"Детские" движения
Эта рубрика создана 8 апреля 2010г.
"ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ


Автор э
того сайта, будучи много лет участником Ассоциации исследователей детского движения упорно доказывал коллегам, что название "детское движение" следует считать условным, а слово "детское" брать в кавычки.
Почему так?
На этой странице обстоятельно об этом.
ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ХХ ВЕКА
и его "субдвижения"
В хронологической последовательности
СУБДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКИХ КЛУБОВ
И ПЛОЩАДОК НАЧАЛА 900-Х ГОДОВ
Такое название этому течению было дано нами.
Участники его, вероятно, не присваивали своему движению
какого-либо именования.
Наиболее активно это течение проявилось в Москве, Петрограде,
Томске и в других городах.
В Москве оно ярко проявилось, как попытка включиться
в международное движение сетлементов в 1905 г. В 1906 г.
было институциализировано в качестве официально зарегистрированного
общества “Сетлемент” (переименованного позже в общество
“Детский труд и отдых”).
Общество объединяло группу представителей московской интеллигенции.
Это: архитектор А. У. Зеленко, студент С. Т. Шацкий,
пианистка В. Н. Демьянова,
учительницы Л. К. Шлегер, Н. О. Массалитинова, М. В. Полетаева,
Л. Д, Азаревич и др. (См. С.Т. Шацкий. Пед. соч. в 4-х тт. Т. 1, с. 490—491.
а также Шацкий С. Т. Избр. соч. в 2-х тт. Т. 1, с. 295—296.)

Общество занималось организацией детских клубов (объединений),
первых детских площадок, загородной летней колонии труда и отдыха,
мастерских, “дополнительной школы”, педагогических курсов.
Особое внимание уделялось созданию условий для самореализации
детей в труде, социальном, художественном и техническом творчестве.
Общество вело широкую пропаганду своей деятельности, издавая брошюры.
Материально Общество поддерживалось московским купечеством
(Морозова и др.).
Общество сотрудничало с Московской Думой, но отношения с властями
были сложными.
В 1907 г. Общество временно было закрыто.
Однако, возродилось через год под названием “Детский труд и отдых”.
А в 1915 году даже получило дотацию от Министерства
народного просвещения.
Участники Общества считали необходимым вести работу
углубленно, качественно и лишь с посильным количеством
детей (около 300 детей),
в то время как их оппоненты из фребелевского педагогического
общества Петрограда считали необходимым “охватить”
как можно больше детей.
Этим было положено начало непрекращающейся и до настоящего времени
дискуссии об “интенсивном” и “экстенсивном” внешкольном воспитании.
Поиск средств наиболее интенсивного воспитания привел к созданию
на базе летней колонии “Бодрая жизнь” круглогодичного
воспитательно-учебного
заведения “Школы-колонии” (своеобразного лицея),
а с 1919 г. к созданию на его базе Первой опытной станции по народному
образованию.
В итоге течение породило весьма оригинальную “субкультуру”.
Активный участник общества “Детский труд и отдых” учительница
М. В. Полетаева организовала еще в дореволюционное время
в Замоскворечье на Житной улице клуб “Детский уголок”
для младших школьников
и подростков, просуществовавший после Октябрьской революции
около 20 лет.
— (См. об этом Шацкий С. Т. Избранные пед. соч. в 2-х тт.
Т. 1, с. 37, 295);
Полетаева М. Детское дело. Изд. “Работник просвещения”.
М. 1927; Львов К. И.
и Полетаева М. В. Организация клубной работы с детьми.2-е изд. перераб.
и дополн. — М.: Работник просвещения, 1930).
Во второй половине века идеи и опыты этой “субкультуры” осваивались
лидерами движения юных коммунаров 60-х гг. и движения педотрядов 70-х гг
Специально углубленным изучением и освоением опыта
общества “Сетлемент”,
общества “Детский труд и отдых”, колонии “Бодрая жизнь” и
Первой опытной станции по народному образованию
с 1971 года мы занимались, создав Форпост культуры им. С. Т. Шацкого,
а с 1986 г. - детский клуб “Ровесник”.
(В 1990 г. на его базе была создана некоммерческая организация
«Первая опытная станция по внешкольному воспитанию»
(о 10-летней деятельности которой подробный материал
помещёнв «приложениях»).
Дополнительная справочная информация об энтузиастах движения
организаторов детских клубов и площадок помещена в «приложениях».
СУБДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ РУССКОГО СКАУТИЗМА
10-Х ГОДОВ
К концу первого десятилетия нашего иска Россия оказалась
благодатной почвой для идей англичанина Бадэн Пауэлла
и его сподвижников, положивших начало международному
движению скаутов (юных разведчиков).

