Эта рубрика
Р.В.Соколов
К ЮБИЛЕЮ ТРЁХ "ПОДВИЖНИКОВ СОЦВОСА" ПРОШЕДШЕГО ВЕКА
КАЖДЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ГОД СЛУЧАЮТСЯ ЮБИЛЕИ ТРЕХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕДАГОГОВ. В 2008 ГОДУ ИСПЯЕТСЯ 120 ЛЕТ А.С.МАКАРЕНКО, 130 ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКУ С.Т.ШАЦКОМУ И 85 ЛЕТ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЮ И.П.ИВАНОВУ.
"Подвижники соцвоса" - так назвап А.С.Макаренко одну из глав романа "Педагогическая поэма"
Казалось бы, это очень разные люди. Шацкий цо происхождению дворянин, сын военного чиновника, Макаренко — сын железнодорожного маляра, а И.П.Иванов - сын инженера.
Детство одного из них прошло в Москве, а другого — в далёкой украинской провинции, треьего - в Ленинграде.
У Шацкого была атлетическая фигура и пышная вьющаяся шевелюра. Друзья придумали ему кличуц "Кит" Макаренко был небольшого роста, щуплый и всю вторую половину жизни волосы стриг наголо. В молодости его прозвали "Антошка чихайте". Иванов был полноват, картавил, За его внешность друзья в молодости называли его "наш Ленин".
Как они предпочитали одеваться? Дети видели Шацкого обычно в темном или белом костюме при галстуке, или в белой косоворотке.С воспитанниками был «на ты», здоровался за руку, любил с ними бегать босиком, купаться, устраивал шумную «кучу-малу». Макаренко предпочитал ходить в военной (или подобной
ей) одежде. Никогда воспитанники не видели его босиком. И называли только «на вы",
по имени и отчеству. Иванов ходил в костюме, но без галстука, и при этом расстегнутый воротник сорочки поверх пиджака. С воспитанниками не смущался ходить в той же форме что и воспитанники (военных рубашках зелёного или кремового цвета и с пионерским галстуком). При этом часто на голове у него был берет или соломенная шляпа.
Все трое имели вузовское образование. Шацкий учился математике в Московском университете, петь учвился в Московской консервватории, а в Пе5тровской сельскохозяйственной академиии учился на агронома. Макаренко учился в Полтавском учительском институте. Иванов окончил философский факультет Ленинградского университета, а позже в ЛГПИ защитил кандидатскую и докторскую диссертации.
В молодости они долго искали для себя "настоящее дело". Шацкий мечтал стать певцом, Макаренко - писателем, а Иванов философом.
Серьезное увлечение педагогикой пришло к ним уже в зрелом возрасте. В значительной степени в этом были "виноваты" их любимые писатели. ( У Шацкого -Л.Толстой, у Макаренко М.Горький, а у Иванова А.Макаренко).
Но их в этих писателях больше всего интересовала "педаготическая составляющая". Шацкому хотелось создать сельскую школу (что-то вроде Яснополянской школы Л.Толстого (для этого он и учился на агронома). Макаренко в Горьком увлекла мысль: "Человек формируется сопротивляясь действительности". Иванова увлекла идея применить идеи Макаренко в современном воспитании юных пионеров. Недаром он и деткую и студенческую организации, созданные им, назвал коммунами. Студенческая коммуна носила имя А.С.Макаренко.
Можно сказать, что они были современниками. Когда ушёл из жизни Шацкий Иванову было 11 лет, а когда скончался Макаренко -16. Но знакомы все они были лишь заочно. Макаренко пишет, что читал книгу Шацкого 1907г. "Дети - работники будущего". А Иванов очень основательно перечитал все работы Шацкого и Макаренко.
В судьбе всех трух было много общего. У всех были серьёзные проблемы с сердцем. Но они не умели боречь себя. Макаренко умер от разрыва сердца, нечто подобноле случилось и с Шацким. Иванов в конце жизни был парализован, вынужден был заново учиться говорить и писать.
Шацкий и Макаренко своих детей не имели. У Иванова дети были, но он умел львиную долю свободного времени уделять воспитанникам.
