3 раздел СПДК
Эта рубрика создана 16 октября 2012 г.
----------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
книги Р.В.Соколова
Социальная педагогика
детско-подросткового клуба
по месту жительства
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КЛУБА, ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ, ИХ ВЫЖИВАНИЯ В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ И ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ................................................................................................................................................ 191
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО РАЗДЕЛА КНИГИ
Раздел состоит из двух глав
Глава первая. СОЗДАНИЕ КЛУБА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ (1986-1991гг.)................................................................................................................................................ 191
Глава вторая. БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ В ТРУДНЫЕ ГОДЫ НАЧАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (в 1991-1994гг.) И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ........................................ 209
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КЛУБА, ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ, ИХ ВЫЖИВАНИЯ В ГОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
И ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Глава первая. СОЗДАНИЕ КЛУБА
И ЕГО РРАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
Глава написана на основе сокращённого текста брошюры Р.В. и Н.В. Соколовых «Детский многопрофильный клуб «Ровесник» и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию», изданной как «методическое пособие в помощь социальным педагогам» в 1993 г. Межрегиональной Ассоциацией «Воспитание», НМЦ социальной педагогики РИК АН, Московским городским консультационно-методическим центром Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы и НПО «Парус» Всероссийского фонда образования.
Брошюра начиналась с текста «Вместо предисловия» Президента и руководителя исследовательской программы Ассоциации «Воспитание» заслуженного учителя ЧР, доктора педагогических наук, профессора Ю.П. СОКОЛЬНИКОВА.
Несколько выдержек из этого текста.
«...По инициативе Ассоциации Р.В. Соколов организовал и стал руководителем Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (выросшей из организованных Р.В. и Н.В. Соколовыми детского клуба «Ровесник» и социально-педагогического комплекса «Содружество») в микрорайоне Марьиной рощи Северо-восточной префектуры г. Москвы.
С Н.В. Соколовой я знаком более 15 лет, т. к. она была моей студенткой, а затем, и дипломницей. Ее студенческая научная работа по проблемам организации внешкольной воспитательной работы по месту жительства заняла первое место во Всесоюзном конкурсе и была отмечена медалью Академии педагогических наук. После окончания ВУЗА Н.В. Соколова без отрыва от практической педагогической работы окончила двухгодичную школу педагога-исследователя при НИИ общей педагогики АПН СССР. С 1986 г. Н.В. Соколова стала вместе с Р.В. Соколовым руководителем экспериментальной площадки нашего Центра в Марьиной роще (научным консультантом которой я являюсь)…
Педагоги Соколовы пользуются большим уважением и поддержкой среди членов нашей Ассоциации, ее коллективов, работающих в 30 регионах нашей страны. Многие из них неоднократно бывали на Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, слушали их отчеты на общих собраниях членов Ассоциации.
Изложенное и позволило мне вместе с другими членами Ассоциации – моими единомышленниками, учениками и от их имени рекомендовать Соколову Наталью Валентиновну и Соколова Ричарда Валентиновича в состав Консультативного совета Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы.
...Соколовы в Консультативном совете трудятся с коллегами над вопросами развития в Москве системы социального воспитания.
Комитет по делам семьи и молодежи представил стенд Опытной станции на выставке «Российская семья» в павильоне «Культура» Всероссийского выставочного центра и утвердил Положение о наделении Опытной станции статусом Московского городского консультационно– методического центра.
Р.В. Соколов стал руководителем Научно-методического центра социальной педагогики Российского института культурологии Академии наук Российской Федерации. Им подготовлено и выпущено из печати два учебно-методических пособия по социальной педагогике.
Надеемся, что и это методическое пособие Соколовых будет с интересом встречено всеми, кого интересуют проблемы социального воспитания детей и подростков по месту жительства».
Далее приводится сокращённый текст названной выше брошюры Р.В. и Н.В. Соколовых
Пункт отправления – ЦДКЖ
Новый этап опытно-экспериментальной работы (на этот раз на северо-востоке Москвы, в том же микрорайоне, где в начале века создавали свой клуб С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко – в Марьиной роще) – был связан с объявленной в стране «перестройкой».
Появилась надежда на возможность еще раз перейти от «локальных» социально-педагогических экспериментов к работе более масштабной, комплексной, длительной.
Поводом послужило обращение к руководству ЦДКЖ от вагонного дело станции Москва-Рижская с просьбой помочь в налаживании работы с детьми и подростками в подшефном этому депо микрорайоне Марьиной рощи.
Этот микрорайон расположен к западу от Рижского вокзала вдоль Сущевского вала до Шереметьевской улицы. Микрорайон спальный с населением около 11 тысяч человек. На его территории тогда было четыре детских сада, одна средняя школа и одно ПТУ. Рядом расположен Детский парк, строились кинотеатр «Гавана» и театр А. Райкина «Сатирикон».
«Налаживать» в этом микрорайоне работу с детьми и подростками по месту жительства в качестве методиста было делом весьма проблематичным, т. к. в микрорайоне не было педагога-организатора, помещений для работы кружков, инвентаря.
Руководство ЦДКЖ (директор М.А. Байдак и зав. отделом О.М. Капустина) поручило старшему методисту отдела культурно-просветительной работы Р. В. Соколову познакомиться с микрорайоном и дать предложения по оказанию помощи в налаживании воспитательной работы с детьми.
Так появились «Творческая лаборатория ЦДКЖ по организации досуга», проект и программа создания в микрорайоне детского клуба «Ровесник», социально-педагогического комплекса «Содружество» и Опытной станции по внешкольному воспитанию.
Но ведь когда-то и А.У. Зеленко с С.Т. Шацким выбрали именно Марьину рощу и именно за то, что она больше других нуждалась, в их заботе.
Для того, чтобы начать, как минимум, требовался педагог-организатор. Им не сразу согласилась стать Н.В. Соколова, которая до этого (после получения в МГПИ специальности преподавателя психологии и педагогики педучилища) три года проработала в одной из ближайших школ.
...Работая в школе, Н.В. Соколова «без отрыва от производства» закончила двухгодичную школу молодого педагога-исследователя при Институте общей педагогики АПН СССР, дававшую право на поступление в аспирантуру без вступительного реферата. К удивлению своих коллег по школе обычной и школе при НИИ ОП, Н.В. Соколова перешла (переводом) на должность обычного педагога-организатора в контору жилищного хозяйства (которая когда-то называлась ЖЭКом, позже – ДЭЗом, а теперь называется Производственно-ремонтным предприятием «Марьина роща»).
Приоритетные задачи первых шести лет работы
по созданию Опытной станции
Старт нового этапа опытно-экспериментальной работы в чем-то был похож на стартовый период 1971 г. по созданию форпоста культуры.
Как и тогда было приглашение работать в микрорайоне (т. е. был как бы «социальный заказ» на нашу работу), начинать приходилось в опять же в «педагогически запущенном микрорайоне» (где не было даже помещений мало-мальски пригодных для работы с детьми, инвентаря, а главное – понимания администрации РЭУ и общественных организаций микрорайона того, как изменить положение и улучшить работу с детьми).
Но были и существенные отличия. Если в 1971 г. нас приглашала кафедра педагогики МГПИ и им. В. П. Ленина, (т. е. организация, имевшая некоторый в районе статус и способная (при желании) защитить своих «подшефных» (энтузиастов педотряда), то теперь приглашали администрация и общественные организации вагонного депо, которые в качестве защитников вряд ли могли вселять большие надежды.
Что касается ЦДКЖ, то он был расположен в другом районе и при существовавшем административном делении города был как бы « за границей».
Предполагалось, что «приоритетность задач» по общественно-педагогическому («капитальному») строительству будет следующей:
1. Обеспечение помещениями будущего детского клуба и Станции);
2. Обеспечение инвентарем и материалами для работы;
3. Обеспечение кадрами (оплачиваемых «привлеченных» руководителей и неоплачиваемых «общественников») из жителей микрорайона;
4. Создание «сети» кружков, секций (спортивных) и клубных объединений «необходимого ассортимента»);
5. Подготовительная организационная работа по учреждению на базе детского клуба Опытной станции по вне школьному воспитанию (в качестве общественной организации с правами юридического лица и ведения как практической педагогической и культурно-воспитательной работы с населением, так и опытно-экспериментальной, методической, исследовательской, пропагандистской, издательской);
6. Развитие Опытной станции и ее становление как организации с юридическим лицом (решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности Станции, бухгалтерским учетом и т. д.).
