= И всё-таки позитив
---ДОБАВЛЕНО 07.11.12.
опубликовано в печати
Соколов Р.В.
Постановка проблемы // Потребность друг в друге: истоки, выявление,
реализация.– Кострома, 1993. – С.4. (Социальная роль и позиция взрослых
в детском движении: материалы конференции / Ассоциация исследователей
детского движения).
Соколов Р.В. Соколова Н.В.
И все-таки…позитив // Там же. – С. 13-16. (Соавтор Н.В. Соколова).
---------------------------------------------------------------------------------------------
И всё-таки... позитив
Наталья Соколова, Ричард Соколов
В "воспитательных коллективах", создаваемых взрослыми
"для детей", "вместе с детьми", взрослый объективно,
хочет он того или нет, участвует в управлении жизнедеятельностью коллектива и проявляет ту или иную позицию.
Нас интересует такая "педагогическая позиция" "социального
педагога", которую можно назвать не только демократической, но и демократизирующей.
Говоря о "социальных педагогах", мы подразумеваем не всех,
кто имеет такую специальность или занимает такую должность, а преимущественно тех из них, кто либо по собственному жизненному опыту, полученному в молодости, либо по своим личностным и гражданским ценностным установкам считает себя участником
"детского движения" и при этом стремится "работать на детей",
а не на "работодателя".
В россии эта категория педагогов всегда была относительно малочисленной, но наши исследования отечественного
общественно-педагогического движения показывают, что такие, считавшиеся часто даже друзьями-коллегами "чудаки",
были в любое десятилетие нашего века.
В первое десятилетие С.Т.Шацкий и его сподвижники по созданию детского клуба в Москве называли себя "старшими товарищами"
детей, а в конце 50-х годов И.П.Иванов предложил название
"старший друг". В 60-х и 70-х годах таких "социальных педагогов" называли "ребячьими комиссарами".
Но как бы они ни называли себя сами и как бы их ни называли
другие, это были те, "за кем идут мальчишки".
Под "позицией социального педагога" или "педагогической
позицией" мы будем иметь в виду тот её аспект, который связан с вопросом о "педагогической власти" педагога в воспитательном коллективе.
Это позиция старшего в вопросах коллективного "самоуправления", которое вслед за педагогом П.П.Смолиным мы полагаем корректнее называть "соуправлением", т.к. считаем, что если и бывает
в "чистом виде" "детское самоуправление" без участия взрослых,
то это особые случаи из сферы неформальных дворовых детских сообществ.
Критикуя "авторитарное воспитание", с одной стороны,
и "свободное воспитание" с другой, - И.П.Иванов определял педагогическую позицию как нечто среднее, как некую золотую
середину.
После ряда десятилетий засилья в педагогике
откровенного авторитаризма, предлагаемое Ивановым "творческое содружество поколений" объективно (в аспекте отечественной
истории педагогики и бытовавшей педагогической культуры) было явлением демократическим. Идеология И.П.Иванова была
подкреплена и соответствующей технологией (методикой),
благодаря чему и появилось в конце 50-х и в 60-е годы
"коммунарское движение". "Коммунарство" как социокультурное явление проявляется и сейчас в формах "педагогики
сотрудничества", пытающейся переносить клубные формы работы
на учебный процесс школы (В.А.Караковский, М.П.Щетинин и др.),
в "педагогике коллективной творческой жизни" (Л.Г.Борисова и др.)
Однако концепция, предложенная И.П.Ивановым, при всей критике "свободного воспитания" и "авторитаризма" как педагогических
позиций имела, по нашему мнению, один общий с ним недостаток - "статичность", своего рода "предзаданность" педагогической
позиции.
На практике это приводило к тому, что очень часто дети (особенно педагогически запущенные) не воспринимали всерьёз педагогов, предлагавших "соуправление" коллектива "вместе и сообща со взрослыми" и затеваемые педагогами формирования просто не возникали.
А иногда, когда коллектив в своём опыте поднимался
выше степени "соуправления", предусмотренной педагогами,
он начинал воспринимать своих "старших друзей" как
авторитаристов, сковывающих процесс демократизации,
и, случалось, "свергал" их, подвергая своего рода "остракизму".
В самом начале 70-х годов мы начали осуществлять попытку технологической проработки и апробации в опытно-
экспериментальной работе создаваемых нами досуговых формирований (в работе первого Экспериментального
студенческого педагогического отряда, Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого, ряда семейно-педагогических клубов, Первой опытной станции по внешкольному воспитанию), идеи "динамической" педагогической позиции.
Были созданы специальные программы (они строились
по ступенчатому принципу) подготовки актива, ставшие своего рода программами по подготовке социальных педагогов (т.к. многие дети становились активными помощниками педагогов, а позже и сами становились социальными педагогами).
Разработана методика стимулирования развития воспитанников в соответствии с программой.
(Всё это описано в учебно-методических пособиях автора
"Привлечение населения к организации досуга детей
и подростков по месту жительства" (М., 1992 г.), "Участие
населения в воспитании детей и подростков по месту
жительства" (М., 1993 г.).)
Теперь можно сказать, что идея "динамической педагогической позиции", методически оснащённая и проверенная практикой,
может быть рекомендована для освоения социальными
педагогами в качестве средства, позволяющего не только
осуществлять "дифференцированный подход" к воспитанникам
(в зависимости от степени их педагогической запущенности или общественной активности), не только обеспечить
"сосуществование" в одном коллективе "маленьких"
и "больших", "активных" и "трудных", не только "выращивать"
в коллективе активных помощников, но и осуществлять
демократизацию воспитанников.
Это означает, что воспитанники, вступая в коллектив и походя
в нём соответствующую социализацию, постепенно включаются
в процесс такого "соуправления", при котором постепенно
развиваются их интерес и потребности в управлении жизнедеятельностью коллектива, их опыт самоуправления и опыт совместной организаторской деятельности, получают "опыт демократии".
И совсем не случайно наш подростковый клуб "Орион", возникший
в 1968 г., стал многопрофильным, разновозрастным, через три года превратился в педагогический отряд студентов, руководивший разновозрастным многопрофильным клубом.
Когда наступила "перестройка", это формирование стало
социально-педагогическим производственным комплексом,
наделённым правами комитета самоуправления.
В период новой экономической реформы при СППК появились
свои кооперативы и началось создание загородного подсобного хозяйства с сельскохозяйственным производством.
Здесь бывшие воспитанники прошли путь от участников массовых мероприятий до членов педагогического отряда.
Получив параллельно педагогическое образование, некоторые
из них стали педагогами в своём коллективе, некоторые - в школе микрорайона, кто-то стал организатором производства.
Но вся эта "динамика" - не стихийное проявление случайности,
а результат сознательной "демократизирующей позиции
социального педагога", осуществляемой последовательно на протяжении более чем двадцати лет.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (13.12.12 01:52)




























































































