Отзывы на экскурсии и другие дела

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Из книги отзывов

 

 

Случайно в интернете наткнулся на дневник одного из слётов педагогических отрядов, в котором я участвовал с группой педотрядовцев. Любопытно читать через 37 лет... Все бы странички в свою "эпопею"! Но... Вот только несколько шриховк моему тогдашнему портрету, которые оставили студенты- "летописцы". Как молоды мы были...

Из интернета. Из сайта Коммунарство.ру
Летопись V слёта КМС (под Лугой)


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ — 18 августа 1972 года (Летописцы — союз «Европа»: Березкин Юрий (Москва), Кузякина Галина (Ленинград), Пахомова Валя (Свердловск)
...Горит восток зарею новой,
К вокзалу путь нас всех ведет.
Спешим, спешим мы в Лугу,
...Спешим на коммунарский слет....

С появлением на Броневой обремененных вещами москвичей и Игоря Петровича в вагоне установилась атмосфера серьезная и деловитая. Муза сложила крылья и спряталась в угол вагона. К тому же, Ричард Соколов слегка придавил ее рюкзачком с киноаппаратурой.
...Слушали ветеранов коммунарского движения, рассказ Игоря Петровича о причинах возникновения коммунарского движения, его истории и возможных перспективах развития. Разговор прошел интересно.

Ричард представил материалы макаренковских сред, альманах. Народ жаждет с ними познакомиться.
ДЕНЬ ВТОРОЙ — 19 августа 1972 года (Летописцы — союз «Австралия»: Лапкина Наташа, Зубакова Людмила, Соколов Ричард, Комарова Валя, Макарихина Вера)

Я впервые в жизни пишу в коммунарской летописи. Очень боюсь, а вдруг не так? Впервые оказалась в Ленинграде и здесь, под Лугой. Можно сказать, что это вообще мое первое непосредственное общение с коммунарами. Хотя раньше много читала о них, слышала. И вдруг … Не могла поверить такому счастью. Уж чего-чего, а письма с приглашением на коммунарский съезд я от Дика не ожидала. Интересно все-таки, случайный я человек на съезде или нет? Все-таки семь лет назад в течение десяти дней Дик был моим вожатым в «Орленке» … И вот такая встреча …

...Немножко о своих первых впечатлениях. За эти три дня с коммунарами я сделала столько открытий в области педагоги и человеческих взаимоотношений, сколько не пришлось сделать за все время обучения в институте. Будто какой-то волшебник надел тебе на глаза очки с волшебными стеклами — и вся жизнь предстала совершенно в другом свете. Я еще никак не очухаюсь от столь резкой перемены.

Самое удивительное, что я живу вместе с коммунарами по их законам и традициям, участвую наравне со всеми в их делах, в обсуждении проблем — и не чувствую себя чужой. Правда, чтобы стать полноправным членом коммуны, мне надо очень и очень много расти и учиться. Я попробую.
Самое яркое впечатление — это, пожалуй, люди, сами коммунары. Таких, я еще не видела. Думала, что подобное возможно только в книгах — ан нет! Вот она, самая настоящая жизнь и живые коммунары передо мной. Им, наверное, смешно будет это читать, но для меня-то все это впервые … Меня поразили отношения в коммуне. Между взрослыми и ребятами, в кругу самих ребят, между мальчишками и девчонками. Даже неясно, кто взрослый, кто руководитель, потому что руководят сами ребята.
...Самое настоящее «моделирование коммунистических отношений в условиях локального эксперимента» (кажется, так сказал Дик в сегодняшнем выступлении о проблемах коммунарского движения).

...Вале вдруг не понравился у Дика свитер, рукава которого болтались, свисая чуть ли не до земли. И его заставили раздеться. Каково же было удивление всех, когда под малиновым свитером у него увидели еще один, синенький, на пуговичках. Несколько минут хохотали, любуясь его (Дика) движениями. Это было отличное упражнение для брюшного пресса. Но наш ДК был неумолим: она заставила Ричарда и одну опоздавшую девочку бежать пять кругов вокруг лагеря. Дик обежал пять раз вокруг березки, и его простили. Что-то тут не то …

...Итак, все собрались на большой полянке, чтобы слушать Ричарда. Был день коммунарского движения, и поэтому его выступление было посвящено проблемам этого движения, наболевшим вопросам. Но сначала он рассказал немножко о 1-ом макаренковском симпозиуме и о совещании ребячьих комиссаров за «Круглым столом» «Комсомольской правды». Интересно, сколько часов без перерыва он может говорить? По-моему, бесконечно. Выступление о проблемах коммунарства у него было потрясающим. По подсчетам некоторых инициативных товарищей, Дик наметил свыше сорока самых разных проблем (мог бы еще столько). Союзам предстояло решить главное: выделить из этих проблем самые-самые важные, требующие немедленного разрешения.

