04.01й.13г.
Авторский текст, подготовленный к выступлению и печати.
Опубликован почти без изменений, но в названии убрано:
"в одном строю", "подвижники соцвоса", а в скобках дано:
"сравнительный анализ социально-педагогической деятельности".
Автор вполне согласен с редакционной правкой его текста.
Текст был зачитан 28.03.13г. автором с дополнениями.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выходные данные опубликованной статьи
Соколов Р.В. Звенья одной цепи: С.Т.Шацкий,А.С.Макаренко,
И.П.Иванов, Р.В.Соколов (сравнительный анализ
социально педагогической деятельности) //
Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы Международной научно-практической конференции,
посвящённой 125-летию со дня рождения А.С.Макаренко (28-29 марта 2012г.) /
сост. Е.Ю.Илалтдинова, С.И.Аксёнов. Под ред. А.А.Фролова. Нижний Новгород:
НИУ РАНХиГС, 20013, с. 105 - 109.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НИЖЕ - авторский текст статьи к Международной научно-практической
конференции в Нижнем Новгороде
"Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы"
28-29 марта 2013г.
============================================================
Соколов Р.В., Москва
ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ. В ОДНОМ СТРОЮ
(«подвижники соцвоса» С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов,
Р.В. Соколов…»)
Жизнь и деятельность указанных деятелей охватывает период
с 1878г. по настоящее время, т.е. более 140 лет.
Активная социально-педагогическая деятельность с 1905
по 2012, т.е. 107 лет.
За это время Россия дважды участвовала в мировых войнах,
и в стране дважды радикально поменялся общественный строй
(1917 и 1991).
Но, несмотря на такие обстоятельства, «цепь» традиции,
о которой речь в этих тезисах, не прерывалась.
Основания для сопоставления дают, прежде всего,
следующие «внешние признаки».
1. Инициативный характер возникновения объединений.
В 1905 г. -детский клуб, а позже общество «Сетлемент»
С.Т.Шацкого и ещё позже (1911) - при нём летняя колония
«Бодрая жизнь.
В опыте А.С.Макаренко - возникновение колонии им. Горького
(вместо школы-интерната №7 для социально-дефективных детей).
В опыте И.П.Иванова - создание по его инициативе в 1959 г.
пионерской районной Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ).
В опыте Р.В.Соколова - создание всех его воспитательных
объединений (например, городского многопрофильного
подросткового клуба «Орион» в г. Щёлково в 1968г.)
2. Продолжительность опыта, созданных ими объединений.
У С.Т.Шацкого - клуб, общество и школа-колония «Бодрая жизнь»
(с 1905 по 1932).
У А.С.Макаренко - с 1920 колония и позже до 1939 Коммуна.
У И.П.Иванова - КЮФ с 1959 и студенческая Коммуна
им. А.С.Макаренко (КИМ) с 1973 г. по 1992 г.
У Р.В. Соколова - с 1968 городской подростковый клуб «Орион», «выросший» в Первый экспериментальный студенческий
педагогический отряд (ЭСПО).
Под его руководством 10 лет.
А позже - более 20 лет клуба «Ровесник» и Опытной станции.
Это, не считая предшествующих, промежуточных и последующих
опытов по созданию «экспериментальных моделей досуговых
центров социализации».
Более веские основания для сопоставления даёт то,
что было общим в «педагогических воззрениях»
(термин А.С.Макаренко) этих социальных педагогов
и в их практическом опыте.
1) Общинность (коллективизм).
2) Представление о том, что детская община может «опережать окружающую жизнь в социальном творчестве»,
«педагогика социального творчества (так называется
ассоциация последователей И.П.Иванова).
3) «Творческое содружество поколений» (термин И.П.Иванова)
в разновозрастном коллективе.
4) «Педагогика общей заботы» (не только друг о друге
внутри коллектива, но и заботы об улучшении окружающей жизни).
5) Трудовое воспитание в направлении от «труда-работы»
к «труду-заботе».
6) Приоритет воспитания над обучением.
