Из книги "У нас во дворе"
12/09/13/
Фрагменты из книги "У НАС ВО ДВОРЕ"
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Макаренковская секция Педагогического общества РСФСР
Центральный совет Студенческого научного общества МГПИ им. В.И Ленина
Творческое объединение СНО МГПИ им. В.И. Ленина “Макаренковские среды”
У НАС ВО ДВОРЕ
Обобщение опыта работы
Форпоста студенческого педагогического отряда им. С.Т. Шацкого
с детьми и подростками по месту жительства
Примечание от составителя компакт-диска: пока мы приводим только часть книги
Составитель Р.В. Соколов – комиссар первого экспериментального педагогического отряда (ЭСПО) МГПИ им. В.И. Ленина
Научный руководитель – доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина, председатель макаренковской секции педагогического общества РСФСР
Э.С. Кузнецова
Москва, 1975
Примечание. Ниже приводится часть текста последней редакции книги,
неоднократно намечавшейся к изданию в издательстве МГПИ, но так и не изданной им.
Тем не менее книга была напечатана дважды.
Первый раз серией отдельных статей в газете МГПИ “Ленинец”.
Второй раз – в усечённом варианте и без титульного листа в типографии Дальзавода г. Владивостока под названием “Для тех, кто работает с пионерами” в 1976 г.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР Э.С. КУЗНЕЦОВА
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Белова Т.
Берёзкин Ю.
Боденко Б.
Болдычева В.
Вьюнова Н.
Дерябкин Ю.
Дятлова Е.
Завьялова Е.
Зубакова Л.
Кодакова Г.
Кузнецова Э.С.
Миронова Т.
Максимова А.
Мовчан Е.
Пермесская Т.
Подмазов А.
ПоляковС.
Проценко М.
Рябова И.
Соколова Е.
Соколов Р.
Стурова Т.
Сургучёва Е.
Тарасова Т.
Фёдорова Т.
Яшин Б.
ФОТО: Ю.Берёзщкина, Ю.Дерябкина, Д. Журавлёва, С.Икрянникова, В.Купцова, В.Лененко, В. Панова, К. ПОДЫМЫ, Е.Соколовой, Р.Соколова, С.Фролова, С.Шведова и других
РИСУНКИ: Ю.Берёзкина, О.Михайловой, А.Подмазова, Р.Соколова и других
СОСТАВИТЕЛЬ Р.СОКОЛОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА
1. Воспроизводимость макаренковской методики коллективной
организаторской
деятельности
2. Коллективная организаторская деятельность объединений юных
коммунаров
60-х годов как важный объект для изучения педагогической наукой
2.1 К вопросу о предпосылках возникновения движения юных коммунаров
60-х годов
2.2 Движение юных коммунаров как социально-педагогический
созидательный
эксперимент
- 3. Клуб “Орион” — непосредственный предшественник форпоста
Раздел II
КАК БЫЛ ЗАДУМАН СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД
Что один не сделает, сделаем вместе!
Из Положения о студенческих педагогических отрядах
Общественно-педагогическая практика студентов
Раздел III
ОПЫТ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Глава 1. Форпост в первом приближении (московские газеты и журналы
о ходе эксперимента).
Глава 2. Координация педагогических усилий в микрорайоне
§1. Заключение культармейских договоров
- §2. Основные структуры воспитывающего общения форпостовцев
2.1 Структура педагогического руководства (таблица)
2.2 Координация общественно-полезной деятельности (таблица)
§3. Совет старших друзей как учебно-методический орган
§4. Фундаментальные задачи
4.1 Помощь в организации досуга
4.2 Помощь в привитии полезных навыков и умений
4.3 Помощь в воспитании юных общественников и организаторов
4.4 Помощь в повышении педагогического мастерства студентов
§5. Роль Большого совета в организации досуга
§6. Работа педагога-организатора
Глава 3. Форпост — коллектив развивающийся
- §1. Развитие коллектива — жизнь коллектива.
