Старшим друзьям детей посвящается!
Сайт предназначен ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО...
СТАРШЕ 18 ЛЕТ...
ПОИСК ПО САЙТУ: НАБРАТЬ слово, НАЖАТЬ кнопку, СМОТРЕТЬ НАЙДЕННОЕ (внизу)
ИЗВИНЕНИЕ АВТОРА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ.
Многое на нём временно
НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ

Прошу извинить.
НО к Дню учителя
(3.10.13г.)
ОТКРЫТ НАШ
НОВЫЙ САЙТ!

Добро пожаловать!
Нажать на ссылку

http://makarenko-sokolovy.ru

Туда уже многое
"переселилось".

http://www.edu.cap.ru/home/3691/image/anim%20buratino.gif
Этому Сайтику
http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif

исполнилось зимой
уже 3 года,
а создателю сайта -
только... 71!

Сайт для тех,
кто с грустью
вспоминает

о своём детстве...

 Для тех, кто хотел бы
вернуться в детство.
И ДАРИТЬ ДЕТЯМ
РАДОСТЬ...


А куда спешит
Буратино?

Смотреть по ТВЦ
в программе
"Народ хочет знать"
как победить
НАРКОМАНИЮ
и зовёт Вас с собой
Вход ЗДЕСЬ
Буратино стал уже что-то
понимать. Но возник
вопрос " КАК ? "
http://animashky.ru/disk/camera.gif



А если нажать ниже?
откроется клип
с другим моим
выступлением

клип О ДЕТОВОДЦАХ






Это самый
популярный
клип на этом сайте
___Важный раздел сайта http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg

О начале
моей научной
деятельности

Рубрика
открывается ЗДЕСЬ
Избранные
тексты
научных
работ и
видеозаписи
выступлений
на научных
форумах
Научные
  • подходы...
  • Р.В.Соколов
    Введение
    в философию
    социального

    воспитания
    ++
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL
    Р.В.Соколов
    В защиту
    "философствования"
    по поводу
    социализации
    и самореализации


    Р.В.Соколов
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов
    КОНЦЕПЦИЯ
    ОСВОЕНИЯ
    КУЛЬТУРЫ


    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы
    советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    -------------------

    Р.В.Соколов
    Перемена видов
    деятельности
    школьников как
    средство освоения
    ими духовной
    культуры

    (моя статья в издании
    АПН СССР "Новые
    исследования в
    педагогических науках
    1986, №1

    Текст открывается
    ЗДЕСЬ

    ----------------------
    Р.В.Соколов
    Общинность

    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    в менталитете
    русского народа

    http://www.slavfond.ru/images/banners/ro1.jpg
    ---------------------------------

    Кинозал
    Из ИСТОРИИ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ

    Р.В.Соков
    студентам УРГУ
    пр. Серги
    Радонежском и др.
    =====================
    "ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ
    ====================

    ===================
    В ИЗДАНИИ
    НИИ КУЛЬТУРЫ АН
    И МК СССР
    .

    Р.В. Соколов
    Организация
    работы с детьми
    иподростками
    в условиях
    городского
    микрорайона

    Сборник “Культурно-
    спортивный комплекс:
    состояние, проблемы,
    возможности”:Москва,
    НИИ культуры, 1986 г.)

    ОткрываетсяЗДЕСЬ

    ====================
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ В
    СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)


    Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    ОПД
    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Р.В.Соколов
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif

    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере (преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Р.В.Соколов
    Социальное участие
    в ОПД
    Текст открывается ЗДЕСЬ
  • -------------------------------------------
  • Р.В. СОКОЛОВ

    ДЕЯТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

    (КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО
    ОБЩЕСТВЕННО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    ДВИЖЕНИЯ
    ХХ ВЕКА)

    1998г.Научный архив РИК

    Текст открывается ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

  • -------------------------------------------
    Р.В.Соколов
    Коммунарство
    в контексте

    ОПД. Ретроспектива
    и перспектива.

    Открывается текст
    ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

    ДВИЖЕНИЕ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

    Опубликовано: Соколов Р.В.

    Движение
    педагоги
    ческих
    отрядов.
    // Детское
    движение.
    словарь-справочник.
    Изд.2-е.
    -М, 2005, с. 43-45.

     

    -----------------------------------------------

    Р.В.Соколов
    О некоторых путях
    совершенствования
    образования

    //
    Новое в психолого-
    педагогических науках:
    теоретические и практические
    проблемы психологии и
    педагогики. №2 –М.: Издательство
    НОУ ВПО Московского психолого-
    педагогического института, 2009,
    с. 178-194.

    Статья открывается
    ЗДЕСЬ
    ----------------------------------------------
    МОИ
    НАУЧНЫЕ
    РАБОТЫ

    (тексты и
    выступления)
    ___Важный раздел сайта
     http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg
    воспитания
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL  В защиту
    "философствования"
     по поводу
     социализации
    и самореализации
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов  КОНЦЕПЦИЯ
    освоения культуры
    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    ----------------
    Общинность
    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    (О пр. Сергии
    Радонежском и др)
    ИДЕЯ
    " ВОСПИТАНИЯ
    БУДУЩЕГО”
    В ИГРОВОЙ
    КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ

    ХХ ВЕКА

    ==============
    -
    социология
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)

    2.4.2. Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    2.4.3.
    ОПД

    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере(преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Социальное участие
    в ОПД
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Большой раздел
    ПРАВДА
    О
    МАКАРЕНКО
    Зсубмодуль (меню)
    открывается ЗДЕСЬ
    !

    НАШЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ
    -
    результаты
    многолетнего
    культурологического

    расследования!
    ----------------------------------

    http://1.sokolovrv.z8.ru

    Горький и
    Макаренко
    (
    моё выступление
    в Литературном музее
    на юбилее корифеев
    можно смотреть
    здесь)
    =======================

    МОЙ особый ПОДАРОК
    __К ДНЮ ВЫБОРОВ

    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRJZHP6JW76GgUopUQWXOZpm_fUP70dCPkXyuGLamJDTis_CTORSw
    http://gifzona.com/i/small/gift/gifzona_002.gif

    . Моя новая статья
    А.С.МАКАРЕНКО:
    "Я СОВЕТСКАЯ

    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/x_159e51ea.jpg
    _ВЛАСТЬ"
    Текст кликнуть

    здесь
     
    !  
    <============
    Кинозал
    Фрагменты
    для нового
    фильма
    об
    А.С.Макаренко

    Вход ЗДЕСЬ
    !

    И уже свыше
    20.000 кликов!

    ====================
    Наша новая книга
    ! об А.С.Макаренко,
    над  которой мы
    продолжаем
    работать.




    Открывается ЗДЕСЬ
    !

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/cap0134.bmp

    НОВОЕ!
    ЮБИЛЕЙНЫЕ
    СОБЫТИЯ,
    ПОСВЯЩЁННЫЕ
    125-летию
    А.С.МАКАРЕНКО
    ЗДЕСЬ вход
    к проводнику
    !
    -----------
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    социально-
    педагогические
    чтения
    "ВОСПИТАНИЕ
    ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО
    СЧАСТЛИВОЕ"
    ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
    открывается
    ЗДЕСЬ!
    Чтения
    кафедрой социальной

    педагогики РГСУ, д.п.н.,
    профессором).


    НОВО




    НОВЕЙШЕЕ!

    Доклад Соколова Р.В.
    "ПОДНИМАТЬСЯ НАД
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ"

    на открытии 11-го конкурса
    им. А.С.Макаренко 01.04.13.
    ЗДЕСЬ ВХОД В КИНОЗАЛ
    !



    Р.В.СОКОЛОВ.
    ВИДЕОЗАПИСЬ
    выступления в МОПИ
    (ныне МГОУ) по теме:

    "С.Т.ШАЦКИЙ
    - А.С.МАКАРЕНКО
    - И.П.ИВАНОВ
    - Р.В.СОКОЛОВ:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
    ИДЕЙ И ПОДХОДОВ
    К СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ"



    ----------------------------------------------------
    фрейм
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Об интеграции в единое образовательное пространство движения студенческих педагогических отрядов и других подобных субкультурных общностей

    Оценка пользователей: / 0
    ПлохоОтлично 

    18.12.12.

    Об интеграции в единое образовательное пространство

    движения студенческих педагогических отрядов

    и других подобных субкультурных общностей

    (тезисы доклада Р. В.Соколова к конференции
    Академии педагогических и социальных наук)

    Главный тезис статьи: настоящее образовательное пространство нельзя создать директивно. Оно имеет иную “природу”, нежели то “пространство”, которое “поддаётся” административному управлению. Попытка показать эту разницу содержится в данной статье.

