---
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ
Москва, 18 декабря 1997 г.
Мы, нижеподписавшиеся, детский оздоровительный лагерь “Робинзон” в лице директора Листопадова Ю. Г., Ивановское региональное отделение организации Юных разведчиков (ОРЮР) в лице председателя Ширшовой Е.Г. , руководителя НМЦ социальной педагогики, директора Первой опытной станции по внешкольному воспитанию Соколова Р.В., директора детского клуба “Искорка-М” Иванова О.А. и Управление муниципального района “Марьина роща” в лице________________________
составили настоящий протокол о нижеследующем.
1. Стороны намерены организовать и провести летом 1998 г. профильную смену “Межрегиональный лагерь-слёт подростковых клубных объединений, работающих по месту жительства, посвящённый международным юношеским олимпийским играм”.
2. Смена проводится в рамках комплексного проекта “Палаточные лагеря” - победителя Российских конкурсов вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодёжи 1996 и 1997гг., организованных Государственным Комитетом РФ по делам молодёжи. (См. прил. 1, 2) , как этап реализации программы “Юный спасатель” - лауреата этого же конкурса 1996 г. (см. прил. 3), продолжая традиции программы ОРЮР “Мы - патриоты России”, получившей государственный грант 1-ой степени им. Александра Невского в 1996 г. (см. прил. 4).
4. В договоре будет указано: количество участников от каждой из сторон, место проведения (на базе лагеря “Робинзон” в районе г. Анапа), уточнённые сроки проведения и стоимость одной путёвки, которая не должна превышать 1,2 млн. рублей в ценах декабря 1997 г. с учётом последующих деноминации и инфляции).
5. После заключения договора лагерь “Робинзон” выставляет счёт за путёвки, управление муниципального района “Марьина роща” оплачивает путёвки (путём перечисления денежных средств на расчётный счёт лагеря “Робинзон”), подростковые клубы (“Искорка - М” и клуб “Ровесник” Первой опытной станции) обеспечивают подбор и подготовку участников данной смены лагеря, НМЦ социальной педагогики разрабатывает научно-методическое обеспечение.
Лагерь“Робинзон”_______________________________________________
Клуб “Искорка - М”______________________________________________
НМЦ социальной педагогики, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию______________________________________________________
Управление муниципального района “Марьина роща”_________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профильной смены
“Межрегиональный лагерь-слет подростковых клубных объединений, работающих по месту жительства,
посвященный международным юношеским Олимпийским Играм.
Организаторы: Лагерь Робинзон, Организация Юных Разведчиков -скаутов (ОРЮР), Научно-методический центр социальной педагогики Российского института культурологии Академии Наук Российской Федерации (НМЦ социальной педагогики)
Участники: дворовые клубные объединения по месту жительства различных регионов России
ЦЕЛЬ: Отработка модели деятельности современного дворового подросткового клуба в условиях загородного палаточного физкультурно-оздоровительного лагеря как общедоступной формы организованного активного летнего отдыха.
ЗАДАЧИ:
Создание условий для развития клубного коллектива( его сплоченности, организованности, дисциплинированности)
Подготовка актива дворовых клубов
Подготовка кадров из числа взрослых и подростков для проведения палаточных лагерей
Обмен опытом работы подростковых клубов по месту жительства разных регионов РФ
Обеспечение эффективного привлечения подростков к регулярным занятиям и отвлечение их от улицы
Воспитание альтруистических качеств
Овладение знаниями, умениями, навыками выживания в экстремальных ситуациях и оказания первой помощи (физической и моральной) другим людям, оказавшимся в экстремальной ситуации.
