Последнее пополнение этой рубрики было осуществлено 19 декабря 2010г.
Отзывы и рецензии на работы Р.В.Соколова

хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
А через 9 лет...
запрос и отзывов на мою диссертацию
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------РЕКТОРУ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССОРУ Л.П.БОГДАНОВУ
УВАЖАЕМЫЙ ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ!
Просим дать официальное заключение в качестве ведущей орга-
низации на диссертацию Соколова Ричада Валентиновича (руководи-
теля Научно-методического центра по проблемам социальной педаго-
гики, являющегося подразделением нашего института). В прошлом
Р.В. Соколов окончил руководимый Вами институт и защитил диплом,
в котором был дан анализ первых этапов исследования, продолжен-
ного после окончания института и оформленного в форме научного
доклада по теме "Условия участия населения во внешкольной социа-
лизации детей по месту жительства". Диссертация представлена на
соискание ученой степени кандидата социологических наук по спе-
циальности 22.00.06 - социология культуры, образования, науки.
С уважением,
зам. директора РИК по науке Э.А.Орлова
______________________________________________________________________
Проректор по научной работе
Московского государственного
университета культуры
Т.И.КИСЕЛЕВА
О Т З Ы В
ведущей организации на диссертацию Соколова
Ричарда Валентиновича "Условия участия насе-
ления во внешкольной социализации детей по
месту жительства", представленной на соиска-
ние ученой степени кандидата социологических
наук по специальности 22.00.06 - социология
культуры, образования, науки
Проблема участия населения в организованной внешкольной со-
циализации детей по месту жительства представляет интерес не
только для науки, но и для практики. В условиях современного со-
циокультурного кризиса, коммерциализации сферы досуга, 1 0когда не
только семьям, находящимся за чертой 1 0бедности, но 1 0и 1 0семьям
среднего достатка трудно обеспечить своим детям возможность пос 1-
тоянного времяпрепровождения в платных кружках и секциях, особую
значимость приобретает участие населения в создании по месту жи 1-
тельства их детей бесплатных досуговых формирований для детей и
подростков. Однако эффективность социального участия населения
в их социализации предполагает наличие ряда условий, которые
спонтанно не возникают. Отечественное общественно-педагогичес-
кое движение накопило определенный опыт в этом отношении.
Тема, к которой обратился соискатель актуальна в силу ее
практической значимости.
Цель диссертационного исследования Р.В.Соколова - выявление
совокупности необходимых условий для включения населения в со-
циализацию детей и для активного участия жителей микрорайонов в
организованном воспитании детей по месту жительства.
В соответствии с целью диссертационного исследования в нем
поставлены и решены теоретико-методологические, методические и
практические задачи.
Предложена теоретическая интерпретация общественно-педагоги-
ческого движения как специфической формы социального участия
(социально-педагогической самодеятельности населения в социали-
- 2 -
зации детей) и на основе этого концептуального подхода проверена
и подтверждена гипотеза о возможности целенаправленного форми-
рования условий для активного участия жителей микрорайона в ор-
ганизованной социализации детей по месту жительства. Разработана
теоретическая модель досугового центра социализации как специфи-
ческого социального института внесемейной и внешкольной социали-
зации.
Разработана модель социокультурного проекта по исследованию
возможностей включения разных категорий населения в организован-
ную социализацию детей по месту жительства, осуществлена после-
довательная реализация проекта путем создания двенадцати дейс-
твующих организационных моделей досуговых центров социализации.
Применен модернизированный метод социокультурного проектирования
в сочетании с методом включенного наблюдения-участия.
С помощью социокультурного проекта (и созданных в его рамках
досуговых центров социализации в качестве "лабораторий" по прак-
тической апробации разработанных в ходе исследования концепту-
альных положений, выявлены и проанализированы изменения органи-
зационных структур этих досуговых центров социализации. Опреде-
лены совокупности необходимых условий, стимулирующих и поддержи-
вающих рассматриваемый вид социального участия. Разработаны
практические рекомендации, направленные на создание условий,
способствующих активизации участия городского населения в социа-
лизации детей по месту жительства.
Диссертация реализует широкий социологический подход к
рассмотрению явлений, которые традиционно относились к предмету
социальной педагогики. Эмпирическое исследование проведено в
контексте общественно-педагогического движения. Созданные авто-
ром исследования досуговые центры социализации активно участво-
вали в различных "течениях" обществено-педагогического движения.
Важным достоинством исследования является то, что все теоре-
тические положения и практические рекомендации выверялись в
практической деятельности реальных досуговых центров социализа-
ции на протяжении более тридцати лет при неоднократных изменени-
ях социокультурной ситуации в стране. То, что из созданных в
ходе исследования в экспериментальных целях досуговых центров
два существуют весьма продолжительное время (двадцать пятый и
десятый год) говорит об определенной устойчивости созданных
- 3 -
структур, о том, что созданные в них условия прошли хорошую про-
верку практикой.
С опытно-экспериментальной, методической и научной работой
диссертанта в МГУКе знакомы хорошо. Еще до поступления в этот
институт Р.В.Соколов приглашался в качестве практика для выступ-
лений перед студентами, т.к. опыт созданных им до того времени
двух досуговых центров социализации уже был отражен на страницах
основного учебника того времени для студентов факультьта куль-
турно-просветительной работы (Учебник "Клубоведение". с 377).
Дипломная работа Р.В.Соколова по теме "Повышение роли самодея-
тельности, инициативы и творчества молодежи в организации рабо-
ты с детьми и подростками по месту жительства: сущность процес-
са и его организационно-педагогическое обеспечение" была отме-
чена высокой оценкой и Р.В.Соколов получил по окончании инсти-
тута диплом с отличием. В дипломной работе анализировались пер-
вые этапы исследования и намечался следующий этап.
Этот этап был реализован на базе, создававшегося Р.В.Соко-
ловым очередного (12-го) досугового центра социализации - детс-
кого многопрофильного клуба "Ровесник"и созданной на базе этого
клуба в 1990г. Первой опытной станции по внешкольному воспита-
нию. Студенты нашего института в эти годы неоднократно проходили
на базе клуба и Станции под руководством Р.В.Соколова активную
практику. Р.В.Соколов приезжал в наш институт выступать перед
студентами, аспирантами. Участвовал в конференциях молодых уче-
ных. Новый опыт в условиях социокультурных ситуаций перестройки
и перехода страны к рынку позволил Р.В.Соколову подготовить ряд
новых научных публикаций и оформить свое исследование в диссер-
тацию.