Оба крайне отрицательно относились к педагогике прошлого. И свою миссию видели в ее преобразовании. Их не даром часто называют педагогами-новаторами. Созданные ими детские и молодёжные формирования конечно же были "опытно-экспериметальными", но при этом не ради "чистой науки", а ради детского счастья. Девиз коммунарских объединений И.П.Иванова: "Наца цель - счастье людей!". "Здесь не воспитывают, здесь живут" - утверждали воспитанники Шацкого, Макаренко и Иванова.
Педагогика для них была не средством заработка и не хобби -. Это, скорее, форма социального служения. Не «труд-работа», а «труд-забота» (по терминологии А.С. Макаренко).
Педагогика для них — не столько «воспитание школьников», сколько воспитание «работников будущего» (С.Т. Шацкий), воспитание «нового человека» (А.С. Макаренко). И вообще, воспитание для них не самоцель. Им хотелось «улучшать окружающую жизнь». ' В этом они были утопистами. Веря, что бщество может быть устроено разумно , а жизнь людей — счастливее, они сцитали что путь к такой жизни лежит прежде всего через создание разумно организованных и счастливых детских «сообщств» («клубов», «колоний», "коммунун»).
Более того, они были сторонниками "рпережающего воспитания", пытались доказывать. что детское сообщество может быть устроено лучше взрослого и что даже может стать для взрослых культуррым образцом, моделью настоящего человеческого ббщежития.
"По нашим наблюдениям, — писал С.Т.Шацкий, — социальная жизнь детей способна достигнуть чрезвычайно высоких форм общежития, быть может, и малодоступных для взрослых людей».
В письме А.1'1' Горькому от 16.06.1926 г. А.С. Макаренко признаётся: «Я потому и отдался колонии, что захотелось потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном, идущем вперёд, а в т о же время и с русским размахом, и страстью ...Я теперь убедился, что такой коллектив ву России создать можно, во всяком случае, из детей».
А.С. Макаренко в этом убедился, проработав с детьми двадцать лет. С.Т. Шацкий| убедился в этрм намного раньше. Уже в 1918 году на страницах журнала «Свободное воспитание» он признался, что его работа с детьми «тем интересна, что мы присутствуем при создании таких общественных взаимоотгошений, которые далеко опередили условия нашей жизни сейчас, и благодаря этому можем заглянуть в будущий общественный строй».
Но С.Т. Шацкий и А.С.Макаренко вовсе не прорицатели. То, чем они занимались, теперь социологи назвали бы «прогнозным социальным проектированием». То, чем
занимался А.С. Макаренко, А.М. Горький назвал «экспериментом мирового значения».
И.П.Иванов не случайно был избран деййствительным членом АПН СССР.
А что за окном мыг видим совскм другой общественный строй (вовсе не тот, который проектировали самоотверженные "подвижники соцвоса", то в этом не не их вина. И как не порадоваться тому, что и теперь у этих подвижников есть продолжатели. Действует Международная макаренковская ассрциация, проводятся Международные конкурсы им. А.С.Макаренко (по организации школ-хозяйств), действует ассоциация последователей И.П.Иванлва "Педагогика социального творчества".
Их «опыты по конструированию разумных и счастлигых детских производст-
венных коллективов (в опыте Ивановпа - коллективов с общественно-полезной деятельностью) и созданные каждым на основе его «цельного опыта» стройной системы взглядов на жизнь детей, на смысл, значение и средства воспитания будоражили умы, находили и находят много поклонников. Но ещё больше находят (и это надо признать — равнодушных и даже противников).
Когда подвижникам удавалось находить поддержку «в верхах», окрылённые надеждой реализовать «небывалые возможности", они высоко воспаряли в мечтах о грандиозных социальных проектах, желая помочь не горстке обездоленных, а детям и подросткам городского или сельского района, целого города, республики, всей страны. И созданные ими детские формирования получали, порой, даже особый статус экспериментальных.
