Грозит ли "новое средневековье"?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

09.04.13.

 

ГРОЗИТ ЛИ НАМ «НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»?

(нечаянные мысли по неслучайному поводу
и в связи с 125-летием со дня рождения А.С.Макаренко)

Уже много раз встречал в интернете предостережения о том,
что изучение православной культуры грозит «новым средневековьем».

Но вот неожиданно узнал, что в записных книжках известного
отечественного педагога и писателя А.С.Макаренко последнего года
его жизни оказались наброски для учебника и романа по Древней Руси.

С чего бы это у него? И для чего?


Вспомнилось, что в анкете 1922 г. («вместо коллоквиума»)
А.С.Макаренко написал, что любимый предмет история,
а больше всего его интересует эпоха феодализма.

Что же могло там заинтересовать педагога, который писал позже
в письме известному писателю А.М.Горькому о своей
«маленькой общинке»?

Известный отечественный учёный и православный священнослужитель
начала ХХ века о. Павел Флоренский писал: «Идея общежития,
как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом
единстве - назовётся ли она по-гречески киновией,
или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе
и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, - была водружена
и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием
и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра
колонизации и территориальной и хозяйственной, и художественной
и просветительской, и, наконец, моральной» (1, с. 381).

Если попытаться найти страну и века, в которых общинные поселения
(коммуны) были наиболее ярко выражены качественно,
продолжительно и в сравнительно большом количестве,
то это Россия, конец 14-го и начало 15-го веков.

Имеется в виду «общежитие» (или «общинножитие»), возрождённое
самым почитаемым (и до сих пор) в России святым Сергием
Радонежским, «общинножие», продолженное двумя поколениями
его учеников. Жизнедеятельность и пример около сотни общежительных («общинножитных») монастырских поселений на тогда ещё
маленькой территории Древней Руси привели к серьёзному изменению менталитета целого народа - к появлению общинности в менталитете
русского народа (2, 132-136).

В начале ХХ века было не мало попыток создания трудовых коммун (преимущественно сельскохозяйственных) монахами,
просто православными мирянами и даже питерскими рабочими, переселявшимися  в деревни.

Но в 20-30х гг. монастырские коммуны раскулачивали,
прочие пытались превращать в светские артели и колхозы.

Коммуны, созданные рабочими семьями, «нагружали» повинностью
создавать колхозы, вовлекая насильственно коллективизируемых селян.

Такие коммуны, конечно же,  растворялись в среде саботажников
и исчезали…

Тогда же и позже многие коммуны «проедались», поскольку
«коммунары» потребляли больше, чем производили.

Не верящие в Бога, зачастую, прекращали работу сразу же,
как только оказывались вне поля зрения надсмотрщика.

Получалось, что от каждого община не получала не только
«по способностям», но даже и «по труду».

А есть норовили «по потребности».

Об этом мне довелось прочитать во многих письмах, присланных
в «Комсомольскую правду», когда в середине 60-х гг. на страницах
газеты велась дискуссия о коммунах «Коммуна – обязывающее слово».
Коммуна непременно предполагает совесть, а если её нет,
то коммуне не быть…

Другими словами, коммуна без веры в Бога невозможна.

А возможна ли вера в Бога без коммуны?

Многие сторонники «христианского коммунизма» считали и считают,
что это невозможно.

За такие взгляды в ХХ веке можно было подвергнуться репрессиям.

Хорошо ещё, если департации (как, например, А.Э.Краснов-Левитин),
а то и расстрелу…

Я лично знал Анатолия Эммануиловича (по профессии он был
преподавателем литературы).

И такого убеждённого верующего (готового хоть на распятие)
и одновременно такого убеждённого сторонника христианского
коммунизма я никогда больше не встретил.

Ему было везде трудно.
И среди верующих (как христианскому коммунисту).

И среди коммунистов (как верующему и церковному
«самиздатовскому» публицисту).

Но церковь его не отлучила, а вот коммунисты выставили
за границы СССР…

В ХХ веке были опыты создания и, как бы, «безбожных» коммун.

Но, во-первых, кто доказал, что их создатели С.Шацкий,
И.Ионин, М.Погребинский, А.Макаренко были атеистами (9, 3),
а, во-вторых, эти коммуны «умерли» вовсе не «естественной
смертью», а были разгромлены или «реорганизованы»…

И.Ионин был репрессирован, М.Погребинский застрелился,
А.Макаренко умер скоропостижно от разрыва сердца…

Так что, пока ещё никто не доказал, что коммуна может быть
достаточно долговечной.

