Юные коммунары 60-х и производительный труд
14.01.13.
Соколов Р.В.
Ах, коммунары мои, коммунары /
Беспризорник (журнал для неравнодушных людей, 2006, №1, с. 48-52.
(Под рубрикой "Педагогическая практика"
Юные коммунары 60-х и производительный труд
Нагорая проповедь Калабалина
Бартер под алыми парусами
—————————————————————————————————————-
Р.В.Соколов
Выступление на 3-м Международном конкурсе им. А.С.Макаренко.
г.Владимир, 2005г.
ОТНОШЕНИЕ К ИДЕЯМ А.С.МАКАРЕНКО
О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОМ ТРУДЕ
У УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ ЮНЫХ КОММУНАРОВ
И ДВИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ 60-х и 70-х гг.
АХ, КОММУНАРЫ МОИ, КОММУНАРЫ…
ЮНЫЕ КОММУНАРЫ 60-х И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД
В 60-е годы мне довелось быть участником Коммунарского движения,
которое было бы точнее называть «Движением организаторов
клубов юных коммунаров 60-х гг.».
С 1964 г. я участвовал во «Всесоюзных коммунарских сборах»
(в Братске, Архангельске, Свердловске, Карелии и других местах).
Принимал участие в работе Клуба ЮК «Алый парус»
при «Комсомольской правде».
Бывал на сборах юных коммунаров Ленинграда, Перми, Харькова,
Новороссийска.
На этих сборах мы часто встречались с коммунарами Гродно, Минска,
ЪГорловки и многих других городов.
Поэтому отношению к труду в «коммунарских объединениях» тех лет
мне хорошо известно.
Лидеры объединений юных коммунаров часто ссылались на опыт
А.С.Макаренко как на «первоисточник» своих педагогических воззрений.
Но, как я позже понял, знание наследия А.С.Макаренко у «старших друзей» многих коммунарских объединений было, довольно, поверхностным.
Кое-кто ограничился просмотром кинофильма «Педагогическая поэма»…
К сожалению, меньше всего коммунарских лидеров интересовал
опыт Макаренко по организации школы-хозяйства, организации производительного
труда учащихся.
К созданию «детхозов» они не стремились.
\Юные коммунары иногда проводили «трудовые десанты»
(однодневные, иногда многодневные – продолжительностью в 3-4 недели).
Иногда несколько лет подряд проводили «трудовые лагеря».
Коммунары из г. Горький проводили летний загородный трудовой лагерь «Юность»
в течение 30 лет подряд.
Но это всегда был наёмный труд в чужом хозяйстве.
Работа в обычных коммунарских лагерях могла быть разной,
но обычно это черновая неквалифицированная и мало оплачиваемая
работа. Например, - по уборке строительного мусора.
Как это было, например, у участников «трудового десанта»
на строительстве Братской ГЭС летом 1964 г.
Обычно это была помощь колхозам и совхозам в сельскохозяйственных
работах (Ленинград, Пермь, Горький и др.). работали коммунары
и лесорубами (на строительстве Рефтинской ГРЭС
в Свердловской области)…
В те годы кто-то говорил в насмешку о юных коммунарах,
что они «чернорабочие широкого профиля».
И ещё хлеще: «Психованная романтика – по ночам картошку пропалывать».
Теперь можно было бы о них ещё сазать – «юные гасторбайтеры»
(приезжая дешёвая рабочая сила»).
Отношение к Макаренко в коммунарских объединениях 60-х гг.
было как бы опосредованным.
Дело в том, что между А.С.Макаренко и коммунарами стояла по-своему грандиозная личность ленинградского философа и педагога-новатора
И .П.Иванова (в последние годы академика РАО), который по праву
считается основателем движения юных коммунаров поскольку создал
в 1959 году в Ленинграде первый коллектив юных коммунаров.
Нельзя сказать, что И.П.Иванов совсем отрицал детский
производительный труд.
Напротив, именно он, организовав летние трудовые лагеря-десанты ленинградской пионерской Коммуны юных Фрунзенцев
в Ефимовском районе Ленинградской области, предвосхитил движение
школьных и студенческие трудовых отрядов («пятая трудовая четверть»,
«летний трудовой семестр»). имевшего широкое распространение
в 60е и последующие годы.
