Свежая диссертация по Макаренко
Рубрика создана 5 марта 2011г.
ЭТО НАШ ПОДАРОК К ДНЮ РОЖДЕНИЯ А.С.МАКАРЕНКО
от (автора диссертации и автора сайта)
-
ПРИМЕЧАНИЯ:
ОРИГИНАЛ РЕФЕРАТА ЕГО АВТОР ПРИСЛАЛА НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ.
ПЕРЕВОД С УКРАИНСКОГО НА РУССКИЙ ОСУЩЕСТВИЛ АВТОР ЭТОГО САЙТА Р.В.СОКОЛОВ
И ПОМЕСТИЛ ЕГО С СОГЛАСИЯ АВТОРА
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛЮДИНА І СВІТ У ХУДОЖНІЙ ТВОРЧОСТІ
А. С. МАКАРЕНКА
( "Человек и мир в художественном творчестве
А. С. Макаренко")
16 февраля 2011 г. в Харьковском педагогическом
университете им. Г. С. Сковороды была защищена
кандидатская диссертация Гетманец Ирины Олеговны
на тему: по специальности 10.01.02 - русская литература.
Науковий керівник (научный руководитель):
доктор філологічних наук, професорСилаєв Олександр Сергійович,
Харківський національний педагогічний університет
імені Г. С. Сковороди,
та світової літератури.
Офіційні опоненти (Официальные оппоненты):
доктор філологічних наук, професор
Мацапура Валентина Іванівна,
професор кафедри зарубіжної літератури
Полтавського національного педагогічного університету
імені В. Г. Короленка;
кандидат філологічних наук
Жиленко Ірина Рудольфівна,
доцент кафедри журналістики та філології
Сумського державного університету.
10.01.02 – російська література
(русская литература)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
АННОТАЦИЯ
Гетманец И. О. Человек и мир в художественном творчестве
А. С. Макаренко. - Рукопись.
Диссертация на соискание научной степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 – русская литература. – Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды. – Харьков, 2011.
А. С. Макаренко, определяется его идейно-эстетическое значение
в свете современных научных принципов. В последние десятилетия появилось много неизвестных ранее архивных документов и других материалов, которые позволяют полнее представить Макаренко как человека и творческую личность.
На основе новых источников освещаются некоторые факты биографии писателя-педагога, его духовный мир, социально-политические и философско-эстетические взгляды.
В диссертации исследуется литературно-художественное наследие
Талант Макаренко как писателя наиболее ярко проявился в «Педагогической поэме», в которой поставлены вечные проблемы бытия, - человек и мир, пути воспитания гармоничной личности. Концепция человека, воплощенная в произведении, несмотря на некоторые идеологические наслоения, обусловленные временем, соответствовала общечеловеческим гуманистическим идеалам. Макаренко впервые в литературе раскрыл отношения личности и общества на уровне трудового коллектива, придав понятию «среда» конкретный социально-исторический смысл.
В работе осуществлен многоаспектный анализ «Педагогической поэмы» как художественного произведения с акцентом на его проблематике и поэтике.
Стремление автора доказать эффективность своей педагогической системы обусловило установку на достоверность в изображении событий и людей. Художественный мир произведения отражает реальный социум постреволюционного времени с его сложными социальными и экономическими проблемами.
В диссертации впервые исследуется украинский дискурс произведения, художественная ономастика и другие средства воссоздания национального колорита. Автор создал целую галерею национальных типов, среди которых наиболее яркие – заведующий колонией и Калина Иванович Сердюк.
В образах колонистов раскрыт процесс преодоления вчерашними правонарушителями моральной деградации, процесс раскрепощения личности и возрождения в ней человека. В ходе анализа образной системы опровергнута утвердившаяся в советском литературоведении концепция о том, что главный герой произведения – коллектив.
В диссертации по-новому рассмотрена поэтика «Педагогической поэмы» – жанровая структура, хронотоп, тональность, язык. Оригинальность Макаренко-художника проявилась прежде всего в искусстве создания характеров. Соединив в своем произведении жанровые особенности мемуаров и романа, автор использует два способа изображения героев: характеризует их как мемуарист и одновременно предоставляет свободу самовыявляться.
Гуманистическая философия романа, воплощенная в ярких художественных образах, обусловила большой интерес к нему во всем мире, признание его заметным явлением реалистической литературы.
Объективный анализ творчества писателя-педагога дал основание сделать вывод о том, что произведения, написанные после «Педагогической поэмы», нельзя отнести к его творческим удачам. В работе обстоятельно проанализирована повесть «Флаги на башнях», которую некоторые исследователи ставили рядом с «Поэмой», и показано, что значение ее преувеличено. Положенный в основу произведения тезис «счастливый детский коллектив в счастливом социалистическом обществе» обусловил нереалистический подход к изображению жизни, идеализацию действительности и героев.
В повести проявилась также творческая неопытность автора в организации сюжета, индивидуализации персонажей, в однообразии используемых языковых средств. Главный герой – заведующий колонией Захаров предстает идеальным педагогом, постигшим все секреты педагогического мастерства, лишенным каких-либо внутренних сомнений и переживаний.
Колонисты – высокосознательные граждане, живущие в атмосфере военной дисциплины и самоотверженного труда.
В ходе исследования показано, что критика 30-х годов, отрицательно оценившая повесть, была безосновательно осуждена официальной наукой якобы за субъективизм и тенденциозность.
