Старшим друзьям детей посвящается!
Сайт предназначен ДЛЯ ДЕТЕЙ, НО...
СТАРШЕ 18 ЛЕТ...
ПОИСК ПО САЙТУ: НАБРАТЬ слово, НАЖАТЬ кнопку, СМОТРЕТЬ НАЙДЕННОЕ (внизу)
ИЗВИНЕНИЕ АВТОРА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ.
Многое на нём временно
НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ

Прошу извинить.
НО к Дню учителя
(3.10.13г.)
ОТКРЫТ НАШ
НОВЫЙ САЙТ!

Добро пожаловать!
Нажать на ссылку

http://makarenko-sokolovy.ru

Туда уже многое
"переселилось".

http://www.edu.cap.ru/home/3691/image/anim%20buratino.gif
Этому Сайтику
http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif

исполнилось зимой
уже 3 года,
а создателю сайта -
только... 71!

Сайт для тех,
кто с грустью
вспоминает

о своём детстве...

 Для тех, кто хотел бы
вернуться в детство.
И ДАРИТЬ ДЕТЯМ
РАДОСТЬ...


А куда спешит
Буратино?

Смотреть по ТВЦ
в программе
"Народ хочет знать"
как победить
НАРКОМАНИЮ
и зовёт Вас с собой
Вход ЗДЕСЬ
Буратино стал уже что-то
понимать. Но возник
вопрос " КАК ? "
http://animashky.ru/disk/camera.gif



А если нажать ниже?
откроется клип
с другим моим
выступлением

клип О ДЕТОВОДЦАХ






Это самый
популярный
клип на этом сайте
___Важный раздел сайта http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg

О начале
моей научной
деятельности

Рубрика
открывается ЗДЕСЬ
Избранные
тексты
научных
работ и
видеозаписи
выступлений
на научных
форумах
Научные
  • подходы...
  • Р.В.Соколов
    Введение
    в философию
    социального

    воспитания
    ++
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL
    Р.В.Соколов
    В защиту
    "философствования"
    по поводу
    социализации
    и самореализации


    Р.В.Соколов
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов
    КОНЦЕПЦИЯ
    ОСВОЕНИЯ
    КУЛЬТУРЫ


    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы
    советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    -------------------

    Р.В.Соколов
    Перемена видов
    деятельности
    школьников как
    средство освоения
    ими духовной
    культуры

    (моя статья в издании
    АПН СССР "Новые
    исследования в
    педагогических науках
    1986, №1

    Текст открывается
    ЗДЕСЬ

    ----------------------
    Р.В.Соколов
    Общинность

    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    в менталитете
    русского народа

    http://www.slavfond.ru/images/banners/ro1.jpg
    ---------------------------------

    Кинозал
    Из ИСТОРИИ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ

    Р.В.Соков
    студентам УРГУ
    пр. Серги
    Радонежском и др.
    =====================
    "ДЕТСКИЕ" ДВИЖЕНИЯ
    ====================

    ===================
    В ИЗДАНИИ
    НИИ КУЛЬТУРЫ АН
    И МК СССР
    .

    Р.В. Соколов
    Организация
    работы с детьми
    иподростками
    в условиях
    городского
    микрорайона

    Сборник “Культурно-
    спортивный комплекс:
    состояние, проблемы,
    возможности”:Москва,
    НИИ культуры, 1986 г.)

    ОткрываетсяЗДЕСЬ

    ====================
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ В
    СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)


    Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    ОПД
    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Р.В.Соколов
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif

    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере (преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Р.В.Соколов
    Социальное участие
    в ОПД
    Текст открывается ЗДЕСЬ
  • -------------------------------------------
  • Р.В. СОКОЛОВ

    ДЕЯТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
    ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

    (КАК ОТЕЧЕСТВЕННОГО
    ОБЩЕСТВЕННО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    ДВИЖЕНИЯ
    ХХ ВЕКА)

    1998г.Научный архив РИК

    Текст открывается ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

  • -------------------------------------------
    Р.В.Соколов
    Коммунарство
    в контексте

    ОПД. Ретроспектива
    и перспектива.

    Открывается текст
    ЗДЕСЬ

    ---------------------------------------------------

    ДВИЖЕНИЕ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

    Опубликовано: Соколов Р.В.

    Движение
    педагоги
    ческих
    отрядов.
    // Детское
    движение.
    словарь-справочник.
    Изд.2-е.
    -М, 2005, с. 43-45.

     

    -----------------------------------------------

    Р.В.Соколов
    О некоторых путях
    совершенствования
    образования

    //
    Новое в психолого-
    педагогических науках:
    теоретические и практические
    проблемы психологии и
    педагогики. №2 –М.: Издательство
    НОУ ВПО Московского психолого-
    педагогического института, 2009,
    с. 178-194.

    Статья открывается
    ЗДЕСЬ
    ----------------------------------------------
    МОИ
    НАУЧНЫЕ
    РАБОТЫ

    (тексты и
    выступления)
    ___Важный раздел сайта
     http://profile.ak.fbcdn.net/hprofile-ak-snc4/41483_100001319355855_9788_n.jpg
    воспитания
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSMytuUiPIzbA4za5Uk63wcZ-KEQfvZ2bszHZVZFNNJsDPFY8BL  В защиту
    "философствования"
     по поводу
     социализации
    и самореализации
    Философия
    воспитания

    Р.В.Соколов  КОНЦЕПЦИЯ
    освоения культуры
    Статья и
    з сборника
    "Культурная среда
    и ее освоение:
    Материалы советских ученых

    http://www.biletomsk.ru/img/news/1292403188_v-muzee-imeni-m_a_-vrubelya-proidet-vserossiiskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.jpg

     



    к XYIII Всемирному

    философскому
    конгрессу
    "Философское
    понимание
    человека",

    Великобритания,
    Брайтон
    , 21-27 авг. 1988 г.

    - М., 1988

    Кликнуть здесь

    ----------------
    Общинность
    http://sozvezdieoriona.ru/3/book20.gif
    (О пр. Сергии
    Радонежском и др)
    ИДЕЯ
    " ВОСПИТАНИЯ
    БУДУЩЕГО”
    В ИГРОВОЙ
    КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ

    ХХ ВЕКА

    ==============
    -
    социология
    "УСЛОВИЯ
    УЧАСТИЯ http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470
    НАСЕЛЕНИЯ
    В СОЦИАЛИЗАЦИИ
    ДЕТЕЙ
    И ПОДРОСТКОВ
    ПО МЕСТУ

    ЖИТЕЛЬСТВА"
    (
    Москва, Институт
    культурологии, 1995г.

    ТЕКСТ
    ДИССЕРТАЦИИ

    Р.В.СОКОЛОВА
    ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
    ПРОЧИТАТЬ








    Общественно-

    педагогическое

    движение (ОПД)

    2.4.2. Общественно
    -
    педагогические
    течения
    - явления
    субкультурные

    2.4.3.
    ОПД

    - движение

    альтернативное

    педагогике
    отчуждения

    Кинозал
    Об английском
    и американских
    сетлементах
    начала
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    20-го века

    Из самой свежей
    моей лекции

    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/147412363/x_042c5bea.jpg

    в Питере(преподавателям
    ПГУПС) (17.11.11.)

    Кликнуть
    =================

  • Социальное участие
    в ОПД
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Большой раздел
    ПРАВДА
    О
    МАКАРЕНКО
    Зсубмодуль (меню)
    открывается ЗДЕСЬ
    !

    НАШЕ МАКАРЕНКОВЕДЕНИЕ
    -
    результаты
    многолетнего
    культурологического

    расследования!
    ----------------------------------

    http://1.sokolovrv.z8.ru

    Горький и
    Макаренко
    (
    моё выступление
    в Литературном музее
    на юбилее корифеев
    можно смотреть
    здесь)
    =======================

    МОЙ особый ПОДАРОК
    __К ДНЮ ВЫБОРОВ

    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRJZHP6JW76GgUopUQWXOZpm_fUP70dCPkXyuGLamJDTis_CTORSw
    http://gifzona.com/i/small/gift/gifzona_002.gif

    . Моя новая статья
    А.С.МАКАРЕНКО:
    "Я СОВЕТСКАЯ

    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/x_159e51ea.jpg
    _ВЛАСТЬ"
    Текст кликнуть

    здесь
     
    !  
    <============
    Кинозал
    Фрагменты
    для нового
    фильма
    об
    А.С.Макаренко

    Вход ЗДЕСЬ
    !

    И уже свыше
    20.000 кликов!

    ====================
    Наша новая книга
    ! об А.С.Макаренко,
    над  которой мы
    продолжаем
    работать.




    Открывается ЗДЕСЬ
    !

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/cap0134.bmp

    НОВОЕ!
    ЮБИЛЕЙНЫЕ
    СОБЫТИЯ,
    ПОСВЯЩЁННЫЕ
    125-летию
    А.С.МАКАРЕНКО
    ЗДЕСЬ вход
    к проводнику
    !
    -----------
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ
    социально-
    педагогические
    чтения
    "ВОСПИТАНИЕ
    ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО
    СЧАСТЛИВОЕ"
    ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
    открывается
    ЗДЕСЬ!
    Чтения
    кафедрой социальной

    педагогики РГСУ, д.п.н.,
    профессором).