Но для философа И.П. Иванова Макаренковское высказывание о том,
Ъчто в основании школьного труда должен быть не «труд–работа»,
а «труд-забота», послужило поводом для создания такой концепции
«труда-заботы», где вместо труда, связанного прежде всего
с производством материальных ценностей, появляется «труд-забота»
как некое «коллективное творческое дело» (КТД),
где важным становится не столько создание материальных ценностей,
сколько нравственная позиция ребят, заботящихся о ком-то
В КТД забота может проявляться в чём угодно.
В том числе и в организации игр для малышей, в проведении концерта
ъдля родителей, в организации праздника для самих себя…
Да, Макаренко считал. Что «трудовые усилия» детей сами по себе,
без их заботы о «процветании коллектива», росте его материального благополучия,
без участия в управлении своим хозяйством приносят мало воспитательного эффекта.
Такой труд в деле воспитания может оказаться «нейтрален»,
т.е. бесполезен.
И правы те, кто утверждает, что Макаренко привлекал воспитанников
к «производственному менеджменту». производительный труд в опыте коллективов Макаренко всё время совершенствовался.
За 16 лет созданная А.С.Макаренко колония им. А.М.Горького
и продолжившая её коммуна им. Ф.Э.Дзержинского прошли
«эволюцию труда» от самого элементарного огородничества и кустарных мастерских
до мебельной фабрики и современных заводов
(инструментального завода, завода электроинструмента и завода фотоаппаратуры). Заметим, что «совет командиров» в коллективах
Макаренко всегда был, прежде всего, производственно-хозяйственным
органом.
Так что Макаренко, говоря о переходе к «труду-заботе». говорил
вовсе не о замене «школы-хозяйства» с производительным трудом
на школу с «общественно полезным трудом», тем более – на школу
с «коллективными творческими делами».
Конечно, Макаренко придавал огромное значение «досуговому
компоненту»
в воспитании.
Известно как высоко он ценил деятельность организатора клубной
работы в его учреждениях В.Н.Терского.
Он создал в Коммуне им. Дзержинского около 50 замечательных
коллективов детского творчества и спортивных секций.
Более того, он хотел перейти от 4-х часового трудового дня
к 2-х часовому, чтобы освободившееся от производительного труда
время предоставить для досуговой деятельности коммунаров.
Но он никогда не говорил, что «труд-забота» в досуговых формах
должен полностью вытеснить «труд-работу».
Напротив. Он и к концу жизни активно боролся за превращение
всех школ страны в школы-хозяйства.
Но не будем строго судить философа И.П.Иванова за радикальное
переосмысление философии Макаренко относительно «труда-заботы».
Aилософ И.П.Иванов начинал свой «десант в педагогику» в 50-х гг.,
когда был модным пионерский лозунг «Наш главный труд - учёба!».
Детский производительный труд был, если и не запрещён полностью,
то был как бы «не в моде».
За его отсутствие в школе или пионерлагере не наказывали,
а вот за его присутствие наказать могли.
Впрочем, я помню, что в пионерском лагере нас однажды (в 1952 г.)
водили на поля колхоза «собирать колоски» в поле.
В школе я как-то поранился ржавой железякой при сборе «пионерского
металлолома».
В 1955 г. на уроке биологии мы до седьмого пота (в суконных
гимнастёрках) копали ямы во дворе школы для посадки деревьев.
Но это всё было очень эпизодически.
Разумеется. И.П.Иванов, будучи философом, не мог согласиться
с «отчуждённым трудом» как с нормой (тем более с подневольной
«чёрной работой» учащихся, с эксплуатацией детского труда).
И он провозгласил: «Романтику наших буден не заменить ничем.
Каждое дело творчески – иначе зачем?»
В коммунарском «предании» и «писании» сохранилась вторая часть
этого лозунга.
О буднях с их трудовой романтикой адепты «постивановского
коммунарства» быстро забыли.
Многие современные педагоги-организаторы КТД забыли про заботу,
которая превращает игру в дело.
Во многих современных школах педагоги, «работающие по коммунарской
методике Иванова» и организующие КТД на самом деле проводят
не дела, а игры и забавы.
