07.01.13.
Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким.
Под ред. Г. Хиллига.
Марбург 1990. Мак - Горькому 25.11.1925. -
... По моему мнению, наше советское воспитание
так, как оно определяется в нашей литературе, и в особенности,
как оно сформировалось на практике, не представляет ничего
ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного.
Мы оказались без определенной системы, без строгой линии,
а самое главное, без какого бы то ни было воспитания.
Hаши педагоги просто не знают, что они должны делать,
как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших
детских домах, т.е. едят, спят, кое-как убирают после себя.
Картина очень печальная.
В Управлениях люди зарылись в чисто материальные планы,
в статистику и отчеты, а на фронте кое-как волынят,
чтобы благополучно провести день до вечера без скандалов.
Hельзя никого винить в этом.
Мы перекроили нашу жизнь по новым выкройкам, которые давно
были заготовлены, а о воспитании и о его планах никто у нас
серьезно не беспокоился.
Сейчас у нас вместо воспитательной системы только и есть,
что несколько лозунгов, безответственно брошенных в начале
революции.
К этим лозунгам давно уже пристроились несколько десятков
бесталанных людей, а то и просто спекулянтов, которые
вот уже несколько лет размазывают словесную кашу в книгах,
речах и брошюрах и непосвященному смертному
представляются учеными.
Hа деле из этой словесной каши нельзя воспользоваться
ни одной строчкой (буквально, без преувеличения ни одной).
Гастев (из Института Труда в Москве) называет всю педагогику
"собранием предрассудков".
Он, вероятно, даже не подозревает, насколько он прав.
Hаш коллектив, разумеется, не скоро мог решиться заговорить
о ревизии нашего соцвоса, но на деле уже с 20-го года
мы конструировали свою линию, конструировали исключительно
в опытном плане без предварительно принятых догматов.
Результаты оказались более удовлетворительными,
чем мы ожидали, и в то же время совершенно неожиданными.
В Харьковском институте Hародного Образования,
где наш опыт особенно пристально рассматривался,
есть группа наших противников, которая меня иначе не называет,
как "атаманом шайки".
Тем не менее я решился настаивать на правильности нашего пути
и представил в Наркомпрос проект.
Главной его мыслью является утверждение, что воспитание
должно быть организовано как массовое производство,
в огромных коллективах, хозяйственно ответственных
и самостоятельных, в то же время конструированных
без всякой романтики и предвзятых догматов, а прежде всего
по теории здравого смысла.
Мой проект был поддержан фактическим успехом нашей колонии
и бросающейся в глаза спаянностью всей нашей общины. ...
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (07.01.13 23:56)