Введение к разделу о научном творчестве

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Первая рубрика раздела "НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО". Создана 5 мая 2010г.

Дополнена 18 мая.

ВВЕДЕНИЕ К РАЗДЕЛУ «НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ РУБРИКИ

Соколов Р.В. ДОЛГИЙ ПУТЬ В НАУКУ И    ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В НАУКЕ

(вместо научной биографии)

Что-то из отзывов учёных
(отзывы о научной работе можно найти и в рубрике "Кем пред Вами слыву")

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

ТЕКСТЫ

Соколов Р.В. ДОЛГИЙ ПУТЬ В НАУКУ И ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В НАУКЕ
(вместо научной биографии)

! Без учёта сказанного ниже вряд ли возможно понять «почему и зачем» было написано и сделано всё то, о чем говорится на этом сайте.

Разговор на тему «Ричард и наука» сложный.

Не менее сложный, чем на тему «Наука и Ричард». Темы похожие, но совсем не одно и то же.

Вторую тему оставим другим. А по первой должен внести ясность сам.

Отношение моё к науке всегда (по крайней мере с 16 лет) было неоднозначным.

И не только от того, что в 16 лет (и в тайне ото всех) я решил принять православие, и был крещён под именем Олег).

Мог ли я при этом относиться к «советской науке», тем более к тому, что называлось «общественными науками», так же, как и большинство моих школьных учителей и одноклассников? Не даром в десятом классе в моей характеристике было написано «самостоятелен в суждениях».

Кроме того, на меня (несколько позже) произвела большое впечатление книга известного польского фантаста С.Лемма «Сумма технологии», в которой мне очень понравилось сравнение науки с кладбищем идей. На смену одним идеям, которые кажутся многим  окончательными и незыблемыми через какое-то время приходят новые…

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

С другой стороны, я видел, что именно эта, вечно обновляющаяся,  изменчивость науки позволяет хоть как-то влиять на изменение общественного сознания.
Вот почему меня в 18-19 лет из всех наук меня больше всего заинтересовала,  философия. У меня появились приятели из философского кружка физфака МГУ, а позже - из удивительного самодеятельного общественного формирования, маскировавшегося под названием «Университет молодого марксиста».

(Об УММ см. ниже в "ПРИЛОЖЕНИЯХ").

В то время меня серьёзно заинтересовала «проблема отчуждения», размышления над которой не давали мне покоя на протяжении всей последующей жизни.

Сочетание слов «освоение культуры» во многих моих печатных работах это не просто «ключевые слова». Это - научное понятие, которое легло в основу не только статьи «Концепция освоения культуры», но и «теории и методики осваивания подрастающего поколения в культуре». Теории и методики, которые создавались не только и не столько «умозрительным путём», сколько - в многолетней опытно-экспериментальной работе.

Если искать название, которым бы можно было озаглавить всю мою теоретическую и практическую опытно-экспериментальную «социально-педагогическую» и «околопедагогическую» деятельность, то, наверное, таким названием могло бы быть: «История, теория, методика и практика осваивания в культуре (как культурном наследии и культурной среде)».

Размышления на эту тему (которая уточнялась почти 50 лет) и многочисленные попытки (и варианты) её практического решения составили содержание большей части моей сознательной жизни (как в её протяжённости, так и в её полноте на каждом жизненном этапе).

Впечатление «междисциплинарной разбросанности» и «разбросанности между занятиями теорией и «педагогической» (прежде всего воспитательной) практикой, которое часто возникает у людей, избравших «научную деятельность», да ещё (в силу сложившейся традиции) в «узком научном направлении» является не случайностью. И не «бесконечным метанием» в поисках «своих научных интересов». И даже - не приверженностью к идеалу «возрожденческого энциклопедизма».

Проблема осознания господствующей в мире и (увы!) прогрессирующей «тенденции отчуждения» (как я называл совокупность явлений, порождаемых «отчуждением духа» и «отчуждением труда»), а так же  производными от неё «форм и видов отчуждения», и проблема деятельного противодействия этой тенденции через деятельность по «освоению культуры» (в моём понимании этого явления) с необходимостью требовали иных (как говорят, адекватных) подходов и средств.