Ричард Соколов о своем выступлении по проблемам движения юных коммунаров:
Может быть, я ошибся, но мне казалось целесообразным, прежде всего, огласить перечень проблем, которые мне представляются интересными для исследования.
Поскольку это была первая возможность начать разговор о проблемах, необходимо было в коллективном обсуждении из предложенного списка выявить самые актуальные.
Среди проблем были самые разные: и «кардинальные» и частные.

Я попытался навязать собранию какую-то систему взаимосвязи проблем, оговорившись лишь, что самыми важными мне представляются проблемы, связанные с теоретическим поиском сути коммунарства как явления вообще и коммунарского движения в частности.
Затем полезно было бы разобраться в вопросах взаимоотношений коммунарских объединений и в вопросах коммунарской этики. Но и, конечно же, есть много важных проблем (педагогических, психологических и социологических), связанных с созданием, жизнедеятельностью и развитием коммунарских и им подобных коллективов.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ — 22 августа 1972 года (Летописцы — союз «Азия»)
Слово предоставляется Москве. Рассказ о лагере «Коммунар-68». Лагерь трудовой, для старшеклассников. Цель лагеря — создать дружный коллектив из старшеклассников города. Пригласили коммунаров из других городов. В середине смены щелковцы совершили переворот, сместив комиссаров и командиров (из других городов) и сами встали на их места. Лагерь был на полном хозрасчете. После лагеря на заработанные деньги поехали щелковцы в Свердловск на «Рефт-68». Вернулись в Щелково дружным коллективом. Решили пройти агитбригадой по району и выступить с концертами в пионерских лагерях. После этого лета в Щелкове образовался дружный сплоченный клуб «Орион» (Отряд Романтиков Искателей Остроумных Неунывок).

...Рассказ Соколова, о лагере Циалковского. Дик был послан туда методистом. Начальником лагеря был летчик-испытатель. Старшая пионервожатая — студентка пединститута. Решили все отряды превратить в космические экспедиции. Соколов и старшая вожатая представили свои проекты вожатым. Те выступили категорически против. Поговорили с советом дружины, и ребята с восторгом согласились. Объявили по радио, чтобы тот, кто хочет отправиться в экспедицию им. Циолковского, явился бы на сложные испытания. Отбирали самых достойных. Потом прошедшие два испытания разбились на три экипажа. В каждом экипаже были повара, доктора, костровые и т. п. В совхозе ребята работали на поле и с энтузиазмом сделали крепость. Первая смена жила четыре дня. Жили весело. Уезжать не хотелось. Вторая смена лагеря проходила также. Построили три плота, каждому дали свое название. На плотах отправились в соседнюю страну. А когда вернулись, показали всем фильм.

...Когда Соколов заканчивал свой трогательный рассказ о наболевшем, о судьбе своих лагерей, появился Игорь Петрович. Все очень обрадовались, посыпались новости. Каждый старался рассказать все, чем жил съезд эти два дня без него.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ — 23 августа 1972 года (Летописцы — союз «Европа»)
...Подгоняемые и поощряемые словами дежкома Володи Лененко, все благополучно прибыли на зарядку. Правда, из голубенькой палаточки слышалось мирное сонное посапывание — Ричард Соколов досматривал увлекательный сон. Решили отступить от правил: не применять к нему репрессивных мер, поскольку накануне он в течение никак не менее 18-19 часов с краткими перерывами для приема пищи вещал о коммуне и коммунарах.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ — 24 августа 1972 года. (Летописцы — союз Азия).
... Соседка Африка не захотела отставать — вручила Сергею кинокамеру, а он произнес слова о том, что каждый дарит то, что ему дороже всего. И здесь Австралия срочно отреагировала: под руки привела свою жертву — Соколова, который уселся у ног председателя МОК с видом жертвы. Европа последовала примеру предыдущих и вручила котел с водой, а Америка — найденную уключину от лодки.
... Но все расстались с надеждой увидеться и встретиться обязательно." Конец текста.
Р.С. А надо бы что-то из этого включить в "Эпопею"

 

 

13.05.2010 Новое о Макаренко? Не может быть!..

Что нового могут сказать нам об Антоне Семеновиче Макаренко (1 (13) марта 1888 — 1 апреля 1939) –- о педагоге, работавшем в детских колониях НКВД? Кто не слышал о нем, особенно из тех, кому за сорок? Кто не смотрел фильм «Педагогическая поэма»? Да, скажут нам, слышали, и фильм смотрели, и «Флаги на башнях» смотрели, да и книги читали — особенно учителя, педагоги и преподаватели… Но, оказывается, это не так важно, потому что можно узнать нечто новое… И знаете — где? В Педагогическом музее его имени, по адресу Москва, ул. Поклонная, д.16.

