«ДСД — 62» (детская студия по изготовлению диафильмов 1962г.)
20.01013/
«ДСД — 62» (детская студия по изготовлению диафильмов 1962г.)
Фрагмент из 2-й части книги Р.В.Соколова о привлечении населения
к организации воспитания детей и подростков по месту жительства.
Стр. 96 – 97. Это была первая попытка создать детское объединение по собственному замыслу.
Первое время последствия отчуждения виделись в разделении труда,
в узком профессионализме (“профессиональном кретинизме”),
в равнодушии, а профилактика отчуждения— в воспитании всесторонне
развитой личности.
В качестве средства — организация многоплановой деятельности
и организации перемены деятельности детей.
Было решение испытать эту идею на практике во внешкольной работе
с детьми и подростками.
Но в 1962 г. мне. было еще только девятнадцать лет, и я не успел
к тому времени прочитать ни одного педагогического произведения, даже “Педагогической поэмы”.
Может быть, это было и к| лучшему, ведь если бы прочитал что-нибудьу А.С.Макаренко, то вряд ли занялся изобретением “педагогического велосипеда”.
Тем более, что в то время (даже с моими способностями “типичного
водолея” мечтать о недостижимом) попытка воспроизведения опыта А.С.Макаренко была бы обречена (позже я узнал, что известные теперь
на весь мир подвижники общественно-педагогического движения
(в то время авиационный инженер) Б. П.Никитин и его жена Л.А.Никитина с группой друзей официально заявили о желании создать нечто вроде макаренковских колоний и коммуны, а им не только запретили, но и “ославили"
их в прессе как "прожектёров”.
Кстати, об утопизме.
К тому времени я уже был знаком” с идеологическими оценками всех, кто пытался изменить мир, занимаясь воспитанием, как “утопистов” и даже “идеалистов”. Формулу “Бытие определяет сознание” постоянное внушали родители и учителя.
К сожалению, никто из них” тогда не показал, что сознание не только
отражает мир, но и творит его. Тогда это было идеологически не модно.
Но я| и без этого (по художественной литературе и даже по жизненным
своим наблюдениям) успел заметить, что бывают люди, которые
действуют и живут вопреки обстоятельствам.
Уже читал гетевское: “Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый
день идет за них на бой” (из “Фауста”).
Было решено с начала нового учебного года вернуться на “педагогическую тропу” и проверить идею о перемене деятельности детей.
Тогда-то (в 1962 году) и началась многолетняя самодеятельность автора
по созданию “организационных моделей” (в дальнейшем для краткости “оргмодель”) воспитательной работы.
96
ДСД — это “Детская студия Диафильм”.
Так мы с ребятами назвали наше. объединение, которое официально
значилось как “кружок по изготовлению диафильмов” при
фото-киносекторс Московского городского Дворца пионеров.
По молодости и неопытности я тогда полагал, что моя идея может
и должна заинтересовать руководство этого прославляемого на весь мир Дворца.
Что же на самом деле он из себя тогда представлял можно узнать
из статьи писателя С. Л. Соловейчика “Дворец не для парада”,
опубликованной в те годы “Комсомольской правдой”.
Не могу удержаться от маленького воспоминания на эту тему.
Как-то в здание не пустили одного моего кружковца только из-за того,
что он пришел не в белой рубашке, а в клетчатой.
Я (с просьбой об исключении из этого правила, хотя бы на один раз
для одного пионера) обошел все начальство, вплоть до директора
И. И. Митипой, но меня выставляли из кабинетов: “разве вы не знаете
о единых педагогических требованиях?”.
Мальчишку так в тот день и не пустили.
Форс перед иностранными экскурсиями (которые потоком проходили
мимо нашей комнаты в прекрасно оснащенный киносъемочный павильон) оказался важнее.
А нашему кружку, между прочим, за несколько месяцев дали... 70
копеек на две группы (их хватило на две фотопленки).
Но иностранцам об этом. конечно, не рассказывали.
В этой ситуации мне пришлось искать “шефов”.
Помочь ("огласилась “взрослая студия, где делают диафильмы.
Там узнав, что я получал за работу с детьми по 12 рублей в месяц,
прозвали меня “святым” и безотказно давали цветные обращаемые
фотопленки, обрабатывали нам и даже печатали “тираж в количестве
20 штук, чтобы каждый мой кружковец мог получить в собственность
продукт нашего труда.
Этот опыт поиска спонсоров позже, особенно при переходе страны
к рынку”, весьма пригодился.
Мечтали мы снимать звуковые научно-фантастические диафильмы,
экранизируя научно-фантастические произведения.
Для этого мы набирали в кружок не только тех. кто любил
фотографировать, но и тех ребят, которые любили рисовать,
лепить, мастерить, увлекались звукозаписью.
Предполагалось, что их общение, их совместная работа над сце-
97
нарным планом, экскизами, участие в съемке и озвучиваний будут способствовать расширению круга интересов и перемене деятельности.
К съёмке с ребятами звуковых диафильмов по научной фантастике
я решил двигаться постепенно.
Сперва сняли диафильм “Выставка рисунков детей ГДР”, потом
“Выставка игрушек”, сняли диафильм “Наш Дворец”.
Для перехода к съемке научно-фантастических диафильмов нужно было
набрать ребят рисующих, интересующихся звукозаписью” музыкой.
Но против этого была администрация.
Меня убеждали, что я должен выбрать либо технику, либо искусство
и работать в соответствующем “секторе” Дворца.
Тогда во Дворце были увлечены идеей узкой специализации и мои
намерения организовывать “разнопрофильный” кружок понимания
не находили.
Даже ссылки на то, что этот кружок будет подобен “взрослой” студии,
где уже выпускают звуковые диафильмы, впечатления не производили.
Замыслы создания кружка в качестве средства для организации перемены деятельности детей оказались преждевременными и “не ко дворцу”.
Безуспешно обойдя все начальство (вплоть до директора Дворца),
решил покинуть дворец.
Администрация моему уходу удивлялась.
Она “кружок по изготовлению диафильмов” считала нужным.
Знания, умения и навыки по фотографии ребята в кружке получали.
А снятые детьми диафильмы — прекрасные сувениры для иностранцев.
Я же покидал Дворец почти в полном отчаянии.
Казалось, что для “профилактики отчуждения” через педагогическую организацию перемены деятельности подростков возможностей
нет нигде (ни в школе, ни во внешкольном учреждении).
Тогда казалось, что бросаю “педагогическое поприще” уже навсегда.
===============
Примечание от 20.01.13г. В этом Дворце позже (в середине 2000-х годов)
довелось опять поработать (но уже не несколько месяцев, а несколько лет). Работал по совместительству методистом в Центре культурологического образования. В отделе, занимющемся музеем истории детского движения
я сделал несколько мультимедийных пособий на лазерных компакт-дисках.
О них на этом сайте можно найти кое-какую информацию.
А детские фотосудии, киностудии и студию компьютерной мультипликации
доводилось создавать в Щёлково и в Москве периодически с 1968 по 2003 годы.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (20.01.13 00:06)




























































