Решение этих проблем требовали «междисциплинарного подхода» в их изучении и построении новой теории, и «межведомственного похода» в практическом «конструировании, моделировании и созидании» того, что назвал в своей диссертации «досуговыми формами социализации». Лучше было бы их назвать «Форпостами коллективного освоения культуры» (как я это делал в 70-е годы), но условности научного языка и его терминологии вынуждали говорить (и писать) порой на «птичьем языке»…

В те годы (в середине 60-х) и думать не приходилось о возможности опубликования своих научных замыслов и проектов их реализации. Дискуссия в «Комсомольской правде» по проблеме отчуждения в те годы была явно «прикрыта», и закончилась идеологическим утверждением, что проблемы отчуждения в СССР уже нет. Она якобы была решена ещё в годы ликвидации частной собственности…говорить (и писать) о том, что было «причиной и движущей силой»

Таким образом, моя практическая (опытно-экспериментальная работа) значительно  опередила публикации, в которых эта деятельность могла найти хотя бы правдоподобное описание и объяснение.

И первые многочисленные газетные публикации (60-х и 70х) годов были написаны фактически «эзоповским языком». Через описание событий в жизни, созданных мною Щелковского многопрофильного клуба «ОРИОН» (1968-1970) и его продолжения в Москве как «Форпоста коллективного освоения культуры» я пытался показать «содержание и методы коллективного освоения культуры».   Что называется, «не называя вещи своими именами».

Без учёта сказанного выше вряд ли возможно понять «почему и зачем» было написано и сделано всё то, о чем говорится на этом сайте.

Первые публикации в педагогических сборниках начали появляться с 1972 года в связи с тем, что я стал членом секции по изучению, применения и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко. Это публикации 1972-1978гг.).

Более серьёзные публикации появились в связи с участием в Творческом союзе учителей (ТСУ СССР). А ещё более серьёзные статьи появились в связи с участием (С 1984.г.) в деятельности Секции философским проблем культуры Философского общества СССР.

 

Статьи в сборниках Института Философии, института Социологии, НИИ культуры мои статьи появились в 1986 г.) и (после 1991г.) - в деятельности философского семинара последователей Э.В.Ильенкова.

С этого времени всё чаще я слышал советы заняться наукой профессионально. Но началась в стане «перестройка» и я вновь увлекся социально-педагогическим проектированием и моделированием.

Хотелось реализовать идеи, которые появились при работе над дипломом «Повышение роли инициативы, самодеятельности и творчества молодёжи в организации досуга по месту жительства: (За эту работу получил «диплом с отличием» в МГИКе в 1986 г.).

Весной 1986г. мы с Натальей Валентиновной Соколовой начали создание в районе Марина Роща разновозрастного многопрофильного клуба «Ровесник», из которого позже выросли и Социально-педагогический комплекс (СПК) «Содружество» и воспитательное учреждение нового типа (общественное) «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого. Этим проектом мы занимались 22 года. Казалось: где уж тут заниматься наукой, тем более профессионально…

Но судьба распорядилась самым неожиданным образом.

Где-то на рубеже 1989-1990 гг. в стране очень большую тревогу вызвал феномен, который кто-то назвал «Казань-ностра». Тогда в Казани появилась подростково-молодёжная мафия, которая не только «контролировала» дворы города (отбирая день у школьников, «торгуя девочками» и т.п.), но и совершая дерзкие нападения на прохожих и даже - совершая массовые «рейды» на другие города.

По этому поводу в Москве состоялось «межведомственное совещание» по этой проблеме. Почему-то его проводили в Министерстве культуры РСФСР.

Вёл его зав. Сектором НИИ культуры Владимиров. Он пригласил и меня, т.к. работая когда-то в Научно-методическом центре (НМЦ) Министерства культуры РСФСР уже с 1868г. был знаком с моей работой по организации городского подросткового многопрофильного клуба «ОРИОН» в г. Щёлково Московской области.

На конференции все выступления (инспекторов детских комнат милиции, организаторов внеклассной работы школ и др). сводились к одному: «добавьте нам зарплату».

