09.04.13.
Соколов Р.В.
БАРТЕР ПОД АЛЫМИ ПАРУСАМИ
Но один замечательный эпизод из истории нашей дружбы с заводом «Чайка» рассказать всё-таки необходимо.
В 1974г. на слёте педагогических отрядов, вошедших в Коммунарское-макаренковское содружество (КМС) на родине А.С.Макаренко в г. Белополье мы узнали от В.Ф.Карманова, что завод «Чайка» хотел бы создать у себя музей А.С.Макаренко.
И тут родилась идея создать такой музей общими усилиями.
Создать на следующем слёте, который будет проходить в форме «агит-проплыва» по Волге на теплоходе заводского клуба юных моряков «Евгений Преображенский. Меня избрали председателем оргкомитета.
И мы провели две встречи в Москве (осенью и весной).
На них было определено, какой музей и как мы будем создавать, какая делегация и что привозит с собой.
Весной по коэффициенту трудового участия был определен количественный состав участников проекта.
Каждая делегация что-то готовила. Например, иркутяне готовили алые паруса.
И вот летом 1975 г. от Северного речного вокзала отчалил белый теплоход под алыми парусами. На парусах было изображение белой чайки и надпись «КМС» (Коммунарское-макареннковское содружество).
20 дней 70 человек путешествуя по Волге и попутно встречаясь с педагогами (в Угличе, в Кимрах – агитпроплыв всё-таки) усердно работали над стендами создаваемого на борту музея А.С.Макаренко.
Отряды назывались по наименованию стендов музея: «Предшественники», «Соратники», «Воспитанники», «Единомышленники», «Последователи»…
В первой половине дня все расходились по «секциям». Это доклады, семинары, дискуссии, которые вели преподаватели МГПИ Э.С.Кузнецова, К.Г.Матвеева, преподаватели и аспиранты других вузов, руководители педотрядов, студенты.
Мне довелось провести спецкурс «Социологическое конструирование коллектива». Заметим.
Что вВсе выступления записывались на магнитофонные ленты.
По итогам слёта сохранилось для истории два часа кинохроники.
После обеда по несколько часов отряды работали над своими стендами.
На теплоходе были макаренковская библиотека, фильмотека, фотолаборатория.
Были все материалы и инструменты для художественного оформления стендов.
После ужина – коллективные творческие дела и «общие сборы».
В последние дни слёта каждый отряд «защищал» готовые стенды и после обсуждения вносились необходимые изменения.
Дело было действительно коллективным.
В день прибытия в Москву в порту ждал грузовик завода, на который погрузили стенды, а когда все на метро приехали на завод «Чайка» стенды уже были установлены, и оставалось только разрезать ленточку.
В.Ф.Карманов, разрезав красную ленточку, открыл музей и поблагодарил коммунаров-макаренковцев за очень полезное и нужное для завода коллективное творческое дело – музей А.С.Макаренко.
Никто никому за этот производительный труд деньгами не платил.
Это был «коммунарский бартер».
После этого слёта на теплоходе участники КМС стали серьёзнее относиться к вопросам производительного труда в наследии А.С.Макаренко и в своей педагогической практике. Но через год ЦК ВЛКСМ принял постановление «О движении педагогических отрядов». Комсомол возглавил движение и организовал его. Так, что движение начало сникать и совсем было «затухло». Об организации производительного труда детей, тем более о создании «детхозов» разговоры затихли.
… Кто-то вообще «ушёл обратно в лес», а кто-то нашёл себе «экологическую нишу» в «движении семейно-педагогических клубов», где энтузиасты умудрялись со своими детьми организовывать многое, в том числе и производительный труд, но это тоже уже «другая песня» и о ней тоже в другой раз.
Сейчас, когда в стране миллионы беспризорных детей и ещё больше детей безнадзорных очень важно обратиться к идеям и опыту А.С.Макаренко по организации «детхозов», по организации развивающихся производственных детских коллективов.
Очень важно не повторить ошибок последних десятилетий и не пытаться «усовершенствовать» макаренковскую систему, заменяя «труд-работу» и «труд-заботу» коллективными творческими забавами.
Беспризорным и безнадзорным детям нужны не подачки и не забавы, а собственные коллективные хозяйства с настоящим развивающимся трудом. Они должны стать не иждивенцами приютов или детских домов, а хозяевами трудовых коммун.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|