Когда отношение «Олимпа» к ним менялось, их социальные творении подвергались безжалостной «реорганизации», философско-педагогнческий «бисер» затаптывали в грязь, а самих новаторов подвергали травле. Шацкому пришлось "по собственному желанию" уйти из Государственного учёного совета" (ГУСа), А.С.Макаренко - из кнраинского НКВД, а И.П.Иванову - из ЦК ВЛКСМ. Это вовсе не сломило их. Все они продолжали активно действовать и бороться. Шацкий - ка директор Московской еогсерватории, Макаренко - как писатель, Иванов - как учёный м профеессор в ВУЗе.
Все три «подвижника соцвоса» (термин Макаренко) достигли невиданных дотоле, мсожго сказать, грандиозных результатов. Их опыт уже при их жизни изучали не только коллеги-соотечественников, но и такие мыслители, как Джон Дьюи, Рабиндранат Тагор, не говоря уже о тысячах обычных педагогов, побывавших в коллективах С.Т. ШацкогоБ А.С. Макаренко, И.П.Иванова.
Все они успели при жизни кое-что опубликовать Но, как выснякися, - только малую часть. С.Т. Шацкому не повезло больше других: в 1930 г. кто-то поджёг его дом и в нём сгорела рукопись главной его кнги — второй части книги «Бодрая жизнь». Макаренко повезло больше — от его «Педагогической поэмы» цензура "откусила" только часть. У уаждому юбилею издаются ранее не публиковавшиеся произведения этих "подвижников соцвоса" и издаются сборники научно-практических конференций, посвящённых их наследию.
Особая заслуга И.П.Иванова, как продолжателя Шацкого и Макаренко в том, что разработанная им теория и медика, которую теперь чаще всего называют "Педагогика общей заботы" позволила макаренковскую идею о "труде-заботе" воплощать в общественно-полезной деятельности учащихся даже тогда и там, когда и где нет возможнлсти для организации "школ-хозяйств", "прогрессирующих общин"(состемообазущим фактором в которых является "экономическая забота" (темин А.С.Макаренко). Благодаря этой пмедаглгике, получившей название в оьиходе педагогической практике известность как "коммунарская методика", "методика коллективной творческой деятельности" вот уже около полувека живёт и не иссякает в школьной и студенческой среде "коммунарское движение". В школах и в учреждениях дополнительношо образования встречаются "коммунарские клубные объединения". Штаб школьников при Дворце творчества Архангельска отметил уже своё 45-летие. На тадиционном осеннем коммунарском сборе "Звёзды дарят надежду-2008" в Ленинградской области собрались делегации от 17-ти юношеских коммунарских объединей разных регионов от Карелии до Кемерова.
К сожалению, последователи Шацкого, Макаренко и Иванова подобны трём ветвям древа, которые, практически не пересекаются. Чем дальше уносит нас река времени, тем чаще потомки теряют знания о своём родстве, о своих общих корнях. Это явление обычное. Но в канун предстоящих юбилеев трёх "подвижников соцвоса" хочется пожелать всем нам не уподобляться Иванам не помнящим родства. Хочется пожелать всем встретиться в Большом коммунарском кругу, познакомиться и взяться за руки.
Со временем стали обрабатывать поля, выращивать на них рожь и пшеницу. Позже появилась своя электростанция.
Наступило время, когда Шацкий констатировал: «Всё больше и больше наша дикая, испорченная и заброшенная людьми земля получает вид места, по которому прошлись заботливые руки человека».
В колонии много играли в подвижные игры, устраивали инсценировки сказок, пели, музицировали, устраивали прогулки.
В 1912г. С.Т. Шацким был создан «проект опытной станции по детскому воспитанию», которая включала в себя все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная от детского сада и кончая школой II ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии». В 1915 г. к проекту добавилась идея создания постоянных «опытных курсов».
В 1916 г. удалось получить под этот проект субсидию от Министерства народного просвещения в 16 700 рублей. Шацкий организует при Калужском губернском земстве белкинский межуездный участок «повышенного земского хозяйства с рядом мероприятий и учреждений просветительного характера». В культурно-просветительной работе с населением окрестных деревень приняли участие сотрудники колонии, старшие воспитанники, курсистки-практикантки. В народном доме, выстроенном в Белкине, колонисты проводили лекции, беседы, выступали с концертами и спектаклями.
В 1916 и 1917 гг. в деревнях Самсоново и Пяткино были построены и открыты детские сады и школы.
