28.11.12.
Р.В.СОКОЛОВ во время написания статьи "2005г.:
действительный член Академии педагогических и социальных наук, директор Первой опытной станции по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого – базового общественного учреждения Отделения Теории и методологии воспитательных систем и пространств АПСН, член редколлегии журнала для молодых учителей “Школа лидера”, руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Российского института культурологии РАН
----------------------------------------------------------------------------------------------
Статья опубликована в издании АПСН "Мир образования. Образование в мире". - М., 2005, с. 199-206.
------------------------------------------------------------------
Р.В. Соколов
К 15-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ
ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ им.С.Т.ШАЦКОГО
КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО
И УЧЕБНО-ПРОПАГАНДИСТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ПРОДОЛЖАЮЩЕГО ТРАДИЦИЮ С.Т.ШАЦКОГО
Сто лет назад (В 1905г.) небольшая группа московской интеллигенции, лидерами которой были С.Т.Шацкий и А.У. Зеленко, создала на северной окраине Москвы первый в стране клуб для детей и подростков столичной бедноты.
Общественная инициатива по созданию учреждения для воспитания детей прошла эволюцию от “Приюта дневного пребывания детей” через культурно-просветительное общество “Сетлемент”, общество “Детский труд и отдых” до “Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР” (1919г.) и стала основой уникальной государственной педагогической структуры – научно-практического и учебно-пропагандистского комплекса.
В 1932г. Станции не стало, но в 1986 г. в том же районе Москвы (теперь это район “Марьина роща”) группой родительской общественности была начата работа по возрождению педагогической традиции, начатой С.Т.Шацким и А.У.Зеленко.
А в январе 1990 г. по решению “Центра системного подхода к воспитанию” в Москве была учреждена “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию”, которая стала позже базовым общественным учреждением Отделения теории и методологии воспитательных систем и пространств АПСН. Имя С.Т.Шацкого было присвоено этой станции по ходатайству воспитанников С.Т.Шацкого.
Все 15 лет Станция является педагогическим научно-практическим и учебно-воспитательным комплексом.
Все 15 лет Станция развивается под научным руководством академика-координатора отделения теории и методологиии воспитательных систем и пространств АПСН, доктора педагогических наук Ю.П.Сокольникова.
Следует заметить, что Станция возникла не вдруг, у неё была большая предыстория.
“Ближняя предыстория” - деятельность многопрофильного микрорайонного детского клуба “Ровесник”, созданного нами весной 1986г. в том же районе Марьиной рощи, где сто лет назад создал свой клуб С.Т.Шацкий. Станция стала продолжением клуба, придав ему не только статус юридического лица экспериментальных площадок двух академий, но и возможность количественного и качественного развития (в направлении к созданию нового типа общественно-государственного учреждения социализации детей, подростков и молодёжи).
Напомним, что в начале прошлого века известный педагог С.Т.Шацкий и его коллеги создали не просто один из первых в Москве и России детский клуб, но и культурно-просветительное общество “Сетлемент”. Для нас это всегда было примером социального служения на ниве воспитания и образцом борьбы за приближение гражданского общества.
Соответственно, “дальняя предистория” нашей Опытной станции – деятельность С.Т.Шацкого и его коллег.
“Средняя предыстория” - наша собственная деятельность по созданию “детских сообществ”, начиная с 1952-1953 гг., т. е. “средняя предыстория” вместе с “историей Станции” охватывают уже более половины века.
Отметим ещё одно очень важное для нас обстоятельство. В 1915 году С.Т.Шацким были разработаны основные подходы к созданию нового типа опытно-экспериментальных комплексов. Один из них позже (в 1919 г.) получил название “Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР”.
Все “элементы”, составляющие педагогический комплекс Опытной станции С.Т.Шацкого, были совсем не случайны.
Об этом чётко написал сам С.Т. Шацкий.
“Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учёт, анализ опыт, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребёнка в его проявлениях и пр.- исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения - пропаганда” (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.2. с.326).
Во второй половине ХХ века такую систему учреждений назвали бы научно-практическим учебно-пропагандистским комплексом. В сочетании и чередовании этих разных видов деятельности педагогами станции С.Т.Шацкий видел важное условие того, что мы теперь называем прогнозным социально-педагогическим проектированием, инновационной педагогической деятельностью.
В опыте С.Т.Шацкого мы можем выделить зону активного действия и зону влияния. В первой - не только учреждения Первой опытной станции в калужской губернии, но и в Москве. В Вадковском переулке с 1922 г. помещался Центральный детский сад Опытной станции, Первая трудовая школа и её пионерский форпост, которой шефствовал над детским садом. В Центре Московского отделения (на м. Дмитровке) помещались кабинет педагогических материалов Опытной станции, педагогическая выставка и педагогическая библиотека с иностранным отделом.
В зону активного действия С.Т.Шацкого, полагаем, следует включить и Государственный учёный совет (членом которого он был), и Московскую консерваторию (которой он руководил в последние годы жизни).