    И, если действительно существуют разные “по природе” образовательные пространства, то целесообразно ли объединять их в “единое образовательное пространство” (в нашей стране и в наше время)? В этой статье ставится этот вопрос, который представляется достойным серьёзного рассмотрения. С философской, культурологической, социологической и педагогической точек зрения.

    Неужели не имеет никакого значения, кто осуществляет “единение”, во имя чего оно осуществляется? Во всяком ли обществе (государстве), при любой ли общественной формации и на любой ли стадии развития общества единое образовательное пространство является безусловным благом? С нашей точки зрения для развитого гражданского общества представляется целесообразным стремление к “единому образовательному пространству” И не к какому-нибудь, а к такому, о котором будет сказано ниже. Но является ли это целесообразным в нашем современном обществе, которое весьма и весьма далеко ещё от гражданского общества? Не лучше ли в таком “переходном” обществе иметь взаимодействующие, но относительно “самостоятельные образовательные пространства”?

    Для ответа на эти вопросы, прежде всего, надо разобраться, что именно имеется в виду под “единым образовательным пространством” и вообще под “образовательным пространством”.

    Ведь научное сообщество ещё не договорилось об однозначном понимании этого феномена. Не кончились даже споры о более, казалось бы, простых “вещах” – о том, что есть образование и что есть воспитание и что является частью чего: воспитание ли является частью образования или образование частью воспитания. Автор данной статьи не скрывает, что на сей счёт разделяет взгляды Ю.П. Сокольникова, который считает “воспитание” более широкой категорией, нежели “образование” и “обучение” и в этой связи нужно было бы уточнить о каком пространстве идёт речь – о “широком” “воспитательном пространстве” или его части “пространстве образовательном”. Другими словами, будет ли идти речь о пространстве, в котором осуществляется социализация с воспитанием и обучением или только обучение по минимальному “обязательному стандарту”.

    Если речь идёт об “образовательном пространстве”, “имея в виду территорию, в пределах которой действуют федеральные государственные образовательные стандарты” (В.М. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2000, с. 72), то о чём тогда полемизировать?   И зачем тогда вообще вводить такое понятие? Чтобы не отстать от тех, кто любит по делу и не по делу применять модное слово “пространство”? Не проще ли так и говорить: “территория действия федеральных государственных образовательных стандартов”?

    Конечно, для каждого из теоретиков педагогики вопрос о том. Что шире “воспитание” или “образование” вовсе “не вопрос”, но ведь всем известен факт, что до сих пор не могут договориться на сей счёт учёные мужи от педагогики. А коли так, то, извините за невольный каламбур, “образ образовательного пространства” каждой из сторон будет предложен очень разный. И, тем более, - “образ единого образовательного пространства”.

    В данной статье автор хотел не включаться в этот спор, а, сохраняя позицию “стороннего наблюдателя” согласно своей научной специальности (социология культуры, образования и науки), предпринять попытку показать как обстояло дело с попытками создать “единое пространство” в одном из феноменов реального “образовательного пространства” - “движении студенческих педагогических отрядов” (см. 34), но “выдержать позицию беспристрастного наблюдателя” не удалось и статья получилась всё-таки полемической.

    Если верно суждение, что “в капле морской воды запах океана”, то “на материалах” движения студенческих педагогических отрядов (СПО) можно показать некоторые проблемы (и попытки их решения), связанные с процессом создания “единого пространства” (пока не будем уточнять какого - информационного, воспитательного или образовательного), которые, возможно, пригодились бы и при рассмотрении проблемы единого образовательного пространства в её глобальном аспекте.

    На самом деле движение СПО не такая уж “маленькая капля” (см.: 18; 34; 38; 39). В 70-80х годах было проведено 17 республиканских слётов продолжительностью минимум по десять дней (!), в которых принимали участие представители от десятков формирований разных городов не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана (см.: 18; 2, с. 204; 38, 39).

    А если верить газетным публикациям комсомольских функционеров тех лет, то ВЛКСМ направил на шефскую работу с подростками более миллиона своих “бойцов”. Во всяком случае, в 1976 г. ЦК ВЛКСМ принял специальное постановление “О движении комсомольских педагогических отрядов” (см.: 38; 39). Заметим, что нечто подобное было принято по отношению к тимуровскому движению в 1942 г., а вот по отношению к движению организаторов “клубов юных коммунаров” 60-х гг. (к “коммунарскому движению”) комсомол специального постановления принимать не стал. Следовательно, руководители ЦК ВЛКСМ считали “движение педагогических отрядов” более значимым, нежели предшествовавшее ему “коммунарское движение” (см.: 38; 39).

    Движению педагогических отрядов в ноябре 2000 г. исполнилось 30 лет (см. 34), а в декабре 2000 г. в Москве состоялся слёт Московского (объединённого) студенческого педагогического отряда. На слёте состоялась учредительная конференция Межрегионального содружества студенческих педагогических отрядов, в которое сразу вошли представители СПО от 14 регионов страны. Вероятно, это содружество скоро станет всероссийским.

    Но понадобилось 30 лет, чтобы участники движения педагогических отрядов оформились в качестве общественной организации. А ведь такие попытки предпринимались неоднократно. Первая попытка - летом 1975 г. на 11-ом слёте педагогических отрядов и целый ряд других попыток в конце 80-х гг. и в 90-е годы (см.: 38; 39). И этому мешали не только внешние обстоятельства. На наш взгляд, прежде всего, мешала  проблема самоидентификации участников движения.

    Для того, чтобы решиться на объединение в некоей “формальной” организационной структуре, нужно было осознать свою роль и место не только среди других подобных объединений, но и среди объединений лишь отчасти похожих на студенческие педагогические отряды (среди объединений, причислявших себя к движению клубов юных коммунаров, среди семейно-педагогических клубов и т.д.), т.е. - среди объединений более широкого общественно-педагогического движения (см.: 2, с. 203; 13; 17; 18; 19; 20; 25; 29; 38; 39).

    Например, те, кто считал, что идейными (политическими и педагогическими) истоками движения СПО являются колония и коммуна, созданные А.С. Макаренко, и движение организаторов клубов юных коммунаров 60-х гг. (см.: 15; 17; 18), утверждали, что их “единое пространство” должно называться “коммунарским макаренковским содружеством” (КМС) или хотя бы “Творческим содружеством макаренковских комсомольских педагогических отрядов”. Последнее название было принято в августе 1976 года. После того, как ЦК ВЛКСМ принял постановление “О движении комсомольских педагогических отрядов” и, тем самым, дал понять, как следует теперь себя называть педагогическим отрядам.

    Руководители комсомола, считавшие, что идеологической основой должны были быть современные (для тех лет) политика КПСС (и её проведение в политике ВЛКСМ) и педагогические “рекомендации” тогдашней Академии педагогических наук СССР, утверждали, что движение должно объединять комсомольцев, “направленных” к детям комсомольскими организациями. И независимо от их отношения к наследию А.С. Макаренко. Ниже попытаемся показать, что для участников “коммунарского макаренковского содружества”  педагогических отрядов 70-х годов наследие А.С. Макаренко было больше, чем “литературное педагогическое наследие” (см.: 8; 12; 15; 17; 18; 19; 34 -  39).

    С другой стороны, и члены КМС тоже были за расширение “пространства”. Но в ином “измерении”. Они охотно “вмещали” в своём “пространстве” любых последователей А.С. Макаренко, независимо от того являются ли они студентами и комсомольцами. Это могли быть и рабочие, и служащие, члены партии и беспартийные, комсомольцы и “несоюзная молодёжь. “Своих” определяли по отношению к Макаренко. Как когда-то церковь объявила себя телом Христовым, так и теперь высказывание “Мы с тобой одной крови” означало приверженность “идеологии Макаренко”. Не даром М. Шагинян говорила о грядущей “эре Макаренко”…

    А комсомол настаивал на том, что это должны были быть представители “союзной молодёжи”, руководителями отрядов должны были быть обязательно члены ВЛКСМ или КПСС.

    Таким образом, после принятия постановления ЦК ВЛКСМ “О движении педагогических отрядов” не только движение педагогических отрядов, но его слёты отрядов стали в гораздо меньшей степени “единым пространством”. И, несмотря на финансовые “вливания” и активность штатных комсомольских функционеров, слёты стали проводиться всё реже, а затем и вообще прекратились, после чего появились публикации руководителей комсомола, в которых говорилось о том, что движение педагогических отрядов себя “не оправдало” (см.: 38; 39).

    Между тем, “на местах” ещё долго (а кое-где и до сих пор, как, например, в Челябинске) педагогические отряды продолжали жить и работать (см. 2, с.210-213; 38; 39).