Дети «творят» вовсе не «на пользу и радость окружающим людям».
А исключительно для самих себя.
Надо учесть, что работать И.П.Иванову в 60-е годы пришлось
в ЛГПИ им. А.И.Герцена на факультете начальных классов.
Тогда говорить о производительном труде учеников начальной школы
и о начальной школе как о школе-хозяйстве было не только трудно,
но и опасно.
Увы!
Времена, когда в Европе впервые появилось понятие «детский сад»
и когда педагоги понимали, что это на самом деле это не столько сад,
сколько огород. (и, тем более - не камера хранения, куда малышей
приводят пока мама на работе).
Детский сад задумывался как место, где дети занимаются не игрой
в огород, а самым настоящим производительным трудом.
Дети применяли настоящие орудия труда (только маленького размера).
Создатели первых детских садов не мыслили превращения
человеческого детёныша в человека без его работы в саду
в дошкольном возрасте.
Не будем строго судить философа И.П.Иванова за его отличия
во взглядах на «труд-заботу» с А.С.Макаренко.
И не будем идти на поводу у злопыхателей, которые утверждают,
что «И.П.Иванов увёл от А.С.Макаренко «в катедушечки» и советскую
педагогическую науку (в лице самых лучших её «эвриканцев»)
и молодёжь (участников «движения юных коммунаров 60-х гг.»
и «движения педагогических отрядов» 70-х гг.).
Если И.П.Иванов и заблуждался относительно философии А.С.Макаренко
по вопросам «труда-заботы» и «школы-хозяйства», то, будем думать,
что совершенно искренне.
Вклад И.П.Иванова в педагогику первыми по достоинству оценили
советские клубоведы (см учебник «Клубоведение» 1980 г., с. 377).
И если бы этот вклад был в дополнение к «продуктивной педагогике»
«школ хозяйств» то, как говорится, и цены ему не было бы.
Но если по пословице «на безрыбье и рак рыба», то не очень–то
здорово, если приходится перебиваться одними педагогическими
раками…
Не вина И.П.Иванова, что АПН-РАО упустило «золотую рыбку»
производительного труда (которую в своё время поймали в свои «сети»
и С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко и некоторые иже с ними)
и что вернулась Россия к разбитому педагогическому корыту.
Что опять в стране миллионы беспризорников…
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ КАЛАБАЛИНА
Впервые серьёзные слова о производительном труде я услышал
весной 1968 г. на юбилейном макаренковском вечере в зале
Пионерского театра Московского Дворца пионеров на Ленинских горах
от воспитанника А.С.Макаренко и выдающегося педагога Семёна
Афанасиевича Калабалина.
Он вышел на трибуну и предложил создать памятник А.С.Макаренко
подобно тому, как в своё время украинские чекисты отдали дань пямяти
железному Феликсу (создав детскую трудовую коммуну
им. Ф.Э.Дзержинского).
С.А.Калабалин предложил возглавить создание трудовой коммуны
им. А.С.Макаренко.
Для этого он попросил дать ему остров в Северном ледовитом океане
и тысячи три малолетних преступников.
И он пообещал, что там через три года будет построен коммунизм.
Зал встал и долгие продолжительные аплодисменты.
А члены президиума растерянно переглядываются и не знают
как себя вести…
Я бегу за кулисы, а там стоит Калабалин и платком вытирает
красное лицо, с которого градом катятся капли пота.
Мне казалось, что вот-вот он упадёт…
Я подхожу, и прошу взять меня с собой в Северный ледовитый океан.
Говорю, что готов строить с ним коммунизм.
Хоть дворником, хоть истопником…
Он посмотрел на меня очень грустными гласами и горько проговорил
«Да разве ж дадут!»
Мне тогда было двадцать пять лет, и тогда я начинал создавать
в подмосковном г. Щёлково подростковый многопрофильный клуб «Орион».
До встречи с Калабалиным я планировал создать «обычный» клуб юных
коммунаров. Но, перечитав заново Макаренко, я понял, что от КЮКа до
макаренковской коммуны, как от детского сада до завода
фотоаппаратов.
