Эта рубрика добавлена 15 октября 2012г.
------------------------------------------------------------------------------------
Текст статьи Р.В.Соколова о перемене деятельности
Статья Р.В. Соколова в периодическом издании АПН СССР «Новые исследования в педагогических науках» и опубликованная в 1 выпуске за 1986г. В разделе «Вопросы воспитания».
(Статья поступила в редакцию по представлению
действительного члена АПН СССР,
директора Института психологии, доктора психологических наук
В.В.Давыдова 24 марта 1984 г.,
т.е. когда Р.В. Соколов учился на 4 курсе
Московского государственного института культуры).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Р. В. Соколов Москва
Перемена видов деятельности школьников
как средство освоения ими
духовной культуры
Представлено
действительным членом
АПН СССР
В.В. Давыдовым
Наша опытно-экспериментальная работа была нацелена на поиск средств освоения детьми духовной культуры. Предполагалось, что создание таких условий возможно через организацию многоплановой деятельности детей и подростков и совершенствование способов перемены деятельности, для чего необходимо создание многопрофильного воспитательного коллектива с постепенным вовлечением воспитанников в ее планирование, организацию и оценку.
Проверка этой гипотезы проводилась в несколько этапов на базе целого ряда различных школьных и внешкольных учреждений.
Первой оргмоделью, специально организованной нами, была модель Коммунарского университета юных марксистов (КУЮМ - 65). Это был клуб комсомольцев-старшеклассников, созданный в 1965 году на базе обычной средней школы. Предполагалось объединить формы деятельности, типичные для познавательных кружков и для общественно-политических клубов. Жизнь клуба складывалась из трех «блоков»: во-первых, участия в заседаниях Университета юных марксистов (УЮМа) при РК ВЛКСМ (два раза в месяц); во-вторых, участия в сборах Клуба юных коммунаров (КЮКа) при «Комсомольской правде» (по два раза в месяц); в-третьих, еженедельных собраний членов клуба в своей школе (1).
Судя по тому, что все куюмовцы не только охотно участвовали в делах УЮМа и КЮКа, но и по собственной инициативе аналогичные дела организовывали в своей школе, был сделан вывод, что сочетание столь разнородной деятельности вполне возможно, приводит к активизации освоения культуры и может быть положено за основу для дальнейшей опытно-экспериментальной работы по организации многоплановой деятельности.
Поскольку в деятельности КУЮМа участвовали комсомольцы-активисты, то есть люди в известной мере взрослые и воспитанные, нужно было искать средства приспособления методики к другим контингентам учащихся. Для этого было организовано многопрофильное клубное объединение подростков старшего пионерского возраста на основе сюжетной многоролевой и многоэтапной игры на базе другой обычной школы. По сюжету игры оно было названо Фантастическим легендарным обществом космических собратьев (модель «Флокс-66»). Клуб увлек ребят (практически уже давно игнорировавших пионерские дела) игрой в подготовку космической экспедиции для встречи с «инопланетянами».
Проверить, в какой мере такая игровая форма перемены деятельности может быть средством «вооружения» каждого подростка навыками совершенствования образа жизни, удалось в оргмодели «Альтаир-66».
На следующем этапе было решено использовать игру с космическим сюжетом для создания добровольной разновозрастной дружины в профсоюзном пионерском лагере им. К.Э. Циолковского.
Эта дружина, названная Космической экспедицией Циолковского. (КЭЦ - 67) ,представляла собой лагерь-спутник.
Результаты предыдущих этапов исследования позволили обобщить их в оргмодели «ОРИОН-68» (2,3) , базой для которой был избран сектор районного Дома культуры. Было предложено, что можно реализовать развивающуюся оргмодель, в которой усложняется не только виды деятельности, но и цели, и что такая модель станет средством активизации освоения культуры на протяжении целого ряда лет.
На следующем этапе предстояло проверить, что может дать для дальнейшей активизации освоения культуры самодеятельность орионовцев в качестве бойцов Экспериментального студенческого педагогического отряда (модель ЭСПО - 70) в более сложных условиях обычного ДЭЗа.
Повторение этапов, пройденных «ОРИОНом», в первые три года работы ЭСПО показало , что, во-первых, разработанная в «ОРИОНе» методика воспроизводима; во-вторых, можно сделать структуру коллектива ступенчатой, то есть иметь в нем несколько «входов», позволяющих детям включаться в деятельность при любом уровне их активности; в-третьих можно создать сеть одновременно действующих клубов, кружков и секций, позволяющих привлечь и обеспечить перемену деятельности уже не для десятков, а для сотен детей, подростков и юношей; в-четвертых, уровень общественной активности у бойцов педагогического отряда, прошедших школу «ОРИОНа», значительно выше, чем у их товарищей по институту.
На основании проведенной работы можно сделать некоторые общие выводы:
1. Организация педагогами перемены деятельности детей, подростков и молодежи в воспитательном коллективе расширяет диапазон их интересов, способствует развитию потребностей и способностей, совершенствует образ жизни коллектива и его участников.
2. «Приохочивание» членов коллектива к совершенствованию его образа жизни (через постоянное обсуждение жизнедеятельности коллектива, планирование ее улучшения) способствует не только формированию целостности их как субъектов деятельности, но и качественному развитию самого коллектива.
3. Самодеятельность воспитанников по совершенствованию образа жизни своего коллектива развивает потребность в активном взаимодействии с окружающей культурной средой, по мере освоения которой коллектив постепенно перерастает из инструмента социализации в инструмент творческого преобразования окружающей культурной среды, то есть становится средством активизации освоения культуры.
4. Психологическая установка коллектива на освоение культурной среды и ее реализация через последовательное преобразование образа жизни этой культурной среды (в своем микрорайоне) приводят к совершенствованию общественных отношений между коллективом и социальными институтами микрорайона, координации их взаимодействий и созданию микрорайонного социально-педагогического культурно-воспитательного комплекса.
5. По мере все более активного участия детей, подростков, молодежи в создании и развитии микрорайонного культурного комплекса происходит активизация освоения культурной среды как среды обитания на всех ее уровнях.
6. Освоение культурной среды стимулирует освоение ценностей материальной и духовной культуры (не только современных культурных ценностей, но и культурного наследия).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|