График роста количественного
состава Форпоста - §2. Признаки основных стадий развития коллектива Форпоста
Глава 4. Культармейское многоцветие
- §1. Деятельность Форпоста по воспитанию всесторонне и гармонически
развитой личности
1.1 Работа по направлению “Натиск, глазомер, быстрота”
1.2 Работа по направлению “Ребячье общество изобретателей, конструкторов”
1.3 Работа по направлению Труд, коллективизм, забота”
1.4 Работа по направлению “Оперативность, журналистика”
1.5 Работа по направлению “Мастерство, артистичность, грация
1.6 Работа по направлению “Культура, эстетика”
1.7 Работа по направлению “Инициатива разновозрастного коллектива”
1.8 Работа по направлению “Принципиальность коллективиста”
1.9 Работа по направлению “Мечта и фантазия”
- §2. Программа культармейской подготовки как средство ускоренного освоения
культуры- §3. Культармейские защиты как средство выявления накопленного опыта и стимул для дальнейшего его развития
- §4.Уровни приверженности культармейской деятельности
- §5.Форпостовская фалеристика
§6.Форпостовская символика
Глава 5. Крупные сводные объединения форпоста
§1. Организация досуга школьников и младших школьников через детский киноклуб “Чебурашка”
- §2. Клуб интересных встреч в деле организации досуга
- §3. Курсы общественных профессий как средство подготовки пионерского и комсомольского актива для коллективной работы в Зоне комсомольского влияния
3.1 факультет вожатых
3.2 факультет культоргов
3.3 факультет оформителей и изоцех
3.4 факультет кинооператоров и киностудия
Глава 6. Комплексные культармейские операции Дружины юных культармейцев
- 1. Еженедельные субботние сборы — “Огоньки”
- 2. Осенние многодневные культармейские сборы
- 3. Зимние мног8одневные агитпробеги
- 4. Весенние трехдневные лагерные сборы — “Маёвки”
- 5. Летние трудовые лагеря
- 6. Многодневная летняя операция “Зона форпостовского действия” (“ЭФД”)
- 7. Дальние экспедиции Форпоста
- 8. Участие в работе Коммунарского Макаренковского содружества (КМС)
- 9. Педагогический альманах “Макаренковсмкие среды”
Раздел IV
ЧТО ДАЛО СОЗДАНИЕ ПЕДОТРЯДОМ ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ
Самые необходимые условия для работы Форпоста
Освоение педагогической целины
Проверка на призвание
Воспитаниек воспитателя
История коллектива через бионграфии его бывших воспитанников
От восьмиклассника до командора
От участника похода до инструктора факультета
От неуспевающей до старшей вожатой
От посетителя КИВа до студента МГПИ
Из статистики первых трех лет работы
Раздел V
(приложения)
РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДОТРЯДОВ
(по созданию Форпостов культуры)
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи Форпостов культуры
- 3. Состав и организация работы Форпостов культуры
- 4. Материально-техническая база Форпостов культуры
- 5. Руководство Форпостом
- 6. Где читать об “Орионе” и Форпосте
ВВЕДЕНИЕ
Научный руководитель Комсомольско-молодёжного форпоста культуры
им. С.Т.Шацкого, доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И.Ленина
Э.С. Кузнецова
Некоторые учителя считают, что организация форпостов – дело лишнее. Никакого, мол, свободного времени у ребят нет и в помине.
Времени ребятам даже на приготовление уроков не хватает, и незачем
их от этого отвлекать.
Конечно, с нынешними учебными программами справиться ребятам не легко, однако, факт остаётся фактом – большую часть времени после уроков многие из них всё же проводят на улице, и это в свою очередь, часто оказывается фактором, приводящим к антиобщественным поступкам и даже правонарушениям.
“Не всё обстоит так, как хотелось бы в организации свободного аремени молодёжи…”, - говорил на XYII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. “Чрезвычайно важно, чтобы молодые люди научились рационально использовать свободное аремя. Безделье, выпивки, невесёлое, я бы сказал, “веселье” ради того, чтобы “убить время”…”.