Я тоже выступил. И резко заявил, что как бы не повышалась зарплата у этих работников» проблема не решится. Надо начинать совсем с другого конца. Надо создавать самодеятельные общественные (прежде всего родительские) формирования по территориальному принципу («по месту жительства» в микрорайонах) и их силами обеспечивать профилактику (работая с дошколятами и детьми младшего школьного возраста), а, затем, продолжая работать и с «возрастом») подростками и молодёжью. При этом приводил опыт восьми лет моей работы в московских Лужниках и опыт последних трёх лет в Марьиной Роще.

Не могу сказать, что аудитория от такой постановки вопроса была в восторге… Но Владимиров начал меня активно агитировать переходить работать к нему в НИИ культуры в его сектор инициативных проблем досуга.

Я тогда работал старшим методистом (по работе с детьми) в Центральном Доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) и наш с женой клуб «Ровесник» считался не только подшефным ЦДКЖ, но и его экспериментально-методической площадкой. К этому времени я практически уже перестал «мотаться» в длительные и изнурительные командировки «по сети железных дорог СССР» и основное время проводил в клубе «Ровесник».

Переходить работать в НИИ культуры означало не только потерять в зарплате, но и оказаться «прикованным» к стулу и столу в маленьком кабинете с несколькими сотрудниками. Тогда дисциплина была строгая и за опоздание на пять минут могли быть очень серьёзные неприятности. К тому же мне тогда было уже 46 лет, и я не был столь наивен, чтобы думать о том, что научные статьи смогут иметь большее значение, чем опытно-экспериментальная практическая работа.

К тому же, в это время уже состоялась процедура официального учреждения (было принято решение на собрании Центра системного подхода к воспитанию, которым руководил д.п.н. Ю.П.Сокольников) о создании на базе нашего клуба «Первой опытной станции по внешкольному воспитанию» и о назначении меня её руководителем).

В это время мы искали учредителей и готовились к ЮРИДИЧЕСКОЙ регистрации этого совершенно нового типа воспитательного учреждения.

Это осуществилось летом 1990 г. Владимиров же обещал мне, что создаваемое нами общественное учреждение может стать экспериментальной площадкой НИИ культуры. В ЦДКЖ тоже не хотели расставаться с «Ровесником» и пообещали, что в случае моего перехода в НИИ сохранят за мной половину ставки руководителя клуба (как самодеятельного детского коллектива).

Создание опытной станции как общественной организации с юридическим лицом проходило трудно. Дело было новое, для чиновников весьма непривычное.

В такой ситуации приобретение нашей Опытной станцией статуса экспериментальной площадки НИИ культуры, (а мною статуса научного сотрудника НИИ) представлялось целесообразным.

В августе 1990г. я перешёл работать в НИИ культуры и стал на последующие два десятилетия (до пенсии и дальше) профессиональным учёным. Старшим научным сотрудником, а после защиты диссертации в 1995 году - кандидатом социологических наук.

Ко времени поступления на работу в НИИ культуры имел уже опыт выступления на серьёзных научных форумах (более серьёзных, чем  педагогические, в которых я участвовал ещё с 1972 г., (т.е. уже 18 лет) и имел публикации в психологических, философских и социологических сборниках.

Замечу, что пришёл не  после окончания Московского государственного институты культуры (МГИК). Помню, что при  защите диплома произвело впечатление, что одну их глав моей дипломной работы (и ещё до её защиты!) напечатали в сборнике этого самого НИИ культуры.
Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

И отмечу, что пришёл в НИИ после нескольких лет работы старшим методистом в Центральном Доме культуры железнодорожников, а  главное, - после и многолетней опытно-экспериментальной работы по созданию новых, как их потом назвал в диссертации, "организационных досуговых форм социализации".

В 2000-ом году меня избрали действительным членом Академии педагогических и социальных наук. Стал академиком АПСН (в Отделении теории и методологии воспитательных систем и пространств) и ежегодно печатаю свои статьи в её изданиях.

Пожалел ли я, когда ни будь, что перешёл в НИИ?

