А у нас во дворе ...
В. Крамов
А у нас во дворе ...
(Из очерка, опубликованного в книге “Операция “Забота” в серии “Для те, кто работает с пионерами в середине 70-х годов)
Я узнал о форпосте культуры имени С.Т. Шацкого (выдающегося педагога нашего времени) случайно, из рассказа одного приятеля. Вот он, этот рассказ.
Серёжа был рядовым десятиклассником из довольно обыкновенной семьи. Но он был единственным ребёнком и его - мама была в этом твёрдо убеждена. - неизбежно ждало славное будущее . Ведь в школе мальчик рано проявил способности и интерес к математике и физике. И для мамы уже всё было ясно. Не совсем ясно было только одно: кем именно сделается в этом недалёком будущем её милый Серёженька - вторым Ландау или вторым Колмогоровым.
И надо же было случиться такому! Попал случайно Серёжка в этот самый форпост культуры - и всё полетело кувырком . Загорелся: буду педагогом! Посвящу жизнь работе с ребятами!
Мама о педагогическом институте и слышать не хотела. Папа-человек практичный-то же отнёсся к новому увлечению сына весьма прохладно. Подумаешь , тоже мне карьера-учитель! Да, возможно ещё и сельский . Никаких разговоров! Только университет... Сомнений в том , что Сергей туда легко поступит у мамы с папой не было. Кому же там и учиться, если не их Серёже!
Но мечта есть мечта. В известном смысле - загадочное явление. Поди определи , как она рождается и как погибает! Настоящий человек с мечтою просто так не расстаётся, даже для того, чтобы угодить любимым родителям.
И Сергей поступил по- своему. Не оправдываем его, потому что сделал он это тайно. Маме сказал, что послал документы в МГУ, а на самом деле подал их в педагогический институт имени Ленина. Экзамены на выбранный им физико-математический факультет он действительно сдал с блеском. И по-прежнему потихоньку бегал в форпост . Возился со школьниками - от души возился. Форпост сделался тайным, но самым главным содержанием его жизни, жизни студента, будущего педагога.
Закончилась эта история обычно . Прошло несколько месяцев, и тайна, конечно же раскрылась. Мама очень тяжело переживала крушение своих честолюбивых мечтаний. Значит никакой не Курчатов, не Колмогоров, не Ландау, а самый обыкновенный учитель в школе.
Ну и пусть - сам виноват! - гнёт спину над ребячьими контрольными и бегает по школьным коридорам с классным журналом под мышкой...
История как история, но меня в ней поразило вот что.
Во все времена мальчишки бегали из дому. Том Сойер с Геком бежали на необитаемый остров. Герои Антона Чехова бежали - в Америку, охотиться за скальпами бледнолицых. В благородной жажде приключений мальчишки бежали на фронт, чтобы сражаться с врагами, бежали на целину и на Братскую ГЭС, убегаю сейчас на БАМ.
Мальчишки остаются мальчишками. Романтика подвигов и дальних странствий не может оставаться равнодушными.
И это прекрасно, это правильно так уж они устроены!
Никто не измерял и не подсчитывал, насколько человечество продвинулось вперёд благодаря этому стремлению к подвигу и к романтике. Маьчишеская мечта о подвиге - она нередко остаётся с нами на всю жизнь!
Но здесь дело было совсем иное. Мальчишка бежал на фронт и не в разбойники. И даже не на стройку, не в лесорубы, а в педагогику, в учителя! Как хотите, а это меня удивило. Ничего себе романтика!
И что это за “форпост культуры”, от недолгого общения с которым может родиться такая тяга в педагогику? Что за “педагогические пироги” и с какой начинкой там предлагают школьникам?
Всё это показалось необычайно интересным. Тем более, что добираться не долго и не далеко. Здесь же, в Москве, на улице Доватора, дом 14, располагается этот необычный форпост. И я поехал на улицу Доватора.
Под домом 14 простирается большой подвал.
Два зала и несколько комнат. Лет шесть назад по плану реконструкции москвы жильцы были выселены из кварталов и получили квартиры в новых домах. А подвал некоторое время пустовал. Потом его использовал ЖЭК в качестве красного уголка. Но уголок хирел, в него всё чаще забредали скучающие группки, чтобы “сообразить на троих”... И тогда ЖЭК , хозяин подвала, решил отдать его детям для внешкольной работы.
Надо отметить, что такое использование жилого подвала, бывшего некогда жилым помещением, - пример весьма достойный подражания. В Москве, да и не только в Москве сейчас освободилось множество помещений, бывших некогда жилыми. Люди получили благоустроенные квартиры, а ЖЭКи, не зная что делать с освобождёнными подвалами, пытаются использовать их под мёртворождённые красные уголки.
Конечно, к такому подвалу нужно основательно приложить руки. На форпосте не просто чисто, там красиво и уютно. Оттуда просто не хочется уходить. На стенах - стенгазеты и лозунги, сделанные ребячьими руками с выдумкой и не малым художественным мастерством. Оба небольших зала оборудованы сценами и проекционной аппаратурой. В маленьком зале, приспособленном для Клуба интересных встреч, устроен искусственный камин с тлеющими угольками. Ребята собрали не плохую библиотеку. Приходи и бери любую книжку. Прочёл, принёс, поставь обратно на то место, откуда взял. А заводить картотеку нет смысла.