И, напротив, расширение своего кругозора, повышение культурного уровня, политической подготовки, знание родного края, физическая закалка – всё это драгоценный капитал. Нажитый в молодые годы и постоянно пополняемый, он будет служить вам, дорогие товарищи, всю жизнь.” (Л.И. Брежнев, Речь на XYII съезде ВЛКСМ. Газета “Комсомольская правда” №96 (14991) от 24 апреля 1974 г.).
На приобретение капитала, о котором говорил Л.И. Брежнев, и направлена вся деятельность форпоста культуры, созданного студенческим педагогическим отрядом им. С.Т. Шацкого.
От того, как ребёнок живёт в детстве, зависит то, каким он станет взрослым. Каждый шаг его будет шагом в будущую коммунистическую жизнь, если этот шаг будет педагогически разумно и грамотно направлен, если у него не будет “практики”, “опыта” пустого времяпрепровождения “без дел в руках, без мысли в голове” (К.Д. Ушинский), если из его жизни будет убрана скука. “В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку, - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педага и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой”. (К.Д. Ушинский. “О классной дисциплине”. Соб. Соч., т.6, стр. 241-257).
Вот когда скука будет заменена целесообразно направленной взрослыми эмоциональной, творческой деятельностью и самодеятельностью детей, тогда наступит такая пора, когда ребёнок (и подросток) начнёт ощущать потребность в общении с другими (одним, двумя, пятью) людьми, потребность в жизни, которая небезразлична (а впоследствии и полезна) для других людей (сначала немногих, а потом и для всего общества). А это, и только это, создаёт у ребят привычку жить уже сегодня с оглядкой, с мыслью – “а что я даю людям?!”. Тогда исчезает детский эгоизм, инфантилизм, иждивенчество… Более того, тогда (не отдавая поначалу отчёта в природе этого душевного состояния) ему становмится интересно (а значит – радостно) жить.
А этим бодрым настроением, этим “мажором” он “заражает” других, создавая кругом себя “магнитное поле”, притягивающее сверстников. Он невольно превращается в организатора игры, досуга, различных видов деятельности (спортивной, технической, эстетической и др.).
Вспоминается, как Л.Н. Толстой определял детей по их позиции в игре: “одни дети спрашивают: -“кто со мной”, а другие – “с кем я”. Вот, при том, что из жизни ребёнка старшие (а потом и он сам) убирают скуку, количество ребят категории “кто со мной” становится значительно большим. И их жизнь начинает быть близкой к той формуле, которую дал К. Маркс: “Жизнь по законам красоты”.
А эта жизнь свойственна, естественна для Человека: “Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд. Она его делает, потому что она пчела. Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает по-человечески, потому что ему так поступать естественнее, приятнее, разумнее” (А.И. Герцен. Собр. Соч., т.5. стр. 21).
РАЗДЕЛ Ш
КАК БЫЛ ЗАДУМАН СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД
ЧТО ОДИН НЕ СДЕЛАЕТ, СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!
(Т.Белова. “Что один не сделает, сделаем вместе!”.
“Комсомольская правда от 12 ноября 1970 г.).
“Комсомольская правда” начала разговор о воспитании юношей и девушек в возрасте “от четырнадцати до семнадцати”. Когда мы у себя в комитете обсуждали вопрос о том, как мы ведём работу с подростками, Саша Петров рассказал курьёзный случай. Однажды ходил он с однокурсницей навестить трудного подростка, над которым она шефствует. Девушка от подъезда до подъезда металась, забыла, где её подопечный живёт. Случай анекдотичный, но характерный. И, пожалуй, он говорит не только об отношении одного человека к общественным обязанностям. Как часто мне самой доводилось выслушивать исповеди хороших добросовестных студентов, у которых ничего с шефством не получается. Сходил раз, сходил два. Разговор с мальчишками по душам увы не складывается, с пенсионерами из жека переругался. А там глядишь, рукой махнёт и номер подъезда забудет. Одна девушка даже пожаловалась: “Дали мне трудного, а он на год меня младше. Говорит: “Выходи за меня замуж, вот тогда и будешь шефствовать”.