В заключении сделан вывод о том, что Макаренко вошел в литературу как автор одного выдающегося произведения – «Педагогической поэмы», которое выдержало испытание временем и стало достоянием мировой реалистической литературы.
Ключевые слова: литературное наследие, концепция человека, проблематика, поэтика, национальный дискурс, реалистическая литература.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Автореферат
дисертації на здобуття наукового ступеня
кандидата філологічних наук
Харків – 2011
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххх
ОСНОВНАЯ характеристика работы
Актуальность темы. Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939) вошел в историю как выдающийся педагог и талантливый писатель.
Несмотря на то, что в последние годы на первый план выдвинута его педагогическое наследие, вокруг которой среди педагогов острой полемики, Макаренко-писателя, по-прежнему признают во всем мире.
В связи с «вечной» проблемой бездомного детства, которая с немалой остротой проявилась в постсоветский период и в Украине, большой популярностью пользуется его лучшее произведение - «Педагогическая поэма».
В свое время Луи Арагон сказал пророческие слова о «Педагогическую поэму»: «Я не знаю ни одной книги на свете, которая была бы написана с такой свободой, книги, так смело выдерживает любой анализ ... Я думаю ни одна история всеобщей литературы, даже найпристрастниша, даже отмечена антисоветскими настроениями, не может сейчас обойти молчанием «Педагогическую поэму», не нарушая приличий. Ничто не может остановить ее заражая влияния, и ничто не может лишить ее будущего ».
Известный российский макаренковед А. А. Фролов говорит, что к 1990 году произведения Макаренко выдано всех языках Западной Европы и на 17 языках стран Азии.
После распада Советского Союза вокруг литературно-педагогического наследия Макаренко разгорелась острая дискуссия. На волне критики тоталитарной системы некоторые литераторы пытались представить писателя-педагога одним из её идеологов, призвали отказаться от его педагогических идей (Ю. Азаров, Б. Хандрос и др.).
«После глубокого застоя», «цитатничества» и формализма в восприятии макаренковской идей, - пишет известный макаренковед Т. Ф. Кораблева, - с конца 80-х годов наступил период их огульной и постоянной критики, когда недовольство социализмом, сталинизмом было предъявлено Антону Макаренко. Определилась дискуссионная дихотомия - сталинизм или гуманизм, в ходе которой педагогическая общественность осуществляла стихийную гуманитарную экспертизу наследия Макаренко ».
Трезво мыслящие представители педагогической науки в Украине, странах СНГ и Запада смогли отделить политические наслоения в его педагогической теории, обусловленные социально-политическими условиями времени, от его истинной сути и оценить Макаренко как выдающегося педагога XX века.
\Важно отметить, что на защиту Макаренко активно выступили западные педагоги. Мировым центром макаренковедения стал Марбургский университет (Германия), в котором еще в 1968 году была открыта специальная лаборатория по изучению творческого наследия педагога-писателя «Makarenko Referat». Руководит лабораторией один из наиболее активных и авторитетных современных макаренкознавцив - доктор Гетц Хиллиг.
Он же возглавил и Международную макаренковскую ассоциацию основанную в 1991 году.
Международное признание Макаренко как педагога отнюдь не уменьшает значения его литературного наследия, поскольку его педагогические идеи воплощены в его художественных произведениях. Зато Макаренко как писатель в последние годы все меньше и меньше привлекает внимание исследователей.
В связи с юбилейной датой - 120-летием со дня его рождения состоялись научные конференции в Москве, Полтаве, Волгограде и других городах России и в Укаине, однако ни на одной из них не было литературной секции. Упомянутая выше Т. Ф. Кораблева при оценке общих итогов макаренковедения забыла о литературоведах. «Отечественное макаренковедения, - отметила она, - существует с 1941 года
(И. Ф. Козлов) и сейчас представляет собой вид междисциплинарного знания по различным направлениям - архивно-текстологический, биографическим, философским, социально-психологическим, правовым, историко-педагогическим, практико-ориентированным ».(1)
Художественные произведения Макаренко основательно изучены и педагогами, и литературоведами, однако основные работы появились в советское время и слишком заидеологизированные. Изменения, произошедшие в общественно-политической жизни на пороге XXI века, создали условия для объективного изучения наследия писателя-педагога в свете общечеловеческих гуманистических идеалов.
Особого внимания заслуживает проблема, оставшаяся вне поля зрения исследователей, - Макаренко и Украины, во всех исследованиях он выступает как писатель, оторванный от национальной подоплеки. Макаренко жил и работал в Украине (в Москву переехал за два года до смерти), свои книги писал в Украине и, естественно, отразил в них социальные процессы, происходившие в Украине в 20-30-е годы XX века.
Более того, как личность и как писатель он сформировался в Украинском социокультурной среде и не мог не отразить в своем творчестве ментальность народа, национальный быт, характерные черты украинского национального характера.
Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения диссертации докладывались на международной научно-практической конференции «Наследие А. С. Макаренко и педагогические приоритеты современности» (Полтава, 2008), на международной научной конференции «Л. Н. Толстой - писатель, мыслитель, философ (к 180-летию со дня рождения) »(Белгород, 2008), на V Всеукраинской научной конференции« Проблемы и перспективы наук в условиях глобализации » (Тернополь, 2009), на международных научных чтениях, посвященных памяти Л. Я. Лившица (Харьков, 2007, 2008, 2009). Диссертация обсуждалась на кафедре русской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды.