Уже летом того года наш «Орион» без единой копейки помощи от кого-либо
подготовил и провёл в середине лета трудовой лагерь «Коммунар-68».
На базе одного из совхозов Щелковского района Московской области.
Шестьдесят юных коммунаров целый месяц работали на совхозных полях
и на стройках предприятия Межколхозстрой.
Никаких дотаций на питание никто не дал.
С родителей денег тоже не брали.
А когда рассчитались с совхозом за продукты, то у нас оказалась
прибыль!
Не очень большая, но на неё мы смогли оплатить железнодорожные
билеты для восьмерых коммунаров, которых за хорошую работу
командировали на Урал в трудовой лагерь клуба ЮК Свердловска
на строительстве Рефтинской ГРЭС, где предстояло работать
лесорубами – расчищать котлован для хранилища питьевой воды.
Следует сказать, что палаток нам никто не дал, и мы должны были
их сшить сами.
Чтобы сшить восемь восьмиместных палаток (по собственному проекту,
который был утверждён после конкурса), нужно было изрядное
количество ткани и специальные швейные машинки.
Машинки нам предоставили на фетровой фабрике, а вот материал
(отходы) мы купили на фабрике технических тканей.
Деньги для покупки ткани пришлось зарабатывать на листопрокатном
заводе, укладывая в штабеля «сутунку» (металлические заготовки,
из которых прокатывают листы).
И так, в марте стали дважды в неделю ходить на завод, в мае купили
отходы ткани и начали шить палатки, в июне открыли лагерь.
Кстати, в этом лагере среди шестидесяти коммунаров были гости
из коммунарских клубов Горловки, Перми, Новороссийска, Свердловска.
Подобные лагеря мы проводили ещё не раз. Был «Коммунар-72»,
был «Коммунар-76». Были и другие лагеря.
Это было уже в «эпоху форпоста культуры».
Дело в том, что когда «Ориону» исполнилось три года, нас пригласил
МГПИ им. В.И.Ленина создать в подшефном районе (ныне это Лужники)
форпост первого экспериментального студенческого педагогического
отряда (ЭСПО). Так мне довелось в течение семи лет быть комиссаром
педагогического отряда и - руководителем двух общественных
воспитательных учреждений «Форпостов коллективного освоения культуры»
(им. С.Т.Шацкого и им. А.С.Макаренко). располагавшихся в Лужниках
на территории двух соседних жилищных хозяйств..
Надо сказать, что наш ЭПО положил тогда начало Всесоюзному движению
педагогических отрядов, но это особая «песня» и о ней в другой раз.
Сейчас - о другом. Мы очень дружили с опытно-экспериментальным школьным
заводом «Чайка» В.Ф.Кармановым и вместе «вынашивали» план создания
загородной летней трудовой коммуны, куда можно было бы летом выезжать
для работы с детьми (как это было в опыте С.Т.Шацкого с 1911 г.) и где можно
было бы создать настоящее хозяйство.
Мы начали приискивать в Подмосковье заброшенный монастырь, а завод обещал
помочь с восстановлением построек, с обеспечением нужным инвентарём
для труда и быта.
Но трудности в судьбе самого завода и в судьбе наших форпостов
(все мы изнывали в борьбе с чиновниками за выживание) не позволили реализовать
план создания школы-хозяйства.
И как было приятно встретить этим летом в 122 километрах от Москвы
по Ярославскому шоссе в Новоалексеевке на месте бывшего женского монастыря интереснейшее педагогическое начинание протоиерея о. Алексия Василенко.
В котором есть и гимназия с шестью музеями.
И кадетский корпус.
А главное – участие детей в настоящем производительном труде на полях
и на фермах разновозрастной общины…
Воплощается то, о чём мы тридцать лет назад могли только мечтать.
.
БАРТЕР ПОД АЛЫМИ ПАРУСАМИ
Но один замечательный эпизод из истории нашей дружбы с заводом «Чайка»
рассказать всё-таки необходимо.
В 1974г. на слёте педагогических отрядов, вошедших в Коммунарское-макаренковское содружество (КМС) на родине А.С.Макаренко в г. Белополье мы узнали
от В.Ф.Карманова, что завод «Чайка» хотел бы создать у себя музей А.С.Макаренко.
