03.12.12
КОНЕЦ 80-х ГОДОВ БЫЛ НАСЫЩЕН БУРНЫМИ СОБЫТИЯМИ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОКРУГ НЕГО
В "водовороте" этих событий был и автор этого сайта.
В частности, я был делегатом от Москвы на учредительном
съезде Творческого союза учителей СССР в Сочи и на втором съезде в Одессе.
Материалом, приведённом ниже я начинаю повествование
о событиях тех лет
----------------------------------------------------------------.
Т. Миледина
КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА
Учительская газета, 1988, 1 октября
Под рубрикой “Дискуссия”.
Примечание. В статье дается и краткий пересказ выступления Р.В. Соколова.
Этот текст выделен крупным шрифтом.
СОВСЕМ недавно, точнее, нынешним летом, а лексиконе педагогической общественности, а значит, и на страницах нашей газеты возникло коротенькое, энергичное словечко ВНИК. Возможно, кто-то и не обратил на него особого внимания: мало ли научных объединений рождается в столице, одних институтов у АПК — полтора десятка, всех названий не упомнишь. Однако сегодня, спустя четыре месяца, ^ уже не найдешь учителя, который не знал бы; одну из двух концепций среднего образования, положения об общеобразовательной средней школе, о районном совете по народному образованию создал именно ВНИК — Временный научно - исследовательский коллектив «Базовая школа». Накануне нового учебного года он дал нам проекты документов, открывающих перспективу, возможность реального прорыва в будущее.
Начиналось все весьма необычно. Госкомитет СССР по народному образованию предложил группе ученых собрать вокруг себя людей, знающих школу, современно мыслящих, умеющих работать. Пожалуй, вряд ли удастся вспомнить за последние десятилетия другой подобный пример, когда, приглашая человека на работу, у него не спрашивали ни анкетных данных, ни рекомендаций руководителя, ни количества научных публикаций. Интересовало одно — его идеи. Так сошлись за одним столом и известные на всю страну художник Б. Неменский, ученые В. Давыдов. А. Петровский, В. Зинченко, постоянные авторы нашей газеты О. Газман, Б. Бим-Бад, А. Цирульников, учителя - практики, среди них целая группа членов творческого клуба “Эврика”. Возглавил временный научный коллектив кандидат педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров.
Задача ставилась конкретная — разработать концепцию среднего образования и создать ряд документов, позволяющих сделать первые шаги по пути ее реализации. Организация работы во ВНИКе тоже мало напоминала привычный стиль академического института. ВНИК, например, провёл организационно - деятельностную игру в Сочи, где московская команда учителей и ученых вступила в дискуссию с краснодарскими педагогами. Результатом стало взаимное обогащение идеями и подходами.
И еще после игры Краснодарский крайком КПСС объявил всю территорию края экспериментальной площадкой ВНИКа. На протяжении всех месяцев работы временного коллектива проходили постоянные консультации с общественностью по разным вопросам — о школьных советах, о союзе учителей.
Съезжались люди из других городов, приглашались родители, преподаватели вузов, управленцы.
Сотрудники ВНИКа предлагали всем, у кого есть конструктивные мысли по перестройке образования: звоните, приходите, вносите свой вклад в общую копилку идей. Много сил и времени требовал разбор и обработка обширной почты. Словом, с самых первых шагов ВНИК создавался и работал как научный коллектив, открытый общественной оценке и готовый питаться идеями, возникающими в практике и науке. Скажем больше: “вниковцами” были созданы консультативный общественный совет и совет старейшин — самых почитаемых и маститых ученых для общественной приемки проектов.
И вот документы опубликованы — сейчас не проходит дня, чтобы редакцию газеты не пригласили бы на их обсуждение: то в МГПИ с участием телевизионной съёмочной группы, то в Педобщество, то на школьный педсовет.
А недавно прошел отчет .ВНИКа перед консультативным советом и советом старейшин. Длился он... более семи часов. И несмотря на позднее время, на общую усталость — ни одно выступление не было прервано. Никого из желающих не отвергли решением «прекратить прения» - таков стиль работы коллектива..
.Представьте себе, больше всего ВНИК критиковали за то, что т концепции дошкольного образования, педагогического образования, эстетического и так iee. Понимая, что невозможно три месяца решить столь широкие по объему задачи, просили: делайте, работайте дальше. о ВНИК поверили, его работу признали, в документах увидели надежду на реальное действительное преобразование нашей школы. И еще одно показало обсуждение: есть огромная потребность в научных ориентирах - не схоластические рассуждения о гипотетическом ребенке, а о обоснованные предложения как решать насущные задачи перестройки образования.
