Форпост. Форпост культуры. (Из словаря)
30.12.12.
Соколов Р.В. Для словаря
ФОРПОСТ
В прошлом века термин употреблялся в военном и пограничном деле
для обозначения укреплённых пунктов на линии фронта и на границе.
В отечественном «детском движении».термин появился в 20-е годы,
когда пионерские организации, работавшие, как правило, на базе
рабочих клубов, стали создавать свои филиалы
(«пионерские форпосты») в школах.
После переведения пионерской организации в школу термин утратил
это своё значение.
В конце 60-х годов под впечатлением яркого рассказа одного из героев художественного фильма «Звонят, откройте дверь» (роль которого
играл Р.Быков) о довоенном дворовом пионерском форпосте
руководители подросткового городского клуба «Орион»
при щёлковском Дворце культуры Московской области
назвали первый филиал своего клуба, организованный ими
в соседнем дворе, Форпостом.
Когда старшие воспитанники клуба «Орион» стали студентами
и организовались (в начале 1971 г.) в первый Экспериментальный студенческий отряд («ЭСПО») МГПИ, то помещение красного уголка
в микрорайоне «Лужники», где начали проводить клубную работу
с детьми, так же как и в Щёлково стали называть Форпостом
(или «Форпостом педагогического отряда»).
Созданные по примеру москвичей педагогические отряды Калуги
и других городов тоже стали называть свои дворовые клубы
форпостами.
Некоторое время в помещении московского форпоста «ЭСПО»
висел лозунг «Превратим наш микрорайон в форпост культуры!»
и таким образом появилось название «Форпост культуры».
Решением комитета комсомола МГПИ в 1972г. Клубному досуговому
центру, созданному «педотрядовцами» в Лужниках было присвоено наименование «Форпост культуры имени С.Т.Шацкого».
Это наименование сохранилось и до настоящего времени,
хотя и состав руководителей Форпоста сильно изменился,
и содержание его деятельности сильно отличается от того,
что было в первые годы и что зачинателями «форпостовского
движения» называлось «коллективным освоением культуры».
Организаторы считали наиболее правильным и указывающим на специфику нового типа досугового центра название «Форпост коллективного освоения культуры», но оно не прижилось,
т.к. форпост в Лужниках был таковым всё меньше и меньше,
всё -больше и больше (превращаясь усилиями новых руководителей
и местной администрации ) в «досуговое учреждение нового типа»
(в «социально-педагогический производственный комплекс» (СППК),
где вместо «ставки» на развитие деятельности по коллективному
освоению культуры самих детей и подростков и «ставки»
на «социальное участие» «волонтёров» (на педагогическую «самодеятельность населения») стала делаться «ставка»
на «координацию усилий» «заинтересованных организаций
и ведомств», на «кооперирование средств» и на работу «хорошооплачиваемых» педагогов).
Самодеятельная молодёжная организация превратилась фактически
в «межведомственное учреждение дополнительного образования».
За 27 лет самодеятельная «неформальная» молодёжная организация превратилась в свою противоположность - «заформализованное» «казённое» учреждение.
Название «Форпост коллективного освоения культуры»
более приемлемо для Первой опытной станции по внешкольному воспитанию» (работающей с 1986 г. В районе «Марьина роща»
Москвы, которая продолжает традиции общественно-педагогического движения, Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого» начала
и середины 70-х годов, (и которой по представлению группы воспитанников С.Т.Шацкого решением собрания членов
Отделения теории и методологии воспитательных воспитательных
систем Академии педагогических и социальных наук совместно
с Ассоциацией «Воспитание» в январе 1998 г. Присвоено имя
С.Т.Шацкого).
Но слово «Форпост» оказалось слишком «нагруженным»
нежелательными ассоциациями.
Те, кто мало знаком с историей пионерских форпостов начала века
и форпостов культуры его конца иногда используют звучное слово «форпост» в названиях своих досуговых центров.
ТЕРМИНЫ БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД И ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ.
Первый экспериментальный студенческий педагогический отряд
(ЭСПО) был создан в самом начале 1971 г. По решению комитета комсомола МГПИ им. В.И.Ленина для работы с детьми во дворах.
