А.С.Макаренко православный?
28/05/13/
Ченрез после того, как в интернете появилась
моя статья о православных корнях А.С.Макаренко мы нашли в интернете
много откликов. А через 5 лет нашли и такой.
Захотелось сразу поместить его на своём сайте.
Антон Семенович Макаренко православный педагог?
Ю.С.Бродский
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»
(Мф. 7,16-17)
Судьба Антона Семеновича при жизни и после смерти поистине парадоксальна:
то его имя и педагогическую систему государство и общество поднимают на высоты гениальности,
то сбрасывают со всех пьедесталов в пропасть небытия.
На рубеже 80-90-х годов XX века устами доктора педагогических наук Ю.П. Азарова
Макаренко был объявлен тираном, страшнее Сталина1.
После такого приговора уже несколько поколений выпускников педагогических учебных заведений
России фактически не знают педагогической системы, педагогического наследия Антона Семеновича.
Зато в ФРГ и Японии студент педагогического учебного заведения не сможет успешно завершить
обучение, если не усвоит педагогическую систему Макаренко.
В России 13 марта нынешнего года лишь небольшие группы поклонников Макаренко отметили
его 120-летний юбилей. Государственные СМИ этого события не заметили.
Так нужен ли, полезен ли Макаренко российским педагогам в нынешней действительности?
В сущность этого вопроса я вкладываю степень полезности или вредности педагогической системы
Макаренко как для педагогов-атеистов (их большинство), так и педагогов, интуитивно приходящих
к мысли о бытии Бога и педагогов православных, воцерковленных.
Вопрос не кажется праздным, ведь А.С. Макаренко спас в свое время от тюрьмы сотни,
десятки сотен молодых людей уже вставших на путь уголовной преступности.
Его воспитанники прожили затем честную трудовую жизнь, создали семьи, воспитали своих детей.
Сегодня, согласно даже государственной статистике, безнадзорных и беспризорных детей в России
больше, чем их было после гражданской войны. Преступность, алкоголизм, проституция
опасно «помолодели»; появилась детская наркомания. Казалось бы, педагогическая система
Антона Семеновича сегодня, как никогда, должна быть востребована.
Однако либералы, стоящие у власти, по-прежнему считают Макаренко «тираном, страшнее Сталина».
Его система не вписывается в парадигму навязываемой федеральным министерством образования
и науки западной модели образования.
К моему сожалению, и от православных педагогов я уже не раз слышал нелестные отзывы
о педагогической системе Макаренко.
С Антоном Семеновичем я дружу давно, почти полвека. Через его труды Господь мне, атеисту,
помог состояться в качестве педагога.
Как блудный сын, я, крещенный в детстве, ушел от Отца, поверив красивым сказкам дедушек Лапласа,
Опарина, Дарвина о стихийном и случайном возникновении Вселенной и человека.
Я-то покинул Отца, но Он меня не покинул. По Его Промыслу «праздник жизни - молодости годы»
я посвятил перевоспитанию отроков и отроковиц трудной судьбы.
После службы в армии с удовольствием учительствовал, вовлекая старшеклассников двадцатой
Каменск-Уральской школы в прекрасный мир русской литературы, но вскоре был переведен
на комсомольскую работу.
Сейчас о комсомоле принято говорить только плохо.
А я думаю, что комсомол спас сотни тысяч молодых людей от алкоголизма и наркомании,
половой распущенности и уголовщины.
Как любая атеистическая организация, комсомол требовал от своих членов не верить «суевериям»,
включая в это понятие и веру в Бога.
Но все остальные требования Устава к комсомольцам словно списаны были частично с скрижалей Моисея,
частично - с Нагорной проповеди Иисуса Христа.
По крайней мере, в годы моей юности комсомол утверждал, что «человек человеку - друг, брат и товарищ»
; требовал от своих членов честности, трудолюбия, служения народа и Родине, жестко наказывал за обман,
воровство, блуд.
Дай Бог, чтобы нынешние неправославные молодежные организации ориентировали своих членов
на честность, трудолюбие, благодеяния и патриотизм!