«Революционная эпоха,— писал Шацкий, — застала нас в значительной степени вышедшими из рамок узкого педагогического дела». Шацкий приветствовал февральскую революцию, а вот события октября его насторожили. Он, как и многие тогда, рассматривал большевиков как разрушителей.
Он боялся за судьбу своего главного детища — колонии «Бодрая жизнь». А там логика событий приводила к очень интересным результатам.
В статье, опубликованной в 1918 г., С.Т. Шацкий писал, что, «постепенно сживаясь с колонией, дети привыкают считать всё её имущество общим. Будущее колонии рисуется в виде фермы-коммуны, живущей на свои средства самостоятельно и производящей известную культурную работу среди соседей. Есть и переходная группа подростков, пробующая свои силы на самостоятельном ведении маленького хозяйства, оплачивая работой своей колонии своё содержание. Эта группа имеет название коммунистов».
Логика развития колонии в коммуну в опыте Шацкого — явление объективное. Этот опыт опережал процессы, происходящие в стране. И было бы странным, если бы после опубликования в 1918 г. «Декларации о единой трудовой школе» С.Т. Шацкий вместе с А.А.Фортунатовым не разработали бы проект Опытной станции и не подали бы его в Наркомпрос. 12 мая проект был утверждён коллегией Наркомпроса в качестве положения об Опытной станции при Наркомпросе.
О Первой опытной станции по ндродному обрдзовднию при НдркомпросЕ
В.Н. Шацкая вспоминала о том, что С.Т. Шацкий после этого обратился к А.В. Луначарскому с просьбой дать ему план-задание. Луначарский напомнил Шацкому о его статье, где тот назвал наркома просвещения дилетантом и сказал, что коль это так, то Шацкому самому следует планировать свою работу на Опытно* станции и не морочить ему голову. Такой свободы действий от новой власти Шацки* даже и не ожидал. Тем более что ещё совсем недавно Шацкий отказался сотрудничать с Луначарским и вообще с Советской властью. Такое начало сотрудничества, конечно, вдохновляло. (Заметим в скобках, что и Макаренко, систему которого в 1927 г. «педагогический Олимп» признал «несоветской», приглашение чекистов возглавить коммуну им. Дзержинского тоже окрылило.) Поддержка со стороны «власть предержащих» для таких людей не роскошь, а элементарное условие нормального продолжения работы.
Теперь работа Шацкого стала разворачиваться на территории свыше 150 квадратных километров в 35 деревнях. Кроме Калужского отделения было и Московское отделение станции. В него вошли: школа; детский дом; центральный детский сад; постоянная педагогическая выставка; информационное бюро...
К осени 1919г. случилось удивительное — из летней колонии «Бодрая жизнь» дети домой в Москву не вернулись. Но никто из родителей не думал протестовать. Они были рады, что дети на весь год остаются на природе, вдали от городских подворотен с их соблазнами. Много позже, став уже весьма взрослыми и даже пожилыми людьми, воспитанники колонии утверждали, что в их колонии было лучше, нежели в Царскосельском лицее. И одним из аргументов было указание именно на то, что в колонии был настоящий труд.
Превращение в «закрытое» воспитательное учреждение произошло через
1 40
Я/03
НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
| 4 лет после создания «временного коллек-
•нва» щёлковской летней «колонии». Ин-сресно, что и А.С.Макареннко, прорабо-чв 15 лет в различных «открытых» учеб-<ых заведениях, пришёл, однако, в 1920 г. I созданию «закрытого» учреждения. Что кроется за таким совпадением?
* сталость от бесконечной изнуряющей :орьбы с «вредными влияниями», идущими г «улицы» и от «семьи»? Возможно.
Но, думается, в большей степени аесь было желание получить возможность ^тя более «интенсивного воспитания» де-
•ей. «Проектирование личности», и не про-,. го личности, а личности «нового челове-
*а», требовало для воплощения совершенно иных условий. А если учесть, что для Падкого и Макаренко было важным не только создание «нового человека», »о и «нового общежития», новых форм человеческого сообщества, то становится понятным желание создания некоего «фаланстера». При этом Шацкий отмечал, что «закрытый период» со временем, по мере становления коллектива, заканчивается и коллектив «распахивается» навстречу окружающей жизни.