    И вот теперь “новая волна” в движении педагогических отрядов. Опять “всплывает” проблема самоидентификации и определения “своего пространства”. Декабрьский слёт 2000 г. СПО в Москве показал, что в этом “пространстве” “сопряжены” два весьма разных явления. С одной стороны, это те студенты, кто ездит работать летом в детские оздоровительные лагеря (ДОЛ), а с другой стороны, те студенты, которые стараются помочь городским детям и подросткам в решении проблем их досуга в период учебного года.

    Это очень разные “вожатые” и разные отряды. И дело здесь не только в том, что некоторые “вожатые” едут в детские оздоровительные лагеря ради заработка, который, к тому же, можно получить в сочетании с отдыхом. В получении заработка плохого ничего нет, некоторые студенты, работающие с детьми в школах и клубах, тоже получают зарплату.  Сейчас трудно ожидать студента, который бы принципиально отказывался от получения “гонорара” за работу с детьми. Хотя от студентов, руководящих объединениями скаутов, приходилось слышать, что у них принято работать с детьми без получения за это гонораров. Здесь важнее отметить другое.

    Во-первых, те, кто едут летом в лагерь, – по своей психологии нередко откровенные “сезонники”. И их не очень волнуют слова А. Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.

    Во-вторых, они  ориентируются на работу с относительно “благополучными детьми” (теми, чьи родители могут купить путёвку в ДОЛ).

    Те же, кто идут “во дворы”, обычно стремятся быть полезными любым детям, в том числе и детям из “социально незащищённых слоёв населения” (детям из многодетных, неполных, малообеспеченных семей). Каков их идеал “вожатого”? Как в песне: “Такому поверишь как другу, а если случится беда, он верную руку, надёжную руку протянет мальчишкам всегда!” (см.: 16 – 20; 31; 34; 36; 38; 39; 43).

    Есть, конечно, и “промежуточный вариант”. Некоторые вожатые ДОЛов стремятся найти формы продолжения работы с детьми зимой в городе. На это ориентируется и руководство Московского СПО и созданного межрегионального содружества СПО. Это обнадёживает.

    Интересно, что если в 70-е годы в Москве движение СПО было инициировано студентами педагогического вуза - МГПИ им. В.И. Ленина (см.: 15 – 20; 38; 39), то теперь студентами технического вуза (МАТИ). Хочется надеяться, что это движение (по крайней мере, на первой стадии) в большей степени движение самодеятельное. Впрочем, кураторы от Министерства образования, на которых теперь возложены “сверху” некоторые функции бывшего комсомола, на слёте присутствовали и слёт приветствовали.

    Пока это движение только студенческое движение и только педагогическое. Не исключено, однако, что наступит время, когда движение станет более широким, и в нём будут и другие отряды (строительные, экологические и другие). И, возможно, это будет движение не только студентов, но и другой молодёжи и, может быть, не только молодёжи. Пока же в уставные документы термин “общественно-педагогическое движение” включать не стали. И, может быть, это правильно. Для этого надо ещё “созреть”.

    Для того, чтобы такое было возможно участникам движения студенческих педагогических отрядов (и не только его лидерам) надо суметь увидеть в феномене своего движения явление не только “летне-досуговое” и “кругло-годично-досуговое”, а, во-первых, явление “педагогическое”, во-вторых, “социализационное” явление (см.: 9; 22).

    Кроме того (и это важно) надо ещё суметь увидеть в этом феномене проявление “общественно-педагогического движения” (см: 2; 11; 13; 38; 39; 45 - 49). А это, как показал опыт движения СПО 70-х годов очень и очень не просто. С одной стороны, это многовековое и всемирное движение, которое стихийно и “тайно” (но не для специалистов по истории этнопедагогики) “пронизывает” последние две тысячи лет земной истории и “явно” - последние полтора столетия (начиная с “движения сетлементов” в Англии и Америке, а в России, начиная со школы Л.Н. Толстого в Ясной поляне). С другой стороны, к сожалению, об “общественно-педагогическом движении” почти нет отечественной литературы. Почему так случилось – разговор особый. До недавнего времени государство предпочитало замалчивать информацию о явлениях, которые ему  были неподвластны (см.: 11; 13; 28; 38; 39).

    Но и этого мало. Есть и ещё более важное. Участникам общественно-педагогического движения надо уметь видеть своё движение в контексте “социального участия”, в контексте проблем “гражданского общества”. Того самого “социального участия”, через которое граждане многих стран решают (и иногда весьма успешно) задачи трудные (ещё или уже) для решения их государством и его ведомствами, через “механизмы” которого “вмешиваются” самым законным образом в дела государства (в России в соответствии со ст. 32 Конституции РФ).

    Социальное участие позволяет осуществлять прогнозное социально-педагогическое проектирование средств приобщения к культуре подрастающего поколения, своего рода “воспитание будущего” (см.:2; 8). В контексте “социального между прочим, социальное участие способно не только помогать “государству” вопросы воспитания подрастающего поколения, (которые, между прочим, любое государство хотело бы (если бы могло) оставить своей монополией). Более того, социальное участие способно (в принципе) демократизировать государство, т.е. преобразовать его в гражданское общество (см.: 2, с. 195; 9; 11; 13; 29; 38; 39; 47).

    Но при таком понимании роли и значения участников движения студенческих педагогических отрядов им уже не “уместиться” в “образовательном пространстве” (даже если оно будет “единым”), они даже не поймут настоящего смысла своей деятельности, если не увидят себя в более широком и качественно ином “социокультурном пространстве” (см. 14).

    Казалось бы, что общего в движении студенческих педагогических отрядов и монастырском движении, начатом Сергием Радонежским и его учениками с изменения “особножитного” монастырского устава на “общинножитный”?

    Если речь идёт об организации летнего детского отдыха – ничего. Если о воспитании детей – тоже ничего общего. А если – о воспитании в россиянах (независимо от их возраста) коллективизма, альтруизма, гражданственности, о формировании умения заботиться об улучшении окружающей жизни, о социальном участии, то общее есть и его очень много. Если посмотреть на жизнедеятельность педагогического отряда (как воспитательного коллектива, в котором есть и старшие и младшие, взрослые и дети) через призму общественно-педагогического движения, через призму социального участия, то “туманный” (для многих студентов технических и даже педагогических институтов) вопрос о целях воспитания и его средствах становится “прозрачнее” (см.: 2 – 5; 9; 11- 13; 15 – 22; 25 - 30).

    Тогда легче понять почему, а, главное,  зачем С.Т. Шацкий, И.Н. Жуков, А.С. Макаренко, А.П. Гайдар, И.П. Иванов и их единомышленники положили в основу своих педагогических “проповедей” и социально-педагогических “технологий” такие категогрии, как “забота” (вообще забота об улучшении окружающей жизни)  и “труд-забота”. Труд-забота - это и есть действенное и одновременно нравственное проявление социального участия. Не всякая общественно-полезная деятельность является “трудом-заботой” и не всякое дело – “коллективным творческим делом”. А только те, которые осуществляются инициативно, добровольно и “в порядке проявления заботы”.

    Результатом проявления труда-заботы является не только преобразование заболоченного и заросшего пустыря в процветающий “детхоз” с полями, огородами, фермами (как это было в опыте С.Т. Шацкого). Не только то же самое, что и у С.Т. Шацкого плюс два завода – завод электроинструмента и фотоаппаратуры (как это было в опыте А.С. Макаренко). Не только поленницы наколотых “по секрету” дров для старушки (как это бывало в тимуровских операциях). Не только коллективные творческие дела, праздники и целые “периоды”, прожитые коллективом “на пользу и радость окружающим людям” (как это бывает в опыте последователей И.П. Иванова).

    Результатом проявления труда-заботы является появление и некоего нового “пространства”. И не только в самом коллективе. Это не просто “информационное пространство”, хотя оно, конечно же, – информационное. Это не только “образовательное пространство” (а в нём действительно происходит обмен знаниями и умениями, опытом), это, конечно же, “воспитательное пространство”, ибо в нём “генерируются” нравственные ценности коллектива и личности, нравственные идеалы, в нём помогают друг другу сформировать ценностные ориентации и качества характера, например, такие как коллективизм и альтруизм (см.: 1 – 4;  9; 11 – 13; 17 - 30).

    Это ещё и “социокультурное пространство”, которое таковым становится благодаря тому, что “человеческое сознание не только отражает мир, но и творит его”. По-настоящему культурным, социокультурным “обычное” пространство становится постольку, поскольку оно преобразовано в соответствии с самореализацией человека (“Мир не устраивает человека, и человек принимает решение своим действием изменить окружающий мир”) (см: 1 – 4: 11 – 14; 16 – 49).