В далеком теперь 1963 году в горячих спорах комсомольский актив г. Каменска-Уральского пришел
к выводу: на производстве комсомольцы a priori должны быть передовиками труда, рационализаторами
и образцом для остальной молодежи. А вот главная задача комсомольских организаций ведущих заводов
города за пределами цехов - спасать от криминальных ложных ценностей подрастающее поколение.
Летом мы создали первые «лесные республики» - палаточные городки лагерей труда и отдыха2.
Вот тогда я по-настоящему стал штудировать работы А.С. Макаренко и понял, что чтение работ
мудрого педагога в студенческие годы было поверхностным.
Четыре года спустя мне доверили 400 отроков и отроковиц, собранных в областной школе-интернате
на южной окраине Свердловска - в Елизавете. По молодости я расписался в акте, что принял детей.
На самом деле мой предшественник передал мне чуть более половины - остальные находились
в длительных «путешествиях» по области и за ее пределами. По мере совершения ими правонарушений
и преступлений, работники милиции привозили их в школу и передавали мне под расписку.
И снова я взялся за труды Макаренко.
За годы директорства я на несколько раз перечитал все собрание сочинений, а отдельные работы
перечитывал ежегодно.
В настоящей статье приведу мои размышления о педагогическом наследии Антона Семеновича
в новых исторических реалиях.
Это не столько теоретическое исследование, сколько выводы педагога-практика,
апробировавшего воспитательную систему Макаренко.
Убедившись на собственном опыте в высокой эффективности его воспитательной системы,
многие последующие годы я по мере сил пропагандировал сущность гениального открытия
на различных курсах повышения квалификации руководителей школ, школ-интернатов
и детских домов нашей области.
Сознаюсь: ранее я никогда не задумывался о мировоззрении великого соотечественника.
И только в феврале-марте нынешнего года, когда я готовился к выступлению на пятых
Макаренковских педагогических чтениях, организованных Социальным институтом Российского государственного профессионального педагогического университета, совершенно неожиданно возникло предположение:
А.С. Макаренко по своим воспитательным установкам всю жизнь оставался православным христианином!
Для себя за многие годы я извлек десятки уроков из педагогического наследия Антона Семеновича.
Но, сейчас хочу вычленить наиболее важные из них.
С далеких 60-х годов лично для меня очевиден первый урок и главное условие успешного воспитания детей
и перевоспитания отроков - искренняя любовь воспитателя к каждому воспитуемому и вера в него, в его сущностный потенциал и добрую волю.
Лично мне этот урок давался трудно. Любить детей вообще - легко.
И верить в их огромные духовные и душевные силы детства вообще - легко.
Трудно любить Ромку, которого вчера привел мне милиционер, задержав его во время вскрытия тайников с вареньем в коллективном саду.
Голубыми глазами, глядя в мои глаза, Ромка вчера клялся, что больше воровать не будет.
А сегодня женщина из соседнего дома задержала его в магазине, когда он похищал бутылку кефира.
И сегодня при посторонней женщине он, как и вчера, клянется, что больше не будет воровать.
Но я знаю, что и завтра он опозорит нашу школу-интернат, что-то у кого-то украв.
Я тогда не владел понятием «страсть», но понимал, что воровство стало привычкой.
Ромка не жадный, не эгоист. Если бы вчера и сегодня его не поймали, он и вареньем и кефиром поделился бы с одноклассниками или малышами.
Я ценил его доброту, но как мне было его любить, если я знаю, что наша школа-интернат из-за Ромки и других таких же отроков стала бельмом в глазу жителей Елизавета?
Любить Ромку и верить ему трудно. Вот детей абстрактных: чистеньких, вежливых любить легко и верить им легко...
А.С. Макаренко помог мне и большинству наших педагогов преодолеть себя, свое себялюбие, вдохновил нас умением полюбить наших конкретных детей и отроков и поверить в их силы и волю.
Но это и есть одна из основных христианских заповедей, без которой никакие педагогические и психологические методы не помогли бы превратить
порученную нам бурсу в дружный, сплоченный,
трудолюбивый коллектив, стремящийся к самосовершенствованию, к нравственному восхождению.
