Эта рубрика создана 5 ноября 2011г.
Дополнена________________
К 26 ноября 2012г. на эту рубрику было свыше 1460 кликов.
-----------------------
Историк современной педагогики Андрей РУСАКОВ об авторе статьи:
"Ричард Соколов извечный внутренний критик коммунарства,
вечная "головная боль" его строгих апологетов,
первый подвижник и сторонник "педагогики общей заботы",
неустанно нападающий на неё: первый представитель "третьей волны"
внутри ещё первой волны и второй..."
(Из книги
А.Русаков. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. - СПБ).
------------------------------------------------
После "оттепели", перед застоем
(Очень популярно о коммунарском движении. (Подборка статей Р.В.Соколова о движении организаторов клубов юных коммунаров, опубликованных в газете “Ребёнок и социум” в середине 90-х гг.)
Наша цель - счастье людей
В предыдущем выпуске нашей рубрики мы начали рассказ о “коммунарском движении.”
Далекие годы “оттепели”... В то время к руководству комсомолом пришли люди, пытавшиеся "оживить" работу с детьми и подростками.
После ряда публикаций в центральной печати ЦК ВЛКСМ заинтересовался опытом ленинградцев - коммуны юных фрунзенцев.
Летом 1962 года по инициативе “Комсомольской правды", поддержанной ЦК ВЛКСМ, удалось провести в качестве эксперимента первый коммунарский десант. В пионерский лагерь “Орленок” приехало 50 старшеклассников из различных городов. Вожатыми в один из отрядов пригласили трех старших друзей из КЮФа - Виктор Малова, Любовь Балашкову, Ирину Леонову, и нескольких ребят - “кюфовцев”. За 40 дней, проведенных на берегу Черного моря, “коммунарам” удалось “обратить в коммунарскую веру” весь отряд.
Так появился полуофициальный “Всесоюзный клуб юных коммунаров”, институциированный как бы при “Комсомольской правде”.
По своим городам разъехались орлята-коммунары. И там многим из них удалось создать подобные подростковые сообщества, которые стали называть себя “секциями” клуба юных коммунаров.
Они проводили “коллективные творческие дела”, воспроизводили стиль и образ жизни коммуны юных фрунзенцев в той мере, в какой они могли их освоить за 40 дней, проведенных в “Орленке”.
У клуба ЮК “Комсомольской правды” появилась и своя эмблема, и поныне лежащая в основе не одной эмблемы ребячьих клубов, продолжающих традиции коммунаров. Вот уже 30 лет.
Победу в конкурсе на эмблему клуба ЮК, объявленном “Комсомолкой”, одержал девятиклассник школы № 18 г.Новороссийска Саша Лаврентьев. В награду за это, вместе со своим одноклассником Толей Плохим, он получил путевку в “Орленок” в "коммунарский отряд". После возвращения ребят в их школе с новой силой заработала первая на Кубани секция клуба ЮК. А классный руководитель 9-го “Б” Клавдия Сергеевна Осипова стала “старшим другом” секции ЮК.
Песни коммунаров пела уже вся 18-я школа.
Это мы шагаем звонко-
Коммунары из “Орленка”!
Солнцу ясному - салют!..
Девиз Клуба ЮК знал весь Новороссийск:
- Наша цель - счастье людей!
- Мы победим! Иначе быть не может!
Так - из города в город шагал по стране клуб юных коммунаров.
Летом 1963-го года в “Орленке” вновь собрались старшекласники. Из пятисот ребят было 50 коммунаров. И на этот раз “эксперимент” удался. Теперь уже 500 юных “апостолов” “коммунарской веры” разъехались повсюду. У клуба ЮК “Комсомольской правды” появились сотни “секций”. Вот с этого времени и появился в прессе термин “Коммунарское движение”.
В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться “Всесоюзные коммунарские сборы” (иногда даже одновременно - в нескольких городах). На эти сборы собиралось по 100, 200, 300 человек из 10-20 “секций” клуба ЮК.
Через год после слета в "Орленке" один из самых крупных Всесоюзных сборов прошел в Братске. Его уже организовали сами ребята - без всякой помощи взрослых.
С осени 1963 -го года в “Комсомольской правде” начала выходить специальная страничка для старшеклассников - “Алый парус”. Инициаторы ее выпуска задумали страницу, как печатный орган “коммунарского движения”. (И первое время “АП” был таковым). В “Алом парусе” из номера в номер печатались задания секциям клуба ЮК, публиковались информации из различных городов, где действовали коммунары - из Горловки и Киева, Новосибирска и Иркутска, Курска и Тернополя, Петрозаводска...
“Секции” клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из “секций” официально числились, как городские штабы комсомольцев - старшеклассников. В Архангельске “секцией” клуба ЮК стал городской штаб пионеров и старшеклассников.