Что же касается зоны влияния педагогического комплекса С.Т.Шацкого, то к ней, как минимум, можно отнести тех, кого имела в виду Н.К. Крупская, когда говорила, что С.Т.Шацкий воспитал целую плеяду учеников. Определение места в этой “зоне” восхищавшихся опытом С.Т.Шацкого Д.Дьюи и Р.Тагора ещё ждёт своих исследователей.
В конце века в той же Марьиной роще появились разновозрастный многопрофильный клуб “Ровесник” и оригинальное общественное учреждение “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию”.
Обыкновенно обращают внимание на то, что это станция не по “народному образованию”, а по “внешкольному воспитанию”. Но это не принципиальное различие. Все 15 лет Станция дружит с соседним учреждением дополнительного образования. Часть руководителей детских и подростковых объединений детского клуба Опытной станции почти всегда получали зарплату от учреждений образования.
Укажем на действительно важное отличие нашей опытной Станции.
Если Опытная станция Шацкого - государственное учреждение, то Первая опытная станция по внешкольному воспитанию была учреждена как общественная организация. В 1992 г. Станция была перерегистрирована и получила статус некоммерческой (и негосударственной) организации. И это очень важно, ибо организаторы Опытной станции считают нужным развитие 3-го сектора, появление подобных негосударственных структур (фактически – общественных воспитательных учреждений) одним из механизмов преобразования общества в гражданское. Мы считаем, что будущее (пусть и очень отдалённое) именно за общественными воспитательными учреждениями.
Не случайно диссертацию руководитель станции защищал не “по педагогике”, а “по социологии” (социология культуры, образования, науки) и не в Академии образования, а в Академии наук РФ (в Российском институте культурологии). И тема диссертации была определена так “Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства”.
Защите предшествовали два издания книги “Участие населения в воспитании детей и образцом подростков по месту жительства” (М.,1992, 1993).
Не лишним будет отметить, что к моменту защиты диссертации в Спецсовет поступило пять официальных справок о внедрении, в том числе и от Управления дополнительного образования Минобра, и двадцать письменных отзывов.
Если смотреть на педагогическую систему нашей Опытной станции через “призму” предложенную С.Т.Шацким, то мы без труда увидим признаки всех перечисленных С.Т.Шацким “элементов”.
Во-первых, работа теоретическая (по постановке целей и задач социально-педагогического проектирования, созданию теоретических моделей и анализу эффективности вновь создаваемых).
Опытная станция зародилась в той части социокультурного пространства, которое занимает наука. В том же 1990 г. в “зоне её влияния” оказался Российский институт культурологии АН РФ, где вскоре по нашей инициативе появилось специализированное научное подразделение (Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства), возглавляемое все эти годы руководителем Опытной станции Р.В. Соколовым. Когда Опытная станция получила статус экспериментальной площадки этого НМЦ была определена тема исследований НМЦ: “Социально-педагогическая самодеятельность населения”.
Опубликовано несколько десятков статей, две брошюры и две книги научно-методического содержания. Выпущено более десятка учебно-методических пособий на лазерных компакт-дисках. (Презентация 11-ти из них состоялась на зимней сессии АПСН 2004г.). В 2004г. подготовлены ещё два пособия на лазерных дисках («Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» и «Участие населения в воспитании детей по месту жительства»).
Во-вторых, - работа по подбору и обучению кадров, которые могли бы успешно воплощать теоретические положения в практической опытно-экспериментальной работе с детьми и подростками.
За 15 лет к работе с детьми и подростками были привлечены десятки жителей района. Среди них старшеклассники, студенты, рабочие, служащие, ветераны труда. Обычно это “общественники”. Некоторые воспитанники, вырастая, стали руководителями детских объединений. Успешно вели кружки аппликации и фото, кукольный театр, секции настольного тенниса и футбола. Один из воспитанников отряда скаутов теперь сам руководит этим объединением. Один из участников фотокружка в десятом классе сам стал руководить этим кружком. Получаемой на Станци зарплатой, он оплатил подготовительные курсы в Московский энергетический институт, в 1998 г. окончил его с отличием. На следующий год окончил МВТУ им. Баумана. В том же году стал аспирантом МЭИ и поступил работать программистом в одну из фирм и активно помогает в ремонте и настройке компьютеров клуба Станции. Одна из воспитанниц, начавшая вести кружки, когда ей было всего 10 лет, потом (учась на 3-ем курсе педколледжа) создала при Станции детскую организацию “Алые паруса”, окончив колледж с отличием, была принята сразу на третий курс факультета социальной педагогики института.
На базе Станции ежегодно проходят практику студенты Университета культуры и педагогических институтов. По итогам преддипломной практики трое с отличием защитили дипломные работы.
Проходили практику и студенты педколледжа ВДЦ “Орлёнок”.
В-третьих, - опытно-экспериментальная работа (по созданию нового типа института социализации и отработке содержания и методов проводимой в нем социализационной деятельности).
В некоторые годы многопрофильный детский клуб Станции имел одновременно до 30 объединений разного профиля (для детей у нас всегда всё бесплатно).
Специально создавались объединения для детей разных возрастов, обоего пола, любой степени общественной активности или педагогической запущенности. Особое внимание уделяется безнадзорным детям.