Какой же смысл контролировать хозяев библиотеки да и всего форпоста тоже?
А разве не бывает в форпосте лишних, случайных ребят? Разве не должен кто-нибудь “сторожить” имущество форпоста? Случайные, конечно, бывают. Ведь пропусков сюда нет и вход никому не заказан. Но сторожить всё равно ничего не нужно. Когда ребята чувствуют себя хозяевами форпоста, то при них особенно не расхулиганишься...
.
Принципиальность будущего коммуниста
Это направление работы предоставляется самым трудным, но и самым важным для формирования будущеё личности. Обычно считается, что принципиальным делает человека весь уклад жизни коллектива, что специальных средств, специального направления вроде бы и не нужно.
Но, если вспомнить, что принципиальность - это сознательное поведение, связанное с наличием собственных убеждений, что принципиальный человек поступает не так как, “как все”, в том сл4учае, если большинство не право, то принципиальность следует и необходимо воспитывать.
Но как её воспитывать?
Форпост проводит диспуты о счастье, о смысле жизни, о выборе профессии, “суды над равнодушием” и тому подобное. Обычно эти диспуты носят характер игры.
К примеру, на одном из собраний ребят извещают о том, что была изобретена “ машина времени” и каждый может на ней перенестись в тот век в который захочет . Нужно только подумать что ты будешь делать в выбранном веке и зачем ты туда летишь.
Как ни странно ( а возможно, и совсем не странно), наибольшим успехом пользовались времена крестьянских восстаний, крепостного права и декабристов. Иные даже соглашались, вступив в борьбу с самодержавием, отсидеть несколько лет в Петропавловке вместе с народовольцами сценками из примечтавшегося века У ребят такие диспуты пользовались огромным успехом.
Оперативность, журналистика
Работа по этому направлению также носит в себе значительные элементы игры. Иначе она, учитывая повышенный интерес ребят к спорту и технике и сравнительно небольшой к гуманитарным занятиям, не смогла сделаться бы массовой.
Необходимость такой работы совершенно очевидна. В наше время каждая гармонически-развитая личность должна уметь грамотно поделиться с окружающими известной ей информацией. Дать эту информацию со своей эмоциональной оценкой, суметь убедить, суметь доказать...
Первое время работой по этому направлению(В основном выпуском стенной газеты) занималась небольшая группа ребят. Но после того как был открыт факультет юнкеров, ребят в активе редколлегии стало значительно больше, а сами газеты - разнообразнее и интереснее.
К трёхлетию форпоста материалы всех стенгазет были переплетены в виде двух книжек. Получилась рукописная повесть о делах и буднях ребят. Назвали книжку: “Утро форпоста”. А иллюстрировали её фотоснимками и линогравюрами.ю которыми увлекаются многие ребята.
Но самые массовые дела проводятся в виде увлекательных игр.
...Почтовая фотооткрытка режется на три куска. Таким образом разрезаются несколько открыток. Каски тянут из шапки вслепую. Теперь надо найти двоих, у которых обрезки той же фотографии.
Собравшиеся в тройки ребята подводят к “Фемиде”, а та с весами в руках и завязанными глазами изрекает: “Тебе быть художником, тебе - поэтом. А тебе - литсотрудником”.
Ребятам даются темы, и работа в импровизированных художественных бригадах закипает.Не беда, если рисунки корявы. В работе этих маленьких художественных бригад прорастают первые стебельки коллективного творчества. Ребята зачастую сами удивляются смотрите - получилось. При. Взрывах весёлого смеха оглашаются результаты.
Не так часто, но приходят в форпост настоящие профессиональные писатели и журналисты.
“Ребячье общество изобретателей и конструкторов”
(РОИК)
Вдоль старой выщербленной кирпичной стены по асфальтированной дорожке шагают работы. У них - страшные нечеловеческие физиономии и кукольные деревянные движения. Они движутся на контрольный пункт, где произведут полный контроль их технического состояния. Неисправных безжалостно направят на переплавку...
Но настал день - и роботы взбунтовались. Они напали на город и взяли власть в свои механические руки...
Это я не выдумал. Это я пересказываю содержание научно-фантастического кинофильма, который с упоением снимают ребята-форпостовцы.
У ребят не мало и других интересных дел. Они собирают коллекцию диафильмов для малышей. Ведут кинолетопись жизни форпоста. Рекомендуют жителям микрорайона радио- и телевизионную аппаратуру. Причём денег за ремонт не берут. Благодарность окружающих людей - вот лучшая и самая желанная награда для энтузиаста из ребячьего форпоста.
Взрослый друг и руководитель - а такой руководитель имеется по каждому направлению форпостовской работы, всей деятельности РОИКа - это уже знакомый нам энтузиаст и ребячий комиссар Ричард Соколов.
Он носит почётный титул направления РОИК.
Труд, коллективизм, забота
Труд в коллективе и радость от совместного труда, потребность нести людям радость. Наверное, это самые славные черты, которые должно взращивать в ребячьих душах наше коммунистическое воспитание.
