В СТРОЮ «ПОДВИЖНИКОВ СОЦВОСА»
Статья добавлена 12.03.13.
Это черновой вариант статьи
-----------------------------------------------------------------------------------
Соколов Р.В., Москва, действительный член Академии педагогических и социальных наук (АПСН), кандидат социологических наук,
член Правления Российской макаренковской ассоциации (РМА),
кавалер медалей А.С.Макаренко и С.Т.Шацкого
Соколова Н.В. Москва, сотрудник Педагогического музея А.С.Макаренко,
кавалер медали А.С.Макароенко, кавалер медали «А.С.Макаренко»
В СТРОЮ «ПОДВИЖНИКОВ СОЦВОСА»
«Подвижники соцвоса» - это термин А.С.Макаренко. Так он назвал
одну из глав «Педагогической поэмы». «Соцвос» социальное воспитание.
Этим термином тогда называли то, чем занимались до А.С.Макаренко С.Т.Шацкий, а позже И.П.Иванов и то, чем занимал ись ещё позже авторы
этой статьи с друзьями и коллегами в Москве и Подмосковье с середины
ХХ века и по настоящее время. Теперь то, чем занимались эти «соцвосовцы» принято называть разными терминами, т.к. сообразно их тогдашнему
статусу они стали числиться в разных «ведомствах» («образовательных», «исправительных», «пионерских», «культурно-просветительных»,
«досуговых»), имеющих свои «понятийные аппараты» и названия
социальных ролей. Это одна из причин, мешающих нынешним
управленцам и функционерам самых разных сфер сопостовлять
«героев» данной статьи.
Но для нас в этой статье важно не разбираться в сложившейся
«разноголосице» и её причинах (это тема для специальной статьи),
а показать то общее, что позволяет «подвижников соцвоса»
разных эпох не только поставить в один ряд, но и считать их единомышленниками и даже соратниками.
До сих пор эти четыре фамилии, если и оказывались иногда
в текстах рядом, то, обычно, лишь, как педагоги.
Но понятие «педагог» (а сегодня и «социальный педагог») стали
столь «растяжимыми», что...
Да и сами «подвижники» часто открещивались от звания педагог,
пытались скрыть от ребят свою «педагогическую позицию». А.С.Макаренко, например, в 1928 г. говорил: «Я не педагог. Я актёр». С.Т.Шацкий
предпочитал, чтобы его дети называли «старшим товарищем»,
И.П.Иванов - «старшим другом».
В пионерской коммуне у И.П.Иванова
ребята говорили: «в коммуне не воспитывают. В коммуне живут».
А Р.В.Соколов предпочитал называться «лоцманом», «воеводой»,
«старшим другом»…
Несмотря на то, что перечисленные «подвижники соцвоса»
работали не только в разных условиях (были вынуждены
действовать в разных «организационно-правовых» условиях
учреждений разных ведомств и считаться с разным начальство,
что действовали они в разные годы и даже в разные века,
«несли свой подвиг» «при царе», «при социализме»,
«в постсоветской России"), всё-таки можно найти в их опыте
не только особенное, но и общее.
Особенное найти, конечно, на много легче. Общее - труднее.
Но, не определив и не оценив общего, мы не сможем понять
и оценить особенное.
А можно ли вообще найти общее? Где и в чём его искать?
Можно. И, если присмотреться, то общего так много, что нужно
писать не статью, а большую монографию.
Допустимого объём статьи обязывает остановимся лишь на некоторых
общих момента.
Во-первых, и прежде всего, общее надо искать в «складе души»,
в их философии, их ценностях, в представлениях о счастье,
о том, как может и должно быть устроено человеческое
«общежитие» (то, что позже назовут словами «коллектив», «команда», «корпоратив»).
Искать в их жизненных целях, и, наконец, в целях педагогических.
«Хорошую, Вы себе "душу" нажили. Отлично, умело она любит
и ненавидит» (А.С.М. Пед. соч., т.1, с.266) написал А.М.Горький
А.С.Макаренко по прочтении рукописи заключительной части
«Педагогической поэмы» осенью 1935 года.
Думается, что это можно отнести и не только к Макаренко.
Заметим, что об умении «подвижников соцвоса» любить журналистами
и учёными написаны «тонно-кубометры» текстов, а что об их умении
ненавидеть? Пока что об этом приходится читать только у самих
«подвижников соцвоса»…
В начале ХХ века суждение: «мир не устраивает человека и человек
принимает решение своим действием изменить окружающий мир,
реализовать себя окружающем мире» было что называется
«общим местом». Таких людей тогда часто называли революционерами, коммунистами, (иногда большевиками). Случалось, что называли
так Шацкого,
Макаренко и даже Иванова...
