В летних лагерях

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Эта РУБРИКА начата (8 марта 2010г.), дополнена 13 августа июня 2010г

Добавлены статья и  видеоклип про замечательный коммунарский лагерь на Урале 1966года. Видеоклип о встрече с ребятами в ВДЦ ""ОРЛЁНОК" в июле 2010г.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

На этой странице планирую давать материалы по лагерям, в которых я работал, которые сам создавал и материалы о "чужих" лагерях, которые считаю интересными.

Ниже два примера таких материалов.

Место пребывания
Как сделать анимированный гиф (gif)

Программа лагеря

В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ

1. Р.В.Соколов "...Там лес и дол видений полны..."

2.О лагере 1966г. на Урале "РЕФТ-ГРАД"

(статья и видеоклип)

 

Б.В. Куприянов. Авторские лагеря как воспитательные организации (продолжение)

Р.В.Соколов


Участникам слёта педагогических отрядов  2001 года и другим вожатым летних оздоровительных лагерей  из воспоминай на тему “когда я был вожатым”.


vkontakte.ru/photos18220090Программа лагеря

“…ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛНЫ…”

А.С. Пушкин.                      

Справка из словаря по внешкольному воспитанию. ДОЛ – детский оздоровительный лагерь. Он же – ДОЦ (детский оздоровительный центр). Лагеря бывают разные. Лагерь может быть летним (в летние каникулы). Бывают зимние лагеря. А бывают и такие, которые могут принимать детей в любые школьные каникулы, в том числе, в весенние и осенние каникулы. Бывают круглогодичные (например, “Артек”, “Орлёнок”).


“ПРИНЯТ НА ДОЛЖНОСТЬ ПИОНЕРСКОГО ЛАГЕРЯ”

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

“Принят на должность пионерского лагеря”. Так  записала “кадровичка” первую запись в моей трудовой книжке. На целый разворот! Я, конечно, заметил, что пропущено слово, но промолчал. Так “прикольнее”! Тогда сорок лет назад, шестнадцатилетние ещё не знали этого, едва ли не самого употребимого слова своих ровесников 21 века, - “прикол”. Тогда говорили понятнее: “Так смешнее”.

Через год я мог бы “оформить” новую трудовую книжку – кому бы пришло в голову, что я начал свою официальную трудовую деятельность ещё будучи школьником – после девятого класса. Но “заводить” новую трудовую книжку не стал. Оставил прежнюю. Почему, ведь три месяца трудового стажа практически значения не имеют?

На память. Очень уж любил летние пионерские лагеря. С 1954 г. они были для меня символом счастливого детства. Может быть, даже – символом коммунистического общественного устройства. “Каждому по потребности, от каждого по способности”. Казалось, что Хрущёв, говоря о том, что через двадцать лет будет построен коммунизм, имел в виду, что вся страна превратится в пионерский лагерь.

Как и теперь моя младшая дочка (ей сейчас, как мне тогда, 16 лет),  после того, как ежегодно ездили в лагеря отдыхать, (но “вдруг” выросли из пионерского возраста)  – всё равно продолжали ездить в такие лагеря. Только теперь не отдыхать, а работать. Первый раз я работать в лагерь, договорившись с Домом пионеров. Ездил работать руководителем “изокружка” (хотя “по жизни” был почти всё время “подменным вожатым”). “За харчи”, как говорили мои родители. Или, как говорили в лагере, “по  бесплатной путёвке”. А с 16 лет - и “за зарплату”. Тогда-то мне и выдали ту самую трудовую книжку, из записи в которой следовало, что свою трудовую деятельность я начал, как “человек-лагерь”.

До 18 лет я просто не мог себе представить жизни без лета, проведённого в лагере.

Но потом “взрослая жизнь” стала постепенно “отлучать” меня от летних лагерей.

Но ещё несколько раз мне всё-таки удалось “побороть судьбу” и провести лето в разного рода детских и юношеских лагерях.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА,

КОТОРУЮ МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ И НЕ ПЕЧАТАТЬ


В 1964 случайно попал в летний лагерь юных коммунаров в Братске.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Летом 1965 - побывал в коммунарском лагере в Карелии, а осенью поработал в знаменитом “Орлёнке”.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

В 66-ом был в лагере свердловских коммунаров “Рефтград”. В 67-ом работал методистом в профсоюзном пионерлагере имени К.Э. Циалковского. ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ В 68-ом был начальником летнего трудового лагеря “Коммунар - 68” клуба «Орин» в селе Никифорово. В 1972 - комиссаром в трудовом лагере “Коммунар – 72” Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого..

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

А ещё был небольшой лагерь Форпоста культуры в 73 г., где мы снимали “натурные сцены” для своего любительского художественного кинофильма. Экранизировали научно-фантастический роман З. Юрьева “Башня мозга”.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Последний раз был в лагере “Коммунар –76”, организованном моими воспитанниками. В странной роли. Телевизионное объединение “Экран” снимало про нас тогда телефильм “У нас во дворе” (первый фильм из телесериала “Ребячьи комиссары”). И я нужен был “телевизионщикам”, чтобы играть в документальном фильме… самого себя. Ох и трудная это роль, если её “играть”!

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ


Если бы у меня спросили, а какое воспоминание о лагерях “самое-самое”?

Трудный вопрос!  В каждом лагере было что-то дорогое, неповторимое.

Ну, а если бы спросили, что хотел бы рассказать в первую очередь вожатым-волшебникам нынешних ДОЛов?

Этот вопрос уже легче.

Есть в оздоровительных лагерях такая проблема: не все ребята “принимают” санаторный образ жизни. Некоторым хочется найти в лагере романтику, приключения, трудности.

А им в лагере предлагают  (но какое это предложение, если выбора нет?) спать после обеда, ходить по асфальтовым дорожкам, а приключения только на экранах японских “видиков”. Сиди в креслах фешенебельных холлов и смотри на чужие приключения. Не секрет, что в то время, когда ребята учатся в школах, в этих ДОЛах – пансионаты для взрослых. И щедрые вожатые летних ДОЛов стараются “отщипнуть” для своих детей что-то от “взрослых радостей” обитателей  пансионатов. Тем более, что виртуальные приключения на телеэкране как-то спокойнее для вожатых, нежели реальные приключения их подопечных.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Когда мы были ещё пионерами, мы иногда ощущали понимание взрослыми нашей тяги к романтике и приключениям.

