Р.В.СОКОЛОВ О СВОИХ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ»
20.01.13.
Р.В.СОКОЛОВ О СВОИХ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ»
(Для словаря-справочника «Детское движение» или для некролога)
ПРИМЕЧАНИЕ ОТ АВТОРА: Предложенный автором материал был
частично опубликован в книге.
Детское движение. Словарь-справочник. Изд 2е. –М., Изд. 2е, 2005.
(см. по алфавиту Соколов Р.В.)
Создавая детские сообщества “самих детей” (с тех пор, когда сам ещё учился
в начальной школе, что было более 50 лет назад) и лет 40 разные воспитательные формирования “для детей” (то в роли “неформального лидера”, то “формального”, то в роли “старшего друга”, то – методиста, директора, исследователя), постепенно пришёл к своему “педагогическому символу
веры”.
Творчески осваивая идею С.Т.Шацкого о том, что “дети – работники
будушего”, идею И.Н.Жукова, что надо воспитывать альтруистов,
идею А.С.Макаренко, о том, что детский коллектив может быть
совершеннее коллектива взрослых и, поняв, что объективно
подрастающее поколение нуждается не только в “учебной практике” (которую обеспечивает школа), но и в “жизненной практике”,
в опыте “заботы об улучшении окружающей жизни” (И.П.Иванов),
пришёл к выводу, что задача взрослых не только и не столько
адаптировать детей к условиям (“наличного бытия”),
сколько в том, чтобы помогать им обретать опыт самореализации
в разных сферах творчества, (а в социальной – особенно).
(“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.)
Опыт улучшения бытия – главное, что может дать воспитание
и что может оправдать такое насилие над детьми, как обязательное обучение.
Только в этом случае образование становится правом, а не повинностью.
Гегель заметил, что успехи образования мы видим там, где педагог
способен провести ребёнка через всю историю культуры.
Но в этом не вся правда. “Проходить”, сидя за партой (книгой,
компьютером) можно, но впереди синдром Гомункула (Гёте). Гёте
считал, что ученику надо “произойти” эволюционно и не только в вербальном плане.
И.Н.Жуков помогал «произойти» в “исторического человека” через
“длительную игру”, проигрывая с детьми исторические события. А.В.Луначарский называл это “театральным методом”. С.Т.Шацкий
и А.С.Макаренко тоже “играли” в прохождение детьми культуры,
но через производительный труд.
Труд, развивавшийся “от первобытных форм, через кустарные
к промышленно развитым”. Детям, получавшим “происхождение”
в такой эволюции и обучение оказывалось в радость.
Но нынешние педагоги всего мира предпочитают играть в дидактические
игры.
Воспитательные потуги даже лучших педагогов и лидеров детских
организаций при замене производительного труда “продуктивной деятельностью”, “общественно-полезной деятельностью”, “коллективными творческими делами” (в направлении от труда
к забавам) тоже небесполезны, но оправданы разве что по пословице
«на безрыбье и рак рыба».
Но большинство “внешкольных наставников” воспитание забавами
вполне устраивает.
Пока дети на земле ещё рождаются, надеются на помощь взрослых,
а самые сердобольные из педагогов их жалеют, становятся в позицию “старшего друга” и (как говорил Я.Корчак) пытаются верёвку,
которой привязаны дети,- сделать чуть длиннее и - чтобы ошейник не так “тёр холку”.
С одной стороны, человечеству повезло - ещё в прошлом веке были
найдены способы помощи детям “произойти”, даже слепоглухонемым (А.И.Мещеряков), и стать “созидателям и” счастливой жизни,
а с другой - человечество всячески пинает и затаптывает своих
Данко (шацких, погребеинских, иониных, макаренко, терских, корчаков, ивановых…)
С одной стороны, опыт “содружества поколений”, помощи детям
в “освоении культурного наследия” и “культуры самореализации”,
опыт приохочивания детей к созиданию гражданского общества”
ещё не вымер и не забыт окончательно, и его ещё даже изредка
можно встретить, а с другой стороны, до сих пор нет “красной книги”, запрещающей охотиться на его носителей.
Носители этого опыта выживают не “благодаря”, а чаще “вопреки” государству, его системе образования, обществу.
Сценарий, показанный в фильме “Письма мёртвого человека” пока ещё
для землян не фатален (будем надеяться).
Даже в нашей стране ещё пока кто-то что-то производит, кто-то ещё рожает детей…
“Старшие друзья”, кроме организации новогоднего праздника иногда
могут и ещё что-то.
