СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ УЧАСТИИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
-
Статья опубликована.Соколов Р.В.Социальные инициативы и детское движение в контексте представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конф. 25–27 ноября 2000 г. – Ижевск, 2000, с. 68 – 70.
-----------------------
Р.В.Соколов, Москва
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ УЧАСТИИ
И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
В стране уже десятый год действует «Ассоциация исследователей
детского движения», в Санкт-Петербурге есть «Ассоциация педагогики
социального творчества» (в их работе мы принимаем самое
непосредственное участие), есть в стране и много других
исследовательских организаций, которые изучают «детское движение»
«детские социальные инициативы».
Но каждый раз, когда мы слышим о «детских социальных инициативах»
и «детском движении», мы пытаемся показать, что на самом деле
это, как правило, инициативы, прежде всего и преимущественно
самих взрослых (так или иначе связанные с жизнью детей),
и что «детское движение» - это, прежде всего, движение самих взрослых.
То, что в «детской организации» «взрослых мало, а детей много»
сути не меняет.
И называется «детским движением» оттого, что многие из взрослых
«лидеров» «детских организаций», «детского движения» предпочитают
занимать «скрытую педагогическую (или политическую) позицию»
и выдавать свои инициативы за детские, своё движение -
за «детское движение».
На наш взгляд, «детское движение» – внешнее проявление
того широкого социального феномена, которое мы называем «общественно-педагогическим движением» (ОПД).
Это, как надводная часть айсберга, большая часть которого скрыта
от наблюдателей.
Почему так «повелось» на Руси и «кому это было нужно» раньше
и нужно теперь - разговор особый и долгий.
Чтобы это прояснить, нам пришлось бы основательно
«углубиться в историю» взаимодействия ОПД и государства,
как минимум, последних 100-150 лет.
Если это интересует, мы готовы совершить этот экскурс в историю
и познакомить с результатами исследования «Отечественное общественно-педагогическое движение ХХ века».
Что же касается «проблем детского движения с позиций поддержки и развития социальных инициатив детей и взрослых», то такие проблемы действительно есть и их изучать необходимо, независимо от того, в какой степени «детское движение» действительно детское и от того, насколько «детские социальные инициативы» действительно детские.
И здесь целый «букет» проблем. Кто и что в «детском движении» действительно нуждается в поддержке, и в какой именно? Кто может и кто должен эту «нуждаемость» выявлять и обеспечивать? Каковы «место» и «роль» в этом государственных органов, научных организаций, общественных формирований, средств массовой информации? Каковы формы и «механизмы» их взаимодействия? Кто и как может быть «третейским судьёй» при разногласиях в оценке социальной значимости инициатив, нуждаемости при «разделе пирога» материальной и моральной поддержки?
Как справедливо заметил один известный эстрадный сатирик «мы живём не по законам, а «по понятиям» и «по пословицам». В отечественном детском движении если и есть закон, то это «закон джунглей». «Кто смел, тот и съел!». «Ласковый телёнок семь маток сосёт». А в результате «У семи нянек дитя без глазу»…
Поэтому в качестве методологических основ изучения «детской социальной инициативы» мы бы предложили две концепции:
1.Концепцию «осваивания детей в культуре», включающую «учение о педагогическом обеспечении самореализации детей и подростков в процессе их социализации»;
2.Концепцию истории отечественного общественно-педагогического движения (идеология и технология в различных социо-культурных ситуациях).
Это две взаимосвязанные (хотя и относительно самостоятельные) концепции.
Первая концепция позволяет философски осмыслить «природу» и «социальную значимость» инициативы детей и взрослых (как проявление самореализации). Позволяет «предметно показать» зачем в процессе взросления (в процессе социализации) осуществляется «самореализационная инициатива» и как она осуществляется, какова её динамика. Эта концепция позволяет показать «место» и «роль» взрослых, от которых зависит социализация подрастающего поколения вообще и «самореализационная инициативность», в частности.
Вторая концепция показывает как на протяжении столетия «социальные инициативы взрослых и детей» возникали и проявлялись (чем объективно их появление было обусловлено, как это проявление формировалось, как развивалось, почему и как «затухало»). Другими словами эта концепция о «пульсировании» в «общественно-педагогическом движении» конкретно-исторических «субдвижений». (Движение организаторов детских площадок и клубов первого десятилетия нашего века, движение русских скаутов второго десятилетия, пионерского движения третьего десятилетия, тимуровского движения 40-х гг., коммунарского движения 60-х гг., движения педагогических отрядов 70-х гг., движения семейно-педагогических клубов 80-х гг. и т.д.). О том, как в общественном сознании формировались представления о возможности, нужности и значении «социального участия», о том какие «организационные формы» принимало это социальное участие, как его возможность отражалась в законодательных и нормативных актах разных лет, «разреравших» те или иные его проявления. О том как «социальное участие», проявлявшееся в формах разного рода «социально-педагогической самодеятельности» населения (детей, подростков, юношества, молодёжи, родителей) содействовало формированию представлений о возможности движения к гражданскому обществу.
Считаем, что эти концепции могут «пролить свет» на вопрос о том, «какие социальные иницитивы и почему «процветают» (или наборот «увядают») «в социально-экономическом пространстве современной России». Считаем, что они могут быть полезны и при рассмотрении «широкого спектра» «психологических проблем детского движения и детских социальных инициатив».
И мы готовы применить свой «методологический инструментарий» для исследования и объяснения конкретных феноменов.
Говоря о «механизмах развития социальных инициатив в детском движении», мы готовы поделиться результатами нашего многолетнего прогнозного исследования «Повышение роли самодеятельности, инициативы и творчества молодёжи в воспитании детей и подростков по месту жительства: сущность процесса и его организационно-педагогическое обеспечение».
Что же касается «методики работы с социальными инициативами детей и подростков», то готовы предложить своё диссертационное исследование «Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства» и авторский учебник «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства».
В этом учебнике, в частности, описан опыт поддержки ряда детских и подростковых инициатив детско-подростковым многопрофильным клубом «Ровесник» общественной некоммерческой организации «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию». Например, многолетний опыт поддержки инициативы по организации на базе клуба объединения скаутов.
Все перечисленные концепции, учебник и ряд других разработок, раскрывающие данные тезисы помещены в нашем компакт-диске (учебно-методическом и справочном пособии по социальной педагогике), подготовленном коллективом Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии Академии наук и Министерства культуры РФ.
В настоящее время идёт работа над созданием нового компакт-диска «Социальная педагогика на рубеже веков», в который планируется включить многочисленные материалы из архива НМЦ, отражающие историю отечественного общественно-педагогического движения. Тем, кто заинтересован в том, чтобы этот компакт-диск наиболее полно отражал историю, состояние и проблемы социального воспитания (в его самом широком понимании) предлагаем принять участие в нашем проекте.
Сведения об авторе
Соколов Ричард Валентинович
- действительный член Академии педагогических и социальных наук;
- кандидат социлогических наук (АПСН);
- руководительль Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии АН РФ;
- директор Первой опытной станции по внешкольному воспитанию;
- член Учёного совета межрегиональной Ассоциации «Воспитание»;
- член бюро московского отделения Ассоциации исследователей детского движения.

























































