    НОВО




    НОВЕЙШЕЕ!

    Доклад Соколова Р.В.
    "ПОДНИМАТЬСЯ НАД
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬЮ"

    на открытии 11-го конкурса
    им. А.С.Макаренко 01.04.13.
    ЗДЕСЬ ВХОД В КИНОЗАЛ
    !



    Р.В.СОКОЛОВ.
    ВИДЕОЗАПИСЬ
    выступления в МОПИ
    (ныне МГОУ) по теме:

    "С.Т.ШАЦКИЙ
    - А.С.МАКАРЕНКО
    - И.П.ИВАНОВ
    - Р.В.СОКОЛОВ:

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
    ИДЕЙ И ПОДХОДОВ
    К СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ"



    ----------------------------------------------------
    фрейм
  • -------------------------------
  • Большой раздел
    СОЦИОКИНЕТИКА

    об участии взрослых
    в детском движении

    открыть оглавление

  • ---------------------------------
    О моём участии в
    Ассоциации
    исследователей
    детского движения

  • --------------------------------------
  • О планах
    социокинетических
    исследований
    статья
  • Звенья бесконечной цепи:Шацкий, Макаренко, Иванов

    Оценка пользователей: / 0
    ПлохоОтлично 

    Эта рубрика создана 6 ноября 2011г.

    Статья Р.В. Соколова
    Мысли по итогам юбилея С.Т.Шацкого и его последователей: А.С.Макаренко
    (120 лет) и И.П.Иванова (85 лет)
    // Социально-педагогическое наследие
    Станислава Теофиловича Шацкого (к 130-летию со дня рождения):
    атериалы научно-практической конференции, г. Москва, 23 октября 2008 г.
    \ под ред. Л.В.Мардахаева и А.К.Быкова. –М. Изд-во РГСУ, 2008г., с.31 - 39.
    Открыть текст здесь

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Ниже помещена статья в редакции, приведённой на сайте
    последователей И.П.Иванова Санкт-Петербурга, объединившихся
    в ассоциацию "Педагогика социального творчества"

    Сайт "коммунарство.ру"

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    СОКОЛОВ Ричард Валентинович

    старший научный сотрудник сектора культурной политики
    и прикладной культурологии Российского института культурологии,
    кандидат социологических наук

    Звенья в бесконечной цепи
    (2008 г.)

    Мысли по итогам юбилеев трёх «подвижников соцвоса» XX века
    — С. Т. Шацкого (130 лет), А. С. Макаренко (120 лет),
    И. П. Иванова (85 лет)

    Чем дольше и дальше иду по пути изучения (около 40 лет)
    феноменов социальной педагогики, тем больше убеждаюсь,
    что деятельность С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, И. П. Иванова —
    проявление культурологического феномена, имеющего
    значительную историческую протяжённость.

    Поэтому я и взял для названия статьи термин «звенья в бесконечной цепи»
    философа Игоря Петровича Иванова, ставшего известным
    как педагог (доктор педагогических наук, академик АПН СССР,
    педагог-новатор) и как страстный поклонник наследия
    С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко.

    Чтобы глубже понять значение (для их времени и для времени нашего)
    каждого из этих трёх выдающихся социальных педагогов, необходим,
    с одной стороны, сравнительный анализ их опыта, их мыслей
    и их неосуществлённых устремлений.

    А с другой стороны, необходимо увидеть эти «три звена цепи»
    в широкой не только педагогической, но и культурологической ретроспективе.

    Что же это за феномен?

    И что общего у этих людей, родившихся и работавших в разных местах России, имевших разное социальное происхождение и разное образование?

    Казалось бы (а многим кажется и ныне), что феномен каждого из них — сугубо педагогический феномен. Ведь, так или иначе, но они известны прежде всего как педагоги.

    Но, как раз это-то (в свете уже открывшихся фактов) вызывает самые серьёзные сомнения. Быть педагогом (по должности и быть автором педагогических произведений) можно и во-вторую, и в-третью очередь.

    История знает множество таких примеров.

    К. Э. Циалковский тоже был учителем (в женской гимназии), но ему повезло больше, чем нашим трём «подвижникам соцвоса» — его считают, всё-таки,
    (и, прежде всего) основоположником научной космонавтики
    (иногда даже забывая, что по профессии он был учитель).

    И мой собственный пример, всего-навсего, лишнее тому подтверждение (я тоже почти всю свою сознательную жизнь, если не «при педагогической должности», то «при педагогических обязанностях») ...

    Хотя по диплому — культпросветработник, а по диссертации социолог.

    Вот уже готовлюсь с коллегами отметить 50-летие своей педагогической деятельности, но при этом педагогическую свою «ипостась» никогда не считал в себе главной.

    Вот и эту статью я пишу не как педагогическую, а как бы по специальности «социология культуры, образования, науки».

    Кто же они эти наши «подвижники соцвоса»?

    Хотелось бы сказать «в глубине их собственной души», какова была их главная миссия, что они делали, как теперь принято говорить, «на самом деле»?

    Но то, разве что, одному Богу известно.

    Нам дано лишь «домысливать на сей счёт», сопоставляя факты и их мысли, зашифрованные в авторских текстах, дерзко выхваченных нами из контекста их произведений в качестве цитат.

    Будем стараться домыслы свои пропускать через сито совести.

    Долгие годы я считал (и писал об этом в статьях), что главное в их миссии — их прогнозное социально-педагогическое проектирование и моделирование.

    Теперь полагаю, что это не главное, но важное и с этого можно начинать разговор о «подвижниках соцвоса».

    Почему прогнозное?

    Они были устремлены в будущее.

    Им было присуше убеждение (вовсе не для всех очевидное), что воспитание должно далеко опережать жизнь в ее «наличном бытии».

    И не просто предугадывать будущую жизнь, а творить её своими педагогическими деяниями. Можно сказать, что они стремились воспитывать будущее.

    С. Т. Шацкий еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике, мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа» (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, с. 148.).

    Заметим, что не только «новых людей», с чем трудно не согласиться, а ещё и «новый уклад жизни».

    Тогда же он писал, что настоящее «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности» (Там же).

    Эта мысли и через сто с лишним лет многим педагогам кажется не очень-то понятной ... Речь ведь идёт не о том, что в наше время называется «художественной самодеятельностью».

    А мысль, привезенная из Америки сподвижником С. Т. Шацкого А. У. Зеленко (который и «подвиг» студента Станислава весной 1905 года на новую для того стезю социального воспитания) о том, что «дети являются работниками будущего» (Там же), на первый взгляд, казалось бы, тривиальная, воспринималась ими, по его словам, как «учебно-воспитательное знамя» (Там же, с. 272).

    Если думать, что речь идёт о детях, которые будут наёмными работниками, то при чём же тут «знамя»? А если речь о том, что дети творцы будущего?

    И можно сказать, что это «знамя» С. Т. Шацкий со своими коллегами (и такими последователями, как А. С. Макаренко и И. П. Иванов) пронесли через всю жизнь.

    Вот, например, последователи И. П. Иванова объединились в ассоциацию «Педагогика социального творчества».

    А в последний день традиционного ежегодного сбора делегаций школьников из разных городов, собравшихся из десятков городов в ноябре этого года в Санкт-Петербурге уже в шестой раз на сбор «Звёзды дарят надежду», в последний день сбора участвовали в конкурсе социальных проектов.

    Моделированием чего занимались «подвижники соцвоса»?

    Многие годы считалось, что они занимались решением проблем коллектива, коммунистического воспитания.

    От этого они никогда не отрекались, более того, ещё весной 1905 года С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко не только мечтали «прожить с кучкой ребят всё лето на даче и начать создавать с ними нечто вроде рсспублики» (Т. 1, с. 200), но и, проявив «наклонность к пионерству» (там же), блестяще осуществили эту мечту. Дети оказались «маленькими распорядителями своей общей жизни» (Там же).

    Оказалось, что «детский кружок сам для себя создаёт законы», а взрослые способны «самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети» (Там же).

    И хотя, много позже, известный педагогический публицист С. Л. Соловейчик написал (и это тогда никто не оспаривал), что от опыта С. Т. Шацкого пойдут все пионерские лагеря и дома пионеров (ныне дома творчества), но ни нынешние лидеры «детского движения», ни педагоги «дополнительного образования» почему-то не собираются вести отсчёт своего возраста от феномена С. Т. Шацкого ...

    Впрочем, почему так, догадаться не трудно. «Каждый выбирает по себе ...»

    То, что творили С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко с дюжиной приютских сирот на даче летом 1905 г. можно было бы назвать «конституционной педагогикой». «Конституционную педагогику» С. Т. Шацкого блестяще продолжили Антон Макаренко и Януш Корчак, но их пионерские (лучше, наверное, сказать «пионерные заслуги») в том, что появилась Конвенция прав ребёнка как бы не замечают ...

    Поиски наших «подвижников соцвоса» начала XX века оказывались как бы преждевременными и были, как говорится, не ко двору. Ни в 1905 году, ни полвека спустя, ни теперь.

