Социальные инициативы и детское движение.
Эта рубрика добавлена 12 октября 2012г.
=========================================================
Статья (опубликованная) для конференции 2000г.
в Ижевске (в Удмуртском государственном университете)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Р.В.Соколов, Москва
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ УЧАСТИИ
И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
В стране уже десятый год действует «Ассоциация исследователей детского движения», в Санкт-Петербурге есть «Ассоциация педагогики социального творчества» (в их работе мы принимаем самое непосредственное участие), есть в стране и много других исследовательских организаций, которые изучают «детское движение» и «детские социальные инициативы».
Но каждый раз, когда мы слышим о «детских социальных инициативах» и «детском движении», мы пытаемся показать, что на самом деле это, как правило, инициативы, прежде всего и преимущественно самих взрослых (так или иначе связанные с жизнью детей), и что «детское движение» - это, прежде всего, движение самих взрослых. То, что в «детской организации» «взрослых мало, а детей много» сути не меняет.
И называется «детским движением» оттого, что многие из взрослых «лидеров» «детских организаций», «детского движения» предпочитают занимать «скрытую педагогическую (или политическую) позицию» и выдавать свои инициативы за детские, своё движение - за «детское движение».
На наш взгляд, «детское движение» – внешнее проявление того широкого социального феномена, которое мы называем «общественно-педагогическим движением» (ОПД). Это, как надводная часть айсберга, большая часть которого скрыта от наблюдателей.
Почему так «повелось» на Руси и «кому это было нужно» раньше и нужно теперь - разговор особый и долгий. Чтобы это прояснить, нам пришлось бы основательно «углубиться в историю» взаимодействия ОПД и государства, как минимум, последних 100-150 лет. Если это интересует, мы готовы совершить этот экскурс в историю и познакомить с результатами исследования «Отечественное общественно-педагогическое движение ХХ века».
Что же касается «проблем детского движения с позиций поддержки и развития социальных инициатив детей и взрослых», то такие проблемы действительно есть и их изучать необходимо, независимо от того, в какой степени «детское движение» действительно детское и от того, насколько «детские социальные инициативы» действительно детские.
И здесь целый «букет» проблем. Кто и что в «детском движении» действительно нуждается в поддержке, и в какой именно? Кто может и кто должен эту «нуждаемость» выявлять и обеспечивать? Каковы «место» и «роль» в этом государственных органов, научных организаций, общественных формирований, средств массовой информации? Каковы формы и «механизмы» их взаимодействия? Кто и как может быть «третейским судьёй» при разногласиях в оценке социальной значимости инициатив, нуждаемости при «разделе пирога» материальной и моральной поддержки?
Как справедливо заметил один известный эстрадный сатирик «мы живём не по законам, а «по понятиям» и «по пословицам».
В отечественном детском движении если и есть закон, то это «закон джунглей». «Кто смел, тот и съел!». «Ласковый телёнок семь маток сосёт». А в результате «У семи нянек дитя без глазу»…
Поэтому в качестве методологических основ изучения «детской социальной инициативы» мы бы предложили две концепции:
1.Концепцию «осваивания детей в культуре», включающую «учение о педагогическом обеспечении самореализации детей и подростков в процессе их социализации»;
2.Концепцию истории отечественного общественно-педагогического движения (идеология и технология в различных социо-культурных ситуациях).
Это две взаимосвязанные (хотя и относительно самостоятельные) концепции.
Первая концепция позволяет философски осмыслить «природу» и «социальную значимость» инициативы детей и взрослых (как проявление самореализации).
Позволяет «предметно показать» зачем в процессе взросления (в процессе социализации) осуществляется «самореализационная инициатива» и как она осуществляется, какова её динамика.
Эта концепция позволяет показать «место» и «роль» взрослых, от которых зависит социализация подрастающего поколения вообще и «самореализационная инициативность», в частности.
Вторая концепция показывает как на протяжении столетия «социальные инициативы взрослых и детей» возникали и проявлялись (чем объективно их появление было обусловлено, как это проявление формировалось, как развивалось, почему и как «затухало»).
Другими словами эта концепция о «пульсировании» в «общественно-педагогическом движении» конкретно-исторических «субдвижений».
(Движение организаторов детских площадок и клубов первого десятилетия нашего века, движение русских скаутов второго десятилетия, пионерского движения третьего десятилетия, тимуровского движения 40-х гг., коммунарского движения 60-х гг., движения педагогических отрядов 70-х гг., движения семейно-педагогических клубов 80-х гг. и т.д.).
О том, как в общественном сознании формировались представления о возможности, нужности и значении «социального участия», о том какие «организационные формы» принимало это социальное участие, как его возможность отражалась в законодательных и нормативных актах разных лет, «разреравших» те или иные его проявления.
О том как «социальное участие», проявлявшееся в формах разного рода «социально-педагогической самодеятельности» населения (детей, подростков, юношества, молодёжи, родителей) содействовало формированию представлений о возможности движения к гражданскому обществу.
Считаем, что эти концепции могут «пролить свет» на вопрос о том, «какие социальные иницитивы и почему «процветают» (или наборот «увядают») «в социально-экономическом пространстве современной России».
Считаем, что они могут быть полезны и при рассмотрении «широкого спектра» «психологических проблем детского движения и детских социальных инициатив».
И мы готовы применить свой «методологический инструментарий» для исследования и объяснения конкретных феноменов.
Говоря о «механизмах развития социальных инициатив в детском движении», мы готовы поделиться результатами нашего многолетнего прогнозного исследования «Повышение роли самодеятельности, инициативы и творчества молодёжи в воспитании детей и подростков по месту жительства: сущность процесса и его организационно-педагогическое обеспечение».
Что же касается «методики работы с социальными инициативами детей и подростков», то готовы предложить своё диссертационное исследование «Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства» и авторский учебник «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства».
В этом учебнике, в частности, описан опыт поддержки ряда детских и подростковых инициатив детско-подростковым многопрофильным клубом «Ровесник» общественной некоммерческой организации «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию». Например, многолетний опыт поддержки инициативы по организации на базе клуба объединения скаутов.
Все перечисленные концепции, учебник и ряд других разработок, раскрывающие данные тезисы помещены в нашем компакт-диске (учебно-методическом и справочном пособии по социальной педагогике), подготовленном коллективом Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии Академии наук и Министерства культуры РФ.
В настоящее время идёт работа над созданием нового компакт-диска «Социальная педагогика на рубеже веков», в который планируется включить многочисленные материалы из архива НМЦ, отражающие историю отечественного общественно-педагогического движения.
Тем, кто заинтересован в том, чтобы этот компакт-диск наиболее полно отражал историю, состояние и проблемы социального воспитания (в его самом широком понимании) предлагаем принять участие в нашем проекте.
Сведения об авторе
Соколов Ричард Валентинович
- действительный член Академии педагогических и социальных наук;
- кандидат социлогических наук (АПСН);
- руководительль Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии АН РФ;
- директор Первой опытной станции по внешкольному воспитанию;
- член Учёного совета межрегиональной Ассоциации «Воспитание»;
- член бюро московского отделения Ассоциации исследователей детского движения.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (11.10.12 14:54)




























































