Общефизическая и начальная туристическая подготовка подростков
Оздоровление участников смены
Разработка методики создания подобных палаточных лагерей подростковыми клубными объединениями по месту жительства и издание соответствующих методических рекомендаций.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Административно-хозяйственное- лагерь “РОБИНЗОН”
2. Педагогическое:
а) Руководители делегаций (педагоги клубов по два педагога на 15 детей)
б) Инструктора ОРЮР по туризму , физкультуре, плаванию и основам выживания на основе скаутских программ
3. Научно-методическое- сотрудники НМЦ социальной педагогики
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Базу проведения и административно-хозяйственное обеспечение программы осуществляет лагерь “Робинзон”
2. Подбор участников осуществляют клубы по месту жительства
3. Оплату путевок подросткам осуществляет администрация тех территорий, на которых располагаются клубы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
Общелагерный компонент:
1.Спортивные мероприятия (игры, соревнования, Олимпиада)
2. Походы и экскурсии
3. Коллективные творческие дела
4. Скаутская практика
5. Экологическая работа
6. Дежурство по лагерю
Отрядный компонент (работа внутри делегации):
1.Отрядные сборы, костры
2.Работа по индивидуальным планам клубов
3.Самообслуживание делегаций.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛАГЕРЕМ
Оперативное и общее руководство осуществляет директор лагеря
Координацию общелагерной жизни осуществляет общий сбор лагеря
Ежедневное планирование осуществляется Советом лагеря, состоящим из руководителей клубов и сменного подросткового актива
Повседневное руководство жизнью отрядов (делегаций) и поддержание дисциплины внутри отряда осуществляют руководители делегаций.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Отвлечение подростков от улицы и ее вредных влияний
2. Оздоровление и физическое укрепление участников программы
3. Привитие подросткам знаний, умений и навыков выживания и оказания первой помощи
4. Овладение навыками самообслуживания и приготовления пищи в походных условиях
5. Подготовка инструкторов из числа подростков для проведения походов и палаточных лагерей клубами по месту жительства.
6. Укрепление ядра воспитательного коллектива подростковых клубов.
7. Содействие социализации и самореализации подростков.
8. Дальнейшее развитие клубов и расширение диапазона их деятельности на базе вновь приобретенного опыта
9. Создание предпосылок для проведения подобных лагерей клубами-участниками программы.
Приложение № 1
к Постановлению Правительства Москвы
от_________№_____________
П О Л О Ж Е Н И Е О ПЕДАГОГЕ-ОРГАНИЗАТОРЕ
по проведению воспитательной
работы с детьми и подростками по месту жительства
Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом города г.Москвы, Распоряжениями Вице-Мэра г. Москвы N 227-РВМ от 26.09.1991., N 249-РВМ от 21.05.1992, Постановлением Правительства Москвы N 575 от 22.06.1993 г., Постановлением Правительства Москвы № 23 от 09.01.96г.
1. Общие положения.
1.1. Педагог-организатор осуществляет организацию повседневной социально - воспитательной работы с детьми и подростками (несовершеннолетними) по месту жительства.
1.2. Педагог-организатор закрепляется за конкретным жилым микрорайоном, по существующим нормативам численности населения и ведет работу в помещениях, предоставляемых органами городской администрации.
1.3. Ставки педагогов - организаторов находятся в штатах районных Управ, согласно перечню служащих, утвержденному главой Управы, либо в штатах муниципальных учреждений, специально создаваемых в Административных округах (районах) для ведения досуговой и воспитательной работы по месту жительства.
1.4. Должность педагога-организатора относится к профессии педагогической сферы.
1.5. Назначение на должность педагога-организатора осуществляют :
Районные Управы и муниципальные учреждения по согласованию с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы и Префектом административного округа из числа лиц, имеющих педагогическое или другое специальное образование и опыт воспитательной, культурно - массовой и спортивной работы с несовершеннолетними.
1.6. При приеме на работу, педагогу организатору присваивается разряд по итогам аттестации и устанавливается должностной оклад в соответствии с нормативами, действующими для учреждений образования.
1.7. Отпуск, социальное обеспечение и иные льготы предоставляются педагогам-организаторам в установленном законом порядке, по нормативам, предусмотренным для педагогических работников сферы образования, независимо от места работы.
1.8. Методическое обеспечение, подготовка и переподготовка педагогов-организаторов осуществляется Комитетом по делам семьи и молодежи совместно с Управлением социального развития административных округов.