Всё это происходит оттого, что не очень-то оправдывает себя индивидуальное подкрепление одного студента к одному подростку. Далеко не всегда он становится настоящим авторитетным воспитателем.
Сегодня наша шефская работа импульсивна и бессистемна. Лишь меньшинство вузов ведёт её глубоко и последовательно. Но координации между нами практически нет. Я имею в виду не теоретические дискуссии и рекомендации на различных семинарах разговоров о том, как работать с подростками, предостаточно. Я говорю о реальном единстве действий.
Мы считаем: настало время перейти от разговоров к действиям. Поэтому предлагаем: создать студенческие педагогические отряды по работе с подростками и направить их во дворы.
Они должны быть построены по типу студенческих целинных коллективов.
Постараюсь ответить на вопросы, которые эта идея, как мне кажется, неизбежно вызовет. Почему именно отряд? Когда во двор или в несколько дворов придёт студенческий педагогический отряд в 15-20 человек со своим уставом, в котором определены задачи отряда, права и обязанности его членов, формы совместной работы с ЖЭКами, милицией, то это уже не борец-одиночка, а борец-коллектив. Отряду легче влиять на отношения и законы, которые действуют между ребятами данного двора. Мы ведь обманываем себя, утверждая, что студент встречается один на один с трудным подростком. Нет, он встречается с целым комплексом причин, сделавших этого подростка трудным, с детским коллективом, сложившимся во дворе и нередко находящимся под влиянием совсем не безобидной хулиганской компании. Принять такой бой сможет не каждый. Коллективу это под силу.
Не надо забывать и другую сторону. Во многих ЖЭКах “при детях” сейчас люди далёкие от педагогики, но недостаточно это понимающие. Нам в одном ЖЭКе так сказали: “Можете организовать авиамодельный кружок? Не можете? Тогда уходите, вы нам не нужны!” А в другом натолкнулись на ещё более сложную ситуацию:никак не могли объединить ребят двух дворов, т.к. “шефствовали” над ними две пенсионерки, и между ними, как оказалось, существовали “принципиальные”, непримиримые разногласия по вопросам воспитания. Одному человеку задача “мирного завоевания” ЖЭКов, естественно, не под силу. И здесь отряду – карты в руки.
…
…мы верим, что педагогические отряды смогут стать новым движением вузовской молодёжи!) рождено растущей активностью нашего студенчества. И в том, что студенты не стоят в стороне от этих проблем, стремятся уже сегодня внести свой вклад в их решение.
А что касается педагогических институтов, то для них дворы нашего города могут стать и новыми учебными аудиториями, дадут обычную практику для студентов.
…
И участники отрядов должны готовиться к роли воспитателей не менее серьёзно, чем завтрашний физик-теоретик или автостроитель к роли каменщика или плотника на далёкой казахстанской стройке.
……
И потом, почему отряды должны быть только студенческими? Их могут создавать и молодые инженеры, учёные, врачи, артисты. Нам видятся даже комплексные отряды, объединяющие людей различных профессий.
…
Здесь для нас открываются очень заманчивые перспективы: стать для каждого из своих младших друзей проводником из детства во взрослый мир больших дел и великих идей, мир настоящих чувств, мир подвигов и открытий”.
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДАХ
(Извлечения. Из текста, опубликованного в газете МГПИ им. В.И.Ленина “Ленинец” от 17 марта 1971 г.)
Принципы работы СПО
- Общественно-политическая направленность.
“СПО ставит своей задачей не только организацию досуга подростков,
развитие их интересов, но и воспитание “ребячьих комиссаров” –
помощников в организации работы с ребятами по месту жительства.
- Многопрофильность работы СПО.
