«ДСД — 62» (детская студия по изготовлению диафильмов 1962г.)

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

20.01013/

«ДСД — 62» (детская студия по изготовлению диафильмов 1962г.)

Фрагмент из 2-й части книги Р.В.Соколова о привлечении населения
к организации воспитания детей и подростков по месту жительства.
Стр. 96 – 97. Это была первая попытка создать детское объединение по собственному замыслу.

Первое время последствия отчуждения виделись в разде­лении труда,
в узком профессионализме (“профессиональном кретинизме”),
в равнодушии, а профилактика отчуждения— в воспитании всесторонне
развитой личности.

В качестве  средства — организация многоплановой деятельности
и организации перемены деятельности детей.

Было решение испытать эту идею на практике во вне­школьной работе

с детьми и подростками.

Но в 1962 г. мне. было еще только девятнадцать лет, и я не успел
к тому времени прочитать ни одного педагогического произведения, даже “Педагогической поэмы”.

Может быть, это было и к| лучшему, ведь если бы прочитал что-нибудьу А.С.Макаренко, то вряд ли занялся изобретением “педагогического велосипеда”.

Тем более, что в то время (даже с моими способностями “типичного
водолея” мечтать о недостижимом) попытка воспроизведения опыта
А.С.Макаренко была бы обречена (позже я узнал, что известные теперь
на весь мир подвижники общественно-педагогического движения
(в то время авиационный инженер) Б. П.Никитин и его жена Л.А.Никитина с группой друзей официально заявили о желании создать нечто вроде макаренковских колоний и коммуны, а им не только запретили, но и “ославили"
их в прессе как "прожектёров”.

Кстати, об утопизме.

К тому времени я уже был знаком” с идеологическими оценками всех, кто пытался изменить мир, занимаясь воспитанием, как “утопистов” и даже “идеалистов”. Формулу “Бытие определяет сознание” постоянное внушали родители и учителя.

К сожалению, никто из них” тогда не показал, что сознание не только
отражает мир, но и творит его. Тогда это было идеологически не модно.

Но я| и без этого (по художественной литературе и даже по жизненным
своим наблюдениям) успел заметить, что бывают люди, которые
действуют и живут вопреки обстоятельствам.

Уже читал гетевское: “Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый
день идет за них на бой” (из “Фауста”).

Было решено с начала нового учебного года вернуться на “педагогическую тропу” и проверить идею о перемене деятельности детей.

Тогда-то (в 1962 году) и началась мно­голетняя самодеятельность автора
по созданию “организационных моделей” (в дальнейшем для краткости “оргмодель”) воспитательной работы.

96

ДСД — это “Детская студия Диафильм”.

Так мы с ре­бятами назвали наше. объединение, которое официально
значилось как “кружок по изготовлению диафильмов” при
фото-киносекторс Московского городского Дворца пионеров.

По молодости и неопытности я тогда полагал, что моя идея может
и должна заинтересовать руководство этого прослав­ляемого на весь мир Дворца.

Что же на самом деле он из себя тогда представлял можно узнать
из статьи писателя С. Л. Соловейчика “Дворец не для парада”,
опубликованной в те годы “Комсомольской правдой”.

Не могу удержаться от   маленького   воспоминания на эту тему.

Как-то в здание не пустили одного моего круж­ковца только из-за того,
что он пришел не в белой рубашке, а в клетчатой.

Я (с просьбой об исключении из этого правила, хотя бы на один раз
для одного пионера) обошел все начальство, вплоть до директора
И. И. Митипой, но меня вы­ставляли из кабинетов: “разве вы не знаете
о единых педа­гогических требованиях?”.

Мальчишку так в тот день и не пустили.

Форс перед иностранными экскурсиями (которые потоком проходили
мимо нашей комнаты в прекрасно оснащенный киносъемочный павильон) оказался важнее.

А нашему кружку, между прочим, за несколько месяцев дали... 70
копеек на две группы (их хватило на две фотопленки).

Но иностранцам об этом. конечно, не рассказывали.

В этой ситуации мне пришлось искать “шефов”.

Помочь ("огласилась “взрослая студия, где делают диафильмы.

Там узнав, что я получал за работу с детьми по 12 рублей в месяц,
прозвали меня “святым” и безотказно давали цветные обращаемые
фотопленки, обрабатывали нам и даже печатали “тираж в количестве
20 штук, чтобы каждый мой кружковец мог получить в собственность
продукт нашего труда.

Этот опыт поиска спонсоров позже, особенно при переходе страны
к рынку”, весьма пригодился.

Мечтали мы снимать звуковые научно-фантастические диафильмы,
экранизируя научно-фантастические произведе­ния.

Для этого мы набирали в кружок не только тех. кто любил
фотографировать, но и тех ребят, которые любили ри­совать,
лепить, мастерить, увлекались звукозаписью.

Пред­полагалось, что их общение, их совместная работа над сце-

97

нарным планом, экскизами, участие в съемке и озвучиваний будут способствовать расширению круга интересов и перемене деятельности.

К съёмке с ребятами звуковых диафильмов по научной фантастике
я решил двигаться постепенно.

Сперва сняли диафильм “Выставка рисунков детей ГДР”, потом
“Выставка игрушек”, сняли диафильм “Наш Дворец”.

Для перехода к съемке научно-фантастических диафильмов нужно было
набрать ребят рисующих, интересующихся звукозаписью” музыкой.

Но против этого была администрация.

Меня убеждали, что я должен выбрать либо технику, либо искусство
и работать в соответствующем “секторе” Дворца.

Тогда во Дворце были увлечены идеей узкой специализации и мои
намерения организовывать “разнопрофильный” кружок по­нимания
не находили.

Даже ссылки на то, что этот кружок будет подобен “взрослой” студии,
где уже выпускают звуковые диафильмы, впечатления не производили.

Замыслы создания кружка в качестве средства для организации перемены деятельности детей оказались преждевременными и “не ко дворцу”.

Безуспешно обойдя все начальство (вплоть до директора Дворца),
решил покинуть дворец.

Администрация моему ухо­ду удивлялась.

Она “кружок по изготовлению диафильмов” считала нужным.

Знания, умения и навыки по фотографии ребята в кружке получали.

А снятые детьми диафильмы — прекрасные сувениры для иностранцев.

Я же покидал Дворец почти в полном отчаянии.

Казалось, что для “профилактики отчуждения” через педагогическую организацию перемены деятельности подростков возмож­ностей
нет нигде (ни в школе, ни во внешкольном учрежде­нии).

Тогда казалось, что бросаю “педагогическое поприще”  уже навсегда.


===============

Примечание от 20.01.13г. В этом Дворце позже (в середине 2000-х годов)
довелось опять поработать (но уже не несколько месяцев, а несколько лет). Работал по совместительству методистом в Центре культурологического образования. В отделе, занимющемся музеем истории детского движения
я сделал несколько мультимедийных пособий на лазерных компакт-дисках.

О них на этом сайте можно найти кое-какую информацию.

А детские фотосудии, киностудии и студию компьютерной мультипликации
доводилось создавать в Щёлково и в Москве периодически с 1968 по 2003 годы.

Последнее обновление (20.01.13 00:06)