Несколько мыслей о книге Р.В. и Н.В. Соколовых

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

09.04.13.

Романов Е.М. (Челябинск)

Несколько мыслей

о книге Р.В. и Н.В. Соколовых

О ПРАВОСЛАВНЫХ КОРНЯХ А.С.МАКАРЕНКО...

ü                    Перечитывание произведений А.С.Макаренко
30 и 20 лет назад (я помню это и сейчас) вызывало у меня
странное ощущение недосказанности и даже недоумения
по поводу духовно-нравственной основы всей педагогической
системы, которую создал великий человек.

В этой системе все было выше того, что проповедовали интеллигентные коммунисты и коммунистические интеллигенты,
и вообще не укладывалось в идею коммунистического
воспитания.

Авторы настоящей брошюры развеяли мои сомнения и открыли Евангельское наполнения всей жизни и трудов
Антона Семеновича Макаренко.

ü                    Когда А.С. сокрушается о невозможности применить
опыт «педагогической науки прошлого» к имеющейся ситуации
он, на мой взгляд, умышленно не называет среди «великих»
имен православных педагогов и писателей.
Все какие-то руссо, песталоцци… Макаренко прекрасно был
осведомлен и наверняка читал С.А.Рачинского, митрополита
Филарета (Дроздова), епископа Феофана и, конечно же, Пушкина
и Гоголя, был знаком с трудами о. Иоанна Сергиева
(Кронштадского), которые по-настоящему предопределили
его педагогическое открытие.
На них он не ссылается по одной лишь причине – коммунистическая цензура.

ü                    Он строил свой педагогический дом из кирпичей собственных открытий, но фундамент был уже установлен
великими христианскими педагогами прошлого.

Буйные жильцы этого дома (задоровы, буруны, карабановы
и пр.) в отсутствии этого фундамента разнесли бы в считанные
дни все, что было бы построено без надежного фундамента.

«Камень его же небрегоша зиждущии..», «Аще не Господь
созиждет… »

ü                    Аскет и подвижник, гениальный человек сумел
в годы самых страшных гонений на Церковь построить жизнь
своих воспитанников на фундаменте христианской любви
и Заповедей Божиих.

ü                    Возможно детальный богословский и педагогический
анализ творчества А.С. Макаренко с точки зрения Заповедей
Блаженства (Нагорная проповедь Христа) даст нам цельную
картину религиозных и педагогических взглядов педагога.

ü                    Место и силу воздействия идей Макаренко
на русскую мысль и становление государства еще предстоит определить

ü                    Под все Заповеди Блаженства можно найти множество примеров в книгах А.С.Макаренко.

ü                    Макаренко – это уровень Гоголя и Достоевского.

Его нельзя сегодня сформулировать и персонифицировать.

Можно лишь на уровне догадок и предположений убеждаться
в его гениальности.

ü

ü                    Возможный упрек в конъюнктурном подходе
при написании книги абсолютно несостоятелен.
Как и при жизни, во времена Советского Союза, так и
в современной России у педагогических идей великого человека
и у него лично всегда было гораздо больше врагов, нежели сторонников.

Поэтому утверждение о православном основании
педагогических идей Антона Семеновича в наши дни может
стать лишь дополнительным поводом для оккультистов-атеистов
типа г. Азарова и пр. «разоблачать» великого педагога,
как церковника и мракобеса (до сих пор любимое словечко
противников православной культуры и Церкви).

Думаю, что авторы брошюры с первых же дней от ее публикации ощутили на себе прилив критиканства со стороны атеистического официоза, - правильнее сказать «олимпа».