    Ведь, так или иначе, они были «слишком демократичными» (если не альтернативными) тому, что в так называемом социализме связывалось официальными идеологами со словами «коллектив» и «дисциплина», со словосочетанием «коммунистическое воспитание». Не оказались ли они альтернативными и нынешнему корпоративизму?

    Во всяком случае, у всех троих было очень много критиков среди тех, кого Макаренко называл «Олимпом».

    Так, например взгляды Макаренко украинский НИИ педагогики назвал несоветскими (после того, как начальник Главполитпросвета Н. К. Крупская жёстко выступила против него на съезде комсомола).

    С. Т. Шацкого она уважала, но ей приходилось защищать его (даже в прессе) от тех, кто считал вредными его взгляды.

    И. П. Иванов с огромным трудом защищал (в прямом смысле) свои кандидатскую и докторскую диссертации. Последнюю ему удалось опубликовать лишь малюсенькой брошюркой «Воспитание коллективистов» стоимостью 15 копеек …

    Академиком АПН СССР стал, когда был парализован и заново учился говорить …

    Как кто-то из педагогов заметил, «когда И. П. Иванов уже был «Олимпу» не опасен».

    Но что интересно, воспитанники коллективов «подвижников соцвоса» до глубокой старости с гордостью утверждали, что в этих сообществах (колониях и коммунах) они «жили при коммунизме» и что «таким и должен был бы быть коммунизм».

    Разве это не достойное основание, чтобы назвать их творцами настоящего коммунистического воспитания?

    Чтобы не было путаницы, огульного охаивания всякого коммунистического воспитания, что многим сейчас очень выгодно.

    Но нынешние их почитатели и пропагандисты, похоже, больше всего на свете боятся произносить слова «коммунистическое воспитание».

    Они полагают, что наследие «подвижников соцвоса» надо укрывать в «троянском коне» «либеральной идеологии». Но возможно ли это?

    нужно ли?

    Может быть, «подвижников соцвоса» объединяло то, что теперь последователи И. П. Иванова называют «Педагогикой общей заботы»?

    Разумеется, и это.

    Кто же из них был против воспитания заботы о ближних, против альтруизма, против того, что Макаренко называл «добрым поступком по секрету»?

    Но это ли главное?

    Созидание «Педагогики радостной перспективы»? Конечно же! Вызвать к жизни у детей радость, а потом строить перспективы её развития умели все трое. К этому призывали. И учили этому.

    Отстаивание «Воспитательной педагогики»? И это тоже. Кто, как не эти «подвижники соцвоса» (термин А. С. Макаренко) боролись со сведением педагогики к дидактике, к «урокодательству»?

    Созидание коллективных (организационных и других) средств приобщения к культуре подрастающего поколения? Разумеется. Не случайно в первом учебнике «Клубоведение» (1980 г.) всем трём отдана дань уважения.

    В полной ли мере, это уже другой вопрос.

    Но вот что интересно.

    После 13 лет практической педагогической (и в то же время опытно-экспериментальной) работы по созданию детских воспитательных коллективов, т. е. ещё в 1918 году С. Т. Шацкий не без основания писал, что «эта работа тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общественных взаимоотношений, которые далеко опередили условия нашей жизни ...» (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 2, с. 54). Остановимся.

    Создание общественных отношений, которые опередили ...

    Ещё бы! Уже тогда (в 1918 г., когда С. Т. Шацкий открыто отказывался сотрудничать с Советской властью, а наркома просвещения А. В. Луначарского называл дилетантом) в его летней колонии «Бодрая жизнь» детям присваивали звание «коммунист»!

    Тем, кто своим физическим трудом полностью «окупал» свое содержание.

    Как видим, разное содержание в слово «коммунист» вкладывали нарком и руководитель детской колонии.

    Заметим, что у А. С. Макаренко такая «самоокупаемость» появится лишь в начале 30-х годов. Именно тогда в его книге «Флаги на башнях» начальник коммуны заявит: «Я Советская власть!».

    А подавляющее большинство педагогов и учащихся так за все годы Советской власти и не поняли что это такое для «подвижников соцвоса» «воспитать коммунистов», что для них «Советская власть».

    А позже «Общественные взаимоотношения», которые имели место в воспитательных коллективах С. Т. Шацкого, оказались как бы прототипом тех, что позже проявились в воспитательных коллективах А. С. Макаренко, И. П. Иванова и многих других.

    Напомню ещё раз: писатель С. Л. Соловейчик писал, что от опыта С. Т. Шацкого пошли все наши пионерские лагеря и дома пионеров (дома творчества).

    Впрочем, «Федот, да не тот» ...

    Моделированием каких именно общественных отношений, какого образа жизни они занимались?

    Конечно, какой-нибудь образ жизни всегда есть в любом детском сообществе (даже в бурсе был свой образ жизни).

    Но «подвижники соцвоса» создавали образ жизни, как мы теперь-то, наконец, поняли — общинножития.

    И, оказалось, совсем не случайно они называли свои коллективы коммунами.

    Но слово «коммуна» и раньше, и в наше время многих пугало и отпугивало от Шацкого, Макаренко, Иванова и их последователей. И с этим их испугом надо серьёзно разобраться.

    Известный учёный, член комиссии по плану ГОЭЛРО (электрификации России) и одновременно известный и уважаемый православный священнослужитель о. Павел Флоренский писал:

    «Идея обшежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом едиистве — назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной» (Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия, с. 381).

    Если уж быть совсем точным, то эта идея «была водружена и воплощена» на Руси ещё во времена Антония и Феодосия Печерских (в Киево-Печерском монастыре).

    И именно там первые на Руси «звенья бесконечной цепи».

    Но широкое распространение «цепь» общинножития в монастырях получила действительно благодаря Сергию Радонежскому, его ученикам и сподвижникам.

    А что же было? Было «особножитие». Это когда у каждого монаха своя отдельная избушка и свой огородик. Каждый сам себе выращивает овощи, сам хранит их в своём погребе, сам себе варит пищу ... Единоличное хозяйство, как на нынешних садово-огородных участках ...

    В своих публикациях мы уже обращались к вопросу о появлении общинножития у наших предков (Соколов Р. В. Этнокультурные истоки общинности в менталитете русского народа, с. 132-136). Чуть-чуть повторюсь.

    Если попытаться найти страну и века, в которых общинные поселения (коммуны) были наиболее ярко выражены качественно, продолжительно и в сравнительно большом количестве, то это Россия, конец 14-го и начало 15-го веков.

    Имеется ввиду, «общежитие» (или «общинножитие»), возрождённое самым почитаемым (и до сих пор!) в России святым Сергием Радонежским, «общинножитие», активно продолженное двумя поколениями его учеников.

    Жизнедеятельность и пример сотни самодеятельно инициированных общежительных («общинножитных», как тогда говорили) монастырей-коммун на тогда ещё маленькой территории Древней Руси привели к серьёзному изменению образа жизни целого народа — к появлению общинности в сёлах и в менталитете русского народа.

    Общинность на Руси существовала не всегда и появилась не вдруг.

    Не даром преподобного Сергия Радонежского величают «игуменом Земли Русской». Игумен — значит настоятель, наставник, учитель.

    А что такое сельская община?

    Это, прежде всего семья, но не из семи человек, а семьи большой (до 250 человек). В. В. Абраменкова отмечает: «Русская патриархальная семья — достаточно большая социальная общность, объединяющая 3-4 и больше поколений ближайших родственников, а так же работников, нахлебников, приёмышей и пр.

    Такая семейная община, владеющая земельными угодьями и хозяйственным имуществом, могла занимать целое поселение, иногда включая до 250 человек, оставаясь стабильной в течение 150-200 лет!» (В. В. Абраменкова Российская семья: традиции духовности и патриотизма. Социокультурные и социально-педагогические проблемы современной семьи).

    Заметим, что и в начале XX века было не мало попыток создания монахами трудовых коммун (преимущественно сельскохозяйственных).

    Или просто православными мирянами и даже питерскими рабочими, переселявшимися в деревни.

    Но в 20-30-х гг. монастырские коммуны раскулачивали (как правило, это были крепкие, прибыльные хозяйства), прочие пытались превращать (и, как правило, принудительным образом) в светские артели и колхозы.

    Коммуны, созданные инициативным образом, рабочими семьями, приезжавшими на село из крупных городов, местные власти «нагружали» повинностью создавать колхозы, вовлекая насильственно коллективизируемых селян.

    Такие коммуны, как правило, растворялись в среде вынужденных саботажников «колхозного строительства» и исчезали ...

    Городские инициаторы коммун возвращались разочарованные «откуда пришли».

    Заметим, что созданные С. Т. Шацким и А. С. Макаренко сообщества долгое время ими назывались не коллективами, а общинами. А. С. Макаренко стал активно употреблять термин «коллектив» лишь в середине двадцатых годов.

    А созданные С. Т. Шацким и А. С. Макаренко детские коммуны были «реорганизованы». Школу-колонию «Бодрая жизнь» реорганизовали в «обычную школу», а макаренковскю коммуну в «промкомбинат».

    И реорганизованы они были помимо воли их создателей.

