Главными среди них выступают культ потребительства, мещанский индивидуализм, космополитизм, неограниченная свобода. Идеологический аппарат глобализма скрыто, путем манипуляции сознанием, заставляет молодых людей верить в эти пагубные принципы. При этом внушение принимает форму развлечений и отдыха.
Проблем в нашей жизни становится всё больше и больше. Это и политический экстремизм, быстрая смена общественно-политической обстановки, и неразбериха рыночных отношений. Это и социальная незащищённость, и резкое расслоение общества. Это и отрицание существующих ранее идеалов и заполнение получившегося при этом вакуума чуждыми нашим родителям представлений о жизни и роли личности. Теперь, когда возникает угроза жизни или ущемление прав человека, ему приходится решать все свои проблемы самому, не надеясь на помощь и на защиту государства. А ещё проблемы наркомании, сексуальной нечистоплотности, роста преступности среди несовершеннолетних и даже суицида…
Эту точку зрения подтверждает статистика, приведённая в «Белой книге детства» на 2002 год:
В России 2.000.000 беспризорников.
Более 300.000 детей до 16 лет числятся пропавшими без вести.
1.500.000 подростков нигде не учатся.
21.000 детей – в колониях для несовершеннолетних, из них 2100 сирот и 4200 дебилов.
Число венерических заболеваний у детей до 14 лет возросло в 83 раза по сравнению с 1996 года.
За 2001 год – несовершеннолетними совершено около 200.000 тысяч преступлений, из них 160.000 (80%) тяжкие.
600.000 детей России – инвалиды.
100 000 ежегодно остаются без попечения родителей.
За 5 лет (1996-2001 год) в России стало 3.700.000 детей меньше.
Социальный педагог работает с конкретными людьми на которых непосредственное влияние оказывает микрофакторы, а также мезофакторы, которые влияют на социализацию детской личности как прямо, так и косвенно.
Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребёнка закладываются прежде всего в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения.
Но как пишет И. В. Бестужев-Лада (академик РАО председатель президиума Центрального совета Педагогического общества России), «Лавинообразно пошёл ещё в 60-70-е годы развал семьи. Родительская семья не является больше социальным институтом, в рамках которого молодёжь готовится к обзаведению собственной семьёй. Она, современная семья, все чаще не справляется с воспитанием детей и почти полностью импотентна по части воспитания подростков. А уж взрослые молодые люди, как правило, родителей в грош не ставят. Пресловутый «разрыв поколений» год от года возрастает и ставит «молодёжь» по другую сторону баррикады от «мира взрослых», о чём наглядно свидетельствует «молодёжная контркультура», воинствующе враждебная господствующей в обществе «культуре старшего поколения» Какая тут «воспитательная функция семьи»! Пустая болтовня…»
И действительно, какое воспитание могут дать родители, если большинство детей видят их только поздно вечером? К тому же - уставших после работы. Ведь родители целый день отдают свои силы, чтобы заработать средства к существованию, дать возможность семье выжить в наше очень непростое время.
А где же воспитываются наши дети?
На улице, во дворе, у телевизора. Или у компьютера (у кого есть деньги - в компьютерных клубах). Но, чтобы выиграть и испытать радость в компьютерных играх, нужно (в большинстве случаев!) совершать насилие. Увы!
По этому поводу Бестужев-Лада пишет так: «Нож в спину погибающей родительской семье всаживают, за всё более редкими исключениями, средства массовой информации. По сложному комплексу причин - начиная с узколобо коммерческих («сиюминутный барыш») и кончая политико-идеологическими (известная миссия персонажей с фактическим или даже формальным гражданством, выполняющих задание по окончательному разложению потенциального противника, то есть России, в руках которых постепенно сосредоточилась основная масса телеканалов, журналов и газет), - средства массовой информации сделались самым действенным орудием воспитания, но со знаком «минус». Так сказать, антивоспитания. Можно даже сказать, систематического массового растления детей, подростков, молодёжи, значительной части взрослого населения страны» (вступительная статья «Воспитательные приоритеты с ориентиром на духовные ценности», в первом номере журнала «Вожатый века», июнь 2001г., с. 2-3).
Необходимо помочь растущему человеку противостоять всему этому, научиться самостоятельно и безошибочно определять, «что такое хорошо и что такое плохо», формировать и сохранять в себе Личность, Человечность, Порядочность, Достоинство. Так кто же поможет школьнику?
И.В.Бестужев-Лада пишет, что «вся надежда остаётся на … общественные организации, прежде всего, детские, подростковые и молодёжные. В самом деле, нельзя же сегодня причислять к этим субъектам школу, которая едва-едва справляется с задачами обучения подрастающего поколения (да и то неудовлетворительно), а уж в отношении воспитания стало полностью равно нулю. То же самое относится к остальным социальным институтам общества, начиная с предприятий, учреждений, организаций общественного производства, где порядки предельно далеки от воспитующих, и кончая армией и тюрьмой, где «воспитание» (в кавычках) требует особых комментариев. Но вот с общественно-воспитательными организациями у нас как раз очень большая сложность.
Примеры положительного влияния микрофакторов на социализацию детей, подростков и старших школьников
У меня за плечами достаточный опыт общения и работы с детьми, которых можно отнести к категории «трудных» по каким-либо причинам. Этот опыт обусловлен следующими обстоятельствами:
1. Я родилась в семье педагогов, которые в последние 20 лет работали с безнадзорными детьми в детском клубе, в одном из самых опасных и криминогенных районов Москвы – Марьина роща. Поэтому я с детства общалась с детьми, которые всё или почти всё свободное время проводили в клубе. Почему? У одних родители пьяницы, у других нет денег на платные секции и кружки, а у третьих родители зарабатывают деньги и им не до детей и др.