    Конечно, самореализация может быть и “геростратовской”, и мир может пополняться и такими “социокультурными пространствами”, попасть в которые, как говорится, “не дай Бог!”. Но это не значит, что нужно отречься от самореализации, от “труда-заботы”, от воспитания в детях и подростках гражданственности и стремления к социальному участию.

    Это значит, что наряду с заботой об обретении практического опыта детьми и подростками нужно не меньше заботиться о развитии у детей интеллектуального опыта, об “упражнении в нравственном поведении” и развитии у подростков их нравственно-эстетического опыта, развитии  умений и навыков “жить по законам красоты” (см.: 36 – 43).

    Если под “единым образовательным пространством” имеется ввиду такое “пространство”, в котором младшие учатся у старших (и вместе с ними) “жить по законам красоты”, живут так, если в нём каждый “выдавливает из себя по капле раба”, если в нём “радость каждого бывает радостью всех” (из песни), а свободное “развитие каждого становится условием свободного развития всех” (неточная цитата забытого классика), то, что плохого в создании такого “образовательного пространства”? Мы предложили бы его всё-таки называть “воспитательным пространством” по аналогии с термином “воспитательный коллектив”, и не только имея ввиду, что понятие “воспитательное пространство” (в научной традиции, которой придерживаемся) шире.

    И это, несмотря на то, что в словаре В. М. Полонского говорится, что “данный термин в настоящее время не имеет понятийного “веса”. (Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. –М., 2000, с. 72). Полагаем, что данная статья и последующие “придадут” этому понятию “надлежащий понятийный вес”, чтобы термин стал “полноправным”.

    “Воспитательное пространство” может объединять несколько - и даже множество -  воспитательных коллективов и это его роднит с понятием “содружество”. И поэтому можно сказать сто “воспитательные пространства” студенческих педагогических отрядов объединившись в межрегиональное  содружество студенческих педагогических отрядов” объединились, тем самым, в “единое воспитательное пространство”.

    А если такое “пространство” - лишь островок в океане отчуждённого “труда-работы”, в океане фальши, лицемерия, злобы, соперничества, грабежа, насилия?

    Надо ли спешить к “слиянию” с “образовательным пространством” такого общества?

    Не потому ли и выходец из дворянской семьи С.Т. Шацкий, и выходец из рабочей семьи А.С. Макаренко, проработав около 15 лет в “открытом образовательном пространстве” (первый - в Кременчуге, а второй - в Москве), предпочли “закрытое образовательное пространство”, перейдя к созданию “закрытых” (фактически интернатных) воспитательных “заведений” (тот и другой назвали их “колониями”). Напомним, что С.Т.Шацкий организовал в 1919 г. школу-колонию “Бодрая жизнь” в сельской местности в ста километрах от Москвы  (см. 12, с.195 - 197), а А.С.Макаренко в 1920 г. - колонию им. А.М. Горького в селе Ковалёвка под Полтавой (см.: 8; 18, с 59;).

    Но не для того, чтобы навсегда “замкнуться” в “минимизированном пространстве”, построенном по “законам красоты”. Но не для того, чтобы сказать как А.С. Пушкин: “Нам целый мир чужбина, отечество нам Царское село”. Они поняли, что для них уйти и “замкнуться” стало необходимо, но только на время, которое С.Т.Шацкий назвал “инкубационным периодом”. Когда коллектив “сумеет родиться”, “встанет на ноги”, “окрепнет” и сможет реально преобразовывать “соседнее пространство”, “инкубационный период кончится”. Они показали в своих книгах как коллектив “распахивается” навстречу миру.

    И не только распахивается, а начинает активно с ним взаимодействовать, влиять на него и даже преобразовывать его, улучшать. Сперва совсем рядом. А потом, как полётся в любимой песне С.Т Шацкого о мельнике “…всё дальше, всё дальше…”.

    Настоящее “единое образовательное пространство” (“воспитательное пространство”) не может быть определено “повелением сверху”. Это не по силам министерствам, либеральным или демократическим правительствам, правителям, даже если они выдающиеся диктаторы. Оно может только…осваиваться. Осваиваться в качестве “среды обитания” коллективом, желающим и умеющим осуществлять “труд-заботу”. Настоящее образовательное пространство в среде обитания может создаваться только её освоением (см.: 1; 3; 5; 8; 10; 18, с. 58 - 64).

    Хорошо, если у энтузиастов есть возможность создания “целостных культуризаторов” (см. 2, с.196), аналогичных созданным С.Т. Шацким и А.С. Макаренко (см.:8; 19, с.103 - 104), но и создание “частичных культуризаторов”, “досуговых центров социализации” тоже не совсем плохо, например, таких как “Форпосты культуры” (см.: 37; 18, с. 58; 40, с. 7 – 8; 2, с. 197 - 202, 4; 9; 12; 15 – 20), как “семейно-педагогические клубы” (см.: 21; 23; 47).

    Разработке учреждений, приобщавших детей к культуре принципиально новым образом способствовало создание С.Т. Шацкий нового типа научно-практического и одновременно учебно-пропагандистского педагогического “заведения”. Оно вошло в историю под названием “Первая опытная станция Наркомпроса по народному образованию” (см.: 14; 39). Предложенный С.Т.Шацким “комплексный принцип” использовали позже А.С. Макаренко, И.П. Иванов и другие.  Этот же принцип используется и в деятельности современной Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (см.: 9; 12; 13; 14; 30 - 32; 37 – 42);

    Интересно, что “образовательное пространство” колонии С.Т. Шацкого и колонии А.С. Макаренко разделяли многие и многие километры. До сих пор нет достоверных сведений о том, что между этими коллективами были какие-либо контакты, более того, что Шацкий и Макаренко знали друг друга. А вот по всему наследию того и другого социального педагога может показаться, что они (при всей их внешней непохожести) жили в “едином образовательном пространстве” (см. 8; 19).

    Более того, дерзнём сказать, что они жили в едином образовательном пространстве и с теми, кто был позже, например, с И.П. Ивановым. Можно спросить: не составляют ли тимуровские команды 40-х, клубы юных коммунаров 60-х,  педагогические отряды 70-х, семейно-педагогические клубы 80-х) “единое информационное пространство”? Не продолжали ли они фактом своего существования “единое воспитательное пространство” коллективов С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко?

    А с трудовыми коммунами-монастырями, созданными несколько столетий назад Сергием Радонежским и его учениками у них не было “единого образовательного пространства”? Это не утверждение, это вопрос.

    Но он позволяет высказать гипотезу, что настоящее “единое образовательное пространство” относительно независимо от “физического времени” и “физического пространства”.

    Вот почему все попытки администраторов создать “единое образовательное пространство”, “координируя усилия разных ведомств, учреждений, школы, семьи и общественности”, могут привести к тому, что “на самом деле” “продукт” их координационных усилий в лучшем случае никакого отношения к настоящему “единому образовательному пространству” иметь не будет.

    А в худшем случае, он может очень помешать тем, кто действительно способен создавать “образовательное пространство” и содействовать его развитию. Поясним этот тезис на примерах.

    Сергию Радонежскому, Станиславу Шацкому, Антону Макаренко повезло – они могли “уйти в пустынь”, “уехать в деревню” и там “раствориться в здоровом человечьем коллективе” (выражение А.С.Макаренко), созданном “своими же руками”. Но куда “уйдут” их потомки? Где они будут создавать свои “общины”, “колонии” и “коммуны”? Когда вся земля будет опутана “сетями интернета” (а значит, уже негде будет “спрятать” воспитанников от “общего информационного пространства” и от как бы “единого образовательного пространства”), негде будет родиться настоящему воспитательному коллективу, негде будет пройти ему “инкубационный период”…

    Так и будем всегда довольствоваться “как бы образованием”, “как бы воспитанием”, “как бы обучением”? И “как бы изготовленными” “как бы к жизни” “как бы гражданами”?

    Таким образом, проблемы осознания единого образовательного пространства действительно актуальны для педагогов-практиков (тем более, для студентов, для волонтёров-общественников). А для педагогов-исследователей здесь всё ясно?

    С нашей точки зрения проблему создания “единого образовательного пространства” надо рассматривать в контексте более широкого “воспитательного пространства” и вообще – “социокультурного пространства”. Рассматривать не как узко-педагогическую проблему, а как проблему социокультурную (см. 12).