Иногда им даже удаётся объединиться со старшеклассниками,
студентами, родителями, ветеранами (ещё пока озабоченными судьбой
“детей – работников будущего”).
Если это не “сообщества-однодневки”, а “долгожители”, способные развиваться по 10, 20 лет, превращаясь в разновозрастные многопрофильные формирования, обеспечивающие сами себя
наукой, воспитывая себе кадры, пропагандируя свои достижения
(как это было в опыте С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко), то в “локальных условиях” этих формирований жизнь детей бывает (правда, не всегда) более сносной. Там у детей реже появляется мечта стать беспризорником, проституткой, жуликом, бандитом, террористом, сбежать за границу.
Опыт ста лет показывает, что воспитание и даже “программированное воспитание” это не обязательно “насилие”.
Если оно предполагает такую перемену деятельности (в течении дня,
недели, месяца, года, десятилетия), которая становится для
воспитанников “полем самореализации” в улучшении своей
и окружающей жизни.
Такое воспитание становится свободой.
Не “свободой от”, а “свободой для”.
По опыту знаю, что многие дети и подростки (даже в наше время) предпочитают счастье именно такой свободы (если вовремя
почувствуют её “вкус”).
- 1. Соколов Ричард Валентинович.
- 2. Родился 9 февраля 1943 года.
- 3. Кандидат социологических наук.
- 4. Почётные звания:
- Ударник коммунистического труда (1976г.)
- Социальный инноватор СССР (1991г.)
- Ветеран труда (2002г.)
5. Где учился, что и когда закончил.
-Закончил школу рабочей молодёжи в 1961г.
- Учился заочно на художественном факультете Московского полиграфического института с 1961г. Бросил на 3-ем курсе.
- В 1962 г. учился в Школе молодого лектора при Бюро пропаганды советского киноискуссива и получил право читать лекции.
- В период с 1971 по 1981гг. учился на различных курсах и получил профессии: Оператор газовых котельных; дежурный слесарь
централизованных тепловых пунктов; электромеханик по ремонту лифтов.
- Учился заочно в Московском институте культуры на факультете
культурно-просветительной работы с 1981 г. В 1986г. закончил, получив
диплом с отличием по специальности “организатор-методист культурно-просветительной работы”.
Тема диплома: “Повышение роли самодеятельности, инициативы
и творчества молодёжи в воспитании детей и подростков по месту жительства: сущность процесса и его организационно-методическое обеспечение”.
6. Тема диссертации, научный руководитель, когда защитился.
Диссертацию по теме “Условия участия детей во внешкольной
социализации детей по месту жительства” (по специальности
“социология культуры, образования, науки”) защитил в 1994г.
в Российском институте культурологии.
Научный руководитель – доктор философских наук Э.А.Орлова.
7. Взгляды на общественную жизнь детей (см. прилож. текст)
8. Основные этапы в трудовой деятельности.
1 этап. Проба сил в деле воспитания и поиск сферы их приложения.
Работать с детьми начал будучи школьником в 15 лет (в летние каникулы
после 8 и 9 классов в работал в пионерлагере).
Сразу после школы (в 18 лет) работал учителем рисования
в школе-интернате.
В 1962г. работал кружководом в городском дворце пионеров.
Создал “Детскую студию по изготовлению звуковых диафильмов".
В 1964-65 уч. году работал преподавателем рекламы и декорирования
в 11-летней школе, где создал клуб старшеклассников, работавший
по коммунарской методике.
После того, как школа была реорганизована, поработал вожатым
в “Орлёнке”.
Вернувшись в Москву, предпочёл стать рабочим (участвовал
в строительстве гостиницы “Россия”), но в 1967г. был назначен
руководителем школы вожатых и работал методистом в пионерлагере строительного треста.
2 этап. Этап социально-педагогического творчества.
С 1968 по 1970 гг. работая заведующим детским сектором районного
Дворца культуры г. Шёлково Московской области, создал детскую самодеятельную организацию (многопрофильный подростковый городской клуб “Орион”), опыт который упоминался позже
в учебнике “Клубоведение” (1980г.). Именно в эти три года оформились основные идеи, относительно “общественной жизни детей”.
По предложению кафедры педагогики МГПИ применить опыт “Ориона”
при создании первого экспериментального студенческого педагогического
отряда в конце 1970г. организовал “педагогический десант” актива клуба
в нынешний район “Лужники” и 7 лет был комиссаром ЭСПО и созданного нами общественного воспитательного учреждения - “Форпоста
культуры им. С.Т.Шацкого”.