Иногда нам устраивали “походы с ночёвками” (к месту ночёвки на грузовике подвозили ужин, матрацы и одеяла). Устраивали даже… ночные выходы к реке “встречать рассвет”. Запомнились некоторые “военные игры” в “зелёных и синих”. А больше всего –ночная рыбалка на море с “настоящими” рыбаками, сетью и рыбами, запутавшимися в сети. Был однажды у нас вожатый, который тайком водил купаться. “Рисковый” был. Одна рука в чёрной перчатке – в детстве баловался  с боевой гранатой – с тех пор вместо руки протез. Мы его просто боготворили…

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Вот, пожалуй, и все воспоминания на тему “пионерской романтики” и приключений из “пионерского детства” за несколько лет с 1952 по 1958.  Если говорить о том, что “шло от вожатых”. Сами мы себе добавляли этой радости разными “самодеятельными” способами. Например, строили “штабы”. На чердаках спальных корпусов, на деревьях за “территорией лагеря”. Тайком убегая из лагеря, копали землянки. В них пробовали курить и изучали учебник анатомии для восьмого класса…

Бегали тайком купаться в море, ходили за несколько километров в город покупать воблу. Устраивали набеги на соседние бахчи. Сорвёшь арбуз, разобьёшь его о колено, быстренько обглодаешь корки и радуешься…

Была ещё радость пригласить девочку на танец, а потом сидеть с ней рядышком на скамейке лагерной эстрады, где “через вечер” “крутили кино”. Вот ради этих радостей и стремились в пионерские лагеря. И были готовы терпеть многое: разучивание пионерских песен под баян; утренние и вечерние линейки; ежедневную “уборку территории”; “тихие часы”; многочисленные скучнейшие “мероприятия”.

Традиционные организованные “приключения” так называемых “Праздников Нептуна” я ненавидел. Однажды, когда подвипившие чумазые вожатые пытались меня схватить и бросить в речку, я взял в руки большую палку… Черти-террористы, к счастью для них, вовремя спохватились, отступили и помчались искать другую жертву.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

КАК Я ОКАЗАЛСЯ В ЛАГЕРЕ ИМЕНИ ЦИАЛКОВСКОГО


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Летом 1967 г. работал методистом в обычном (профсоюзном) пионерском лагере ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ А ТЕПЕРЬ ПОДРОБНЕЕ О ТОМ, КАК Я ОКАЗАЛСЯ МЕТОДИСТОМ ПИОНЕРЛАГЕРЯ В 1967 ГОДУ И ЧТО ИЗ ЭТО ВЫШЛО

В тот год я хотел опять уехать “волонтёром” к коммунарам Свердловска на реку Рефт в их трудовой лагерь “Рефтград” Коммунары уже второй год должны были участвовать в строительстве крупнейшей в Европе Рефтинской ГРЭС.

Но секретарь комитета комсомола предприятия, где я работал художником-оформителем, наслушавшись моих рассказов о коммунарских лагерях, решил обязательно направить меня летом “оживлять”  “свой” профсоюзный пионерский лагерь. Чтобы комсомольский секретарь  от меня “отвязался”, я сказал, что старшим вожатым не поеду ни за что, что ехать согласился бы, во-первых, только методистом, а во-вторых, - если лагерь будет работать по предложенной мною методике.

Был уверен, что мои требования будут “слишком”. К моему удивлению, наш секретарь добился от профкома нашего строительно-монтажного треста  для лагеря “ставки” методиста и от райкома комсомола возможности для меня проведения эксперимента – организации жизни в лагере как сюжетной многоролевой игры.

Надо признать, что среди секретарей “первичек” встречались в те годы такие, которые действительно стремились свершать полезные дела, в том числе и для детей.

Но тогда меня это даже огорчило –срывалась поездка в коммунарский лагерь.

Тот “лагерный сезон начался с серии “везений”.

Начальником лагеря оказался бывший лётчик-испытатель. Старшая вожатая – студентка-заочница пединститута. Муж её -   физрук лагеря. И все они на удивление охотно приняли моё предложение об эксперименте.

Оно состояло в том, чтобы, используя название лагеря (лагерь носил имя К.Э.Циалковского), устроить жизнь в лагере, как сюжетную игру по космической тематике (как игру в космонавтов). С космическим городком  и космическими экспедициями. Пусть каждый отряд будет “экипажем” космической экспедиции. Вместо кружков – космические “научно-исследовательские институты”.  Общий сбор на открытии лагеря – “Учредительный конгресс” космического сообщества.

Походы отрядов и их встречи с ребятами из других лагерей – встречи с “инопланетянами”. Кружки, преобразованные в космические “НИИ” и “лаборатории”, должны готовить “космические экипажи” к “экспедициям” и “контактам с внеземными цивилизациями”.   А всю затею я прелагал назвать “Операция КЭЦ” или “Экспедиция КЭЦ”.

К сожалению, ехать работать в лагерь вожатыми никто не хотел и “личный состав” вожатых был определён, практически, лишь к самому выезду в лагерь. Ни одного занятия “школы вожатых”, на которую я возлагал надежды, мы провести уже не успели.

Знакомились накануне выезда детей, когда приехали в лагерь детские кровати застилать. Это считалось главной заботой вожатых к встрече пионеров.

После окончания “физической работы” вожатые заторопились домой, и мне было предоставлено слово для “краткого сообщения”, и я со всем, на какое был способен, красноречием поведал вожатым о нашем проекте.



Выслушали вожатые и молчат.

Потом одна вожатая говорит: “Вы думаете, мы сюда приехали играть? Мы приехали сюда работать!”.

Все наши со старшей вожатой попытки “увлечь” вожатых идеей длительной ролевой игры никакого результата не дали. Потом оказалось, что все вожатые, как назло  подобрались из тех, кто согласился ехать в лагерь только ради дополнительного заработка (по основному месту работы им сохранялась зарплата в полном размере плюс зарплата вожатого). Ради бесплатного питания, ради возможности в рабочее время купаться, загорать, спать после обеда и не спать после того, как уснут пионеры…


Пришлось нам со старшей вожатой срочно менять “замысел игры”. Решили, что играть всё-таки будем, но не “через вожатых”, а “через Совет дружины”. Начальник лагеря нас поддержал.

На первом же сборе Совета дружины “вдруг” появляется председатель соседнего колхоза и просит ребят о помощи. На вопрос в чём нужна помощь председатель  приглашает ребят в свой “рафик”.

Приезжаем на свекольное поле, заросшее густыми сорняками. На поле несколько женщин ковыряется.

Председатель объясняет пионерам, что ему больше некого на спасение свёклы поставить и что если они не помогут в борьбе с сорняками - терпеть колхозу большие убытки. “Мы бы помогли, - говорит один паренёк,- да от нашего лагеря сюда очень далеко. Пока дойдём, обратно идти надо”.

Здесь старшая вожатая вступает в разговор: “А если сюда “трудовым десантом” на несколько дней высадиться, с палатками, с котлами, с продуктами?” Ребята: “А разве можно?”. “Вот было бы здорово!”. Глаза загорелись.

На обратной  дороге  созрел план создать добровольную команду – отряд спасателей и провести “трудовой десант”. Организовать на несколько дней (или недели на две, если понадобится) палаточный “лагерь спутник” на берегу Пахры рядом со свекольным полем. Это будет спасение планеты “СВИРИУС” (Смело вперёд иди, романтик, ищи успеха, счастья!). А спасать будет “Экспедиция КЭЦ” (Космическая экспедиция имени К.Э.Циалковского).