7. Развитие станции как научно-экспериментального и учебно-воспитательного, консультационно-методического комплекса (через кооперирование усилий научных, методических и учебно-воспитательных государственных учреждений, а также общественных организаций).
Опыт пяти с лишним лет показал, что на решение каждой из перечисленных задач требуется около года.
Думается, что перечисленные задачи в их последовательности могут быть использованы в процессе программирования и планирования других клубов и Опытных станций.
Далее следовал текст, в котором давалось определение Опытной станции на момент издания брошюры (1993 г.) через некоторые её функции того времени
Опытная станция – это:
- ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ 0РГАНИЗАЦИЯ;
- БАЗА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРОЛОГИИ АКАДЕМИИ НАУК РФ;
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА И КОНСУЛЬТАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ;
- ПЕРВАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА МЕЖ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АССОЦИАЦИИ «ВОСПИТАНИЕ» ;
- БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ (ЭРМДП) ФИРМЫ «СОЦИННОВАЦИЯ»;
- ОБЪЕКТ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ПРОСПЕКТ»;
- АВТОРСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СОЦИАЛЬНОГО НОВАТОРА Р. В. СОКОЛОВА;
- СПОНСОР МНОГОПРОФИЛЬНОГО ДЕТСКОГО КЛУБА «РОВЕСНИК» ;
- ОРГАНИЗАТОР СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОСОБОГО ТИПА «СОДРУЖЕСТВО».
Но это было на восьмом году нашего «социально-педагогического освоения» микрорайона «Марьина роща».
Авторы проекта и руководители программы по его осуществлению уверены, что если поэтапно повторить этот опыт, пользуясь их рекомендациями и консультациями, то такая работа (во всяком случае, ее практическая педагогическая часть) может быть осуществлена энтузиастами социального воспитания в любом жилом микрорайоне.
Это пособие – краткий конспект авторскою анализа проведенной работы. Особенно просим обратить внимание на логику последовательности действий.
Первый год – обеспечение помещениями
Начальник ДЭЗа для начала смог выделить только подвальное помещение бывшего бомбоубежища. Шефы из Госбанка СССР настелили полы, вставили дверные блоки, заменили электропроводку. Ребята украшали помещение коричневой кафельной плиткой.
Кружок художественной мозаики был первым кружком. Его вела Н.В. Соколова. А под руководством Р. В. Соколова ребята соорудили два веломобиля (из старых велосипедов и инвалидных колясок). «На поверхности» начали заявлять о себе хоккейная и футбольная команды клуба «Ровесник». (Такое название клубу придумали не мы. Так незадолго до нашего прихода в этот микрорайон его администрация «окрестила» то, что хотела видеть в форме детского клуба. Будучи сторонниками создания разновозрастных коллективов, мы бы никогда не стали свой коллектив называть «Ровесником».)
Через несколько месяцев добились внепланового и бесплатного ремонта (силами пяти «шефствующих организаций») двух квартир на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Новоселье клуб отпраздновал ровно через девять месяцев после нашего прихода в Марьину рощу.
А еще через полгода была достроена новая жилая «башня», на первом этаже которой были выделены дополнительные помещения для клуба.
По проекту в них должны были быть кружки мягкой игрушки, шахматный, «Природа и фантазия». К сожалению, архитекторы не обсудили с педагогами свой проект помещений детского клуба и, как только ушли строители, пришлось начать свою «перестройку».
Чтобы превратить «комнату мягкой игрушки» в «зал» для проведения мероприятий, брали перегородку и (расширив комнату за счет коридора), оборудовали небольшую сцену. Второй туалет переоборудовали в «киноаппаратную». Вторую комнату превратили в «Универсальную мастерскую» (с токарными станками по дереву и металлу, муфельными печками, сверлильным и заточным станками). Здесь поселились «Авиамодельный кружок», «Умелые руки», а позже – кружки керамики и начального технического конструирования.
В отдельной комнате разместилась «Радиотехническая мастерская».
В холле установили столы для настольного тенниса и других настольных игр.
В «старом помещении» – в одной квартире – кружки изобразительного творчества (изостудия и фото-киностудия), а в другой – «Гостиная» и «Методический кабинет».
Второй год – обеспечение инвентарём
Еще продолжались некоторые работы по оборудованию помещения. Оба руководителя «Ровесника» (старший методист ЦДКЖ и педагог-организатор ДЭЗа) продолжали ходить в рабочих халатах, личным примером вдохновляя рабочих, ребят и их родителей. Орудовали то ломом и кувалдой, то слесарными, то столярными инструментами, то сантехническими ключами, то малярными кистями. В ЦДКЖ мало кто знал о том, что на самом деле приходится делать (и делать руками) в подшефном микрорайоне их старшему методисту.
Через ДЭЗ приобрели спортинвентарь, (для футбола, хоккея, волейбола, настольного тенниса, тяжёлой атлетики, туризма), наборы инструментов и материалов для технического, прикладного и художественного творчества детей.
Шефствующие учреждения и организации стали регулярно обеспечивать оборудованием, инвентарём и материалами для детского творчества.
Третий год – обеспечение кадрами
Теперь «наиболее приоритетной» стала задача кадрового обеспечения для создания необходимого для начала работы «набора» кружков, секций, клубных объединений.
Как уже говорилось, практическая работа с детьми началась с первых же дней «освоения микрорайона». Первые кружки вели мы сами, а футбольная и хоккейная команды существовали без тренера.
Появился фотокружок. Им всегда руководили жители микрорайона. Когда он был создан, им руководил Р. В. Соколов. Потом – его воспитанник десятиклассник Олег Файницкий.
После того, как удалось в весенние каникулы 1987 года свозить трёх семиклассников в Пермь на весенний «лагерный сбор» «Веснянка» «Клуба юных коммунаров» Мотовилихинского района, один из них начал вести кружок выжигания, другой – помогать в качестве киномеханика, третья – стала дежурить на вечерах в Гостиной клуба (позже поступила в педучилище).
Один из отцов этих ребят стал вести электротехнический и радиотехнический кружки, оплачиваемые юношеским центром «Россия молодая».
Еще один родитель стал помогать в ремонте переданной клубу аппаратуры (телевизоров, усилителей, компьютеров), сделал микшер для переозвучивания видеофильмов, вёл фото и киносъемки на праздниках, а позже возглавил родительский «Совет отцов».
В первые годы привлекали студентов, которые по несколько месяцев вели те или иные кружки. (Девушки из соседнего педучилища вели кукольный театр, кружок ритмики, помогали в проведении «утренников труда и отдыха»).
Студенты «истфака» и «музпеда» МГПИ участвовали в подготовке и проведении вечеров, студенты «худграфа» вели кружок художественной линогравюры, студенты «педфака» проходили у нас в июне летнюю практику и помогали в работе разновозрастного отряда.
Студенты с отделения руководителей хора Московского государственного института культуры (МГИКа) вели детский фольклорный ансамбль, а – с отделения кино-фото – организовали съёмки кинофильма о клубе. Вскоре появилась своя киностудия.
Стали помогать две пенсионерки.
Одна из них стала вести «Студию прикладного творчества» (кружки «Мягкая игрушка», «Рукодельница», «Мастерица», «Вязание», «Макраме».
Другая пенсионерка стала играть на фортепьяно и на скрипке для участников детских утренников и детского клубного объединения «Чебурашка».
Два молодых милиционера организовали секцию борьбы.
Рабочий ДЭЗа стал помогать в благоустройстве клуба, а позже вести на «волонтёрских» (общественных)началах секцию атлетической гимнастики.
Дом пионеров и школьников (ныне Дом творчества) стал оплачивать руководителей авиамодельного кружка, кружка «Умелые руки», кино-фотостудии. Центр юношества стал оплачивать тренера секции футбола и хоккея, руководителя радиокружка, кружка керамики.
Благодаря развитию социально-педагогического комплекса «Содружество» к десяти кружкам и секциям, организованным силами школы и ПТУ, прибавилось еще двадцать – созданных «Ровесником».
Всего тридцать наименований. Наверное, для одного микрорайона это не так уж плохо.
Это было замечено и последовали моральные поощрения.
Семеро энтузиастов Ровесника были награждены почетными грамотами Московского отделения детского фонда, Р.В. и Н.В. Соколовы удостоены почетного звания «Социальный новатор».
За проведение праздника в День города получено благодарственное письмо от Управления муниципального района «Марьина роща».
Следует добавить, что в «Ровеснике», кроме кружков и секций, стали появляться коллективы «клубного типа».