Не скрою, было время, когда через год рухнули советская власть и рассыпался СССР. Тогда в нашем НИИ закрыли отдел культурно-просветительной работы (а вместе с ним - и наш сектор инициативных форм досуга). Ушёл из института Владимиров, а меня перевели в сектор теории и методологии исследования культуры. Вот тут-то я и стал думать об уходе из НИИ.

Но, как раз в это время, в НИИ культуры на должность заместителя директора по науке пришла д.ф.н. Э.А.Орлова, которая несколько лет назад была официальным консультантом моей дипломной работы.

Тогда Эльна Александровна очень ратовала за то, чтобы я занялся профессиональной научной работой и продолжал работать над проблемой моей дипломной работы, которую она предложила интерпретировать в понятиях современного научного языка как «проблему социального участия».

Эльна Александровна предложила мне подготовить предложения для Учёного Совета Российского института культурологии (так был переименован наш НИИ) по созданию нового научного подразделения «Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики».

Учёный Совет заслушал и одобрил предложения. НМЦ был создан приказом директора РИК К.Э.Разлогова.

Это научное подразделение под моим началом работало около 15 лет. Почти все годы у меня было два помощника (научный сотрудник и лаборант). С их помощью удалось освоить «компьютерные технологии» и подготовить ряд мультимедийных пособий по социальной педагогике на компакт-дисках.

В ноябре 1995 г. Р.В.Соколов защитил в Российском институте культурологии диссертацию "Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства" по специальности "социология культуры, образования, науки".

В Учёный совет на диссертацию поступило двадцать (!) официальных отзывов от учёных из разных городов страны и четыре  официальных справки о внедрении идей Р.В.Соколова в практику различных образовательных, культурно-просветительных и молодёжных досуговых учреждений (в том числе - от Министерства Образования РФ, Фирмы "Социнновация", "Центрального Дома культуры железнодорожников").

Научная специальность по защищённой в 1995г. диссертациии - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.

Её тема: "Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства".

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
ОТКРЫТЬ ИЗ ФАЙЛА,
ПРОЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ

Это, как говорится, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, межотраслевая специальность.

Но поскольку большинство опубликованных работ делалось применительно  к научному профилю того или иного издания, то статьи имели в их содержании соот-
ветствующие акценты.

Во-вторых, любознательные "посетители" и строгие "пользователи" часто предпочитают исходить из собственных научных интересов и приоритетов.
Учитывая  их прицельный поиск и восприятие полагаю,  тоже "расклад" по научным отраслям предлагаемой информации имеет смысл.

Это же относится и к блоку

НАУКА "ПРИКЛАДНАЯ"

- ПЕДАГОГИКА
- СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА;
- СОЦИОКИНЕТИКА;
- КЛУБОВЕДЕНИЕ...

 

Кроме диссертации было подготовлено и издано четыре книги, две брошюры и значительное количество научных статей в изданиях по различным научным дисциплинам. Все они, так или иначе, имеют отношение к теории и практике социализации, организации освоения культуры, воспитанию, социальной педагогике, истории и практике детского «детского движения».

Наиболее полно основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы изложены в книге «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства», (первая - теоретическая - часть которой была опубликована в отдельном выпуске периодического издания «На путях к новой школе. На стороне подростка», 2004г.№3) в Санкт-Петербурге и размещена на сайте altruism.ru.

На основе проведённого многолетнего исследования был составлен авторский спецкурс по социальной педагогике (40-42 часа) и прочитан в Магнитогорском педагогическом институте, в филиалах ЛГУ им. А.С.Пушкина (в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Тагиле), в педагогическом колледже ВДЦ «ОРЛЁНОК».  На семинарах клубных работников Тюменской области и педагогов-организаторов Башкортостана.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Перечни публикаций Р.В.Соколова содержатся в нескольких рубриках разных разделов сайта (но все они ограничены тематическими рамками).

2. Самый полный перечень научных публикаций Р.В.Соколова содержится в рубрике «Все мои публикации». Этот перечень дан в хронологической последовательности публикаций.

3. Публикации, тексты которых имеются на данном сайте, в полном перечне выделены цветом (смотрите указания об «условных обозначениях» перед списком публикаций).