И тут родилась идея создать такой музей общими усилиями.
Создать на следующем слёте, который будет проходить в форме «агит-проплыва»
по Волге на теплоходе заводского клуба юных моряков «Евгений Преображенский.
Меня избрали председателем оргкомитета.
И мы провели две встречи в Москве (осенью и весной).
На них было определено, какой музей и как мы будем создавать, какая делегация
и что привозит с собой.
Весной по коэффициенту трудового участия был определен количественный
состав участников проекта. Каждая делегация что-то готовила.
Например, иркутяне готовили алые паруса.
И вот летом 1975 г. от Северного речного вокзала отчалил белый теплоход
под алыми парусами. На парусах было изображение белой чайки и надпись «КМС» (Коммунарское-макареннковское содружество).
20 дней 70 человек путешествуя по Волге и попутно встречаясь с педагогами
(в Угличе, в Кимрах – агитпроплыв всё-таки), усердно работали над стендами
создаваемого на борту музея А.С.Макаренко.
Отряды назывались по наименованию стендов музея: «Предшественники»,
«Соратники», «Воспитанники», «Единомышленники», «Последователи»…
В первой половине дня все расходились по «секциям».
Это доклады, семинары, дискуссии, которые вели преподаватели МГПИ
Э.С.Кузнецова, К.Г.Матвеева, преподаватели и аспиранты других вузов,
руководители педотрядов, студенты.
Мне довелось провести спецкурс «Социологическое конструирование коллектива».
Заметим. Что вВсе выступления записывались на магнитофонные ленты.
По итогам слёта сохранилось для истории два часа кинохроники.
После обеда по несколько часов отряды работали над своими стендами.
На теплоходе были макаренковская библиотека, фильмотека, фотолаборатория.
Были все материалы и инструменты для художественного оформления стендов.
После ужина – коллективные творческие дела и «общие сборы».
В последние дни слёта каждый отряд «защищал» готовые стенды и после
обсуждения вносились необходимые изменения.
Дело было действительно коллективным.
В день прибытия в Москву в порту ждал грузовик завода, на который погрузили
стенды, а когда все на метро приехали на завод «Чайка» стенды уже были
установлены, и оставалось только разрезать ленточку.
В.Ф.Карманов, разрезав красную ленточку, открыл музей и поблагодарил
коммунаров-макаренковцев за очень полезное и нужное для завода
коллективное творческое дело – музей А.С.Макаренко.
Никто никому за этот производительный труд деньгами не платил.
Это был «коммунарский бартер».
После этого слёта на теплоходе участники КМС стали серьёзнее относиться
к вопросам производительного труда в наследии А.С.Макаренко и в своей
педагогической практике.
Но через год ЦК ВЛКСМ принял постановление «О движении педагогических
отрядов».
Комсомол возглавил движение и организовал его.
Так, что движение начало сникать и совсем было «затухло».
Об организации производительного труда детей, тем более о создании «детхозов» разговоры затихли.
… Кто-то вообще «ушёл обратно в лес», а кто-то нашёл себе «экологическую
нишу» в «движении семейно-педагогических клубов», где энтузиасты умудрялись
со своими детьми организовывать многое, в том числе и производительный труд,
но это тоже уже «другая песня» и о ней тоже в другой раз.
Сейчас, когда в стране миллионы беспризорных детей и ещё больше детей
безнадзорных очень важно обратиться к идеям и опыту А.С.Макаренко
по организации «детхозов», по организации развивающихся производственных
детских коллективов.
Очень важно не повторить ошибок последних десятилетий и не пытаться «усовершенствовать» макаренковскую систему, заменяя «труд-работу»
и «труд-заботу» коллективными творческими забавами.
Беспризорным и безнадзорным детям нужны не подачки и не забавы,
а собственные коллективные хозяйства с настоящим развивающимся трудом.
Они должны стать не иждивенцами приютов или детских домов, а хозяевами
трудовых коммун.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (14.01.13 12:34)




























































