    Общественно-педагогическое движение это: социальное участие по отношению к социализации подрастающего поколения; действенные проявления гражданского общества в обществе “догражданском”: “островки гражданского общества”, его “первые ласточки”, его “закваска”); “семена” “педагогики освоения культуры” (см. 1); первые “территории” “настоящего образовательного пространства”, отвоёванные по выражению И.Н. Жукова “пионерами культуры”, (см.: 10, с. 184), “подвижниками соцвоса” (Термин А.С. Макаренко).

    Это “островки” настоящего образовательного пространства, отвоёванные у “океана” “отчуждённого труда” и “отчуждённой культуры” (см. 35, с. 6 – 7), отвоёванные сознательно и целеустремлённо, отвоёванные с использованием специально разработанных социально-педагогических методов. Среди них методы: прогнозного социально-педагогического моделирования; совместно-разделённой деятельности (см. 7, с. 187 ); педагогически целесообразной перемены деятельности; осваивания детей  в культуре (см. 35, с. 6 - 9); коллективного освоения культуры и самореализации (См: 1, 4, 12) и др.

    НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Р.В. СОКОЛОВА,

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СТАТЬЕ

    Статьи и тезисы выступлений, отражающие  культурологические, философские, социологические и психологические аспекты исследования

    1.  Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение. – М., 1988. – С. 104 -114. (Материалы советских ученых к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г. / Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).

    2. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).

    3. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения // Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).

    4. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

    5. Проходить или осваивать // Культурно-просветительная работа, 1986, №9. – С. 28-29.

    6. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П. Иванова и А.И. Мещерякова // Тез. Всесоюз. Науч.-практ. Конференции “Психология – перестройке народного образования” / МГУ, 9 – 11 ноября.  – М., 1989 г. – Кн. 2 –С. 49

    7. Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Тез. Всесоюз. Науч.-практ. Конференции “Психология – перестройке народного образования” / МГУ, 9 – 11 ноября 1989 г. – М., 1989   - М., 1989, – Кн. 3 – С. 144.

    8. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии // "Наследие А.С.Макаренко и современность" – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. -практ. конф. (10-12 марта 1993г.) / Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко).

    9. Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту  жительства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки”. Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.

    10. “Философский камень” социальной педагогики // Ильенковские чтения: Международная научная конференция 18-20 февраля 1999 г. –Москва-Зеленоград-1999, с.184-188. (Изд. Московского Комитета образования, Московского института делового администрирования, Института философии АН РФ и префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы)

    11. Социальное воспитание и проектирование личности // Стратегия опережающего развития для России XXI века: роль образовательного, научно-технического, культурного и природного потенциалов (глобальный аспект). - М., 1999. Т. 3, ч.2 Научный и образовательный потенциал развития России. С. 12-15. (Сб. материалов Международной научной конференции, проведённой Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Российской гос. библиотекой, Фондом “Альтернативы” и Фондом Ф.Эберта. Москва 18-19 июня 1999 г.)

    12. К вопросу о судьбе “коммунарской методики” (социологические заметки”) // Теория, история, методика детского движения: информационный бюллетень, Вып. 5. –М., 1999, с. 56-61.

    13. Социальные инициативы и детское движение в контексте представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы Международной научно-практической конференции 25 – 27 ноября 2000 г./ Отв. Ред. Э.А. Мальцева, С.Ф. Сироткин, А.В. Мерзляков. – Ижевск, 2000, с. 68 – 70.

    14. Социокультурное пространство в Первой опытной станции по внешкольному воспитанию // Известия Академии педагогических и социальных наук. –Москва-Воронеж, 2000, Выпуск 4, с. 195 – 206.

    Статьи и тезисы выступлений, отражающие историко-педагогические,

    социально-педагогические и клубоведческие  аспекты исследования

    15. Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А.С.Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями.– М., 1972. – С. 199 – 200. (Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И. Ленина, Педагогическое общество РСФСР).

    16. "Вход со двора" //Культурно-просветительная работа. – М., 1975. №6. –С.52-55. (Соавтор С. Николаева).

    17. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т. Шацкого // Роль педагогической системы А.С. Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. –М., 1975. –С. 7-75. (Материалы Всерос. конф., проведенной 26-27 июня в г. Нальчике / Центральный совет педагогического общества РСФСР).

    18. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1978. – С. 58-64 (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977г. в Калуге / Центральный совет Педагогического общества РСФСР).

    19. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2-х частях / Сост. и ред. Т.В.Трухачёва, А.Г.Кирпичник. –Москва, 2000. –Ч. II, ñ.69 – 108.

    20. Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск, 1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).

    21. От дошколят до… бабушек // Культурно-просветительная работа, 1979, №  6. –С. 11-12.

    22. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С. 28-30.

    23. Поляна "Надежда" // Семья и школа. 1989, №  6. – C. 39

    24. Сегодня – цирк! // Семья и школа. 1989, №  11.– С. 32-33.

    25. Зеленую улицу детскому движению // Несторонний взгляд. Вып.1. –М., 1992. – С. 166-174. (Материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения, Федерация детских организаций "Юная Россия").

    26. Постановка проблемы // Потребность друг в друге: истоки, выявление, реализация.– Кострома, 1993. – С.4. (Социальная роль и позиция взрослых в детском движении: материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения).

    27. И все-таки…позитив // Там же. – С. 13-16. (Соавтор Н.В. Соколова).

    28. Отечественное общественно-педагогическое движение - педагогический фундамент возрождения России/ Типология и типы культур: разнообразие подходов.  –М., РИК, 2000, с. 39 – 42.

    29. Общественно-педагогическое движение и создание условий для социализации и самореализации детей и подростков // Воспитание личности: опыт, проблемы, поиски. – М., 1994. –С. 90-92. (Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях Москвы. / Центр инноваций в педагогике (филиал Моск. ин-та повышения квалификации работников образования).

    30. О власти педагога, самоуправлении и “педагогическом релятивизме” // Образование спасёт мир (Сб. материалов по программам: Всемирное десятилетие образования; Национальная доктрина образования. Издание Российского научно-методического и учебного комплекса по подготовке, переподготовке, повышению квалификации научно-педагогических кадров для обучения руководителей народного хозяйства. -М.: ОВФО “СУПЕР” Всероссийского фонда образования, 1996 г., с. 83-86. (Соавтор Н.В. Соколова).

    31. Социальное участие как важнейший фактор профилактики девиантного поведения детей и подростков // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодёжной среде. (Материалы российско-германского семинара 13-14 ноября 1995 г.) Совместное издание Института молодёжи, Немецкого Культурного Центра им. Гёте и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ). – М., 1996. С.18-200. (Соавтор Н.В. Соколова).

    32. И Марьина роща тоже играет //  Московская игротека. Изд. МГДТДиЮ.  – 1997., с. 39-40

    33. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию //  Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодежи. (Изд. Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи). - М., 1996., с. 40-51. (Соавтор Н.В. Соколова).

    34. Движение педагогических отрядов // Äåòñêîå äâèæåíèå – ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê. – Ìîñêâà-Ìèíñê, 1998, ñ. 20 – 21.


    35. Клуб// Äåòñêîå äâèæåíèå – ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê. –Ìîñêâà-Ìèíñê, 1998, ñ.46– 47.

    35. Педагогический отряд // Äåòñêîå äâèæåíèå – ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê. – Ìîñêâà-Ìèíñê, 1998, ñ. 68.

    37. Форпост// Äåòñêîå äâèæåíèå – ñëîâàðü-ñïðàâî÷íèê. –Ìîñêâà-Ìèíñê, 1998,ñ. 68.

    Книги и брошюры учебно-методического и информационно-методического характера

    38. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 1992. –190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание").

    39. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).

    40. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: идейные истоки, предыстория, опыт организации // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. – М., 1990. – 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".

    41. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного округа города Москвы. – М., 1993. –32 с. (Методическое пособие в помощь социальным педагогам / Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, НПО "Парус" Всероссий­ского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).

    42. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию // Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодёжи. – М., 1996., с. 40 - 51. (Сб. материалов, изданный Федеральным информационным центром молодёжных социальных программ Комитета РФ по делам молодёжи. (Соавтор Н.В. Соколова).

    Учебно-методические разработки Ð.Â. Ñîêîëîâà, íàõîäÿùèåñÿ

    â научном  архиве Российского института культурологии

    (По данным опубликованных каталогов архива РИК)

    43. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства (Учебное пособие, рекомендованное к изданию Учёным советом Российского института культурологии. – М., 1998 г. – 390 с. Рецензенты доктор пед. наук Ю.П.Сокольников и доктор филос. наук Э.А. Орлова)

    44. Ïðàâîâîå îáåñïå÷åíèå ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè íàñåëåíèÿ. Ó÷åá. Ïîñîáèå. – Ì., 1997 ã. - 128 ë.