И. Н. Жуков, один из идеологов
и организаторов “скаутского движения” в России, в книге “Русский скаутизм” писал, что “у нас в России ... организация юных разведчиков не есть организация военная ... а организация рыцарская.
Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям — вот задачи, которые объединяют” (Жуков И. Н. Русский скаутизм. — П., 1916, с. 5—10). скаутов.
Там же он пишет, что “пионерами, зачинателями скаутского движения
в России были почти одновременно, но совершенно независимо
один от другого — в Царском Селе полковник ...
Олег Иванович Пантюхов, а в Москве — штат-ротмистр Г.А. Захарченко.
Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной организацией
скаутов, в 1910 году посетили Англию...
Возвратившись оттуда, они ...принялись за организацию отрядов
в Москве и в Царском Селе.
В следующем году... в Петрограде при одной из гимназии,
возникает “легион юных разведчиков”, организованный Янчевецким
и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым
и О. Д. Петровым”, которая “реорганизуется в первый
Петроградский отряд юных разведчиков при “Обществе содействия
мальчикам-разведчикам” — “Русский скаут”.
Воглаве этого общества, возникшего в августе 1914 года,
становится вице-адмирал И. Ф. Боострем, как председатель общества,
и О.И. Пантюхов, как его вице-председатель” (Там же).
\В Москве начальником отряда скаутов стал редактор журнала
“Вокруг света” В. А. Попов.
“В 1917 году в 143 городах России насчитывалось 50 тыс.
скаутов и герлскаутов” (Педагогическая энциклопедия.
— М., 1966. Т. 3, с. 854).
Объединения скаутов создавались в Саратове, Астрахани, Батуми
Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве и др. местах (например, в Сибири
- в Чите, Иркутске, Нерчинске, Верхнеудинске, Владивостоке,
Красноярске и Ишиме), главным образом, при учебных заведениях.
В декабре 1915 года в Петрограде состоялся “Первый
Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся
скаутизмом”. Издавалась литература по вопросам
скаутизма ( См.: Преображенский В. С. Бойскауты
/./Изв. пед. ин-та им. П. Г. Шелапутина, 1915; Скаутизм в России.
Тр. Первого съезда по скаутизму. — П., 1916; Жуков И. Н. Русский
скаутизм. — П., 1916; Баден-Пауэлл Р. Юный разведчик,
пер. с англ., 3 изд. — П., 1916.).
По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены
на два “крыла”: монархическое и демократическое.
Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков,
который утверждал, что скаут “не военный разведчик,
а ... “пионер культуры”, “разведчик всего хорошего”,
маленький друг всего мира...” (3 Жуков И. Н. Стаи волчат
и птенчиков. — Архангельск, 1917, с. 4.).
После революции 1917 г. И. Н. Жуков с группой “скаутмастеров”,
(понимавших, что революция “серьезно и надолго”), принял участие
в создании пионерской организации и вошел в ее Центральное бюро,
был организатором первого пионерского отряда Бауманского района
Москвы и имел титул “старший пионер Российской федерации”.
Жуков пытался строить пионерию на методике “длительной игры”,
но 3—5-й съезды РКСМ (1930—1922) выразили отрицательное
отношение к скаутским организациям, и они прекратили
свое существование. Отвергли и “длительную игру”.
Возрождение скаутизма в России началось в последние годы.
В ноябре 1990 г. в Институте молодежи “закончился учредительный
съезд Ассоциации возрождения российского скаутинга. 65 делегатов
из разных городов России, а также Украины и Молдовы”
(Скауты в России //Московский комсомолец, 1990, 18 ноября.)
приняли в нем участие.
Дополнительная справочная информация об энтузиастах
развития русского скаутизма.
Пантюхов О.И. (род. 1882 в Киеве). Будучи офицером
Царско-сельского полка весной 1908 г. организовал в Павловском
парке первый русский скаутский отряд.
Зимой 1910-1911 г. встретился в Петербурге с Баден-Пауэллом
и посетил скаутские организации в Англии и Дании.
Написал книги «Памятка юного разведчика» и «В гостя
у Бой-скаутов» (1912).
В 1913 г. первое издание книжки «Спутник скаута».
В 1914 г. составил Устав Всероссийского Общества содействия
мальчикам-разведчикам «Русский скаут».
Служил в действующей армии и награждён орденом
Святого Георгия.
После ранения лечился в Крыму. Весной 1919г. принимал участие
в съезде скаутских деятелей и инструкторов Юга России
в Новочеркасске, на котором был единодушно избран
Старшим Русским Скаутом.
В 1920 эмигрировал и организовал первый русский скаутский отряд
на острове Принкиппо, положившем начало движению
русских скаутов за рубежом. С 1922 г. жил в Америке, а с 1954 -.во Франции.
Захарченко Г.А. Штаб-ротмистр. Участник русско-японской войны. Известный дореволюционный спортсмен. Вместе с Пантюховым посетил организации скаутов в Англии и других странах, встречался с Баден-пауэлом. Организовал в Москве дружину юных разведчиков. Выпустил пособие по скаутизму объёмом 40 страниц «Юный разведчик» (М., 1910).
Жуков И.Н. Род. 18075г в Забайкалье (Чита) в семье служащего. Летом 1895г. поступил на филфака Петербургского университета, участвовал в революционном студенческом движении, подвергся репрессиям (был посажен в «Кресты»). В 1899 г. принял участие во Всероссийской студенческой забастовке (размножал и распространял листовки). В 1901 г. участвовал в студенческой демонстрации, за что был исключён из университета. Был выслан (в Псков, затем в Сибирь), через год восстановился в университете, закончил его и стал учителем географии в частном училище. Стал много и успешно заниматься скульпттурой