Наряду с бесспорными достоинствами работа Р.В.Соколова со-
держит ряд недочетов. Во-первых, следовало бы подробнее остано-
виться на теоретических основаниях социального участия и более
четко связать общие известные механизмы соответствующих техноло-
гий с социальным участием в области социализации детей и под-
ростков. Во-вторых, можно было бы более подробно остановиться на
факторах и механизмах, обусловливающих необходимость перехода от
одной модели социализации к другой. Наконец, в, третьих, более
отчетливо можно было бы соотнести осуществляемый автором проект
с аналогичными общественными организационными структурами прош-
- 4 -
лого и настоящего.
Однако указанные недостатки не снижают научной ценности
диссертации и не влияют на ее положительную оценку.
Публикации Р.В.Соколова отражают основные положения и выво-
ды диссертации, представленной к защите в виде научного доклада.
Диссертационная работа Р.В.Соколова является законченным
самостоятельным исследованием актуальной проблемы и вносит су-
щественный вклад в социологию культуры и образования, а ее автор
- Соколов Ричард Валентинович - заслуживает искомой ученой сте-
пени кандидата социологических наук по специальности 22.00.06 -
социология культуры, образования, науки.
____________________________________________
Уважаемый Ричард Валентинович!
В день Вашего славного юбилея мы, Ваши коллеги, сердечно поздравляем Вас с шестидесятилетием со дня рождения!
Коллектив Российского института культурологи высоко ценит Вашу ответственную работу в должности руководителя научно-методического центра, который стал опытной площадкой института по отработке современных технологий организации досуга детей.
Вы пользуетесь заслуженным уважением как прекрасный исследователь. Публикации результатов Ваших исследований неизменно получают высокую оценку, Вы по праву избраны действительным членом Академии педагогических и социальных наук.
Широко известна Ваша подвижническая научно-педагогическая и общественная деятельность, в том числе на руководящих постах в московской ассоциации исследователей детского движения.
Ваше чуткое и внимательное отношение к людям, личное обаяние, коммуникабельность, позволяют быть Вам душой нашего коллектива.
От всей души желаем Вам, дорогой Ричард Валентинович, крепкого здоровья, успехов в научной деятельности, твёрдости духа, радости в жизни, большого семейного счастья и благополучия во всех делах.
09.02. 2003 г.
39 подписей
________________________________________________________________________
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ИЗ ПИСЬМА ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАКАРЕНКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ А.А. ФРОЛОВА
(Нижний Новгород), 19 ноября 2001 г.
Любезнейший Ричард Валентинович!
Считай это официальным приглашением, от моего имени, как зам. предс. Международной макаренковской ассоциации.
Можешь кого-то пригласить с собой из молодёжи…
Тема – по обобщению опыта работы по месту жительства, с учётом идей Макаренко.
(Это моё предложение).
Предлагаю: “Ценности, основные направления и этапы развития отечественного общественно-педагогического движения в СССР-России (60-е гг. ХХ в. – начало ХХ1в.). И с учётом: где защищаться: в Институте культурологии АН или в РАО.
Поклон семье Ваш Фролов.
(В предыдущем письме от 10 июля 2001 г. А.А. Фролов писал: “Хорошо бы влезть в проблему “сетльментов”… и вообще “оазисов будущего в социальной среде – как это было и у Макаренко”),
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ОТЗЫВ ОТ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
От Ведущего научного сотрудника Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ, доктора педагогических наук В. М. Григорьева (организатора известного в 60-80-х гг. “Клуба друзей игры” в посёлке “Лесной городок” Одинцовского района Московской области, воспитанники которого после окончания институтов составили актив отдела игры Московского городского Дворца творчества детей и юношества на Воробъёвых горах)
ОТЗЫВ
на содержание компакт-диска “Учебно-методическое и
справочное пособие по социальной педагогике”.
Составитель и автор основных материалов Р.В. Соколов,
авторский коллектив: сотрудники НМЦ РИК РАН А. В. Вахтин ,
Р.В. Синельников и сотрудники Опытной станции
Н. В. Соколова, Н.П. Ситникова и др. - М., 2000.
Содержание названного выше компакт-диска представляется чрезвычайно актуальным и ценным как в научном, так и в практическом отношении. Представлены богатые по содержанию, многообразные и яркие по форме виды социально-педагогической работы, выработанные в течение 30-летней созидательной опытно-экспериментальной работы. Нам довелось лично непосредственно наблюдать ход данного опыта и убедиться в его педагогической эффективности и ценности.
Важно, что использована самая современная форма презентации материалов, делающая их широко доступными для научной и педагогической общественности.
Возглавляемое Р.В. Соколовым направление работы перспективно и заслуживает, несомненно, поддержки дальнейшего успешного развития.
Ведущий научный сотрудник Гос. НИИ
семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ,
доктор педагогических наук В. М. Григорьев
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

И АСПИРАНТ, И ДОКТОР НАУК, И МИТРОПОЛИТ
ОБ ОДНОЙ КНИГЕ
Диск кроме текста
содержит очень много
дополнительных материалов.
"...работая в библиотеке им. Ушинского, познакомилась с опытом работы детского многопрофильного клуба "Ровесник" и "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию". По счастливой случайности появилась возможность познакомиться с вами лично. Сложно переоценить то, что вы сделали и продолжаете делать. Беру на себя смелость утверждая, что изучение вашего опыта, вашего вклада в развитие теории воспитания - дело грядущих поколений педагогических исследователей. Удачи вам!
Аспирант Полтавского пединститута Сис Н.Н. 9.02. 1995.
_______________________________________
ПИСЬМО С ОТЗЫВОМ НА КНИГУ Р.В.СОКОЛОВА ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК С.Д. ПОЛЯКОВА – ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.
(В 1963 г. С. Поляков, будучи ещё школьником, оказался участником “Коммунарской смены” в пионерлагере ЦК ВЛКСМ “Орлёнок”. С.Д. Поляков автор книги “О новом воспитании”, посвящённой коммунарской методике)
Ричард, добрый день!