    Это случилось ещё при жизни С. Т. Шацкого (скончался в 1934 г.) и А. С. Макаренко (скончался в 1939 г.), что делало трагичными последние дни их жизни. С. Т. Шацкий, которого назначили директором Московской консерватории, вовсе этому не радовался, а писал, что его с кровью, с мясом оторвали от любимого дела. А. С. Макаренко ставший писателем, писал, что он не отказался от борьбы, а лишь сменил род оружия.

    Об общинах, созданных С. Т. Шацким и А. С. Макаренко лучше всего читать в их произведениях «Бодрая жизнь» и «Педагогическая поэма».

    Найти подробные материалы о том, как их громили трудно ...

    Казалось бы, что коммуны, созданные И. П. Ивановым в Ленинграде (детская «Коммуна юных фрунзенцев» и студенческая «Коммуна им. А. С. Макаренко») и многие другие коллективы-участники «коммунарского движения» 60-х — 80-х гг. XX века «рассыпались» как бы сами собой.

    Кто-то даже стал утверждать, что наступил «кризис жанра» ...

    Но это был самороспуск «по собственному желанию» в кавычках.

    Их участникам рано или поздно становилось непосильным ощущать всё более активное неприятие любезного им образа жизни «окружающей действительностью».

    И тоже — (как правило) при жизни их создателей ... Последние дни и для И. П. Иванова, и для многих его последователей оказались тоже трагическими ... Заметим, что это уже при новом общественном строе ...

    Но в наше время мы наблюдаем удивительное явление возрождения интереса к наследию всех трёх наших «подвижников соцвоса».

    И что особенно удивительно, интерес этот не только со стороны историков и теоретиков воспитания, но и со стороны рядовых школьных педагогов-практиков, которые почему-то и слышать не хотят о «кризисе жанра».

    В Москве действует «Форпост культуры им. С. Т. Шацкого» (с 1971 г.), «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С. Т. Шацкого» (с 1986 г.), в Санкт-Петербурге несколько лет работает «Школа им. С. Т. Шацкого» (негосударственное образовательное учреждение).

    «Общероссийская малая академия наук» (детская) провела в октябре Форум, посвящённый С. Т. Шацкому, а РГСУ — научную конференцию ...

    Макаренковские конференции прошли в этом году в Полтаве, Белополье, Москве (на базе РГСУ и целого ряда других ВУЗов), Егорьевске, Волгограде и многих других городах.

    Действует Международная макаренковская ассоциация (ММА), имеющая отделения в России, Украине, Италии, а теперь уже и в Америке ...

    Ежегодно проводится Международный конкурс им. А. С. Макаренко (по организации производительного труда учащихся образовательными учреждениями!).

    Пять лет назад Международная Макаренковская ассоциация учредила медаль «А. С. Макаренко. За педагогическую доблесть».

    Последователи И. П. Иванова, объединившиеся в ассоциацию «Педагогика социального творчества», каждые пять лет проводят в Санкт-Петербурге крупные многодневные Форумы (в последнем, в ноябре этого года приняло участие около полутора тысяч человек из десятков населённых пунктов страны).

    Ежегодно проводятся слёты студенческих педагогических отрядов и школьных объединений, стремящихся «работать по Иванову».

    Так что в «коммунарском движении» в узком смысле (последователей И. П. Иванова) и в «коммунарском движении» в более широком смысле (последователей Шацкого, Макаренко и Иванова) можно констатировать некоторое возрождение.

    Однако, все перечисленные выше «ветви коммунарства» существуют пока почти независимо одна от другой и даже очень мало знают друг о друге. И совсем не знают о том, что существуют попытки создания трудовых коммун взрослыми (за рубежами нашей страны значительно более многочисленные), что в стране есть православные гимназии и кадетские корпуса, серьёзно заинтересовавшиеся опытом А. С. Макаренко.

    Интерес к трём «подвижникам соцвоса» проявили в октябре этого года в Санкт-Петербурге ЛГПИ им. А. И. Герцена, Политехнический университет и Нахимовское училище и автор данной статьи с большим удовлетворением прочитал там публичные лекции.

    Представляется важным обозначить в данной статье то, что открыли Шацкие, и что следовало бы, на наш взгляд, назвать «Законом развития общинножития в детском сообществе С. Т. и В. Н. Шацких».

    «... виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений — все к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей» (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, с. 298).

    Но это происходит не в обычной школе, а в «детской трудовой колонии-общине» или, как ее еще называли, «школе-колонии», построенной как своего рода натуральное детское хозяйство, в котором «первобытные формы труда сменяются кустарными и затем технически высокими» (Там же) в последовательности, напоминающей смену форм труда в истории материальной культуры человечества.

    При этом «первичные детские организации случайного типа, быстро создающиеся и распадающиеся, приобретают все более длительные формы и обусловливают в дальнейшем параллельный рост социальных навыков.

    Грубые формы детского искусства сменяются более совершенными, вызывая к жизни творческие силы детей.

    Развитие художественных запросов детей отражается на возникновении новых, интересных для них видов труда: дети строят планы и наполняются радостной тревогой осуществления. В конце концов выявляется идейная сторона детского общества, которая даст сильный толчок умственным, самостоятельным запросам» (Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, с. 298).

    Прервем эту чрезвычайно важную цитату, чтобы обратить внимание: умственные запросы детей не предшествуют труду детей в его эволюции, описанной Шацкими, а являются следствием труда.

    Не объясняет ли это факт удручающего отсутствия желаемых познавательных запросов у современных учащихся «нормальных» (нетрудовых) школ? Не потому ли А. С. Макаренко утверждал, что «только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической» (Макаренко А. С. Соч., т. 7, с. 402).

    Задумаемся: оказалось, что и не было «социалистических школ»!

    Может быть, надо было соединять не обучение с трудом, как это пытались делать в «нормальных советских школах», а труд с обучением, как это было у С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко?

    Эволюция в развитии труда и хозяйства у С. Т. Шацкого гораздо более отчётливо и полно просматривается в опыте А. С. Макаренко.

    Думаю, что не случайно, знакомясь с рукописью моей работы 1983 года на эту тему, известный психолог, директор Института психологии В. В. Давыдов (позже вице-президент РАО) подчеркнул следующие формулировки, выделенные курсивом: «А. С. Макаренко нашёл способ организовать в педагогическом процессе ту самую повторяемость, о которой долгое время мечтали многие поборники генетической психологии и которую никак не могли осушествить.

    Этим способом оказалось воспитание личности в коллективе и через коллектив, точнее воспитание (развитие) личности в развивающемся коллективе. Строго говоря, повторяемость филогенетического развития человечества повторяется не в онтогенетическом развитии индивида, а в онтогенетическом развитии коллектива ...

    Стадии развития производительных сил и производственных отношений, пройденные человечеством ..., повторял в своём развитии коллектив. а каждый воспитанник проходил эти стадии в своём развитии параллельно развитию коллектива».

    Мы то знаем, что и Макаренко утверждал, что школа-хозяйство — «это не просто дорога к средствам существования» (Там же, т. 4, с. 520).

    И Шацкий — что «детский труд не является ... средством научиться обслуживать себя, делать все самому для себя, поделать некоторые полезные предметы обихода, нужные для дома, для хозяйства, и не был материалом для умственной работы, ... а имел прежде роль, организующую нормальное детское сообщество» (С. Т. Шацкий, там же).

    Позже появилась теория ведущих видов деятельности. Известный психолог Б. Г. Ананьев пишет, что в 30-е годы «в советской психологии стало общепринятым делить человеческую деятельность на три основные формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубинштейна 1946 г. (Ананьев Б. Г. Психологические труды в 2-х т., т. 2, М, 1980 г.).

    Заметим, что книга С. Л. Рубенштейна была отмечена Сталинской премией и это делало её чуть ли не священной. И из школы очень быстро были изгнаны игра и труд. Увы, но в те же годы из детского сада были изгнаны сказки и даже куклы.

    Игра исключалась из школы как ведущий вид деятельности, предшествующего «детсадовского возраста». «Что касается труда, — пишет Б. Г. Ананьев, — то он фактически исключался из факторов становления индивидуального сознания и формирования личности» (Там же, с. 19).

    И кем? Материалистами ...

    Считалось (и до сих пор эта парадигма господствует в отечественной психологии и педагогике!), что игра в детском саду готовит к учению в школе, а школьное учение готовит к труду после окончания школы.

    Но что такое учебная деятельность, если из неё изъяты «повторяемость» в труде и в игре?

    Об этом хорошо сказано у известного во всём мире философа Э. В. Ильенкова: «Не будучи в силах действительно усвоить определённые знания, т. е. индивидуально воспроизвести их, индивидуально повторить в кратком очерке историю их рождения, ребёнок вынужден их «зазубривать», «задалбливать» — бессмысленно заучивать.

    При такой педагогике и получается, что у него в ходе «усвоения знаний» формируется так называемая «произвольная память», но не формируется ум, мышление, способность суждения ... та самая способность, которая когда-то все эти знания на свет произвела» (Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду — М., 1977, c. 47).

    Этот текст показывает, что является для Э. В. Ильенкова по-настоящему усвоенными знаниями.