Публикации
Основные результаты исследования изложены в 12 статьях, из которых 7 опубликованы в специализированных изданиях, утвержденных ВАК Украины.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 213 наименований, и приложения - словаря украинизмов «Педагогической поэмы». Общий объем основного текста диссертации - 230 страниц.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность и новизну исследования, Связь работы с научными планами, обозначены цели и задачи, определены практическое значение. Приведены также данные об апробации, структуру диссертации, публикации.
В первой главе - «История издания и изучения литературного наследия А. С. Макаренко» - сделан обзор работ о творчестве Макаренко-писателя, определены достижения и недостатки литературоведческой научной мысли.
В истории изучения творческого наследия Макаренко-писателя четко выделяются два периода: со времени публикации «Педагогической поэмы» (1933) до начала 1990-х годов и с 1990-х годов до настоящего времени.
Первый период можно назвать «советским», когда Макаренко-педагог считался классиком советской педагогики, а Макаренко-писатель - классиком литературы социалистического реализма. В исследованиях литературоведов того времени преобладал интерес к педагогической проблематике в противовес эстетической. Да и сами педагогические проблемы рассматривались в свете политической догмы, согласно которой успехи колонии им. Горького объяснялись успехами социалистического строительства.
Общим местом в них стал тезис о том, что Макаренко открыл коллектив как важнейший фактор воспитания нового человека и впервые воплотил его в художественной форме.
Вторая тенденция заключалась в том, что «Педагогическая поэма» и другие произведения писателя полностью отрывались от национальной почвы. Художественный мир, изображенный в них, в трудах советских макаренковедов предстает как советская действительность 1920-30-х лет без конкретных национальных реалий.
И все же в советское время появился ряд работ, в которых обстоятельно освещалась жизнь Макаренко и более-менее объективно оценивалась его художественное творчество. Пик литературоведческого макаренковедения приходится на 50-е годы XX века, когда было защищено восемь кандидатских диссертаций и опубликовано монографии Е. Балабановича, Н. Морозовой, Ю. Лукина,
Б. Костелянця, М. Нижинского. В них значительное внимание уделяется биографии писателя-педагога, причем ощущается стремление революционизировать ее, подтянуть мировоззрение Макаренко к марксизму-ленинизму. Совершенно недостаточно характеризуется в них Макаренко как творческая индивидуальность.
После довольно длительного перерыва в 1978 году появилась монография (а два года спустя докторская диссертация) М. Гетманця «А. С. Макаренко и концепция нового человека в советской литературе 20-30-х годов », в которой сделана попытка преодолеть педагогические подходы к литературному творчеству писателя и оценить ее с эстетических позиций. Однако и этот труд обозначена методологическими приоритетами времени.
Новый этап в изучении наследия Макаренко начался в первой половине 90-х годов XX века, когда произошел распад Советского Союза, а наука освободилась от политики и идеологического прессинга. В эти годы был открыт доступ ко всем государственным архивам, включая МВД, рассекречены семейный архив, согласно завещанию вдовы писателя разрешалось открыть 1993 года.
В это время началось активное сотрудничество российских и украинских макаренкознавцив с лабораторией «Makarenko-Referat» (Германия), которая стала центром мирового макаренковедения. Большой вклад в изучение наследия Макаренко сделал руководитель лаборатории доктор Гетц Хиллиг, открывший целый ряд уникальных документов, что позволило по-новому представить жизнь, окружение, духовный мир и творчество Макаренко.
\
К сожалению, Макаренко как художник остался без внимания Хиллиг, поскольку он интересовал его прежде всего как педагог.
Значительным событием в макаренковедения стала капитальная историографическая труд русского ученого А. А. Фролова «А. С. Макаренко в СССР, России и мире. 1939 - 2005 »(Нижний Новгород, 2006), в которой подведены итоги изучения наследия Макаренко в мировом масштабе.
Литературоведческие исследования в ней упоминаются, однако не анализируются, поскольку автор по специальности - педагог.
В последнее время усилился интерес к Макаренко как писателя. 2006 года в Московском университете Синиченко О. В. защитила кандидатскую диссертацию «Проблематика и поэтика« Педагогической поэмы »
А. С. Макаренко ». Автор справедливо отмечает, что опубликованные в последние десятилетия материалы содержат так много новой информации, привычные представления о писателе оказываются теперь недостаточными.
Однако в диссертации новизна информации должным образом не отразилась в исследовании «Педагогической поэмы», а проблематика произведения рассматривается безотносительно к спорам, которые продолжаются вокруг концепции человека.
В освещении поэтики произведения наряду с общеизвестным высказано свежие мысли о композиции, сюжетные мотивы, авторские точки зрения и т.д.
В 2009 году в Харьковском национальном педагогическом университете вышли научные записки, посвященные 120-летию со дня смерти Макаренко, в которых сделана попытка оценить художественное наследие писателя-педагога с современных позиций.
Во втором разделе - «Некоторые аспекты мировоззрения А. С. Макаренко с позиций современности» - отмечено, что создание научной биографии писателя-педагога - одна из актуальных проблем современного макаренковедения.
В научный оборот введено большое количество неизвестных ранее документальных материалов, которые дают в значительной степени новое представление о жизни, личность и мировоззрение Макаренко.
Среди них особенно ценны воспоминания родного брата, эмигранта, бывшего офицера Белой армии Виталия Семеновича, которые, по словам Г. Хиллиг, являются свидетельствами из ближайшего семейного окружения. Не менее важны также 2-томное издание переписки Макаренко с женой Г. С. Салько, воспоминания ближайшего друга писателя К. С. Кононенко, сборники архивных документов, протоколов, выступлений, публикаций в периодической печати.