Это главный урок для каждого человека, взявшегося за сложнейшее
в мире дело - воспитание.
Знаю, что этот вывод вызывает протест у многих педагогов.
Одни говорят: мы готовим детей к суровой жизни, поэтому воспитание невозможно без строгости, дисциплины и даже наказаний.
Другие соглашаются, что любить воспитуемых нужно, но не у Макаренко
же этому учиться!
Какой любви к отрокам может научить неулыбчивый, строгий Макаренко, требовавший от своих воспитанников безоговорочного подчинения коллективу
и даже дежурному командиру!
ЮЛ. Азаров вообще пишет следующее: «Тем и страшен Макаренко..., что стал певцом не внешней диктатуры,
а глубоко внутренней, когда насилие с радостью воспринимается теми,
на кого оно направлено»3.
Мои оппоненты вопрошают: «Как же вы пытаетесь вывести урок о любви
к детям из педагогического наследия этого тирана?»... Даже поклонники великого педагога доброжелательно говорят:
«Не нужно приписывать Макаренко то, чего у него не было. Он и без этого велик и гениален».
И вот неожиданно в момент поиска новых аргументов меня вдруг озарила догадка:
Антон Семенович по мировоззрению, нравственным установкам всю жизнь оставался православным
христианином.
А для православного человека любовь - это высшее чувство, которое порождает
у человека желание
и готовность всего себя отдать служению объекту своей любви, это готовность добровольно
и с внутренней радостью принести всего себя, всю свою жизнь жертвенному подвигу ради того, кого любишь.
Стало ясно, что дискутировать нужно не с тем или иным мнением пусть известного педагога,
а с их либеральным пониманием высочайшего дара человеку - любви.
Любовь для атеиста или протестанта - это приятное прежде всего для меня переживание эмоционального
состояния комфорта от совместного нахождения, пребывания, взгляда, жеста и т.д.
Эта любовь не требует жертвенного подвига - нам ведь хорошо уже от того, что мы есть.
Эта любовь проявляет себя в улыбке, одобрении, ласках. Это вкусный десерт.
Такой любви к отрокам мы действительно не находим у Макаренко.
Его любовь - не вкусный десерт, а горькое, но спасительное лекарство.
Его любовь к воспитанникам - жертвенный подвиг.
Разве Антон Семенович не отдал всю свою жизнь, ум, силы,
энергию, талант, волю спасению отроков и отроковиц от сатанинских «ценностей»
обогащения и приобретения «легкой, красивой» жизни любой ценой - ценой обмана,
воровства, разбоя и даже убийств?
Вспомним, что писал А.С. Макаренко. «В первые дни они нас даже не оскорбляли,
просто не замечали нас.
К вечеру они свободно уходили из колонии и возвращались утром, сдержанно улыбаясь навстречу моему проникновенному соцвосовскому выговору.
Через неделю Бендюк был арестован приехавшим агентом губрозыска
за совершенное ночью убийство
и ограбление»,- вспоминал Антон Семенович4.
- «Пустынный лес, окружавший нашу колонию, пустые коробки наших домов... и полдесятка воспитанников,
категорически отрицавших не только нашу педагогику, но и всю человеческую культуру, - все это, правду говоря,
нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту.
Длинными зимними вечерами в колонии было жутко»5.
Пусть каждый педагог и каждый родитель мысленно вообразит себя начальником этой колонии
и предложит «гуманные» методы преобразования этого бандитского гнезда в дружный, трудолюбивый,
нравственно состоявшийся коллектив колонии имени М. Горького!
«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния
и бессильного напряжения, они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал
столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года», - писал Антон Семенович6.
Ради чего Макаренко преодолевает бессилие и отчаяние, ночами читает литературу, ищет совершенно
новые, неведомые педагогической науке стратегии и методы?
Ради этих молодых людей, ради их спасения.
Да, его любовь к отрокам зачастую носила суровое обличье.
Его требования на первых порах безоговорочны: «В спальне должно быть чисто!