Члены Благовещенского братства оказались там 10 мая. Рядом отмечалось 65-летие Победы, звучала музыка, а мы слушали другую «музыку» — победительного духа добра. Но по порядку.

Экскурсовод Ричард Валентинович Соколов оказался кряжистым бородатым человеком, с подвижными чертами лица и улыбчивым взглядом. Педагог с 50-летним стажем, культуролог, социолог и «детоводец», он долго делился с нами своими открытиями: он и его жена Наталья рассказали нам много нового о судьбе Макаренко, и, казалось, тему эту исчерпать невозможно, — мы и не заметили, как пролетели пять часов.

Мы поражались смелости, с которой Макаренко противостоял Системе, в общем-то, в одиночку. Многие его поступки были на грани риска. Это и появление его, директора, со школьниками, несущими знамя, на котором было написано — «Свет Христов просвещает всех» (это было на площади Кременчуга, украинского города, взятого красными во время Гражданской войны). Это и забота о племяннице Олимпиаде, отец которой, Виталий Макаренко, белогвардейский деникинский офицер-контрразведчик, эмигрировал, но продолжал держать связь со своим братом Антонием (по чину наречения имени). Это и добровольное решение стать директором детского дома № 7 для дефективных детей, и то, что Макаренко берет в эту колонию Семена Калабалина, главаря банды, «за спиной которого было двести сабель», берет из тюрьмы под расписку, отдавая себе отчет в том, чем это может ему грозить (всю банду расстреляли, а её атамана Семёна Калабалина — нет, он был в то время несовершеннолетним). Это и переезд его колонистов в Куряж, под Харьков, и многое, многое другое.

В чем истоки жизни этого, по словам экскурсовода, мужественного «бойца риска»?

Антоний родился недоношенным ребенком, и до семи лет считалось, что он не жилец. Но Бог миловал… Всю свою жизнь он болел (порок сердца, постоянные простуды), и, в своих страданиях болящего и изгоя в среде ровесников, обретал опыт «хождения пред Богом» (Быт. 5:21-24).

Его отец — староста храма в Белополье, мать — из обедневших дворян, всю свою жизнь занимавшаяся благотворительностью (кормила нищих, хотя сами жили впроголодь). Антоний хорошо знал Священное писание, однажды рискнул отрепетировать и спеть со своими учениками литургию в храме. Хорошо знал историю церкви, вообще, увлекался историей, чуть ли не наизусть знал тома Ключевского, мечтал написать о жизни Древней Руси во времена святого князя Владимира.

Будущий педагог-новатор знал всего Достоевского, любил читать Чехова, самоучкой играл на скрипке, немного рисовал, увлекался сочинением стихов. По окончании Полтавского педагогического института в 1917 г., написал выпускную работу на тему «Кризис современной педагогики» (не сохранилась).

Очень важными оказались для нас ссылки на неизданный двухтомник переписки Антона Семеновича Макаренко с его женой Галиной, братом, его учениками и друзьями. Цитаты из этих писем открыли нам другого Макаренко — знавшего цену партийцам, НКВД-шникам, чинушам и бюрократам. Письмо к жене он мог начать с обращения «Господи, Боже!», мог признаться в своей греховности, в том, что риск становится нормой жизни. В письме к хорошему знакомому, за три дня до своей смерти, он признается в том, что ходит по букинистическим магазинам Москвы и никак не может найти Библию.

Перед нами предстала драма человека, который оказался в жерновах истории XX-го века, был вынужден принимать страну такой, какая она есть, но смог реализовать свое призвание вопреки Системе. Педагогическое служение Макаренко не ограничивалось часами уроков — это было то самое жертвенное служение ближним, без ожидания ответного уважения или любви, хотя и то, и другое пришло к нему. И не могло не прийти, потому что вся его жизнь была перед его воспитанниками как на ладони. Да и что он мог выбрать в этих условиях, как не пойти к самым обездоленным — к детям-беспризорникам, детям-правонарушителям, детям, которые еще не были отправлены на Соловки (а точнее — на остров Анзер) и которых еще можно было спасти. Примечательно, что он сам себя называл «детоводильцем». Как ни вспомнить слова апостола Павла о себе как о детоводителе ко Христу. Антон Семенович возвращал детям чувство собственного достоинства, без которого невозможно возрастать в Добре, спрашивать, прежде всего, с себя.

Это «спрашивание с себя» было не понаслышке знакомо педагогу. Новой страницей его деятельности, открывшейся для нас, стала история с тифом, когда заболели все, кроме Антона Семеновича и нескольких воспитателей колонии. И вот, он и его ученик Калабалин побеждают тиф — практически без лекарств, согревая тифозных воспитанников своими телами, — об этом пишет в своих воспоминаниях Семен Калабалин. Никто не умер — это ли не свидетельство принятой Богом жертвы?