Это клуб «Чебурашка», объединяющий учеников начальной школы. Клуб проводит четыре раза в году (по временам года) коллективные праздники дней рождения. С угощениями, концертами, подарками, викторинами, мультфильмами. В каникулы проводятся киноутренники.
Еженедельно стал работать детский киноклуб «Дисней». Видеоэаписи мультфильмов. Рисование и лепка полюбившихся персонажей.
В каникулы стали проводиться киносеансы нашего детского кинотеатра «Антошка», утренники, тематические вечера для старшеклассников, туристические походы и поездки в другие города, встречи делегаций ребят из этих городов (ездили в Пермь, Ленинград, Обнинск, Петрозаводск, принимали делегации из клубов Ленинграда, Чайковского, Петрозаводска, помогали им в проведении в Москве «культурных программ».
Появился клуб для взрослых. В «Педагогической гостиной» стали проводиться педагогические встречи и дискуссии. На одной и таких встреч побывал лауреат Государственной премии художник и педагог-новатор Б.М. Неменский).
Этапы становления Опытной станции
В январе 1990 г. решение о ее создании приняли на «Годичном собрании» единогласно 90 представителей от 33 коллективных членов.
Центра системного подхода к воспитанию «Советской ассоциации педагогов-исследоваталей» (который позже стал самостоятельной межрегиональной Ассоциацией «Воспитание»).
С марта по июнь велись согласования с администрацией РЭУ, с Координационным советом микрорайона по работе с населением, с Постоянной комиссией райсовета по культуре, образованию, делам молодежи и проблемам нравственности, экономической и другими комиссиями райсовета. С мая по июль собирались ходатайства в поддержку регистрации Станции. Очень помогло письмо с ходатайством от председателя Творческого союза учителей СССР Ш.А. Амонашвили.
В июле 1990 года Станция была зарегистрирована и в августе был открыт счет в банке, получены первые спонсорские пожертвования от общественных и коммерческих организаций, шефствующих предприятий.
С сентября началось заключение трудовых соглашений по оказанию помощи в проведении праздника микрорайона, приобретение инвентаря.
Появилась и настоящая печать, о которой давно мечтали. На ней наша новая эмблема. По традиции в ее центре эмблема Форпоста культуры, но добавлен круг людей, взявшихся за руки – символ содружества поколений. Ведь теперь у нас организацией досуга занимаются школьники, студенты, родители, пенсионеры. На эмблеме (и печати) кроме того по кругу надпись «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».
Эмблему эту мы стараемся помещать на всех пригласительных билетах и афишах наших мероприятий. Это наш «фирменный знак» и своеобразный «знак качества». Мы хотим, чтобы жители микрорайона, увидев нашу эмблему знали, что для их детей предлагается что-то интересное и полезное.
Опытная станция –
социально-педагогический комплекс особого типа
Теперь мы расскажем о том как нами стал воплощаться замысел С.Т. Шацкого о воспитательном коллективе, который является одновременно научно-практическим и учебно-пропагандистским педагогическим комплексом.
«Лаборатория инициативных форм досуга», «Социально-педагогическая мастерская» и «Методический центр» на «первых порах» еще не «структурные подразделения», а «направления работы», осуществляемые одним и тем же коллективом при малозаметном зачастую «разделении труда».
От творческой лаборатории Центрального Дома культуры железнодорожников до Научно-методического центра Российского института культурологии
Первоначально функции «лаборатории» были определены так:
1) постоянная диагностика воспитательной ситуации в микрорайоне и прогноз изменений этой ситуации;
2) разработка рекомендаций по развитию СПК (по перспективному и текущему планированию работы клуба «Ровесник»);
3) опытно-экспериментальная работа по проблеме «Повышение роли населения в организации досуга»;
4) Поиск новых эффективных форм культурно-воспитательной работы в условиях СПК.
Силами этой лаборатории разработаны и осуществлены программы совершенствования воспитательной деятельности в микрорайоне (через создание разновозрастного многопрофильного клуба, социально-педагогического комплекса Опытной станции по внешкольному воспитанию). Доработана методика проведения ряда коллективных творческих дел (утренников труда и отдыха, самодеятельных цирковых программ, праздников двора и микрорайона).
Подготовлено методическое пособие по планированию работы детских секторов учреждений культуры и клубов по месту жительства.
Новые возможности открылись когда Р. В. Соколов перешёл работать в НИИ культуры (позже переименованный в Институт культурологии) Российской академии наук в «Сектор инициативных форм досуга» в качестве старшего научного сотрудника.
Появилась возможность больше внимания уделять научно-методическому обобщению проводимой работы. Первое время работал над темами: «Новые подходы к планированию клубной работы», «Предложения по работе с молодежью для включения в региональные программы по молодежной политике».
Работал над статьями по изучению общественно-педагогического движения в качестве социо-культурного феномена, над рукописями учебно-методических пособий, читал лекции слушателям институтов повышения квалификации работников культуры и образования.
Деятельность Станции в качестве творческой лаборатории рассматривалась на заседании Ученого совета института 3 июня 1992 г. и была одобрена. Решением Ученого Совета от 24 марта 1993г. на базе Станции было создано научное подразделение РИК на правах сектора – Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и организации социализации детей и подростков по месту жительства. Это открывало еще большие возможности для сочетания науки с практикой.
Социально-педагогическая мастерская
Ее задачи:
1) привлечение педагогов (на общественных и оплачиваемых началах);
2) расширение педагогического кругозора и повышение педагогического мастерства всех работающих с детьми вне школы на базе клуба «Ровесник», а так же в перспективе:
а) педагогов района (классных руководителей, организаторов внеклас- сной работы);
б) слушателей Центрального института повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры Министерства культуры РФ;
в) слушателей Института молодежи и областного ИПК работников образования;
3) разработка программ прохождения практики студентов пединститутов и института культуры, программ факультета общественных профессий (отделения ФОПа по подготовке педагогов-организаторов и социальных педагогов).
Через СПМ стали проводить консультирование (по вопросам практической учебно-воспитательной работы и опытно-экспериментальной работы) социальных педагогов (руководителей кружков, секций, клубных объединений), стала проводиться постоянная работа с родителями ребят, занимающихся в клубе.
СПМ стала проводить совместные с родителями ребят мероприятия типа «коллективных творческих дел», например, праздники двора и микрорайона, самодеятельные цирковые представления («Веселый детский цирк»), «Коллективные дни рождения» детского клуба учащихся младших классов «Чебурашка» (с участием учителя, воспитателя группы продлённого дня и некоторых «дежурных по дню рождения» родителей). СПМ – главный «орган» Опытной станции, занимающийся практической реализацией проблем привлечения населения к организации досуга детей по месту жительства и повышения роли населения в организации досуга.
Благодаря СПМ у клуба и Станции среди жителей микрорайона и района становится все больше и больше друзей и добровольных помощников. Некоторые из них становятся оплачиваемыми руководителями кружков.
Весной Н. В. Соколова окончила курсы практической психологии (в целях повышения своей квалификации в качестве психолога и для продолжения своей работы на Станции в этом качестве).
Московский городской консультационно-методический центр
Создавался он не сразу. Сперва был организован Микрорайонный методический центр по организации досуга (ММЦ).
ММЦ был создан совместными усилиями ЦДКЖ и группы по изучению наследия С.Т. Шацкого общественного НИИ истории педагогики Педагогического общества РСФСР (первые ее руководители – воспитанники С.Т. Шацкого В.А. Изачик и с 1989 г. Ю.Н. Скаткин).
ММЦ создавался в целях пропаганды педагогических знаний (как методический кабинет, педагогическая гостиная, педагогическая библиотека и выездной педагогический лекторий).
Фонды ММЦ созданы на основе коллекции книг и методических материалов по истории общественно-педагогического движения (которые собирались нами более 25 лет). Здесь же материалы по теории педагогики и психологии, учебно-педагогическая литература и материалы по нашей собственной опытно-экспериментальной работе. (Это документы, альбомы и папки с фотографиями, вырезками из газет и журналов, магнитофильмы, слайдфильмы и кинофильмы, а также трехчасовой видеофильм с записью лекций о 30-летней социально-педагогической деятельности Р.В. Соколова, записанный в Магнитогорском педагогическом институте.