Рад за тебя! Работа значительная и интересная. Спасибище за книгу! Я её хотел иметь и вот…
Хочу и неофициально сказать комплименты.
То, что Ричард замечательный проектировщик и реализатор, я знал. Но моё восприятие тебя как исследователя очень выросло.
Произвело впечатление – хорошая методологическая культура, теоретические идеи (знаю, что говорю – в моей докторской диссертации методологическая часть была слабовата).
Совет – при защите усилить обоснование результатов исследования (в сравнении с научным докладом) – цифирь, анкетки и т.п.
Ни пуха, ни пера! Твой С. Поляков.
P.S. Пишу на чудом сохранившемся бланке – это тебе в архив (см. на обороте).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Книга, удостоенная диплома в Санкт-Петербурге на конкурсе 2009 г. как "одна из лучших в номинации "Благодатная педагогика"
(диплом подписали митрополит Владимир и ректор ЛГПИ) .
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Отзыв на Хрестоматию по детскому движению (Мультимедийное учебное пособие по социальной педагогике.Под редакцией Ричарда Соколова).
Хрестоматия является безусловно полезной, поскольку содержит малоисследованные
материалы по истории и методике коммунарского движения в систематизированном и максимально удобном для поиска виде. Хрестоматия может помочь всем интересующимся коммунарской методикой. Насколько мне известно, аналогов в педагогической литературе данному труду не существует.
И.А.Киршин, кандидат педагогических наук, преподаватель школы искусств "Солнечный Сад", г. Калининград.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
По электронной почте пришло письмо из Краснодара от Вадима Марумарова
Я ученик 7 класса 48 школы города Краснодара. Сижу и просматриваю
с Любовью Александровной ваш диск.
Удивлён объёмом и очень рад, что этот диск попал мне в руки.
Любовь Александровна Балашкова: Присоединяюсь. Поскольку техникой владеет Вадим Марумаров, мой юный друг. Кланяемся всем знакомым!
Примечания:
1. Л.А.Балашкова работала несколько лет в пионерлагере ЦК ВЛКСМ “Орлёнок”. Когда она была начальником дружины “Звёздная” по её приглашению (в 1965 г.) Р.В.Соколов работал вожатым “Орлёнка”.
2. Компакт-диск был передан ей в подарок Соколовым через участницу “круглого стола”, , проходившего во дворце творчества на Воробьёвых горах весной 2002 г.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ОТЗЫВЫ НА ПЕРВЫЕ ВЕРСИИ КОМПАКТ-ДИСКА ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Творческий союз учителей
АССОЦИАЦИЯ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
г. Москва
119034, Москва,
переулок Н.Островского, д. 7.Ф
от 12.09.00 №27
______________________________________________________________________
О Т З Ы В
на компьютерный диск
“Организация досуговой деятельности по месту жительства”
автор Р.В. Соколов
Изучив компьютерный диск –“Организация досуговой деятельности по месту жительства”, автор Р. В. Соколов, Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы приняла решение пропагандировать его как самое полное методическое пособие по организации работы с детьми и подростками по месту жительства.
Компьютерный диск представляет системное изложение теории и практики организации социальной жизнедеятельности молодёжи. Он даёт возможность перевести организацию работы с детьми и подростками по месту жительства с уровня педагогической самодеятельности на уровень научно обоснованного педагогического процесса.
В компьютерном диске удачно сочетаются научные исследования в области социальной педагогики и практико ориентированные выводы, на основе которых разработаны методики и документы по организации различных форм работы с детьми.
В России это первая работа, охватывающая такой спектр социально-педагогических проблем организации детского и подросткового движения.
Зам. Председателя С. А. Астахов
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Некоммерческая организация культуры
Культурный центр
“Красные ворота”
107078, Москва, Садовая-Спасская ул., д. 19, стр. 1, пом. 65 Тел.:975-30-49
18.09.0. № 87
ОТЗЫВ
на компьютерный диск
“Организация досуговой деятельности по месту жительства”
автор Р.В. Соколов
Компьютерный диск “Организация досуговой деятельности по месту жительства” автором которого является Р.В. Соколов, представляет, по существу, энциклопедию организации работы с детьми вне школы, по месту жительства. Эта работа заслуживает высшей оценки. В своей работе мы столкнулись с массой проблем и вопросов. Компьютерный диск снял все наши трудности. Он дал методологическую основу нашей работы, раскрыл перспективы её развития, вооружил формами и методами организации работы с детьми и подростками.
Считаем, что подобные разработки необходимо продолжить.
Директор Г.К. Соснина.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Орган общественной самодеятельности защите социальных прав жителей
Домов 17 и 19 по Садовой-Спасской улице
107078, Москва, Садовая-Спасская ул., д.19, стр.1 Тел. 975-30-49
от 10.10.00 № 54
ОТЗЫВ
на компьютерный диск
“Организация досуговой деятельности по месту жительства”
автор Р.В. Соколов
Названный компьютерный диск (далее КД) имеет огромное значение для организации работы с детьми по месту жительства. В нём собран материал ВСЕ СТОРОННЕ отражающий:
n проблемы воспитания детей вне школы;
n приводится редчайший материал по истории детского движения;
n показываются и раскрываются формы и методы организации работы с детьми по месту жительства;
n показываются конкретные методики организации кружковой работы.
По существу, КД является малой библиотекой. Обладая ею, можно и не специалисту наладить интересную работу с детьми.
Подобную работу необходимо продолжить, обратив, по нашему мнению, особое внимание на разработку различного содержания, форм и методик организации работы с детьми по месту жительства.
Председатель Совета А.И. Рощин
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Орган общественной самодеятельности
ОРЛИКОВ СКВЕР
28.08.0. №8
Рецензия
на компьютерный диск
“Организация досуговой деятельности по месту жительства”
Ознакомившись с компьютерным диском “Организация досуговой деятельности по месту жительства”, составленный Р.В. Соколовым по своим разработкам заявляем, что именно такой нужен организаторам работы с детьми и подростками по месту жительства. В компьютерном диске есть всё: и философско-социальное обоснование работы с детьми, и глубокое историческое исследование детского движения, и конкретные, предельно ясные, “работающие” методики организации работы с детьми.