Они не скрывали своей «альтернативности» «официальной педагогике». С.Т.Шацкий прямо писал: «Моя педагогическая вера выросла
из отрицательной оценки педагогики» (1).
Макаренко неоднократно называл педагогику шарлатанством.
Иванов был осторожнее, но и его подозревали в инакомыслии
(а, если и печатали, то редко и с огромными купюрами).
У Соколова более 200 публикаций (из них более 190 научных)
и все они (в том числе и диссертация по специальности «социология
науки, образования и культуры) про то, что существовавшая
и существующая система образования и воспитания его
(мягко говоря) «не устраивала и не устраивает».
Теперь это не мешает даже быть академиком (в Академии
педагогических и социальных наук). Но во времена Шацкого
и Макаренко и Иванова критическое отношение к официальной
педагогике требовало большого мужества.
А конструктивная альтернатива всегда была страшнее критики..
.
Об отрицательном отношении «подвижников соцвоса»
к бытовавшим теории и практике воспитания говорят многие
их высказывания.
С.Т.Шацкий: «Охваченный сильным педагогическим устремлением,
я всё-таки не читал никаких педагогических книг» (2).
«Мы присутствуем при создании таких условий, которые далеко
опередили условия нашей жизни». «Дети - работники будущего»
. «Воспитание человека должно быть воспитанием его
самодеятельности». «Работая с детьми, приготовляешь будущих
граждан».
«Ребёнок должен проникнуться сознанием, что он не только ученик,
но и маленький гражданин» (3).
А.С.Макаренко: «... квалификация борца и гражданина». «Нового
человека нужно по новому делать». По его мнению настоящий коллектив
«создать можно, во всяком случае, из детей».
И.П.Иванов: «Огнём Макаренко пылать, штурмуя небо не пищать!"
Р.В.Соколов: «... на знамени должно быть: всестороннее
и гармоническое развитие личности...»
(В документальном фильме «Наш двор».
Кинообозрение «Москва», 1976). «...чтобы было, кому коммунизм
строить»...
(В телевизионном фильме «У нас во дворе», 1976).
Мы уже тогда таких видели очень мало.
Все «подвижники соцвоса» достаточно рано успевали осознать,
что их «не устраивают» не только «формы и методы» обычной педагогической работы, но и её цели.
Не устраивают абсолютно все существующие типы учебно-
воспитательных учреждений, что ставимые ими цели требуют принципиально других «институтов социализации подрастающего поколения».
Именно так понимали И.П.Иванов и Р.В.Соколов макаренковское
«нового человека надо по-новому воспитывать».
И они сами начинали создавать принципиально новые
учреждения. В диссертации я их называю «институты социализации
детей и подростков».
Отметим особо, что это делалось ими сугубо по собственной
инициативе вопреки множеству обстоятельств.
Теперь такую инициативу (создавать и отстаивать созданное) называют самоорганизацией.
Только в конце 90-х годов Шацкого, Макаренко, Иванова и Соколова
стали называть «социальными новаторами».
И.П. Иванов при жизни был включён в число самых известных «педагогов-новаторов» (единственный «воспитатель» среди дидактов),
но уже тогда, когда был очень тяжело болен.
Тогда же его избрали и в академики АПН СССР.
Отметим, что «социальный эксперимент» в советское время
(до середины 60-х гг. был под запретом (это была прерогатива
партии и правительства) и только после этого стало дозволительно
вспоминать слова А.М.Горького об опыте А.С.Макаренко
«Эксперимент Ваш имеет мировое значение».
Только в семидесятые годы начались робкие попытки называть
деятельность А.С.Макаренко, его предшественников и последователей экспериментальной.
Какие же учреждения, из созданных ими, оцениваются как наиболее «инновационные» современными исследователями?
Из созданных С.Т.Шацким: детский клуб, культурно-просветительные
общества «Сетлемент» (совместно с А.У.Зеленко).
Из созданных позже - общество «Детский труд и отдых»,
детская колония «Бодрая жизнь» и созданная на её базе 1-я опытная
станция по народному образованию Наркомпроса.
Из созданных А.С.Макаренко: «Колония им. А.М.Горького»
и «Коммуна им. Ф.Э.Дзержинского».
Из созданных И.П.Ивановым: детская «Коммуна юных фрунзенцев»
(КЮФ) и студенческая «Коммуна им. А.С.Макаренко» (КИМ).
Из созданных Р.В.Соколовым: Щёлковский городской подростковый многопрофильный клуб «Орион», выросшие из него первый
экспериментальный студенческий отряд (ЭСПО), «Форпосты
коллективного освоения культуры» им. С.Т.Шацкого
и им. А.С.Макаренко. Они были отмечены в учебнике «Клубоведение»
1980г. и ряде учебных пособий дл институтов культуры.