    45. Äåÿòåëè îòå÷åñòâåííîé ñîöèàëüíîé ïåäàãîãèêè ÕÕ â. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå è ñïðàâî÷íîå ïîñîáèå. – Ì., 1998 ã. - 60 ë.

    46. Îòå÷åñòâåííîå îáùåñòâåííî-ïåäàãîãè÷åñêîå äâèæåíèå ÕÕ âåêà. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. –Ì., 1999. - 120 ë.

    47 . Ñîöèàëüíîå ó÷àñòèå â îòå÷åñòâåííîì îáùåñòâåííî-ïåäàãîãè÷åñêîì äâèæåíèè ÕÕ âåêà. – Ì., 1999. - 134 ë.

    48. Учебно-методическое и справочное пособие по социальной педагогике. Лазерный диск. - М.: Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии, 1999 г. - 640 мгб. 49. Социальное воспитание на рубеже веков: учебно-методическое и справочное пособие. -М.: Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии, 2000 г. - 645 мгб.

    49. Социальное воспитание на рубеже веков: учебно-методическое и справочное пособие. -М.: Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии, 2000 г. - 645 мгб.

    Последнее обновление (21.12.12 22:13)

     

    СТАТИСТИКА САЙТА

    Просмотрено статей : 4484953

    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
    САЙТ
    А
    ВОЗВРАЩАТЬСЯ
    В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
    МОЖНО
    ЗДЕСЬ !!!

    ШОССЕ__
    ЭНТУЗИАСТОВ
    НАСТОЯЩЕГО
    ВОСПИТАНИЯ


    А Вдоль шоссе Вас ждёт

    ВЫСТАВКА
    ПЕДАГОГИЧЕСК
    ИХ
    ДОСТИЖЕНИЙ

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/%20.jpg

    __Дарим   Вам__
    _безвозмездно_

    СВОИ РЕШЕНИЯ,
    ПРОВЕРЕННЫЕ
    В  Н А Ш Е Й
    МНОГОЛЕТНЕЙ

    о п ы т н о-
    экспериметальной

    Р А Б О Т Е

    Социальный
    педагог
    и ДЕТОВОДЕЦ

    Ричард Соколов

    ОООООООООООООО

    http://animashky.ru/disk/camera.gifЕсли нажать
    ЗДЕСЬ
    !!! ,
    то Вы попадёте
    в "кинозал",
    где сможете увидеть
    мой уникальный видеоклип

    О ДЕТОВОДЦАХ

    Клип был снят в день,
    когда впервые был открыт
    для посетителей этот
    мой сайт (16.12.09) На него
    уже более 17.900 Ваших кликов

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    .И на этом фото тоже я

    ==========================
    _ДЕТСКИЙ
    БОГАТЫРСКИЙ
    ЛАГЕРЬ "РУСЬ"
    _ Лето 2012г.___
    Уже более 1000 кликов
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!

    ПРИЕЗД в лагерь
    ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ
    Текст, фото и ролик
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!
    -------------------------------------
    ВСПОМИНАЯ
    1612
    год

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ !!!
    НАШЕГО ДЕТСКОГО
    ИГРОВОГО ФИЛЬМА

    В Московском Театре
    русской драмы

    "1612 год.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ
    СМУТЫ"

    (состоялась в рамках
    ХХI Рождественских
    международных
    образовательных
    чтений 2013г.)
    !!!
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ!

    ------------------------------------------
    И ещё разные фильмы
    про 1612 год
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    Так мы отметили
    окончание
    ГОДА ИСТОРИИ
    !!!

    ------------------------------------------

      Раздел
    МАКАРЕНКО-
    ВЕДЕНИЕ

    (ИССЛЕДОВАНИЕ
    НАСЛЕЛИЯ
    А.С.Макаренко)
    Открыть ЗДЕСЬ
     

     ----------------

    КОЕ_ЧТО из этого
    раздела

     МЕЖДУНАРОДНАЯ
    Макаренковская
    ассоциация (ММА)

    - видеозаписи
    эпизодов из жизни
    "Макаренковского
    содружества")
    .

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/multimedia/100_3545.jpg

    Президенты Международной
    и Российской
    Макакренковских
    ассоциаций Т.Т.Кораблёва
    и В.И.Слободчиков.

    __________________________

    Р.В.Соколов
    и В.И.Слободчиков

    Я всегда рад гостям !!!
     http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/a9/fd/130473_prev_98.gif
    к Главному въезду
    http://internetanketa.ru/sites/all/themes/ianketa/img/step-ico-install.jpg      
     если не хотите заблудиться
    на этом сайте.
    (а так часто случается)

    "По дороге"
    Вы можете
    посетить:
    - Павильон
    с отзывами на
    этот сайт
    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ruka/ruka106.gif

    http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif 
    НАЖАТЬ ЗДЕСЬ
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    СПАСИБО 
    ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail14.gif


    ЖДУ НОВЫЕ
    ОТЗЫВЫ ЗАМЕЧАНИЯ
    и предложения)


    http://dweb.ru/gif/new/05.gif
    МОЙ АДРЕСАhttp://img1.imgsmail.ru/r/my/gifts/payed/ee2_ee2_1292948264_mailball02_200_new2_200.gif



    http://www.bogatyrstvo.ru/images/feedback.png
    dik-rvs@mail.ru

    Есть я и ВКОНТАКТЕ
    (Ричард Соколов)
    и в ФЕЙСБУКЕ


    =====================
    Перед Вами

    Я всегда рад Вам!

    ГЛАВНЫЙ ВЪЕЗД
    В МОЮ
    СТРАНУ
    БЕСПЛАТНО И
    БЕЗ "ПРОБОК"


    http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/tunnel.gif
    http://www.livegif.ru/Gallery/TECHNIKS/CARS/42R3.GIF


    http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gifНажать здесь http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gif
    ========================

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    К своему

    70 -летию
    я открыл эту рубрику
    ЗДЕСЬ с 3 февраля 2013г.

    А ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    я поместил
    ЗДЕСЬ АЛЬБОМ С
    ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ
    ДРУЗЕЙ
    и http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif



    ЗДЕСЬ НОВЫЙ
    КИНОЗАЛ




    проСАМЫЙ
    НЕОБЫЧНЫЙ
    ЮБИЛЕЙ В ХХ веке

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/%20%20%20.jpg



    МОИ ПОДАРКИ ВАМ
    к моему 70-летию



    СПИСОК МОИХ
    194 научных
    работ

    (опубликованных в
    печатных изданиях

    и переданных в
    научный архив РИКа)

    Среди них несколько
    учебников и учебных
    пособий
    , в том числе

    и на компакт-дисках.

    Список уже позволяет
    открыть, прочитать
    (и скачать!!!
    более
    90 работ
    И было уже свыше
    1500
    Ваших кликов

    Список открывается

    З
    ДЕСЬ
    ---------------------------
    Мои подарки РАО



    (Российской академии
    образования) и Вам
    (апрель 2013) можно
    получить
    ЗДЕСЬ
    ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАНЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУБРИКИ САЙТА.
    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОВОЙ СТРОКОЙ. ОНА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗИТИВ

    Чтобы открыть
    раздел
    О МОИХ
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
    УЧИТЕЛЯХ
    Кликнуть
    здесь
    ===============

    ПРЕДЛАГАЕМ
    ПОЗИТИВ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    О ПРОБЛЕМАХ
    СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
    ДЕТЕЙ И
    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg
    МОЛОДЁЖИ
    И ПУТЯХ ИХ
    РЕШЕНИЯ
    http://l-userpic.livejournal.com/113184805/39766252

    МОЯ КНИГА,
    ОТМЕЧЕННАЯ
    ДИПЛОМОМ

    -------
    ___на конкурсе
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    в Санкт-Петербурге

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    (текст 2-го издания книги
    дан здесь в формате WORD,

    а ниже - в формате PDF)

    ----------
    Пройти по ссылкеhttp://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Sokolov_R_U_nas_vo_dvore.pdf

    ===================

    Мои статьи,
    В которых
    Я УТВЕРЖДАЮ,

    ЧТО ПРИ ВСЕЙ
    ИЗУВЕЧЕННОСТИ
    С О Д Е Р Ж А Н И Я
    О Б Р А З О В А Н И Я
    И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПУТИ
    для
    совершенствования
    БРАЗОВАНИЯ


    ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬhttp://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    -----------------------------------

    МОЁ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    (25 апреля
    2011г.)
    )
    В РАО (
    (Российской

    академии
    образования


    ---------------------------------------------
    Моя статья специально
    к Году учителя