    Учебная деятельность без труда, игры, без «повторяемости исторического в логическом» (философы поймут, о чём речь) не просто очень тягостная и мучительная многолетняя пытка для детей. Это ещё и тормоз развития детей, который приводит к тому, что педагог-новатор Б. П. Никитин назвал в своих книгах «необратимым угасанием способностей детей».

    И как должны мы быть признательны мужеству Б. Г. Ананьева, который уже давно осмелился написать то, что развенчивает и до сих пор существующую парадигму: «оказалось, что не только учение должно быть более ранним ... но и труд, в виде самообслуживания и простейших операций общественно-полезной деятельности должен иметь место в детском саду» (Там же, с. 20).

    Даже в детском саду! Более того, Б. Г. Ананьев утверждал такое, что может привести в испуг многих современных «шкрабов» (школьных педагогов, по терминологии 30-х гг,): «только в процессе трудового обучения и выполнения посильного общественно полезного труда можно сформировать у детей готовность к труду» (там же).

    А ведь И. П. Иванов учился в университете у Б. Г. Ананьева ... К каким «педагогическим плодам» и к какой «готовности трудиться» привели усердия педагогов, учившихся по «Основам общей психологии», страна увидела через полвека.

    Оказалось, что, чем успешнее учебная деятельность учащихся нашей современной школы, тем больше вынускники готовы ... к продолжению учебной деятельности (в институте, аспирантуре, докторантуре ...), а вовсе не к труду, тем более в «производственной сфере».

    Нужны доказательства?

    А ведь в опыте С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко именно труд был главным системообразующим фактором развития и коллектива детей, и их способностей, запросов.

    И вот в этом развитии «производительных сил», производственных (и прочих) отношений в детском сообществе «наступают, наконец, моменты, когда замкнутый период детского общежития выходит за свои рамки, когда ему становится тесно и весь смысл своей дальнейшей жизни оно видит в общении с окружающим миром» (Шацкий С. Т. Пед. соч, т. 1, с. 298).

    Вывод С. Т. Шацкого и его коллег о том, что в эволюции развивающегося детского сообщества (не обычной традиционной школы, а школы настоящей, в основе которой лежит детский труд) есть два периода («замкнутый» и «открытый») имеет огромное значение.

    Этот закон ярко проявился и в опыте А. С. Макаренко. Доктор педагогических наук С. А. Невская (специализирующаяся в РАО на издании трудов Макаренко) на вечере, посвящённом С. Т. Шацкому в музее А. С. Макаренко согласилась, что этот текст вполне мог бы быть эпиграфом к «Педагогической поэме» А. С. Макаренко.

    Его община (Колония им. А. М. Горького, превратившаяся в Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского) за 16 лет своей эволюции прошла путь от собирания желудей, огородничества, через животноводство и кустарные мастерские, до промкомбината с тремя заводами (электроинструмента, фотоаппаратуры, инструментального), с собственными школой, техникумом, рабфаком и пятью десятками кружков художественного и технического творчества. Включая зверинец диких зверей, планерную и конную секции, лучший в Харькове духовой оркестр.

    А если мы внимательно посмотрим на полувековую эволюцию монастырской общины, созданной в 14-ом веке Сергием Радонежским, то мы без особого труда увидим, что закон, описанный Шацкими, применим и для понимания того, как нашему великому предку удалось превратить нищенствовавшее долгие годы сообщество (чуть ли не маргиналов) в процветающую трудовую монастырскую коммуну. Коммуну, сумевшую не только воспитать будущих основателей крупнейших монастырей (постепенно превратившихся в неприступные крепости на стратегически важных водных и сухопутных путях), но и повлиять на геополитику государства, на превращение его из бедной провинции Золотой Орды в независимое государство, а затем и в могущественную империю.

    Таким образом, если опыт С. Т. Шацкого и других «подвижников соцвоса» рассматривать в историческом контексте столетия, то это явление безусловно культурологическое.

    А если рассматривать в контексте тысячелетия (а общинножитие начинали вводить ещё в Древней Руси Антоний и Феодосий Киево-Печерские, то «подвижники соцвоса» 20-го века с их древними предшественниками вполне могут рассматриваться современной культурологией не только как феномен прикладной культурологии, но и в аспекте культурной политики, коим рассмотрением мы и начали уже заниматься в Российском институте культурологии.

    Итак, какова же роль каждого из трёх «подвижников соцвоса» 20-го века в свете сказанного выше.

    Во-первых они поставили задачу воспитания «будущих граждан».

    Во вступительной статье «Новая общественная работа» в книге «Дети — работники будущего», изданной в 1908 г. с подзаголовком «Первая книга московского общества «Сетлемент», соратник С. Т. Шацкого А. У. Зеленко пишет: «... работая с детьми, приготовляешь будущих граждан, работников и людей, которые, постепенно эволюционируя и превращаясь во взрослого человека, сумеют и воспользоваться реформами, введенными для них, и разумно изменить и проконтролировать их в случае необходимости» (Дети — работники будущего. — М., с. 17).

    А что дальше?

    А дальше «возбуждение среди населения инициативы в работе улучшения условий своей жизни» (Там же). Другими словами, социальное воспитание подрастающего поколения и взрослых как путь к созиданию гражданского общества.

    С. Т. Шацкий, следуя к этим целям, открыто провозглашённым в книге 1908 года, начал упорно исследовать пути создания детского сообщества, положив в основу созидание общинножития.

    И не как-нибудь, а прежде всего, через «развитие форм и видов труда».

    А. С. Макаренко повторил, продолжил, продлил исследование в этом же направлении и подтвердил догадку Шацкого о возможности достижения в детско-юношеском трудовом коллективе «промышленно-развитых форм труда» (напомним, что С. Т. Шацкому так и не дали создать завод в колонии «Бодрая жизнь»). Макаренко удалось создание не только промышленно развитых для своего времени форм производства, а самых развитых форм, с организацией труда, по мнению многих исследователей, далеко опередившей своё время.

    Соответственно и остальных форм жизнедеятельности детского сообщества, которые Шацкие назвали «социальными инстинктами», «детским искусством», «познавательными запросами».

    И. П. Иванов показал, что термин «забота» (у Макаренко «труд-забота»), осмысленный как философская категория и «инструментованный» как педагогическая система, может быть использован для создания общинножития в условиях, когда определение трудовых (производственных) форм являются государственной монополией, а детский труд запрещён законом.

    Оказалось, что даже в узком прокрустовом ложе «общественно-полезной деятельности» учащихся возможно появление форм социальной жизни (с признаками жизнедеятельности), их развития в направлении общинножития и получения некоторых результатов, которые достигались при общинножитии наших предков.

    Другими словами, «подвижники соцвоса» доказали, что коммунистическое воспитание возможно и при начинающемся социализме и даже, в какой-то степени, при как бы «развитом социализме».

    Но наличие общества, называемого социалистическим (даже при некоторых признаках социализма) вовсе не означает гарантии именно коммунистического воспитания.

    Конечно, в сравнении с общинножитием макаренковских общностей 20—30-х гг. общинножитие «коммунарских» объединений второй половины 20-го века и начала 21-го выглядит, зачастую, как пародия на общинножитие в опыте С. Т. Шацкого эпохи капитализма (1905-1917 гг.) и, тем более как пародия на общинножитие сообществ Сергия Радонежского и его учеников эпохи феодапизма.

    Не случайно воспитанники А. С. Макаренко, оказавшиеся на коммунарских слётах были весьма осторожны в похвалах и приветствиях.

    Но, тем не менее, полагаем, следует признать, что это всё же «звенья одной цепи» (напомню, что это термин И. П. Иванова).

    Понимаем, что данное суждение может вызвать у лидеров современного «коммунарского движения» реакцию обиды, ведь многие из них убеждены, что они делают — это «воспоминание о будущем».

    И чем меньше эти люди перешли от детского мифологического мышления к научному, тем сильнее может быть накал эмоций ...

    Не следовало бы сперва получше вспомнить о Макаренко? Он ведь тоже «из будущего».

    В этой связи интересно отметить, что психологическое ощущение радости общинников явно прогрессирует (при переходе от феодализма к капитализму и далее).

    Как сказал бы поэт: «Радость прёт!» (В. В. Маяковский).

    При этом, социальная значимость деятельности общин от эпохи к эпохе становится всё меньше и меньше ...

    Что-то вроде обратно-пропорциональной зависимости.

    Всё это, конечно же, пока ещё не очевидно (и особенно не очевидно для педагогов).

    Возможно ли возвращение к «настоящим» трудовым коммунам?

    По некоторым сведениям сейчас в мире можно насчитать тысячи попыток их создать.

    Есть такие попытки и в России.

    Но это всё требует чрезвычайно внимательного фактологического, социологического изучения имеющихся феноменов и серьёзнейшего философского их осмысления.