1.9. Районные Управы и муниципальные службы совместно с жилищно-эсплуатационными организациями, предоставляют для работы с несовершеннолетними помещения в жилых массивах, осуществляют ремонт содержание помещений и малых архитектурных форм, выделяют финансовые средства на приобретение необходимого оборудования и инвентаря, исходя из существующих нормативов доходов жилого фонда (в том числе отчислений от квартирной платы) и финансовых фондов.
2. Педагог-организатор отвечает:
2.1. За создание и реализацию программы социально-педагогической работы с несовершеннолетними в микрорайоне, за функционирование созданных и руководимых им социально-педагогических структур, обеспечивающих организацию воспитательной среды микросоциума и вовлечение детей, подростков и молодежи в разнообразную полезную деятельность.
2.2. За общественно-полезное содержание и социальную направленность воспитательной работы с несовершеннолетними по месту жительства, за создание и функционирование сети детских и подростковых дворовых клубов и центров, кружков, секций, команд и других объединений.
2.3. За создание безопасных условий для занятий несовершеннолетних в подчиненных ему клубах и центрах, а также за использование по назначению нежилых помещений, выделенных для работы с несовершеннолетними по месту жительства.
3. Права и обязанности педагога-организатора.
3.1. Педагог-организатор имеет право:
а) Обращаться по вопросам координации социально-воспитательной, культурно-досуговой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства к руководителям школ микрорайона, учреждений дополнительного образования, сферы культуры и спорта, социальной помощи и опеки, жилищных и эксплуатационных организаций, в инспекцию по делам несовершеннолетних, органы общественного самоуправления, другие организации и объединения, ведущие работу с несовершеннолетними;
б) Вносить предложения по совершенствованию содержания и обеспечения социально-воспитательной деятельности с несовершеннолетними по месту жительства в органы городской администрации любого уровня, участвовать в рассмотрении этих вопросов;
в) Участвовать в подборе педагогических кадров для социально-воспитательной работы;
г) Привлекать дополнительные средства и финансы из различных дополнительных источников;
д) Иметь доступ к информации по вопросам организации досуга и воспитания несовершеннолетних и молодежи, включая информацию о выделении и расходовании средств на культурно-досуговую, воспитательную и спортивно-оздоровительную работу с населением, участвовать в составлении смет по обеспечению работы с несовершеннолетними и молодежью по месту жительства, осуществлять контроль за использованием бюджетных средств по утвержденным сметам в части обеспечения досуговой работы с несовершеннолетними;
е) Использовать информационную базу и возможности районных служб, местные теле-видео студии, а также другие средства массовой информации для гласного и широкого освещения, проводимой в районе досуговой работы;
ж) Повышать свою профессиональную квалификацию и разряд ЕТС;
з) Получать льготы, предоставляемые работникам педагогической, образовательной сферы;
и) Иметь иные права и исполнительно-распорядительные полномочия, устанавливаемые Главой районной Управы (руководителем муниципального учреждения).
3.2. Педагог-организатор обязан:
а) Осуществлять функцию по проведению государственной молодежной политики в сфере социального воспитания детей и подростков по месту жительства с учетом конкретной социокультурной и педагогической ситуации в стране, городе, микрорайоне.
б) Обеспечивать выполнение законодательных и нормативных актов в области молодежной политики, социальной защиты детства, профилактики и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
в) Во взаимодействии с окружными управлениями и муниципальными службами социокультурной сферы добиваться эффективного функционирования клубов, центров и других учреждений воспитания и досуга по месту жительства, оказывать им всемерную организационную, методическую поддержку и другую необходимую помощь.
г) Непосредственно вести социально-воспитательную (педагогическую) работу с детьми и подростками по месту жительства, содействовать развитию детско-юношеского самодеятельного и любительского движения.
д) Составлять сводный план работы с несовершеннолетними на учебный год, каникулы и летний период, составлять сводное расписание работы кружков, секций, клубов и т.д., действующих на территории микрорайона анализировать и координировать их деятельность.