Сняли многочасовой видеофильм с воспоминаниями об С.Т. Шацком. В съемках в качестве оператора принял участие сын известного педагога-новатора Б.П. Никитина А.Б. Никитин (кстати бесплатно и на семейной видеоаппаратуре). Общая продолжительность отснятого на видеопленку материала с воспоминаниями воспитанников С.Т. Шацкого составила более семи часов. Эти материалы используем при чтении лекций по истории общественно-педагогического движения.
Воспитанники С. Т. Шацкого выступили с предложением о присвоении нашему ММЦ, и Опытной станции имени С.Т. Шацкого (их предложение было поддержано в январе 1998 г. Отделением теории и методологии воспитательно-образовательных систем Академии педагогических и социальных наук).
В ММЦ приходят не только родители и педагоги микрорайона. Здесь же нередко бывают учителя и воспитатели из других районов и городов. Были и педагоги практически из всех стран СНГ, из Монголии, ФРГ и Швеции, Германии, США. В школьные и студенческие каникулы здесь по несколько дней занимаются учащиеся педклассов, студенты пединститутов других городов (Чайковского, Санкт-Петербурга, Полтавы и др.). Бывают здесь и аспиранты.
На материалах ММЦ пишут курсовые и дипломные работы студенты Московского государственного университета культуры, прошедшие на нашей базе практики (начиная с практики первого курса и кончая преддипломной практикой).
ММЦ принимает участие в различных совещаниях, семинарах и конференциях, разворачивая во время их проведения свои передвижные выставки. На материалах ММЦ мы подготавливаем статьи для публикации в газетах и журналах (например, в журнале «Семья и школа»). Несколько лет участвовали в работе Творческого Союза учителей (в программе «Воспитательные комплексы в микрорайонах»), в работе ряда ассоциаций (социологов, исследователей детского движения, инженеров-педагогов Москвы и других).
С 1 по 10 июня 1993 г. совместно с Федерацией детских организаций «Юная Россия», «Союзом молодежи России» и другими организациями провели декаду «Друзья детей – кто они?» с выставкой и целым рядом тематических вечеров.
К моменту издания брошюры прошел год сотрудничества в Консультативном совете Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы. Около года Комитет финансировал методическую работу Станции по программе «Мост» и, таким образом, Станция постепенно стала одной из «опытно-экспериментальных площадок» Комитета. В мае 1993 г. Комитет организовал посещение Станции группой социальных работников Австрии.
В 1992 г. по рекомендации Ассоциации воспитание Р.В. и Н.В. Соколовы вошли в Консультативный совет Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, где прорабатываются вопросы обеспечения социально-педагогической деятельности по месту жительства детей и подростков.
В августе 1993 года Комитет представил Опытную станцию специальным стендом на выставке Российская семья в павильоне «Культура» Всероссийского выставочного центра, в сентябре Комитет официально (специальным положением) наделил Опытную станцию статусом Московского городского консультационно-методического центра.
По приглашению Тюменских Тюменских областных курсов повышения квалификации работников культуры Р. В. Соколов прочитал цикл лекций в Тюмени, а по приглашению Магнитогорского пединститута им был прочитан спецкурс (объемом 42 часа) по истории отечественного общественно-педагогического движения 20 века.
Принимаем участие в научных экспертизах социально-педагогических проектов.
Р. В. Соколов принял участие в работе экспертной группы, (по приглашению Госкомитета по народному образованию СССР), давшей принципиальное критическое заключение на проекты нормативных документов, подготовленных ВНИКом Школа – микрорайон (руководитель ВНИКа сотрудник АПН к.п.н. В. Г. Бочарова).
По предложению научной консультационно-внедренческой фирмы «Социнновация» в павильоне «Юные техники» ВВЦ (ВДНХ) на выставке, посвященной социальным новациям, с конца 1990 г. был открыт консультационный пункт Опытной станции по вопросам общественно-педагогического движения XX века и по организации работы с молодежью в условиях городского микрорайона. На девяти стендах (и подиумах под стендами) были представлены методические материалы, схемы, фотографии, документы и детские поделки (участников кружков художественной и технической самодеятельности клуба «Ровесник»).
Оценив интерес посетителей, проявленный к нашей выставке за два года, фирма «Социнновация» вошла в число соучредителей нашей Станции.
Она стала финансировать около трети наших кружков, периодически пополняя клубный инвентарь, оплачивает расходы по изданию наших учебно-методических материалов, предоставляет видеокамеру для съемок наших мероприятий.
В конце 1992 года поступили предложения о сотрудничестве от кафедры инноватики Института молодежи и научно-методического объединения «Творческая педагогика». По их просьбе был проведен ряд выступлений, прочитаны лекции, проведены экскурсии на Опытной станции.
На базе клуба «Ровесник» Опытной станцией была проведена серия семинаров для заведующих отделами культуры из самых разных регионов страны – слушателей институтов повышения квалификации, работников культуры и образования, Института молодежи, педагогов Северо-восточного административного округа города Москвы.
Кроме того, приняли участие в заседаниях Центрального Совета Творческого союза учителей, в работе Совета ассоциации инженерно-педагогических работников, в работе Президиума Правления Ассоциации «Воспитание», в учредительной и других конференциях Ассоциации исследователей детского движения, в конференции Ассоциации русских скаутов.
В перспективе – создание междисциплинарной группы исследователей по проблемам «осваивания в культуре детей и подростков», созданию «культуризаторов», приобщению населения к организации досуга детей и подростков, созданию условий для социализации и самореализации личности, а также – по проблемам педагогического обеспечения повторения филоненеза в онотогенезе.
Весной 1993 года приняли активное участие в ряде важных научных форумов. Участвовали с докладом и выставкой на международной научно-педагогической конференции по проблемам гуманизации отношений педагогов, учащихся и родителей. Выступали на конференции Института развития личности РАО по реализации потенциала государственных и общественных организаций в социализации детей. Приняли участие в Европейской встрече участников международного движения волонтеров.
Работа Опытной станции встретила одобрение в решениях: Всесоюзной конференции Творческого Союза учителей (Свердловск, май 1990); конференции Ассоциации «Воспитание» (Москва, январь 1991, январь и апрель 1992 г.); Конгресса движения «Образование без границ» (Уфа, январь 1991 г.); Ученого совета НИИ культурологии РАН (в июне 1992 г. и в марте 1993 г.).
Помогают родители
«Совет отцов» это своеобразный родительский комитет (в который входят только отцы ребят). Создавая его мы исходили из того, что в нашем микрорайоне действует женсовет и мамам ребят уже есть где осуществлять свою потребность в самореализации. Кроме того, мы давно поняли, что папы нехотя работают там где уже есть мамы и где они привыкли командовать.
Родители не стесняются играть с детьми. Они могут появиться на самодеятельных цирковых представлениях во фраке и цилиндре или костюме клоуна, на празднике микрорайона – в костюме Емели, сидя на «самоходной печке».
Наши папы очень помогли в ремонте полуподвального помещения под «спортивную комнату», в ремонте клубного инвентаря, в проведении праздников, спортивных соревнований и походов.
Защита клуба Ровесник и Станции – едва ли не главное, чем оказался полезен «Совет отцов» (если не считать, что отцы ведут около половины кружков и секций).
В самое трудное для выживания московских клубов время (в 1992 году) «Совет отцов» не «сник». Родители написали письма в местную газету и в префектуру. Откликнулся заместитель префекта С.И. Худяков. Он обратился к супрефекту, с письмом, в котором рекомендовал сохранить клуб и Опытную станцию. Таким образом, клуб удалось отстоять, (его помещения и инвентарь после увольнения из РЭУ педагога-организатора были переданы нашей Опытной станции). Восстановить педагога-организатора на работе в РЭУ не удалось, но Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы заключил со Станцией договор о сотрудничестве и по этому договору в З-ем, 4-ом кварталах были выделены денежные средства, которые (в совокупности со средствами других спонсоров) позволили не только сохранить для работы в микрорайоне педагога-организатора Н.В. Соколову (на методической работе), но и к декабрю 1992 развернуть 27 кружков художественного и технического творчества, спортивных секций и клубных объединений (т. е. значительно больше, чем в предыдущие месяцы). Правда, размер зарплаты руководителей пока не удалось поднять до уровня работников государственных внешкольных учреждений.
Что дало создание Опытной станции детям, родителям, педагогам
Благодаря созданию на базе клуба «Ровесник» Первой опытной станции по внешкольному воспитанию удалось:
Избежать сокращения кружков и секций (которое могло бы произойти, т. к, школа микрорайона и внешкольные учреждения района резко сократили финансирование кружковой работы, проводимой на территории микрорайона, а РЭУ в 1992 г. вообще перестало выделять отчисления от квартплаты на работу с детьми и даже сократило педагога-организатора, отправив его на биржу труда);
Привлечь к практической воспитательной работе с детьми и подростками на базе клуба Ровесник 10 педагогов.