Свою работу с детьми и обучение руководителей кружков мы планируем строить по названному диску.
Просим продолжить подобную работу.
Председатель Совета С.Д. Ахапкин
971-58-58
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Полной неожиданностью было встретить в интернете об этом моём сайте следующий (и весьма оригинальный) отзыв:
Оказалось, что мой сайт уже через месяц с момента, как я приступил к изучению дела по созданию веб-проектов, был представлен организаторами семинара (по обучению этому делу) как "наглядный пример эффективности" ...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
А ведь после после того, как я был студентом ("заочником-отличником") прошла целая четверть века...

Поскольку работы в самых разных видах деятельности, то и отзывы следовало бы разделить по этим видам.
Например, отзывы о научных работах, отзывы об учебно-методических пособиях, отзывы о лекциях, отзывы об экскурсиях, отзывы о практической работе с детьми отзывы об участии в каких-то событиях (например на коммунарских сборах или слётах педагогических отрядов пр.
Даст Бог время и силы, сделаю. А пока отзывы приводятся почти совсем хаотично. Единственный от этого прок - не так однообразно и, наверное, не так скучно читать.
Зачем нужно приводить на сайте отзывы? Для саморекламы, самопиара?
Лично мне при знакомстве с чьими-то работами всегда интересно знать отношение к ним разных людей.
Особенно тех, чье мнение для меня значимо. Это не значит, что стану после ознакомления с чьими-то отзывами относиться, что называется, предвзято. Моё мнение всегда будет моим. Как-то ещё в школьной характеристике классный руководитель написала: "самостоятелен в суждениях". Так что, я не страдал и не страдаю недостатком самостоятельности в суждениях. И не боюсь "подпасть под влияние". Как-то мне один известный педагог и гипнотезёр сказал, что я очень мало внушаем. Не поддаюсь внушению и гипнозу. Считаю это своим достоинством.
Но зная мнения других о ком-то или о чём-то, я буду в своих ожиданиях ориентирован в более широком диапазоне. Считаю, что такое знакомство продуктивнее. Если начинаю интересоваться каким-то автором, то мне хочется о нём узнать как можно больше. Полагаю, что и посетители этого сайта могут оказаться в этом на меня похожими.

Привожу ниже подборку материалов, которое назвал
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Самая краткая биография Р.В.Соколова
(из книги доктора исторических наук А.В Шубина «От застоя к реформам»,
«СОКОЛОВ Ричард Валентинович. 1943 г. рождения. В 1961 – 1964 гг. учился в Полиграфическом институте на художника-графика. Провёл персональную выставку. В 1964 г. попал на коммунарский сбор и решил сменить профессию. В 1965 г. работал в пионерском лагере «Орлёнок». Активный участник коммунарского движения. В 1968 – 1971 г. возглавлял детский клуб по месту жительства в Щёлково. Один из авторов идеи педотрядов, один из создателей Коммунарского макаренковского содружества. В 1971-1979 гг. комиссар Форпоста культуры им. С.Т.Шацкого. В 1979-1981 гг. участвовал в организации Домов педагогической культуры в Бабушкинском и Бауманском районах Москвы. В 1981-1986 гг. учился в Институте культуры. Организатор-методист. С 1986 г. методист, руководитель детского клуба «Ровесник». С 1990 г. старший научный сотрудник Института культурологи».
(В этой книге А.В.Шубин неоднократно цитирует Р.В.Соколова)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В Учёный совет на диссертацию поступило двадцать (!) официальных отзывов от учёных из разных городов страны и четыре официальных справки о внедрении идей Р.В.Соколова в практику различных образовательных, культурно-просветительных и молодёжных досуговых учреждений (в том числе - от Министерства Образования РФ, Фирмы "Социнновация", "Центрального Дома культуры железнодорожников").
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Из книги отзывов музея А.С.Макаренко
(отзывы на экскурсии Р.В.Соколова
и его фильм об А.С.Макаренко)

11.12.09.
Огромное спасибо, это было открытие как для взрослых, так и для детей нашей школы, которые впервые услышали это значительное имя: Антон Макаренко! Приглашаем замечательного продолжателя и рассказчика Ричарда Валентиновича приехать к нам в школу православную во имя преподобного Серафима Саровского.
Учащиеся школы, учителя. До скорой встречи у нас.
Иванова Е.
А.Косова
Д.А.Манякина
А.С.Курдяев,
Д.А.Слепов В.Б.
Мне понравился как сам музей, так и фильм о Макаренко. Он был очень удивительным человеком и очень понимающим педагогом. Я тоже выбрала профессию педагога, поэтому мне было очень приятно посетить ваш музей.
Мне запомнился ещё и тот момент фильма, в котором рассказывается о его педагогической деятельности и его воспитании, его семье, фильмах о нём и его произведениях. Ещё мне запомнилось то, как после двухлетнего пребывания в детском доме, воспитанники его зауважали и стали считать его своим атаманом. Жаль, что мы фильм не досмотрели до конца. Я думаю, что вторая серия будет ещё интереснее, познавательнее. Я очень рада тому, что смогла приехать в ваш музей. Может я приеду к вам ещё.
С уважением, Минаева Ольга.
11.12.09 г.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Балашиха, Баку, Балабаново, Бам (в ряде пунктов на протяжении магистрали), Белебей, Белово, Белополье, Братск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Горбунки (место расположения ф-та им. И.П.Иванова Ленинградского областного университета), Горловка, Грайфсвальд (в Германии), Добрянка, Евпатория, Егорьевск, Екатеринбург, Загорск, Зеленоград, Ижевск, Иркутск, Калуга, Кемерово, Киев, Кимры, Ковалёвка (Полтавской области), Кострома, Кременчуг, Куряжская колония (под Харьковом), Ленинград (позже Санкт Петербург), Магнитогорск, Минск, Москва, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Никифорово (моск. обл. - место проведения лагеря), Новозыбково (Брянской области), Новокузнецк, Новосибирк, Остров (город в Псковской области), "Орлёнок" (ныне Всероссийский детский центр), Палалахта (в Карелии), Пермь, Петрозаводск, Полтава, Пущино, пос. Рефтинский (Свердловской области), Рязань, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Свердловск, Сергиев Посад, Сочи, Сумгаит, Тайга, Тайшет, Тутаев, Тюмень, Углич, Уфа, Харьков, Чебоксары, Челябинск, Череменецкое озеро (место проведения слёта педагогических отрядов), Чкаловская, Щёлково, Юрга, Юрмала, Ярославль. (Всего 77 наименований).