    2008 год

    Статья Р.В. Соколова
    Мысли по итогам юбилея С.Т.Шацкого и его последователей: А.С.Макаренко
    (120 лет) и И.П.Иванова (85 лет)
    // Социально-педагогическое наследие
    Станислава Теофиловича Шацкого (к 130-летию со дня рождения):
    атериалы научно-практической конференции, г. Москва, 23 октября 2008 г.
    \ под ред. Л.В.Мардахаева и А.К.Быкова. –М. Изд-во РГСУ, 2008г., с.31 - 39.
    Открыть текст здесь

    Последнее обновление (17.11.12 15:59)

     

    СТАТИСТИКА САЙТА

    Просмотрено статей : 4497572

    НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
    САЙТ
    А
    ВОЗВРАЩАТЬСЯ
    В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
    МОЖНО
    ЗДЕСЬ !!!

    ШОССЕ__
    ЭНТУЗИАСТОВ
    НАСТОЯЩЕГО
    ВОСПИТАНИЯ


    А Вдоль шоссе Вас ждёт

    ВЫСТАВКА
    ПЕДАГОГИЧЕСК
    ИХ
    ДОСТИЖЕНИЙ

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/%20.jpg

    __Дарим   Вам__
    _безвозмездно_

    СВОИ РЕШЕНИЯ,
    ПРОВЕРЕННЫЕ
    В  Н А Ш Е Й
    МНОГОЛЕТНЕЙ

    о п ы т н о-
    экспериметальной

    Р А Б О Т Е

    Социальный
    педагог
    и ДЕТОВОДЕЦ

    Ричард Соколов

    ОООООООООООООО

    http://animashky.ru/disk/camera.gifЕсли нажать
    ЗДЕСЬ
    !!! ,
    то Вы попадёте
    в "кинозал",
    где сможете увидеть
    мой уникальный видеоклип

    О ДЕТОВОДЦАХ

    Клип был снят в день,
    когда впервые был открыт
    для посетителей этот
    мой сайт (16.12.09) На него
    уже более 17.900 Ваших кликов

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    .И на этом фото тоже я

    ==========================
    _ДЕТСКИЙ
    БОГАТЫРСКИЙ
    ЛАГЕРЬ "РУСЬ"
    _ Лето 2012г.___
    Уже более 1000 кликов
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!

    ПРИЕЗД в лагерь
    ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ
    Текст, фото и ролик
    ВХОД ЗДЕСЬ
    !!!
    -------------------------------------
    ВСПОМИНАЯ
    1612
    год

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ !!!
    НАШЕГО ДЕТСКОГО
    ИГРОВОГО ФИЛЬМА

    В Московском Театре
    русской драмы

    "1612 год.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ
    СМУТЫ"

    (состоялась в рамках
    ХХI Рождественских
    международных
    образовательных
    чтений 2013г.)
    !!!
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ!

    ------------------------------------------
    И ещё разные фильмы
    про 1612 год
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    Так мы отметили
    окончание
    ГОДА ИСТОРИИ
    !!!

    ------------------------------------------

      Раздел
    МАКАРЕНКО-
    ВЕДЕНИЕ

    (ИССЛЕДОВАНИЕ
    НАСЛЕЛИЯ
    А.С.Макаренко)
    Открыть ЗДЕСЬ
     

     ----------------

    КОЕ_ЧТО из этого
    раздела

     МЕЖДУНАРОДНАЯ
    Макаренковская
    ассоциация (ММА)

    - видеозаписи
    эпизодов из жизни
    "Макаренковского
    содружества")
    .

    http://www.sokolovr.ru/images/stories/multimedia/100_3545.jpg

    Президенты Международной
    и Российской
    Макакренковских
    ассоциаций Т.Т.Кораблёва
    и В.И.Слободчиков.

    __________________________

    Р.В.Соколов
    и В.И.Слободчиков

    Я всегда рад гостям !!!
     http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/a9/fd/130473_prev_98.gif
    к Главному въезду
    http://internetanketa.ru/sites/all/themes/ianketa/img/step-ico-install.jpg      
     если не хотите заблудиться
    на этом сайте.
    (а так часто случается)

    "По дороге"
    Вы можете
    посетить:
    - Павильон
    с отзывами на
    этот сайт
    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/r/ruka/ruka106.gif

    http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif 
    НАЖАТЬ ЗДЕСЬ
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    СПАСИБО 
    ЗА ПОДДЕРЖКУ!

    http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/smil/smail14.gif


    ЖДУ НОВЫЕ
    ОТЗЫВЫ ЗАМЕЧАНИЯ
    и предложения)


    http://dweb.ru/gif/new/05.gif
    МОЙ АДРЕСАhttp://img1.imgsmail.ru/r/my/gifts/payed/ee2_ee2_1292948264_mailball02_200_new2_200.gif



    http://www.bogatyrstvo.ru/images/feedback.png
    dik-rvs@mail.ru

    Есть я и ВКОНТАКТЕ
    (Ричард Соколов)
    и в ФЕЙСБУКЕ


    =====================
    Перед Вами

    Я всегда рад Вам!

    ГЛАВНЫЙ ВЪЕЗД
    В МОЮ
    СТРАНУ
    БЕСПЛАТНО И
    БЕЗ "ПРОБОК"


    http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/tunnel.gif
    http://www.livegif.ru/Gallery/TECHNIKS/CARS/42R3.GIF


    http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gifНажать здесь http://s19.rimg.info/0b339195bce29198658d41af4f5c4791.gif
    ========================

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    К своему

    70 -летию
    я открыл эту рубрику
    ЗДЕСЬ с 3 февраля 2013г.

    А ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    я поместил
    ЗДЕСЬ АЛЬБОМ С
    ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ
    ДРУЗЕЙ
    и http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif



    ЗДЕСЬ НОВЫЙ
    КИНОЗАЛ




    проСАМЫЙ
    НЕОБЫЧНЫЙ
    ЮБИЛЕЙ В ХХ веке

    http://sokolovr.ru/images/stories/multimedia/%20%20%20.jpg



    МОИ ПОДАРКИ ВАМ
    к моему 70-летию



    СПИСОК МОИХ
    194 научных
    работ

    (опубликованных в
    печатных изданиях

    и переданных в
    научный архив РИКа)

    Среди них несколько
    учебников и учебных
    пособий
    , в том числе

    и на компакт-дисках.

    Список уже позволяет
    открыть, прочитать
    (и скачать!!!
    более
    90 работ
    И было уже свыше
    1500
    Ваших кликов

    Список открывается

    З
    ДЕСЬ
    ---------------------------
    Мои подарки РАО



    (Российской академии
    образования) и Вам
    (апрель 2013) можно
    получить
    ЗДЕСЬ
    ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОКАЗАНЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУБРИКИ САЙТА.
    ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОВОЙ СТРОКОЙ. ОНА В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЫ.
    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗИТИВ

    Чтобы открыть
    раздел
    О МОИХ
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ
    УЧИТЕЛЯХ
    Кликнуть
    здесь
    ===============

    ПРЕДЛАГАЕМ
    ПОЗИТИВ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    О ПРОБЛЕМАХ
    СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
    ДЕТЕЙ И
    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg
    МОЛОДЁЖИ
    И ПУТЯХ ИХ
    РЕШЕНИЯ
    http://l-userpic.livejournal.com/113184805/39766252

    МОЯ КНИГА,
    ОТМЕЧЕННАЯ
    ДИПЛОМОМ

    -------
    ___на конкурсе
    http://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    в Санкт-Петербурге

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    (текст 2-го издания книги
    дан здесь в формате WORD,

    а ниже - в формате PDF)

    ----------
    Пройти по ссылкеhttp://yoursmileys.ru/tsmile/school/t10008.gif
    http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Sokolov_R_U_nas_vo_dvore.pdf

    ===================

    Мои статьи,
    В которых
    Я УТВЕРЖДАЮ,

    ЧТО ПРИ ВСЕЙ
    ИЗУВЕЧЕННОСТИ
    С О Д Е Р Ж А Н И Я
    О Б Р А З О В А Н И Я
    И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
    ПУТИ
    для
    совершенствования
    БРАЗОВАНИЯ


    ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬhttp://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    -----------------------------------

    МОЁ
    ВЫСТУПЛЕНИЕ

    (25 апреля
    2011г.)
    )
    В РАО (
    (Российской

    академии
    образования


    ---------------------------------------------
    Моя статья специально
    к Году учителя

    "О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
    И РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1
    ПО ОСВОЕНИЮ КУЛЬТУРЫ"


    ----------------------------------------
    Как усовершенствовать
    В О С П И Т А Н И Е
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    http://storage.gorod55.ru/data/a528/fe87/0e56/48d6/80f2/5288/0300/cbbc/45_45.jpeg

    О ДВУХ СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ И...
    м
    ой полувековой
    опыт и его
    уроки
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    ПЕРЕМЕНЫ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gif

    =====================
    НАШ МНОГОЛЕТНИЙ
    ОПЫТ И УНИКАЛЬНЫЕ
    МАТЕРИАЛЫ НАШЕЙ
    ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ
    СТАНЦИИ
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ

    имени С.Т.Шацкого
    (как уникального комплекса)


    http://r27.imgfast.net/users/2713/69/94/30/avatars/3314-63.gif














    Теперь можно УВИДЕТЬ,
    если войти в
    очень
    большой раздел
    сайта
    ЗДЕСЬ
    !!!
    http://vk.com/images/icons/typing.gif?1

    Многопрофильный
    __ КЛУБ
    "РОВЕСНИК" ...
    (С 1986г)
    Киноролик о начале
    нашей работы
    в Марьиной Роще
    (Из моей лекции в Питере
    преподавателям ПГУПС )

    Кликнуть
    здесь)

    О клубе "прогудели"
    г-ты "ГУДОК" и "МЖ"

    (статьи 1987г.)
    Кликнуть здесь

    --------------------------------

    "ЧАЙНИЧЕК
    В МАРЬИНОЙ РОЩЕ"

    (статья о клубе 1992г.)
    Кликнуть здесь
    ________________________

    ...и ПЕРВАЯ__
    _ОПЫТНАЯ__
    _СТАНЦИЯ___


     

     

    _ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ОСПИТАНИЮ____

    _ИМЕНИ___________
    ___С.Т.ШАЦКОГО
    ___
    (с 1991г.)

