Разговор с Дедом Морозом
РАЗГОВОР С ДЕДОМ МОРОЗОМ, ИЗ КОТОРОГО СПЕШНО ГОТОВИТСЯ ТЕКСТ НОВОГОДНЕГО ИНТЕРВЬЮ.
(но Вам представилась возможность услышать сам разговор.
Не "причёсанное" и "побритое" интервью, а САМ РАЗГОВОР!
Как будто Вы рядом, всё видите и слышите...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
_______________________________________________________________________
А дело было так.
Пришёл к Деду Морозу знакомый журналист. (Он тоже с бородой,
но белой
, а какой-то серой). А тот сидит и пытается писать статью для
сборника в каком-то далёком пединституте. И дело у него никак
не клеется. - Ну что ты споткнулся уже в названии? - спрашивает
старый знакомый.
- Пиши дальше: «студенческая цивилизация будущего».
- Ну уж нет. Во-первых, эта статья не в журнал «Юность»,
а для педагогического сборника серьёзного ВУЗа. Во-вторых,
на конференции будут обсуждать вопросы подготовки педагогов.
- Чудак! Недаром тебя и твоих друзей-студентов в середине
70-х называли «чудаки из подвала», а газете «Советская
культура» пришлось дважды тебя защищать.
Ну, напишешь «птичьим языком», напечатают тебя в самом конце
одного из сборников, которые, как правило, никто, кроме авторов
и не читает. Ты уже 15 лет как защитился по специальности
«социология культуры, образования, науки» и сам это лучше
меня знаешь. Чтобы чужую статью педагог стал читать,
она должна «цеплять» в самом начале.
И даже не первыми строками, а уже заголовком.
Вон молодые назвали свою организацию «Новая цивилизация»
и туда народ повалил. А на самом деле, что нового в их цивилизации?
Тебе ещё при Советах вручили диплом «Социальный инноватор».
Сам Бестужев-Лада, известнейший футуролог, назвал то, что ты делал
и делаешь в своей книге «первыми ласточками».
Ты прямо как тот генерал, про которого Суворов сказал:
«В бою он скромен».
ЭСПО
( о наших
- Причём здесь бой? Статья для респектабельной научной
конференции. У научного сообщества есть свои традиции,
стиль научного общения, язык. Наконец, представления о приличии.
Просто не станут печатать. Вот и всё.
- Ну, старик, ты меня удивляешь! В 77-ом ты не побоялся
на кафедре педагогики МГПИ выступить с докладом и схемой,
где «нарисовал» перспективы своей работы с их студентами
на десятки лет вперёд, от которых кафедра вздрогнула,
а теперь, когда путь пройден, и всё, что ты проектировал,
уже неоднократно доказано тобою на практике, ты вдруг заробел.
- Во-первых, даже Макаренко, уже ставший известным,
горестно сетовал, что практика никого не убеждает.
Во-вторых, я бы сейчас добавил, что и диссертации,
увы, тоже не убеждают.
И через 15 лет после защиты…
В-третьих, почему ты думаешь, что нынешние педагоги
в далёком Ишиме (в отличие от московских тех лет) стремятся
столь широко раздвигать рамки «внеаудиторной работы» студентов?
Они что, очень хотят, чтобы их студенты по 30-40 лет после
института продолжали быть учителями?
- А почему только учителями?
Разве педотрядовцы после института не становились
на многие-многие годы директорами школ (как, например,
Сергей Фролов, Елена Дерябкина)?
Разве не становились руководителями авторских школ
(как Борис Гречухин), директорами социально-педагогических
комплексов (как Юрий Берёзкин), вузовскими преподавателями
как Лена Борисова?
Создателями Всероссийских педагогических организаций
(как Лев Ляшко, на ежегодных конференциях организации
«Интеллект будущего» которого ежегодно собираются творческие
педагоги из сотен городов)
А разве не интересно то, что твои собственные дочери,
пройдя через такую «педагогическую практику», обе закончили
педагогические институты с «красными дипломами» и стали
социальными педагогами»?
- Вот уж нашёл, чем обрадовать современных педагогов!
Да большинство из них пуще всего не хочет, чтобы их чада
шли «по их стопам».
Да и вообще, сколько выпускников педвузов доходит до школы?
А сколько быстренько «линяют» из школы?