Выступления и проведение семинаров на средства приглашающей стороны
В ЛАТВИИ в 1977 г. (выступление на учительской конференции)
В ГЕРМАНИИ 1994 г. (выступление на международной конференции по социальной педагогике).
В ХАРЬКОВЕ 1984г. (выступление на конференции педагогов-организаторов)
В МИНСКЕ (выступления на международной научно-практической конференции и в педагогическом университете)
В САРАТОВЕ 1969 г. (выступление на областной конференции работников культуры)
В РЯЗАНИ 1983 г. (выступления с лекциями на семинарах клубных работников)
В ВОЛГОГРАДЕ 1985г. (выступление на семинаре областного управления культуры)
В БАШКОРТОСТОНАНЕ 1991г. (проводил трёхдневный семинар вы г.Салавате для руководителей муниципальных детско-подростковых клубов по заказу республиканского Комитета по делам молодёжи).
В ТЮМЕНИ 1992 г. (проводил семинар по заказу областного управления культуры для клубных работников Тюменской области).
В ИЖЕВСКЕ 2000 г. (выступление на республиканской научно-практической конференции).
ВО ВСЕРОССКИЙСКОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «ОРЛЁНОК» (2002)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
- Г.И.Фроловой (1979; в учебнике «Клубоведение» (1980); - в учебнике под ред. В.В.Лебединского «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе)» (1976); - В. Крамова «Операция «забота» (1976); - в учебном пособии «Педагогическая практика» (-М., Просвещение, 1981); - В.П.Исаенко «Детские объединения в клубе». (–М. Сов. Россия, 1987, Б-чка «В помощь клубному работнику» №11), Ю.В. Васильковой «Лекции по социальной педагогике» Т. 2 (-М.,1997) и других.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
- в ЛГПИ им. Н.К. Крупской (начиная с 1969 г.)
- в МГПИ им. В.И.Ленина (начиная с 1971 г.)
- в ЛГПИ им. А.И.Герцена (начиная с 1972 г.)
- в Высшей комсомольской школе - позже Институт молодёжи - (с 1972 г.)
- в Пермском гос. педагогическом институте (1978 г.)
- в Московском гос. институте культуры МГИК, ныне МГУиК - ( с 1981г.)
- в Рязанском государственном педагогическом институте (в 1983 г.)
- в Челябинском пединституте (1983 г. и в 2001 г.)
- в Магнитогорском пединституте (в 1992 г. 40 часов спецсеминара по истории общественно-педагогического движения)
- в Удмуртском государственном университете (спецсеминар с зачётом 2000 г.)
- в Челябинском институте культуры и искусства (2001 г.)
- в Ленинградском областном университете (2001 г.)
- в МПГУ (спецсеминар по теории и практике игровой деятельности с проведением зачёта)
- в Минском педагогическом университете.
-лекции на базе опытной станции для студентов Московского городского педагогического университета (2002 г.)
-в Уральском психологическом институте (дважды авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006 гг.)
-в Пермском филиале ЛГУ им. А.С.Пушкина (дважды авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006гг.)
-в Нижне-тагильском филиале ЛГУ им.А.С.Пушкина (дважды авторский курс социальной педагогики по 40 часов в 2005 и 2006 гг.)
- в педагогическом училище №1 им. К.Д.Ушинского (1981г.)
- в московском педагогическом колледже "Арбат" (2001 г.)в колледже Всероссийского детского центра "Орлёнок" (40 часов лекций в сентябре 2002 г.). После этого в январе-феврале к Соколову были присланы на прохождение социально-педагогической учебной практики два студента этого колледжа. В декабре 2907 была прочитана ещё одна лекция.
В период с 1986 г. (на базе руководимой Р.В.Соколовым Опытной станции) проходили практику студенты:
- МГПИ (группа студентов психолого-педагогического факультета проходила летнюю практику на базе клуба "Ровесник" в конце 80-х гг.);-
- МГИКа (в конце 80-х и начале 90-х годов студенты проходили практику на базе клуба "Ровесник" целыми учебными группами. В конце 90-х гг. две студентки проходили преддипломную практику, подготовили и успешно защитили дипломные работы);-
- Открытого университета им. М.Шолохова (студентка этого ВУЗа в 2000 г. на базе Опытной станции проходила преддипломную практику, написала и успешно защитила дипломную работу).
-- Дочь Р.В.Соколова Антонина (теперь по мужу Трехова) проходила летнюю практику в клубе «Ровесник», когда училась в педагогическом колледже № 13. Колледж закончила с отличием и была принята сразу на третий курс педагогического университета, где обучалась заочно. В 2008 г. закончила с отличием педагогический университет по специальности «социальная педагогика». Диплом был защищён по материалам работы Антонины на базе «Первой опытной станции по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого», создателем и директором которой является Р.В.Соколов.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
- на учредительном съезде Творческого союза учителей в Сочи в 1989г.
- на 2-м съезде ТСУ СССР в Одессе в 1990 г.
- на учредительном съезде Творческого союза работников культуры в
Ленинграде.
Новожилова З.Г. (Секретарь ЦК ВЛКСМ) и Кондаков М.И. Президент АПН СССР)
Из телепередачи «Учительские уроки» 22 и 24 мая 1978 г.
КОНДАКОВ М.И.:
- В Москве вспоминают Ричарда Соколова.
НОВОЖИЛОВА З.Г.:
- Это удивительный чеовек, Михаил Иванович, удивительный человек. Он много лет уже возглавляет Форпост педагогического института имени Ленина. И этот человек вместе со своей супругой – выпускницей этого института – проводит огромную воспитательную работу по месту жительства.
Более того, что примечательным является, настолько человек любит дело, своих детей (с которыми он занимается), что работает газооператором в ЖЭКе, в основном в ночную смену, с тем, чтобы высвободить день и днём быть вместе с ребятами. Это, конечно, удивительное явление.
