Мои хроники. (В2 14.01.13.)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1993
МНЕ 50 ЛЕТ.
3-й год работы в НИИ культуры (начало работы руководителем структурного подразделения института "Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики", который был по решению Учёного Совета института и приказом директора Разлогова К.Э учреждён весной 1993г.)
- Продолжение работы руководителем общественного учреждения "Первая опытная станция по внешкольному воспитанию"
- продолжение работы консультантом фирмы "Социнновация"
- Продолжение работы в ЦДКЖ (в качестве руководителя детского коллектива) - Продолжение участия в работе Ассоциации исследователей детского движения
_____________________________________________________________________
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ_____________________________
О Т Ч Е Т
о работе за I-е полугодие 1993 г. НМЦ по проблемам соци-
альной педагогики и организации внешкольной социализа-
ции детей и подростков по месту жительства.
За три месяца (НМЦ создан в апреле 1993 г.) проведена
следующая работа:
I. Проведены организационно-хозяйственные мероприятия
по созданию условий для деятельности НМЦ на базе Первой
опытной станции по внешкольному воспитанию (перевезена необ-
ходимая мебель, компьютер "Искра", начато переоборудование
методического кабинета).
2. Осуществлены мероприятия по поиску партнеров сов-
местной деятельности (подготовлен и отправлен ряд писем,
осуществлены устные переговоры и достигнут ряд договореннос-
тей о проведении Декады (см.ниже).
3. Подготовлена и проведена (совместно с рядом органи-
заций) Декада, посвященная Дню защиты детей "Друзья детей -
кто они" с I по IO июня в Актовом зале Российского союза мо-
лодежи (Маросейка, д.3/13), которая включала выставку мате-
риалов по истории общественно-педагогического движения,
ежедневные консультации и серию тематических вечеров, а кро-
ме того - презентацию книги Р.В.Соколова "Привлечение насе-
ления к организации досуга детей и подростков по месту жи-
тельства" и заседание круглого стола по теме "Наша помощь
нужна детям: вчера, сегодня, завтра". Для Декады были подго-
товлены и отпечатаны в типографии пригласительный билет
(10000 экз.) и Программа (1000 экз.)
4. Принято участие в Международной конференции "Пробле-
мы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей"
(19-22 мая) с выступлением по теме "Подходы С.Т.Шацкого к
созданию школы и их использование в современных условиях". В
фойе по этой же теме организована выставка.
5. Принято участие в обсуждении концепции воспитания
школьников в современных условиях ( на указанной выше конфе-
ренции).
6. Принято участие в конференции Института развития
личности РАО о роли государственных и общественных организа-
ций в социализации детей (15-16 июня) с выступлением о роли
общественно-педагогического движения.
7. Принято участие в Международной встрече волонтеров
Европы (21-24 июня) с выступлением на секции "Молодежные
движения".
8. Принято участие в работе Консультативного совета по
делам семьи и молодежи Правительства Москвы (выступление на
семинаре руководителей детских клубов Москвы и прием делега-
ции социальных педагогов Австрии на базе Первой опытной
станции по внешкольному воспитанию.
9. Проведен семинар для социальных педагогов, проходя-
щих обучение в НМО "Творческая педагогика" (26 мая).
10. Оказана методическая и организационная помощь детс-
кому клубу "Ровесник" муниципалитета "Марьина роща" в прове-
дении вечера-встречи с редактором газеты "Ребенок и социум"
К.И.Подымой и проведении большого "Праздника игры" (28 мая)
на игровой площадке микрорайона.
11. Принято участие в ряде совещаний Совета директоров
детских клубов, организованных Комиссией по делам молодежи
Моссовета.