Позже - Многопрофильный детско-подростковый клуб «Ровесник»
и выросшее из него общественное культурно-воспитательное
учреждение «Первая опытная станция по внешкольному
воспитанию им. С.Т.Шацкого». Отметим, что в структуре Станции
(кроме детско-подросткового мнопрофильного клуба с десятками
объединений) присутствуют «Социально педагогическая мастерская»
(по подготовке кадров преимущественно из своих же воспитанников),
«Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики» (финансируемый Российским институтом культурологии) и «Московский городской консультационно-методический центр» (финансируемый
по договору Комитететом о делам семьи и молодёжи Правительства
Москвы).
Это вполне соизмеримо с «комплексом» Опытной станции С.Т.Шацкого.
Поскольку опыт Р.В.Соколова самый молодой из названного и ещё
сравнительно малоизвестен, то не лишне отметить, что за создание оригинальных разновозрастных «институтов социализации» Р.В.
и Н.В.Соколовы фондом «Социальные инновации» были в 1991 г.
награждены дипломами «Социальный инноватор СССР» (№4 и №5).
Фонд готовился оформить официально патент на изобретение, но грянули события известной «катастройки» 1991 года. Однако в 1995г. новизна этих социальных инноваций была защищена в диссертации Р.В.Соколова (по социологии) «Условия участия населения в социализации детей
и подростков по месту жительства».
А патенты, подтверждающие новизну социальных новаций Р.В.Соколова,
он получил позже от двух межрегиональных ассоциаций (Ассоциация «Воспитание» и «Ассоциация исследователей детского движения»).
Сравнительный анализ, изобретённых «подвижниками соцвоса»
оригинальных «институтов социализации» ещё ждёт своих исследователей (культурологов, социальных педагогов и социальных педагогов).
Предварительно можно привести несколько существенных «штрихов».
По продолжительность деятельности.
Шацкий С.Т. (1878-1934). Общая педагогическая 1905-1934, т.е. 29 лет.
Опытно-экспериментальная с детьми 1905-1932 (27 лет).
Макаренко А.С. (1888-1949). Общая педагогическая 1905-1936, т.е. 31год.
Опытно-экспериментальная. Колония (1920-1928), коммуна 1927-1935, т.е16 лет.
Иванов И.П. (1923-1992) Преподавание в шк. 1г. КЮФ (1959-1961), КИМ (с 1963г.)
Соколов Р.В. (род.1943г.) Общая педагогическая деятельность с 1958, т.е. 55 лет.
Опытно-экспериментальная 1661-62 и с 1964 по настоящее время, т.е. 50 лет.
По контингенту воспитанников.
У С.Т.Шацкого до 1911г. дети городской окраины. С 1911 те же и сельские
дети (приходящие). У А.С.Макареко - правонарушители, беспризорники,
сироты и в последние годы часть "обычные". У И.П.Иванова - пионерский
актив и обычные дети.
У Соколова Р.В. В подмосковном (г.Щёлково) клубе «Орион»дети были
обычные. В московских Форпостах культуры были преимущественно
«дети улиц» (безнадзорные). В «Ровеснике» – опять же «дети улиц».
А с конца 1991г. стало очень много «аутсайдеров» (с которыми «никто
не хочет водиться»), те, кого А.С.Макаренко называл «серые и сопливые». Макаренко говорил, что педагоги с ними мало работают, т.к. не знают,
что и как с ними делать. Мы с такими детьми работали более 20 лет,
особенно много - в середине 2000-х годов. Полагаем, что этот наш опыт заинтересовал бы Макаренко в первую очередь.
И вообще, всё, что называла «Дворовой педагогикой» (или
«Педагогикой двора») наш старший друг председатель Макаренковской
секции при Центральном совете Педагогического общества РСФСР Э.С.Кузнецова (мне довелось быть её заместителем с 1972г. и до
её ухода из жизни в 1977 г.
Количество детей
Шацкий С.Т. с 1905 по 1911 до 400. В колонии до 200.
Макаренко А.С. С 1920-1928 до 400. с 28 от 100 до 500 в 35г.
Иванов И.П. В КЮФе до 150 детей в Киме до 100 студентов
Соколов Р.В. В Орионе к170г. до 170, в Форпостах к 1978 до 400,
в «Ровеснике» к 1992 г до 350-400 (позже число падало, т.к. сокращались помещения и финансы.) С 2003 по 2007 работали без финансирования.
А с 2007г. работа ведётся по программе «Богатырские поляны»
на «чужих» площадках.
Следует отметить, что хотя в опыте И.П.Иванова было меньше всего детей,
но именно этот опыт положил начало массовому «коммунарскому движению»,
в котором число участников во много крат превысило число воспитанников всех остальных трёх «подвижников соцвоса». Комментируя эти цифры
можно сказать, что они вполне сопоставимы.