КОНДАКОВ М.И.:
- Великолепный конечно, пример. И, по-моему, вы очень хорошо сказали: «своих детей». Вы назвали его детьми тех детей, с которыми он работает. Это, вообще, великолепная реакция на то, что он делает.
КОЕ-ЧТО ИЗ ГАЗЕТНЫХ И ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ,
ОПУБЛИКОВАННЫХ ПОСЛЕ 1990 ГОДА
Но хватит ли всему обществу тех, кого воспитали Соколовы? У которых принцип не модный: раньше думай о Родине, а потом о себе. как проповедуют, так и живут. Можно иронически улыбнуться, а можно спросить себя начистоту: а слабо мне?"
Из статьи Натальи Голдовской «Алые паруса на фоне Марьиной рощи. Москвичка, № 26 (163), июнь 1995 г.
- Ходишь по стройкам, по домам, предназначенным к сносу, а то и по свалкам – где старым креслом разживёшься, где поломанным телевизором…
Кандидат социологических наук, он трудится в «Ровеснике» из чистого энтузиазма – денег ему за это не платят… Не переставая грезить о «Ребячьей Республике» с собственным садом, птицефермой, лесными угодьями и со своей Конституцией, Соколов пока что составляет и более реальные планы…»
Из статьи Михаила Крушинского "Без горнов и фанфар" в журнале "Огонёк" №23 за июнь 1996 г.
"... Собравшиеся, это были коллеги Р.В.Соколова, а так же клубные работники, педагоги, журналисты, родители, впервые услышали рассказ о том, как последовательно и неутомимо Ричард Валентинович создавал свои 12 детско-подростковых клубов, о том, когда и какие научные статьи, методические разработки, учебники были им написаны.
На вечере состоялась презентация первого лазерного компакт-диска, который выпустил руководимый академиком Р.В.Соколовым Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики...
И хотя вечер планировался не как торжественный, но всё же были и поздравления, и цветы, и памятные сувениры".
Из статьи "Чествование академика" в газете "Жизнь Марьиной рощи", 6 сентября 2000 г. Автор статьи М.Б.Ширман (преподаватель философии Государственного центра образования по экономике, менеджменту и праву).
«…Клуб пришли поздравить представители власти. Это депутат Московской огородской Думы И.Ю.Новицкий, начальник управления развития социальной сферы Префектуры СВАО А.С.Попова и заместитель главы Управы Марьина роща В.В.Алексеев…»
Из статьи М.Б.Ширмана «В клуб «Ровесник» этот самый начал приходить я с мамой», посвящённой 15-летию клуба в газете «Жизнь Марьиной рощи» от 9 мая 2001г.
«И уже тогда я говорил, что надо готовить ребят не к светлому коммунистическому завтра, а к жизни в серьёзных социальных кризисах и катаклизмах. Но что показала жизнь? Во-первых (я не торжествую, я, наоборот, скорблю), мой пессимистический прогноз жизнь подтвердила. Единственное, что из моих прогнозов не случилось - деревяшкой постучу – слава Богу, не случилось, атомной войны».
Из статьи Е.Белякова «Коммунарство: заповедная зона или экспериментальная Площадка?» («Учительская газета» , 1998, №52) приводится фрагмент выступления Р.В.Соколова на конференции в Санкт-петербурге о спорах с И.П.Ивавновым начала 70-х годов.
«Официальным «летописцем» коммунарства на конференции был признан Ричард Валентинович Соколов. Он создаёт «Коммунарскую энциклопедию» виртуальный музей коммунарства. Всем у кого есть архивы, фото- и видеоматериалы по истории коммунарского движения…»
Из статьи О. Мариничевой «Из совсем иных миров» («Учительская газета», 20 ноября 2001г.) о конференции в Архангельске.
"Седобородый мечтатель, романтик, он 42 года отдал работе с детьми ... Ричард Валентинович не скрывает свой возраст. 9 февраля ему исполнилось 60 лет. Пора уже и итоги подводить, а он всё в бой рвётся. Международные конференции имени Макаренко, несколько книг по социальной педагогике, работа в научно-методологическом центре по проблеме социальной педагогики в Российском институте культурологии - он не сидит сложа руки.
- Не пора ли на покой? - спрашиваю Ричарда Валентиновича?
- … Я патриот, гражданин СССР. Помню, как бережно относились к детям при Советской власти. Я боюсь одного: может наступить время, когда нынешнее поколение молодёжи начнёт предъявлять претензии к власти в жёсткой форме - за утраченные детство, юность, возможность получать бесплатное образование. Зато моя совесть будет чиста".
Из статьи Ирины Трифоновой "Без горнов, без фанфар" ("Правда" 28 февраля 2003 г.)
«Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев
во все века сжигали люди на кострах».
(из "Песни о вещей Кассандре" В.Высоцкого)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В интернете
Статьи Р.В.Соколова и Н.В.Соколовой
и другие материалы об их работе
Ричард Соколов. "Как появились у нас "Богатырские поляны", и ...
Ричард Соколов. "Как появились у нас "Богатырские поляны", и ...
03.06.2009 Ричард Соколов.
... у нас "Богатырские поляны", и что это дает для взаимоотношений детей и родителей" Ричард Соколов
Соколов Ричард Валентинович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Российского института ...
- Сохраненный текст - Остальные страницы (4)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Ричард Соколов, Москва.
Ричард СОКОЛОВ Социальное участие и социальное воспитание
Ричард СОКОЛОВ Лаборатория оптимизма.
- Остальные страницы (2318)
- http://www.altruism.ru/
(с 2001 по 200 гг.)
http://www.russk.ru/author.php?idau=13049
|
Ричард Валентинович Соколов
3.06.2009 • Русская линия • Как появились у нас "Богатырские поляны", и что это дает для взаимоотношений детей и родителей 14.03.2008 • Православие и Мир • Православные истоки педагогического опыта А.С. Макаренко: к 120-летию со дня рождения Страницы: | 1 | |
Авторы Русской линии Первые буквы фамилии автора: Если вы наш автор, то пришлите, пожалуйста, свою фотографию и краткую биографию на адрес
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
, чтобы мы опубликовали ее, как здесь: |
СПИСОК КНИГ, БРОШЮР, НАУЧНЫХ СТАТЕЙ, КОМПАКТ-ДИСКОВ
1. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 1992. –190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание").
2. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).
3. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: идейные истоки, предыстория, опыт организации // Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. – М., 1990. – 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".
4. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного округа города Москвы. – М., 1993. –32 с. (Методическое пособие в помощь социальным педагогам / Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, НПО "Парус" Всероссийского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).
5. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства (Учебное пособие, рекомендованное к изданию Учёным советом Российского института культурологии Академии наук РФ. – 390 с. (Рецензенты доктор пед. Наук Ю.П.Сокольников и доктор филос. Наук Э.А.Орлова. Работа находится в научном архиве РИК АН РФ. Книга публиковалась на компакт-дисках НМЦ по проблемам социальной педагогики РИКа)
СТАТЬИ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ ИЗДАНИЯ
1. Внешкольная работа с подростками // Педагогическая система А.С.Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями.– М., 1972. – С. 199 – 200. (Материалы к симпозиуму / МГПИ им. В.И.Ленина, Педагогическое общество РСФСР).
2. "Вход со двора" //Культурно-просветительная работа. – М., 1975. №6. – С. 52-55. (Соавтор С.Николаева).
3. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т.Шацкого // Роль педагогической системы А.С.Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1975. – С. 70-75. (Материалы Всерос. конф., проведенной 26-27 июня в г. Нальчике / Центральный совет педагогического общества РСФСР).
4. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1978. – С. 58-64 (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977г. в Калуге / ЦС Педагогического общества РСФСР).
5. От дошколят до… бабушек // Культурно-просветительная работа, 1979, № 6. – С. 11-12.
6. Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск, 1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).
7. Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Психология – перестройке народного образования. – М., 1983. Кн. 3.– С. 144. (Тез. Всесоюзн. научн.-практ. конф. / МГУ).
8. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И. Мещерякова // Там же. Кн. 2. – С. 49.
9. Проходить или осваивать // Культурно-просветительная работа, 1986, №9. – С. 28-29.
10. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения // Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).
11. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
12. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).
13. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).
14. Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение. – М., 1988. –С.104-114.(Материалы советских ученых к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г./ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).
15. Поляна "Надежда" // Семья и школа. 1989, № 6. – C. 39.
16. Сегодня – цирк! // Семья и школа. 1989, № 11.– С. 32-33.
17. Зеленую улицу детскому движению // Несторонний взгляд. Вып.1. –М., 1992. – С. 166-174. (Материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения, Федерация детских организаций "Юная Россия").
18.. Постановка проблемы // Потребность друг в друге: истоки, выявление, реализация.– Кострома, 1993. – С.4. (Социальная роль и позиция взрослых в детском движении: материалы конференции / Ассоциация исследователей детского движения).
19. И все-таки…позитив // Там же. – С. 13-16. (Соавтор Н.В. Соколова).
20. Феномен А.С. Макаренко с позиций культурологии // "Наследие А.С.Макаренко и современность" – М., 1993. – С. 70-72. (Тез. Международной науч. -практ. конф. (10-12 марта 1993г.)/ Российская Академия образования, Международная Макаренковская ассоциация, Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко).
21. Общественно-педагогическое движение и создание условий для социализации и самореализации детей и подростков // Воспитание личности: опыт, проблемы, поиски. – М., 1994. – С. 90-92. (Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях Москвы. / Центр инноваций в педагогике (филиал Моск. ин-та повышения квалификации работников образования).
22. Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки. Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.

Научный руководитель - Эльна Александровна Орлова.
В настоящее время Орлова Эльна Александровна - доктор философских наук, профессор, директор Института социальной антропологии Государственной академии славянской культуры (Москва). В 1995 г. Э.А.Орлова была заместителем директора РИК по научной работе.
23. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию // Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодёжи. – М. 1996. – С. 40-51. (Сб. материалов, изданный Комитетом РФ по делам молодёжи. (Соавтор Н.В. Соколова).
24. О власти педагога, самоуправлении и “педагогическом релятивизме” // Образование спасёт мир (Сб. материалов по программам: всемирное десятилетие образования; Национальная доктрина образования. Издание Российского научно-методического и учебного комплекса по подготовке, переподготовке, повышению квалификации научно-педагогических кадров для обучения руководителей народного хозяйства. М: ОВФО “СУПЕР” Всероссийского фонда образования, 1996 г. С.83-86. (Соавтор Н.В. Соколова).
25. Социальное участие как важнейший фактор профилактики девиантного поведения детей и подростков // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодёжной среде. (Материалы российско-германского семинара 13-14 ноября 1995 г.) Совместное издание Института молодёжи, Немецкого Культурного Центра им. Гёте и Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ). – М., 1996. С.180-200. (Соавтор Н.В. Соколова).
26. Детский многопрофильный клуб “Ровесник” и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию // Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодежи. (Изд. Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи) . - М., 1996. - С. 40-51. (Соавтор Н.В. Соколова).
27. И Марьина роща тоже играет // Московская игротека. Изд. МГДТДиЮ. – 1997. С. 39-40.
28. Социальное воспитание и проектирование личности // Стратегия опережающего развития для России XXI века: роль образовательного, научно-технического, культурного и природного потенциалов (глобальный аспект). - М., 1999. Т. 3, ч.2 Научный и образовательный потенциал развития России. С. 12-15. (Сб. Материалов международной научной конференции, проведённой Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ, Российской государственной библиотекой, Фондом “Альтернативы” и Фондом Ф.Эберта. Москва 18-19 июня 1999 г.)
29. К вопросу о судьбе “коммунарской методики” (социологические заметки”) // Теория, история, методика детского движения: информационный бюллетень, Вып. 5. –М,1999, с. 56-61.
30. “Философский камень” социальной педагогики // Ильенковские чтения: международная научная конференция 18-20 февраля 1999 г. –Москва-Зеленоград-1999, с.184-188. (Изд. Моск. Комитета образования, Моск. Ин-та делового администрирования, Института философии АН РФ и Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы)
31. Отечественное общественно-педагогическое движение – педагогический фундамент возрождения России // Тезисы научной конференции “Типология и типы культур: разнообразие подходов. М., Изд Министерства культуры РФ и Российского института культурологи, 2000, с. 39 – 42.
32. Социальные инициативы и детское движение в контексте представлений о социальном участии и общественно-педагогическом движении // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конф. 25–27 ноября 2000 г. – Ижевск, 2000, с.68 – 70.
33. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена // Социокинетика: книга то социальном движении в детской среде. В 2-х частях. – М., 2000. - Часть 2, с. 69 – 108.
34. Народно-воспитательное движение и возрождение России // Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. Доклады и выступления на научной конф. 23-24 марта 2000 в Российской государственной библиотеке. –М., Изд. “Экономическая демократия”, 2000, с. 494-499.
35. Социокультурное пространство в десятилетнем опыте Первой опытной станции по внешкольному воспитанию // Известия Академии педагогических и социальных наук (АПСН). Вып.4 “Социокультурное пространство современного образования”. – Москва – Воронеж, 2000, с. 195 – 206.
36. К вопросу о единстве образовательного пространства// Мир образования – образование в мире. – М., 2001, №3, с. 16 – 27.
37. Социальное участие как фактор профилактики девиантного поведения молодёжи и укрепления безопасности государства // Известия Академии социальных и педагогических наук. Вып. 6 “Образование как фактор государственной безопасности”, 2002, с. 63 - 74.
38. Э.В.Ильенков о повторяемости исторического в логическом и педагогика // Ильенковские чтения. Материалы 2-ой (24-25 марта 2000) и 3-ей (16-17 февраля 2001) материалы Международных научных конференций. Ч.1 – М.: Российский государственный Институт Интеллектуальной Собственности, 2002, с. 180 -188.
39. Незаконченный эксперимент. // Социокинетика: стратегия и типология нового века. –М., 2002, с.168 -180.
40. Предложения к организации дальнейших социокинетических и социально-педагогических исследований/ Теория, история, методика детского движения. Информационный бюллетень 6 выпуск, 2002 г., с. 234-238.
41. Возрождение традиций проведения народных праздников в Марьиной роще. //Мир образования – образование в мире. – М., 2003, №1, с. 145 – 152.
42. Организация воспитательной работы с детьми по месту жительства: вчера и сегодня //Проблемы сравнительной политологии. Под ред. д-ра политологических наук, вице-спикера Госдумы, председателя НПСР Г.Ю.Семигина. Изд. Ин-та сравнительной политологии РАН. – М., 2003, Вып. 2, с.75 – 82.
43. Шацкий – предшественник Макаренко. Опыт С.Т.Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Изд. Департамента образования Калужской области. –Обниск, 2003, с.18 – 45.
44. Интерес к наследию А.С Макаренко в отечественном общественно-педагогическом движении. // Народное образование. 2003, №5, с. 159 – 165.
45. Раздумья в юбилейный год двух корифеев российского воспитания. // Народное образование. 2003, №9, с. 135-143.
46. Размышления о феномене И.П.Иванова. // Заключительная статья в книге. “И.П.Иванов. Созидание: теория и методика воспитания”. – Санкт-Петербург, 2003, с. 466 – 499.
47. Философский камень социальной педагогики. // Во втором издании книги “Ильенковские чтения”. Тезисы выступлений участников Международной научной конференции “Ильенковские чтения”, посвящённой 75-летию выдающегося философа и педагога современности Э.В.Ильенкова (1924-1979) - М., 2004, с. 154 – 157.
48. Как воспитывать человека, чтобы он был счастливым. // Народное образование, №6 за 2004г., с 149-153).
49. Этнокультурные истоки общинности в менталитете русского народа. // Педагогические традиции в этногенезе. Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 8. – Москва-Воронеж, 2004, с. 132 – 136.
50. К 15-летию Первой опытной станции по внешкольному воспитанию как общественно-государственного воспитательного учреждения и научно-практического педагогического комплекса. // Образование: взгляд в будущее (сборник материалов 2-й Российской открытой научно-практической конференции с международным участием, посвящённой С.Т.Шацкому). Обнинск, 2004, с. 50 – 54.
51. Бодрая жизнь. // Детское движение. Словарь-справочник. –М., Изд. 2е., 2005, с. 26.
52. Движение педагогических отрядов. // Детское движение. Словарь-справочник. Изд 2е. –М., Изд. 2е, 2005, с. 43-45.
53. Клуб. // Детское движение. Словарь-справочник. –М., 2005, с. 106-107 .
54. Коммунарское движение. // Детское движение. Словарь-справочник. Изд. 2е. –М., 2005, с.132-133.
Примечание: В указанном словаре-справочнике есть статья “Соколов Ричард Валентинович” (с. 474 – 476) и помещены краткие сведения о Соколове Р.В. (сведения об авторах словаря – справочника), с. 537.
55. Макаренко и Калабалин: кто же они для нас (о важном, но слабо изученном феномене мировой культуры. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А.Калабалина . Москва - Коломна -Егорьевск 2005. С. 24-30.
56. Эта же статья была напечатана в журнале “Беспризорник”.
57. Традиции проведения игровых праздников в Марьиной роще. // Празднично-игровой мир детства. Департамент образования города Москвы, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Государственный Российский Дом народного творчества, Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования. – М., 2005, с.154-158.
58. Пятнадцать лет Первой опытной станции по внешкольному воспитанию. // Мир образования – образование в мире. – М., издание АПСН, 2005.
59. Ах, коммунары мои, коммунары. // Беспризорник (журнал для неравнодушных людей, ПИ№77-12486), 2006, №1, с. 48-52.
60. Что сегодня наиболее актуально в наследии основоположника отечественной социальной педагогики С.Т.Шацкого. // Молодёжь: образование и наука. Материалы педагогических конференций. Изд. Лаборатории дополнительного образования ИСМО РАО ДНТО “Интеллект будущего”. – Обнинск, 2006., с. 117-121.
ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство статей Р.В.Соколова помещены и на компакт-дисках (см. ниже).
Статистические сведения: Всего публикаций 64, в том числе:
- книг 2,(190с. +192с.=382с. ); - брошюр 2 (17с. +22с. = 49с.);
- статей 60 объёмом около 446с. Всего страниц (382+49+446) = 877с.
За время работы в РИК (с 1990г.) 59 публ. – 17публ. (82с.) = 42 пу бл. Объёмом около 751с.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (19.12.10 23:47)
16 марта 2010 в 12:18
Наталья Валентиновна молодец :) Забавные ушки у вас получились фоном ))