Закрепить руководителей-общественников (благодаря тому, что их работу на базе клуба стала оплачивать Опытная станция из средств, полученных от спонсоров), а позже – «сохранить» педагога-организатора;
Организовать новые кружки и секции, увеличив число групп до 30 и доведя число еженедельно занимающихся детей и подростков до 300 (к лету 1993 г).
Оплачивать расходы по проведению праздников микро района и других мероприятий;
Оплатить работы по ремонту помещений клуба (в том числе – по настилке полов в подвальном помещении, выделенном в качестве подсобного);
Оплатить ремонт клубной мебели и аппаратуры;
Оплатить расходы по оплате еженедельных дежурств дежурного педагога сперва в Гостиной клуба и ежедневных дежурств в осенние и зимние каникулы в Комнате настольных игр, а зятем и вообще обеспечить работу клуба в помещениях по двум адресам во все семь дней недели с ежедневными занятиями от 2 до 4 кружков разного профиля;
Оплатить работы художника-оформителя, работы по изготовлению объявлений и афиш клубных мероприятий, и по ксерокопированию афишек, буклетов, проспектов, а так же по изготовлению слайдов, фотоснимков и кинофильма, отражающих проводимую работу;
О социально-педагогическом «программировании»
В условиях, когда Станция не нашла постоянных спонсоров, её деятельность по необходимости строится в виде целевых программ, которые должны быть достаточно конкретными (с точки зрения потенциальных спонсоров), иметь сравнительно малую продолжительность, сложность, объем и стоимость.
Таким образом, Станция вынуждена была разработать целый «портфель» разных программ (и накопить в этом деле некоторый опыт).
Во-первых, это Программа развития Станции на первые 5 лет. Это общая программа, (для себя и для учредителей), своего рода «декларация о намерениях».
Во-вторых, это «Пакет микропрограмм», где каждый из планируемых кружков представлен в виде «микропрограммы», т. е. заявки на одной странице, где указываются цели создания кружка, что для его организации уже имеется (например, помещения, что-то из инвентаря и материалов, кандидатура руководителя), а так же указывается возможная «стоимость» микропрограммы с вариантами (при одном или двух занятиях в неделю, при занятиях в учебное время года или круглый год). «Маленьким» спонсорам или «новым» спонсорам такие микропрограммы позволяют, во-первых, выбрать форму спонсирования, во-вторых, выбрать объект спонсирования, в-третьих, понять, как лучше осуществить контроль (за выделенными на благотворительность средствами).
Для «крупных спонсоров» интереснее комплексные программы. Например, научная консультационно-внедренческая фирма «Социнновация» предпочла финансировать программу «ЭРМДП» (экспериментальную, разновозрастную многопрофильную досуговую программу), в которой вошло несколько микропрограмм: изостудия с кружками живописи, линогравюры, керамики; «Универсальная мастерская самообслуживания» (с кружком «Умелые руки»); отряд скаутов; секции настольного тенниса, шахмат; «Комната настольных игр».
Постепенно накопились следующие основные программы
«Радость детям Марьиной рощи» – постоянная совместная благотворительная программа, включающая организацию бесплатных кружков детского творчества, спортивных 'секций, утренников, вечеров, экскурсий, походов, самодеятельных цирковых представлений, кинопросмотров, просмотров видеофильмов, праздников игры и других мероприятий.
ЭРМДП (экспериментальная разновозрастная многопрофильная программа) финансируется фирмой «Социнновация». Цели: опробование в современных условиях нетрадиционных форм досуга; поиск среди педагогов и «хоббистов» «скрытых педагогических талантов».
Следующая приоритетная задача в жизнеобеспечении Опытной станции стабилизация финансового положения (т. е. изыскание постоянных источников финансирования, которые бы позволили планировать развитие деятельности Станции по всем направлениям).
При благоприятном решении этой проблемы можно будет шире привлекать к постоянной работе высококвалифицированных исследователей, планировать долгосрочные исследования, активнее осуществлять переход от преимущественно традиционных кружковых форм работы к интенсивным клубным формам (т. е. от создания условий преимущественно социализирующих к условиям более гармонично сочетающих стимулы социализации и самореализации).
Вместо послесловия
в брошюре были процитированы слова из статьи в газете «Семья»:
«...Но хватит ли всему обществу тех, кого воспитали Соколовы? У которых принцип немодный: раньше думай о Родине, а потом о себе. Как проповедуют, так и живут. Можно иронически улыбнуться, а можно спросить себя начистоту: а слабо мне?»
Татьяна САЗОНОВА. Из газеты Детского фонда «Семья» за 1 июня 1992 г.
А дальше сообщалось, что «в день выхода газеты со статьей, о Станции матери одного из воспитанников «Ровесника» Т. Сазоновой педагог-организатор Н. В. Соколова получила из РЭУ «предписание» об увольнении...
Но через год она была принята на эту же должность Управлением муниципального округа «Марьина роща».
А разве справедливость не должна восторжествовать?»
После этого в брошюре сообщались дни и часы бесплатных консультаций:
Бесплатные консультации по вторникам с 15 до 17 и по четвергам с 19 до 21 часа.
Перед посещением рекомендуем звонить по телефону 971-11-93.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Давалась информация о фондах Методического кабинета Станции:
В МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ СТАНЦИИ ИМЕЮТСЯ
КИНОПЛЕНКИ И ВИДЕОЗАПИСИ
– По истории общественно-педагогического движения:
– о жизни педагогической деятельности С.Т. Шацкого (с воспоминаниями воспитанников С.Т. Шацкого) ;
– о педагоге-новаторе И. П. Иванове, его коллегах и продолжателях;
– о детском доме слепоглухонемых детей а г. Сергиев-Посад;
– о сборах, слетах и лагерях клубных объединений 60-8О-х годов;
– о щелковском многопрофильном подростковом клубе «Орион» конца 60-х годов («Орионовокая неделя», «Многоцветье «Ориона» (многопрофильная деятельность клуба по коллективному освоению культуры), фильмы о лагерях труда и отдыха, экспедициях;
– о Форпосте культуры им. С. Т. Шацкого («У нас во дворе», «Чудаки из подвала»);
– о семейно-педагогических клубах 80-х годов;
– о детском многопрофильном клубе «Ровесник» и Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (о помощи населения в организации и работе кружков художественного, технического и прикладного творчества, о спортивных секциях, о мероприятиях клубных объединений, о таких коллективных творческих делах как «Праздник игры», «Сегодня цирк!» и др.
В конце брошюры приводилось
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КЛУБА «РОВЕСНИК»
НА Май 1993 ГОДА
1. Кружок КЕРАМИКИ СБ 18 – 20
2. Кружок КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Вт 14зо-16зо
3. Кружок НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ 1-я гр. ПН 9 – 11
4. Кружок НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ 2-я гр. ПТ 9 – 11
5. Кружок УМЕЛЫЕ РУКИ ПН 17 –19
6. «УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ ПН 19 – 21
САМООБСЛУЖИВАНИЯ »
7. Кружок АВИАМОДЕЛИЗМА
для уч-ся 2-й смены 1-я гр. ПН 11 – 13
8. Кружок АВИАМОДЕЛИЗМА
для уч-ся 2-й смены 2-я гр. ЧТ 11 – 13
9. Кружок ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ЧТ 18зо – 20зо
10. Кружок РАДИОТЕХНИКИ
для уч-ся старших кл. Вт 18зо – 20зо
11. Кружок ВЯЗАНИЯ для любого возраста Вт 14 – 16
12. Кружок НАСТОЛЬНЫХ ИГР для младших ВС 15 – 17
13. Кружок НАСТОЛЬНЫХ ИГР для старших СБ 18 – 20
14. Секция НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА 1-я гр. СР 18 – 20
15. Секция НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА 2-я гр. ПН 17 – 21
16. Секция ШАХМАТ для ребят любого возраста СБ 16зо –18зо
17. Отряд СКАУТОВ
походы и экскурсии в другие дни Вт 16 – 18
18. Кружок ЖИВОПИСИ для любого возраста Вт 19 – 21
19. Кружок ЛИНОГРАВЮРЫ ПТ 19 – 21
20. Кружок «РУКОДЕЛЬНИЦА» СБ 17 – 19
21. Кружок МАКРАМЕ (плетения украшений) ЧТ 15 – 17
22. Кружок МАКРАМЕ старшая группа
для учащихся 2-й смены ПТ 15 – 17
23. Кружок «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ЧТ 10зо –12зо
24. Кружок ВЫШИВКИ для любого возраста ПТ 17 – 19
25. Кружок «МАСТЕРИЦА» для любого возраста ЧТ 17 – 19
26. Клуб «ДИСНЕЙ» (просм. мультфильмов по ТВ СР 16 – 18
27. Кружок РИТМИКИ для любого возраста Вт, ПТ 14 – 16
28. Кружок ФОТОГРАФИИ СР 15 – 17
29. Кружок АППЛИКАЦИИ ВТ 15 – !7
30. РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ работает по своему плану
У НАС ВСЕ ЗАНЯТИЯ БЕСПЛАТНЫЕ!