4. Научные публикации содержатся не только в рубриках данного раздела, но и в некоторых рубриках других разделов («Мемориальный музей А.С.Макаренко», «О ВОСПИТАНИИ»). Узнать о том, в какой рубрике какого раздела помещена та или иная статья можно по перечню в рубрике «Все мои публикации». Если статья есть на сайте, то рядом с «выходными данными» приводится и указание на расположение её на данном сайте.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

1. О моём научном статусе.

- старший научный сотрудник Российского института культурологии (РИК, ранее НИИ Культуры) ) с 1990г, т.е. свыше 18 лет;

-    кандидат социологических наук (специальность – социология культуры, образования, науки) с 1995 г.;

-       действительный член Академии педагогических и социальных наук (отделение теории и методологии воспитательных систем и пространств АПСН  (с 2000 года по отделению «Теория и методология воспитательных систем и пространств»);

-   действительный член Совета по празднично-игровой культуре  (Международного общества друзей игры и Института семьи и воспитания Российской академии образования);

-  (макаренковед) член международной макаренковскорй ассоциации (МАК) и член Президиума   её Российского отделения  «Макаренковское содружество»);

- с 1990г. член Ассоциации исследователей детского движения (опубликовал ряд "социокинетических" статей в изданиях этой ассоциации).


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Кое-что из моей "донаучной" и научной биографии     

Об уникальной самодеятельной  организации (УММ) в интернете один из её лидеров В.И. Скурлатов писал:

Игорь Акчурин как мой вдохновитель
Поступив в 1962 году в аспирантуру Сектора философских проблем естествознания Института философии Академии наук СССР под научное руководство мудрого Ивана Васильевича Кузнецова, который терпеливо школил мою необузданность и учил азам научной этики, - я быстро сошелся с Игорем Алексеевичем Акчуриным. Ах, какие головокружительные разговоры мы вели, а на заседаниях Сектора отнюдь не внимали почтительно аксакалам, а смело высказывали своё мнение, которое, впрочем, почти всегда тактично критиковалось. Мы высоко поднимали знамя передовых идей физики, математики и кибернетики, а философы классической марксистско-ленинской выучки, боясь отстать от прогресса, всячески старались 'задрав штаны бежать за комсомолом'.

Нам же хотелось новаций и парадоксов, и мы создали Университет Молодого Марксиста, в который подтянулся интеллектуальный цвет шестидесятничества. Из активистов остались все руководители, а также Сергей Хоружий, Лев Регельсон, Стива Полищук, Сергей Бочаров, Алик Соболев, Сергей Половинкин, Георгий Гачев,
Ричард Соколов и, к счастью, многие другие нынешние корифеи, но, к прискорбию, скончались Эвальд Ильенков, Генрих Батищев, Александр Зиновьев, Вадим Кожинов, Алик Гинзбург, только что ушел Юрий Бородай, а в прошлом году ушел Игорь Акчурин...."

Прошло более 45 лет и я узнал, что меня помнят, как представителя "интеллектуально цвета шестидесятничества" и одного из его "активистов" этого сообщества...

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Что-то из отзывов учёных
(отзывы о научной работе можно найти и в рубрике "Кем пред Вами слыву")


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

"...работая в библиотеке им. Ушинского, познакомилась с опытом работы детского многопрофильного клуба "Ровесник" и "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию". По счастливой случайности появилась возможность познакомиться с вами лично. Сложно переоценить то, что вы сделали и продолжаете делать. Беру на себя смелость утверждая, что изучение вашего опыта, вашего вклада в развитие теории воспитания - дело грядущих поколений педагогических исследователей. Удачи вам!

Аспирант Полтавского пединститута Сис Н.М. 9.02. 1995.