В нашем веке тоже появляются коммуны и православные
поселения-коммуны тоже.

Это и монастыри, и братства со сложным составом насельников.

Среди последних есть и общины с чёткой направленностью
на социальное служение.

В них создаются для социальных сирот интернатные гимназии
и кадетские корпуса.

Конечно, первые 10 - 20 лет жизни некоторых из них ещё не дают
оснований для утверждений о них, как о долгожителях.

Но есть ли им альтернатива?

Могут ли они выжить в условиях прогрессирующего общества
потребления, в условиях агрессивного западного глобализма?

Во-первых, не исключено, что Запад с его глобализмом ещё скорее
«загнется» в собственных судорогах…

Во-вторых, - что в коммуны будет вливаться здоровая кровь
"армии" подрастающего беспризорничества
(избежавшего педагогической толераненности) и что криминалитет
возьмёт коммуны «под свою крышу».

Ведь и беспризорники нуждаются в экологической нише
для продолжения рода. А криминалитету нужны «оазисы»,
где можно было бы без опасений воспитывать дочерей
(не боясь, что их изнасилуют прямо в школьном классе
или «посадят на иглу», как это случается теперь нередко
даже в самых престижных колледжах и университетах).

Прочитал както, что в женском туалете  факультета педагогики
и психологии одного из московского педагогических  университетов
уже сейчас установленный администрацией автомат торгует…
презервативами.

И это совсем никого не пугает.
А мы всё ещё боимся "нового средневековья".
Оно нам, видимо, совсем не грозит. Даже, если и наступит.

Литература

  1. 1. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Сергий Радонежский:
    Сб. / Сост. В.А.Десятников., - М.: Патриот, 1991. –539с.

2. Соколов Р.В. Этнокультурные истоки общинности в менталитете
русского народа// Известия Академии педагогических и социальных наук,
выпуск УШ, Москва-Воронеж, 2004, с. 132 - 136.

3.  Остроменцкая Н.Ф. Навстречу жизни // Народный учитель. 1928г.
Янв-фев. № 1-2.

4. Соколов Р.В. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии//
«
Наследие А.С.Макаренко и современность» – М., 1993. – С. 70-72.
(Тез. Международной науч. - практ. конф. (10-12 марта 1993г.)
/ Российская Академия образования, Международная Макаренковская
ассоциация, Центр внешкольной работы им.А.С.Макаренко.

5. Соколов Р.В. Интерес к наследию А.С.Макаренко
в общественно-педагогическом движении
// Народное образование,
2003, №5.

6. Соколов Р.В. Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского
воспитания
С.Т. Шацкий (1878-1934)А.С. Макаренко (1888-1939)
//Народное образование, 2003, № 9, с. 135 – 143.

7. Соколов Р.В. Макаренко и Калабалин: Кто они для нас?
// Школа жизни – школа воспитания, Москва – Коломна-Егорьевск, 2005г.

8. Соколов Р.В. К юбилею трёх «подвижников соцвоса» прошедшего века
\\ Педагогическое образование и наука. Издание Международной академии наук педагогического образования. 2008, 3, с. 22-25.

9. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные корни педагогического
опыта А.С.Макаренко
// Истоки педагогического мастерства.
Сборник научных работ
Полтавского государственного педагогического университета имени
В.Г.Короленко. – Выпуск 4. – Полтава, 2008. – Серия «Педагогические науки».
С. 64-71. Более поздняя и полная (30 стр.) версия статьи помещена в интернете
под названием “Православные истоки педагогического опыта А.С.Макаренко”
на сайте Pravmir.ru (“Православие и мир”).

10.Соколов Р.В., Соколова Н.В.
А.С.Макаренко: православные корни.
Судьба педагога и его педагогического опыта. –
М.: Центр внешкольной
работы
им. А.С.Макаренко. НИИ школьных технологий, 2009. 68с.

11. Соколов Р.В., Соколова Н.В.
Корни православной педагогической культуры А.С.Макаренко.
Судьба подвижника и его педагогического опыта

// Православная гимназия.
Научно-популярный журнал. – Свято-Алексиевская .пустынь,
2009, с. 150-189.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все эти статьи можно найти на данном сайте.
Смотрите список научных работ, опубликованных в печати.
В нём эти статьи можно открыть и даже скачать.

 

 

 

 

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Последнее обновление (09.04.13 00:32)