    "О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
    И РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    ПО ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ"


    ----------------------------------------
    Как усовершенствовать
    В О С П И Т А Н И Е
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg

    О ДВУХ СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ И...
    м
    ой полувековой
    опыт и его
    уроки
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    ПЕРЕМЕНЫ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gif

    =====================
    НАШ МНОГОЛЕТНИЙ
    ОПЫТ И УНИКАЛЬНЫЕ
    МАТЕРИАЛЫ НАШЕЙ
    ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ
    СТАНЦИИ
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ

    имени С.Т.Шацкого
    (как уникального комплекса)


    http://r27.imgfast.net/users/2713/69/94/30/avatars/3314-63.gif














    Теперь можно УВИДЕТЬ,
    если войти в
    очень
    большой раздел
    сайта
    ЗДЕСЬ
    !!!
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    Многопрофильный
    __ КЛУБ
    "РОВЕСНИК" ...
    (С 1986г)
    Киноролик о начале
    нашей работы
    в Марьиной Роще
    (Из моей лекции в Питере
    преподавателям ПГУПС )

    Кликнуть
    здесь)

    О клубе "прогудели"
    г-ты "ГУДОК" и "МЖ"

    (статьи 1987г.)
    Кликнуть здесь

    --------------------------------

    "ЧАЙНИЧЕК
    В МАРЬИНОЙ РОЩЕ"

    (статья о клубе 1992г.)
    Кликнуть здесь
    ________________________

    ...и ПЕРВАЯ__
    _ОПЫТНАЯ__
    _СТАНЦИЯ___


     

     

    _ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ОСПИТАНИЮ____

    _ИМЕНИ___________
    ___С.Т.ШАЦКОГО
    ___
    (с 1991г.)

    ЭТО: нажать здесь
    http://cs10653.vkontakte.ru/u5886709/136772509/m_ff1dd0fc.jpg

    КОМПЛЕКС

    http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470

    из 4-х "блоков"


     

     

    1) НАУЧНО-
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
    ЦЕНТР   (НМЦ) _________
    2) СОЦИАЛЬНО-__
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_

    МАСТЕРСКАЯ___

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    Моя книга (издана в1992г.
    второе издание - 1993г.)

    ======================
    http://s61.radikal.ru/i174/0910/68/296180c2428d.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gifАЛЫЕ ПАРУСА
    НАД МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ
    =======================
    17 наших
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

    ПОСОБИЙ


    http://www.sokolovr.ru/images/stories/dsc02903.jpg



    Разновозрастной

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

    клуб
    по месту жительства

    "РОВЕСНИК"___________
    _
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    117 праздников
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    подвижных игр

    **Кинозал 
    *http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_613d3438.jpg
    НОВОГОДНИЕ
    *******ДЕТСКИЕ*******
    ПРАЗДНИКИ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
     
     
    *******  **
     
     
    пока 5 фильмов)*****

    =======================
     
    >Наши ИГРОТЕКИ
    
    http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif =====================
     http://yoursmileys.ru/hsmile/lordoftherings/h14020.gif
    
    ____
    ===================
    Кинозал
    ""НАШИ
    САМОДЕЛЬНЫЕ
    МУЛЬТИКИ""

    (Пока 2 мультика)

    _________________

    21 января 2011г.
    - 21 год со дня
    учреждения
    станции

    _ОТЗЫВЫ О СТАНЦИИ_
    
    
    _ПРЕССА О НАС__ 
    

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0301.gif

    http://s20.rimg.info/c7e58de5e9188e58bcd0f23097c9c167.gif
    
    • Р.В.Соколова

    • СОЦИАЛЬНАЯ

      ПЕДАГОГИКА

      ДЕТСКО-
      ПОДРОСТКОВОГО

      КЛУБА ПО МЕСТУ
      ЖИТЕЛЬСТВА
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gifhttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif
    ==================
    КОНЦЕПЦИЯ
    СОЦИАЛЬНОГО
    ВОСПИТАНИЯ

    (на далёкое
    будущее. Увы!)
    Кликнуть здесь
    -----------------------------
    РУБРИКИ (активные)
    этого раздела
    Переменна деятельности
    2 Наши игротеки
    3 О 2-х социальных педагогиках
    4 Уроки полувекового опыта
    5 Студенческие практики
    6 дизайн интерьера, площадок,
    костюмов
    7 Дипломные работы
    8 "Богатырские поляны"
    9 Разновозрастный клуб
    "РОВЕСНИК" по месту жительства
    10 17 наших учебных пособиий
    11 Социально-педагог. мастерская
     
     
     
     
     
     
      -----------------------------------
    И продолжаю играть

    http://cs1691.userapi.com/u12351190/54415858/x_e6517d8a.jpg
    И РАБОТЕ (статья)
    Кликнуть здесь

    -----------------------
    Кинозал
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/m_eec7224c.jpg
    И НЫНЕ ПРОДОЛЖАЮ
    ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ_ !!!

    ОСЕННЯЯ ПОЛЯНА____
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/x_c8388276.jpg
    23 октября 2011г. _____
    6 роликов____________
    кликнуть здесь
    -----------------------------------------------

    МОЙ ОПЫТ
    ПЕРИОДА 1968 - 2007гг.
    Большущий раздел!
    Кликнуть здесь
    http://animashky.ru/disk/camera.gif
    ----------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifМОЙ
    БОЛЬШОЙ

    многозальный
    кинотеатр

    многозальный

    http://reklamastatic.vkdrt.ru/mailer/app/serialy.jpg

    КИНОТЕАТР
    Вход здесь

    ----------------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifДетский
    многозальный

    кино

    КИНОтеатр
    Вход здесь

    Кинозал http://animashky.ru/disk/camera.gif
    И продолжаю
    играть
    с детьми
    Вход здесь

    ---------------------------------

    МОИ
    выступления

    Это большой
    многозальный
    http://sticker.yadro.ru/ban/0056/56390.200x200.gif
    http://animashky.ru/disk/camera.gif

     

     

    кинотеатр


    с видеозаписями
    многих моих
    выступлений
    Вход  здесь

    -----------------------------------------------
    ГОРОДИЩЕ
    пока ещё
    сохранившейся
    моей виртуальной
    памяти
    (историкам и
    архелогам XII века)

    Между прочим,
    ЖИЛ-БЫЛ И Я


    И вход свободный и
    ВОРОТА ЗДЕСЬ
    А-у! Люди! А-у!!!

    http://yoursmileys.ru/tsmile/christmas/t07186.gif
    И, наверное,
    я ещё пока жив...
    С чем пришёл
    к 70-летию

    КЕМ пред Вами
    СЛЫВУ?
    Здесь

    свыше 460
    Ваших суждений
    за 70 лет

    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSI50JAAqJMIe2iM_bpMhm7qinIOeCAM3CX_Xf9XYeIWQyjFTIX1w

    КИНОЗАЛЫ К МОИМ
    ------- ХРОНИКАМ------

    КИНОЗАЛ
    ФРАГМЕНТЫ 
    МОЕЙ

    БИОГРАФИИ
    (около 40 роликов)

    =====================
    Мои подарки(календарь)
    НИЖЕ МОМЕЩЕНЫ МОИ
    ПОДАРКИ ВАМ (за три
    с половиной года).
    Теперь я решил их
    разместить по временам
    года (зима, весна, лето,
    осень).
    Надеюсь, что и прежние -
    не устарели для новых
    гостей и друзей.
    Летние подарки
     К Дню защиты
    http://yabs.yandex.ru/resource/v1hB2Sala%5ESkoWkYvzwCrg.pngдетей

    МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В МОСГОРДУМЕ

    В ЗАЩИТУ ДЕТСКИХ
    КЛУБОВ МОСКВЫ
    http://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif http://www.novostroim.ru/images/articles/big/144.gif

    АКТУАЛЬНО
    И СЕГОДНЯ

    ЗДЕСЬ
    ============
    
    Как родители
    защищали детей...
    играя

    Весенние подарки
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    -----------------
    в кинозал
    Х конкурс
    им. А.С.Макаренко

    (апрель 2012 г.)
    ВХОД ЗДЕСЬ

    ===================
    К Дню
    славянской
    письменности
    и культуры

    Вход ЗДЕСЬ
    ================
    Кликнуть здесь
    К  Дню Победы
    __
    http://animashky.ru/disk/camera.gif


    К Дню Победы
    и Дню Защиты Детей


    ---------------------------

    В мае 2012г.
    Россия отметила
    90-летие Пионерии
    И я отметил
    льшим подарком.
    Им стал мой
    новый

    КИНОЗАЛ
    ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ
    (без прикрас)
    НА ВАШЕМ МОНИТОРЕ

    (уже 34 ролика
    из художественных,
    докуменетальных,
    телевизионных и
    моих любильских
    фильмов)

    ВХОД в кинозал
    здесь


    ================
    А ПОДАРОК

    к Дню Пионерии
    2013г. ЗДЕСЬ
    =================

    http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/bestgifanimation.24/0_6051d_803f9288_orig


    http://cs762.userapi.com/u5886709/114348951/x_12eb8b6a.jpghttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif



    ----------------------------

    А теперь и
    ещё подарки -

    4. МОЙ
    СЕРЬЁЗНЫЙ
    ДИАЛОГ

    с к.п.н. Ларисой
    Крапивиной
    http://cs5852.userapi.com/u7194717/a_e21ac47a.jpg
    о скаутинге,
    пионеринге и др.
    в контексте Дня
    защиты детей

    Открыть ЗДЕСЬ


    и 5.
    ШОК - МОЯ

    вожатская
    ИСПОВЕДЬ

    НА 85-летии
    ПИОНЕРИИ"
    в зале Академии
    при Президенте РФ

    (видеозапись моего
    выступления на
    конференции,
    про которое
    кто-то отозвался

    ВКонтакте:
    "Круто!")