В тот же день из громкоговорителей лагеря все услышали необычное. Мужской голос сообщил: “Через два часа слушайте чрезвычайное сообщение!”. Лагерь стал гадать, о чём может быть “чрезвычайное сообщение”? Через пол часа: “Внимание, внимание! Через полтора часа – чрезвычайное сообщение!”

Сообщение слушал затаив дыхание буквально весь лагерь.

“Внимание, внимание! К нам в лагерь обратились с просьбой о помоши жители планеты “Свириус”. Нас просят помочь в спасении от захватчиков-инопланетян. Совет дружины решил помочь и срочно сформировать отряд добровольцев. Он будет называться “Экспедиция КЭЦ”. Для спасательной экспедиции требуются самые смелые, отважные, сильные, ловкие, умелые. Отбор добровольцев состоится сегодня в двадцать часов. Сбор около пионерской комнаты. Дело зовёт – добровольцы, вперёд! ”.

После ужина на веранде у пионерской комнаты - шумная толпа. Через  неё с трудом  протискиваются члены Совета дружины.

Но вот открывается дверь пионерской комнаты, выходит человек и приглашает: “Кто самый смелый, заходи!”

Несколько человек бросаются вперёд, но в “пионерской” гаснет свет. “Заходи, заходи!”

Наконец смельчак находится. За ним закрывается дверь.

-          Боишься ли ты темноты?

-          Нет, не боюсь.

-    Пройди через комнату и поднимись на возвышение  углу.

-    Представь, что ты на незнакомой планете. Проснулся и чувствуешь, что руки у тебя связаны. А чей-то голос из темноты у тебя спрашивает: «Кто ты?: Кто ты? Кто ты?»  Как ты ответишь? Твои три ответа.

- Я человек с планеты Земля. Я пионер. Я космонавт.

- Если твоего друга поразила молния, что ты будешь делать?

После нескольких вопросов испытуемому вручается запечатанный конверт с надписью, когда его вскрыть. Мальчишка или девчонка дают обещание держать в тайне и никому не рассказывать, что было в “пионерской”.

Когда выходят, все с вопросом: “Ну что там?”. А они улыбаются и молчат.

“Кто следующий?”. Замешательство. Но следующий, конечно, находится.

И так до самого “отбоя”.
Что в конвертах? Их было два типа. Тем, кто на “три вопроса” отвечал: “Я Петя”, “Я мальчик”, “Я школьник” давали конверт с текстом: “Молодец, жди наших новых сообщений!”.

Тем, кто отвечал, как первый “космонавт”, давали конверт с запиской другого содержания: “Поздравляем! Ты прошёл первое  испытание успешно. Завтра после обеда в “тихий час” тебя ждут новые испытания…”. Сообщалось, куда надо прийти.


На следующий день на поляне за лагерем собралось человек сорок, прошедших первое испытание.


Ребятам делается объявление, что первыми пойдут в экспедицию те экипажи, которые победят в испытаниях на лучшего командира, связного, повара, врача.

На то, чтобы разбиться на экипажи и подготовиться даются сутки. Что повара и врачи лагеря, пожарник готовы консультировать тех, кто будет обращаться к ним с вопросами.

На следующий день к начальнику лагеря приходят возмущённые повара, врач, пожарник. Они говорят, что приехали в лагерь не для того, чтобы учить детей накладывать шины при переломах, варить борщ, тушить пожары. И ладно бы, если бы пришли все сразу, а то приходят по три-четыре человека. Просто замучили их вопросами наши “космонавты”. А начальник лагеря только улыбается.

После обеда на той же поляне построение по “экипажам”. И несколько часов идёт соревнование похожее на “туристическую эстафету”. На нескольких кострах варят кашу, несколько “санитаров” накладывают шину при “переломе”. Несколько “сигнальщиков” “семафорят” флажками, “стучат” азбукой Морзе.

К вечеру подводятся итоги испытаний.



А утром, первый “десант спасателей” из “экипажей” – победителей. “Навьюченные” рюкзаками с провизией, палатками, котлами, лопатами, топорами, отправились в путь.

Шли километров пять.

Палаточный лагерь разбили в лесу на живописном берегу, метрах в двухстах от реки Пахры. И метров триста от поля, на котором предстоит “сражаться” с сорняками.

Место выбрали около ручья с чистой родниковой водой. Сразу оборудовали в ручье холодильник для скоропортящихся продуктов. Поставили палатки, оборудовали костёр для приготовления пищи. Притащили брёвна, чтобы сидеть вокруг костра.

С трёх сторон начали рыть “оборонительный” ров. “Как у Дубровского” - говорят ребята. Позже соорудили над ним бревенчатый мост. Захотел как-то начальник лагеря “незаметно” попасть в наш лагерь, но не сумел. Вокруг лагеря ров, а мост на ночь убирали.



В первой половине дня мы “спасали планету “Свириус” от инопланетян”. Напомню, что это была прополка колхозной свеклы от сорняков.

Однажды, мимо поля, где мы работали, шли к реке купаться пионеры из соседнего лагеря. Ребята с удивлением смотрели на нас. Старшая вожатая остановилась и спрашивает: “Ребята, а вы купались?”. Ребята отвечают: “Вот поборем врагов-сорняков и искупаемся.”

Вожатая задумалась, а когда подошёл к реке ещё один отряд, говорит им: “Вот, вы не хотите фантики от конфет убирать около корпуса, а ребята из лагеря Циалковского добровольно свёклу пропалывают для колхоза!”. А ей её пионеры не верят. Послали двух спросить, так ли это. Возвращаются. “Это они не колхозу помогают. Они планету “Свириус” от инопланетян-захватчиков спасают”. Вожатая ничего не понимает, а ребята её смеются. Помахали нам на прощание, и пошли купаться. Кстати, я хоть и начальник экспедиции, но в прополке участвовал не меньше ребят. Более того, “личный пример показывал”. Кстати, работа в поле была главным обстоятельством, из-за которого другие вожатые не хотели присоединяться к нам. “Спать на земле, это ещё ладно, но пропалывать чужую свёклу “за так”, это уж слишком!”

После работы мы купались. И не меньше, чем ребята из соседнего лагеря. После купания шли в свой палаточный лагерь обедать. Если хотели, то купались и после обеда.

Еду готовили на костре по очереди. Иногда, правда, случалось, что лапша превращалась в нечто такое, что после извлечения из котла делить на порции приходилось ножом. Проще и надёжнее было бы, если бы выявили тех, кто лучше готовит, и поручили бы им готовить еду всегда. Но мы считали, что, во-первых, должно быть “чередование поручений”. И не только “творческих”, но и не очень приятных. Во-вторых, считали, что навыки приготовления пищи на костре нужны всем.



Ели кому как нравилось. Кто, сидя на пеньке, кто, стоя, а кто и лёжа. После того, как соорудили обеденный стол, оставались любители есть стоя или лёжа. Есть за столом никого не принуждали, но постепенно любители неограниченной свободы сами поняли, что за столом есть удобнее.