Руководитель НМЦ Р.В.Соколов
_________________________________________________________________
О том, с какими успехами Р.В.Сколов приближался к своему настоящему юбилею (50-летию) и к официальному вступлению в роль соискателя учёной степени видно из приведённого ниже документа от заместителя директора НИИ Культуры, доктора философских наук Э.А.Орловой.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
__________________________________________________________________________
- Наступило время, когда из (захваченного августе 1991г. Международным совместным предприятием "Лицом к лицу")
здания школы 242, выехала присосодившаяся на первом этаже
контора муниципалитета (позже, переименованная
в Районную управу).
Её руководитель (он тогда назывался "супрефект")
был снят,о чём сообщил в газете "Московская окраина" префект
Северо-Восточного аднинистративного округа В.Г.Систер:
"Скрывать не стану и то, что с шестью из семнадцати
супрефектов наши пути разошлись.
Все шестеро уволились по собственному желанию,
но уходили с работы исключительно по желанию префекта...
Были откровенные ловкачи, как бывший супрефект
муниципального округа "Марьина роща"...

(№16 (55) август-
сентябрь 1993 г.);
Подробности истории с захватом школьного здания в августе 1991 г.
и того, чем эта история кончилась см. в рубрике "Педагогический
апофигей" данного сайта.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ХАРАКТЕРИСТИКА
на старшего научного сотрудника сектора методологии
и методов изучения культуры
НИИ культуры МК РСФСР и АН СССР Соколова Ричарда Валентиновича
Р.В.СОКОЛОВ относится к той категории исследователей, которая сочетает теоретическую работу с опытно-экспериментальной, с обобщением и распространением своего опыта и с подготовкой кадров по практической работе.
Все направления деятельности Р.В.Соколова носят культурологический характер. Это теоретическая и прикладная культурология, имеющая междисциплинарную основу.
Об этом можно судить по научным публикациям Р.В.Соколова.
Среди них 2, опубликованные в сборниках Института философии АН СССР, 1 – в сборнике Института социологии АН СССР, 2 публикации (психологические) – в сборнике МГУ им. М.В.Ломоносова, 1 – культурологическая – в сборнике НИИ культуры .
Кроме того, 3 публикации клубоведческие, 4 – педагогические и две в журнале «Семья и школа». Подготовлены и находятся в печати ещё три статьи (две клубоведческие и дна психологическая).
Опыт Р.В.Соколова и созданных им организационных структур социализации детей подрстков (Щёлковского городского многопрофильного клуба «Орион», московских форпостов культуры, клуба «Ровесник и Первой опытной станции по внешкольному воспитанию) нашли отражение и использованы в девяти учебниках и учебных пособиях для студентов институтов культуры и пединститутов, в более чем 20 научных публикациях социологов, специалистов по прогностике, педагогов-исследователей. .
Р.В.Соколов имеет десятки публикаций в периодических изданиях, несколько раз выступал по телевидению.
Весьма существенно то, что практическая деятельность, осуществляемая Р.В.Соколовым более 30 лет, уже с 1962г. имела характер опытно-экспериментальный, что неоднократно отражалось в научных публикациях Р.В.соколова.
Более 20лет (с 1968г.) Р.В.Соколов принимает участие в республиканских и Всесоюзных научно-практических конференциях.
Приимал участие и выступал на 4-х съездах Творческого учителей, Союза работников культуры, социологов ина 4-х Всесоюзных (философской,психологической и педагогической) конференциях.
С 1989г. Р.В.Соколов является внештатным преподавателем Центрального института повышения квалификации (ЦИПКа) Министерства культуры РСФСР и Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры МК СССР.