СПО привлекает ребят не в узкоспециализированные кружки и секции, а даётвозможность попробовать себя в самых различных видах деятельности.
- Добровольность вступления в отряд.
…
- Учитывая возрастные особенности ребят, СПО в методах своей работы опирается на романтику, красочность и использование ролевых игр.
- Деятельность СПО является систематической в течение всего года
при чётком и последовательном планировании. - Это включает в себя преемственность в работе и руководстве.
- СПО даёт почувствовать подростку, что он активный участник большого и нужного дела – создания многочисленных форпостов культуры.
…
СПО работает как:
- Бригада энтузиастов коммунистического воспитания – коллективный организатор внешкольной воспитательной работы. Эта сторона деятельности СПО считается главной;
- Школа организаторов и общественников (студентов и старшеклассников), изучающих и творчески применяющих передовую теорию воспитания, изучающих педагогический опыт;
- Лаборатория методики коммунистического воспитания в условиях внешкольной работы.
Соотношение различных направлений в работе СПО строится так, чтобы способствовать развитию интеллектуального, нравственного и общественно-практического опыта ребят, а также равномерного физического развития и приобретения технических навыков.
Для этого рекомендуется вести работу по следующим направлениям.
МИФ (мечта и фантазия); КУЭС (культура, эстетика); МАГ (мастерство, артистичность, грация); ТУЗ (труд, упорство, закалка); ОЖ (оперативность, журналистика); ИПО (инициатива подросткового отряда); ПБК (принципиальность будущего коммуниста); РОИК (ребячье общество изобретателей-конструкторов); ССБ (сила, сноровка, быстрота). (Примечание: о работе по этим направлениям см. в четвёртой главе третьего раздела этой книги.)
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
Общественно-педагогическая практика студентов на базе Форпоста культуры экспериментального студенческого педагогического отряда включает в себя в качестве основных видов деятельности:
1 курс. Знакомство с форпостом через проведение дежурств, участие в коллективных творческих делах отряда, посещение Совета Старших Друзей (педагогического совета).
2 курс. Стажировка у руководителей форпостовских кружков, клубов, секций, руководство проведением разовых культармейских операций, осуществление деловых связей с одной из школ или одним из внешкольных воспитательных учреждений района.
3 курс. Руководство одним из кружков, клубов, секций или штабов по направлениям и участие в конкурсе студенческих научных работ по тематике Форпоста культуры.
4 курс. Работа комиссарами разновозрастных культармейских отрядов, работа “лоцманами” по “направлениям коллективного освоения культуры”, индивидуальная работа с детьми из наиболее трудных семей, проведение методических занятий для первокурсников в Форпосте культуры и работа над дипломом по проблемам внешкольного воспитания.
РАЗДЕЛ Ш
ОПЫТ ЧЕТЫРЁХЛЕТНЕГО СОЗИДАТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
“Четыре года назад студенты Московского педагогического института имени В.И. Ленина обратились ко всем комитетам комсомола педагогических вузов страны с призывом создать отряды по работе с подростками и направить их во дворы. Штаб студенческого педагогического отряда в этом институте успешно действует и сейчас”
“ПРАВДА” 23 октября 1974 г.
ГЛАВА 1.
ФОРПОСТ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ
(московские газеты и журналы о ходе эксперимента)
…
ОБЫЧНОЕ И НЕОБЫЧНОЕ
…
НО ЧТО ЕСЛИ
…
ПЕРВОЕ, ЧТО СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ
…
ИЗ ИСТОРИИ РОСТА
…
ЛЮБОЕ НАЧИНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ТРУДНОСТИ
…
СТАТЬЯ НАШЛА ОТКЛИК
…
ТЕПЕРЬ СТУДЕНТЫ СТАЛИ ПРИВЛЕКАТЬ В РАБОТУ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ
…
ЛЕТОМ
…
ПО СУББОТАМ
…
НО РЕБЯТА РАСТУТ
…
ГЛАВНЫЙ ДЕВИЗ ФОРПОСТА: “Наша цель – счастье людей!”