е) Привлекать к работе с несовершеннолетними квалифицированных специалистов, спортсменов, тренеров, работников искусства и науки, заниматься подготовкой детско-юношеского актива.
ж) Содействовать проведению районных и городских культурно-массовых и досуговых мероприятий (спортивных соревнований, фестивалей, смотров, конкурсов, праздников, тематических вечеров, концертов и др.).
з) Поддерживать постоянную связь с родителями, привлекая общественность и население в социально-педагогическую деятельность.
и) Принимать активное участие в организации отдыха детей и подростков по месту жительства во время каникул и выходные дни.
к) Содействовать в приобретении необходимого оборудования, инвентаря и материалов для работы с несовершеннолетними.
л) Содействовать созданию в микрорайоне зимних и летних спортивных площадок.
м) Предоставлять по итогам годовой работы аналитический отчет о социально-воспитательной деятельности с несовершеннолетними и молодежью в микрорайоне, а также об использовании выделенных, привлеченных средств и помещений.
Соколов Р.В.
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К СОЗДАНИЮ ТЕОРИИ
КОЛЛЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
(1984 г.)
П Р Е Д И С Л О В И Е
"Философско-психологические и социально-психологические подходы к созданию теории организации коллективного освоения культуры" - это составная часть комплексного междисциплинарного исследования "Теория и методика организации коллективного освоения культуры", включающей в себя кроме этой части еще и другие: "Философско-экономические истоки теории освоения культуры и экономические условия практического освоения культуры", "Политические предпосылки освоения культуры", "Этнопедагогические и социальные предпосылки освоения культуры", "Организационные предпосылки коллективного освоения культуры", "Методические основы организации коллективного освоения культуры детьми и подростками".
Предметом данной части исследования стали психологические аспекты двух известных идей классиков марксизма, имеющих безусловно методологическое значение для решения вопросов теоретического и практического обеспечения наследования культуры подрастающим поколением, но еще, к сожалению, очень слабо освоенных психологией и еще меньше педагогикой.
Это идея К. Маркса об "овладении aneignung человеческой действительностью" индивидом (см. эпиграф к первой главе) и идея Ф. Энгельса о повторяемости в духовном развитии ребенка умственного развития человечества (см. эпиграф ко второй главе).
В данной части исследования автор ставит перед собой три цели:
1) Соотнести эти идеи К. Маркса и Ф. Энгельса с теоретическими и экспериментальными социально-психологическими и социально-педагогическими исследованиями и таким образом уточнить представления о социально-психологических аспектах приобщения к культуре, в частности, уточнить содержание таких понятий как "распредмечивание", "овладение", "присвоение", "усвоение", "освоение", употребляемых психологами при исследовании процессов приобщения детей и подростков к культуре.
2) Рассмотреть применение этих идей в передовом педагогическом опыте, их роль и значение в достижении положительных результатов педагогической деятельности.
3) Наметить пути дальнейшего освоения этих идей в психологии и педагогике.
В первой главе обосновывается актуальность проблемы, рассматривается степень изученности проблемы, уточняется понятийный аппарат, определяются задачи дальнейшего исследования.
Во второй главе рассматривается и анализируется опыт А.С. Макаренко и опыт И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова по организации коллективного освоения культуры как наиболее глубокое, полное и продуктивное воплощение идей К. Маркса и Ф. Энгельса. В заключении второй главы даны выводы, которые могут быть использованы при разработке методики организации коллективного освоения культуры.
Г Л А В А I
стр 32
в) Правомерность рассмотрения проблемы в аспекте социальной психологии.
Правомерность рассмотрения проблемы перехода от усвоения культуры к ее освоению, в том числе и в аспекте социально-психологическом определяется целым рядом обстоятельств.