Освещению отдельных периодов жизни и деятельности Макаренко посвященные разведки Г. Хиллиг «Макаренко в год «большого террора », «Легенды смутного времени (1938 - 1941) », « Страдания «украинизированного» завкола » и др., труд А. А. Фролова« А. С. Макаренко: Московский период творчества (1937 - 1939 гг.) », Книга С. С. Невской «Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко ».
С учета новых источников в разделе освещаются факты биографии Макаренко, имеющих принципиальное значение для нового подхода к оценке его как человека и как писателя.
Одна из самых сложных проблем - проблема мировоззрения, идейной эволюции писателя-педагога.
Разброс мнений по этому вопросу очень широк: от признания его марксистом, идеологом тоталитарного режима к зачислению в ряды противников советской системы, почти диссидентов.
Автор диссертации согласен с мнением Хиллиг о том, что, демократ по своему мировоззрению, Макаренко в условиях тоталитарного режима вынужденно стал адептом социального строя и партии большевиков.
Анализ документального материала и творческого наследия позволяет сделать вывод о том, что Макаренко был одним из образованнейших людей своего времени и синтезировал в своем мировоззрении передовые идеи философии, социологии, психологии, педагогики, эстетики и других наук.
Особое внимание уделено захвату Макаренко искусством, в частности театром, который занимал видное место в его жизни и педагогической деятельности.
Впервые в диссертации исследуется национальная проблема в идейно-эстетических взглядах Макаренко, которое рассматривается в двух аспектах: отношение Макаренко к национальному вопросу и национальный концепт в его художественном творчестве.
Что касается первого аспекта, то идею национальной самостоятельности Украине он осуждал и всячески от нее отгораживался (как и все украинские советские писатели).
В работе доказано, что брат Макаренко Виталий Семенович в своих воспоминаниях безосновательно отрывает Антона Семеновича от национальной среды и приписывает ему нигилистические взгляды на украинский язык.
Новые документы, добытые Г. Хиллиг, в частности воспоминания К. С. Кононенко, свидетельствуют, что, открыто осуждая самостийников-петлюровцев, Макаренко демонстрировал свою лояльность к власти.
К. С. Кононенко был в прошлом членом Центрального Совета, а после Второй мировой войны стал активным деятелем украинского национального движения на Западе, редактировал еженедельник «Украинская самостийник». Искренняя дружба этих неординарных людей дает основания для более взвешенного трактовки проблемы национального сознания Макаренко.
Второй аспект освещается в третьем разделе в процессе анализа «Педагогической поэмы» и других произведений с точки зрения изображения в них украинской действительности 1920-30-х годов и воспроизводства национального колорита.
Глава третья - «Педагогическая поэма в свете« гуманитарной экспертизы »времени» - посвящена анализу лучшего произведения Макаренко, где он проявил себя как оригинальный художник слова.
В работе опровергается вывод литературоведов о том, что главным героем произведения является коллектив и главная проблема его - формирование коллектива. Идея «Педагогической поэмы», сформулированная автором, - воспитание нового человека - рассматривается диссертантом в свете общечеловеческих гуманистических идеалов путем очищения ее от идеологических наслоений советской эпохи.
Образная система «Педагогической поэмы» представлена большим количеством персонажей - заведующим колонии, воспитанниками, небольшой группой педагогов, деятелями властных структур, системы образования, педагогической науки. Центральный персонаж, от лица которого ведется повествование, - сам автор, который является и главным героем произведения. Придерживаясь принципа достоверности, Макаренко не мог доверить рассказ любой «подставному лицу», поскольку как педагог хотел сам рассказать о свой педагогический опыт.
Заведующий колонии - педагог-гуманист, который ищет новые пути воспитания человека.
Основной принцип его педагогической системы - как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к ней.
Все его повседневную жизнь - борьба: борьба в быту за утверждение элементарных норм поведения колонистов, борьба с чиновниками разных учреждений за финансы, за пуд муки и ботинки для воспитанников, борьба с деятелями органов наробраза и научными авторитетами, мешающие работать, осуществлять собственную систему воспитания .
Он - человек сильной воли и твердого характера, требовательн к себе и к людям, целеустремленный и бескомпромиссный в борьбе за свои педагогические идеи.
Всем кажется, что Антон - твердокаменный, а в действительности и на него иногда находят печальные настроения.
Одной из самых «грустных» глав является «Лирика». Колония достигла расцвета в своем развитии, завкол привык к воспитанникам как к своим детям, а тут готовится к выпуску первая рабфаковцы, с которыми надо расстаться. «Я думал о том, - пишет Макаренко, - что жизнь моя каторжное и несправедливое. О том, что я положил лучший кусок своей жизни только для того, чтобы полдюжины «правонарушителей» могли поступить на рабфак.
Думал и о другом: почему такая несправедливость? Я же сделал хорошее дело, которое в тысячу раз труднее и достойнее, чем спеть романс на клубном вечере, даже труднее, чем сыграть роль в хорошей пьесе, хотя бы даже во МХАТе ... Почему там артистам сотни людей аплодируют ..., почему я сижу в темноте ночи в затерянной в полях колонии, почему мне не аплодируют хотя бы Гончаровские жители? »(1).
Проявление подобных человеческих слабостей отнюдь не умаляет величественную, неординарную фигуру завкола, а, наоборот, делает ее живой и человечной.
Характер рассказчика раскрывается в поступках, в отношениях с людьми, в переживаниях и размышлениях, в языке.