Если бы кафедра педагогики ведущего педвуза СССР – МГПИ
была бы действительно заинтересована в том, чем мы занимались
и (за что нас тогда, между прочим, ой как восхваляли
трибун и в СМИ зам. министра просвещения Л.К.Балясная,
секретарь ЦК ВЛКСМ З.Г.Новожилова, президент АПН СССР
М.К.Кондаков), то уж что-что, а учебное пособие
(несколько раз включавшееся в издательский план МГПИ),
написанное группой наших педотрядовцев под руководством
доцента их же кафедры педагогики Э.С.Кузнецовой,
было бы напечатано.

Ан, нет!
Несмотря на многочисленные восторженные отзывы
нескольких докторов наук, книгу МГПИ так и не издал.
Почему?.
На словах хотели одного, а на самом деле совсем другого.
Лишь в 1977 г. нам в рюкзаке привезли из Владивостока,
напечатанную, можно сказать, почти нелегально
(в типографии Дальневосточного завода) нашу книгу.
Вместо названия «У нас во дворе» на обложке было написано:
«Для тех, кто работает с пионерами».
Ни «шапки» с названием института, ни авторов.
Такая вот получилась «народная песня».
Наша доля тиража умещалась в маленьком рюкзаке.

Но мы и тому были безмерно рады.
Да и почему надо думать, что нынешним преподавателям ВУЗов
наши «инновации» по «ориентации студентов педагогических
институтов на профессию педагога» нужнее,
чем руководителям советского ВУЗа?
Разве с них спрашивают (по-настоящему) за то,
сколько их выпускников доработало на «педагогической ниве»
до пенсии, а сколько сбежало?
А если бы еще проверяли КАК РАБОТАЮТ?
- То для таких сериалов как «Школа» просто не было бы материала.
- Скорее, не осталось бы преподавателей в «педах». А что касается «Школы», то название этого сериала - «кодовое название».
Сериал можно было бы назвать точнее «Наша жизнь». И, наверное, не очень погрешая против правды.
- Но если, старик, ты так пессимистически относишься к «учителям учителей», то зачем тогда тебе писать эту статью? Зачем, наконец, ты завёл сайт? Назвал его «очень личный сайт», а посвятил его Году учителя? И, вместо того, чтобы на садовом участке ухаживать за своим «Вишнёвым садом памяти Антона Чехова», ты по 16 часов в сутки «ваяешь» свой сайт? Зачем ты там наплодил около 200 рубрик?
Тебе же за это никто ничего не платит?
- А зачем я 50 лет работаю с детьми? Зачем более 40-ка из них приобщаю к работе с детьми студентов? Зачем в конце 70-х стал создавать «семейно-педагогические клубы», а в середине 80-х создал «Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию», которой было присвоено (как и когда-то моему первому экспериментальному студенческому педагогическому отряду) имя С.Т.Шацкого.
Так что, если я и пессимист, то пессимист оптимистический. Надежда умирает последней.
- Ну, понятно, ты неисправимый романтик и идеалист.
Сперва « задарма» занимался социальной педагогикой,
а теперь также «за свой» счёт ваяешь свой, как его уже называют,
«необъятный сайт».
Кстати, зачем такой большой. Ведь в интернете все мечутся, как сказал бы любезный тебе Макаренко, «в ритме угорелых кошек»?
Кто же будет там читать твои книги по 150, 200, 400 страниц?
Кто будет зрителем твоего «Многозального кинотеатра»,
десятки твоих фильмов, в котором нужно смотреть по многу часов?
- Ну, по 2 – 4 минуты посещения сайтов это общая статистика.
А если посмотреть, как на самом деле, то на моём сайте
встречаются и такие посетители, кто проводит на нём
и более часа.
А ведь, чтобы «скачать» книгу в 400 страниц достаточно
нескольких секунд. И не надо сидеть часами у монитора..
И, судя по отзывам (смотрите соответствующую рубрику в сайте),
уже скачивают. И пишут, что это им помогает в работе.
И благодарят. Так что, основания для оптимизма есть.
Но это не полный ответ относительно сайта.
Ещё в конце 60-х я понял, что многочисленные публикации
в СМИ о моей работе – это ужасная профанация.
Тем более – в последние годы.
Уровень журналистов, краткость времени на знакомство
с опытом и малюсенький объём места для их информации
в печатном издании или мизер «эфирного времени»
даже при всей добросовестности авторов вынуждает
их на примитивизацию того, что мы делали.
Вот я и принялся писать книги, делать самодеятельные
учебно-методические фильмы.
- А почему не едешь в Ишим?
- Времени много нужно. Сильно оторвёт от работы над сайтом.
Вот если бы меня пригласили прочитать студентам свой
авторский спецкурс по истории, теории и практике
социальной педагогики, то я бы, конечно, согласился.