    ЭТО: нажать здесь
    http://cs10653.vkontakte.ru/u5886709/136772509/m_ff1dd0fc.jpg

    КОМПЛЕКС

    http://l-userpic.livejournal.com/40269756/9208470

    из 4-х "блоков"


     

     

    1) НАУЧНО-
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
    ЦЕНТР   (НМЦ) _________
    2) СОЦИАЛЬНО-__
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ_

    МАСТЕРСКАЯ___

    http://www.libex.ru/dimg/4b6fa.gif
    Моя книга (издана в1992г.
    второе издание - 1993г.)

    ======================
    http://s61.radikal.ru/i174/0910/68/296180c2428d.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gifАЛЫЕ ПАРУСА
    НАД МАРЬИНОЙ РОЩЕЙ
    =======================
    17 наших
    МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

    ПОСОБИЙ


    http://www.sokolovr.ru/images/stories/dsc02903.jpg



    Разновозрастной

    МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

    клуб
    по месту жительства

    "РОВЕСНИК"___________
    _
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    117 праздников
    http://s.rimg.info/00c9cb5a26273fdd71b7dab50ed2bfd7.gif
    подвижных игр

    **Кинозал 
    *http://cs9285.vkontakte.ru/u5886709/122982077/x_613d3438.jpg
    НОВОГОДНИЕ
    *******ДЕТСКИЕ*******
    ПРАЗДНИКИ
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gif
     
     
    *******  **
     
     
    пока 5 фильмов)*****

    =======================
     
    >Наши ИГРОТЕКИ
    
    http://yoursmileys.ru/tsmile/kidgames/t8425.gif =====================
     http://yoursmileys.ru/hsmile/lordoftherings/h14020.gif
    
    ____
    ===================
    Кинозал
    ""НАШИ
    САМОДЕЛЬНЫЕ
    МУЛЬТИКИ""

    (Пока 2 мультика)

    _________________

    21 января 2011г.
    - 21 год со дня
    учреждения
    станции

    _ОТЗЫВЫ О СТАНЦИИ_
    
    
    _ПРЕССА О НАС__ 
    

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0301.gif

    http://s20.rimg.info/c7e58de5e9188e58bcd0f23097c9c167.gif
    
    • Р.В.Соколова

    • СОЦИАЛЬНАЯ

      ПЕДАГОГИКА

      ДЕТСКО-
      ПОДРОСТКОВОГО

      КЛУБА ПО МЕСТУ
      ЖИТЕЛЬСТВА
    http://s17.rimg.info/8564946be6971e3f62cc1a19baedaa15.gifhttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif
    ==================
    КОНЦЕПЦИЯ
    СОЦИАЛЬНОГО
    ВОСПИТАНИЯ

    (на далёкое
    будущее. Увы!)
    Кликнуть здесь
    -----------------------------
    РУБРИКИ (активные)
    этого раздела
    Переменна деятельности
    2 Наши игротеки
    3 О 2-х социальных педагогиках
    4 Уроки полувекового опыта
    5 Студенческие практики
    6 дизайн интерьера, площадок,
    костюмов
    7 Дипломные работы
    8 "Богатырские поляны"
    9 Разновозрастный клуб
    "РОВЕСНИК" по месту жительства
    10 17 наших учебных пособиий
    11 Социально-педагог. мастерская
     
     
     
     
     
     
      -----------------------------------
    И продолжаю играть

    http://cs1691.userapi.com/u12351190/54415858/x_e6517d8a.jpg
    И РАБОТЕ (статья)
    Кликнуть здесь

    -----------------------
    Кинозал
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/m_eec7224c.jpg
    И НЫНЕ ПРОДОЛЖАЮ
    ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ_ !!!

    ОСЕННЯЯ ПОЛЯНА____
    http://cs11139.vkontakte.ru/u5886709/145676262/x_c8388276.jpg
    23 октября 2011г. _____
    6 роликов____________
    кликнуть здесь
    -----------------------------------------------

    МОЙ ОПЫТ
    ПЕРИОДА 1968 - 2007гг.
    Большущий раздел!
    Кликнуть здесь
    http://animashky.ru/disk/camera.gif
    ----------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifМОЙ
    БОЛЬШОЙ

    многозальный
    кинотеатр

    многозальный

    http://reklamastatic.vkdrt.ru/mailer/app/serialy.jpg

    КИНОТЕАТР
    Вход здесь

    ----------------------------------

    http://animashky.ru/disk/camera.gifДетский
    многозальный

    кино

    КИНОтеатр
    Вход здесь

    Кинозал http://animashky.ru/disk/camera.gif
    И продолжаю
    играть
    с детьми
    Вход здесь

    ---------------------------------

    МОИ
    выступления

    Это большой
    многозальный
    http://sticker.yadro.ru/ban/0056/56390.200x200.gif
    http://animashky.ru/disk/camera.gif

     

     

    кинотеатр


    с видеозаписями
    многих моих
    выступлений
    Вход  здесь

    -----------------------------------------------
    ГОРОДИЩЕ
    пока ещё
    сохранившейся
    моей виртуальной
    памяти
    (историкам и
    архелогам XII века)

    Между прочим,
    ЖИЛ-БЫЛ И Я


    И вход свободный и
    ВОРОТА ЗДЕСЬ
    А-у! Люди! А-у!!!

    http://yoursmileys.ru/tsmile/christmas/t07186.gif
    И, наверное,
    я ещё пока жив...
    С чем пришёл
    к 70-летию

    КЕМ пред Вами
    СЛЫВУ?
    Здесь

    свыше 460
    Ваших суждений
    за 70 лет

    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSI50JAAqJMIe2iM_bpMhm7qinIOeCAM3CX_Xf9XYeIWQyjFTIX1w

    КИНОЗАЛЫ К МОИМ
    ------- ХРОНИКАМ------

    КИНОЗАЛ
    ФРАГМЕНТЫ 
    МОЕЙ

    БИОГРАФИИ
    (около 40 роликов)

    =====================
    Мои подарки(календарь)
    НИЖЕ МОМЕЩЕНЫ МОИ
    ПОДАРКИ ВАМ (за три
    с половиной года).
    Теперь я решил их
    разместить по временам
    года (зима, весна, лето,
    осень).
    Надеюсь, что и прежние -
    не устарели для новых
    гостей и друзей.
    Летние подарки
     К Дню защиты
    http://yabs.yandex.ru/resource/v1hB2Sala%5ESkoWkYvzwCrg.pngдетей

    МОЁ ВЫСТУПЛЕНИЕ
    В МОСГОРДУМЕ

    В ЗАЩИТУ ДЕТСКИХ
    КЛУБОВ МОСКВЫ
    http://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif http://www.novostroim.ru/images/articles/big/144.gif

    АКТУАЛЬНО
    И СЕГОДНЯ

    ЗДЕСЬ
    ============
    
    Как родители
    защищали детей...
    играя

    Весенние подарки
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    -----------------
    в кинозал
    Х конкурс
    им. А.С.Макаренко

    (апрель 2012 г.)
    ВХОД ЗДЕСЬ

    ===================
    К Дню
    славянской
    письменности
    и культуры

    Вход ЗДЕСЬ
    ================
    Кликнуть здесь
    К  Дню Победы
    __
    http://animashky.ru/disk/camera.gif


    К Дню Победы
    и Дню Защиты Детей


    ---------------------------

    В мае 2012г.
    Россия отметила
    90-летие Пионерии
    И я отметил
    льшим подарком.
    Им стал мой
    новый

    КИНОЗАЛ
    ИСТОРИЯ ПИОНЕРИИ
    (без прикрас)
    НА ВАШЕМ МОНИТОРЕ

    (уже 34 ролика
    из художественных,
    докуменетальных,
    телевизионных и
    моих любильских
    фильмов)

    ВХОД в кинозал
    здесь


    ================
    А ПОДАРОК

    к Дню Пионерии
    2013г. ЗДЕСЬ
    =================

    http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/bestgifanimation.24/0_6051d_803f9288_orig


    http://cs762.userapi.com/u5886709/114348951/x_12eb8b6a.jpghttp://yoursmileys.ru/hsmile/cinema/h0212.gif



    ----------------------------

    А теперь и
    ещё подарки -

    4. МОЙ
    СЕРЬЁЗНЫЙ
    ДИАЛОГ

    с к.п.н. Ларисой
    Крапивиной
    http://cs5852.userapi.com/u7194717/a_e21ac47a.jpg
    о скаутинге,
    пионеринге и др.
    в контексте Дня
    защиты детей

    Открыть ЗДЕСЬ


    и 5.
    ШОК - МОЯ

    вожатская
    ИСПОВЕДЬ

    НА 85-летии
    ПИОНЕРИИ"
    в зале Академии
    при Президенте РФ

    (видеозапись моего
    выступления на
    конференции,
    про которое
    кто-то отозвался

    ВКонтакте:
    "Круто!")