Чем глубже он раскрывает окружающий мир, тем глубже раскрывает себя, представая перед читателем как духовно богатое, широко освещён человек, педагог-мыслитель, ищущий новые методы воспитания и осуществляет их на практике.
Особое внимание в работе уделяется определению идеала человека, каким представлял себе Макаренко и каким он предстает в «Педагогической поэме». Современное макаренковедение освободилось от идеологических императивов и с пониманием относится к некоторым суждениям писателя-педагога, обусловленных социально-политической ситуацией тоталитарной эпохи.
В процессе гуманитарной экпертизы, которая происходит в мире, в словосочетаниях «новый человек», «советский человек», «социалистическая личность» отпали эпитеты, и в его идеале человека открылись базовые общечеловеческие ценности.
Несмотря на то, что Макаренко был атеистом, его педагогические идеалы сопоставляются с моральными заповедями христианства. А. А. Фролов в упомянутой историографической труда приводит ряд положительных оценок педагогической системы Макаренко церковными деятелями России, Украины, Германии, Канады и других западных стран.
В разделе отмечено важную роль образа Максима Горького в утверждении концепции нового человека, освещены его место в образной системе произведения.
Самая большая группа персонажей - воспитанники. Несмотря на их численность, большинство предстает достаточно яркими индивидуальностями. Это прежде Задоров, Карабанов, Братченко, Бурун, Вершнёв.
Для их характеристики автор пользуется ограниченными средствами - портреты, поступки, речь, отношение к людям, - но при этом достигает психологической глубины и пластичности. М. Горький в свое время отметил способность Макаренко лаконично и выразительно охарактеризовать колонистов, пятью словами создавать будто «Моментальный Фотографический снимок с его характера».
Все колонисты раскрываются писателем в психолого-педагогическом плане с ориентацией на то, как возрождаются и расцветают в них лучшие человеческие качества.
В подготовительных материалах к «Педагогической поэмы» Макаренко разделил персонажей на друзей и врагов колонии. Такими они появляются и в произведении.
Деятельность завкола проходит в острой борьбе, где водоразделом между этими двумя лагерями является отношение к колонии, а точнее - к системе воспитания, которую воплощает педагог-новатор.
Настоящими сподвижниками завкола есть завхоз Калина Иванович, агроном Шере, педагоги Екатерина Григорьевна, Лидия Петровна и некоторые другие. Недооцененным, по нашему мнению, является образ Калины Ивановича, который рассматривается преимущественно как комический персонаж, хотя он заслуживает более глубокой оценки.
эЭта простая, малограмотная человек из народа, который выступает единомышленником талантливого педагога, словно подчеркивает всенародное признание того дела, которое осуществляет колония.
Не случайно он изображается с большой симпатией. В образе Калины Ивановича Сердюка Макаренко-художник создал яркий разновидность украинского национального характера, который занял почетное место в галерее украинский типов, созданных украинскими и российскими писателями.
Калина Иванович - глубоко народный характер, воплощающий такие национальные черты, как трудолюбие, чувство достоинства, рассудительность, верность традициям, которые сочетаются со способностью воспринимать новое, и, несомненно, сочный украинский юмор.
Крайне негативно изображено в «Поэме» педагога-националиста Дерюченка, который является носителем таких черт, как профессиональная непригодность, корыстолюбие, эгоизм, духовная ограниченность.
В этом образе нашли художественное воплощение политические взгляды Макаренко на украинский национализм, который власти считали тягчайшим преступлением и жестоко преследовала малейшие намеки на него.
Стараясь не вызвать любого подозрения в сочувствии национальной идее, Макаренко не показал в этом персонаже никакого положительного проявления. Страницы о Дерюченка нельзя отнести к лучшим в «Педагогической поэме», а главное - они противоречат гуманистическому пафосу произведения, ключевому принципу педагогической системы Макаренко - в каждом человеке видеть человека.
В диссертации по-новому рассмотрены не только идейное содержание произведения и систему образов, но и его поэтику - композицию, хронотоп, тональность, пейзажная живопись, юмор, языковую мастерство.
Проблем поэтики касалось многие исследователи, однако в советские времена над ними тяготела педагогическая проблематика, следовательно многие вопросы требуют новых, чисто литературоведческих подходов.
Это касается прежде всего жанровой структуры произведения, состоящий из многих известной мере самостоятельных глав-новелл.
На вопрос о том, что именно предоставляет целостности произведению, почти все сходились на том, что это образ коллектива.
Исследователи ссылались на высказывания Макаренко, который говорил, что в трех частях «Поэмы» он пытался показать три этапа формирования коллектива - первые педагогические поиски, создан коллектив в действии и коллектив в состоянии расцвета.
Это была педагогическая задача, которую решал педагог, но воплощение ее в произведении следует рассматривать по законам художественного творчества.
Соединяет, казалось бы, самостоятельные новеллы не образ коллектива, который появляется лишь в отдельных из них, а образ рассказчика, который проходит через все произведение и глазами которого читатель видит изображен художественный мир.
Целостность произведению предоставляет также сюжет - история развития колонии, преодоление препятствий на ее пути.
Оригинальность Макаренко-художника проявляется прежде всего в искусстве создания характеров.
Сочетая в своем произведении жанровые особенности мемуаров и романа, автор использует два способа изображения героев: с одной стороны, он характеризует их как мемуарист, а с другой, предоставляет им свободу самовиявлятися, т.е. субъективная рассказ сочетается с объективным самодвижением персонажей.