    Моё жёсткое
    выступление ЗДЕСЬ
    ================

    Моё выступление
    на конференции
    по внешкольному
    воспитанию
    15 декабря 2012г.
    Видеозапись
    ЗДЕСЬ

     

    ================
    и зимние подарки

    кликнуть
    здесь

    =================

    ВСПОМИНАЯ
    1612 год
    Вход в кинозал ЗДЕСЬ

    ==================


    http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/c4/fc/130244_prev_98.gif


    Выезд к разделу
    о других
    новостях года

    МОИ ОСЕННИЕ
    ПОДАРКИ

    --------------------------------

    К ДНЮ
    ЗНАНИЙ

    открыть ЗДЕСЬ

    ------------------------------------

    К другим праздникам
    открыть ЗДЕСЬ

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Кинозал
    НА ЭКРАНЕ


    ФРАГМЕНТЫ МОЕЙ
    БИОГРАФИИ

    (киноиллюстрациии
    к "хроникам")



    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/m_95c5b8e7.jpg


  • Фоторепортажи
    о путешествиях,
    командировках
    и т.п. информация












































































































































    НОВЫЙ РАЗДЕЛ

    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    ВЫДАЮЩИЕСЯ
    СТАРШИЕ
    ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif

    (Предшественники
    и последователи
    А.С.Макаренко)

    105 лет
    детскому клубу
    С.Т.ШАЦКОГО


    Кинозаhttp://animashky.ru/disk/camera.gifл
    Общество
    СЕТЛЕМЕНТ
    и детская колония
    БОДРАЯ ЖИЗНЬ

    Кликнутьhttp://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    и 100 ЛЕТ _
    "БОДРОЙ
    ЖИЗНИ"http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

    ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

    К 100-летию
    Элеоноры Самсоновны
    КУЗНЕЦОВОЙ

     

     

    Вход к рубрике ЗДЕСЬ

    И.П.ИВАНОВ -
    выдающийся
    последователь
    А.С.Макаренко

    http://www.kommunarstvo.ru/ivanov.jpg











    И.П.Иванов

    и его понимание
    наследия
    А.С.Макарен
    .Иванова
    Рубрика Открывается 
    ЗДЕСЬ

    ---------- http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    И.П.ИВАНОВ
    и его команда

    Кинозал ЗДЕСЬhttp://animashky.ru/disk/camera.gif


    ===========
    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif 


    Молодые
    последователи
    И.П.Иванова
    в Питере
    объединены
    в студенческий
    педагогический
    отряд


    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    "ПЕРЕМЕНА"
    (он при институте
    имени И.П.Иванова
    ЛГУ им.А.С.Пушкина)
    Вход в кинозал
    УРОКИ
    "ПЕРЕМЕНЫ"

    http://animashky.ru/disk/camera.gif(ролики со
    слётов


    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    старшеклассников
    "Звёзды дарят
    надежду")
    ЗДЕСЬ

    Уже 24 ролика!
    Кинозал посетило
    за 1-й месяц свыше 800
    зрителей

    ====================== http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif




       
    
    ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ
    И.П.ИВАНОВУ

    в московском

    музее А.С.Макаренко
    http://animashky.ru/disk/camera.gif




    14ноября 2011г.
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    За 1-й месяц показа
    687 кликов

    -----------------

    Эмблема АГШШhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg http://animashky.ru/disk/camera.gif
    
    
    
    
    
    
    
    



     

    Продолжатели
    И.П.Иванова
    (Из Архангельского
    городского
    штаба школьников)
    встретили уже
    своё 50-летие.

    Кинорепортаж
    с 50-летия АГШШhttp://animashky.ru/disk/camera.gif

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2011 года

    КликнутьЗДЕСЬ



    =============
    Константин
    Подыма и его
    "ШХУНА
    РОВЕСНИКОВ"
    Открыть ЗДЕСЬ

    =============
    "КАРАВЕЛЛЕ "
    50лет! _


    (Екатеринбург)

    http://www.ekburg.ru/UserFiles/image/news/0/2/17/21770Big.jpg



    И я побывал
    в "Каравелле"
    (в апреле 2012 г.)


    --------------------------

    ещё http://animashky.ru/disk/camera.gif


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ===================

    ===================




    20 ЛЕТ
    ПОД СОЛНЦЕМ
    _ ПУСТЫНИ


    http://static.tvkultura.ru/p/q_409234.jpg
    http://hudozhka2.ru/img/events.pustyn/062.jpg
    +++++++++++++++++++++
    ========http://www.moscowbookfest.ru/assets/images/kino.jpg

    http://animashky.ru/disk/camera.gif_   (http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifновый кинозал        

    )http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg


    http://animashky.ru/disk/camera.gif

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif
    --- ----http://andreui1.narod.ru/photo.gif

    
    В

     
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifБОГАТЫРСКАЯ
     http://content.foto.mail.ru/mail/dik-rvs/_myphoto/i-54.jpg
    СЛОБОДА -
    уникальный
    ПРОЕКТ ВЕКА
    кликнуть
    здесь

    НА 8-ом ПРАЗДНИКЕ
    БОГАТЫРСКАЯ СИЛУШКА
    кликнуть здесь
    июль 2012      





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0305.gif АРХИВ,
    но
    всем доступный!

    Архив сайта

    http://mdata.yandex.ru/i?path=b1228173944_img_id3699829861353547486.jpg&size=2
    Из моего архива
    в Ваш рюкзак

    http://img.yandex.net/i/narod/disk/fo-promo.png

    МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

    ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ


    О ДВУХ 
    СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ
    ...
    ... О ДОШКОЛЬНЫХ И 
    ШКОЛЬНЫХ
    "ПРИКОЛЬНЫХ"?
    Могучая сила перемены 
    деятельности

    ========================

    УРОКИ МОЕГО
    ПОЛУВЕКОВОГО
    ОПЫТА
    ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ 
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ ЭТО:

    1) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
    ЦЕНТР
    2) СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ
    17 наших учебных пособий 
    на компакт-дисках

    Учебные курсы и лекции
    Студенческие практики
    Дипломные работы
    
    3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
     ПЛОЩАДКА  
    Разновозрастной клуб
    "по месту жительства"
    117 праздников
    на открытых площадках
    Наши
    "Богатырские поляны"
    Наши игротеки
    -------------------
    Отзывы о нашей Станции
  • Пресса о нас
  • Педагогическая эпопея
  • Книга (скачать)
  • 4) КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
    ПУНКТ
  • ======================
  • Об общинности
    в менталитете
    русского народа
    =======================

    К Дню матери
    Кинозал
    ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ
    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
    Надо ли брать пример
    с таких матерей?
    два ролика
    Вход ЗДЕСЬ
    ======================
    - общественные 
    ====================== 
    Что мне 
    понравилось
    В КОНТАКТЕ
    Кликнуть
    ЗДЕСЬ
    или ЗДЕСЬ
    и увидеть

    >
    http://cs4582.vkontakte.ru/u67726496/114523956/s_e53d4dd1.jpg
    http://www.clker.com/cliparts/3/0/b/6/12401701921581394466boobaloo_Archive_Icon_2.svg.hi.png
    ВИДЕОРОЛИКИ,
    КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ

    "В КОНТАКТЕ"
    Кликнуть ЗДЕСЬ
    ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!
    ВАШИ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ ПРИСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: dik-rvs@mail.ru
    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    http://sokolovr.ru/administrator/index.php#