...А на шестой этаж здания по улице Правды, 24, в редакцию “Комсомольской правды” приходили по вечерам ребята. Порой их здесь собиралось очень много - сероглазый, улыбчивый Валера Белогорцев, деловитая, серьезная Катя Павлова, энергичный, задиристый Юра Камышков... Вместе обсуждали и очередной номер “АП”, и задания секциям КЮКа. На карте, висевшей на стене школьного отдела "Комсомолки", появлялись флажки, означающие новые и новые коммунарские секции. Клуб ЮК продолжал работу...
(Окончание в следующем номере.)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Наибольший “всплеск” в коммунарском движении (движении организаторов клубов юных коммунаров) приходится на середину 60-х годов.
Как складывалась судьба объединений юных коммунаров? По-разному.
Если ребят, вернувшихся из лагеря “Орленок” с идеей создания секции клуба юных коммунаров, встречали такие классные руководители, как К.С. Осипова (в 18-й школе Новороссийска), то весь класс становился секцией клуба ЮК.
Если встречал такой директор, как В.А.Караковский (в то время директор 1-й школы Челябинска, а ныне директор известной 825-й московской школы, доктор наук, академик РАО), который на коммунарских делах, не стесняясь коллег, появлялся в коммунарском галстуке, то чуть ли не вся школа становилась “коммунарской”.
Если секретарем райкома комсомола был такой человек, как А.Дворжицкая (в то время секретарь Карельского обкома ВЛКСМ, а ныне директор НИИ детства), то не удивительно, что во многих городах республики появились коммунарские объединения и что диссертация о воспитательных возможностях коммунарского движения (защищенная через тридцать лет) была написана именно на материалах Карелии.
Но это были, скорее, исключения из правила.
Чаще получалось так, как было с Л. Генинг, десятиклассницей из Свердловска, которой пришлось из обычной школы перейти в школу рабочей молодежи из-за того, что директор не разрешал появляться в школе в коммунарском галстуке.
В.Бойцен, пионервожатую одной из школ Харькова, сняли с работы и исключили из комсомола за то, что она обратилась в обком комсомола с просьбой разрешить проведение коммунарского сбора с приглашением ребят из клубов и других городов.
В Воронеже группу студентов исключили из института за “несанкционированную” попытку организовать дворовый коммунарский клуб.
Ф.Я.Шапиро и ее коллегам, которые после Фрунзенской коммуны Ленинграда пытались перенести коммунарскую методику во внеклассную работу, пришлось покинуть 308-ю школу.
В декабре 1965 г. по просьбе “старших друзей” нескольких клубов ЮК разных городов в ЦК ВЛКСМ было проведено специальное совещание. Свою поддержку работники ЦК обещали только при условии добровольной унификации традиций и стиля жизни коммунарских объединений. В качестве “образцов” предлагался опыт Фрунзенской коммуны или клуба ЮК Горловки.
Лидеры коммунарского движения не могли согласиться на такое, ибо многообразие было для них одной из главных ценностей. Тогда им было сказано, что дальнейшая судьба объединений будет решаться по усмотрению обкомов.
Если карельский и архангельский обкомы комсомола “усмотрели” пользу от коммунарских объединений, то в большинстве обкомов отсутствие команды из ЦК ВЛКСМ о поддержке коммунарского движения расценили, как указание о сворачивании этого движения.
В этой ситуации многие объединения, считавшие себя “гвардией комсомола”, “школой комсомольского актива”, как бы утратили смысл своего существования и самораспустились. Выживали в тот период те объединения, которые понимали самоценность своей деятельности, независимо от того, как к ней относился комсомол.
Это было возможно тогда, когда объединение находило для себя заведомо нужное дело. Например, организацию юношеского совета и редакции странички при местной газете. Как, например, объединение “Шхуна ровесников” при газете “Новороссийский рабочий”. 5 ноября исполнится 30 лет, как "Шхуна" вышла в "плаванье".
Однако, такое удавалось далеко не всем. Начавшийся период так называемого “застоя” отразился в коммунарском движении к концу 60-х глубоким кризисом.
Но не все лидеры движения “опускали руки”. Были и такие, кто искал пути возрождения “детского движения” в новой социокультурной ситуации.
И такие возможности были найдены. Но об этом - рассказ в следующем выпуске.
* * *
Как и предыдущие “волны” в общественно-педагогическом движении (организаторов детских площадок и клубов, скаутских объединений, пионерских формирований, тимуровских команд), “волна” движения организаторов коммунарских клубов принесла “на своем гребне” новые воспитательные средства и прежде всего методику коллективной организаторской деятельности.
Все это чрезвычайно обогатило методическую “копилку” социальной педагогики и многое из этой “копилки” с успехом может использоваться и в современной внешкольной воспитательной работе.
Популярную литературу с описанием этих методик можно найти в библиотеках...
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (25.11.12 15:26)