После ужина проводили “коммунарские огоньки”. Садились в кружок у костра и обсуждали прожитый день, дежурного командира. Первый круг обсуждения связан с вопросом: “Что за день было хорошо, что удалось, кому  скажем спасибо?” Второй круг обсуждения по вопросу: “Что было плохо?” Третий круг обсуждения – “А что и как нужно предпринять, чтобы завтра было лучше, чем  сегодня?”.

Коллектив у нас был разновозрастной (ребята из всех отрядов!). Поэтому при обсуждении каждый «круг» начинали с выслушивания мнений самых младших. Заканчивали круг Марат Томилин (он был самым старшим - уже комсомольцем). Последним “круг завершал” начальник экспедиции.


Оценку дню давали по “семибальной шкале” - цветом. Самый лучший день оценивался красным цветом. В лагере была засохшая белая берёзка, и на ней мы написали числа дней. Своего рода календарь. В конце каждого прожитого дня кольца с числами закрашивали цветной гуашью. Очень наглядно. Проходишь мимо и видишь, как “жизнь течёт”. Думаешь, а что бы такое придумать, чтобы завтра день ребята оценили красным цветом.


Ну вот, например. Однажды ночью (а на  ночь организовывали дежурство - у костра дежурили по двое, каждая пара дежурила по два часа) дежурные пекли в костре картошку, и вдруг увидели в лесу что-то светящееся. Разбудили меня. Оказалось, что это светятся гнилушки от старого осинового пня. На следующий день, как только стало темно, я собрал добровольцев, и мы  набрали светящихся гнилушек несколько вёдер. Устроили конкурс на лучший светящийся рисунок. К рассвету на склоне пригорка красовались сказочные замки, скелеты, привидения… Подъём мы, естественно, сделали попозже.


Однажды дежурные услышали громкие голоса, песни и смех, доносящиеся  от реки. Мы отправили к реке двух разведчиков. Разведка сообщила, что это старший отряд из соседнего лагеря пришёл к реке встречать рассвет.

Мы с ребятами решили попугать их немножко. Облачившись в простыни, вооружившись лопатами или длинными палками, потихоньку вышли на луг к реке и, окружив полукругом гостей, поднялись в полный рост. Стали медленно приближаться. Вскоре окрестности огласились громким девчачьим визгом. Юноши вскочили и приготовились к “обороне”.

Встреча оказалась, конечно, мирной. Гости совершили ответный визит. У нашего костра дежурил второклассник Андрюша Левкоев (тот самый, которого вожатые младшего отряда хотели, было, отправить из лагеря домой, жалуясь, что  “он кусается”. К счастью для Андрюши, мы взяли его с собой.

-          Зачем это вы к речке пришли? - спрашивает у гостей.

-          Рассвет встречать.

-          Подумаешь! Я тут каждую ночь рассвет встречаю. И угостил гостей горячей печёной картошкой. Гости были явно обескуражены.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПЛОТОВ


Однажды кто-то из ребят в лесу сильно тряхнул высокую сухую осину. И здоровая жердь (верхушка осины) с грохотом упала на землю. Ребятам понравилось. “Натрясли” довольно много жердей и стали думать, что из них делать. Сперва делали забор-частокол вокруг своего палаточного лагеря. Потом кто-то предложил сделать плот.

У нас было много “киперной ленты”. Это такая тесьма, которую мы использовали вместо верёвок. Довольно быстро связали из осиновых жердей плотик. Плавали на нём с огромным удовольствием. Соорудили мачту, сделали из простыни парус. Родилась идея сделать несколько плотов и совершить на них путешествие вниз по Пахре.


Идея казалась фантастической. Но ребята “натрясли” столько осиновых жердей, что строительство “флотилии” становилось достижимой реальностью.

Сели  в кружок обсудить замысел. Поняли, что самым трудным будет сохранить плоты в процессе их строительства. Построить в один день и в тот же день совершить путешествие не реально. Оставлять их на ночь на реке в двухстах метрах нашего лагеря – рискованно. Ребята из соседней деревни могут их “увести”.


Решили, что будем делать плоты частями, связывая в “пакеты” (по несколько жердей). В день отплытия их можно будет быстро перенести к реке, связать между собой, поставить мачты, поднять паруса и отправляться в путешествие.



На эту работу ушло несколько дней. Точнее, вечеров, ведь до обеда “сражались” с сорняками. Кстати, потом, заработанные в колхозе деньги отправили в Фонд мира.

Со строительством плотов спешили. Подходил конец лагерной смены.

Накануне возвращения в “базовый лагерь” приехал начальник. Дал последние распоряжения и сказал, что приедет завтра, чтобы помочь собрать наш лагерь.


Как только его “газик” скрылся за поворотом, ребята начали бегом переносить “пакеты” к реке. Каждый “пакет” несло по несколько человек. У воды ребята связывали по несколько “пакетов” и стаскивали их в воду. Окончательный монтаж вели уже на воде. Ставили мачты, укрепляли их. Навешивали паруса.


Поскольку был риск, что начальник не разрешит путешествие на плотах, то решили как можно больше усовершенствовать наши “плавсредства”. Решили для девочек оборудовать скамеечки с подставками для ног. Чтобы в плавании они не мочили ноги.

Кто-то предложил под плоты, связанные в один “корабль”, “подпихнуть” несколько кусков больших брёвен для увеличения плавучести на случай испытания нашего  корабля начальником лагеря.

Так и сделали.

Когда солнце склонилось к горизонту, его лучи золотили паруса трёхмачтового корабля и его команду. Все участники экспедиции уместились на нём вполне свободно.



Неожиданно услышали громкий свист. У нас за спиной, держа руками велосипеды, стояли местные ребята…

Стали решать, как быть. Решили, что я останусь на ночь на “корабле” и буду его сторожить, лёжа в спальном мешке. В случае чего, буду свистеть в милицейский свисток. В лагере решили выставлять на ночь усиленный  наряд.

Но ночью никого на реке не было. Я даже немного вздремнул. Под утро стало очень холодно. Сильно продрог.

На рассвете быстро перекусив, ребята стали снимать палатки и перетаскивать наш скарб на “корабль”.

Когда из-за бугра появился “газик” начальника, он “завилял” и чуть не свалился в кювет. Это водитель увидел наш корабль. От удивления чуть было не потерял управление машиной.


Начальник молча взошёл на “корабль”, встал на углу и попрыгал, проверяя “плавучесть”.

Попрыгав несколько раз, начальник громко сказал: “Отплытие разрешаю!”.

По округе разлетается наше громкое: “Ура!”.


ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛОТАХ



Рубим “концы”, ребята отталкиваются шестами, и наш корабль, слегка покачиваясь, отплывает от берега.


Плывём по реке. А начальник на газике медленно движется вдоль реки и внимательно наблюдает за нами.




