КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЕ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Эта рубрика создана в августе 2010г.

Она в стадии комплектования содержания.

КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЕ



Российский институт культурологии
Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и под­ростков по месту жительства

Р.В.СОКОЛОВ


ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Методические рекомендации


(Материал из научного архива РИК - научный отчёт Р.В.Соколова за 1994 год)



(В наше время проблема педагогической самодеятельности это не только проблема СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ. Хотя заметим, что помощь населения государству в воспитании каждого под­растающего человека не только как семьянина, но и как труже­ника и гражданина становится все более актуальной.
В нашем понимании задача педагогической самодеятельнос­ти не только и не столько в том, чтобы обеспечить социализацию детей и подростков со стороны их адаптации к жизни в ус­ловиях "наличного бытия", но и в том, чтобы создать условия более полноценной социализации, включающей условия для само­реализации детей и подростков в самых разных видах творчес­кой деятельности.
Для того, чтобы были понятнее эти концептуальные подходы поясним, что мы имеем в виду под ВОСПИТАНИЕМ,СОЦИАЛЬНЫМ ВОС­ПИТАНИЕМ И СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - понятие собирательное.
Оно отражает сложное явление социальной действительнос­ти, включающее и существующее "наличное бытие" (сложившиеся исторически и бытующие в современном опыте формы внешкольной социализации подрастающего поколения) и "бытие идеальное" (представленное пока лишь в формах "идеальных моделей") т.е. существующее пока лишь потенциально.
Система социального воспитания (далее в тексте - ССВ) может быть рассмотрена как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ воспитателей и воспитанников, как ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, как ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАН­СИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗА­ЦИЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.
Рассмотрим ССВ во всех перечисленных аспектах. ССВ как социальный институт. ССВ как институт социа­лизации подрастающего поколения исторически возник значите­льно раньше школы. Своими корнями он уходит в народную пе­дагогику, в семейное воспитание, в воспитание общинное.
Человек существо социальное и его социализация осущест­вляется в общении с родителями, соседями и другими взрос­лыми, со сверстниками, старшими и даже младшими.
Возникновение школы и постепенное вовлечение детей во всеобщее обязательное образование не ликвидировало пе­речисленных выше сфер социализации, а лишь несколько "поте­снило" их. Все попытки сделать школу единственной сферой социализации не увенчались успехом. Школы не удалось сде­лать даже центрами воспитательной работы в "своих микро­районах". И это не потому, что исполнители оказались пло­хими.
Школа создавалась (и складывалась как особого, типа социальный институт) в средневековье и она в принципе созда­валась как ИНСТИТУТ АДАПТИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ОБЩЕСТВЕННОМУ НАЛИЧНОМУ БЫТИЮ. Именно так понималось ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕ­КА. Но это выло весьма одностороннее образование. Это было ОБУЧЕНИЕ, а школа была местом, где человек получал ОБУЧЕННОСТЬ, т.е. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
Но человеку для жизни в обществе этого мало. Чтобы стать нормальным тружеником, семьянином и гражданином нужна еще и ВОСПИТАННОСТЬ (жизненный опыт, ценностные ориентации, интересы, культурные запросы, положительные черты харак­тера, идеалы и убеждения, жизненные цели и планы).
Все это не появляется в УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ школы. И не может в ней появиться. Для этого нужна ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА. А для нее нужны совершенно другие социальные институты, неже­ли традиционная школа, другие педагоги, другие отношения между педагогами и воспитанниками.
Жизненная практика невозможна без САМО Р Е А Л И 3 А Ц И И детей и подростков в самых разных видах ТВОРЧЕСТ­ВА.
И для такой самореализации необходимы ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ. Эти условия коренным образом отличаются от условий, которые применяются в практике школьного обучения. Это объективная закономерность и именно она обусловила появление во всех ци­вилизованных странах ВНЕШКОЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ. Это могут быть самые разные формирования "самих детей" ("детские само­деятельные организации") или "для детей" (внешкольные учреж­дения "дополнительного образования", организованные различ­ными ведомствами, общественными организациями, частные, раз­личные профильные и многопрофильные клубы, сетлементы, фор­посты коллективного освоения культуры, детские железные до­роги, детские пароходства, детские хозяйства, разного рода станции ...
В них дети участвуют всегда добровольно. В них взрослые не "менторы", не начальники над детьми и, тем более, не го­сударственные надзиратели", а, скорее, "наставники", "инст­рукторы", "тренеры", "старшие друзья" и даже "старшие това­рищи".
В них дети не пассивные "учащиеся",не рабы и крепостные, обязанные отбыть повинность, выполнить оброк, а свободные "сотрудники". Они активно (самодеятельно и под руководством старших) осваивают культуру (культуру как культурное нас­ледие и культуру как культурную среду), "улучшая окружающий мир" своим творчеством и, тем самым, улучшая самих себя. Здесь они "учатся" жить "на пользу и радость окружающим лю­дям".