______________________________________________________________________________




ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

. ХАРАКТЕРИСТИКА

В Академию педагогических и социальных наук (АПСН)

_____________________________________________________________________________________________-


ХАРАКТЕРИСТИКА

Соколова Ричарда Валентиновича

1943 г. рождения, директора Первой опытной станции

по внешкольному воспитанию

Совет учредителей, учреждая Первую опытную станцию по внешколь­ному воспитанию в качестве первой экспериментальной площадки Центра системного подхода к воспитанию (ныне межрегиональная ассоциация “Воспитание”), по решению январской (1990 г.)  годичной конференции назначил её директором Соколова Ричарда Валентиновича и с тех пор Р.В. Соколов является бессменным директором Опытной станции.

Р.В. Соколов был назначен директором Опытной станции не случайно. Мы знали Р.В. Соколова по его практической, методической и научной работе уже почти двадцать лет.

Уже в самом начале 70-х годов Р.В. Соколов инициатор, организатор и главный руководитель первого экспериментального студенческого педагогического отряда (ЭСПО) МГПИ им. В.И. Ленина, осуществлявшего опытно-экспериментальную работу в подшефном МГПИ микрорайоне “Лужники”. Мы с интересом слушали выступления Р.В. Соколова на конференциях студенческого научного общества нашего института (выступления в качестве представителя студенческого научного кружка “Макаренковские среды” (которым руководила доцент кафедры педагогики Э.С. Кузнецова)  и в качестве составителя одноименного машинописного педагогического альманаха (за что Р.В. Соколов был удостоен диплома Совета СНО.

Р.В. Соколов тогда еще не имел высшего образования, но многие преподаватели педагогики (разных факультетов) приглашали его в качестве преподавателя читать перед студентами лекцию на тему “введение в педагогику”. С интересом читали мы, регулярно выходившую в те годы в институтской многотиражной газете страничку “Ребячий комиссар”, инициатором и редактором которой был Р.В. Соколов.

В середине 70-х годов мы слушали Р.В. Соколова на различных научно-практических конференциях в качестве заместителя председателя секции по изучению наследия А.С. Макаренко при Центральном совете педагогического общества РСФСР, составителя сборников материалов этих конференций и одного из их авторов.

Р.В. Соколов был организатором многих республиканских научно-практических конференций и  семинаров, а так же слётов педагогических отрядов, проводившихся в те годы Педагогическим обществом РСФСР.

Статьи о работе Р.В. Соколова и самого Р.В. Соколова печатались во многих центральных газетах.

В 1977 г. по центральному телевидению был показан большой документальный фильм “У нас во дворе”, снятый о Соколове и его сподвижниках творческим объединением “ЭКРАН”. (Режиссером С.М. Зеликиным по сценарию И.И. Зюзюкина. Демонстрацию фильма предваряло вступительное слово заместителя министра просвещения Л.К. Балясной.)

Р.В. Соколов дважды награждался почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Его опыт рекомендовался для освоения в целом ряде учебников и пособиях разных авторов (для студентов педагогических институтов и институтов культуры).

Мне довелось быть рецензентом дипломной работы Р.В. Соколова, в которой он обобщал многолетний опыт своей педагогической деятельности. Значительная часть этой дипломной работы сразу же была опубликована в сборнике НИИ культуры.

Еще обучаясь в Московском государственном институте культуры (МГИКе) Р.В. Соколов уже работал методистом в Едином научно-методическом центре (ЕНМЦ) Управления культуры Мосгорисполкома и методистом (а затем старшим методистом) Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ).

В 1976 г. по нашей рекомендации Р.В. Соколов и его жена Н.В. Соколова приняли предложение администрации вагонного депо станции Москва-Рижская и руководства ЦДКЖ  о создании в подшефном этому депо микрорайоне (Марьина роща) многопрофильного детского клуба.

Клуб “Ровесник” ими создавался буквально на пустом месте, но благодаря усилиям и энтузиазму Р.В. и Н. В. Соколовых у клуба оказалось три помещения в разных домах (общей площадью 520 кв. м.), необходимое для многопрофильной деятельности оборудование, дружный коллектив педагогов и большой коллектив воспитанников. Уже через год “Ровесник” был признан одним из лучших клубов Дзержинского района Москвы. На базе этого клуба проводились семинары для педагогов-организаторов и для депутатов района. Как только на базе клуба была создана Опытная станция, районный Совет сразу же заключил с нею договор о сотрудничестве.