. После выставки в Петербурге устроил выставку в Париже, где два года стажировался.
Вернувшись в Россию принял активное участие в работе со скаутами.
Создал свой отряд, а вскоре стал секретарём Петроградского общества содействия юным разведчикам «Русский скаут», редактором его «Листка».
Стал идеологом и теоретиком Российского скаутизма. Автор книги «Русский скаутизм». Разработанные им проекты документов были приняты на первых двух съездах (1915, 1917 гг.) по скаутизму.
СУБДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ПИОНЕРСКИХ КЛУБОВ
И ОТРЯДОВ («ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ») 20—30-х ГОДОВ
После Октябрьской революции - активный сторонник
«освобождённого скаутинга».
Стал одним из инициаторов создания пионерской организации
и членом первого состава её бюро (вместе
с Н.К. Крупской и А.В. Луначарским).
Имел почётное звание «Старший пионер Российской Федерации».
Предложил «длительную игру» в «пионеров нового общества»,
которая была официально утверждена 5-ым съездом комсомола.
Позже комсомол к методу длительной игры стал относиться с плохо.
Жуков предлагал «Экспедиционный корпус учащихся»,
«Морской корпус», «Фантастический проект создания
при Наркомпросе должности Робинзона Крузо и Пятницы».
С 1923 по 1932 г. жил в Москве, работал учителем географии,
писал книги для детей.

