09.04.13.
ОТЗЫВ НА АВТОРЕФЕРАТ
Кононовой Ольги Борисовны
«Образ человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в коллективную творческую деятельность»
(Специальность: 19.00.07 – «Педагогическая психология»)
Автор данного отзыва много лет знаком с объектом исследования
уважаемого соискателя.
С 1964г. я являюсь участником движения, получившего название
“коммунарское движение” и с тех времён знаком и с Архангельским
городским штабом школьников.
Много раз встречался на различных педагогических форумах
с руководителями АГШШ (в том числе - в Санкт-Петербурге).
А в 2001г. был в Архангельске и принимал участие в конференции,
посвящённой 30-летию АГШШ.
В течение многих лет создавал коммунарские коллективы в Москве.
Имею ряд публикаций по истории коммунарского движения
(в изданиях Ассоциации исследователей детского движения).
Две мои дочери принимали участие в работе коммунарских коллективов,
сами их создавали и защитили в московских педагогических институтах
(на отлично) дипломы по коммунарской методике.
Таким образом, предмет исследования О.Б.Кононовой
мне хорошо известен.
И очень понятен подход соискателя к исследованию коммунарства
не только в научно-педагогическом аспекте (с этим обстоит дело лучше),
но и в аспекте научно-психологическом.
Среди взрослых участников движения (их юные коммунары
обычно называют “старшими друзьями”) бытует мнение,
что о “коммунарстве” нельзя рассказать словами, что его как балет
следует видеть своими глазами.
Действительно, не увидев и, более того, не приняв участие
в “коллективной творческой деятельности”, трудно представить себе
этот феномен.
Там не менее, он не является непознаваемым.
Наука может и должна его описать во всех его проявлениях.
Следует, однако, признать, что психологических исследований
крайне мало.
Вот уже более половины века прошло со времени создания
в Ленинграде И.П.Ивановым первых коммунарских воспитательных коллективов, а научно-психологических работ, которые бы доказательно подтвердили целесообразность и эффективность методики коллективной творческой деятельности (“педагогики социального творчества”,
как ещё называют этот феномен) крайне мало.
А ведь в наше время проблемы с воспитанием подростков стоят
очень остро.
Стране очень нужны эффективные воспитательные технологии.
Одной из них и является методика И.П.Иванова, успешный опыт
применения которой имеет в нашей стране более чем полувековой опыт.
Вот почему трудно переоценить актуальность исследования
О.Б.Кононовой.
Я не психолог, но мой многолетний опыт участия в коммунарском
движении, его социально-педагогического и социологического изучения
и анализа в своих статьях позволяет утверждать, что приведённые в автореферате результаты исследования и выводы соответствуют действительности.
Автору диссертации удалось найти самые важные аспекты педагогической продуктивности в процессе коллективной творческой деятельности представителей разных поколений (юношества и их старших друзей).
Не буду их перечислять.
Замечу только, что все они имеют огромное значение для нравственного воспитания. Для воспитания семьянина, труженика и защитника
Отечества.
Считаю, что соискатель успешно справился с поставленными
в исследовании целями и задачами.
И, безусловно, заслуживает искомой учёной степени.
Хочется пожелать успешного продолжения исследовательской
деятельности в избранном направлении.
Р.В.Соколов, директор “Первой опытной станции по внешкольному воспитанию”, кандидат социологических наук
(специальность - социология культуры, образования, науки)
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (09.04.13 01:09)