.Р.В.Соколов в настоящее время активно участвует в работе:
- Всесоюзной Ассоциации «Воспитание» (член Правления ассоциации и руководитель Первой опытной станции по внешкольному воспитанию Центра системного подхода к воспитанию ассоциации;
- Социологической ассоциации СССР (член бюро секции «Социология молодёжи и образования»;
- Ассоциации инженерно-педагогических работников (член Совета ассоциации);
- Творческого союза работников культуры (заместитель председателя комиссии по работе с детьми);
- Творческого союза учителей СССР (координатор программы «Воспитательные комплексы микрорайонов»);
- Философского общества СССР (член секции философских проблем культуры);
- Педагогического общества РСФСР (Руководитель микрорайонного методического центра по организации досуга, созданного ЦДКЖ и группой по изучению наследия С.Т.Шацкого общественного НИИ истории педагогики П РСФСР;
- Ассоциации исследователей детского движения:
- группы творческого развития детей при Постоянной комиссии по образованию Моссовета
В период работы в НИИ культуры (с августа 1990г.) Р.В.Соколов:
- написал статью для сборника НИИ культуры (объёмом 1 печ. Лист);
подготовил материал для выпуска «Информкультуры» (объёмом 1 печ. Лист);
- прочитал цикл лекций (объёмом в 20 часов) в Тюмени по приглашению Курсов повышения квалификации работников культуры;
- совершил командировку в Пермскую область для изучения инициативной деятельности по созданию области «Коммунарско-Макаренковского содружества (КМС) и Ассоциации социально-педагогических объединений пермской области и принял участие в учредительной конференции этой ассоциации;
- написал два отзыва (на реферат и на методически рекомендации по досуговым центрам); - консультировал практико культпросветработы, обращавшихся в сектор инициативных форм досуга с вопросами по организации социально-педагогических комплексов. Характеристика дана на оформление Р.В.Соколова соискателем учёной степени кандидата социологичесих наук.
Заместитель директора НИИ культуры МК РСФСР и АН СССР, доктор философских наук Э.А.Орлова
Э.А.Орлова позже стала научным руководителем соискателя Р.В.Соколова.
____________________________________________________________________
Вышло второе издание книги под названием "Участие населения в организации досуга детей и подростков по месту жительства". (тираж в два раза больше - 2000 экз.) Так же приходилось на месяц уезжать в г. Торопец. Были огромные трудности с перевозкой тиража на автобусе до вокзала, с посадкой на поезд и с перевозкой в поезде до Москвы.
__________________________________________________________________
Из книги: СЛОВАРЬ-СРАВОЧНИК-ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (-М,, 2005, с. 474 – 476).
Статья « СОКОЛОВ РИЧАРД ВАЛЕНТИНОВИЧ (р. 1943).
" В 1993 году в НИИ культуры Российского института культурологи создал Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики. Совместными усилиями центра и станции подготовлено более 10 мультимедийных пособий.
Создавая детские сообщества «самих детей» Р.В.Соколов пришёл к выводу: Задача взрослых состоит не только и не столько в том, чтобы адаптировать детей к условиям, сколько в том, чтобы помогать им обретать опыт самореализации в разных сферах творчества (а в социальной – особенно).
…Воспитание и даже «программированное воспитание» - не обязательно насилие. Оно предполагает такую перемену деятельности, которая становится для воспитанников «полем самореализации» в улучшении своей и окружающей жизни, такое воспитание становится свободой. Не «свободой от», а «свободой для». По опыту знаю, что многие дети и подростки предпочитают счастье именно такой свободы, если вовремя почувствуют её «вкус»..."
Детское движение. Словарь-справочник. Сост. Кирпичник А.Г, Трухачёва Т.В. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. –М., 2005г. 544с. Библиотека исследователя и организатора. Тираж 5000.
_________________________________________________________________________________________________
Начали создавать отряд скаутов.
_________________________________________________________________________________________________
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
ДИПЛОМ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
НАГРАЖДАЕТ
Программу «Юный спасатель», представленную Комитетом по делам семьи молодёжи Правительства Москвы и присваивает звание «Лауреата Российского конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи».