В 1975 - 1978гг. одновременно был ещё и комиссаром второго форпоста культуры (им. А.С. Макаренко).
Эта работа была сугубо “на общественных началах”.
На жизнь зарабатывал, работая все эти годы рабочим (преимущественно
в ночную смену).
В 1976г. получил звание “ударника коммунистического труда”.
В этот период дважды был председателем оргкомитетов по подготовке
слётов педотрядов, объединившихся в Коммунарское макаренковское содружество (1973 и 1975).
После периодов работы со старшеклассниками и студентами
наступил период работы с родителями детей.
В 1978 и 1979 гг. работал опять на должности заведующего детским
сектором Дома культуры Бабушкинского района Москвы, создавая
при нём микрорайонный культурно-воспитательный центр
“Дом педагогической культуры”.
Главным «элементом» этого КВМ стал межсемейный родительский
клуб «Дом друзей».
Опыт создания родительского клуба был продолжен в 1980г. на базе
«дворового детского клуба» “Радуга” в центре Москвы на ул. А.С.Макаренко.
Там же была мною организована “Мемориальная комната А.С.Макаренко» в качестве «Макаренковского методического центра».
Следует отметить, что в период с 1972 по 1980 гг. был заместителем председателя Макаренковской секции при Центральном совете
Педагогического общества РСФСР, занимался подготовкой семинаров, конференций, составлением сборников по итогам этих форумов.
В период заочного обучения в институте культуры (1981-1986г.)
первое время работал рабочим, а с 1985г. – в учреждениях культуры.
Став методистом (а вскоре и старшим методистом ЦДКЖ) занялся
(весной 1986г.) созданием многопрофильного разновозрастного клуба
“Ровесник”, на базе которого в 1990г. была учреждена общественная организация “Первая опытная станция по внешкольному
воспитанию”, директором которой являюсь все эти 15 лет.
Здесь нами к работе с детьми привлекались не только старшеклассники, студенты, родители (и при том параллельно) «под одной крышей",
но и ветераны труда.
Был создан социально-педагогический комплекс «Содружество».
Станция стала экспериментальной площадкой Академии педагогических
и социальных наук, в которой я был избран сперва членом-корреспондентом,
а потом (в 2000г.) действительным членом т.е. академиком АПСН.
Эта академиря присвоила нашей ОпытнойСтанции имя С.Т.Шацкого.
Одновременно с созданием Станции (в 1990г.) я перешёл из ЦДКЖ
работать в НИИ культуры (ныне Российский институт культурологии).
Все последующие годы это основное место моей работы.
Там в 1993г. мною было создано новое научное подразделение
– “Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики”, которым я руковожу по настоящее время.
Таким образом, период последних 15 лет это период одновременного
руководства двумя структурами.
Это Научно-методический центр в государственном НИИ (РИК)
и общественное учреждение – Опытная станция.
Практически все эти годы Станция является экспериментальной базой НМЦ.
Опыт Станции периодически освещается в научных и учебно-методических публикациях НМЦ.
Можно отметить, что учебное пособие “Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства” (объём около 400 страниц)
делалось на материалах Станции.
А в 2004 году НМЦ работал над созданием мультимедийной версии
этого пособия (на компакт-диске).
За последние 5 лет совместными усилиями НМЦ и Станции было
подготовлено около 15 различных мультимедийных пособий.
(Иногда в партнёрстве с другими организациями, например, с Комитетом
по общественным связям Москвы (компакт-диск «Салют пионерии!»,
с Городским Дворцом творчества (диск «Игросфера»), с Центром
внешкольной работы им. А.С.Макаренко (диски «Макаренко и
современность», С.Т.Шацкий и современность», «С.А.Калабалин и современность»).
На втором эпапе последних 15 лет считаю наиболее плодотворным
в части научно-методического осмысления и освещения всей своей работы
за 45 лет.
Достигнув пенсионного возраста, но продолжая работать, хотел бы сосредоточиться на обобщении своего опыта и опыта других
в форме мультимедийных учебно-методических пособий,
т.к накоплено очень много материалов, на обработку которых может
не хватить оставшейся жизни.
Но обстоятельства не позволяют пока оставить руководство
Опытной станцией.
9. Печатные труды. Назвать наиболее значимые.
Печатных работ около пятидесяти.
Назвать пять наиболее значимых трудно, т.к. среди них – философские, культурологические, социологические, психологические, педагогические, историко-педагогические. И в каждой “номинации” есть свои “наиболее значимые”.