Глава вторая. БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ В ТРУДНЫЕ ГОДЫ
НАЧАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (в 1991-1994гг.)
И В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ
Эта глава по стилю и по содержанию сильно отличается от предыдущей. И это не случайно.
Вероятно, если бы в стране в 1991 году не произошло резкой перемены социокультурной ситуации, то и глава эта была бы иной. Может быть, этой главы вообще бы и не понадобилось – просто первая глава охватила бы весь период по настоящее время.
Но ситуация в стране изменилась. Изменилось общественное устройство, изменились объективные условия, в которых оказались дворовые клубы. Не секрет, что многие из них не смогли приспособиться и выжить в новых условиях.
Нам это (хотя и с огромными усилиями) удалось. Выжить клубу и Станции (точнее, клубу, благодаря Станции) удалось, но при этом на протяжении нескольких лет борьба за выживание сопровождалась снижением качества условий жизнедеятельности.
Пришлось расстаться с частью помещений. Один из кооперативов самым наглым способом отнял у нас помещение бывшей трансформаторной будки, которая в своё время была передана нам и в ней мы хранили стальные конструкции и деревянные крышки столов настольного тенниса (Теперь в этой будке продуктовый магазин.)
Долгое время (несколько лет) не выделялось денег на ремонт помещений, на оборудование и инвентарь и происходило их постепенное обветшание.
Несмотря на все усилия по поиску спонсоров (и иногда их удавалось найти) средства на оплату руководителей постепенно сокращались.
В итоге происходило постепенное снижение числа оплачиваемых руководителей, числа детских объединений, числа охваченных в них детей и подростков.
Можно было бы, конечно, подробно описывать, что и когда и насколько сокращалось (когда и кто из руководителей кружков покидал нас, как закрывались кружки и секции, как ребята переживали их исчезновение...
Но считаем более полезным рассказать о том, что делалось нами, чтобы удерживать тенденцию спада, какие события в этом оказались решающими. Это может пригодиться другим.
После потери бывшей трансформаторной будки попытки «прихватить» наши помещения никогда не прекращались.
Первая серьёзная опасность остаться без лучших помещений нависла над Станцией и клубом ещё «при советской власти».
Вернувшись из отпуска летом 1991 г., мы узнали, что решением Дзержинского райсовета наши лучшие помещения переданы «хозрасчетному» молодёжному театру. Якобы для усиления нашей работы по эстетическому воспитанию.
Оказалось, что эту акцию инициировала жительница микрорайона, (которая раньше работала преподавателем соседнего ПТУ, а потом стала работать в аппарате райисполкома) при поддержке председателя комиссии по торговле райсовета. Её дочь поступила в Институт культуры на театральное отделение и мама решила «организовать» театр для дочери рядом с её домом.
Первое событие, которое позволило защитить от посягательств на помещение клуба и позволяет говорить о начале нового этапа в поддержке Станции и клуба (о начавшейся поддержке новой администрацией).
Тогда ещё существовал Моссовет, но мы решили обратиться за помощью к новой администрации.
Мы обратились к руководству префектуры и Префектура поддержала нас, предприняв достаточно эффективные меры для сохранения помещений за Станцией. (По нашей просьбе Префектура опечатала помещение, которое у нас пытались отобрать, а пока оно было опечатанным, мы сумели добиться отмены райсоветом своего решения о передаче нашего помещения другой организации.)
К сожалению, первым супрефектом в нашем муниципальном районе стал тот самый председатель комиссии по торговле райсовета, который содействовал принятию решения о передаче наших помещений другой организации.
Нам тогда все говорили, что в этой ситуации (при таком главе местной администрации) гибель клуба и Станции предрешена однозначно.
И он сделал, наверное, всё, что только мог, чтобы Станции и клуба не стало.
Помещения наши он неоднократно пытался передать другим организациям, например, – международному совместному предприятию, которое «уступило» для размещения районной администрации половину первого этажа в школьном здании (занятом этим СП в августе 1991 года).
Положение наше осложнялось ещё и тем, что у этого СП был договор о сотрудничестве с Министерством образования (подписанный министром образования Э.Д. Днепровым), в СП работали по контракту руководящие работники Российской академии образования, которыми была разработана программа создания в нашем микрорайоне (где всего одна школа и один клуб!) культурно-воспитательного комплекса.
В лучшем случае «маячила» перспектива быть «поглощёнными» этой структурой. Директор СП откровенно предлагал перейти работать к ним, суля «солидное» издание первой нашей книги и, угрожая (в противном случае) красивой фразой: «Те, кто не поместятся в нашем дилижансе, вынуждены будут освободить дорогу».
(Забегая вперёд, скажем, что мы категорически отказались сотрудничать и, несмотря на самые энергичные попытки СП и супрефекта «освободить дорогу» для «дилижанса», мы устояли, а вот это СП через несколько лет вынуждено было покинуть «Марьину рощу».)
Конечно, руководство СП, вкупе с районной администрацией и при помощи нанятых СП восьми «социальных педагогов» несколько лет «копали под нас», разрушая, созданный нами в микрорайоне (в прежние годы) Социально-педагогический комплекс, настраивая население против клуба и станции.
После того, как родители ребят написали в Верховный совет о том, что СП захватило переданное школе здание бывшего ПТУ и размноженный ответ из Верховного совета (о незаконности захвата и необходимости вернуть здание школе) родители развесили на остановках троллейбуса и автобуса, супрефект на одном из них наложил свою резолюцию. Он написал: «Бурбулили вас и дальше будем Бурбулить!». И подписался.
Мы сняли этот листок и решили сохранить для истории.
«Бурбуление» выразилось в том, что по настоянию супрефекта педагог-организатор Соколова Н.В. была уволена из жилищного хозяйства («по сокращению штатов»). Уволена срочно, несмотря на письма от комитета по делам семьи и молодёжи и других организаций с просьбами отсрочить увольнение. Директор жилищного хозяйства откровенно ссылался на указание супрефекта: «Супрефект для меня бог и царь!».
Но после официального увольнения педагог-организатор не ушла из клуба. Вынужденная зарегистрироваться на бирже труда, она продолжала вести работу с детьми в клубе в качестве «волонтёра» «на общественных началах».
Забегая далеко вперёд, скажем, что «вернуть» педагога-организатора удалось только через год (и уже при другом супрефекте). Она была взята на работу педагогом-организатором в Управление муниципального района по трудовому соглашению. При этом она на долгое время потеряла возможность получать отпускные, оплату больничного листка…Но главное – она могла продолжать работу с детьми в нашем клубе. Была даже некоторая польза от этой её безработицы – биржа труда оплатила обучение Н.В.Соколовой на курсах и педагог-организатор обрела удостоверение практического психолога. Как говорится, нет худа без добра).
Социальный педагог должен уметь даже отступление (поражение) использовать для обретения новых условий и нового наступления.
Чтобы учителя школы не передали заявления с просьбой вернуть им переданное (но захваченное СП) здание. СП стало доплачивать всем работникам школы по 50 процентов к зарплате.
К сожалению, учителя согласились и это ещё больше осложнило отношения между школой и клубом. Некоторые учителя стали настраивать учеников против клуба, говоря, что клуб хочет лишить их части зарплаты...
В этой ситуации приходилось ходить на приём к разным начальникам (к министру образования (Э.Д. Днепрову, к заместителю префекта по социальным вопросам С.И. Худякову) и доказывать нужность нашей работы, необходимость оказания нам защиты и помощи.