Эта сфера не случайно во всем мире называется "социаль­ной", а деятельность в этой сфере взрослых "социальной педа­гогикой". Любая педагогика - педагогика социальная (в широ­ком смысле), но именно эту назвали социальной. И не только из-за того, что она осуществляется не в школе , а в "социу­ме", а потому, что именно здесь осуществляется действитель­но ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Именно здесь взрослый выступа­ет как "старший друг" детей и их "товарищ по общей заботе об улучшении окружающей жизни", а дети - как свободные тру­женики, творцы и граждане. А вместе со взрослыми они СО­ТРУДНИКИ, СОТВОРЦЫ и СОГРАЖДАНЕ. Поэтому и педагогику эту часто еще называют ПЕДА­ГОГИКОЙ СОТРУДНИЧЕСТВА, а отношения в системе социального воспитания - ОТНОШЕНИЯМИ ТВОРЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ПОКОЛЕ­НИЙ.
Система социального воспитания - это конкретно-исто­рическое проявление ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Это движение возникло давно и оно проявляется не только в Москве. Московская система социального воспитания при всей ее специфичности - ФРАГМЕНТ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИ­ЖЕНИЯ. Без учета "исторических корней" ("истоков") и без учета сегодняшней "географии" ОПД московская ССВ может раз­виваться лишь стихийно и в этом случае не исключена опасность повторения ошибок и трудностей когда-либо или кем-либо уже сделанных и преодоленных.
Система ССВ как организационная структура это скорее не организация, а СОДРУЖЕСТВО. Некоторая общность, ассоциация добровольно объединившихся суверенных формирований. Они доб­ровольно вступают в СОДРУЖЕСТВО, взаимодействуют на основе добровольно принимаемых СОГЛАШЕНИЙ, ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИ­ЧЕСТВЕ и СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ.
К счастью, Россия имеет опыт целого ряда самодеятельных движений (от движения первых ска­утских формирований начала века до движения семейно-педа-гогических клубов 80-х гг.) и этот опыт при его грамотном освоении может дать и для сегодняшнего дня многое при решении организационных вопросов.
Система социального воспитания как ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРО­ГРАММА ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ является НЕ ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ (НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ), а МЕХАНИЗМОМ ОБЕСПЕЧЕ­НИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ И ПОД­РОСТКОВ) И СРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ИНИЦИАТИВ.
Опыт такой государственной поддержки имеется не только в странах дальнего зарубежья, но и в России (например, в Башкортостане).
РЕКОМЕНДАЦИИ
по реорганизации существующей системы деятельности пе­дагогов-организаторов и руководителей детских, подрост­ковых и молодежных клубов, осуществляющих внешкольную воспитательную работу по месту жительства в специализи­рованную СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. В г. Москве под непосредственным руководством Комите­та по делам семьи и молодежи правительства города должна быть учреждена СЛУЖБА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (далее в тексте для краткости СОЦВОС). Основная обязанность этой службы - оказа­ние поддержки и финансовой помощи Системе социального воспи­тания ССВ города.
2. СОЦВОС должен быть структурным подразделением Коми­тета по делам семьи и молодежи. Он состоит из штатных сот-рудников(по числу административных округов города), являю­щихся КУРАТОРАМИ, расположенных на территории округов форми­рований, входящих в Систему социального воспитания, и из группы бухгалтеров, обеспечивающих финансирование формирова­ний системы социального воспитания.
Целесообразно создать окружные отделы Комитета по делам семьи и молодежи по примеру Башкортостана, Екатеринбурга и других регионов и городов России.
3. Система социального воспитания включает в себя: а) детские, подростковые, молодежные и разновозрастные внешкольные досуговые формирования любого профиля и любой гражданско-правовой формы (общественные, частные, муниципальные и др.), зарегистрированные в установленном порядке, до­бровольно изъявившие желание быть объединенными в ССВ и взаи­модействовать на основах СОГЛАШЕНИЙ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕ­СТВЕ (КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С СОЦВОСОМ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ);
6) такие же объединения, но не зарегистрированные (при желании войти в ССВ либо зарегистрироваться, либо стать стру­ктурными подразделениями уже зарегистрированных формирова­ний);
в) педагоги-организаторы.
4. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СЛУЖБЫ СОЦВОСА И КУРИРУЕМОЙ ЕЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТ­ВА ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМО­1РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСТВА (художественного, технического, социального, в физкультуре и спорте).-
5. Источники финансирования системы социального воспитания а) Целевое бюджетное финансирование от правительства Москвы (через Комитет по делам семьи и молодежи). Эта часть финансирования должна быть основной и гарантированной. Ее объем исчисляется по нормативам, исходя из численности реаль­но обслуживаемого формированием населения;
6) Финансирование из отчислений по квартплате и аренд­ной плате (в соответствии с действующим законодательством России и Москвы). Из этих средств осуществляется погашение расходов по арендной плате и плате за коммунальные услуги;
г) Финансирование из внебюджетных Фондов финансовых ресурсов (ФФР) административных округов (финансирование управ­лениями округов программ "социального заказа");
д)Финансирование через средства учредителей, попечителей и спонсоров;
е) Финансирование из средств собственной хозяйственной деятельности формирований или их хозрасчетных структур.
6. СТУПЕНЧАТОСТЬ СТРУКТУРЫ ССВ
Первичными "ячейками" ССВ являются формирования, дейс­твующие непосредственно на территории муниципальных округов.
Эти формирования могут объединяться в Центры организа­ции досуга (ЦОДы) и быть первичными организациями ССВ.
На уровне муниципальных (территориальных) округов могут создаваться и другие объединения из первичных формирований ССВ (методические объединения, профсоюзные организации и др.) Эти объединения имеют право оценивать работу своих коллег и выступать с вопросами о поощрениях или порицаниях перед ку­раторами и администрацией округов.