ИЗ КНИГ И БРОШЮР НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМИ СЧИТАЮ:
1. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие
по социальной педагогике. / Научная консультационно-внедренческая
фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института
молодежи). Второе издание книги. Первое состоялось в 1992г.
3. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию:
идейные истоки, предыстория, опыт организации // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. – М., 1990.
– 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".
4. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная
станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания
условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного
округа города Москвы. – М., 1993. –32 с. (Методическое пособие
в помощь социальным педагогам / Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной
педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический
центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы,
НПО "Парус" Всероссийского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).
ИЗ СТАТЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕМАТИКИ
1. Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение.
– М., 1988. –С.104-114.(Материалы советских ученых к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека".
Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г./ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).
2. «Философский камень» социальной педагогики // Ильенковские
чтения: международная научная конференция 18-20 февраля 1999 г.
–Москва-Зеленоград-1999, с.184-188. (Изд. Моск. Комитета образования,
Моск. Ин-та делового администрирования, Института философии АН РФ и Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы)
3. Э.В.Ильенков о повторяемости исторического в логическом
и педагогика // Ильенковские чтения. Материалы 2-ой (24-25 марта 2000)
и 3-ей (16-17 февраля 2001) Международных научных конференций.
Ч.1 – М.: Российский государственный Институт Интеллектуальной Собственности, 2002, с. 18 -188.
ИЗ СТАТЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ
1. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения
// Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).
2. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
3. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии // "Наследие А.С.Макаренко и современность" – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. -практ. конф. (10-12 марта 1993г.)/ Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы
им. А.С. Макаренко).
4. Отечественное общественно-педагогическое движение –
педагогический фундамент возрождения России // Тезисы научной конференции «Типология и типы культур: разнообразие подходов.
М., Изд Министерства культуры РФ и Российского института культурологи,
2000, с. 39 – 42.
ИЗ РАБОТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
1. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования
механизма приобщения подрастающего поколения к культуре //
Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт
социологических исследований АН CССР и ССА).
2. Условия участия населения во внешкольной социализации детей
и подростков по месту жительства. Диссертация на соискание учёной
степени кандидата социологических наук по специальности «Социология культуры, образования, науки. Защищена в Российском институте
культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.
ИЗ СТАТЕЙ СОЦИОКИНЕТИЧЕСКИХ
1. Школьные культармейские и студенческие педагогические
отряды – средство воспитания активной жизненной позиции
у детей и подростков // Актуальные проблемы развития культуры
и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск,
1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).
2. Общественно-педагогическое движение и создание условий
для социализации и самореализации детей и подростков //
Воспитание личности: опыт, проблемы, поиски. – М., 1994. – С. 90-92. (Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в
образовательных учреждениях Москвы. / Центр инноваций в педагогике
(филиал Моск. ин-та повышения квалификации работников образования).
3. Социальные инициативы и детское движение в контексте
представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конф. 25–27 ноября 2000 г. – Ижевск,
2000, с.68 – 70.
4. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена // Социокинетика: книга то социальном
движении в детской среде. В 2-х частях. – М., 2000. - Часть 2, с. 69 – 108.
ИЗ СТАТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
1. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения
ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических
науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).
2. О власти педагога, самоуправлении и «педагогическом
релятивизме» // Образование спасёт мир (Сб. материалов по программам: всемирное десятилетие образования; Национальная доктрина образования. Издание Российского научно-методического и учебного комплекса
по подготовке, переподготовке, повышению квалификации научно-
педагогических кадров для обучения руководителей народного хозяйства.
М: ОВФО «СУПЕР»
Всероссийского фонда образования, 1996 г. С.83-86. (Соавтор Н.В. Соколова).
3. Социальное участие как важнейший фактор профилактики
девиантного поведения детей и подростков // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодёжной среде. (Материалы российско-германского семинара 13-14 ноября 1995 г.)
Совместное издание Института молодёжи, Немецкого Культурного Центра им. Гёте и Российской Академии Государственной Службы при Президенте
РФ). – М., 1996. С.18-200. (Соавтор Н.В. Соколова).
4. Социальное воспитание и проектирование личности // Стратегия опережающего развития для России XXI века: роль образовательного,
научно-технического, культурного и природного потенциалов (глобальный аспект). - М., 1999. Т. 3, ч.2 Научный и образовательный потенциал развития России. С. 12-15. (Сб. Материалов международной научной конференции, проведённой Комитетом по образованию и науке Государственной Думы
РФ, Российской государственной библиотекой, Фондом “Альтернативы”
и Фондом Ф.Эберта. Москва 18-19 июня 1999 г.)