Рассмотрение этого перехода такими субъектами освоения как народ, коллектив, группа не должно встречать возражений. Другое дело, когда речь идет об освоении, где субъектом является индивид. Казалось бы, что это уже предмет изучения общей психологии. Однако, как справедливо заметил известный советский историк Б.Ф. Поршнев в книге "Социальная психология и история": "Специфика человека как раз состоит в том, что явления социально-психические в ней первичнее и глубже индивидуально психических" (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979, с. 6), и на этом основании он считает, что социальная психология в своем дальнейшем развитии станет "еще более фундаментальной, еще более общей", чем сейчас общая психология" (там же, с. 6-7) и, следовательно, вопросы генетической психологии правомерно рассматривать в рамках социальной психологии. То, что вопросы развития личности редко рассматриваются в социальной психологии объясняется тем, что "марксистская социальная психология еще очень молодая, становящаяся на ноги дисциплина" (там же, с. 7).
Советский психолог Г.М. Андреева в книге "Социальная психология" специально рассматривает вопросы усвоения и освоения культуры индивидом в главе "Социализация личности", утверждая, что "идея развития личности одна из ключевых идей советской психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое методологическое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития" (Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980, с. 336).
Г.М. Андреева отмечает, что экспериментальные исследования в этой области "носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией" (там же, с. 340), "носят черты междисциплинарных исследований" (там же, с. 340) и, что несмотря на это, проблема стадий социализации имеет еще пока "дискуссионный характер" (там же, с. 340-341).
Я.Л. Коломинский также употребляет понятия "возрастная социальная психология" (см. Коломинский Я.Л. Исследование межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972). Таким образом, несмотря на то, что вопрос о предмете социальной психологии еще пока психологами дискутируется, рассмотрение процесса перехода от усвоения к освоению в рамках социальной психологии правомерен.
Стр.35
2. Концепция К. Маркса о "присвоении человеческой действительности" индивидом и ее современные интерпретации в философской, социологической и психологической науке. (Степень изученности проблемы овладения культурой).
Стр.36
а) А.Н. Леонтьев о "генеральном значении" концепции К. Маркса об овладении культурой
Известно, что "идея о том, что развитие психических функций и способностей, специфических для человека, представляет собой совершенно особый процесс" (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 193), что, "процесс этот принципиально отличается от процесса развертывания биологически унаследованного поведения... и от процесса приобретения индивидуального опыта" (там же) как общая идея характерна для современной советской психологии. Сейчас вряд ли кто станет отрицать, что "развитие, формирование психологических функций и способностей, свойственных человеку как общественному существу происходит в совершенно специфической форме - в форме усвоения, овладения" (там же).
Но вот о единстве понимания того, как осуществляется это "усвоение, овладение" и как этот процесс осуществлять, говорить еще рано.
То что в истории людей "усвоение, овладение" имело место, что достижения так или иначе закреплялись" (там же, с. 194) доказывать не приходится, ибо "в противном случае их прогрессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно" (там же). Но если биологически они закрепляться не могли, то тогда как?
А.Н. Леонтьев дает на этот вопрос ответ с позиций марксистско-ленинской философии: "...в форме внешне-предметной, экзотерической (там же), или, говоря другими словами, "в культуре". "Эта новая форма накопления и передачи филогенетического (точнее, исторического) опыта возникла потому, что характерная для людей деятельность есть деятельность продуктивная, созидательная. Такова прежде всего основная человеческая деятельность - т р у д" (там же) и этот факт А.Н. Леонтьев
стр. 38
справедливо оценивает как "фундаментальное" (там же, с.194) открытие и его значение для психологии как "поистине решающее" (там же).
Дело в том, что "труд, осуществляя процесс производства (в обеих своих формах - материальной и духовной), кристаллизуется в своем продукте. То, что со стороны субъекта проявляется в форме деятельности (unruhe), то в продукте выступает в форме покоящегося свойства (ruhende Eigenschaft), в форме бытия или предметности (Маркс)" (там же).