Форпостовцы приобщаются к коллективному труду, участвуя в походах и совместных трудовых десантах”. Поначалу усилия ребят направлены на сугубо практические цели. Зарабатывать средства для лагеря, экспедиции или увлекательного путешествия. Постепенно осуществляется переход к десантам другого характера, когда главным стимулом труда становится желание улучшить окружающую жизнь, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Форпост проводит трудовые десанты по расчистке и благоустройству дворов, приведению в порядок братской могилы. Во время походов ребятам приходилось и заготовить дрова для сельской школы, и помочь старикам пенсионерам, и вскопать огород... Работа по этому направлению напоминает лучшие образцы тимуровского движения в современной пионерской организации. Стало традицией помогать молодожёнам своего микрорайона. Помогали проводить ремонт квартир, генеральную уборку перед встречей новорождённых... Ребята научились находить радость в том, чтобы доставить радость другим, не думая ни о личной выгоде, ни о благодарности.
Подобные дела Макаренко называл “поступками по секрету”. Так человек поступает, находясь наедине с самим собою, наедине со своей совестью.
Натиск, глазомер, быстрота...
Спорт - это, вероятно наиболее сильное увлечение большинства подростков.
Форпостовские команды по футболу, бегу и лыжам заняли и удерживают первые места в Ленинском районе столицы. И это вызывает у ребят законную гордость, Переодически проводят летние и зимние олимпийские игры. Во время своих походов форпостовцы проводят соревнования по футболу, волейболу и плаванию.
Не забыта и оборонная работа. Встречи с героями войны, с лётчиками, танкистами и партизанами, проживающими на территории микрорайона, проводятся постоянно и регулярно.
Был организован на форпосте факультет общественного порядка. Ребята не только изучали под руководством инструктора приёмы самбо, но и знакомились с основами правовых знаний.
МАГ - мастерство, артистичность, грация
Артистичность пронизывает всю жизнь форпоста.
Но здесь есть отличие от обычной самодеятельности, которая по самой своей природе разделяет людей на две группы-артисты исполнители и публика, наполняющая зрительный зал. “Огромная задача, - писал Щацкий, - это дать нашей молодёжи здоровую эмоцию, бодрость, здоровье, жизнерадостность. Нестерпимо видеть скучающую детвору в наше время”.В форпостовских делах, связанных с искусством участвуют как правило все ребята.
Жизнь форпоста насыщена всякого рода концертами -“молниями”, концертами - “ромашками”, КВНами и другими весёлыми делами. На каждом сборе поют песни. Я часто видел, как ребята становятся в круг, обнимают друг друга за плечи и , раскачиваясь в такт поют какую-нибудь хорошую песню. Я был “человеком со стороны”, свежим, так сказать, и на меня это произвело исключительное впечатление. Ребята поют постоянно. Поют в начале каждого сбора, поют в конце, поют по заявкам именинников и их гостей (все дни рождения обязательно отмечаются на форпосте). Цветные лампы включаются не только на сцене, но часто и зале, и зал тоже похож на сцену. Отсутствует психологический барьер, и потому из зала очень легко выйти на сцену.
На сцене бывают все ребята. Не только “штатные актёры”. Форпостовская сцена видала многое. Представления “Старая сказка на новый лад” - ребячьи фантазии по переделке и додумыванию старых знакомых сказок. Здесь игралось продолжение пьесы Евгения Шварца”Дракон”, шли инсценировки из жизни разных эпох. Шагал по сцене хитроумный идальго Дон - Кихот, томились в царских застенках декабристы, блуждал по своему острову простодушный Робинзон Крузо. Свободная фантазия ребят не ограничивалась. Руководители считали, что главное - приохотить ребят к сцене, научить свободно держаться на ней и свободно импровизировать. Потом уже можно делать следующий шаг.
А какой он, этот следующий шаг?
Форпостовцы приготовили концертную программу “ С чего начинается Родина” и несколько раз выступили с ней в сёлах Калужской области. Успех был огромный. Чтобы увидеть подарок форпостовцев, люди приходили издалека, из окрестных сёл. Однажды был такой случай: выступили перед сельскими механизаторами. Только смолкли восторженные аплодисменты, в клуб явились доярки, которые во время концерты были заняты на ферме. “А мы как же? Неужели без концерта останемся? Ребята, милые, сыграйте для нас!”
Пришлось повторить концерт. Да и механизаторы с удовольствием посмотрели его по второму разу.
Малыши участвовали а съёмках короткометражного юмористического фильма “Ну, форпост, погоди...”
Уже многие форпостовцы начали писать стихи и рассказы. Уже устраивались коллективные чтения глав из книжки о форпосте. Уже агитбригада берётся за постановку простой одноактной пьесы, но зато по всем правилам режиссуры, основанным на сценической системе Станиславского, у некоторых читателей могут возникнуть “каверзные” вопросы.
…
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|




























































































