14.01.12г.
(Из газеты «Жизнь Марьиной рощи»)
Машутка: Ричард Валентинович, мы обещали читателям рассказать о Вашей работе в Марьиной роще, о клубе “РОВЕСНИК”. Вы пришли в Марьину рощу 10 лет назад?
Соколов: Если Вас интересует, когда мы начали работать в Марьиной роще, то это было на двадцать лет раньше.
Когда я вернулся из знаменитого лагеря “Орлёнок”, где работал вожатым, и как-то в гостях у студентки философского факультета МГУ Наташи Кузнецовой мы жарко спорили с ней и её братом, учителем истории 607-ой школы о воспитании подростков. Помню, её брат тогда сказал: “Вот вы всё об “Орлёнке”, а пришли бы вы к нам в Марьину рощу в мою школу, тогда б мы и посмотрели, чего стоят ваши разговоры...” Мы ответили, что пришли бы, да только знаем, что такое школа: не очень-то в ней любят новые методы работы. А он стал говорить нам, что он в школе секретарь парторганизации и пусть это нас не беспокоит, лишь бы мы смогли что-то делать с семиклассниками, от которых спасу нет, которые давно игнорируют всякую пионерскую работу в школе и вообще хулиганы из хулиганов.
“Достал” он нас, вот мы взяли и пришли.
Придумали мы с Наташей для ребят что-то вроде сюжетной многоролевой игры по мотивам фантастического романа Станислава Лема “Возвращение со звёзд”. Пересказали мы ребятам краткое содержание этого романа и задали им вопрос, а как бы вы поступили на месте космонавтов? Дело в том, что космонавтам после возвращения на Землю не очень-то понравилась жизнь на Земле. Ребята стали предлагать разные варианты, и с этого началась жизнь подросткового клуба, который мы назвали “Фантастическим легендарным обществом космических собратьев”, сокращённо - ФЛОКС.
Придуманная нами длительная игра началась с подготовки “космической экспедиции” для встречи с “инопланетянами” и для “спасения гибнущей планеты”.
Наше “Общество космических собратьев” состояло из нескольких “экипажей космических экспедиций”, в которые входили ребята добровольно и кто с кем хочет. Экипажи совершали “тренировочные вылеты в космос” (ходили в походы), встречались “в космосе” с “представителями других цивилизаций” (которые представляли другие “экипажи”), а затем устраивали “творческие отчеты” об итогах “космических путешествий” и “коллективный анализ” этих коллективных творческих дел-игр.
А ещё можно было выбрать участие в работе какого-нибудь научно-исследовательского института “Космической академии”. Каждый член “экипажа” должен был овладеть какой-либо из “космических специальностей” и в качестве “главного специалиста” (по избранной специальности) своего “экипажа” готовить “программу космической экспедиции”.
Подготовка к экспедиции осуществлялась в стенах школы во второй половине дня в качестве “внеклассной работы”, а “экспедиции” - в загородных условиях, на летней базе школы, т.е. в условиях однодневных выездов (на автобусе) за город.
Руководителями этой игры, её “сценаристами” и “режиссёрами” были мы с Наташей Кузнецовой. Надо сказать, что нам с интересом помогала пионервожатая школы. Мы мечтали, что постепенно в содержании игры будет появляться всё больше и больше коллективных творческих дел и, таким образом, постепенно и незаметно для подростков за год-два удастся их сделать дружным коллективом.
Большие надежды возлагали и на летнюю базу труда и отдыха школы, где мечтали провести летом лагерь труда и отдыха “ФЛОКСа” с приглашением делегаций из клубов других городов.
Но слава о том, что “вожатые-производственники” в школе смогли “заинтересовать и занять семиклассников”, скоро долетела до того самого Московского городского Дворца пионеров и школьников, где и Дворец, и Московскую городскую пионерскую организацию продолжала возглавлять всё та же И.И.Митина.
Нас пригласили для “заслушивания опыта” на заседание Совета пионерской организации Москвы (в котором участвовали люди весьма преклонного возраста).
Перед нами одна пионервожатая делилась опытом проведения политинформаций. Проводим мы утреннюю зарядку перед началом урока, рассказывала она, делают ребята наклоны, а я спрашиваю, а вы знаете, что сейчас происходит во Вьетнаме? Не знают, и я рассказываю. Делают приседания, а я рассказываю. И все слушают. Совет постановил: прекрасный опыт пионерской организации необходимо рекомендовать к использованию по всей Москве. Слышу я это и говорю Наташе: “Бежим отсюда, мы куда-то не туда попали”. А она отвечает: “Поздно бежать, нас уже вызывают”.
Не успели мы использовать для рассказа и пятнадцати минут, как Председатель городского совета пионерской организации вслух произнесла: “Сегодня эти «космонавты» пишут «воззвания», а завтра станут писать листовки. Переходим, товарищи, к следующему вопросу”.
Пришли мы на следующий день в школу, а нам сообщают, что по причине плохой успеваемости старшеклассников директор издал приказ до окончания учебной четверти отменить все кружковые занятия. Не помог и брат Н.Кузнецовой, несмотря на свой “пост” секретаря партийной организации школы. Кстати, его физический кружок продолжал преспокойно работать, несмотря на приказ директора.
Вот так и закончилось моё первое общественно-педагогическое “хождение” в Марьину рощу.
А ровно через четверть века в этой школе всё-таки появилось наше объявление с приглашением в 26 бесплатных кружков клуба “Ровесник”.
Машутка: Тогда, Ричард Валентинович, давайте Вы нам об этом расскажете в следующий раз.
Обращение к космическим собратьям!
Дорогие жители Марьиной рощи, которые в середине 60-х годов учились в 607-й школе! Если кто-то из вас участвовал в этом Фантастическом Легендарном Обществе, просим откликнуться и позвонить Ричарду Валентиновичу в клуб “Ровесник” по телефону...
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (14.01.13 21:00)