Кроме детской и подростковой игротек, обычно действуют какие-либо спортивные объединения, объединения художественного, прикладного и технического творчества. Летом 1999 г. начала активно работать детская студия компьютерной анимации “Юные волшебники мульти-пульти”, которая уже год как превратилась в студию игрового кино. И эта работа уже отмечена журналом “Воспитание школьников” (2004, №5). Шесть – семь раз в год по методике коллективной организаторской деятельности на открытых площадках проводятся массовые праздники подвижных игр. Игры и конкурсы проводят дети, подростки и родители. После окончания каждого праздника проводится его обсуждением с участием большой группы детей и подростков. Проведено 106 таких праздников. Таким образом, удалось в районе Марьиной рощи возродить традицию проведения массовых народных праздников.
В течение девяти лет на проведение праздников районная управа выделяла деньги и, таким образом группа ребят и взрослых, организующих праздник, превращалась как бы в артель. Для организаторов праздника он становился своего рода производительным трудом. Заработанные деньги позволяли обеспечивать инвентарем и расходными материалами различные клубные кружки и другие объединения.
Но последние два года все праздники проводились уже без какого-либо финансирования. Традиция «прижилась» настолько, что и после прекращения выделения денег местной администрацией, она продолжается не менее интенсивно, нежели прежде. Традиции этой идёт 19-й год.
В-четвертых, - работа по методической систематизации полученных результатов (их сбору, “обобщению” и превращению в информационные и учебно-методические пособия).
Все проводимые Станцией массовые мероприятия записываются на видеокассеты. Обсуждение проведённых мероприятий также записываются и хранятся в методическом кабинете Станции.
На рубеже 80-х и 90-х гг. Станция имела в течение нескольких лет консультационный пункт с девятью стендандами в павильоне «Юные техники» ВДНХ. С 1991г. по 1996г. Станция имела статус Московского городского консультационно-методического центра при Комитете по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы.
Результаты научно-методического анализа позволяют создавать методические рекомендации и учебные пособия. Подготовленное к изданию учебно-методическое пособие “Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства” имеет уже объём около 400 страниц. А материал всё прибавляется. Теперь идёт работа по созданию мультимедийных версий этих и других пособий. Совместно с городским Дворцом творчества детей и юношества выпущен компакт-диск «Игросфера».
Заметим, что школа-колония “Бодрая жизнь” С.Т. Шацкого была построена, как школьное учреждение интернатного типа. Оно было “выведено” за пределы города в сельскую местность, а мы считали, что нужно создавать досуговые центры социализации непосредственно в городе, по месту жительства детей и подростков (в пределах пешеходной доступности). И не как “закрытые” интернаты, а как “открытые” общедоступные клубные центры. И не для детской и молодёжной элиты, а для самых обычных детей, для тех, кого социологи называют “аутсайдерами”, кого милиция называет “безнадзорными”.
Считаем, что нужны общедоступные и привлекательные для детей досуговые центры социализации.
В целях создания научно-практического и учебно-методического комплекса (Опытной станции) и при ней детского клуба как действительно открытой и действительно общедоступной социализацирующей структуры по месту жительства (досугового центра социализации) пришлось осуществить длительную (протяженностью более 40 лет) поисковую социально-педагогическую работу.
В этой работе методом прогнозного социально-педагогического проектирования (в сочетании с методом включенного наблюдения-участия) была последовательно реализована целая серия (12) разных моделей досуговых центров социализации. Можно сказать, что разработано 12 разных типов клубных объединений.
Этот процесс прогнозного социального проектирования чем-то напоминал процесс инженерного проектирования. При создании каждой модели поэтапно ставились конкретные задачи, реализация которых позволила в какой-либо мере приблизиться к поставленной цели.
Опытная станция – самая последняя наша организационная модель, но во всём самая совершенная из них. Но она оказалась “работающей” и в нелёгких современных условиях. Даже через четыре года после ликвидации в Москве педагогов-организаторов воспитательной работы по месту жительства и через два года после того, как администрация района перестала выделять денежные средства (оставались только помещения и бесплатные коммунальные услуги).
Этот опыт (описанный в десятках научных статей, в книгах и брошюрах, запечатлённый в мультимедийных пособиях) мы предлагаем как вариант “современного прочтения” С.Т.Шацкого, как вариант претворения его идей в современных условия. Полагаем, давно настало время подумать, как превратить этот уникальный прока ещё (к сожалению!) опыт “Первой опытной станции по внешкольному воспитанию” в жизнь других районов.
В своё время Наркомпрос “взял под своё крыло” опыт С.Т.Шацкого, а может ли современный Минобр сделать в этом веке нечто подобное? Тем более, что когда-то он принял решение о расширении номенклатуры учреждений дополнительного образования. Несколько лет назад мы ставили вопрос перед Управлением дополнительного образования Москвы о рассмотрении предложений по введению в номенклатуру учреждений дополнительного образования «Опытных станций по внешкольному воспитанию». Но этот вопрос пока остаётся открытым.
Опыт этот остаётся пока сугубо общественной традицией. Но, может быть, это и хорошо.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|