— Концепция собрала все лучшее, что родилось в педагогической науке и практике за последние годы, — Ю. Азаров.
— Она пропитана идеями психологии и педагогики двадцатых годов: Выготского, Блонского, Крупской, Макаренко в их развитии, — А. Леонтьев.
— За последние шестьдесят лет в педагогике не было столь. глубокого документа, — Ю. Рюриков.
— Коллектив совершил подвиг, — И. Раченко.
И все же самой высокой оценкой работы коллектива были, пожалуй, не эти добрые слова, а высокий уровень обсуждения, который не свелся к редактированию в этот пункт дописать такие слова», «из этого убрать другие". Это был принципиальный разговор по самым острым проблемам школы.
Одна из них — трудовое воспитание. В. Турченко, доктор, философских наук из Новосибирска, считает: необходимо коренное изменение способа образования — не словесная трансляция знаний от учителя к ученику, а включение обучаемых в активное преобразование природной среды, в трудовой процесс на основе самых передовых технологий.
Рабочий - новатор В. Сериков подтвердил тезис ученого — рассказал о дружбе своей бригады с подростками из школы и ПТУ. Совместный труд, общение взаимно обогатили, помогли реализовать себя детям и взрослым.
Но верно ли трудовое воспитание понимать только как работу рук, напряжение мускулов? — возразили оппоненты. Реальное положение дел таково, что так называемый производительный" труд чаще всего дает ребятам отрицательный опыт, отвращает от работы бестолковой, плохо организованной, никому не нужной.
В концепции, предложенной ВНИКом, педагога Р. Соколова особенно привлекла идея преодоления отчуждения: школы и общества, учителя и ученика.
Труд в его представлении может и должен стать средством преодоления этого отчуждения, условием не только самоопределения. но и самореализации личности. Наука мало исследует диалектику развития человека. Возможно, не просто постоянная работа, а именно путь, который прошли воспитанники А. (Макаренко, начинавшие с примитивных кустарных промыслов и научившиеся затем изготовлять сложные механизмы — знаменитые ФЭДы, — обеспечил столь успешное развитие коллектива и личности.
Собравшиеся оценили стремление авторов концепции уйти от унификации в формировании растущего человека. Желание подтягивать всех к раз и навсегда определенному образцу, стандарту, которое было присуще многим педагогическим программам воспитания, заведомо исключало развитие самобытности, обезличивало, готовило «муравья», «винтик».
В новых документах заложен, по мнению философа, Г. Батищева, полифонизм целей: человек будущего представлен как гражданин, семьянин, человек труда
— нравственная, духовная, интеллектуальная личность. Растить социально отважного, свободно мыслящего человека — вот задача, добавил писатель Ю. Рюриков. Это стратегия научно-педагогической революции.
Можно смело сказать, что обсуждение концепции наметило широкую программу дальнейших педагогических исследований.
- Нам приятно получать упреки в том, что мы не решили многих проблем, — сказал в заключение Э. Днепров, — наука должна работать интенсивно и реалистично: решать то, что жизнен-1 но важно для общества. Мы составляем доклад, который назовем позиционным, где перечислим те научные проблемы, которые требуют немедленной разработки. А срок полномочий нашего коллектива кончается 31 декабря. Все присутствующие высказались за то, чтобы у коллектива все же были перспективы для работы.
В наше беспокойное время мы с большим интересом и радостью встречаем рождение новых, дотоле неведомых в системе народного образования форм педагогической жизни: создание союзов и клубов творческих учителей, авторских школ. Нет сомнения, что инициатива создания ВНИКа — из этого же ряда революционных новаций. Работа временного научного коллектива — образец научной деятельности, подкрепленной практикой, общественной поддержкой, обогащенной реальной школьной жизнью и служащей ее обновлению.
Т. Миледина.
Москва.
------------------------------------------------
Примечание от автора сайта:
В своём выступлении Р.В. Соколов говорил ещё и о необходимости обеспечивать условия для единства социализации и самореализации воспитанников.
На это Э.Д. Днепров, повернувшись к О.С. Газману сказал:
“А вы у себя в АПН до сих пор боитесь слово ”социализация”
вслух произнести”. И тут же предложил Р.В. Соколову войти в состав ВНИКа.
Соколов не стал членом ВНИКа и, как показали события
последующих лет, это имело последствия
(когда Э.Д. Днепров стал министром образования...)
Но это история особая и требует очень долгого разговора о том,
во что, порой, выливалось “эвриканское” движение
после смены в России общественного строя...
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (03.12.12 00:54)