Но уже не для чуждых влияний, а для влияния колонистов на окружающую жизнь. Для иллюстрации два очень показательных факта. Воспитанники Шацкого выращивали и продавали продуктивные сорта огородных культур, а воспитанники Макаренко — породистых свиней.
В.Н. Шацкая вспоминала: «Своими силами колонисты вместе с преподавателем собрали и установили насос для подачи воды в баню и прачечную, поставили в колонии репродуктор собственной конструкции для радиостудии, сделали целый ряд аккумуляторных батарей для радиоустановок на фабрике, в клубе и в деревнях, где не было электричества. Позднее был проведён водопровод в колонии и установлен движок на электростанции. Колонистами были созданы ряд приборов для физического кабинета, осветительная аппаратура для спектаклей и многое другое.
В столярной мастерской изготовлялись спортивные лыжи. Всё, начиная с вы-
бора подходящих берёз на отведённой делянке, распаривания и загиба лыж до их полировки, делалось самими ребятами, которые чрезвычайно гордились результатами своего труда». Шацкая отмечала, что «эти работы... оказали весьма ощутимое влияние на направленность интересов колонистов, а в иных случаях и на выбор ими специальности».
Мне довелось на протяжении трёх с половиной десятков лет иметь счастье постоянно общаться со многими воспитанниками Шацкого и Макаренко. И все они оказались наделены качеством, которое Макаренко называл «иммунитетом к порче». Все они оказались людьми состоявшимися. Не все стали известными художниками, артистами, учёными, крупными военачальниками. Шацкий и Макаренко таких целей не ставили, но среди них много настоящих героев труда и войны, все, оставшиеся в живых после Победы в Великой Отечественной войне, смогли построить семью и воспитать детей.
Они до самой смерти (даже страдая в старости тяжёлыми болезнями) регулярно собирались вместе. Они называли себя «солнечными людьми». Они чтили память своих педагогов. Редко кому из родителей удавалось добиться такой сыновней любви и преданности.
«Было ли в этой жизни что-либо сильное,
ОСОбЕННО ВЛИЯВШЕЕ НА ДЕТЕЙ?»
Ставил вопрос С.Т. Шацкий и отвечал: «Да, было, и это был труд. Труд вносил смысл и порядок в детскую жизнь».
Часто ли разговоры о роли труда в воспитании детей углубляются до понимания специфики этого труда, которая в опыте С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко была определяющей, как сказали бы учёные, системообразующей?
Специфика этого труда была в том, что труд был не только «самообслуживающим», но и производительным. То, что было подсобное хозяйство, позволяющее подкармливать воспитанников, — это, конечно, тоже важно. Разве не имело значения, что у Шацкого дети сами сеяли рожь и пшеницу и каждое утро дежурные пекари (дети) пекли свой свежий белый и чёрный хлеб? Разве не имело значения, что пили «своё молоко», что мальчишки умели доить коров не хуже, чем девочки? Впрочем, и на швейных машинках мальчишки работали тоже неплохо.
И всё-таки, видимо, не это главное. А что же тогда?
Обратимся к самим Шацким.
В 1922 г. они писали, что с 1905 г. «смотрели на свою работу... как на попытку выяснить некоторые закономерности в развитии детского общества ... была поставлена задача установить влияние организации физического труда на жизнь детского коллектива».
И вот к каким интересным выводам они пришли через 17 лет: «между основными сторонами детской жизни — физическим тру-
дом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием — рушествует определённая связь... виды и формы детского труда
его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений, — всё к большему разнообразию в формах и большей ^ронности в организации, — влекут за собой соответственные из-°енения в социальной, эстетической и умственной жизни детей».
А что имелось в виду под «нормальными изменениями видов Ьорм детского труда»? То, что «первобытные формы труда сме-отся кустарными и затем технически высокими». Вот эта дина-ча имеет принципиальное значение. Именно благодаря этой эволюции форм труда «первичные детские организации случайного типа, быстро создающиеся и распадающиеся, приобретают всё более длительные формы и обусловливают в дальнейшем параллельный рост социальных навыков. Грубые формы детского искусства сменяются более совершенными, вызывая к жизни творческие силы детей. Развитие художественных запросов детей отражается на возникновении новых, интересных для них видов труда: дети строят планы и наполняются радостной тревогой осуществления. В конце концов, выявляется идейная сторона детского общества, которая даст сильный толчок умственным, самостоятельным запросам».
