Внешкольная работа с подростками
04.01.13.
Статья опубликована в печати.
Соколов Р.В.
Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А.С.Макаренко
и вопросы её творческого применения современными воспитательными
учреждениями. - Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И.Ленина,
Педагогическое общество РСФСР. М., 1972, с.199 - 200.
______________________________________________________________
Стр. 199
Р.В.Соколов
Педагог ЖЭКа № 20 Ленинского района г. Москвы
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
I. Педагогов, которые умеют работать продуктивно, много,
но таких, которые других могут научить продуктивной педагогической деятельности (особенно воспитанию), - меньше.
И совсем мало педагогов, после которых остаются последователи и продолжатели.
Таким выдающимся педагогом, оставившим после себя большую и разветвлённую педагогическую школу, является Антон Семенович Макаренко.
Он создал технологию педагогического процесса, позволяющую воспроизводить, и притом силами самых обычных воспитателей,
живые и развивающиеся воспитательные коллективы.
2. Мы располагаем более чем ста адресами клубов юных коммунаров, каждый из которых был макаренковским по духу и принципам, объединением, со своей историей, традициями и методическими находками.
Юные коммунары в значительной степени оживляли педагогическую работу в самых различных учреждениях, призванных заниматься
делом воспитания.
Думается, что Симпозиум повысит внимание общественности
к изучению коммунарского движения.
Для дела коммунистического воспитания в нашей стране
оно может быть, не менее значительно, чем предшествовавшее ему движение тимуровцев.
Не только многие родители, но иногда даже и учителя считают,
что внеучебная работа школьников мешает успешной учёбе.
Опыт объединений юных коммунаров убедительно доказал иное:
интенсивная общественная деятельность не препятствует,
а способствует обучению.
3. Первый экспериментальный студенческий педагогический отряд
был организован нами в ЖЭКе № 20 Ленинского района Москвы.
После первого года работы ЭСПО есть данные», доказывающие,
что отряд создал весьма эффективную форму внешкольной
воспитательной работы.
Докладчик, анализируя уже имеющийся опыт, высказывает
предположение, что во втором экспериментальном отряде,
который намечено созвать на базе соседнего ЖЭКа, разработанная
Стр. 200
заранее программа, рассчитанная на три года вперед
и уточненные рекомендации помогут осуществлять воспитательный процесс еще эффективнее при меньших затратах сил и времени.
5. Несколько общих выводов.
Работе студентов с детьми и подростками по месту жительства
должно предшествовать изучение опыта предшественников,
и исходя из него, составление программы собственной деятельности.
К работе можно приступать только после того, как все организации, имеющие отношение к ЖЭКу, будут согласны с программой.
Необходимое условие работы отряда: педагог ЖЭКа должен быть его членом, в вопросах планирования и методики действовать
согласованно с отрядом.
Начинать надо заключением договора с комсомольскими
организациями шефов и школ микрорайона.
Первыми кружками и секциями должны быть наиболее
привлекательные для ребят; постепенно следует создавать сводные отряды для выполнения функций наиболее способствующих развитию коллектива.
В результате осуществляется переход к первичным коллектива
типа тимуровских.
В них основной становится забота об улучшении окружающей жизни, деятельность на пользу и радость людям.
---------------------------------------------------------------
(ПРИМЕЧАНИЯ ОТ АВТОРА:
1. Текст был подготовлен по поручению Э.С.Кузнецой,
которая была председателем секции по изучению, применению
и пропаганде наследия А.С.Макаренко. Секция действовала как
центральная (при Центральном Совете Пекдагогического
общестьва РСФСР). Макаренковскире секции действовали в
нескольких республиках и городах России. Э.С. Кузнецова считалась
и научным консультантом Первого экспериментального студенческого
педаго отряда (ЭСПО), работавшего на базеЖилищно-эксплуатационной
конторы (ЖЭК) № 20 Ленинского р-на г.Москвы. Организатором и руководителем ЭСПО (по 1978г.) был автор статьи. Он назывался комиссаром отряда, а не педагогом. В иданном случае слово "педагог"
употреблено в широком смысле. Видимо, чтобы не объяснять,
что значит "комиссар отряда"
2. Данный текст является кратким извлечением (осуществлённым редакторами сборника) из большой статьи автора).
3. Выступление автора "по мотивам этих тезисов" состоялось на секции, которую вела Л.И.Новикова.
3. На данном сайте есть целый ряд текстов и кинороликов,
отражающий опыт работы Р.В. Соколова по руководству
предшественником ЭСПО подростковым многопрофильным клубом
"ОРИОН", 1-м и 2-м студенческими педагогическими отрядами,
которые положили начало массовому движению студенческих
педагоггических отрядов.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (04.01.13 20:38)




























































