На уровне административных округов создаются Ассоциации или Советы директоров (всех формирований, имеющих юридичес­кое лицо). Этот совет директоров представляет собой КОНФЕ­РЕНЦИЮ РАВНОПРАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧЛЕНОВ СИС­ТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДАННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА. Совет директоров решает следующие вопросы:
- утверждение программ развития и перспективных планов (требующих дополнительного финансирования из бюджета или внебюджетных фондов финансовых ресурсов);
- утверждение смет и отчетов по их выполнению (по бюд­жетным и внебюджетным средствам, выделенным городом или ад­министративным округом по целевым программам);
- организация проверки выполнения планов и смет;
- рассмотрение представлений методических совет- рассмотрение вопросов, связанных с капитальным ремон­том помещений, строительством новых спортивных или игровых площадок.
На этом уровне могут создаваться различные ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ (комиссии, отделы и т.д.), например, для централизованной закупки инвентаря и материалов для кружко­вой работы, для решения транспортных проблем, для орга­низации обмена опытом и т.д.
На уровне мэрии (Комитета по делам семьи и молодежи) действуют общественный Консультативный совет и Совет Кура­торов. Эти два Совета объединяются в Большой совет ССВ.
На этом уровне решаются вопросы создания и финанси­рования городских "опытных площадок", финансируемых непос­редственно через Комитет по делам семьи и молодежи, вопро­сы аттестации руководителей формирований, спорные вопросы, возникающие в административных округах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программа реализуется кадрами работников социальной сферы (педагогами-организаторами воспитательной работы, социальными педагогами, педагогическими коллективами Центров организации до­суга, клубов, других учреждений и организаций, занимающихся ор­ганизацией досуга и внешкольным воспитанием детей и подростков по месту жительства).
В реализации программы участвует население (старшеклассни­ки, студенты, родители, пенсионеры). Участие населения в органи­зации досуга подрастающего поколения и внешкольном воспитании проявляется в различных формах. Это участие в подготовке и про­ведении различных мероприятий, участие в материально-техническом обеспечении деятельности досуговых формирований, участие в раз­личных общественных органах содействия воспитательной работе (ро­дительских комитетах, попечительских советах, советах матерей, советах отцов, педагогических секциях и комиссиях советов вете­ранов, советов микрорайона и др.), личное участие на обществен­ных началах в воспитательной работе досуговых формирований (в качестве наставника, консультанта, тренера, инструктора, старшего друга и др.), ведение в качестве руководителя кружков детского творчества, спортивных секций, клубных объединений.
В работе сферы социального воспитания участвуют не только профессиональные педагоги, получившие специальное образование, но и воспитатели-любители, если они любят общаться с детьми и имеют любовь к тому виду деятельности, к которому хотят приоб­щить детей. При оформлении таких волонтеров на оплачиваемую через государственный бюджет работу осуществляется их аттестация по ЕТС в установленном порядке. В сложных и спорных ситуациях при опре­делении разряда вопрос разрешается через Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы.
Методическое обеспечение работы кадров по выполнению про­граммы осуществляется Комитетом через проведение совещаний, се­минаров и консультационную работу городских опытно-методических площадок.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОГРАММЕ «ГОРОД И КУЛЬТУРА»
РОССИЙСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАММА "РОСТ"
"РОСТ" в названии программы имеет два смысла. Во-первых, это символ целевой сверхзадачи программы, ее направленности на помощь детям и подросткам. Во-вторых это указание на задачу превращения Первой опытной станции по внешкольному воспитанию в Российскую, на расширение сферы деятельности этой (пока только московской общественной организации) на межрегиональный уровень.
Основные проблемы, которые решает Опытная станция: привлече­ние населения к организованной социализации детей по месту жи­тельства и создание всей совокупности необходимых условий для участия населения в социально-педагогической культурно-воспита­тельной работе с детьми и подростками.
I
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ "РОСТ".
Проблема социального учас­тия применительно к процессам социализации детей приобретает особую актуальность в периоды быстрых структурных изменений социально-экономических отношений, разрушения старых и создания новых общественных структур. Именно такие процессы характерны для сложившейся в России социо-культурной ситуации. В период, когда государственная монополия в сфере образования и воспитания ослабевает, во многих регионах страны происходит резкое сокращение числа государственных внешкольных институтов социализации, сокращение их финансирования. Из-за возрастающего имущественного расслоения общества значительнон число семей оказывается за чертой бедности и не имеет возможности пользоваться платными услугами коммерциалиэирующихся внешкольных учреждений.
Соответст­венно значительное число детей оказывается за пределами школы вне сферы социального контроля. В этой ситуации особую значи­мость приобретает целенаправленная организация социального учас­тия в отношении процессов социализации и внешкольного времяпрепровождения детей по месту жительства, в организации бесплатных клубов, кружков и секций. Создание институциальных единиц такого рода позволяет создать соответствующие современной ситуации условия не только для организации досуга детей, но, прежде всего для их элементарной социализации, подготовки к жизни в современном обществе, для предупреждения их вовлечения в асоциальные группировки и преступную деятельность.