Такие спецкурсы (42 часа) я дважды читал в ВУЗах
Екатеринбурга, Перми и Нижнего Тагила.
По разу в Магнитогорске и в педколледже для вожатых
ВДЦ «Орлёнок».
Курсы поменьше я читал для клубных работников
Тюмени и Башкортостана.
- А вообще, кто серьёзно обратил внимание на Ваш опыт?
- В конце 60-х – Ленинградский институт культуры.
Я туда 10 лет подряд ездил и по неделе читал там лекции
для студентов и аспирантов.
- Не имея тогда в кармане диплома о высшем образовании?
- Как культработник-практик. А вот когда поступил в МГИК,
тогда-то и перестали приглашать в Питер.
Что это, мол, мы московского студента приглашаем лекции читать.
У нас и своих студентов хватает.
- А потом? Что в Москве?
- Уже в 70-м году председатель Макаренковской секции
при Центральном Совете Педагогического общества РФ,
доцент кафедры педагогики МГПИ Э.С.Кузнецова убедила
руководство МГПИ пригласить меня, чтобы я помог создать
первый экспериментальный студенческий педагогический
отряд для работы с детьми в подшефных микрорайонах.
Так и появился ЭСПО, с помощью которого я за год создал
воспитательное учреждение нового типа «форпост
коллективного освоения культуры».
Название «педагогический отряд» мы стали прятать от подростков.
Это учреждение постепенно (после многолетних модернизаций)
уже давно не педагогический отряд студентов,
да уже и не форпост культуры, как мы это тогда понимали.
Хотя оно живёт и уже отмечает 40-летие.
- А что тогда тебе дало участие в этом проекте?
- Во-первых, я на 8 лет получил «простор роста» для эксперимента, который до этого три года вёл со старшеклассниками при одном из подмосковных Домов культуры. Мои городской подростковый клуб назывался «клубом юных культармейцев.
Из него выросло ядро того самого московского ЭСПО. Так что, ЭСПО появился не «вдруг», а три года выращивался из старшеклассников и 40-летие надо было бы отмечать три года назад.
- Отмечали?
- Увы, нет. 20-летие мы отмечали. Тогда и в Щёлково (где когда-то работал клуб) в местной газете большая статья была. А что касается восьми лет моего «комиссарства» в ЭСПО и участия в Макаренковской секции Педагогического общества, то за те годы удалось и «орионовцев» дальше поднимать и более основательно изучить идеи и опыт А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, И.П.Иванова.
Удалось творчески использовать чужой опыт и создать нечто новое, оригинальное. Много позже М.В. Богуславский (д.п.н., член-корр. РАО и, можно сказать, главный историк педагогики в России) в учебно-документальном фильме «Дополнительное образование» скажет: «В 70-е годы в Москве возникнут форпосты имени Шацкого. И там будут заложены основы будущих педагогических отрядов. Известный знаток, подвижник и продолжатель дела Шацкого Ричард Валентинович Соколов сможет воссоздать здесь необычную атмосферу детского царства».
Чтобы как-то объяснить преподавателям и студентам МГПИ, что это такое, названное М.В.Богуславским «детским царством», что это за необычная атмосфера у нас, как она создаётся, я тогда, в самом начале 70-х годов. начал освещать и обобщать свой опыт в многотиражке МГПИ, где придумал и редактировал тематическую страницу «Ребячий комиссар».
И одновременно в толстом машинописном альманахе «Макаренковские среды». Привлекал к этой работе и наших педотрядовцев. Без этого опыта они вряд ли смогли бы через 2-3 года стать коллективом соавторов моей книги «У нас во дворе», о которой я уже упоминал.
Мы участвовали в семинарах и конференциях Макаренковской секции и учились обобщать свой опыт в сборниках по итогам этих конференций.
- А на сайте есть эти тексты.
- Пока их там ещё мало. Но сейчас я создаю раздел «40 лет ЭСПО» и там скоро начну помещать отсканированные тексты, которых, вероятно, будет достаточно много. Мои более поздние тексты о работе ЭСПО на сайте уже есть. Есть и ряд видеороликов, в которых можно увидеть разные стороны жизнедеятельности ЭСПО (того самого «детского царства»).
- А как интерес к Макаренко?
- Он продолжается и усиливается. Я уже много лет - в Международной
Макаренковской Ассоциации. Несколько лет по совместительству экскурсовод московского музея А.С.Макаренко. В соавторстве с женой написали книгу о Макренко. Книга издана в 2008г.