Вдруг мне ребята докладывают, что брёвна, “подпихнутые” под плоты, стали “вываливаться”. Для плавучести “корабля” это не опасно, но если начальник увидит, что от нашего корабля “отваливаются” какие-то части, он может это понять по-своему.


Даю команду ребятам придерживать эти брёвна шестами. Это делать трудно. Кто-то из добровольцев прыгает в воду и держит брёвна руками, не давая им оплывать от “корабля”.

Когда начальский “газик” скрылся за прибрежным лесочком, я дал команду ребятам “отбуксировать” брёвна к противоположному берегу.

Ребята как торпеды, усиленно бултыхая ногами, быстро достигли берега и радостные вернулись на “корабль”.

Когда “газик” начальника опять оказался в пределах видимости, самое тревожное приключение того путешествия уже было позади.

Скоро ребятам наскучило пассивно плыть по течению, сидеть и смотреть по сторонам.

Я это предвидел, и на этот случай была запланирована “расстыковка”.


Верёвки, скрепляющие три плота, были перерезаны и “трёхмачтовый корабль” превратился в три “одномачтовых корабля”.




На парусе одного написано “РК” (“Разведчики космоса”). На парусе другого – “БИНС” (“Бороться, искать, не сдаваться”). На парусе третьего – “Ы”. Название дано в память об известной кинокомедии “Операция Ы”.

Я постоянно вёл киносъёмку.


Снимал любительской кинокамерой “Кварц” на узенькую восьмимиллиметровую киноплёнку и фотоаппаратом  “чайка”..


Несколько часов экипажи соревновались за то, кто первым пройдёт дистанцию.


В тот день плыли до вечера, пока не уткнулись в плотину.

И пока плыли, случались разные приключения.

То плоты “садились” на мель и все дружно выручали “потерпевших”.


То оказывались под проливным дождём и прятались от него, прыгая в реку. Оказалось, что в реке сидеть теплее, чем на плоту под ветром в мокрой одежде.

И каково же было восхищение ребят от котла горячего какао и обычных батонов, которые привёз начальник на автобусе к конечному пункту нашего путешествия!

На автобусе до лагеря и до горячего душа добрались быстро.

Никто не простыл, не заболел. Кроме меня. И не удивительно – ночь провёл на плоту.


ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА О ПЛАВАНИИ


А следующую ночь я проявлял киноплёнки и монтировал их.

Уже на следующий  день (а это был день закрытия лагеря) в лагерном кинозале на большом экране в сопровождении грамзаписи пения перуанской актрисы Иммы Сумак все обитатели пионерского  лагеря им. К.Э.Циалковского увидели наш палаточный лагерь и наше путешествие.

Какие были аплодисменты! А сколько потом было желающих попасть в наш коллектив!

ВЫБОР ОБРАЗА ЖИЗНИ В ЛАГЕРЕ ВОЗМОЖЕН, ЕСЛИ…


Вот так мы убедились, что в условиях обычного летнего оздоровительного лагеря ребятам может быть предложен выбор разных образов жизни.

Конечно, это не просто. И главное, в лагере должен быть хотя бы один взрослый доброволец-энтузиаст, который бы сам хотел вести совсем иной образ жизни, нежели его коллеги по работе.

Когда его друзья вожатые спят в тепле и на мягких кроватях, нужно хотеть спать на земле в палатке. Когда у коллег проблема собрать и привести ребят в столовую и обеспечить сносную тишину во время еды,  Здесь ещё нужно обеспечить приготовление еды и еды съедобной. Обеспечить приготовление на костре и даже под дождём. А перед этим надо проинструктировать поваров. А повара всё время новые и новые…

А если вы не увлечёте ребят работой, строительством или ещё чем-то требующим от детей полной отдачи “духовных и физических сил”, то “излишек” этих сил они сами направят на что-нибудь…

СЪЁМКИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ФИЛЬМА


На следующую смену добровольцев в “КЭЦ” было - хоть отбавляй. Но в начале смены погода стояла плохая, и выход в палаточный лагерь врачи не разрешали. Пришлось вспомнить наказ пионерских вождей 20-х годов о “дождевом варианте”.



Придумали превратить “КЭЦ” в киностудию и снимать фантастический художественный кинофильм “На незнакомой планете, или пионерский поход в 2067 году”.



Содержание фильма примерно такое.


Год 2067-й. В пионерский лагерь имени К.Э.Циалковского приходит приглашение с другой планеты. Совет дружины принимает решение послать делегацию на лагерной ракете. Торжественны проводы.




Но в полёте один из пионеров грубо обращается к роботу, и тот на плиту вместо чайника с водой ставит чайник с горючим.


Взрыв. Ракета разлетается на куски, а космонавты вываливаются в “открытый космос” и падают на какую-то планету. Падают в воду реки и оказались все живы  и невредимы, кроме командора, который, падая в воду захлебнулся и потерял сознание. Но пионеры его благополучно вытащили из реки и откачали.



Построили в лесу лагерь, построили плоты, долго плыли на них и в итоге оказались в своём родном лагере.

Материал для второй части фильма (кое-что о лесном лагере и путешествие на плотах) уже был, и его можно было использовать.

Для съёмок посадки в ракету использовали мусорную бочку с круглой крышкой и без дна.   Через этот “люк” пионеры проникали в ракету.

Для съёмок “свободного полёта” космонавтов в “открытом космосе” натягивали верёвку между верхушками высоких елей, а потом через этот “турник” перекидывали другую верёвку, привязывали за пояс пионера, тянули за другой конец, и “космонавт” оказывался в “небе”. Там он изображал “парящего” парашютиста, у которого ещё не раскрылся парашют.

Когда космонавт должен был “лететь” сквозь облака на земле зажигали настоящую дымовую шашку. На экране этот дым вполне походил на облако.

В реку “космонавты” плюхались после того, как их раскачивали за руки и за ноги и бросали в воду.

Разумеется, во всех этих “трюках” участвовали только добровольные “каскадёры”. Желающих было так много (в том числе  среди девочек), что приходилось “кидать жребий”. Технику безопасности контролировал лично начальник лагеря.

Чтобы дать поиграть всем желающим, снимали по несколько дублей, в том числе и пустой камерой.

Лето приближалось к концу, и работа над фильмом велась в очень бодром темпе.

Фильм был озвучен. Фонограмма была записана на обычном для тех лет “катушечном” бытовом магнитофоне.

Торжественная премьера состоялась на закрытии лагеря. Были овации зрителей. Были поздравления, букеты полевых цветов. На торжественной линейке, посвящённой закрытию лагеря «артистам» вручили «памятные дипломы»…

Наверное, можно сказать, что методист из меня тогда не получился. Во всяком случае, методист был какой-то “неправильный”. Ну не такой, каких я видел в знаменитом “Орлёнке”. Тогда кем же я был в лагере?