Художественное время и художественное пространство в произведении максимально приближены к реальной действительности Украина 1920-х годов.
Это обусловлено тем, что убедить читателя в эффективности собственной педагогической системы автор мог только достоверностью повествования.
Именно этой задаче подчинена хронология событий сюжета и художественная ономастика, в которой четко выделяются антропонимия и топонимика.
Поэтическая ономастика - сравнительно новое направление в общей ономастике и в литературоведении, - отмечает В. Н. Галич в монографии «Антропонимия Олеся Гончара».
«При изучении художественных текстов «под лингвистическим микроскопом », - пишет она, - сразу бросается в глаза обделеность вниманием литературоведов и критиков такого важного элемента содержания и формы произведения, как имя персонажа» (1).
Ее мнение в свое время поддержал Олесь Гончар: «Безусловно, выбор имен персонажей - это вовсе не пустяк, не случайность, это то, что органично входит в психологию творчества, в процесс создания характеров» (2).
Поэтическая ономастика «Педагогической поэмы» имеет большое значение для осмысления антропонимов и топонимов в свете национальной специфики произведения.
Подавляющее количество украинских фамилий в произведении (121 из 198), а также реальные и частично изменены географические и топографические названия создают своеобразный национальный колорит изображенном художественному миру.
Украинский дискурс оказывается в характерах героев, которые воплощают национальные черты, в речи, насыщенной украинизмом (как приложение к диссертации подается постраничный перечень их), в украинском пословицах, в песнях, в настроении.
Юмор является настолько важной и очевидной доминантой стиля Макаренко, который не оставил без своего внимания ни один исследователь. Еще в процессе работы над «Поэмой» Горький увидел в юморе одно из достоинств таланта Макаренко и настойчиво советовал ему: «Дайте свободу Вашему юмору».
Исследователи давно доказали близость юмора Макаренко к юмору Гоголя, художественное сознание которого также формировалась на украинской почве. Как и у Гоголя, в «Педагогической поэме» отличается юмор веселый, добродушный и юмор едкий, поразителен.
Юмористическая тональность произведения обусловлена личностью самого рассказчика - доброго, жизнерадостного и одновременно непримиримой в борьбе за свою правду человека.
Его юмор проявляется, с одной стороны, в оценке людей и событий, а с другой - в описании комических ситуаций. Писатель умело пользуется иронией, парадоксами, неожиданными сравнениями, пародией.
Серьезный тон повествования часто сочетается с иронией и самоиронией. В произведении есть немало комических сцен и ситуаций без прямых авторских оценок.
Одна из самых забавных - изображение театрального спектакля.
С добрым юмором рассказывает автор о Калину Ивановича, печника Силантия Отченаша, конюха Антона Братченко и многих колонистов.
Однако его юмор переходит в сатиру и сарказм, когда он показывает врагов колонии, - инспектора Шарина, профессора Чайкина, деятельницы наробраза Брегель, «товарища Зою» и др.
В разговоре с писателями-начинающими Макаренко придавал большое значение тональности произведения, которую советовал определять с самого начала и следовать ему до конца.
На наш взгляд, основной тон «Педагогической поэмы» - оптимизм, вера в человека и в то дело, которое осуществляет коллектив колонии. Оптимистического тона произведению придает целая система тональностей, в которой основными составляющими являются героическое, комическое и лирическое.
Гуманистический пафос «Педагогической поэмы», глубокий реализм в воссоздании картин жизни и психологии героев сделали произведение заметным явлением в литературе XX века.
В четвертой главе разделе анализируется повесть «Флаги на башнях», которая в научной литературе не получила объективной и устойчивой оценки. Критики 1930-х годов оценили ее крайне отрицательно (Ф. Левин, М. Лоскутов, А. Рагозин и др.), однако литературоведы Е. Балабанович, Н. Морозова, Е. Лукин,
Б. Костелянець ставят ее рядом с «Педагогической поэмой», определяя вместе с тем тот факт, что ее художественный уровень ниже.
Учитывая авторитет Макаренко официальная наука негативную критику осуждала, считала ее субъективной и тенденциозной.
Так, Ю. Лукин обвиняет Ф. Левина как «злопыхателя, воинствующего эстет».
В академической «Истории русской советской литературы» позиция Ф. Левина также характеризуется как ошибочная, поскольку он, как утверждают авторы, шел «не от жизни, изображенного Макаренко, а от своих субъективных представлений о нем».
В диссертации доказывается, что критика правильно отмечала недостатки повести, обвиняя автора в идеализации действительности.
Тему повести Макаренко определил так: «счастливый детский коллектив в счастливом социалистическом обществе».
Именно эта положена в основу произведения тезис обусловила нереалистичный подход к изображению жизни, идеализацию действительности и человека. В повести нет реального социально-исторического и национально-бытового фона, характерного для «Педагогической поэмы».
Описанные в ней события происходят в конце первой пятилетки, упоминаются трудовые подвиги народа, а также убийство Кирова 1 декабря 1934, но о том, что в Украине в это время был голодомор, не сказано ни слова.
Создается впечатление, что писатель-педагог поставил себе цель создать художественную иллюстрацию к собственной теории коллектива, раскрыть свое представление об идеальном счастливый коллектив.
Однако этот идеал счастья очень далек от общечеловеческих представлений, ибо порядки, заведенные в колонии имени Первого мая, с их культом военной дисциплины - строй, рапорты, сигналы, беспрекословное подчинение - очень напоминают казарму.
Сюжет повести лишен цельности, остроты и динамики.