- Кто ещё проявлял интерес к Вашему опыту?
- В начале 80-х – Центр системного подхода к воспитанию, который возглавлял д.п.н., профессор МГПИ Ю.П.Сокольников и который позже стал Межрегиональной ассоциацией «Воспитание», а ещё позже - Отделением «Воспитательные системы и пространства» Академии педагогических и социальных наук. Там с 2000 года я являюсь академиком.
Надо сказать, что в середине 80-х по окончании Московского государственного института культуры «с красным дипломом». стал методистом по работе с детьми Центрального дома культуры железнодорожников.
А в 1990-м году меня пригласили в НИИ культуры (ныне Российский институт культурологии), где я работаю и до сих пор.
- Значит, с практической работой, работой с детьми и студентами было покончено?
- Никак нет. В 1986г. мы с женой создали разновозрастный многопрофильный клуб в районе «Марьина Роща».
В конце 80-х нами заинтересовался Всесоюзный центр МЖК и государственная фирма «Социнновация», которая имела целый павильон на ВДНХ.
Наш клуб стал участником ВДНХ, а я - консультантом фирмы «СИ».
В результате эта фирма, ассоциация «Воспитание» и др. стали
в 1990г соучредителями (создаваемой нами на базе нашего клуба)
некоммерческой организации «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».
Это было ещё одно наше общественное воспитательное учреждение.
Благодаря фирме «СИ» и Ассоциации «Воспитание» мне удалось
новую свою книгу «Привлечение населения к воспитанию детей
и подростков по месту жительства» не только написать
в труднейшем 1991 году, но и издать её в 1992г. И даже - переиздать в 1993г.
За организацию «Опытной станции» мы с женой в 1991 г. получили дипломы «Социальный инноватор СССР». А позже - два патента от ассоциации
«Воспитание» и Ассоциации исследователей детского движения».
Последний диплом особенно значим.
Нам в изданиях двух ассоциаций удалось показать нашу работу в контексте отечественного общественно-педагогического движения.
Так вот, именно в структуре Опытной станции появились
детская организация «Алые паруса», которую создала наша дочка,
когда училась в педагогическом колледже.
А потом эта организация выросла в педагогический отряд.

Педагогический отряж "Алые паруса", созданный Антониной Треховой.
(Во втором ряду третья слева. Справа от неё РН.В.Соколов.
Её папа и консультант отряда)
На материалах своего педотряда Антонина защитила диплом
на «отлично».
Так наш опыт «выращивания педагогического отряда из
подросткового клуба» был повторен. Уже в других условиях,
в другую историческую эпоху.
- Текст этой дипломной работы есть на сайте?
- Да, как и текст моей диссертации, моих книг, статей и других
материалов о нашем опыте.
- Проявляли ли интерес к твоему опыту в других странах?
- В Латвию и Германию я ездил «за счёт приглашающей стороны». Там социальные педагоги (в 1977 и 1994гг. соответственно) считали мой опыт полезным для изучения и использования.
- Помнится, что в 70-е преподаватели МГПИ были удивлены, что студенты старших курсов проводили в ЭСПО больше времени, чем первокурсники. Если на первом курсе они «тратили» на пребывание в форпосте по одному - по два вечера в неделю, то на старших – по 5-6.
- Да. Это удивляло ещё и потому, что обязательной «общественно-педагическая практика» была лишь по 3-й курс. И преподаватели приходили в форпост посмотреть на это невероятное чудо – можно уже не заниматься с детьми во дворах, а эти занимаются. С чего бы это?
- Преподаватели не боялись, что такая интенсивная работа их студентов в СПО помешает академическим занятиям студентов?
- Первое время так и было. Но оказывалось как раз наоборот.
В телефильме 1977г.о нашей работе студент А.Подмазов (а позже педагог, заместитель директора 45-й школы по воспитательной работе ) говорит: «Работаешь, учишься (не хуже чем все студенты)». Голоса «Лучше!». Подмазов продолжает: «на четыре и пять. В форпост ходишь каждый день, в театры ходишь, на выставки. И ещё успеваешь книжки читать. Я удивляюсь – ребята приходят и говорят: «Я не успеваю к урокам готовиться». У нас староста есть. Каждый день приходит домой, садится и уроки делает. Пять часов уроки делает». Ему вторит студентка Таня Стурова (его жена, мать его будущих детей, многие годы школьный учитель физики): «Знаешь, что тебе нужно это, это, это и это сделать и тогда ты в тридцать раз больше сделаешь».
Прошло 34 года и всё подтвердилось.