…
ОПЕРАЦИЯ “ЗОНА ФОРПОСТОВСКОГО ДЕЙСТВИЯ”
…
Я ПРЕДСТАВЛЯЛА ОБЫЧНОГО ПОДРОСТКА
…
КАК-ТО ВЕРА СЛУЧАЙНО ПОПАЛА НА ОДИН ИЗ ВЕЧЕРОВ
…
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
…
ОБЪЕДИНИВ УСИЛИЯ
…
ГЛАВА 2.
КООРДИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В МИКРОРАЙОНЕ
“Если ставить перед школой задачу участия в строительстве жизни, то надо согласиться с тем, что школа одна выполнить её не может. Она её может выполнить лишь вместе с теми элементами социальной жизни, которые в широком смысле воспитывают детей – это семья, детское общество и общественные организации. И надо учиться работать вместе с ними.
С.Т.Шацкий (Избр. Пед. Соч. –М., 1968, с. 291)
- 1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КУЛЬТАРМЕЙСКИХ ДОГОВОРОВ
…
- ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ ФОРПОСТОВЦЕВ
…
Даже планируемые педагогами формы общения в учебно-воспитательных коллективах трудно выразить единой структурой, ведь, с одной стороны, дети являются объектами педагогического воздействия, а с другой стороны, субъектами своей собственной общественной деятельности.
Поскольку каждый член Форпоста является воспитанником (перенимая опыт старших) и культармейцем (участвуя в операциях на пользу и радость окружающим людям) и, таким образом, оказывается участником несколько отличающихся структур общения, то мы считаем целесообразным сделать объектом преобразования обе эти структуры.
…
- 3. СОВЕТ СТАРШИХ ДРУЗЕЙ
КАК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОРГАН
Первоначально Совет старших друзей назывался Школой ребячьих комиссаров (ШРК) и состоял из 10-15 студентов. Но т.к. поначалу многие приходили либо случайно, либо просто посмотреть на новое начинание, либо с интересом, но без желания тратить силы на обилие черновой работы, состав ШРК постоянно менялся, обновляясь чуть ли не полностью каждые из первыз з-х, 4-х семестров. Эта текучесть очень мешала работе, но естественных путей для её немедленного при остановления мы не видели.
Постепенно коллектив старших форпостовцев стабилизировался, появилось определённое единство взглядов и некоторый опыт коллективной (совместной) организаторской деятельности. ШРК стала выполнять в Форпосте культуры функции Совета командиров и вскоре в соответствии с этим изменила своё название.
Организованный в Форпосте в конце первого года Большой совет, в который входили представители всех подразделений Форпоста, в начале второго года окреп в качестве руководящего органа и в связи с этим отряд старших форпостовцев имел возможность все больше и больше заниматься учебно-методической работой.
Когда Форпосту исполнилось три года, Совет старших друзей, называвшийся также отрядом “Ветер”, был переименован в отряд “Орион”. Этим названием стремились увековечить память предшественника Форпоста – клуба “Орион”.
“Руководители, – писал С.Т.Шацкий, – должны быть членами колонии, подобно детям, но они в то же время регулируют общую жизнь и изучают ее, чтобы самим не стоять на месте, вводить все новые и новые пути для совершенствования нашей жизни”. (С. Т. Шацкий. Избр. пед. соч. – М., 1958, с.197). Имея своих представителей в Большом совете наравне с остальными объединениями форпостовцев, “Орион” становился органом, руководящая роль которого проявлялась уже не столько прямыми командами и распоряжениями, сколько советами и консультациями комиссаров в отрядах, более умелым руководством кружками и факультетами общественных профессий. Когда Форпосту пошёл четвёртый год, в составе “Ориона” было уже около тридцати взрослых, из которых две трети составляли студенты МГПИ, а остальными были представители общественности, работающие на производстве. К этому времени в “Орионе” появилась категория студентов, которых назвали стажёрами. И не только из-за того, что готовились эти студенты к самостоятельной работе в другом ЖЭКе, но и потому, что отношение к работе со стороны с тудентов стало более серьёзным. “Воображать что сегодня пришедший педагог может воспитывать, – это ошибка, – говорил А.С.Макаренко. – Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив”. ( А.С.Макаренко. О коммунистическом воспитании. – М., 1956, с. 289 ).