С большим трудом (с помощью родительского «Совета отцов»? который устраивал внушительные коллективные «демарши» в кабинеты местной администрации) и при помощи многочисленных ходатайств о сохранении клуба от разных заинтересованных в воспитании детей учреждений, ведомств и организаций (например, от Комитета по делам семьи и молодёжи, от Института культурологии, от нескольких институтов повышения квалификации, от Ассоциации «воспитание», от фирмы «социнновация»...) удалось сохранить Станцию и клуб. Удалось сохранить за Станцией и клубом помещения и инвентарь.
Второе событие, укрепившее наши позиции в тот период и конкретно в той ситуации, что сложилась вокруг нас в микрорайоне. Нам очень помогло, то, что по нашей инициативе был создан (при Комитете по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы) общественный Консультативный совет, членами которого мы стали, получив официальное направление-рекомендацию от Ассоциации «Воспитание»/
Забегая вперёд, скажем, что в составе Консультативного совета, а затем и Аттестационной комиссии Комитета, мы проработали 5 лет. Мы считали, что не решив вопроса для всех подобных общественных формирований, мы не решим этих вопросов и для себя.
И кое-что удавалось решить. Так, например, педагогов-организаторов удалось «вернуть» к их работе благодаря введению (решением московского Правительства) в бюджет города специальной статьи (где предусматривалась зарплата педагогов-организаторов).
Иногда для того, чтобы решить «свой» вопрос для себя надо решить «общий» вопрос для всех.
Помогло и то, что тогда был заключён договор о совместной деятельности с Комитетом, а в 1992 году Станция получила от Комитета официальный статус «Московского городского консультационно-методического центра.
Часть расходов (например, хозрасходы по содержанию помещений) удалось покрыть деньгами, выделявшимися на работу МГКМЦ. В 1995 и 1996 гг. удавалось этими же деньгами оплачивать работу руководителей некоторых кружков (фотостудии, компьютерной грамотности др.).
К сожалению, и второй (вторая) супрефект относились к нашей работе (и вообще работе с детьми по месту жительства) крайне негативно. Супрефект утверждала, что воспитанием детей должны заниматься родители и …гувернёры.
И это негативное отношение к нашей работе и к нам лично мы испытывали, пока в район не пришёл третий супрефект.
Третье событие.
В 1992 г. в маленькой типографии г. Торопца на деньги фирмы «Социнновация» удалось напечатать книгу Р.В. Соколова (учебно-методическое пособие «Привлечение населения к воспитанию детей и подростков по месту жительства»). Книга объёмом в 190 страниц с иллюстрациями помогла в создании нужного имиджа и, таким образом, в «укреплении позиций».
Через год удалось напечатать второе издание книги, изменив немного содержание, иллюстрации и название.
С помощью Российского фонда образования удалось отпечатать последнюю главу книги (о клубе «Ровесник» и Опытной станции) отдельной брошюрой.
Четвёртое событие.
В 1993 году мы обратились в Префектуру с просьбой о предоставлении нам бесплатной аренды помещений, обещая все услуги детям клуба «Ровесник» оказывать бесплатно. Префектура поддержала просьбу Станции о заключении договора на занимаемые помещения без оплаты за аренду.
Пятое событие, которое (в период уже полного отчаяния) позволило заново возродиться надежде – посещение новогоднего (1994 г.) праздника префектом Северо-Восточного административного округа В.В. Систером, который принял нашу жалобу и предложил активную поддерржку.
Некоторые подробности о том, как это было. Появление префекта на нашем Новогоднем празднике, который мы проводили во дворе клуба, для нас оказалось совершенно случайным.
Надо сказать, что это был единственный за все годы клуба Новогодний праздник, когда роль Деда Мороза я решил передать другому человеку (Это был руководитель другого дворового клуба, подрабатывавший в нашей школе учителем истории.) Дело в том, что накануне по поручению супрефекта жилищное хозяйство «выставило» нам счёт в четыре миллиона на оплату коммунальных услуг. При бесплатных кружках, отсутствии хозрасчётной деятельности нам неоткуда было взять деньги на оплату коммунальных услуг. Казалось, что после Новогоднего праздника клуб будет закрыт. Настроение было самое скверное.
Префект приехал на машине и, выйдя из неё, наблюдал за ходом праздника. Удивляясь, как мы на него обратили внимание и смогли узнать.
Я успел шепнуть Деду Морозу о том, что человека, стоящего у легковой машины обязательно нужно «задействовать» в играх. Он кивнул головой и, когда фольклорный кружок начал игру «Зайка серенький», среди играющих оказался и префект.
А когда вместе с префектом сыграли в «Золотые ворота», ребята, к удивлению В.Г. Систера, который, наверное, думал, что его не узнали, дружно поздравили его с Новым годом, префект ответил приветствием и Новогодними пожеланиями.
После этого он спросил у меня, сколько денег выделило на этот праздник
Управление муниципального района. Я сказал, что не выделило ни копейки и достал из кармана счёт на оплату коммунальных услуг, , который был нам выставлен по команде супрефекта..
Префект возмутился и сказал, что всё это – нарушение его распоряжения о поддержке клубов. Предложил написать жалобу и передать её лично ему.
Мы её написали и к ней приложили две бумаги. Это письмо от группы родителей и письмо за подписью директора Российского Института культурологии К.Э. Разлогова с предложением о заключении договора о сотрудничестве между Опытной станцией и префектурой.
Через неделю был получен ответ из префектуры, в котором было сказано, что с работниками Управления муниципального района проведена беседа, им рекомендовано заключить с Опытной станцией договор о сотрудничестве и изыскать источники финансирования.
Мы тогда очень обрадовались, но первая же встреча с супрефектом Н.В. Ломакиной показала, что радость наша преждевременна.
Договор о сотрудничестве был заключён только через несколько месяцев, а источники финансирования муниципалитет изыскивал годы.
Шестое событие, которое позволило надеяться на изменение ситуации – посещение нами заместителя префекта по социальным вопросам С.И. Худякова с просьбой дать подтверждение, что наш спорный вопрос на административном уровне не рашается и компромиссное решение этого вопроса администрацией префектуры.
Требования платить за коммунальные услуги не прекращались и мы решились на очень рискованный шаг: объявить в Префектуре, что мы собираемся подать на неё в суд.
Приводим некоторые подробности.
Записались на приём по вопросу «подачи заявления в суд на префектуру в связи с невыполнением префектурой 575 Постановления Правительства Москвы».
Нас сразу же записали и когда мы вошли в кабинет заместителя префекта там уже были начальник Управления развития социальной сферы, его заместитель и наш супрефект.
У нас спросили, почему мы собираемся подавать в суд. Мы ответили, что если бы выполнялось указанное Постановление, что на отчисления, которые мы бы могли получать при его выполнении мы могли бы не только платить за коммунальные услуги, но и остались бы средства на приобретение оборудования и инвентаря. Но оно администрацией не выполняется, и нам нечем платить. Поскольку в Положении о муниципальных органах власти сказано, что в случае невозможности решения спорного вопроса административным путём, он сможет решаться в судебном порядке.
Нам было объявлено, что наш вопрос уже обсуждён и решён положительно в административном порядке, что мы освобождаемся от платежей за аренду и коммунальные услуги на основании распоряжения вице-мэра Москвы № 277 как организация, осуществляющая бесплатные услуги для детей.
Мы поблагодарили и попросили дать нам в подтверждение специальный документ, в котором бы говорилось, что именно мы освобождаемся на основании указанного распоряжения.
Пришлось проявить настойчивость. Документ такой мы получили и около двух лет вопрос платы за коммунальные услуги нас больше не тревожил.
Решение вопроса через суд было бы более радикальным и при полном выполнении 575 Постановления (при финансировании клуба средствами, указанными в Постановлении) клуб, выплачивая арендную плату и оплачивая коммунальные услуги, имел бы ещё и значительные средства на работу с детьми
Учитывая сложность общей ситуации, мы решили удовлетвориться решением вопроса, предложенным префектурой и не доводить дела до суда.
Седьмое событие. Это было заключение «договора о социальном заказе», по которому Управление муниципального района брало обязательство перечислить Опытной станции в течение года 15 миллионов рублей.
Восьмое событие. В муниципальный район был назначен новый супрефект, который (раньше работал в органах милиции и, вероятно, поэтому) смог лучше (чем его предшественники) оценить значимость и нужность нашей работы.
Первые годы Управление района выполняло условия договора лишь частично и это давало возможность частичного финансирования проводимых массовых мероприятий (нескольких массовых праздников, проводимых клубом «ровесник» на открытых площадках района).