7) «Бодрая жизнь» (С.Т.Шацкий), «мажор» (А.С.Макаренко),
«радость людям» (И.П.Иванов, Р.В.Соколов).
8) Игра, не только как инструмент воспитания,
но и как важнейший элемент образа и стиля жизни коллектива.
9) Педагогически целесообразная перемена деятельности воспитанников («комиссии» у С.Т.Шацкого;
«отряды постоянные» и «сводные», «кружки и секции» у А.С.Макаренко; «отряды» и «советы дела» у И.П.Иванова;
«отряды», «штабы», «цеха», «кружки», «секции» и др. у Р.В.Соколова).
У всех в тех или иных вариантах многопрофильность, реально способствующая всестороннему развитию воспитанников.
10) «Освоение культуры» (культурного наследия
и культурной среды).
11) «Наступательность» как экспансия в распространении
своего культурного влияния на ближайшую среду обитанию,
«активное преобразующее освоение окружающей культурной среды» (Р.В.Соколов).
В опыте С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко - праздники и театральные постановки для населения.
В опыте И.П.Иванова - «операции» «Радость детям села» и т.п.
В опыте Р.В.Соколова - «культармейские агитпоходы
с концертами по сельским клубам и пионерским лагерям
Щёлковского района, совместные игры и творческие дела
с сельскими ребятами во время летних лагерей труда и отдыха,
«вечера для родителей».
А в период 1986 – 2007 - 117 массовых праздников подвижных игр
под девизом «Радость детям Марьиной рощи».
12) Стремление к теоретическому осмыслению своего опыта,
его систематизации, описанию его в виде целостной
развивающейся педагогической системы
(применительно к окружающей социокультурной ситуациии
и её динамике).
13) Деятельность по научно-методическому описанию
идей и опыта в виде доступном для трансляции.
В опыте С.Т.Шацкого книги «Дети-работники будущего»,
«Бодрая жизнь» (с приложением статей и стенограмм
выступлений 4 тома).
В опыте А.С.Макаренко - 8 томов.
У И.П.Иванова - кандидатская и докторская диссертации,
статьи и две книги, изданные при жизни и несколько уже посмертно.
У Р.В.Соколова - тематические страницы «Юный коммунар»,
«Ребячий комиссар», «Старший друг» в газетах.
Это свыше 40 газетных полос с 1968 по 1998 гг.
Сотни отдельных статей в СМИ.
Три брошюры и три книги.
Общее число научных и учебно-методических публикаций около 190.
4-й год действует личный сайт, на котором представлено
уже свыше 70-ти из этих публикаций и видеозаписи десятков
выступлений на различных конференциях.
И множество других материалов, отражающих содержание и методы работы.
14) Стремление «раздвинуть рамки», обусловленные
типом учреждения вплоть до изменения установленных «свыше» нормативных документов (положения, устава и пр.)
и даже - статуса учреждения (его ведомственной подчинённости).
В опыте С.Т.Шацкого - наделение колонии «Бодрая жизнь» статусом «Первой опытной станции по народному образованию» Наркомпроса.
В опыте А.С.Макаренко - аналогичное наделение его колонии
статусом образцового учреждения при Наркомпрсе Украины
с выходом из-под подчинения местным органам.
В опыте Р.В.Соколова - переход клуба «Орион» в статус
«Первого экспериментального студенческого отряда» (ЭСПО)
при МГПИ им. В.И.Ленина в 1971г.
А через 20 лет переход детского клуба «Ровесник» (при жилконторе)
в статус общественной организации с юридическим лицом,
а через год перерегистрация с получением статуса некоммерческой организации (НКО), что позволило создать независимое общественное воспитательное научно-методическое учреждение
«Первая опытная станция по внешкольному воспитанию».
Благодаря Станции (которой позже было присвоено имя
С.Т.Шацкого), многопрофильный клуб «Ровесник» активно
Ъразвивался до 2003 г. (когда от большинства подобных клубов
в Москве остались одни воспоминания).