Руководство пионерией со стороны
комсомола привело к политизации
этой организации, к изживанию
“скаутинга”, “длительной игры”,
романтики походно-палаточного
стиля жизни, а главное —
“самодеятельных начал”.
В 30-е годы после перевода
пионерской организации
в школы и подчинение ее
школьной администрации
(а особенно после Постановления
1934 г. “о перегрузке” школьников общественной работой),
“пионерработа” стала все больше и больше напоминать
“дополнительные уроки” (“предметные сборы”).
Стали “исчезать” вожатые-парни. В пионерском “активе”
стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации
подростки- Палаточные лагеря труда и отдыха стали
преобразовываться в “пионерские здравницы”, идеалом устроителей
которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными
строениями и асфальтом.
Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС
на некоторое время привели к “оживлению” в пионерской
организации, но лишь “местами” и на короткий срок.
ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 40-Х ГОДОВ
Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х
и начала 40-х годов стало “тимуровское движение”,
о котором некоторые сведения можно найти даже
в “Советском энциклопедическом словаре”:
“Тимуровское движение развернулось в СССР. среди пионеров
и школьников в нач. 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара
“Тимур и его команда”. Содержание Т. д.: оказание
помощи семьям военнослужащих в годы Вел. Отеч, войны,
престарелым, колхозам и совхозам в с.-х. работах, детсадам,
благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших
воинов и др.”(Советский энциклопедический словарь,
— М., 1981, с. 1340).
Среди молодых историков детского движения высказывалось
мнение, что “прототипом” тимуровской команды для
А. Гайдара послужила группа скаутов, действовавшая
еще в 10-х годах в дачном пригороде Санкт-Петербурга.
Эту версию еще предстоит проверить, но сравнительный
анализ “тимуровцев” со “скаутами” действительно показывает
много общего, (особенно идеология и практика милосердной
“рыцарской” заботы детей об окружающих людях,
идея совершения добрых поступков “по секрету”).
По утверждению исследователя тимуровского движения
В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. II. Гайдаром
в качестве “альтернативы пионерской организации, тогда,
в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной,
унылой. Он, по собственному признанию), готовил — и приготовил!
— под нее “бомбу” (Татарова В. Н. Второе пришествие Тимура
//Ступени, 1990, № 10).
Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести)
методика организации самодеятельного инициативного
(да еще и “законсперированного”) объединения
“самих детей”, осуществляющих заботу о старших,
для конца 30-х годов выглядела подозрительно.
Однако, повесть удалось напечатать благодаря
взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ
Н. А. Михайлову.
Как отмечают современные криминологи В. В. Грибанов
и Э. П. Теплов, “рассказанная Гайдаром история оказалась
удивительно созвучной настроению целого поколения ребят;
борьба за справедливость, подпольный штаб, специфическая
сигнализация, умение стремительно собираться “по цепочке”
и т. д.
Как следствие начинается бурный процесс стихийного развития
“тимуровского движения” (Грибанов В. В., Теплов Э. П.
Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности
неформальных группировок //Криминологи о неформальных
объединениях. — М., 1990, с. 127).
На годы войны приходится “массовый размах движения.
Форм не счесть— сама обстановка неисчерпаема на подсказки,
и ребята действуют не по чьим-то кабинетным директивам,
а именно по обстановке! (Там же).
Не только летом и не только в дачном поселке.
И не обязательно с “конспирацией”.
И создавали их не только старшие подростки, но и взрослые.
Так, Центральную киевскую команду, в которой в 1941 г.
насчитывалось около 250 ребят, возглавляла М. Т. Боярская,
а тимуровскую команду г. Пласт Челябинской об ласти,
в которой участвовало 200 подростков — семидесяти‑
трехлетняя А. П. Рычкова.
В 1942 г. газета “Московский большевик” писала,
что в Москве пионерская организация расформировалась,
а ее роль фактически подменена тимуровскими командами.
Комсомол был напуган этой ситуацией.
Как вспоминал Н. А. Михайлов, “движение приобрело
настолько широкий характер, что комсомольским организациям
приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение
органически вливалось в работу пионерской организации?”
(Покой нам только снится. –М., 1982, с. 192).
Сами тимуровцы особого желания “вливаться” в пионерскую
организацию не испытывали, но это движение “попытался
использовать как “форму работы” комсомол, что во многом
и предопределило его конец” (Грибанов В.В., Теплов Э.П. Там же).
Как пишет Татарова, “комсомольские, пионерские органы
поспешили прибрать их к рукам.
Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе;
отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и
“научных рекомендаций”.
И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь
отдельные очаги.
Надежды на возрождение затеплились при “оттепели”
50—60-х годов, когда тимуровцы вырвались было
из школ во дворы...” (Татарова, там же).
Когда же окончательно тимуровское движение стало
тимуровской “формой работы” пионерской организации
“ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу,
навязывают, помимо прочего, и тимуровский оброк” (Там же).
И опять “поле самореализации” исчезло.
Остались лишь. “очаги, островки в океане формализма.
И только вокруг взрослого, с которым интересно.
Вокруг личности” (Там же).
В последние годы на этих “островах” тимуровцы помогают
“афганцам”, жертвам катастроф, стихийных бедствий,
межнациональных конфликтов...
В средненянской школе Винницкой области — конный
тимуровский отряд.
Колхоз передал ребятам полуживых лошадей, они их откормили
и теперь ездят к старикам и инвалидам...
В московских клубах собаководства школьники выращивают
собак-поводырей для слепых” (Там же).
Но можно сказать и иначе: тимуровское движение не погибло
в конце 50-х гг., а “передало эстафету” “коммунарскому движению”,
к рассказу о котором мы и переходим.
НО ЭТОМУ ДВИЖЕНИЮ НА САЙТЕ ПОСВЯЩЕНА ОТДЕЛЬНАЯ
СТРАНИЦА.
ПОЧЕМУ ТАК?

ОНО УХОДИТ КОРНЯМИ К А.С.МАКАРЕНКО
И МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ
В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕЙ МАКАРЕНКО
В ОБШЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ,
ЧТО МЫ И ДЕЛАЕМ.
ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ И РУБРИКА "КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"
ПОМЕЩЕНА В РАЗДЕЛЕ "ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ А.С.МАКАРЕНКО"

| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (09.12.12 00:50)




























































