Работа в педотряде им не мешала, а помогала.
Работа педотряда была организована так, что здесь студенты не только работали с детьми, но и имели многое для расширения собственного культурного горизонта. Коллективные походы в кино, театры, на выставки (и даже в мастерские художников). В форпосте встречали Ю.Визбора, Ролана Быкова и других.
И даже играли студенческие свадьбы. Да как! Саша Подмазов и Таня Стурова, которых я цитировал, давали клятву на верность друг другу и педагогике под алыми парусами! Освещёнными лучами заходящего солнца, на белоснежном теплоходе, в живописнейшем месте на Волге под Угличем. А их поздравляли, пели им песни педотрядовцы из 20 городов страны.
И получилась замечательная семья педагогов.
То было в далёком 1975г. на XI всероссийском слёте макаренковских педагогических отрядов. А слётов успели в «советские годы» провести 17.
Пока комсомол не «задушил в своих объятиях» это движение. Принятые в 1976 г. постановление и «примерное положение о комсомольских педагогических отрядах» (увы, совершенно без учёта нашего опыта) «засушили», заформализовали это движение. А потом комсомольские боссы объявили, что «эта форма работы себя не оправдала». Комсомольское головотяпство. Нет бы им тогда как следует наш опыт изучить.
В начале 2000-х гг. движение студенческих педотрядов начали возрождать. По началу мы даже обрадовались. Рвались помогать.
Но, к сожалению, за это взялись «технари». Движение получилось массовое. но, к сожалению, его можно назвать так «летний детский курортный бизнес».
И вдохновляются его лидеры уже не «теорией и методикой творческого содружества поколений» И.П.Иванова, не «методикой коллективной творческой деятельности», не нашей «методикой коллективного освоения культуры», а методиками западными. Это всё методики манипулирования толпой. Чтобы «всё пело и плясало», но «на новый лад» - постоянно прыгало, кричало, кривлялось.
Конечно, есть среди преподавателей ВУЗов и такие, которые прошли «школу» педотрядовской жизни «ещё тогда» и теперь живут со своими отрядами «старыми традициями». Челябинскому отряду «Луч» исполняется 40 лет !
По многу лет живут и активно работают и другие нормальные студенческие педагогические отряды (на факультете им. И.П.Иванова ЛГУ им. А.С.Пушкина отряд «Перемена», СПО «Профи» в Нижнем Новгороде и др.)
Ежегодно проходят слёты этих (и им подобных) отрядов.
- Можно ли считать, что вот это движение педотрядов развивается,
что оно вышло на более высокий качественный уровень, чем в середине 70-х гг.?
Этого я бы не сказал.
И не только потому, что наш форпост «работал без выходных».
У нас было много такого, чего сейчас нет.
У нас работа по «коллективному освоению культуры»
велась по девяти «направлениям коллективного освоения культуры».
Если это сравнивать с «учебными предметами», то таких предметов нет ни в школе, ни в институте. Действовала программа в несколько ступеней и она позволяла «выстроить лестницу», которая имела 15 ступенек. Т.е.,вступив на эту лестницу в 1-ом классе, человек получал «радостные перспективы роста» на 15 лет.
До окончания института.
И уже до середины лестницы он оказывался не только «младшим другом», но и для кого-то, кто младше его, – «старшим другом». При такой «лестнице» в принципе не могло быть «второгодников». Каждый год деятельность расширяется, усложняется, меняется. И по всем девяти «направлениям».
Но здесь я уже рискую сам впасть в вульгаризацию.
Многих тянет сказать: «Всё очень просто!».
Нет! Нет! И ещё раз нет! Не просто.
Тех, кто так думал, постигали горькие неудачи.
Они «впадали в примитив» и самим скоро становилось скучно.
- Назвал бы хотя бы эти свои «девять направлений коллективного освоения культуры»?
- Я же сказал, что не хочу профанировать.
На сайте есть моя книга «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства». Там и о «направлениях» всё подробно расписано.
И замечу: совсем не «просто так» в педотряде Форпоста культуры для всех было обязательным посещать еженедельно методические занятия
И если студент мог только два вечера выделить на пребывания в форпосте, то один из них (и самым строжайшим образом) должен был быть отдан именно присутствию на методическом
занятии. Когда это правило начало нарушаться, «лестница» начала «давать сбои», рушиться. Конечно, и сейчас форпост первого ЭСПО живёт и даже готовится к юбилею. Но это давно уже не тот ЭСПО и не тот «Форпост культуры».
