Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

03.12.12.

Текст статьи о перемене деятельности

Статья Р.В. Соколова в периодическом издании АПН СССР «Новые исследования в педагогических науках» и опубликованная в 1 выпуске за 1986г. В разделе «Вопросы воспитания». (Статья поступила в редакцию 24 марта 1984 г., т.е. когда Р.В. Соколов учился на 4 курсе МГИКа).

---------------------------------------------------------------------------------------

Р. В. Соколов                 Москва

Перемена видов деятельности школьников
как средство освоения  ими духовной культуры.

Представлено

действительным членом

АПН СССР

В.В. Давыдовым

Наша опытно-экспериментальная работа была нацелена
на поиск средств освоения детьми духовной культуры.

Предполагалось, что создание таких условий возможно через
организацию многоплановой деятельности детей
и подростков и совершенствование способов перемены
деятельности
, для чего необходимо создание многопрофильного воспитательного коллектива с постепенным вовлечением
воспитанников в ее планирование, организацию и оценку.

Проверка этой гипотезы проводилась в несколько этапов
на базе целого ряда различных школьных и внешкольных учреждений.

Первой оргмоделью, специально организованной нами, была модель Коммунарского университета юных марксистов (КУЮМ - 65).

Это был клуб комсомольцев-старшеклассников, созданный в 1965 году
на базе обычной средней школы.

Предполагалось объединить формы деятельности, типичные для познавательных кружков и для общественно-политических клубов.

Жизнь клуба складывалась из трех «блоков»: во-первых, участия
в заседаниях Университета юных марксистов (УЮМа) при РК ВЛКСМ
(два раза в месяц); во-вторых, участия в сборах Клуба юных коммунаров
(КЮКа) при «Комсомольской правде» (по два раза в месяц); в-третьих, еженедельных собраний членов клуба в своей школе (1).

Судя по тому, что все куюмовцы не только охотно участвовали в делах
УЮМа и КЮКа, но и по собственной инициативе аналогичные дела организовывали в своей школе, был сделан вывод, что сочетание
столь разнородной деятельности вполне возможно, приводит к активизации освоения культуры
и может быть положено за основу
для дальнейшей опытно-экспериментальной работы по организации многоплановой деятельности.

Поскольку в деятельности КУЮМа участвовали комсомольцы-активисты,
то есть люди в известной мере взрослые и воспитанные,
нужно было искать средства приспособления методики к другим контингентам учащихся.

Для этого было организовано многопрофильное клубное объединение подростков старшего пионерского возраста на основе сюжетной многоролевой и многоэтапной игры на базе другой обычной школы.

По сюжету игры оно было названо Фантастическим легендарным обществом космических собратьев (модель «Флокс-66»).

Клуб увлек ребят (практически уже давно игнорировавших
пионерские дела) игрой в подготовку космической экспедиции для встречи
с «инопланетянами».

Проверить, в какой мере такая игровая форма перемены
деятельности может быть средством «вооружения» каждого подростка навыками совершенствования образа жизни
,
удалось в оргмодели «Альтаир-66».

На следующем этапе было решено использовать игру с космическим
сюжетом для создания добровольной разновозрастной дружины
в профсоюзном пионерском лагере им. К.Э. Циолковского.

Эта дружина, названная Космической экспедицией Циолковского.
(КЭЦ - 67), представляла собой лагерь-спутник.

Результаты предыдущих этапов исследования позволили обобщить
их в оргмодели «ОРИОН-68» (2,3) , базой для которой был избран

детский сектор районного Дома культуры.

Было предположено, что можно реализовать развивающуюся
оргмодель, в которой усложняется не только виды деятельности,
но и цели, и что такая модель станет средством
активизации освоения культуры на протяжении целого ряда лет.

На следующем этапе предстояло проверить, что может дать
для дальнейшей активизации освоения культуры самодеятельность
орионовцев в качестве бойцов Экспериментального студенческого педагогического отряда (модель ЭСПО - 70) в более сложных условиях обычного ДЭЗа.

Повторение этапов, пройденных «ОРИОНом», в первые три года
работы ЭСПО показало , что, во-первых, разработанная в   «ОРИОНе» методика воспроизводима; во-вторых, можно сделать структуру
коллектива ступенчатой, то есть иметь в нем несколько  «входов»,
позволяющих детям включаться в деятельность при любом уровне их активности; в-третьих можно создать сеть одновременно действующих
клубов, кружков и секций, позволяющих привлечь и обеспечить перемену деятельности уже не для десятков, а для сотен детей, подростков
и юношей; в-четвертых, уровень общественной активности у бойцов педагогического отряда, прошедших школу «ОРИОНа», значительно
выше, чем у их товарищей по институту.

На основании проведенной работы можно сделать некоторые общие
выводы:

1.  Организация педагогами перемены деятельности детей, подростков
и молодежи в воспитательном коллективе расширяет диапазон
их интересов, способствует развитию потребностей и способностей, совершенствует образ жизни коллектива и его участников.

2.  «Приохочивание» членов коллектива к совершенствованию
его образа жизни (через постоянное обсуждение жизнедеятельности
коллектива, планирование ее улучшения) способствует не только
формированию целостности их как субъектов деятельности,
но и качественному развитию самого коллектива.

3.  Самодеятельность воспитанников по совершенствованию
образа жизни своего коллектива развивает потребность в активном взаимодействии с окружающей культурной средой, по мере освоения
которой коллектив постепенно перерастает из инструмента
социализации в инструмент творческого преобразования окружающей культурной среды, то есть становится средством активизации освоения культуры.

4.  Психологическая установка коллектива на освоение культурной
среды и ее реализация через последовательное преобразование
образа жизни этой культурной среды (в своем микрорайоне) приводят к совершенствованию общественных отношений между коллективом и социальными институтами микрорайона, координации их взаимодействий
и созданию микрорайонного социально-педагогического культурно-воспитательного комплекса.

5.  По мере все более активного участия детей, подростков, молодежи в создании и развитии микрорайонного культурного комплекса происходит активизация освоения культурной среды как среды обитания
на всех ее уровнях.

6.  Освоение культурной среды стимулирует освоение ценностей
материальной и духовной культуры ( не только современных культурных ценностей, но и культурного наследия).

Последнее обновление (04.12.12 19:47)