В трудное для всех московских клубов и педагогов организаторов, ведущих работу с детьми и подростками по месту жительства, время экономических преобразований (когда многие клубы полностью прекратили свое существование),  директор Станции Р.В. Соколов смог сохранить все помещения, почти весь инвентарь, многих педагогов и многие детские коллективы клуба “Ровесник”.

Более того. По инициативе Р.В. Соколова при Комитете по делам семьи и молодежи Правительства Москвы был создан общественный совещательный орган (Консультативный совет), в значительной степени благодаря которому  в Москве удалось сохранить педагогов-организаторов и помещения клубов, ведущих работу с детьми по месту жительства.

Комитет заключил со Станцией договор о сотрудничестве и она получила статус Московского городского консультационно-методического центра (МГКМЦ).

В печатном органе Комитета (бюллетене “Ребёнок и социум”) Р.В. Соколов ведет рубрику “Истоки”, знакомящую читателей с историей отечественного общественно-педагогического движения.

Р.В. Соколов выступил одним из инициаторов реорганизации Центра системного воспитания в межрегиональную исследовательскую ассоциацию “Воспитание” и неизменно является членом её руководящих органов (членом Президиума, членом Ученого совета), регулярно выступает на конференциях нашей ассоциации с анализом проводимой Опытной станцией под его руководством опытно-экспериментальной и научно-методической работы.

Р.В. Соколов по рекомендации Ассоциации прочитал спецкурс по социальной педагогике в Магнитогорском пединституте и выступил на международной научной конференции в грайфсвальдском университете (Германия).

Р.В. Соколов успешно сотрудничает так же в международной Ассоциации исследователей детского движения (является членом бюро московского отделения этой ассоциации) и в Московском городском клубе волонтеров.

К моменту защиты диссертации “Условия участия населения в социализации детей и подростков по месту жительства” по специальности “социология культуры, образования, науки”  которая успешно состоялась 1 ноября 1995 года в Российском институте культурологии АН РФ, Р.В. Соколов имел уже 23 научных публикации (по философии, культурологии, соиологии, психологии и педагогике). Им было подготовлено и издано с помощью нашей Ассоциации две книги (оригинальные авторские учебно-методические пособия в помощь участникам общественно-педагогического движения).

Р.В. Соколов ведет активную работу по исследовательским программам Отделения образовательно-воспитательных систем АПСН и докторской диссертации “Условия участия населения в социализации детей; методология, история, методика и практика”, уделяя особое значение проблеме совершенствования логики воспитательного процесса.

Член совета учредителей Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, действительный член АПСН, Президент межрегиональной ассоциации   “ВОСПИТАНИЕ”

Ю.П.СОКОЛЬНИКОВ

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ


КРАТКАЯ И НЕОБЫЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р.В.СОКОЛОВА
ДВУХ ФИЛОСОФОВ  ИЗ ИХ КНИГИ
"СОЦИАЛЬНО-КЛУБНАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ"

(Характеристика Соколова из книги уральских философов   Лучанкина А.И. и Сняцкого А.А. «Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы» . 3-е изд. Исправленное  и  дополненное. - Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ. 1997. (В этой их книге многократно цитируются работы Р.В.Соколова).

«… Ричард… Знакомство с ним ошеломило. Ричард  Валентинович Соколов - «папант», адепт, фундаменталист, мэтр российского общественно-клубного движения, основатель множества клубных цивилизаций, автор живых инициатив, наследник дела С.Т.Шацкого. Он поддержал нас не только ценнейшими замечаниями,   неподдельным человеческим участием и энергией, за что мы ему благодарны, но и не менее важным - историей, сознанием традиции и служения. Служения делу, связанному с уникальным феноменом всемирного значения – российской практикой клубного дела, ориентированной на детей, подростков и молодёжь,  дела, которому посвятили себя Зеленко Шацкий, Макаренко, Иванов и сам Ричард». (с. 23)

«Если нет пророков в отечестве, то есть пророк клубного движения, и имя ему – Р.Соколов». (там же, с 92)



ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

 

ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

 

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление (25.12.10 02:07)