Похоже на вожатого, но не вожатый, похоже на руководителя туристического клуба, но не “турорг”. Похоже на руководителя кружка (киностудии), но тоже не совсем…

Так до сих пор и не понял, кем я был в последний раз работая в лагере. Да и так ли это важно, в лагерях много бывает странного… Недаром ещё провидец Пушкин писал: “…Там лес и дол видений полны…”



О «ПОСЛЕДЕЙСТВИИ»


На следующее лето я был опять в лагере. Только в другом. На этот раз я уже сам был начальником. Начальником летнего трудового лагеря, организованного “на абсолютном хозрасчёте городским подростковым клубом “ОРИОН” (отряд, романтиков, искателей, остроумных, неунывак”) Щёлковского городского Дворца культуры, где я тогда работал заведующим детским сектором. Лагерь назывался “Коммунар – 68”.

Но это уже другая история. С предыдущей её связывает только то, что это тоже была моя “затея” и то, что в ней среди других участвовал тот самый Марат Томилин, что был самым старшим из ребят в нашей “КЭЦ-67”. Он сам меня разыскал и частенько приезжал из Москвы в подмосковный город Щёлково. Зачем? Наверное, чтобы приобщиться к иному образу жизни, нежели вели его московские сверстники. Кто знает, может быть, ради одного такого «романтика-искателя» и стоит организовывать трудные космические экспедиции…

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

НИЖЕ - СТАТЬЯ О КОММУНАРСКОМ ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ ТРУДА И ОТДЫХА "РЕФТ-ГРАД" НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕФТИНСКОЙ ГРЭС. В Э ТОМ ЛАГЕРЕ Я БЫЛ. ОБ Э ТОМ НЕМНОГО РАССКАЗАНО В МОЁМ КЛИПЕ "НА ЮБИЛЕЕ Р.С.ВАРГАНОВОЙ"

ПИОНЕРСКАЯ   ПРАВДА

ОРГАН ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВЛКСМ                             
Пятница, 27 октября 1967 г.    Цена 1 коп.

Год издания 43-й № 8615149) Пятница, 27 октября 1967 г.  Цена 1 коп.
29 ОКТЯБРЯ—ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОМСОМОЛА

_______________________________________________________________________________

 

 

 

 

____________________________________________________________________________


“И ПОСТРОИМ ЛЮДЯМ ГРЭС...” Это строчка из пес­ни. которую сочинили не монтажники и не высотники, а свердловские школьники. Вот уже второй год ребята ез­дят работать на строительство крупнейшей в мире тепло- электростанции — на реку Рефт под Асбестом.
— А, пионеры опять приехали! - издалека узнаю! их по галстукам рабочие.
Галстуки повязываются и угрем на работу, и вечером к костру. Хотя никто, конечно, не обязывает. У каждого из ник уже есть комсомольский билет. И всё-таки галстуки они не торопятся отдать младшим.
- Знаете, — говорят ребята, — как назвали на Рефте самый первый жилой квартал, построенный среди тайги? Пионерский. И в каждом новом городе обя­зательно есть такая улица или посёлок — Пионерский. Это чтобы всегда по­мять о начале, правда? Вот и нам хочется навсегда оставить у себя самое лучшее из детсва - пионерское.
НАТАША ТКАЧЕНКО. ТОЛЯ ЗАГОРЮЕВ, ЛЮБА КОРНИЛОВА, КОЛЯ ЗАЙЦЕВ рассказывают о первых своих днях на стройке.

“ И ПОСТРОИМ
ЛЮДЯМ ГРЭС...”


•••Мы пошли на дно
Рефт нас узнал, а мы его нет. Появилась прекрасная дорога к стройке. Везде столько новой техники! А посёлок строителей из одноэтажного и деревянного на глазах становится пятиэтажным, каменным. Сквозь берёзы и сосны прорисовываются городские кварталы. И всё это только за год.
начальника стройки  Ильи  Владимировича Вольфсона за этот год заметно прибавилось седины. Пусть никто не думает, что грандиозные электроситанции даются людям легко.
Но о Рефте Илья Владимирович может говорить, восторженный юноша. Это от него мы знаем о мощности турбин, о марках стали для паропровода, о небывалом море среди тайги. Оно разольётся на 30 квадратных километров, его вода будет выра­батывать электроэнергию, охлаждать -турбины.
Но это через несколько лет. А пока мы отправ­ляемся на дно морское. В конторе стройки выдали на сто человек “вачики” — обыкновенные рабочие рукавицы. Пойдём вслед за лесорубами наводить чистоту на будущей 17-метровой глубине.
В шеренге палаток появился плакат со слонами на­шего весёлого строительного гимна:
Здравствуй, лес, костёр, “комарос”,
К вам приехал “Алый парус”.
Раскидаем этот лес
И построим людям ГРЭС!

Просто повезло

— Отдельная,   особая, ударная  свердловская бригада... — выпевает каждое слово наш бригадир Саня Табанаков.
А мы на одном дыхании заканчиваем:
— “Аромат”!
Такое уж мы придумали звучное имя своей бригаде.
Мы уходим на работу на час раньше остальных ребят и возвращаемся на час позже. На нас погля­дывают с почтением и без напоминания дают добавку за обедом.

Все мы расписались в большом коричневом жур­нале. В нём сообщалось. что каждый из нас принимается на работу по первому разряду рабочего-же­лезнодорожника.
Мы гордились своей долей. Так повелю! Не каж­дому в жизни выпадает строить такую дорогу. По ней повезут  уголь на Рефтинскую  ГРЭС. По 40—50 тысяч тонн ежедневно. Представляете?

Для чего людям щит?
В выкодной день все девчата-рефтята н ребята-рефтята  были разбужены не грном, а воинственным кличем:
-- Ку-ка-ре-ку!..
Это начинался у нас день русских игрища.
Но только вышли из своих шатров девицы-краса­вицы с травяными косами и начали созывать всех к завтраку, как прибыли в лагерь гонцы с ГРЭС. И тогда Паша Мишин сказал такие слова:
Ой вы, гой еси, добры молодцы! Надо выста­вить нам боевой отряд " дружинушку храбрую на срочное задание.
И сразу вышли тут ровно двадцать молодцев, богатыри как на подбор. Провожали их всем лагерем и дали такой наказ: вернуться со шитом, а не на щите.
Весь день моросил холодный дождь. шипели и дымились  костры. Но когда через несколько часов вернулись наши “ратники”, была готова замечательная каша. Мальчишки тащили огромный щит с описанием своих “деяний”. Но и без описаний всё было по­нятно - по рукам и спинам. Ребята разгружали стекловату.