Сейчас многим нравится, что там (и уже давно) преобладают оплачиваемые работники. Давно уже нет необходимости в «самопомощи масс», в энтузиастах, в той самой «лестнице» и «девяти направлениях».
Зачем? И без того в этом учреждении есть и «наполняемость», и «посещаемость», и «отчётность», позволяющая быть «звездочкой» и получать и от государства «всё, что причитается». И от «хозрасчётной деятельности» солидные «прибавки». Зачем напрягаться? Зачем коллективно осваивать культуру?
«Въехали в рынок» и теперь главные заботы, чтобы из него не «вывалиться».
- А как же Ваш личный, Ричард Валентинович, вклад? Куда же делась та культура, которую Вы тогда несли?
Почему не оказалось «иммунитета к порче»?.
- Меня там нет более 30 лет.
А, как известно, если не культивировать (не прививать) садовые яблони, то они превращаются в дикие. Если не культивировать «породистых голубей», то они превращаются в диких «сизарей».
Культура не передаётся генетически. Всё культурное по определению требует постоянного «окультуривания». Это первое.
Вторая закономерность. Когда уходят романтики и философы,
им на смену приходят прагматики и «прихватизаторы».
И третье. Эта закономерность описана в «Аэлите» Алексея Толстого.
Когда на далёкой планете культура стала сложной и труднопонимаемой
для властей, то перед жрецами возникла опасность быть «отрешёнными»
от их должностей.
И тогда они совершенно добровольно заменили свою культуру
на самое обыкновенное языческое поклонение солнцу.
Власти были довольны. И жрецы целы.
Ну а что касается культуры, то кто способен понять понесённую
той цивилизацией культурную катастрофу?
Такие как сам Алексей Толстой, придумавший ту цивилизацию.
Полагаю, что если бы в конце 70-х «лестницу», о которой я говор
«наследники» не «упростили бы», подобно жрецам Аэлиты,
то культура «Форпоста культуры» сохранилась бы и развивалась.
Но сохранились ли бы при этом «жрецы»? Вот вопрос.
- Кстати, а куда делся ты?
- Можно сказать, я и не сохранился.
Пытался тогда с командой добровольцев, выделившихся из
педотряда Форпоста, создавать в соседнем районе ещё более
«продвинутый» форпост.
Назвали его сразу именем А.С.Макаренко. Но поспешили.
Местная администрация и «партийная общественность»
не приняла «варягов». Пришлось через два с половиной
года неравной битвы «ретироваться».
Э.С.Кузнецова умерла и «оказалось», что у меня нет «партбилета»
и даже диплома о педагогическом образовании.
А я уже говорил, что на кафедре педагогики тогда совсем не обрадовались начертанным мною перспективам.
В партию я вступать не стал, а институт пришлось закончить.
Нужен был «красный диплом» и я его, конечно же, получил.
А потом, на другом конце Москвы в середине 80-х гг.вместе
с женой создал детский многопрофильный клуб «Ровесник»,
который в 1990 г. стал базой для общественного воспитательного
учреждения (с юридическим лицом) «Первая опытная станция
по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого, а меня наградили
медалью Шацкого.
- До этого уже были медали?
- Медаль А.С.Макаренко («За педагогическую доблесть») и 850 лет Москвы.
Был и почётный нагрудный знак «За высокие достижения» от Министерства культуры РФ.
- А что дочка и её педотрядовцы?
- Дочка родила двух внучек, занимается их воспитанием и на общественных началах создала межсемейный клуб детей и родител
А её педотрядовцы: кто тоже родил детей, а кто-то, как, например, Юля Макаренко, закончив тот же, что и дочка, колледж, поступила в тот же институт и тоже «на социального педагога». И организовала в своём микрорайоне подростковый клуб. Жизнь продолжается.
- А ты на пенсии?
- На пенсии, на работе в Российском институте культурологии, по совместительству в музее Макаренко и на своем сайте, в котором уже много материалов по теме этой статьи и их становится всё больше.
- Так. А как бы следовало закончить название статьи после трёх точек?
- Наверное, так: «КОЛЛЕКТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРПОСТАХ КУЛЬТУРЫ И НА ОПЫТНЫХ СТАНЦИЯХ ?»
Все названные в статье источники (сами тексты или их выходные данные) см. на сайте sokolovr.ru
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (28.12.10 15:39)






























































