Приходящие работать в Форпост имеют разный опыт и не всегда представляют себе задачи Форпоста во всех деталях. Для того, чтобы обеспечить единство воспитательных действий и их развитие в правильном направлении, еженедельно проходят заседания “Ориона”. Их посещение для всех взрослых, работающих с детьми в Форпосте обязательно. Здесь они получают самую необходимую для своей работы информацию, отчитываются о своей работе, обсуждают спорные вопросы.
Анализ каждого участка в отдельности и всей работы Форпоста в целом является составной частью у ч е б н о – м е т о д и ч е с к о й деятельности “Ориона”.
На заседаниях часто зачитываются рефераты по психолого-педагогической тематике, подготовленные членами отряда или специально приглашёнными консультантами (так, например, аспирантом научно-исследовательского Института общих проблем воспитания АПН СССР С.Д. Поляковым, который провёл цикл семинаров по актуальным педагогическим проблемам и последним научным исследованиям).
Все решения, принимаемые на заседаниях отряда старших друзей, являются обязательными для его членов. Председателем этих заседаний является командор Форпоста культуры (педагог-организатор ЖЭКа). Командор имеет право окончательного, решающего слова, т.к. именно он несёт юридическую ответственность и за жизнь воспитанников, и за состояние воспитательной работы, и за сохранность форпостовского имущества.
В целях укрепления руководства коллективом старших форпостовцев, а также для гарантирования выполнения Форпостом планов работы, в начале четвёртого года работы был введён порядок подачи заявлений всеми взрослыми, желающими вести воспитательную работу с детьми в Форпосте культуры. Заявление подаётся на имя командора и в нём указывается в каком качестве и в какой срок податель заявления обязуется работать. Заявление, утверждённое командором, является как бы “Договором чести”, заключённым между коллективом Форпоста культуры и взрослым добровольцем-общественником, желающим внести в дело Форпоста культуры свои силы и время. Подающий заявление доброволец может отключиться от работы и до истечения срока, указанного в заявлении, но при этом он должен за две недели до фактического приостановления работы предупредить об этом (за исключением тех случаев, когда исключение происходит по требованию коллектива).
Все эти меры были вызваны необходимостью гарантировать стабильность работы Форпоста культуры. Работа ребячьих объединений не должна страдать оттого, что у кого-то из старших вдруг пропал интерес к работе или появились неожиданные обстоятельства, отвлекающие от Форпоста культуры.
В повестке каждого заседания отряда старших друзей “Орион” ряд традиционных вопросов: сообщение с заседания Большого совета, информация о положении дел в Форпосте культуры, отчёт комиссаров отрядов, обсуждение студенческих научных работ, сообщение приглашённого специалиста-консультанта, решение актуальных для воспитательного коллектива Форпоста культуры педагогических задач, подготовка к очередным общефорпостовским операциям и др.
…
Загруженность студентов работой в Форпосте культуры в учебное время составляет в среднем по два вечера в неделю. В период летних каникул – до 5 – 6 дней в неделю. На время зимней и весенней сессий студенты получают в Форпосте культуры “академический отпуск” и появляются в нём лишь по мере возможности. В это время основной груз текущего руководства Форпостом культуры берут на себя командор (педагог-организаторЖЭКа), комсомольцы-производственники и комсомольцы-старшеклассники.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (22.01.13 00:42)




























































