Принцип организации и управления отрядом был взят из опыта «тимуровского движения» («Тимур и его команда») и строительных отрядов, но нужно было найти соответствующее содержание воспитательной работы и методику.
То, что студенты знали по опыту своей работы в пионерских отрядах и комсомольских группах для работы с «трудными» «дворовыми» детьми годилось мало.
По инициативе доцента кафедры педагогики Э.С.Кузнецовой комитет комсомола пригласил руководителей и лидеров щёлковского
городсткого клуба «Орион», имевшего опыт создания «дружин юных культармейцев» и работы с безнадзорными детьми во дворах.
Так группа старшеклассников из подмосковного Щёлкова
«высадилась десантом» в московском районе «Лужники» и стала
ядром будущего «ЭСПО».
Летом того же года педагогическим отрядом была названа группа
студентов Челябинского педагогического института,
работавшая вожатыми в летнем загородном лагере.
У москоского «ЭСПО» появились последователи.
Студенты Калужского пединститута организовали «ЭПОСС» (Экспериментальный педагогический отряд студентов
и старшеклассников.
Появились педотряды при педагогических училищах, например,
при педучилище Владивостока.
Вскоре подобные отряды стали возникать во многих городах
и в печати появилось понятие ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ.
Первоначально эти отряды входили в КМС (Коммунарское
макаренковское содружество), которое два раза в год проводило республиканские слёты педотрядов в разных городах.
Слёты проходили в Москве, Ленинграде, Бресте, Белополье,
Калуге, Перми, Белебее, Череповце, Рязани, Липецке.
На слёты собирались делегации от нескольких десятков педотрядов.
Обычно слёт проходил 10 дней и проходил «стационарно»,
но однажды (летом 1975 г. ) слёт прошёл в форме «агитпроплыва»
(плавали 20 дней по Волге на теплоходе школьного завода «Чайка».
В качестве оплаты за аренду теплохода участники слёта прямо
на борту подготовили несколько стендов для макаренковского музея завода.
Во время этого слёта был разработан и единогласно принят первый
Устав КМС.
Через год (в связи с тем, что ЦК ВЛКСМ издал Постановление
«О движении комсомольских педагогических отрядов» и утвердил Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде)
на слёте в Перми было решено переименовать КМС в «Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических
отрядов» (ТС МКПО) и было принято Положение о ТС МКПО.
Если до этого движение педотрядов проходило под «курированием» Макаренковской секции при Центральном совете Педагогического
общества РСФСР, то терерь «куратором» движения и слётов стал
ЦК ВЛКСМ.
Комсомол стал энергично насаждать педотряды «повсеместно»,
«бойцы» в отряды «рекрутировались» чуть ли не принудительно,
дети стали избегать таких «наставников» и скоро в печати появились публикации руководителей комсомола о том, что движение
педагогических отрядов себя не оправдало.
Созданные «изподпалки» отряды вскоре «развалились», но отряды, созданные «инициативно» продолжали действовать и лидеры
нескольких из них даже обратились в ЦК ВЛКСМ с просьбой
помочь создать ассоциацию педотрядов.
Комсомол помощь пообещал, но назначенные им «ответственные организаторы» сделали всё, чтобы такая ассоциация
так и не появилась.
В настоящее время существует сравнительно небольшое
количество «самодеятельных» педагогических отрядов
(некоторые из них входят в РСМ).
Наиболее многочисленны педагогические отряды, объединяющие студентов, выезжающих летом работать вожатыми в загородные
лагеря, но есть и другие отряды (работающие во дворах, школах
детских домах).
Есть основания прогнозировать новый «всплеск» в движении
педотрядов, т.к. среди студенчества наблюдается очередное
повышение интереса к работе с детьми и подростками.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|




























































