Одной из первых таких организаций стал, созданный в 1986 году совместными усилиями Ассоциации "ВОСПИТАНИЕ" и Центрального дома культуры железнодорожников в микрорайоне муниципального округа "Марьина роща" СВАО г. Москвы, детский клуб "РОВЕСНИК на базе которого с помощью Российского института культурологии 1990 г. была создана (со статусом общественной организации и экспериментальной площадки Ассоциации и РИК "Первая опытная станция по внешкольному воспитанию» (см. Приложение 1 а,1 б,1 в. )...."

 

НИЖЕ ПРЕДПОЛАГАЕТС ПОМЕСТИТЬ
ПОЛНЫЙ
ТЕКСТ СТАТЬИ Р.В.СОКОЛОВА,
ОПУБЛИКОВАННОЙ В "ИЗВЕСТИЯХ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АПСН)


Соколов Ричард Валентинович

ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторская программа
по дополнительному образованию

 

Межрегиональная исследовательская Ассоциация “Воспитание”

Научно-методический центр социальной педагогики Российского института культурологии Российской академии наук
Консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи
Правительства Москвы
Центр творчества детей и подростков “Останкино” Северо-Восточного округа г.Москвы
Первая опытная станция по внешкольному воспитанию
__________________________________________________________________________________


Соколов Ричард Валентинович

ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Авторская программа
по дополнительному образованию


Программа создана на основе
Первой пятилетней программы (1990-1995),
Второй пятилетней программы (1995-2000),
утвержденных
Межрегиональной исследовательской Ассоциацией “Воспитание”
в январе 1990 г. и в январе 1995 г.


Москва, 1995

Авторская программа

Соколов Ричард Валентинович

Основные сведения об авторе проекта.
По основной работе - старший научный сотрудник, руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики и организации внешкольной социализации детей по месту жительства Российского института культурологии Министерства культуры РФ и Российской Академии наук.
Кроме того - руководитель детской общественной организации “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию”, действую-щей в микрорайоне “Марьина роща” Северо-восточного административно-го округа Москвы и являющейся одновременно 1-й экспериментальной площадкой межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание", и опытно-методической площадкой Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы - Московским городским консультационно-методическим центром (МГКМЦ). Р.В.Соколов - научный руководитель экспериментальной и опытно-методической площадок.
Член Президиума Межрегиональной исследовательской Ассоциации “Воспитание”.
Член бюро московского отделения международной Ассоциации исследователей детского движения.
Член Консультативного совета Комитета по делам семьи и моло-дежи Правительства Москвы.
Кандидат социологических наук (по специальности социология культуры, образования, науки). Защитил диссертацию по теме “Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жи-тельства”.
Является автором 25 научных публикаций (в том числе нескольких учебно-методических пособий по социальной педагогике, изданных в виде 2-х учебников и 2-х брошюр) и многих публикаций в газетах и журналах.
В периодическом издании Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы “Ребенок и социум” ведет рубрику “Истоки” по истории отечественного общественно-педагогического движения.
Отмечен почетным дипломом “Социальный инноватор СССР”.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА - В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,





ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ПОЗЖЕ БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО

Соколов Р.В.  О некоторых путях совершенствования образования //  Новое в психолого-педагогических науках: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. №2 –М.: Издательство НОУ ВПО Московского психолого-педагогического института, 2009, с. 178-194.

Последнее обновление (22.12.10 20:58)