И если "рассматривать его (процесс труда, - Р.С.) со стороны содержания самой деятельности субъекта, ...превращение человеческой деятельности в ее продукт выступит перед нами как процесс воплощения в продуктах деятельности людей их психических особенностей, а история материальной и духовной культуры - как процесс, который во внешней, предметной форме выражает достижения развития способностей человеческого рода" (там же, с.195), т. е. культура как бы консервирует человеческие способности. Даже в обыкновенной материальной промышленности под видом внешних вещей мы имеем перед собой "определенные" человеческие способности" (там же, с. 195).
Это положение по мнению Леонтьева А.Н. "имеет для научной психологии совершенно генеральное значение" (там же). которое в полной мере "выступает другой стороны процесса: при рассмотрении его со стороны опредмечивания (Vergegenstandigung) человеческих способностей, а со стороны их усвоения, присвоения (Aneignung) индивидами" (там же) или, говоря другими словами, со стороны "освоения культуры".
стр. 39
б) М.С. Каган о значении введенной К. Марксом категории "Aneignung", сложностях с ее переводом на русский язык и обоснование целесообразности ее перевода словом "овладение"
стр. 40
Понятие "Aneignung", введенное К. Марксом в философский оборот и широко им использовавшееся, но, к сожалению, еще мало известное, "трудно точно перевести на русский язык, - считает М.С. Каган, - и потому переводчики Маркса переводят его с помощью разных русских слов: чаще всего употребляется слово "присвоение", иногда - "освоение", или "дуплет" - "присвоение, освоение", или "усвоение". Такой принцип перевода не отражает того, что в категориальном аппарате К. Маркса за всеми этими различными словами стоит одно понятие "Aneignung", устойчиво употребляемое К. Марксом и имеющее значение важной философской категории. Вот почему необходимо найти в русском языке такое слово, с помощью которого можно было бы однозначно переводить немецкое "Aneignung" во всех случаях, когда оно употребляется К. Марксом, дабы не потерять категориальный смысл этого понятия. Нам представляется, что стремление сохранить во всех вариантах перевода корень "eigen" - "свой", лишь меняя приставки, не позволяет решить такую задачу. Вернее было бы, на наш взгляд, пожертвовать формальной точностью перевода во имя передачи смысла; а этот смысл лучше всего передается русским словом "овладение", по отношению к которому "присвоение", "освоение" и "усвоение" оказываются частными случаями и потому могут быть все им заменены.
Принципиальное значение именно категории "овладение" в философском наследии К. Маркса видно, например, из того, что ее оппозиционной парой является там хорошо известная категория "отчуждение".
Не имея возможности специально рассматривать в данной работе проблему отчуждения, подчеркнем только, что, по К. Марксу, явление это есть своего рода "перевертыш", "оборотень", переход в свою противоположность другого явления - нормальной человеческой деятельности.
стр. 41
суть которой состоит в том, что субъект овладевает объектом. практически ли, теоретически ли или практически-духовно, тогда как отчуждение выражается в том, что объект овладевает субъектом, порабощает его, лишает свободы и самоцельности бытия" (Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974, с.45).
Думается, что с Каганом следует согласиться в следующих позициях:
1. Понятие "Aneignung", введенное К. Марксом в философский оборот, имеет "значение важной философской категории";
2. Суть Марксовой категории "Aneignung" в том, что "субъект овладевает объектом, практически ли, теоретически ли или практически-духовно", т.е. суть "нормальной человеческой деятельности";
3. Оппозиционной парой категории "овладение" у Маркса является категория "отчуждение", показывающая переход "овладения" в его противоположность - отчуждение, которое "выражается в том, что объект овладевает субъектом, порабощает его, лишает свободы и самоценности бытия";
4. Понятия "присвоение", "освоение" и "усвоение" являются частными случаями категории "овладение" и могут быть все им заменены". Но здесь следует сделать очень важное уточнение: могут быть заменены в переводах данного текста Маркса, т.е. не вообще и не всегда. Понятия "присвоение", "усвоение", "освоение" хотя и употребляются в литературе часто как синонимы (особенно "усвоение" и "освоение", что отражено даже в толковых словарях русского языка) и являются частными случаями категории "овладение", они, тем не менее, не могут быть заменены этой категорией там, где речь идет именно об "усвоении" или "освоении" как проявлениях "овладения".