Введен в него мотив вредительства свидетельствует, что автор ориентировался на политическую ситуацию в стране и догмы социалистического реализма.
Персонажи, кроме нескольких, изображенные без необходимой индивидуализации, что особенно проявилось в однообразном стиле их языка. Все они предстают воспитанными, высокосознательными, идеальными гражданами, которые во всем руководствуются государственными интересами.
Главный герой - заведующий колонии Захаров - опытный педагог, владеющий всеми секретами воспитания и очень просто решает все сложные педагогические проблемы, однако оно не раскрыто как личность.
В отличие от героя «Педагогической поэмы» он не переживает, не мучается, не ищет новых методов воспитания, выступает как статический, лишенный динамики характер.
В группе воспитателей наиболее колоритным является образ заведующего производством Соломона Давидовича Блюма, который напоминает Калину Ивановича из «Педагогической поэмы».
Он - талантливый предприниматель, активно участвует в жизни детского коллектива, верит в общее дело и своим неистощимым юмором добавляет коллектива бодрого настроения.
Однако отдельные удачные образы и художественные детали не могли спасти произведение, художественное несовершенство которого признавал и сам автор.
Книга представляет определенный интерес для педагогов, поскольку в ней освещаются некоторые методы воспитания человека в коллективе, но как художественное произведение ее нельзя ставить рядом с «Педагогической поэмой».
В заключении подводятся итоги исследования.
Хотя в наше время слава Макаренко-педагога затмила славу Макаренко-писателя, бесспорным является тот факт, что его слитая воедино научно-педагогическая и литературное наследие выдержала гуманитарную экпертизы времени и стала достоянием всего человечества.
«Педагогическая поэма» посвящена вечным проблемам литературы - человек и мир, воспитания гармоничной личности.
Как мыслитель-педагог Макаренко открыл новые факторы воспитания человека, новые формы взаимодействия человека и общества, а как художник свои открытия воплотил в ярких художественных образах.
Он пробовал себя во многих жанрах - очерке, повести, романы, пьесы, сценарии, выступал также как публицист и литературный критик, но наиболее ярко его талант писателя оказался в «Педагогической поэме». Мир, изображенный в произведении, предстает в двух ипостасях.
С одной стороны, это реальный социум постреволюционного времени с его сложными социальными и экономическими проблемами.
Действие произведения происходит в Украине, в реально существующей колонии, вписанная в систему социальных, этнических, топографических и других реалий.
В диссертации впервые исследованы украинский дискурс произведения, поэтический ономастику и другие средства, свидетельствующие о национальные корни творчества писателя.
Однако в «Педагогической поэме» существует и другой, идеальный мир, который строит герой произведения, заведующий колонии, на основе собственной теории.
В работе показано, что концепция нового человека писателя-педагога, несмотря на то, что она создавалась под давлением идеологических установок Коммунистической партии, воплощалась в его произведении в духе общечеловеческих гуманистических ценностей.
Политические наслоения, которые имеют место в изображении человека, не являются доминирующими, о чем свидетельствует позитивное восприятие «Педагогической поэмы» на Западе.
В «Педагогической поэме» отражены особенности национальной жизни украинского народа в первые годы советской власти, создана целая галерея национальных типов, среди которых наиболее яркие - заведующий колонии и Калина Иванович Сердюк.
Главный герой произведения - рассказчик полностью обнаружен, это биографический автор Антон Семенович Макаренко.
Характер его раскрывается в поступках, в отношениях с людьми, в переживаниях и размышлениях, в языке.
Чем глубже он раскрывает окружающий мир, тем глубже раскрывает себя, представая перед читателем как широкообразованныцй, духовно богатый человек, педагог-теоретик, ищет новые методы воспитания и осуществляет их на практике.
В образе Калины Ивановича Сердюка Макаренко создал яркий разновидность украинского национального характера, занял почетное место в галерее украинский типов, созданных украинскими и российскими писателями.
Он воплощает такие национальные черты, как трудолюбие, чувство собственного достоинства, рассудительность, верность народным традициям сочетается со способностью воспринимать новое, и сочный украинский юмор.
Эта простой человек из народа выступает единомышленником талантливого педагога, тем самым словно подчеркивается всенародное признание того дела, которое осуществляет колония.
В образах колонистов показан процесс раскрепощения личности, процесс преодоления вчерашними правонарушителями морального анархизма, процесс возрождения в человеке человека.
В диссертации по-новому рассмотрены не только идейное содержание и образную систему «Педагогической поэмы», но и ее поэтику - жанр, структуру, хронотоп, тональность, язык и др.
Оригинальность Макаренко-художника оказалась прежде всего в искусстве характеротворення.
Сочетая в своем произведении жанровые особенности мемуаров и романа, автор использует два способа изображения героев: с одной стороны, он характеризует их как мемуарист, а с другой, предоставляет им свободу самовиявлятися, т.е. субъективная рассказ сочетается с объективным самодвижением персонажей.
Гуманистическая философия романа, воплощенная в яркие художественные образы, обусловила признание его как заметного явления в реалистической литературе.
А. В. Синиченко считает, что вклад Макаренко-писателя в реалистическую литературу заключается в создании нового типа литературного героя - «востребованного человека» в противовес «Лишнее человеку».
Действительности активный, «востребованный» герой всегда был в русской и мировой литературе. Новаторство Макаренко заключается в том, что он впервые в литературе раскрыл взаимодействие личности и общества на уровне коллектива, предоставив абстрактном понятию «среда» конкретного социально-педагогического смысла.