Автор проекта: Соколов Ричард Валентинович – руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологи Академии наук РФ, директор Первой опытной станции по внешкольному воспитанию
Председатель Комитета (подпись)
12 ноября 1993
г.Москва
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ОТЗЫВ Р.В.СОКОЛОВА НА КОНЦЕПЦИЮ РАО 1993г.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Представленный для обсуждения текст концепции имеет ряд важных достоинств:
1. Его авторы не пошли на поводу у новомодной тенденции отрицания термина "воспитание" и отражаемых им явлений, более того: они не отказались и от идеала "всесторонне-развимтой личности" (с.6). и считают его "ведущей целью воспитания", хотя он нак идеал и как цель воспитания оспаривался у нас и в прежние годы.
2. Авторы концепции остаются верны своим прежним концептуальным представлениям и непреклоняются перед модой, идущей с Запада.
3. Сформулированные задачи воспитания в общем не вызывают возражений (с. 7-8), основные идеи и подходы "гуманистической системы воспитания" (с.9-11) не противоречат целям и задачам, критика массовой школы (с. 13-14) представляется оправданной. перечисленные факторы, от которых зависит "эффективность школьного воспитания", не вызывают сомнений, хотя их список мог бы быть значительно шире.
Вместе с тем, концепция имеет, на наш взгляд, и ряд "слабых мест", которые позволяют усомниться в том, что задачи воспитания, а тем более идеал,обозначенный ведущей целью, будут достигаться, а не останутся декларацией о намерениях.
1. Понятие "социализация" трактуется очень узко, "самореализация детей" трактуется лишь как "реализация их склонностей и способностей" (с.7, 16), тогда как "самореализация" - это не только реализация способностей, но и активное преобразование окружающего мира, которое требует не толлдько "учебной практики", но и "жизненной практики", несводимой к художественному и техническому творчеству, к социальному творчеству в игре (с. 16), "клубной деятельности" (с. 16) и труду в том их виде, как они предсчтавлены в концепции.
Нужны и "длительная игра" (как её понимал И.Н.Жуков),"коллективная организаторская деятельность" (как её паонимал И.П.иванов),развивающий ся производитекльный тру "от пиервобытныфх форм, через кустарные к промыщленно развитым" (как это трактовал С.Т.шацкий и делал А.с.макаренко). Необходимо не декларирование гуманизма с заклинанием авторитаризма, а "борьба за человечность" по системе "совместно-разделённой деятельности" (описанной А.И.ещерякочвым), не робкий "дихотомический полдход" (С. 10), а диалектический подход с постепенным переходом (только не понятий-антиподов одно в другое, а отражаемых ими явлений), как это трактовал П.П.Блонский и прекрасно делали С.Т.Шацкий, А.С.Макавренко, И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков...
Без этого дети не пролуч ни "поля самореализации", ни "жизненной практики", ни даже целенаправленного воспитания. Их социализация будет по-прежнему ущербной,а школа - "продлюгой".
И никакие "резервации" в стенах школы, "для свободного общения, где можно покричать..." (с. 17) не сдедают школу "школой радости".
Устраненире этих недостатков сделает концепцию вселяющей надежды на то, что следующее поколение будет человечнее нашего.
Р.В.Соколов, руководитель НМЦ по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства Российского института акультурологии РАН, член Президиума межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитаниен".
20.04.93г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Копия отзыва имеется в архиве РИК (Папка с отчётом Р.В.Соколова за 1993г.)
ПРИМЕЧАНИЯ: Замечания, приведённые в отзыве Р.В.Соколова, РАО не учла. И вот прошло 17 лет. К чему привела реализация, концепции, на которую Р.В.Соколовым был дан весьма критический отзыв, можно наглядно увидеть в 69 сериях телевизоного фильма "Школа".
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Три публикации года
КНИГА
Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Изд.: Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).
Соколов Р.В. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии // «Наследие А.С.Макаренко и современность» – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. - практ. конф. (10-12 марта 1993г.) / Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им.А.С.Макаренко.
Соколов Р.В., Соколова Н.В. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного округа города Москвы. – М., 1993. 32 с. (Методическое пособие в помощь социальным педагогам)Изд.: Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, НПО "Парус" Всероссийского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (14.01.13 00:13)