стр. 42
А поскольку "усвоение" и "освоение" это разные проявления "овладения" культурой, то их нельзя и употреблять в качестве синонимов. То, что понятия "усвоение" и "освоение" имеют разное значение, судя по их употреблении в литературе", считают далеко не все авторы, а между тем "разведение" этих понятий представляется чрезвычайно нужным, ибо отражаемые ими явления далеко не так близки и однозначны, как это можно было бы предположить по употреблению их словесных обозначений. Такое "разведение" этих понятий и является одной из задач данной части работы. И необходимо такое уточнение понятийного аппарата для углубления во внутренний "механизм" такого явления как "овладение" культурой и для умения управлять этим "механизмом".
Задача такого "разведения" понятий на данном уровне науки дело весьма сложное. Дело в том, что, не только понятия "усвоение" и "освоение" употребляются в самых разных смыслах, но такие более общие по отношению к ним как "овладение" и "деятельность" не имеют общепризнанного значения. Так, еще сравнительно недавно, в 1974 г. М.С. Каган сетовал, что "по сей день и в психологии, и в социологической, и в философской литературе понятие "деятельность" употребляется неоднозначно" (там же, с. 4).
В Консультативный совет Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
от членов рабочей группы в составе:
Леонтович К.Ф.
Соколов Р.В.
Соколова Н.В.
Рабочая группа, ознакомившись и обсудив проекты документов по работе педагогов-организаторов, предлагает:
1. включить в эти документы пункты, связанные с вопросом о нормировании рабочего времени педагога-организатора и с его подотчетностью в следующей редакции:
Рабочий день педагога-организатора ненормированный, но при этом определяются фиксированные часы приема два раза в неделю. Один раз в неделю - с утра и один раз - в вечерние часы.
Работа педагога-организатора в выходные дни и праздники оформляется специальными приказами руководителя учреждения, через которое осуществляется оплата работы педагога-организатора. При этом размер оплаты (или отгулов) осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Подотчетность педагога-организатора может быть оговорена особо в Положении об организационно-методической площадке, муниципальном досуговом центре (клубе) или в социальном заказе (договоре) между органом территориальной администрации и этим досуговым учреждением, если педагог-организатор включается в его структуру. Если этого нет, то педагог-организатор имеет тройное подчинение: вопросы технической эксплуатации вверенных педагогу-организатору помещений курируют органы территориального управления; режим работы (включая составление табеля) - уполномоченные представители органов территориального управления; вопросы содержания деятельности и методики - Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы.
2. предложенную инструкцию по выполнению функций педагога-организатора разделить на два документа (инструкцию для педагога-организатора, выполняющего функции методиста в структуре организационно-методической площадки и инструкцию для педагогов-организаторов). При этом в качестве обязательных форм (документов) педагог-организатор обязан регулярно заполнять и иметь на своем рабочем месте следующие:
1. Справку от Паспортного стола с указанием общего числа жителей на обслуживаемом педагогом-организатором участке и число несовершеннолетних (на 1 сентября календарного года).
2. Перечень организованных и действующих в настоящее время в структуре досугового учреждения коллективов (кружков художественного и технического творчества, спортивных команд, любительских клубных объединений, первичных организаций общественных объединений, некоммерческих организаций и других формирований регулярно использующих помещения и материальную базу, за которые отвечает педагог-организатор.
3. Социально-педагогический паспорт микрорайона (или заверенную в органах территориального управления справку о социо-культурной инфраструктуре микрорайона, обслуживаемого педагогом-организатором).
4. Справку об имеющейся в распоряжении педагога-организатора материальной базе (включая перечень помещений, спортивных и игровых площадок, основное оборудование).
5. Справку о бюджетном финансировании в предыдущий период.
6. Справку о кадрах педагогов (тренеров) и техническом персонале, обеспечивавшем до настоящего времени функционирование досугового учреждения (или выполнение поставленных педагогом-организатором целей и задач).