Я поняла, что если б не клуб, то возможно многие из этих ребят закончили плачевно (некоторые из них об этом говорили или писали в письмах из армии) ведь в клубе они могли и общаться, и учиться какому-нибудь мастерству, и помогать организовывать праздники для детей микрорайона. А в это время молодые люди на улицах, во дворах, в подъездах распивали алкогольные напитки, курили и пробовали наркотики…
2. Судьба забросила меня работать в окружной лагерь «МИР» (СВАО), который работал по программе «ОТДЫХ ДЛЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ». Туда были собраны все аутсайдеры Северо-Восточного округа. Тут были дети из многодетных семей (от 3 до 12 человек детей в семье), дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, дети из семей алкоголиков, пьяниц, дети из неполных семей – и все эти дети были уличными, безнадзорными. Они жили по уличным законам и нормам, всем им не хватало родительского тепла, понимания и, хоть, малого внимания!
Работая там вожатой с 2000 года (и зимой и летом), я поняла, что за их характеристиками из школ, комиссий по делам несовершеннолетних стоит не их вина, а их беда. То, что ни семья, ни школа не смогли направить их на путь праведный, не вина ребят. Не потому что ребята этого не хотели, а потому что окружающим их взрослым было не до них. И когда они в лагере увидели людей, желающих их понять, выслушать, помочь, когда за 21-день они становились РОДНЫМИ, то не хотелось их отпускать в тот страшный мир, откуда они!..
Отсюда вытекает третье…
Я на базе клуба моих родителей создала детскую общественную организацию организацию «АЛЫЕ ПАРУСА», куда привела своих воспитанников из этого лагеря, пригласила друзей, нуждающихся в нормальном - здоровом коллективе, который мы (я и ребята) создавали своими руками по методикам детских движений: пионерской, скаутской, но в основе методика КТД, «общей заботы», автором которой является Игорь Петрович Иванов.
Именно его методика, я подумала, более приемлема для этих ребят: ЧЕРЕЗ ЗАБОТУ и ТВОРЧЕСТВО воспитать в них не потребительскую позицию в жизни, а СОЗИДАТЕЛЬНУЮ, о чём говорят наши девизы:
- «ДЕЛАТЬ ЧУДО СВОИМИ РУКАМИ»
- «НАША ЦЕЛЬ – СЧАСТЬЕ ЛЮДЕЙ!!!»
Что мы делаем:
Мы проводили КТД, трудовые десанты, праздники для детей микрорайона Марьиной рощи и Москвы при Городском дворце творчества детей и юношества на Воробьёвых горах. Ребята поняли, что СЧАСТЬЕ – это, когда благодаря тебе может быть счастлив другой человек!
Год назад отряд обрёл статус ШКОЛЬНО – СТУДЕНЧЕСКОГО педагогического отряда.
Уже 2-ой год ребята ездят в качестве вожатых и пытаются сделать детей счастливыми, так как когда-то делала я.
Конечно, это сложно и не до всех доходит, но если сделать счастливым хоть одного человека – то это уже подвиг, поэтому я рада, что мой труд был не напрасен.
Но, к сожалению, практические навыки были набраны путём проб и ошибок, не хватает теории (училась на факультете начальных классов), а всё что знаю и умею, было из опыта родителей, из собственной работы в лагерях и благодаря участию в коммунарских сборах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая социальную педагогику, узнаёшь, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах.
Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации.
А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.
Обладая выше названными знаниями, и понимая, и умея определить факторы, влияющие на развитие детской личности, социальный педагог поможет грамотно построить процесс социального воспитания.
И это внушает надежду, что, поступив на факультет социальной педагогики, моя практика будет базироваться на теории и применяться в жизни, что сделает мою работу и работу моих воспитанников более плодотворной и интересной.
И они скажут: «НЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВУ!!!», и станут на путь СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ!!! Жить под девизом: «Лучше уметь, чем иметь!!!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. –М., Издательский центр «Академия», 2000;
- Бестужев-Лада И. В. С ориентиром на духовные ценности. – Журнал «Вожатый века», июнь 2001;
- Караковский В. А. Коммунарский опыт между тремя реальностями. -Журнал «На стороне подростка», №1, 2002;
- Дворецкая М. Я. Интегративная антропология: Учеб. Пособие.- СПб.: Институт Практической психологии, 2003;
- Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Логика глобализма. – М.,2002;
- Соколов Р. В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. - М., 1993 г.
- Личность и факторы её социализации: семья, коллектив, образование, культура. - Н. Новгород,1995;
- Бейлин В. М. Детские временные объединения: особенности организации и функционирования, воспитательные возможности по социальному становлению детей. – В сб. : Социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе. – Кострома, 2002 г.
- Караванова Н. М. Самореализация подростков в детском общественном объединении как часть воспитательной системы школы – В сб. : Социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе. – Кострома, 2002 г.
ххххххххххххххххххххххххххххххх
ПРИМЕЧАНИЕ: Позже Антонина (названная в честь А.С.Макаренко)
Соколова (в замужестве Трехова) закончила институт с отличием,
стала профессиональным социальным педагогом и
(имея уже двоих собственных детей) успешно работает
по специальности и опять создала педагогический отряд.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|




























































