Шацкие пишут о переходе детского коллектива-хозяйства к технически высоким «формам труда», но промышленного производства в судьбе колонии «Бодрая жизнь» не было. Не все знают, чем объясняется, что С.Т. Шацкий «остановился» на сельскохозяйственном труде. Он пытался создать на базе своей колонии кирпичный завод, но ему этого не позволили. Помощи от покрови-телей-образованцев ему не хватило. Вот почему, перейдя из «Бодрой жизни» на работу директором консерватории, он писал, что его «с кровью, с мясом оторвали от любимого дела».
А.С. Макаренко повезло больше. После того как его систему воспитания в колонии Горького (в 1928 г.) деятели образования, называемые им «педагогическим Олимпом», признали «несоветской» и уже казалось, что «песенка его спета», Макаренко удалось найти поддержку. У «чекистов», которые сочли возможным в созданной ими коммуне им. Дзержинского появление таких «форм труда», как два самых настоящих завода (по изготовлению фотоаппаратуры и по производству электроинструмента). Благодаря этому опыт Макаренко оказался продолжительнее. Не в смысле хронологии, а в смысле «зоны развития» производительных сил и производственных отношений.
Современным учителям трудно понять, как Шацкому удавалось вызывать у детей огромную тягу к учебной деятельности без выставления оценок. Тяга к знаниям воспитанников Макаренко тоже многих поражала. Известно, что для воспитанников Шацкого и Макаренко не составляло труда поступать учиться в те институты, куда их влекло.
Благодаря чему возможны были такие замечательные «метаморфозы» бывших беспризорников и их коллектива? Благодаря педагогическому мастерству? Знанию детской психологии? Само-
отверженности коллектива воспитателей? Разумеется, не без этого, но достаточно ли всего этого?
Можно ли было бы Шацкому и Макаренко достичь таких результатов без реализации того, что сказано в вышеприведён ной формуле Шацких?
Сам Макаренко в конце жизни так говорит о своей удаче: «Если охарактеризовать мою удачу, то она была очень большой». И далее некоторые её штрихи: «Последние годы жизни коммуна... жила на полном хозрасчёте». Коллектив «полностью окупал расходы не только по школе, на жалованье учителям, на содержание ка бинетов и прочие, но и все расходы на содержание ребят. Кроме того, коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству. Это удача огромная, потому что хозрасчёт — замечательный педагог». Макаренко не скрывал, что на зя работанные коммунарами деньги покупались автомобили для коммуны. На «детские деньги» (в фонд «Совета командиров» отчислялось по 10% от заработков коммунаров) покупались добротные костюмы всем коммунарам, покупалось «приданое» коммунарам-молодожёнам, выплачивались безвозмездные стипендии выпускникам коммуны, поступившим в институты. Оплачивались массовые ежегодные путешест вия коммунаров по стране...
Думается, что организаторам, а главное, участникам конкурсов по организации детского производительного труда все эти факты интересны.
«Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает её соци алистической», — писал А.С. Макаренко.
Он напрасно, наверное, сказал, что только школа-хозяйство сделает её социалистической. Дело не в «социализме». На верное, надо было бы сказать иначе: только школа-хозяйство сделает школу нормальной школой. Школа-хозяйство, в которой не обучение «соединяют» с тру-
л труд (и труд обязательно развиваю-.й) является стимулом и условием 1сния, нужна не для того, чтобы «рас-йать окно в коммунизм» (А.М. Горь-|. а для того, чтобы «открыть дверь» ^кам в трудовую жизнь. Выпускник школы должен быть, преж-его, готов к роли труженика. И даже ес-.пускнику школы доведётся трудиться ^ре обслуживания или «в сфере умст-;го труда», «трудовая биография», по-4Я тем, что имели воспитанники Шац-,( Макаренко, весьма пригодится. Ещё в 1918 г. С.Т. Шацкий предосте-
-1: «Отнимая физический труд от ре-..а, мы лишаем его могучего жизненно-, испособления».