Как остров спасали

Лагерь подняли в два часа ночи но боевой тре­воге. Через несколько минут шагали к темноту. В конторе захватили топоры и лопаты. Где-то в лесу пожар. Наверно, от грозы зажгло.
Оказалось, огонь низовой. Тусклые язычки лижут траву, кусты, подбираются к стволам сосен. Сейчас бы этот участок немного вырубить, перекопать — пожар бы и захлебнулся сразу,
Но все знаки: нельзя рубить. По расчётам строи­телей этот холм, поросший соснами, станет после затопления островом в море. Не торчать же ему над водой лысой макушкой.
Нам это тоже не всё равно. И потому всю ночь мы роем канавы, проводим защитные полосы. А на самом высоком пригорке наливается утренним све­том наш флаг.
Пока взойдёт солнце, мы отстоим у огня этот безымянный остров. Когда-нибудь сюда причалят на катере, и под соснами будет пахнуть смолой и земляникой.

Почему нам нельзя без Рефта

Как-то случилось такое. Двое наших ребят со­рвались — ругались на работе. Собрали совет стар­ших. Долго молчали. Эта тишина была какой-то жуткой. Виноватые совсем пали духом: неужели выгонят со стройки? И тут один парень из стар­ших — студент уже — сказал тихо:
— Отдайте мне Костика.
Мальчишка вскинул заблестевшие глаза. Значит, ему верят.
Старший и младший с тех пор были неразлучны. И просто не верилось, что нужен был когда-то суро­вый разговор на совете.
Многие из нас впервые научились на ГРЭС ста­вить палатку и рубить дрова. И все без исключения прошли здесь школу настоящей дружбы. Не поду­майте, что ребята собрались очень-очень хорошие. Нет, просто мы хотим быть настоящими комсомоль­цами, делать что-то хорошее, трудное.
Когда после рабочих часов на стройке мы соби­рались на форум антифашистов, на вечер политсатиры или ставили концерт для рабочих, — это удивляло многих. “Как вас на всё хватает?” А мы жили с полной выкладкой, и нам это нравилось.
В последний вечер забежали к Илье Владимиро­вичу Вольфсону проститься. Шло совещание, но нас сразу заметили:
— А, пионеры, заходите! Посидите.
Мы послушали, как идут дела на разных объектах строительства. Про себя подумали: “Как мы будем без Рефта?”
Илья Владимирович словно расслышал, сказал:
— Так ждём вас в следующем году. Специально распорядился не вырубать квадратный километр леса на вашем месте.
Мы знаем, что Рефт без нас будет так же расти и меняться. Но мы без него уже не сможем. В кабинете начальника строительства рядом с картон ГРЭС висит наш “вачик” — рабочая рукавица. На ней нарисована сосна и большое солнце.

Мы обязательно вернёмся.
Материалы подготовила И. СЕРГЕЕВА. (Наш корреспондент).
Строительство Рефтинской ГРЭС — Свердловск,

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ


В ИНТЕРНЕТЕ НАШЛАСЬ СТАТЬЯ ОБ АВТОРСКИХЛАГЕРЯХ,
В КОТОРОЙ АВТОР ОБОСНОВЫВАЕТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ,
ССЫЛАЯСЬ НА МЕНЯ

 

http://www.ucheba.com/met_rus/k_vneklassrab/avt_lagerya1.htm Текстовая копия

 

2. Б.В. Куприянов. Авторские лагеря как воспитательные организации (продолжение)

Особенности авторских лагерей как воспитательных организаций могут быть сформулированы на основе выделенных А.В. Мудриком факторов:

  • - принцип вхождения воспитанника в организацию, характеристики жизнедеятельности, поддерживающие мотивацию участия в общности,
  • - функция воспитательной организации в национальной (региональной) системе социального воспитания, история оформления этой функции в общественном сознании,
  • - взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории),
  • - правовой статус, присущий данному типу воспитательных организаций (варианты статуса),
  • - взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями,
  • - пространственно-временные характеристики жизнедеятельности воспитательной организации,
  • - специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий в общности стиль отношений.

Принцип вхождения воспитанника в воспитательную организацию. Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый – воспитательная организация для студентов, вторая – для школьников. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего – добровольность. Для студентов участие в деятельности авторского лагеря обусловлено полным перечнем мотивов:

  • - престижность (многие лагеря имеют позитивный образ в вузе, в регионе),
  • - прагматические мотивы (многие руководители лагерей обладают возможностями повысить социальный статус молодого человека, в случае его участия в деятельности авторского лагеря),
  • - любительство (привлекает определенный вид деятельности – хобби, будь то ролевые игры, волонтерская деятельность, научные исследования и т.п.),
  • - общение, референтность педагогического коллектива, определенных конкретных личностей,
  • - стремление к обретению профессиональной компетенции, чаще всего в сфере психолого-педагогической деятельности и т.п.,
  • - стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим вариантом связан такой принцип вхождения как ретро-мотивация – по данным ряда исследований среди педагогов авторских лагерей 7% побывали здесь в качестве воспитанников.

Для школьников мотивы приезда в авторский лагерь также разняться в зависимости от того, в который раз подросток участвует в программах. В первый раз школьники приезжают на смену того или иного авторского лагеря, узнав о лагере от сверстников, либо в силу того, что родители купили путевку. В начале ХХ I века появилось новое явление – определенное число родителей отправляют своих детей в авторские лагеря, потому что сами в них были детьми или педагогами >. Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. В этом случае подростки уже пытаются влиять на родителей, иногда готовы зарабатывать деньги, чтобы оплатить стоимость путевки.

Функции воспитательной организации в национальной системе социального воспитания, история оформления в общественном сознании этой функции.

Для понимания специфики авторского лагеря важно, что появление этой разновидности воспитательной организации связано двумя векторами: общественная инициатива и решение социокультурных проблем государственными органами. < Р >.В. < Соколов >, характеризуя общественно-педагогические сообщества, называет такие специфические черты, которые вполне применимы к обозначению особенностей авторского лагеря. Во-первых, движение авторских лагерей представляет собой < педагогическую > самодеятельность, «работу населения с населением» (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив. Во-вторых, можно утверждать, что внешкольная сфера (сфера досуга) стала экологической нишей общественно-педагогического движения и «полем самореализации» для < социальных > новаторов в деле воспитания. Следует согласиться с < Р >.< В >< Соколовым > в том, что источниками возникновения движения авторских лагерей являются способность населения к самоорганизации, цели и мотивы < социального > творчества и социально-педагогической инноватики, нормы взаимопомощи, сети ассоциативности, взаимной и социальной ответственности.

Один раз в год авторский лагерь становится воспитательной организацией более привычного вида на территории той или иной базы летнего отдыха. Сочетание двух основных ипостасей является еще одной отличительной чертой данного феномена: самодеятельное объединение в один период и образовательное учреждение в другой. В первой происходит социальное воспитание студентов почти круглогодично в течение всего времени нахождения студента в педагогическом коллективе (от года до пяти). Во второй ипостаси осуществляется социальное воспитание подростков в ходе лагерной смены один раз в год (часть ребят приезжают сюда неоднократно, некоторые – до четырех раз). Кроме того, в рамках воспитательной организации проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания.