    Моё жёсткое
    выступление ЗДЕСЬ
    ================

    Моё выступление
    на конференции
    по внешкольному
    воспитанию
    15 декабря 2012г.
    Видеозапись
    ЗДЕСЬ

     

    ================
    и зимние подарки

    кликнуть
    здесь

    =================

    ВСПОМИНАЯ
    1612 год
    Вход в кинозал ЗДЕСЬ

    ==================


    http://avatars.kards.qip.ru/images/avatar/c4/fc/130244_prev_98.gif


    Выезд к разделу
    о других
    новостях года

    МОИ ОСЕННИЕ
    ПОДАРКИ

    --------------------------------

    К ДНЮ
    ЗНАНИЙ

    открыть ЗДЕСЬ

    ------------------------------------

    К другим праздникам
    открыть ЗДЕСЬ

    ЖИЛ-БЫЛ И Я
    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
    Кинозал
    НА ЭКРАНЕ


    ФРАГМЕНТЫ МОЕЙ
    БИОГРАФИИ

    (киноиллюстрациии
    к "хроникам")



    http://cs4550.vkontakte.ru/u5886709/118143454/m_95c5b8e7.jpg


  • Фоторепортажи
    о путешествиях,
    командировках
    и т.п. информация












































































































































    НОВЫЙ РАЗДЕЛ

    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    ВЫДАЮЩИЕСЯ
    СТАРШИЕ
    ДРУЗЬЯ ДЕТЕЙ

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif

    (Предшественники
    и последователи
    А.С.Макаренко)

    105 лет
    детскому клубу
    С.Т.ШАЦКОГО


    Кинозаhttp://animashky.ru/disk/camera.gifл
    Общество
    СЕТЛЕМЕНТ
    и детская колония
    БОДРАЯ ЖИЗНЬ

    Кликнутьhttp://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    и 100 ЛЕТ _
    "БОДРОЙ
    ЖИЗНИ"http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg

    http://lh5.ggpht.com/seawave60/SHJB1i-M1nI/AAAAAAAAH2c/9xjq2IWBVD4/s400/p19_p3_koloniya.jpg

    ххххххххххххххххххххххххххххххххххх

    К 100-летию
    Элеоноры Самсоновны
    КУЗНЕЦОВОЙ

     

     

    Вход к рубрике ЗДЕСЬ

    И.П.ИВАНОВ -
    выдающийся
    последователь
    А.С.Макаренко

    http://www.kommunarstvo.ru/ivanov.jpg











    И.П.Иванов

    и его понимание
    наследия
    А.С.Макарен
    .Иванова
    Рубрика Открывается 
    ЗДЕСЬ

    ---------- http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif
    И.П.ИВАНОВ
    и его команда

    Кинозал ЗДЕСЬhttp://animashky.ru/disk/camera.gif


    ===========
    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif 


    Молодые
    последователи
    И.П.Иванова
    в Питере
    объединены
    в студенческий
    педагогический
    отряд


    http://cs303206.userapi.com/g36147058/d_6aebdf03.jpg
    "ПЕРЕМЕНА"
    (он при институте
    имени И.П.Иванова
    ЛГУ им.А.С.Пушкина)
    Вход в кинозал
    УРОКИ
    "ПЕРЕМЕНЫ"

    http://animashky.ru/disk/camera.gif(ролики со
    слётов


    http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif

    старшеклассников
    "Звёзды дарят
    надежду")
    ЗДЕСЬ

    Уже 24 ролика!
    Кинозал посетило
    за 1-й месяц свыше 800
    зрителей

    ====================== http://www.woweb.ru/flist/gif/500/1.gif




       
    
    ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ
    И.П.ИВАНОВУ

    в московском

    музее А.С.Макаренко
    http://animashky.ru/disk/camera.gif




    14ноября 2011г.
    Вход в кинозал
    ЗДЕСЬ

    За 1-й месяц показа
    687 кликов

    -----------------

    Эмблема АГШШhttp://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg http://animashky.ru/disk/camera.gif
    
    
    
    
    
    
    
    



     

    Продолжатели
    И.П.Иванова
    (Из Архангельского
    городского
    штаба школьников)
    встретили уже
    своё 50-летие.

    Кинорепортаж
    с 50-летия АГШШhttp://animashky.ru/disk/camera.gif

    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2011 года

    КликнутьЗДЕСЬ



    =============
    Константин
    Подыма и его
    "ШХУНА
    РОВЕСНИКОВ"
    Открыть ЗДЕСЬ

    =============
    "КАРАВЕЛЛЕ "
    50лет! _


    (Екатеринбург)

    http://www.ekburg.ru/UserFiles/image/news/0/2/17/21770Big.jpg



    И я побывал
    в "Каравелле"
    (в апреле 2012 г.)


    --------------------------

    ещё http://animashky.ru/disk/camera.gif


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ===================

    ===================




    20 ЛЕТ
    ПОД СОЛНЦЕМ
    _ ПУСТЫНИ


    http://static.tvkultura.ru/p/q_409234.jpg
    http://hudozhka2.ru/img/events.pustyn/062.jpg
    +++++++++++++++++++++
    ========http://www.moscowbookfest.ru/assets/images/kino.jpg

    http://animashky.ru/disk/camera.gif_   (http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifновый кинозал        

    )http://cs10237.vkontakte.ru/g6136139/d_fa1c467c.jpg


    http://animashky.ru/disk/camera.gif

    http://www.radost-moscow.ru/images/together/vmeste_logo_sm.gif
    --- ----http://andreui1.narod.ru/photo.gif

    
    В

     
    http://vargus1.narod.ru/din/l26.gifБОГАТЫРСКАЯ
     http://content.foto.mail.ru/mail/dik-rvs/_myphoto/i-54.jpg
    СЛОБОДА -
    уникальный
    ПРОЕКТ ВЕКА
    кликнуть
    здесь

    НА 8-ом ПРАЗДНИКЕ
    БОГАТЫРСКАЯ СИЛУШКА
    кликнуть здесь
    июль 2012      





    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    http://yoursmileys.ru/psmile/science/p0305.gif АРХИВ,
    но
    всем доступный!

    Архив сайта

    http://mdata.yandex.ru/i?path=b1228173944_img_id3699829861353547486.jpg&size=2
    Из моего архива
    в Ваш рюкзак

    http://img.yandex.net/i/narod/disk/fo-promo.png

    МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

    ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ


    О ДВУХ 
    СОЦИАЛЬНЫХ
    ПЕДАГОГИКАХ
    ...
    ... О ДОШКОЛЬНЫХ И 
    ШКОЛЬНЫХ
    "ПРИКОЛЬНЫХ"?
    Могучая сила перемены 
    деятельности

    ========================

    УРОКИ МОЕГО
    ПОЛУВЕКОВОГО
    ОПЫТА
    ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ 
    ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ
    ВОСПИТАНИЮ ЭТО:

    1) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
    ЦЕНТР
    2) СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ
    17 наших учебных пособий 
    на компакт-дисках

    Учебные курсы и лекции
    Студенческие практики
    Дипломные работы
    
    3) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
     ПЛОЩАДКА  
    Разновозрастной клуб
    "по месту жительства"
    117 праздников
    на открытых площадках
    Наши
    "Богатырские поляны"
    Наши игротеки
    -------------------
    Отзывы о нашей Станции
  • Пресса о нас
  • Педагогическая эпопея
  • Книга (скачать)
  • 4) КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
    ПУНКТ
  • ======================
  • Об общинности
    в менталитете
    русского народа
    =======================

    К Дню матери
    Кинозал
    ПРОБИВАЯСЬ СКВОЗЬ
    ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
    Надо ли брать пример
    с таких матерей?
    два ролика
    Вход ЗДЕСЬ
    ======================
    - общественные 
    ====================== 
    Что мне 
    понравилось
    В КОНТАКТЕ
    Кликнуть
    ЗДЕСЬ
    или ЗДЕСЬ
    и увидеть

    >
    http://cs4582.vkontakte.ru/u67726496/114523956/s_e53d4dd1.jpg
    http://www.clker.com/cliparts/3/0/b/6/12401701921581394466boobaloo_Archive_Icon_2.svg.hi.png
    ВИДЕОРОЛИКИ,
    КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ

    "В КОНТАКТЕ"
    Кликнуть ЗДЕСЬ
    ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!
    ВАШИ ОТЗЫВЫ О САЙТЕ ПРИСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: dik-rvs@mail.ru
    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ НА ЭТОМ САЙТЕ!
    http://sokolovr.ru/administrator/index.php#