7. Перспективный план своей работы с указанием решаемых проблем, целей, задач и основных средств их решения.
8. Календарный план своей работы с перечнем мер, планируемых для выполнения Перспективного плана, планируемых сроков, партнеров и ответственных за выполнение пунктов плана.
9. Сводный календарный план (справку) о наиболее крупных мероприятиях, проводимых партнерами на территории обслуживаемого микрорайона.
10. Перспективные планы и календарные графики работы всех коллективов, действующих во вверенных педагогу-организатору помещениях.
11. Уставы (или Положения) о деятельности во вверенных педагогу-организатору помещениях объединений, имеющих юридическое лицо.
12. Отчет о работе за прошедший отчетный период.
Примечание: Остальные документы по мере необходимости составляются методистами окружной организационно-методической площадки с участием педагогов-организаторов.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
на базе Первой опытной станции по внешкольному воспитанию
по адресу: 2 проезд Марьиной рощи, д.21/23,клуб "РОВЕСНИК"
Телефон: 971-11-93. Проезд от ст. м. Рижская авт. 84, трол.18, 42
Б Е С П Л А Т Н Ы Е К О Н С У Л Ь Т А Ц И И
П О В О П Р О С А М О Б Е С П Е Ч Е Н И Я П О Л Е З Н О Г О Д О С У Г А
Д Е Т Е Й И П О Д Р О С Т К О В (вт. 15-18, чт.19-21)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (привлечение населения к организации досуга детей и подростков, правила аттестации и приема на работу, повышение квалификации, организация обмена опытом работы)
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (чем могут быть полезны организатору досуга достижения культурологии, философии, социологии, психологии, педологии, обшей педагогики, социальной педагогики, социокинетики, истории педагогики, клубоведения и других научных дисциплин)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (кто и где может оказывать квалифицированную помощь организаторам досуга, в каких учебниках, методических пособиях и периодических изданиях искать ответы по вопросам методики организации досуга)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (какие существуют организационные и хозяйственно-правовые формы социальных институтов организации досуга, правила их создания и регистрации, законы и правовые нормы, регламентирующие их деятельность, составление учредительных документов)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (вопросы организации деятельности социального педагога, организация коллектива педагогов и его деятельности, организация коллектива воспитанников, организация единого воспитательного коллектива, организация работы с родителями, организация социально-педагогического комплекса, содержание работы и ее планирование, организация кружков художественного, прикладного, технического творчества, организация физкультурно-оздоровительной деятельности, организация коллективов клубного типа, организация коллективных творческих дел, утренников, вечеров, праздников, экскурсий, походов, экспедиций, лагерей труда и отдыха и других воспитывающих мероприятий ).
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (международные, российские, московские нормативные акты и законы по вопросам охраны детства, воспитания, дополнитительного образования, прав детей, родителей, педагогов, постановления и распоряжения Правительств России и Москвы по вопросам организации досуга детей, подростков и молодежи)
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (источники финансирования досуговых учреждений и организаций, правила и условия финансирования, особенности налогообложения, оформление учетной и отчетной документации)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (источники пополнения материальной базы, условия безвозмездного получения инвентаря и материалов для детского творчества, при каких условиях возможен бесплатный ремонт помещений, оборудования и инвентаря)
ИНФОРМАЦИОННО-РЕКЛАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (реклама деятель-ности досугового формирования, информирование населения и заинтересованных организаций через стенды, афиши, стенгазеты, выставки, кабельное телевидение, средства массовой
информации, издание буклетов, проспектов, брошюр, кинофильмы и видеофильмы собственного производства)
Главный консультант - руководитель МГКМЦ,
кандидат социологических наук Р.В. СОКОЛОВ
Очные консультации проводятся по вторникам и четвергам с 16 часов в помещении Опытной станции по предварительной договоренности о встрече по телефону 971-11-93.
Заочные консультации (по телефону 971-11-93) по вторникам и четвергам с 16 до 20 часов
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|