Опытная станция подобно Станции С.Т.Шацкого была комплексом, который, помимо практической педагогической работы с детьми, занимался научно-педагогической деятельностью,
подготовкой кадров и несколько лет по договору с Комитетом
по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.
Наш акомплекс был ещё и Московским городским консультационно-методическим центром (МГКМЦ).
15) «Десант в педагогику» - активная пропаганда своих
педагогических инновационных воззрений, и социально-педагогических технологий через общение с работниками социальной сферы
и теми, от кого зависит их деятельность через выступления
на совещаниях и конференциях, через журнальные
и газетные публикации.
16) Стремление к «воспроизводству» не только «детского актива»,
но и кадров воспитателей. У С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко некоторые воспитанники становились педагогами (в колонии и коммуне),
а кто-то стал педагогом позже.
Так было и у нас.
Воспитанники становились педагогами уже на 3-м году «Ориона».
Позже Т.Стурова стала учителем, С.Фролов стал директором школы, Е.Борисова - преподавателем в МГПИ, Ю.Берёзкин директором
СППК и т.д.
В более чем 20-летнем опыте клуба «Ровесник» и Станции
педагогами в ней стали воспитанники О.Файницкий,
сёстры С. и А.Соколовы.
Они, получив уже некоторый педагогический стаж, поступили в педколледжи, затем в педуниверситеты.
Закончив их с отличием, стали работать по специальности
социальными педагогами.
Воспитанница А.Соколовой по клубу Ю.Макаренко тоже закончила педучилище и пединститут. И тоже - с отличием .
И тоже организовала подростковый клуб.
3. Специфические (отличительные) черты
Они обусловлены:
а) конкретной политической ситуацией в стране и социокультурной ситуацией в регионе;
б) спецификой учреждения (его организационно-правовой
формой, наличием кадровых и материальных ресурсов)
и др.
Отличия в опыте С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и И.П.Иванова
уже многократно освещались в публикациях автора данных тезисов.
Полагаю, наступило время написать и о нашем опыте.
С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко, будучи «по природе» новаторами и,
по сути, яркими представителями общественно-педагогического
движения, в тех условиях были вынуждены сотрудничать
с государством, пытаясь вести инновационную деятельность
в государственных учреждениях (где до поры до времени им
что-то удавалось).
Но из этих учреждений их потом (по словам С.Т.Шацкого)
«оторвали с кровью и мясом».
И понятно, почему их последователь И.П.Иванов
в годы начавшейся «оттепели» пытался создавать сугубо
общественные объединения.
Он избегал не только возможности стать учреждением
или его структурным подразделением, но даже – оформления
КЮФа в организацию.
Вся работа - исключительно на «волонтёрских началах».
Вот почему и мы, поработав в учреждениях школьных,
внешкольных, культурно-просветительных и при жилконторах,
при первой же возможности (в 1990г.) создали своё общественное учреждение.
Такого счастья, (увы!) после опыта С.Т.Шацкого в 1905-1917 гг
Э. не удалось испытать ни А.С.Макаренко, ни И.П. Иванову.
А нам довелось.
И благодаря этому нам удалось не только создать Станцию
как воспитательное учреждение нового типа, но и получить
небывалые возможности для поисковой опытно-экспериментальной работы.
Мы продолжали работу по проблемам и методике коллективного
освоения культуры, над 15-летней программой «культармейской подготовки» лидеров детских объединений.
Через их деятельность по девяти «направлениям» (с целью
всестороннего и гармоничного развития личности).
Разработали свою концепцию освоения культуры
(как освоения культурной среды).
Много занимались проблемой работы с теми детьми,
которых А.С.Макаренко называл «серыми и сопливыми»
(и признавался, что не знает, как с ними работать).
Таких социологи и психологи называют ещё «аутсайдерами».
В последнее десятилетие активно работаем над программами патриотического воспитания с использованием метода
«длительной игры» на материалах отечественной истории
«Богатырские поляны» и «Путешествие в Древнюю Русь».
Обо всей этой работе теперь можно найти материалы на сайте
sokolovr.ru.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (07.04.13 13:54)