Рубрика открыта 30 ноября 2011г.
Р.В.Соколов, РИК, рук. Группы по изучению проблем
социального участия в социализации молодёжи.
(Из нашего архива)
___________________________________________________________________
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
Социальное участие явление многоликое. Для нас оно интересно как проявление гражданского общества. И, прежде всего в той его «ипостаси», где присутствует инициативная ответственная гражданская забота о становлении подрастающего поколения.
Эта забота проявляется с разной интенсивностью и с разным результатом. Интенсивность добровольческого социального служения может быть измерена тем, что гражданин готов добровольно отдать (без сожаления, без жертвенности) детям, подросткам, молодёжи.
Это может быть личное время, безвозмездное (или с частичной компенсацией) посильное трудовое участие, благотворительное материальное пожертвование…
Как показало наше диссертационное исследование (Р.В.Соколов.
Условия участия населения в социализации детей и подростов по мест жительства, М.,1995г.), для успешного социального участия в социализации молодёжи необходимы не только кадровое и материально-техническое обеспечение, но и обеспечение научно-методическое, законодательное, информационное и др.
И все эти «формы обеспечения», так или иначе, могут зависеть от самого населения. Каждый может выбрать по своим возможностям подходящее поле самореализации, и деятельность, способствующую позитивной социализации молодёжи.
Если социальное участие рассматривать как инициативное расширение зоны своей гражданской ответственности, то в этой «зоне» бесконечное многообразие возможностей.
В большом многообразии конкретных социальных инициатив есть целый ряд таких, которые следует, на наш взгляд, пристально изучать культурологам и социологам и, вероятно, рекомендовать некоторые из них как наиболее перспективные, рекомендовать поддерживать их. Но что-то, конечно, может и насторожить…
Такая форма социального участия, как поддержка детского движения уже нашла поддержку не только со стороны исследователей детского движения, но и государства.
Достаточно сказать, что президентом Ассоциации исследователей детского движения является зам. Мэра Москвы по социальным вопросам Л.И.Швецова.
Движение студенческих педагогических отрядов тоже пользуется поддержкой (например, в столице - Комитета по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы).
Но есть и другие формы социального участия.
Приведём два примера.
В ряде городов есть опыт создания родительских межсемейных клубов для оказания образовательной поддержки детям, находящимся на домашнем обучении.
Такие клубы иногда оказываются эффективнее традиционного репетиторства, а зачастую и значительно дешевле, что имеет значение для малообеспеченных семей. Другой пример.
В Приморье действует ассоциация школ-хозяйств, развивающих формы приобщения детей к производительному (например, сельскохозяйственному) труду.
Школьники в таких школах могут создавать ученические акционерные общества по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.
Уже в школьные годы они не только получают агрономические знания, умения и навыки, но и приобщаются к продуктивному менеджменту.
Заметим, что такая деятельность педагогов школ является внеплановой добровольной гражданской инициативой, т.е. одной из форм социального участия.
Мы можем умножать примеры, но в данном случае хотим заявить, что по нашему глубокому убеждению культурологический подход в этих вопросах не роскошь, и исследование культурологами форм социального участия, подготовка ими рекомендаций и учебных пособий (в том числе мультимедийных, чем занимается наше скромное научно-методическое подразделение РИКа уже второй десяток лет), не пустая трата государственных средств, на «посторонние» исследования, а государственная поддержка развивающегося гражданского общества в его насущных тенденциях.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (02.12.11 19:30)