Анализ художественного мира произведения дает основания утверждать, что его идеал - гармония интересов личности и коллектива, создание таких условий, чтобы в коллективе раскрывались лучшие человеческие качества личности.
Объективный анализ творчества Макаренко дал основания сделать вывод о том, что его произведения, написанные после «Педагогической поэмы», нельзя считать творческим достижением писателя-педагога.
В работе обстоятельно проанализированы повесть «Флаги на башнях», которую некоторые исследователи ставили рядом с «Педагогической поэмой», и показано, что ее значение преувеличено.
Положенный в основу произведения тезис "счастливый детский коллектив в счастливом социалистическом обществе" обусловила нереалистичный подход к изображению жизни, идеализацию действительности и героев.
В повести, написанной по канонам социалистического реализма, оказалась также, отмеченная критикой, творческая неопытность автора в организации сюжета, индивидуализации персонажей, в бедности используемых языковых средств.
Главный герой - заведующий колонии Захаров - идеальный педагог, познал все секреты педагогики, лишенный каких-либо колебаний и переживаний. Колонисты - высокосознательными граждане, живущие в атмосфере военной дисциплины и самоотверженного труда.
Идеал счастливого детства, воплощенный в произведении, очень далек от общечеловеческих представлений.
В ходе исследования доказано, что критика 1930-х годов, которая негативно оценила повесть, была безосновательно осужден официальной наукой якобы за субъективизм и тенденциозность.
Макаренко вошел в литературу как автор одного выдающегося произведения - «Педагогической поэмы»,
оторый выдержал испытание временем и стал достоянием мировой реалистической литературы.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Гетманец А. К вопросу о «военизацию» в педагогической практике
А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Научные записки кафедры педагогики ХНУ им. В. Н. Каразина. - Харьков: ППВ «Основа». - 2004. - Вып. XVII - X. - С. 234 - 238.
Гетманец И. А. Судьба драматический произведений А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Двенадцатые международные чтения молодых ученых памяти Л. Я. Лившиц. - Харьков. - 2007. - С. 21 - 22.
Гетманец И. А. Книги о правонарушителях в оценке А. С. Макаренко-критика / И. А. Гетманец / / Тринадцатый международные чтения молодых ученых памяти Л. Я. Лившиц. - Харьков. - 2008. - С. 23.
Гетманец И. А. С. Макаренко и театр / И. А. Гетманец / / Научные записки ХНПУ им. Г. С. Сковороды. Серия «Литературоведение». - Харьков: ППВ «Новое слово». - 2008. - Выпуск 2 (54). Часть вторая - С. 82 - 87.
Гетманец И. А. Украина в художественном творчестве А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Истоки педагогического мастерства. Сборник научных трудов ПГПУ им. В. Г. Короленко. Серия «Педагогические науки». - Полтава. - 2008. - Вып. 4. - С. 124 - 128.
Гетманец И. А. Украинская дискурс в «педагогической поэме» А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Научные записки ХНПУ им. Г. С. Сковороды. Серия «Литературоведение». - Харьков: ППВ «Новое слово». - 2008. - Вып. 4 (56). Часть вторая - С. 120 - 125.
Гетманец И. А. С. Макаренко в Л. Н. Толстом / И. А. Гетманец / / Л. Н. Толстой - писатель, мыслитель, философ (к 180-летию со дня рождения): материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Изд-во БелГИМ. - 2009. - С. 57 - 60.
Гетманец И. А. Художественная ономастика в творчестве А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Научные записки ХНПУ им. Г. С. Сковороды. Серия «Литературоведение». - Харьков: ППВ «Новое слово». - 2009. - Вып. 1 (57). Часть вторая - С. 29 - 33.
Гетманец И. А. С. Макаренко - литературный критик / И. А. Гетманец / / Четырнадцатые международные чтения молодых ученых памяти Л. Я. Лившиц. - Харьков. - 2009. - С. 35.
Гетманец И. А. Национальная проблема в идейно-художественных взглядах А. С. Макаренко / И. А. Гетманец / / Научные записки ХНПУ им. Г. С. Сковороды. Серия «Литературоведение». - Харьков: ППВ «Новое слово». - 2009. - Вып. 3 (59). Част. Друга. - С. 107 - 113.
Гетманец А. А. С. Макаренко и Украины / И. А. Гетманец / / Проблемы и перспективы наук в условиях глобализации: материалы V Всеукраинской научной конференции. Серия «Языкознание». - М.: ТНПУ им.
В. Гнатюка. - 2009. - C. 146 - 150.
Гетманец И. А. К вопросу о полемики между А. Макаренко и Ф. Левиным / И. А. Гетманец / / Филологические трактаты. - Сумы: СумГУ. - 2009. - № 2. - С. 11 - 14.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Харьков, 20.09.11г.
Глубокоуважаемый Ричард Валентинович!
Примите в дар труд об АС.Макаренко, в котором нашли отражение и Ваши идеи. Направление Ваших исследований – педагогика Макаренко и православие – представляется нам очень перспективным.
На этом направлении ожидают нас новые интересные открытия…
Здоровья Вам и творческих успехов!
Михаил Гетманец»
(Письмо с книгой Гетманец М.Ф. и Гетманец И.О. «Я – писатель Макаренко»)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (11.10.11 22:14)




























































