Взаимоотношения с воспитательными организациями , осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории). Самые туманные отношения связывают авторские лагеря с общеобразовательными школами, которые фактически играют ключевую роль в социализации подростков – учащихся - участников профильных смен. Возможно, объяснение этому факту кроется в том, эти типы воспитательных организаций антагонистичны по своим социокультурным контекстам (обязательность, официальность, длительность школы – с олдной стороны и добровольность, неформальность, кратковременность лагеря – с другой).

Однако отношения со школой не распространяются на другие образовательные учреждения, именно на их базе разворачивается деятельность авторского лагеря. В течение года это может быть одно учреждение, которое предоставляет помещения для встреч, хранения оборудования и т.п. В момент проведения тематической смены авторский лагерь сливается с детским образовательным центром, санаторием, базой отдыха и другим оздоровительным учреждением. Хотя в истории авторских лагерей Костромской области был прецедент, когда смена «Соколенка» провели на теплоходе, но это исключение из правил.

Первоначально основным «местом базирования» в течение учебного года выступал педагогический вуз. Отношения авторских лагерей с альма-матер, которая в разные годы называлась по-разному: историко-педагогический факультет Костромского пединститута, социально-педагогический факультет Костромского педуниверситета, Институт педагогики и психологии Костромского госуниверситета - особый сюжет. Возникал своеобразный социокультурный механизм воспроизводства: школьник попадал в лагерь, становился его «фанатом», а затем стремился поступить на факультет, чтобы поехать в лагерь в качестве педагога. Постепенно местом базирования авторских лагерей стал областной дворец творчества юных, областной комитет Российского союза молодежи, другие образовательные и социальные учреждения. Достаточно давно в качестве «ежегодной витрины» для авторских лагерей проводится такое мероприятие как «Лето в красном галстуке». В последние годы это мероприятие приняло вид фестиваля, где кроме традиционного показа небольшого представления – визитки, от каждого авторского коллектива требуется проведение мастер классов, выпуск газеты, подготовка одного представителя на конкурс вожатского мастерства. С середины 90-х годов изменился и состав педагогов авторских лагерей, если первоначально значительную часть составляли студенты истпеда (соцпеда, ИПП), то сегодня какую-либо тенденцию для всех лагерей выявить сложно.

В Костромской области ни один авторский лагерь долгое время не имел юридического статуса, значительного имущества, помещений и т.п., поэтому всегда был встроен в другую воспитательную организацию, являющуюся образовательным учреждением. По правовому статусу авторские лагеря основное время своего существования ближе всего к молодежным самодеятельным объединениям, интересные доказательства в пользу этого тезиса, можно почерпнуть из книги В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского «Технология группы». Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны, изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов. Еще один критерий – это мера свободы выхода из группы отдельных участников. Каждый человек может легко покинуть авторский лагерь, так как по большому счету не привязан к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа». По классификации В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского авторские лагеря принадлежат:

- к экстернальным объединениям – группам, чья активность направлена вовне,

- могут быть рассмотрены как соединение двух социотехнических форм: «молодежный коллектив студентов и преподавателей», отличающийся достаточно высокой стабильностью состава и сплоченностью и «детско-подростковый поток» допускает одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее членов.

Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями - отдельная сфера существования авторского лагеря. Представляется возможным выделить несколько групп субъектов, взаимодействующих с авторскими лагерями: «объективные заказчики» (государство, родители, образовательные учреждения), «реальные партнеры» (базы отдыха, оздоровительные центры), «родственные объединения» (педагогические отряды, другие самодеятельные группы).

Отношения авторского лагеря (в первую очередь педагогического коллектива) с региональными властями играют немаловажную роль в существовании и развитии общности. На эти отношения влияет тот факт что для ежегодного проведения смены нужны деньги и немалые. В условиях современной России чуть не единственным финансовым донором выступает областная власть.

В 70-80 годы важную роль в отношениях с «Соколенком», «Комсоргом», «Комсоргом ПТУ» играли Обком ВЛКСМ (региональный орган общественно-государственной организации), Областной совет профсоюзов, управление профессионального образования. С начала 90-х годов, руководство летней оздоровительной компанией было поручены Комитету по делам молодежи Администрации области (государственный орган). На характер отношений авторский лагерь – областная власть существенное влияние оказывает способность одних сформулировать государственный заказ на социальное воспитание и способность других этот заказ выполнить.

Отношения любой воспитательной организации с родителями следует интерпретировать как выполнение заказа. В тоже время, можно утверждать, что на данный момент, большая часть родителей не готовы сформулировать четкий заказ в сфере социального воспитания собственных детей. Скорее речь может идти о рамочном варианте: «Надо, чтобы ребенок хорошо провел время, не набрался дурных привычек, не заболел и т.п.». Взаимоотношения реализуются в четырех ситуациях: покупка путевки, проводы ребенка в лагерь, родительский день (приезд родителей на территорию лагеря) и встреча после окончания смены. Особенно важен для любой лагерной смены родительский день. Для подростков-участников смены важно показать родителям свои достижения, рассказать о том, что их переполняет. Для представителей педагогического коллектива встреча с родителями имеет значение в плане имиджа лагеря, программы, возможны и общие воспитательные темы для разговора.

Еще одна черта авторского лагеря в том, что участники педагогического коллектива выступают, время от времени как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим технологиям профессионалов. Здесь осуществляется работа на заказ, существование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Взаимными требованиями становятся качество (профессионализм) решения соответствующих задач. Представители педагогических коллективов авторских лагерей нередко проводят семинары в различных образовательных учреждениях, коммунарские сборы в школах.

Партнерами общности авторского лагеря являются представители базы проведения смены (работниками детского оздоровительно центра, дома отдыха). Эти отношения, прежде всего деловые, однако, как показывает опыт, работники базы (повара, технические служащие, завхоз, начальник лагеря, электрик и т.п.) вместе с педагогами лагеря существуют еще и в корпоративном, а иногда и в воспитательном взаимодействии.

Родственные отношения связывают авторские лагеря с детскими объединениями, которые по содержанию своей деятельности соответствуют профилю лагеря. «Комсорг» и «Соколенок» были тесно связаны с первичками общественных организаций, которые были размещены в общеобразовательных школах, для «Комсорга ПТУ» это были первичные организации ВЛКСМ в ПТУ области. В последние несколько лет представители педагогических коллективов лагерей выступили в качестве инициаторов создания детских объединений и школ допрофессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования города Костромы. Так родилась новая практика отношений между взрослыми и детьми участниками тематических смен авторского лагеря. Это отношения взрослых и детей членов профильных групп, которые весь год готовятся к участию смене. Особая линия отношений возникает между представителями лагеря с одной стороны и участниками самодеятельных объединений аналогичной направленности. Для большинства авторских лагерей «родственные чувства» вызывают педагогические отряды из различных регионов, для лагеря «Кентавра» – клубы ролевых игр, для «Города Надежды» – объединения юных предпринимателей, юных психологов.

vkontakte.ru/photos18220090



 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

В ВДЦ "ОРЛЁНОК"

 

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Последнее обновление (04.02.11 03:24)