(Остальные праздники, вся летняя работа, вся кружковая работа продолжали осуществляться нами без финансирования со стороны администрации. Часть работы велась на средства спонсоров, часть руководителей детских объединений оплачивали школа, Дом творчества, Детский парк.)
Девятое событие.
Руководитель опытной станции (Соколов Р.В.) в ноябре 1995 г. защитил диссертацию «Условия участия населения в воспитании детей и подростков по месту жительства» по специальности «социология культуры, образования науки» в Российском институте культурологии АН РФ. Защита и присвоение учёной степени благотворно сказалась на отношении местной администрации.
Десятое событие.
В начале 1997г. руководитель Опытной станции (уже давно не получавший зарплаты за эту свою работу (т.к. денег на фонд зарплаты на сету Станции не было с сентября 1996г7), был оформлен вторым педагогом-организатором (по контракту с Управлением муниципального района). Это означало определённое «продвижение» в понимании администрации района и округа значимости проводимой Станцией и её клубом работы.
Одиннадцатое событие.
К Дню города (850-летия Москвы) оба педагога-организатора (руководители Станции и клуба) по представлению администрации Управления муниципального района «Марьина роща» были удостоены государственных наград – награждены памятными юбилейными медалями (в удостоверениях которых стоит подпись Президента страны).
Двенадцатое событие.
В конце 1997г. Управление муниципального района (впервые) выполнило условия договора о социальном заказе (обязательства о перечислении тех же 15 млн. рублей). И даже перевыполнило его на 8 процентов!
Большие надежды на поддержку клуба и Опытной станции местной районной администрацией появились у нас осенью 1997 г. в связи с приходом нового заместителя супрефекта по социальным вопросам В.В. Алексеева.
За короткое время он дважды посетил клуб и при этом довольно внимательно слушал и вникал во всё, что мы ему говорили. Краткий
доклад директора Станции о 12-летней динамике развития клуба был проиллюстрирован несколькими графиками, показывающими динамику изменения материально-технического, финансового и кадрового обеспечения жизнедеятельности клуба. График чётко показывал, что до августа 1991 года «кривые» изменения площади клубных помещений, объёма финансирования, наличия оборудования и инвентаря имели тенденцию «роста».
С конца 1991 г. динамика по всем «кривым» имеет общую тенденцию «спада».
По графикам было видно, что если отношение к финансированию клуба не будет радикальным образом изменено в лучшую сторону, то к 2000 году клуб окажется по главным факторам жизнеобеспечения на той же «отметке», что и весной 1986 г. т.е. в момент создания клуба. Говоря образно, району грозит перспектива остаться у «разбитого корыта».
Такая перспектива, вероятно, не понравилась новому заместителю супрефекта и В.В. Алексеев обещал помочь. И сразу же начал осуществлять обещанное.
Первое, что он сделал – поддержал просьбу о выделении денег на проведение праздника подвижных игр в осенние каникулы (на осенние каникулы денег муниципалитет обычно не выделял).
Второе – к дверям клуба был установлен большой мусорный бункер (для вывоза на свалку ветхого клубного инвентаря).
Третье – Управление подарило клубу книжный шкаф (бывший в употреблении, но ещё весьма добротный).
Четвёртое. На выделенные клубу деньги был приобретён новый японский (с вполне «приличным» по размерам экраном) телевизор.
Пятое. Управление муниципального района оплатило приобретение для клуба очень хорошего компьютера.!
Шестое. Управление района согласилось с Нового года оплачивать двух руководителей кружков (по 0, 5 ставки).
Планы на лето 1998 г.
До середины декабря планы на следующее лето были такие же как и в прошедшем году, но на парламентских чтениях по воспитанию в Госдуме произошла очередная встреча с Ю.Г. Листопадовым из г. Шуи Ивановской области. Этот великий подвижник организации летних палаточных лагерей заинтересовался привезёнными из Нижнего Новгорода видеозаписями, сделанными у скаутов 91 школы и у известного организатора 28 летних лагерей 66 школы С.Т. Сейфи.
Посещение Листопадовым Методического кабинета Станции естественным образом перешло на разговор о летних планах и ознаменовалось появлением проекта по поводу совместного проведения на базе, организуемого Листопадовым (уже не первый год) на берегу Чёрного моря (в районе Анапы) палаточного лагеря «Робинзон» совместной тематической смены. В ней могли бы принять участие клуб «Ровесник» и другие «дворовые» клубы.
Уже на следующее утро мы с Листопадовым посетили заместителя главы районной управы по социальным вопросам В.В. Алексеева, который заинтересовался нашим летним проектом и предложил его проработать подробнее.
Ещё через сутки на стол Алексеева легла папка с документами. Это были «Протокол о намерениях» по поводу тематической лагерной смены в лагере «Робинзон», ксерокопии дипломов, подтверждающие признание Комитетом РФ по делам молодёжи программы Листопадова и нашей программы «Юный спасатель» (на реализацию которых и был направлен наш проект) и «Рабочая программа» на двух страничках, в которой перечислялись цели и задачи лагерной смены, обязанности сторон в процессе подготовки и проведения смены.
В.В. Алексеев предложил Р.В. Соколову написать на имя главы районной администрации официальное письмо с просьбой о рассмотрении этих документов и обосновании целесообразности для детей Марьиной рощи и клуба участия в такой лагерной смене.
Всё это произошло до Нового года, вселяло доверие к новому руководителю районной администрации.
Надежды на cущественное улучшение жизнеобеспечения клуба в новом 1998 году, к сожалению, омрачала вновь возникшая проблема оплаты аренды помещений.
Серьёзные проблемы с арендой помещений
и попытки решения этой проблемы
Тревога по поводу помещений возобновилась в конце 1997г., когда территориальное агентство Москомимущества объявило о том, что договор о бесплатной аренде помещений Опытной станцией (заключённый весной 1993 г. на пять лет), Москомимущество считает недействительным с 1996 г. и прислало две письменных претензии, по которым требует уплаты Станцией за два года суммой более чем в половину миллиарда рублей.
При отказе уплатить эти деньги Москомимущество угрожает передачей дела в арбитраж с требованием выселить нас из занимаемых помещений.
Префектура предлагает решить этот вопрос «одним росчерком пера» – мы должны подписать письмо, в котором просим расторгнуть договор о бесплатной аренде и передать помещения в распоряжение муниципального района.
Такое решение вопроса мы считали не самым лучшим и пытались решить его иначе.
Во-первых был шанс быть включёнными в реестр организаций, которым предоставляется безвозмездная аренда на основании 669 Постановления Правитльства Москвы.
Во-вторых, была надежда, что всё-таки выйдет федеральный закон о соответствующей поддержке детских клубов.
Для того, чтобы эти возможности реализовались мы предприняли некоторые действия на городском и федеральном уровнях.
На городском уровне. Обратились к депутатам Московской государственной думы (с предложениями по реализации 669 Постановления Правительства Москвы и по принятию соответствующих норм в готовящемся законодательстве).
На федеральном уровне. Р.В. Соколов выступил на Парламентских чтениях в Государственной думе с предложениями о решении этого вопроса (для всех клубов) через федеральное законодательство.
Прекращение договора об аренде и передача помещений Управлению района тоже не обязательно означает, что они всегда будут «перепрофилированы» или будут использоваться хуже. В конкретном районе «Марьиной рощи» этого, может быть и не произойдёт.
Однако, с точки зрения развития гражданского общества (соотношения роли «общественности» и «государства» в «ведении» условиями социализации подрастающего поколения), утрата общественной организации права (предоставляемого договором об аренде) упраления помещениями и передача этого права администрации района является фактором не способствующим развитию гражданского общества.
В конце 1998 г. помещения перешли в оперативное ведение Управы района, фактически оставаясь на протяжении всего последующего 1999 г. в распоряжении Опытной станции (на основании договора о социальном заказе). Такое положение поставило Станцию в ещё большую зависимость от районной администрации. Любой конфликт с Управой района может привести к утрате Станцией возможности использовать помещения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
————————————————————————————————
НИЖЕ - ПЕРЕХОД К ДРУГИМ ЧАСТЯМ КНИГИ
----
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (17.10.12 21:11)




























































