5. Социокультурное пространство в десятилетнем опыте Первой
опытной станции по внешкольному воспитанию // Известия АПСН. Вып.4 «Социокультурное пространство современного образования». – Москва – Воронеж, 2000, с. 195 – 206.
6. Возрождение традиций проведения народных праздников
в Марьиной роще. //Мир образования – образование в мире. – М., 2003,
№1, с. 145 – 152.
10. Поощрения и награды
Наиболее значимы для меня награды:
Две юбилейные медали 850 лет Москвы» по Указу Президента РФ от
26.02.1997г. ( А № 0729389 и Б № 0046463). Одна медаль за научную деятельность, другая – за педагогическую работу с детьми.
Из почётных грамот я бы назвал:
Грамоту Министерства культуры РСФСР (1970);
Две грамоты от ЦК ВЛКСМ (1970 и 1976):
Две грамоты Министерства просвещения РСФСР (1979, 1979)
и благодарность Министерства образования (2003);
Диплом «Социальный инноватор СССР» (1999г.)
Патент о заслугах от Ассоциации исследователей детского движения
(2002) и Благодарность от Комитета по общественным связям
Правительства Москвы (2004).
11. Кто, где о тебе писал
О моей работе писали, начиная с конца 60-х гг. и по настоящее время
в газетах, журналах, учебниках и монографиях неоднократно (больше
всего в середине 70-х гг.). Самыми значимыми я считаю следующие.
Лучанкин А.И, СняцкийА.А. Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы. -3-е изд., исправлен. И дополнен.. –Екатеринбург:УрО Ран,
ИнКОТ, 1997. 3996 стр.
В этой объёмной монографии уральских философов не только приводится
много цитат из моих работ, но и в форме таблицы (с.54.) «Различия
в подходах к культурно-досуговой деятельности» показаны существенные различия в подходах к пониманию социальной педагогики с её идеологом
в РАО В.Г.Бочаровой.
В. Монографии московского доктора исторических наук В.Шубина
излагались мои взгляды на коммунарское движение.
В учебных пособиях для студентов институтов культуры ленинградского клубоведа Г.И.Фроловой конца 70-х и начала 80х гг. излагалось
понимание автором пособия сути моей системы клубной работы с детьми
по месту жительства тех лет.
В книге тульского журналиста В.Крамова был солидный очерк о моей
работе с подростками в 70-х годах.
Газетные и журнальные публикации считаю менее значимыми.
Публикации в «Известиях» Н.Смирновой «Какой ты в пятнадцать?»
(04.11.1969) и Л.Балясной (1976) комплиментарны и мало что дали
для понимания того, чем и как я занимался с детьми, но показывали
социальную её значимость. О значимости этой работы в 70-е годы
говорили в одной из телепередач 70-х гг. президент Академии
педагогических наук М.И.Кондаков и секретарь ЦК ВЛКСМ
З.Г.Новожилова.
Название статьи М.Александрова в «Огоньке» (№46 1975г) «Интересно,
весело ребятам» говорит само за себя.
Статья в «Советской культуре» Н.Филиппова «Чудаки» из подвала»
(16.11.1976 г) показывала сложные условия, в которых приходилось
работать в те годы.
Довелось стать героем телефильма «У нас во дворе» по сценарию
И.И.Зюзюкина в телесериале «Ребячьи комиссары» (1977г.).
О сериале и его героях был целый ряд публикаций, например,
И.Преловская поместила статью «Раскрыть человека» в «Семье и школе»
(1977, №11), А.Гербер опубликовала в «Советской культуре» (03.01.78)
статью «Кто говорит, что умер Дон Кихот?». О.Петрова писала в статье «Плацдарм во дворе» на страницах «Советской России» (04.05.1978).
В 90-е годы был ряд публикаций о моей работе в газетах «Семья»,
«Москвичка», «Тверская. 13», «Жизнь Марьиной рощи». Была заметка в «Огоньке». Публикация в «Правде» 2003 г. «Без горнов и фанфар»
(по случаю моего 60-летия) – популярное описание моей работы с детьми
в последние годы.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (20.01.13 15:16)




























































