Спустя много лет Макаренко продол-«это не просто дорога к средствам су-гвования, это ещё и этика, это филосо-нового мира. Как мы можем воспитать о будущего гражданина, если с малых не дадим ему возможность пережить ,г этой трудовой заботы».
Таким образом, это не просто «трудо-навыки» и даже не «трудолюбие» как гство личности. Это нечто большее, жизненная практика. Это опыт труда-гы, самореализации в производствен-.. и социальном творчестве.
В обществе отчуждённого и отчуждало труда это очень важный и дефицит-компонент образованности человека. «Для взрослых, — писал С.Т. Шац-а 1918 г., — в особенности для так на-.(емых образованных людей, физичес-труд утратил свою ценность, и оста-а две оценки его — или как низшей мы работы человека для людей образо-.ых, или как проклятие жизни для озленных масс трудового народа». Такое .'Шение было сто лет назад. А теперь,
*е оно изменилось?
Шацкому и Макаренко всё это было чтно в начале прошлого века. Это было
•1тно всем их выросшим воспитанни-
- Похоже, что это уже понятно некото-^ участникам прошедшей Международ-Макаренковской конференции. А как чёт остальных?
КТО АВТОР СОЧЕТАНИЯ СЛОВ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМАМ
Трудно сказать, кому пришло в голову первому назвать книгу о жизни в детской колонии педагогической поэмой. Я всю жизнь думал, что приоритет этой идеи за А.С. Макаренко. Сомнения возникли, когда прочитал предисловие С.Т. Шацкого к книге Л. Сосниной «История одной школьной общины» (М.: Кооперативное изд-во «Посредник», 1927). В книге описывалась жизнь Пушкинской детской колонии «с сельскохозяйственным уклоном». Оценивая книгу. Шацкий писал: «Скорее это поэтическое произведение — своего рода педагогическая поэма». Он отмечает искренний интерес к детям, любовь к ним, которыми сквозит каждая строка педагогической поэмы. И очень прозорливо прогнозирует: «Можно лишь бояться, что за поэтической формой читатель пройдёт мимо того ценного, что имеется в этой незаурядной работе». Пушкинскую колонию «преобразовали» в 1924 г., а автор книги была репрессирована. Колонию им. Горького «преобразовали» четыре года спустя, а педагогическую систему её автора признали «несоветской».
Полагаю, что Макаренко ничего не знал о предисловии Шацкого к книге о Пушкинской колонии. Видимо, педагогическая поэма — это не такое уж уникальное для тех лет состояние души «подвижников соцвоса», занимавшихся организацией детских трудовых колоний.
писать о школе? тема школы в последние годы жизни
По поручению Н.К. Крупской С.Т. Шацкий в 1929 г. подготовил новые программы для школ. Времени было выделено крайне мало — всего месяц. Крупская работу одобрила. Но программы были кем-то отданы на рецензию бригаде рабочих завода им. Лепсе. Рабочие камня на камне не оставили от программ, обвинив Шацкого в полном непонимании задач «смычки города и деревни», «руководящей роли рабочего класса, который даёт крестьянам орудия производства». В программах, по мнению этих экспертов, была «плохо отражена политика партии в деревне, недостаточно внимания уделено вовлечению в колхоз крестьян». Их назвали «чудовищными» за то, что они не отвечали задачам переходного времени.
Стоит ли удивляться, что Макаренко через десять лет после этого вообще избегал говорить, а тем более писать о школе. Когда ему оставалось до ухода из жизни меньше месяца, он, выступая перед студентами, сказал: «Моя литературная работа — только форма педагогической работы». Он мечтал написать книгу «на такую тему: как нужно воспитывать человека, чтобы он, хочешь — не хочешь, был счастливым человеком... А о школе я не буду писать... в наших школах организации детского опыта, жизненного опыта, коммунистического опыта не уделяется достаточно внимания. Я написал книжку, и мне возражают: «Это сказка, это мечта». А я утверждаю, что это... та действительность, которая должна быть на каждом шагу»
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|