У вас должны быть дежурные по спальне. В город можно уходить только с моего разрешения...
«Малины» не будет... В школу обязательно. Хочешь ты или не хочешь, все равно»7.
На фоне бесконечной либеральной болтовни «о правах ребенка» жесткие требования Макаренко
внешне выглядят не гуманными по отношению к личности.
Но ведь любой феномен, тем более такой сложный как «любовь» нельзя рассматривать вне мировоззрения.
Идеологи либерального «гуманизма» рассматривают «права человека», «права ребенка»
в отрыве от их обязанностей и долга перед родителями, друзьями, Родиной.
Думаю, нынешние студенты еще помнят прозвучавшее в девяносто втором или в девяносто третьем году
заявление по телевидению тогдашнего главы правительства России, доктора экономических наук
Е.Т. Гайдара: патриотизм - последнее прибежище негодяев.
Да, А.С. Макаренко ставил цель: воспитать каждого вчерашнего уголовного преступника честным человеком,
тружеником, семьянином, патриотом своей страны8.
Идеологи либеральной педагогики лукаво утверждают, что нельзя ограничивать право детей и подростков
смотреть любые передачи телевидения, любые сайты в Интернете.
Разве любовь к детям порождает такие педагогически убеждения?
Нелюбовь ли к денежному мешку, даримому им заправилами откровенно развращающих душу
человека телепередач и материалов в Интернете?
Либеральная идеология, ставшая неофициально господствующей в России, без войн породила
такое количество безнадзорных и беспризорных подростков, которое сопоставимо только с периодом
гражданской войны, а преступность, детский алкоголизм, детская наркомания и детская
проституция в последние два десятилетия превратилась в реальную угрозу дальнейшему
существованию России. Таковы плоды либерального «просвещения».
А вот плоды «негуманной» педагогики Антона Семеновича: два-три случая рецидива; остальные его воспитанники стали честными людьми, создали семьи, трудились на благо Родины.
Так любил ли Макаренко своих воспитанников?
Святой Апостол Павел в первом послании к коринфянам вот так характеризует любовь в православном миропонимании: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует
, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
(1-Кор. 13, 4-7).
Не навязывая никому своих убеждений, лишь приглашаю читателей самостоятельно поразмыслить: не так ли проявляется любовь Антона Семеновича к своим воспитанникам?
Пока я не решаюсь проанализировать всю педагогическую систему Антона Семеновича сквозь призму православного вероучения. Но появилось огромное желание.
Однако возникли и сомнения: неужели никто из православных педагогов не откликнется на юбилей Макаренко? Пока мне удалось на православном сайте Интернета найти только одну, но замечательную статью Соколова Ричарда Валентиновича, кандидата социологических наук, и Соколовой Натальи Валентиновны, хранительницы фондов Педагогического музея А.С. Макаренко «Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения»9.
1 Азаров Ю. Не подняться тебе, старик: Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.
2 Анализ успехов и неудач организации перевоспитания отроков трудной судьбы в этих лагерях см.: Бродский Ю.С. Одно из направлений содружества // Проблемы коллективного воспитания: Материалы первых Всесоюзных педагогических чтений / Под ред.. Петровой Л.К и Новиковой Л.И. - М.: ЦС Пед.об-ва РСФСР, 1968. С. 175-188.
3 Азаров Ю. Не подняться тебе, старик: Роман-исследование. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 20.
4 Макаренко А.С.. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. П. С 20-21.
5 Там же. С. 21.
6 Там же. С. 22-23 - курсив мой (автор статьи).
7 Там же. С. 25-27.
8 Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1950. Т. 2. С. 399 и другие.
9 Православие и Мир:
http: // www. Pravmir.ru/articlG_2754/html
--------------------------------------------------------------------------------------
======================================================
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (27.05.13 23:06)




























































