Экскурсовод Ричард Валентинович убежден, что Макаренко читал повесть «Архиерей» иеромонаха Тихона, выпущенную в первые годы XX-го века, главный герой которой спасает нищих (мы бы назвали — бомжей). А спасал их архиерей так: организовывал посильный труд, способный их прокормить и вернуть им чувство собственного достоинства, ощутить, как просыпается тяга к красоте.

Удивительным открытием стало для нас и то, что, по свидетельству Р.В. Соколова, Макаренко знал о Крестовоздвиженском трудовом братстве Николая Николаевича Неплюева, и, вполне вероятно, ориентировался на его опыт, воплотил многое из опыта этого братства в практику своих коммун. Скажем вкратце… Задачей этого православного братства, организованного в поселке Воздвиженском, под городом Сумы, стало сознательное воцерковление жизни. Неплюев начал с того, что взял на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей; таким образом, с 1881 г. зародилась будущая Воздвиженская школа. Из шести человек, получивших аттестаты, трое не захотели расставаться. Они и стали первыми членами Крестовоздвиженского трудового братства. Члены общины, которая потихоньку разрослась до братства, занимались сельским хозяйством, приобретая опыт общения во Христе в животворящей братской среде. Книги Неплюева, которые стали публиковаться, начиная с 1906 г., основывались на личной практике и вызывали разноречивые мнения как в церкви, так и в обществе. Для уже работающего учителем 18-летнего Макаренко и для тех, кто задумывался о необходимости перемен в жизни церкви, эти сочинения становились импульсом к размышлениям о своем призвании.

Что же кажется схожим в опыте А.С. Макаренко с опытом Крестовоздвиженского трудового братства? Прежде всего, это поистине общинные отношения, основанные на духе требовательной любви и созидательного труда, на духе старшинства и соборности. Так, в опыте одного коммунара могло одновременно присутствовать и старшинство, и послушание, если этого требовало дело: где-то он являлся старшим, а в другом деле был помощником и находился в строгом послушании другим старшим. Многие «должности» были выборными. Совет колонистов, состоявший из наиболее опытных старших, руководил сводными отрядами. Многие вопросы жизни колонии решались через совместное обсуждение взрослых и детей. Выпускники уходили в жизнь с «приданым» (квартирой; стипендией на учебу; приданым на свадьбу), но главное — это забота Макаренко об их будущем. Переезд в Куряж, под Харьков, где было много свободных земельных участков, во многом был продиктован его желанием дать возможность выпускникам умножать опыт, полученный в колонии: они могли создавать трудовые артели, расположенные рядом с колонией, и не только обрабатывать землю, но и выполнять заказы харьковских заводов. Для нас доказательствами осуществления этих планов стали помещенные в музее электродрель и фотоаппарат ФЭТ, сделанные руками колонистов, все — исключительно высокого качества.

Этот опыт самоорганизации, христианский в своей сущности, настолько был чужд Системе, настолько «выпирал» из того, что предлагал Наркомпрос, что на Макаренко не могли не ополчиться. С обличением его педагогики, как «несоветской», выступила Крупская, затем Луначарский, а за ними, как по команде, вся свора его врагов и недоброжелателей. Угроза ареста нависла над Макаренко, в доме появляется специальный узелок, на всякий случай…

Невзирая на эти обстоятельства, он, пользуясь своим авторитетом у украинского НКВД, в 1936 г. добивается послабления для заключенных детских колоний — например, отмены колючей проволоки, сторожевых вышек и прочей атрибутики концлагерей. А приехав в колонию своего последнего назначения, в которой содержались «особо опасные малолетние преступники» и которая была оснащена карцерами, колючей проволокой и пр., первое, что он сделал, — это снял проволоку и открыл входные ворота. Примчавшиеся в панике НКВД-шники обнаружили детей вне стен колонии, красящих кисточками наружную стену в белый цвет! Запоры были не нужны — они знали, кто такой Макаренко и что их ждет новая и удивительная жизнь.

Он был явно храним Богом, и то, что он умирает скоропостижно, от разрыва сердца в поезде, когда на станции назначения его уже ждали с постановлением на арест, можно теперь рассматривать, в свете всего написанного нами, как особую Божию милость.

Интересно было бы проследить судьбы воспитанников Макаренко, исходя из их верности общинному духу любви, требующему полной отдачи, до самопожертвования.

«Музыка» победительного духа добра, явленная в жизни А.С.Макаренко, вопрошает нас о качестве нашей христианской жизни, зовет к выявлению правды Божией и в наше непростое время. И думается, когда-нибудь появится книга об этом — нам в назидание, а может быть, и в укор…

Тамара Тябут

Информационная служба Преображенского братства


Последнее обновление (26.08.10 17:21)