В заключение хочется сказать, что в наше время недостаточно изучать
их опыт в аспекте сугубо психолого-педагогических средств, а необходимо, прежде всего понять особенности личности «подвижников соцвоса», их способность генерировать новые идеи изобретать новые оргформы или применять уже изобретенные в своих конкретных условиях, опыт самоорганизации, борьбы за свои учреждения, подготовки и готовить
себе кадров и смены. Всему этому и можно поучиться у «подвижников
соцвоса». И не надо этого бояться, тем более, не следует стесняться «нескромного» стремления встать рядом с «подвижниками соцвоса» в один строй…
Литература
1 - 2. Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. –М. 1963, с. 68-69.
3. Там же, т 3. с.23.
4. Макаренко А.С.
Статьи Соколова Р.В.
Звенья в бесконечной цепи // Образование: взгляд в будущее:
Сборник материалов VI Российской научно-практической конференции "Образование:
згляд в будущее", посвященной С.Т.Шацкому. - Обнинск, МАН «Интеллект
будущего», 2008. – С. 48
http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibsokzve.htm
Типологические составляющие «подвижника соцвоса»
(по фактам биографии А.С.Макаренко // Известия Академии педагогических и
социальных наук, Москва – Воронеж, 2008, Т. XII , ч.1, с. 359 – 36
К юбилею трёх «подвижников соцвоса» прошедшего века
(К 130-летию С.Т.Шацкого, 120-летию А.С.Макаренко и 85-летию И.П.Иванова). //
Педагогическое образование и наука. –М, изд. Международной академии наук
высшего образования, 2008, №4. С. 22 - 25.
Мысли по итогам юбилея С.Т.Шацкого и его последователей:
А.С.Макаренко (120 лет) и И.П.Иванова (85 лет) //
Социально-педагогическое наследие Станислава Теофиловича Шацкого
(к 130-летию со дня рождения): Материалы научно-практической конференции
, г. Москва, 23 октября 2008 г.\ под ред. Л.В.Мардахаева и А.К.Быкова.
–М. Изд-во РГСУ, 2008г., с.31 - 39.
А.С.Макаренко: "Я - Советская власть"
// Альтернативы. -М.,2012г., с.116 -126.
Ниже - ссылка на мою статью в журнале "Альтернативы"
№1 3а 2012 год Макаренко: "Я - Советская власть
(Взаимоотношения А. С. Макаренко и Советской власти).
readroom…1-2012…sovetskaya-vlast.html
Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского воспитания. // Народное образование. 2003, №9, с. 135-143
Размышления о феномене И.П.Иванова // Заключительная статья в книге. “И.П.Иванов. Созидание: теория и методика воспитания”. – Санкт-Петербург, 2003, с. 466 – 500
Социокультурное пространство в десятилетнем опыте Первой опытной станции по внешкольному воспитанию // Известия Академии
педагогических и социальных наук (АПСН). Вып.4 “Социокультурное
пространство современного образования”. – Москва – Воронеж, 2000, с. 195 – 206.
К 15-летию Первой опытной станции по внешкольному
воспитанию им С.Т Шацкого как общественного воспитательного учреждения
и как научно-практического и учебно-пропагандистского
педагогического
комплекса, продолжающего традиции С.Т.Шацкого // Мир образования
– образование в мире. – М., 2005,.с.199 - 206.
Соколов Р.В., Соколова Н.В.
А.С.Макаренко: православные корни.
Судьба педагога и его педагогического опыта. – М.: Центр внешкольной работы
им. А.С.Макаренко. НИИ школьных технологий, 2009. 68 с.
ПРИМЕЧАНИЕ: тексты всех указанных статей можно найти на сайте авторов статьи
sokolovr.ru
================================
Первый отзыв на черновик статьи
Дорогой Ричард Валентинович! С интересом прочитала Вашу статью. Не берусь ее корректировать, но кратко прокомментирую.
Идея прекрасная, факты приводятся интересные. Изложение логично, статья очень информативна и содержательна.
А теперь маленькие пожелания:
1. Хотелось бы, чтобы содержание статьи в большей степени отражало тему наших педчтений (она обозначена в нашем информационном письме, которое я еще раз решила Вам отправить). На мой взгляд, это вполне можно сделать, проведя мысль о том, как «идеи Макаренко живут и побеждают» – ну что-то, наверное, в этом роде.
2. Объем желателен до 8 страниц через полуторный интервал, а у Вас 13 страниц.
....
С уважением, Н. Санникова
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (12.03.13 21:04)




























































































